Ситуация на корейском полуострове кратко

Обновлено: 02.07.2024

Краткий обзор ситуации на Корейском полуострове

Перечислим ещё раз основные выгоды, которые имеют США в связи с существованием постоянной напряжённости вблизи границ Северной Кореи и Китая. Итак, напряжённость в регионе США нужна по следующим причинам:

1. Для подтверждения легитимного пребывания вооружённых сил США в регионе, откуда можно контролировать Китай, обе Кореи и Японию;

2. Для предотвращения развития любых интеграционных (объединительных) процессов между Северной и Южной Кореями, которые могут привести к созданию ещё одного сильного участника в азиатско-тихоокеанском регионе (АТР), обладающего ядерным оружием, передовыми технологиями, людскими и природными ресурсами, с которым США придётся считаться также, как и с Китаем. Но тогда "Боливар (т.е. США) не вынесет двоих";

3. Для поддержания финансовой нестабильности региональных валют и поддержания статуса резервной валюты доллара ФРС США.

Здесь хотим обратить внимание на следующее обстоятельство.

Здесь напомним, что активная фаза противостояния в районе Корейского полуострова началась после визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Москву 22 марта 2013 г. и после проведения саммита БРИКС в ЮАР 27 – 28 марта.

Обращает на себя внимание и то, что руководство Китая отреагировало на обострение вблизи своих границ вяло, предусмотрительно направив танки и военную технику к приграничным с КНДР территориям.

Однако, вместе с тем, в регионе есть три страны, которым объединение даст только плюсы.

Первые две – это обе Кореи. Третья – это Россия.

Нам это надо? Хотим ли мы этого?
Ответ очевиден!

Поэтому в решении подобного рода задач, да и вообще в управлении, всем руководителям России следует опираться на КОБу.

Сайт функционирует поддержке Федерального агентства коммуникациям.

Все права защищены



С 2006 года Пхеньян провел ряд ядерных испытаний и серию пусков ракет, в том числе с подводных лодок. При этом северокорейское руководство отвергало требования международного сообщества и СБ ООН прекратить ядерные и ракетные испытания, ссылаясь на угрозу со стороны США.

21 апреля 2018 года власти Северной Кореи заявили о прекращении ядерных и ракетных испытаний.

27 апреля 2018 года состоялась встреча и первые за более чем десять лет переговоры лидеров Северной и Южной Кореи на границе двух государств. Ким Чен Ын и Мун Чжэ Ин договорились работать над заключением мирного договора и налаживанию двусторонних связей на Корейском полуострове.

5 февраля 2022

14 января 2022

1 января 2022

17 октября 2021

4 октября 2021

30 сентября 2021

29 сентября 2021

28 сентября 2021

16 сентября 2021

15 сентября 2021

14 сентября 2021

1 сентября 2021

22 июня 2021

31 мая 2021

5 мая 2021

2 мая 2021

31 марта 2021

25 марта 2021

Сайт функционирует поддержке Федерального агентства коммуникациям.

Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.



Сегодня на Корейском полуострове, расположенном в Восточной Азии, существуют две страны – Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) и Республика Корея. Как и почему образовались два этих государства? Более того, почему эти две страны так кардинально отличаются друг от друга и в чем заключается причина их вражды? О том, как все происходило с самого начала, какой конфликт между Северной и Южной Кореей не дает этим странам воссоединиться, читайте в нашем материале.

Начало XX века. Захват Кореи Японией

В чем же заключается и где берет свои истоки конфликт Северной и Южной Кореи? Кратко ответить на эти вопросы непросто, ведь предпосылки, приведшие к возникновению этих двух государств, агрессивно настроенных по отношению друг к другу, были заложены более ста лет назад.,

Еще в XIX веке Корея была независимым государством, однако попала в сферу интересов разных стран, в частности, России, Китая и Японии. Они противостояли друг другу в борьбе за право властвовать над Кореей. Завершающую роль в этом противостоянии сыграла русско-японская война 1904–1905 гг. В результате нее Япония окончательно установила свое первенство на полуострове. Изначально установив протекторат над Кореей, к 1910 году Япония полностью включила ее в границы своего государства. Так были созданы условия, в будущем вылившиеся в известный нам конфликт Южной и Северной Кореи, хронология которого отсчитывается с середины XX века.

Таким образом, на протяжении 35 лет, вплоть до момента поражения Японии во Второй мировой войне, Корея оставалась ее колонией. Конечно же, в течение этого периода корейцы пытались отвоевать себе независимость, однако милитаристская Япония на корню пресекала все подобные попытки.

Во время конференции, состоявшейся в Каире в 1943 году, обсуждались вопросы относительно перспектив военных действий в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Относительно территорий, захваченных Японией, было принято решение в дальнейшем предоставить Корее независимость.

Освобождение Кореи и раздел ее на временные зоны

южная и северная корея история конфликта

Примечательно, что в южной зоне, курировавшейся американцами, находилась и столица бывшего корейского государства – город Сеул. Помимо этого, в южной части полуострова плотность населения была практически в два раза выше, чем на севере страны, то же самое касалось и сельскохозяйственных, и промышленных ресурсов.

СССР и США не могут или не хотят договариваться

Вслед за этим обнаружилась новая проблема – Соединённые Штаты и Советский Союз никак не могут договориться о порядке объединения страны. Они расходились по многим вопросам относительно процедуры вывода войск союзников из Кореи, проведения выборов, формирования единого правительства и т. д. Попытки договориться ни к чему не приводили на протяжении практически двух лет. В частности, СССР изначально настаивал на выводе с территории Кореи всего контингента иностранных войск, вслед за чем можно было бы приступать к выполнению остальных пунктов плана. Америка же не соглашалась с этим предложением и летом 1947 года вынесла корейский вопрос на рассмотрение в Генеральной Ассамблее ООН. Пожалуй, суть конфликта между Северной и Южной Кореей изначально заложена в противостоянии двух сверхдержав – США и СССР.

Но так как Америка пользовалась поддержкой большинства членов ООН, корейский вопрос был рассмотрен и одобрен на условиях, предложенных США. В свою очередь СССР выступил против, тем не менее в ООН уже приняли решение создать специальную комиссию, задачей которой являлась организация и проведение выборов в Корее. СССР и контролируемые им власти Северной Кореи отказались допустить комиссию ООН на северную часть полуострова.

Создание двух самостоятельных и независимых республик

Несмотря на разногласия, в мае 1948 года на территории, курируемой США, проводятся выборы, в результате которых образовывается независимая Республика Корея, иначе – Южная Корея. Сформированное правительство, возглавленное президентом Ли Сын Маном, ориентируется на западный мир и тесно сотрудничает с США.

Вслед за этим в северной части Корейского полуострова в августе того же года также проводятся выборы, а в сентябре объявляется о создании КНДР, иначе – Северной Кореи. В данном случае было сформировано прокоммунистическое правительство, возглавленное Ким Ир Сеном. Так были созданы два независимых друг от друга государства – Южная и Северная Корея. История конфликта начинается с войны, последовавшей через два года.

конфликт между северной и южной кореей

Начало Корейской войны

К 25 июня 1950 года вялотекущий конфликт Северной и Южной Кореи постепенно перерос в тяжелые бои. Стороны взаимно обвиняли друг друга в нападении, однако сегодня принято считать, что агрессором являлась КНДР. Всего через несколько дней стало очевидным, что северокорейская армия значительно превосходит своего противника, ведь уже на пятый день войны ей удалось занять Сеул. Соединённые Штаты незамедлительно пришли на помощь Югу, а также развернули в ООН кампанию, в рамках которой обвинили Северную Корею в агрессии, призвав международное сообщество оказать Южной Корее военную поддержку в целях восстановления безопасности в регионе.

конфликт южной и северной кореи хронология

В результате включения американских подразделений, а вслед за ними и войск, объединенных под эгидой ООН, в конфликт Северной и Южной Кореи, армии Юга удалось сдержать наступление неприятеля. Вслед за этим последовало контрнаступление на территории Северной Кореи, что стало причиной включения в войну китайских добровольческих формирований. СССР также оказал военную поддержку Северной Корее, поэтому вскоре зона боевых действий снова переместилась в южную часть полуострова.

Исход Корейской войны

Разные источники сообщают неодинаковые цифры относительно потерь сторон, которые повлек за собой конфликт между Северной и Южной Кореей, однако можно с уверенностью сказать, что эти потери были значительными. Также был нанесен большой ущерб обоим государствам, так как боевые действия велись практически на всей территории полуострова. Корейская война по сути являлась неотъемлемой частью начавшейся в середине XX века холодной войны.

Отношения между странами во второй половине XX века

По окончании войны на полуострове конфликт Северной и Южной Кореи был переведен в замороженное состояние. Братские страны по-прежнему относились друг к другу с осторожностью и подозрением, и лишь на фоне налаживания контактов между Америкой и Китаем несколько улучшились и взаимоотношения Севера с Югом.

конфликт между северной и южной кореей кратко

В начале 1990 годов были предприняты новые попытки сближения. В связи с этим странами был принят ряд новых договоренностей, среди которых Соглашение о примирении, ненападении и взаимном сотрудничестве, а также Совместная декларация о денуклеаризации Корейского полуострова. Однако вслед за мирными инициативами КНДР довольно часто обнаруживала намерения получить ядерное оружие, что не раз вызывало глубокую обеспокоенность со стороны международного сообщества, в частности США.

Отношения между странами в новое время

суть конфликта северной и южной кореи

В октябре 2007 года была проведена очередная межкорейская встреча, итогом которой стало подписание новых документов, продолжающих и развивающих принципы, заложенные в Совместной декларации 2000 года. Тем не менее суть конфликта Северной и Южной Кореи такова, что на протяжении времени отношения между странами остаются нестабильными, а также характеризуются периодами подъемов и резких спадов.

Периодические обострения отношений

Примеры обострения ситуации на полуострове зачастую связаны с проводимыми в Северной Корее подземными ядерными испытаниями, как случалось в 2006 и 2009 годах. В обоих случаях подобные действия КНДР вызывали протест не только со стороны Южной Кореи – все международное сообщество выступало против деятельности в ядерной сфере, а в Совете Безопасности ООН было принято несколько резолюций, призывающих возобновить переговоры о денуклеаризации полуострова.

суть конфликта между северной и южной кореей

Конфликт Северной и Южной Кореи не раз выливался в вооруженные столкновения, которые, безусловно, ставили на грань срыва процесс сближения братских стран. Так, 25 марта 2010 года неподалеку от границы КНДР в Желтом море был взорван и потоплен южнокорейский военный корабль, что стало причиной гибели 46 моряков. Южная Корея обвинила КНДР в уничтожении судна, однако Север свою вину отрицал. В ноябре того же года произошел крупный вооруженный инцидент на линии разграничения, в котором стороны обменялись взаимными артиллерийскими обстрелами. Не обошлось без жертв, в том числе были и погибшие.

Помимо всего прочего Северная Корея довольно остро реагирует на американское присутствие в южной части полуострова. США и Южная Корея, являющиеся давними союзниками, периодически проводят военные учения в ответ на что, Север неоднократно делал громкие заявления, угрожая применить силу и нанести ракетные удары по американским военным базам, расположенным на юге полуострова и в Тихом океане, а также по континентальной части США.

Сегодняшние реалии

конфликт северной и южной кореи кратко

В СМИ на эту тему было много шума, аналитиками и политологами высказывалась масса предположений относительно вероятности начала нового межкорейского противостояния, но в конечном счете стороны сумели договориться и разрешить все мирным путем. Возникает вопрос: надолго ли? И какова будет следующая причина конфликта между Северной и Южной Кореей, а также к чему может привести очередная эскалация?

Вряд ли сегодня можно прогнозировать то, как в дальнейшем будут развиваться отношения Северной и Южной Кореи. Удастся ли народу этих стран разрешить этот в каком-то смысле внутренний конфликт, не говоря уже о перспективах объединения стран в единое государство? Более чем за полвека, прошедших с момента Корейской войны, корейский народ распался на две отдельных нации, каждая из которых полностью сформировалась и теперь имеет свой характер и менталитет. Даже если они смогут простить друг другу все обиды, им все равно будет нелегко найти общий язык. Тем не менее хочется пожелать им всем одного – мира и взаимопонимания.


В США фактически утеряли надежду на денуклеаризацию КНДР, то есть отказ от ядерного оружия. Следующим шагом может стать контроль за вооружениями, недопущение разрастания ракетно-ядерного потенциала КНДР.

Вероятный ответ — возможная инициатива организации переговорного процесса по ограничению и сокращению стратегических вооружений на Корейском полуострове. Такие идеи уже бродят в Вашингтоне. Россия в этих условия могла бы взять на себя роль организатора такого переговорного процесса между КНДР и США с участием также Москвы и Пекина. Это открывает поле взаимодействия с США, так как наши две страны — единственные, которые имеют опыт подобного дипломатического процесса (СНВ). Очевидно, должен быть заинтересован в этом и Китай. Так, процесс можно было бы возобновить в рамках каркаса шестисторонних переговоров (замороженных в 2006 году) при том понимании, что вся шестёрка целиком (с участием Южной Кореи и Японии) занималась бы проблемами создания режима региональной безопасности.


Сегодня Корейский полуостров остается одной из потенциальных зон конфликта, причем в отличие от других региональных конфликтов здесь налицо геополитическое измерение.

В Восточной Азии в обоих случаях возник бы долговременный очаг военно-политической конфронтации и ситуация гонки вооружений.

Позиции великих держав

В США в последние годы независимо от смены администраций, особенно после фактического приобретения КНДР ядерного статуса, позиция по корейской проблеме определяется как часть стратегии на китайском направлении. Ранее Вашингтон пытался привлечь Пекин к давлению на КНДР, а когда это предсказуемо не получилось, стал использовать корейскую карту против Китая.


Для Китая корейское направление остается одним из приоритетных в военно-политической сфере. Китай озабочен ракетно-ядерными амбициями Пхеньяна и проблемой распространения ядерного оружия. Его появление в КНДР ставит под удар позиции самого Китая в мировом ядерном рейтинге и подрывает его глобальные позиции, служит предлогом для наращивания военного кулака США вблизи его границ. В этом позиции Китая и России близки.

Конфронтационная стабильность и приоритеты России


После провала американо-северокорейского саммита в Ханое в феврале 2019 г. ситуация в корейском урегулировании оказалась в тупике, но уже не воспринимается, как критическая, и перестала вызывать острую международную озабоченность, вновь перейдя в категорию хронических неизлечимых проблем мировой политики. Такая ситуация, несмотря на риторику, в целом, в разной степени устраивает великие державы.

Очевидно, реализация такого замысла способствовала бы повышению для США значимости КНДР — то есть, восприятию ее как угрозы. С учетом того, что военный путь решения не приемлем из-за ядерного потенциала КНДР, США, мол, придется найти формулу сосуществования. Такие планы, однако, встретили бы резкий протест Китая. Соблазн возвратиться к военным провокациям велик, но пока что Кима устраивает нынешнее положение. Это отвечает и интересам и Китая, и России.

В США фактически утеряли надежду на денуклеаризацию КНДР, то есть отказ от ядерного оружия. Следующим шагом может стать контроль за вооружениями, недопущение разрастания ракетно-ядерного потенциала КНДР.

Вероятный ответ — возможная инициатива организации переговорного процесса по ограничению и сокращению стратегических вооружений на Корейском полуострове. Такие идеи уже бродят в Вашингтоне. Россия в этих условия могла бы взять на себя роль организатора такого переговорного процесса между КНДР и США с участием также Москвы и Пекина. Это открывает поле взаимодействия с США, так как наши две страны — единственные, которые имеют опыт подобного дипломатического процесса (СНВ). Очевидно, должен быть заинтересован в этом и Китай. Так, процесс можно было бы возобновить в рамках каркаса шестисторонних переговоров (замороженных в 2006 году) при том понимании, что вся шестёрка целиком (с участием Южной Кореи и Японии) занималась бы проблемами создания режима региональной безопасности.

Читайте также: