Страстная седмица кратко для детей

Обновлено: 04.07.2024

Часто при подготовке с детьми к Пасхе мы проживаем Страстную неделю, не акцентируя детское внимание на тех событиях, которые предшествовали Воскресению Христову. Предательство Иуды, распятие, смерть и погребение упоминаем мимоходом, будто оберегая сознание ребенка. Но говорить об этом можно и нужно. Как именно? Будем учиться у Татьяны Коваленко, автора методики "Традиционное духовное воспитание детей".

Пасхе предшествует Страстная неделя – важный период в жизни каждого христианина, в том числе и маленького. Но как говорить с детьми об этих событиях правильно? Ответ на этот вопрос будем искать вместе с автором методики по традиционному духовному воспитанию детей Татьяной Владиславовной Коваленко. К ней в гости мы сегодня и отправились.

Татьяна Владиславовна Коваленко:

− Итак, ребята, приближается праздник Пасхи. А до Пасхи люди всегда отправлялись в путешествие в разные монастыри. И мы сейчас с вами отправимся в самое желанное для всех паломников путешествие − на Святую Землю, где Сам Господь ходил, молился, проповедовал, страдал и совершил искупительный подвиг.

Татьяна Владиславовна свою методику духовного воспитания детей выстроила на богословской диссертации протоиерея Василия Лесняка. В епархии методику одобрили и рекомендовали для воскресных школ. В прошлом году, когда воскресные школы закрылись, автор адаптировала методику под удаленные занятия, чтобы уроки можно было проводить дома. Это и сейчас пригождается.

Татьяна Владиславовна Коваленко:

В адаптированном виде методика ничего не потеряла, а стала только доступнее для детского восприятия. Урок начинается с песни. Каждый поет, приглашает соседа на корабль − символ нашей Церкви (конечно же, Соборной), ведущий к спасению.

Татьяна Владиславовна Коваленко:

Мы плывем, Господь, к Тебе

На чудесном корабле.

Руку другу подаем,

На корабль с собой берем.

Татьяна берет Александру,

Александра берет Илью,

Илья берет Софию,

София берет Любомира,

Любомир берет Татьяну.

И мы отправляемся в путь!

Только соборно можно понять православие. Сейчас эпоха ментальной войны. В это время мы, православные, должны быть вместе. Как говорил настоятель Серпуховского монастыря, мы на боевом корабле православия. Очень важно чувствовать плечо друга: это заставляет ребенка заниматься, он уже не может пропустить занятие, даже если ему лень идти на него в воскресенье. Таким образом, получается системный подход к занятиям. А самое главное, из-за чего мы проигрываем ментальную войну, − это отсутствие системного мышления. Если его нет, то ребенок (и взрослый) не может делать выводы; не может найти причину, следствие; он связывает между собой несвязанные вещи, поэтому его можно легко обмануть, манипулировать им. Поэтому крайне важно, чтобы у ребенка сформировался этот фундамент.

Если наше занятие основано, например, на словах преподобных, то все выстраивается вокруг них. Занятие у нас идет полчаса перед литургией: десять минут − видеоурок, затем двадцать минут − творческая мастерская. После дети идут слушать проповедь перед причастием, и для них это уже не чуждый мир: они от слов преподобных переходят к их богословскому значению и пониманию их глубин.

Каждый урок состоит из двух частей: небольшого видео и творческого задания. Страстной неделе посвящен урок, описывающий последние дни Христа до Его распятия и заканчивающийся рассказом о Его погребении.

Татьяна Владиславовна Коваленко:

− Итак, ребята, сейчас мы с вами посмотрим фильм. Он очень короткий, но чтобы его сделать, знаменитый режиссер Александр Слободской много лет жил в Израиле и много месяцев снимал этот фильм. Мы с вами увидим подготовку к Пасхе; то, как люди путешествуют; пройдем по тем местам, где ходил Господь, где Он страдал. Мы даже увидим темницу, где сидел Господь. Итак, Страстная неделя на Святой Земле. Во время просмотра можно разговаривать, задавать вопросы.

Видеоурок хоть короткий и понятный, но оставлять ребенка с ним наедине – не дело. Присутствие и искренняя вовлеченность взрослого здесь играют решающую роль.

Татьяна Владиславовна Коваленко:

− Это настоящие ветки пальм. Господь как будто едет на ослике. Именно в эти ворота – святого Стефана – входил Сам Господь. Съездить мы туда не можем, но можем все увидеть и прикоснуться к этому нашей душой.

Последняя седмица до Воскресения Христова − время для скорби. Но многие современные родители стараются уберечь детей от всего, что навевает грусть. Обоснований подобного взгляда на воспитание нет, а расстройства детской психики в таком случае − явление частое.

Татьяна Владиславовна Коваленко:

− Мы рождаемся в мир, но нам этого не хочется: в животе у мамы прекрасно, тепло, там счастье и блаженство. Так не хочется это все покидать. А потом оказывается, что и жизнь так же прекрасна. И нам она дается, чтобы мы познали добро и зло, собрали сокровища Святого Духа, научились делать добрые дела, полюбили Бога. За это время мы должны подготовиться, и когда мы готовы, Господь призывает нас в новую жизнь. Если у того, кто находится рядом с ребенком, такое мировоззрение, то он передает это светлое восприятие ребенку. Тогда ребенок не повреждается, когда умирает бабушка, а молится за нее. Никто не скрывает от него, что бабушка умерла; наоборот, ему объясняют, что нужно читать Псалтирь, потому что ее душа очень переживает и ее надо поддержать. У кого-то, может, нет бабушки, а Страстная седмица у нас каждый год.

Распятие, смерть и гроб – детские ли темы? Да, ведь за тьмой − свет, а за погребением − воскресение.

Татьяна Владиславовна Коваленко:

− А это печать, которой стражники запечатали гроб. Чтобы мы все это помнили, монахи показывают огромный кусок воска.

Даже мастер-класс Страстной седмицы особенный – печальный и светлый одновременно. Для детей, а заодно и для нас, его проводит Ирина Ильина, художница и архитектор. А заготовку для творческого задания можно скачать по ссылке под видеоуроком.

Ирина Евгеньевна Ильина, ведущая мастер-класса воскресной школы храма Рождества Иоанна Предтечи (деревня Юкки):

− Ребята, начинаем нашу творческую мастерскую. Мы только что посмотрели фильм о путешествии по Святой Земле. А впереди у нас Страстная неделя. Как готовятся к Пасхе? Красят яйца, пекут куличи. Мы тоже будем так готовиться (у нас будет урок с раскрашиванием яиц), но сейчас у нас идет самая важная Страстная неделя, когда распяли и положили в гроб Господа нашего Иисуса Христа.

− Потом Его там закрыли, поставили печать.

− Закрыли вход, чтобы тело не украли. Для начала я хочу вам показать рисунок гроба Господня, который мы будем запечатывать печатью и раскрашивать. Этот рисунок я нарисовала специально для нашей творческой мастерской. А вдохновил меня замечательный художник Иван Билибин.

Вырезаем кружочки из бумаги. Они бордового цвета, который напоминает нам пасхальный цвет яйца, что в руке Марии Магдалины стало красным. Что это за кружочки? Это камень, которым был закрыт вход в гроб. Далее возьмем желтый пластилин. Почему именно этот цвет?

− Потому, что это цвет воска.

− Да. Мы из желтого пластилина тоже будем делать печать. Прикладываем к нашей пещере кружочек. Теперь нужно из желтого пластилина сделать шарик и сдавить его пальцами. Далее скрепляем камень и картинку пластилином. А теперь возьмем в руки фломастер. Он будет символизировать печать. Не открывая фломастер, вдавливаем его конец в центр пластилина. У нас получилась замечательная печать. Теперь возьмите фломастеры, карандаши, акварельные краски и начинайте раскрашивать картинку.

Поделка готова. Но это еще не все: она должна занять место в семейном календаре главных христианских праздников. Это тоже идея Татьяны Коваленко.

Татьяна Владиславовна Коваленко:

− Красота! Вы нашли место этому великому событию? Что дальше произойдет, как вы думаете, с этим камнем?

− Просто отодвинется или с грохотом отвалится?

− Конечно. Самое большое событие – воскресение. И все события, в которых Господь Иисус Христос участвовал, выстроились у нас здесь за целый год.

В действии такого подхода к рассказу детям о вере сомневаться не приходится. Дети сами свидетельствуют об этом во всей полноте.

Илья Евгеньевич Великанов, помощник алтарника храма Рождества Иоанна Предтечи (деревня Юкки):

Страстная неделя для меня – самая главная неделя, а Пасха – самый главный праздник в году. Для меня Пасха – как день рождения. Я, когда просыпаюсь, сразу же молюсь, чтобы Господь сохранил нас, зажигаю лампаду, читаю акафист…

Хотим, чтобы дети росли с верой? Значит, нужно молиться и трудиться над тем, чтобы она затеплилась, укоренилась и дала плоды.


Страстная седмица с детьми: рекомендации многодетной матушки
Очень важно на Страстной взбодриться после длинного поста

Как говорить с детьми о событиях Страстной седмицы? Своим опытом делится Ольга Юревич, супруга протоиерея Андрея Юревича, мама семерых детей.

Настоящее переживание Страстной недели начиналось у нас с детьми со Среды.

Страстная неделя – это когда дети уже просто на последнем вздохе: они устали от кулинарного поста, устали от воздержания (в пост у нас были и до сих пор исключены или ограничены просмотры фильмов, прослушивание музыки и т.д.), устали от напряжения многочисленных великопостных служб.

И было очень важно на Страстной взбодриться от длинного поста, к которому все уже немного привыкли. Все, что было до этой недели – касалось нас, наших рассуждений о своих грехах, о покаянии…

На Страстной мы с детьми полностью концентрировались на Иисусе Христе, себя уже отбрасывали, тем более все о нашей духовной жизни было уже переговорено много раз.

Главным был взрыв внимания к Нему, к Его последним дням, Его окружению, Его страданиям. То есть, к тем Евангельским событиям, которые наполняют Страстную неделю.

Я старалась, чтобы мы не отвлекались с детьми, а каждый день проживали с Господом.

Вот мы вместе с Ним в Среду, когда в дом приходит грешница и омывает Ему ноги. Мы оказываемся очевидцами Иудиного предательства. Мы вместе с Ним оказываемся в Четверг с апостолами на Тайной вечери, где Он омывает ноги ученикам.

В пятницу мы весь день были в церкви – кто-то ходил утром, кто-то на дневную службу, кто-то вечером. Чаще всего на вторую и на третью ходили все. Малышам своими словами я рассказывала о вспоминаемых событиях, а не просто читала детскую Библию.

Мне кажется, мое личное отношение, мое личное участие было очень важно для детей. Для старших у нас лежала открытая Библия, и они каждый день старались прочитать о тех событиях, о которых Церковь вспоминает завтра. Если возникали вопросы – они обсуждались.

С детьми мы весь пост, в том числе и на Страстной читали Шмелева, как все эти события воспринимались мальчиком – главным героем.

Великая Среда
История, когда грешница омывала ноги Иисусу Христу, – у меня любимое место в Библии, я не могла говорить о нем без слез. Дети всегда тоже трепетно относились к этому моменту, потому что, это мамино любимое место.

Рассказывая эту историю, я не акцентировала внимание на грешнице, на ее грехе. Ведь главный в рассказе – Иисус Христос. О грехах мы рассуждаем в другие дни. А сейчас перед нами – только Он, к Нему мы подползаем, чтобы омыть ноги. Он близко-близко.

Великий Четверг
Пока мы шли на службу в Великий четверг, а точнее – как апостолы – на Тайную вечерю, я говорила, что сегодня – самая главная литургия, потому что – самая первая. Это не звучало для детей как нечто новое – они же росли на знании Библии.

Хотя рассказать детям о глубинном смысле Тайной вечери – непросто. Понять, что такое Причастие, как мы причащаемся Телом и Кровью Христовыми, – для взрослого то почти не возможно, а для маленького ребенка – тем более. Можно только принять. Поэтому я старалась обходить все догматические объяснения.

А тогда, на Тайной вечери, Он впервые рассказал об этом. С одной стороны Великий четверг – это установление таинства причастия, того, что нас буквально держит в этой жизни, не дает нам погибнуть.

Но это еще и очень страшный день, ведь именно тогда, в этот святой момент, в Иуду вошел сатана.

Великая Пятница
Великая Пятница – самый страшный и самый напряженный день Страстной. Мы все всегда переживали и переживаем его в страхе, в трепете. Мы даже особо и не объясняли, что происходит в этот день, дети как-то понимали, вместе с нами проплакивали происходящее.

Когда дети были совсем маленькие, говорили, что Бог родился в человеческом обличии и здесь – тоже Богочеловеческое: Бог захотел страдать, испытать страшные муки, чтобы спасти нас, чтобы у нас не было такого страдания. Ему было больно, Ему было страшно, Он кричал.

Дети настолько всегда доверяли Богу, что им и в голову не приходил вопрос, что раз Бог – всесильный, не мог ли Он решить этот вопрос как-то иначе. Они чувствовали – Бог знает, как правильно, как же можно Ему – не доверять.

Слышала, что у некоторых детей возникал вопрос о Святой Троице: как это – Сын на Кресте обращается к Отцу, но при этом на кресте – Бог?

Своим детям я всегда рассказывала видение блаженного Августина, когда он, ученый богослов, пытался понять тайну Троицы. И вот, измучившись от тщетных размышлений, пошел гулять на берег моря. И увидел, как маленький мальчик выкопал на берегу лунку и ложечкой таскает в нее водичку из моря.

И дети росли в любви и в доверии к Нему. Потому что, сколько бы мы их не воспитывали в вере, для них должен наступить момент, когда они сами должны принять Бога в сердце и отдать Ему свою жизнь. Вот у нас у всех семерых это произошло, слава Богу. Я очень счастлива этому.

Наверное, так произошло потому, что мы делали акцент не на Боге наказывающем, а на Боге любящем.

В Пятницу Иисуса Христа положили во Гроб, Его тело все еще там. Но, оказывается, Господь еще и воюет, потому что душою Он явился в ад победителем – побеждать сатану и его царствие.

Н.К. Пимоненко. Страстный четверг. 1887 г.

Н.К. Пимоненко. Страстный четверг. 1887 г.

Страстная седмица – время страданий Спасителя, и в это время мы вместе с нашей Церковью переживаем эти страшные дни. Это время удивительных богослужений, которые бывают только раз в году. И хочется не просто попасть на эти службы, но вместе с детьми своими, всем домом своим быть именно вместе с Церковью. Подготовить и детей, и весь дом ко встрече святой Пасхи. А ведь еще хорошо бы убраться к Празднику и накрыть вкусный праздничный стол. И все это – так, чтобы уборка не оказалась важнее самой Пасхи, важнее мира в семье. Чтобы вместо участия в богослужениях мы не занимались выпечкой и раскрашиванием яиц. Да еще чтобы сохранились силы веселыми ногами все-таки доползти до Светлого Христова Воскресения, а не рухнуть на сверкающем чистотой полу умирающим памятником всем великим идеальным хозяйкам.

Главное – чтобы уборка, выпечка куличей и раскрашивание яиц не оказалась важнее самой Пасхи, важнее мира в семье


Чтобы Страстная седмица прошла без суеты, можно заранее составить список всех необходимых дел, которые желательно сделать до Пасхи. И все, что можно сделать заранее, наметить на понедельник или вторник. В первую очередь это касается уборки. Например, в понедельник можно постирать шторы, помыть окна и холодильник. Не устраивать большую уборку на целый день, а выделить не более двух часов для строго определённых дел. Не все получилось, не все успела – не страшно, не самое главное в жизни, двигаемся дальше.

Если мама прочитает хотя бы что-то из службы Великого Понедельника, ее мысли весь день будут направлены по определённому пути

В понедельник, как обычно, дети идут в школу. Загружать их и без того ранний и тяжёлый учебный день еще и специальными службами не стоит. А вот мама вполне может прочитать хотя бы что-то из утрени или вечерни Великого Понедельника. Это может занять не более десяти-пятнадцати минут, зато мысли на весь день будут направлены по определённому пути.

Укладывая детей спать, читаем им те книги, в которых рассказывается о Страстной седмице

Во время вечерней молитвы читаем и поем что-то из службы Великого повечерия, и таким образом заканчиваем день. Укладывая детей спать, читаем им Шмелева, Никифорова-Волгина, Клавдию Лукашевич, другие детские книги, в которых рассказывается о Страстной седмице.


Также сегодня мы сеем пшеницу – в подготовленную плоскую миску насыпаем покупную садовую землю, дети высеивают зернышки пшеницы для проращивания, поливают. К Пасхе это будет целое лукошко нежной свежей травки, на которую можно будет выкладывать съедобные или деревянные яички, спрятать в высокой траве пушистых цыплят.

Сегодня же мы готовим цукаты из апельсиновых корок для кулича и творожной пасхи. Дети мелко нарезают все, что может понадобиться для выпечки: один измельчает миндаль, другой очищает коробочки кардамона, третий снимает цедру с лимона – каждому найдётся дело.

На общей молитве снова все вместе читаем что-то из повечерия Великого Вторника. И на ночь – снова читаем из детских воспоминаний об этих днях.

Великая Среда. Предательство Иуды. Автор: Дуччо ди Буонисенья, XIII в.

Великая Среда. Предательство Иуды. Автор: Дуччо ди Буонисенья, XIII в.

Чтение кондака дня – это не подвиг, не трата драгоценных сил, это самый настоящий источник духовной бодрости

Пока дети в школе, готовим обед на два дня, чтобы завтра, придя из храма, сразу сесть за стол.

В этот день, в среду, мы печем куличи, и из того же самого теста – пасхального ягненка, агнца. Когда-то я пыталась выпекать куличи в Страстную Пятницу – чтобы были к празднику совсем свежими. Но в таком случае на пятницу остается такое невероятное количество дел, что на службы действительно не остается ни сил, ни времени. Потом я решила печь куличи аж в понедельник – но потом поняла, что и в среду на это будет достаточно времени. Наши куличи, выпеченные в Страстную Среду, и к Антипасхе остаются мягкими – если, конечно, они вообще остаются. У некоторых моих подруг куличи, выпеченные заранее, черствеют, поэтому привожу наш вариант рецепта.

Взять 6 стаканов муки, 50 г свежих дрожжей, 15 желтков, по 200 г сливочного масла и сахара, 3 стакана сливок, 10 зерен кардамона, 1 мускатный орех, 100 г цукатов, 50 г миндаля, 100 г изюма. Дрожжи развести в стакане сливок, замесить опару из половины всей муки. Когда опара поднимется, ввести желтки, растертые блендером со сливочным маслом и сахаром, смешать с оставшейся мукой, взбитыми сливками, толченым кардамоном, мускатным орехом, измельченным миндалём, цукатами, изюмом. Тесто как следует вымешивать руками в течении получаса. Оставить подходить. Когда тесто поднимется, снова его вымесить, оставить подниматься. Поднявшееся тесто еще раз обмять, наполнить бумажные формы до половины. Выпекать при 180 градусах.

Пока тесто поднимается – обедаем, потом мама может прилечь, отдохнуть. Покормить грудью малыша, полулежа на подушках проверить уроки у детей. Тесто поднимается второй раз – и в это время готовим ужин, тоже на два дня, чтобы максимально разгрузить завтрашний день.

Если опару поставить с утра, то куличи будут выпечены к началу вечернего богослужения. Укладываем готовые куличи на бок, на подушки – чтобы не осели. Собираемся в храм с младшими детьми, по дороге завозим старших на занятия в музыкальную и художественную школу, на обратной дороге – забираем их с занятий.


Вернувшись из храма, мы обедаем, а потом красим яйца. Красим в луковой шелухе – самые красивые, полезные и вкусные яички. Луковую шелуху вовсе не обязательно накапливать заранее – в супермаркете можно набрать целый пакет шелухи из ящиков для лука. Если много шелухи, да еще ее заранее залить водой – цвет яичек будет ярким, насыщенным. Еще красим разноцветными красителями – этим уже занимаются сами дети. Благо грамотные, инструкции читать умеют. Наклеивают на яички наклейки, укладывают в корзинки и коробки. Коробки для яиц можно также обклеить цветной бумагой, наклейками. Все побитые яички воспринимаем как обязательный побочный эффект детской самодеятельности, отправляем их в холодильник – пригодятся.

Сегодня же покрываем куличи белковой глазурью, посыпаем разноцветными покупными украшениями. После этого младшие дети вместе с мамой отмывают кухню от сладкой глазури и яичной краски, старшие узнают школьное домашнее задание на завтра и выполняют его. Вот и все, домашние дела на сегодня закончились. В этот особенный день дети пропускают не только общеобразовательную школу, но и дополнительные занятия. Иначе мы не сможем попасть в храм на чтение Двенадцати Евангелий.

Пока дети были маленькими, мы с мужем ходили на эту службу в храм по очереди: один молится в храме, другой гуляет с детьми на площадке. Сейчас у нас есть и дети, достаточно взрослые для того, чтобы молиться всю службу в храме, и младшие школьники, которые не смогут все время сохранять внимание, должное благоговение. И есть малыши, поведение которых никак не совместимо со строгостью страстных богослужений. Возраст детей и особенности характера каждого ребенка требуют особенной организации общесемейного посещения храма. В той ситуации, в которой мы находимся последние несколько лет, оптимальным получился такой вариант.

На первые Евангелия папа и старшие дети идут в храм, где старшие дети смогут следить за службой по книге. А мама и младшие дети остаются в церковном дворе. Мы садимся на лавочку, малыш бродит вокруг со своей игрушкой. Мама читает младшим детям то Евангелие, которое сейчас прочитывается в храме, но на русском языке. Потом рассматриваем изображения с соответствующим сюжетом в книге с иллюстрациями. Получается, дети не просто гуляют около храма, но это время – время их обучения Священному Писанию, время их воспитания, время подготовки детей к службе. Совсем не трудно найти время поговорить с детьми о страшных событиях Страстной седмицы. Вот она, эта возможность – прочесть слова Евангелия у церковных дверей, слушая удары колокола в начале каждого Евангельского чтения, перед тем, как дети смогут услышать эти самые тексты уже на славянском, в храме, из уст священника, перед большим Распятием посреди церкви.


Утром дети идут в школу. Родители дома могут почитать Царские часы, хотя бы небольшую часть их. До времени возвращения старших детей из школы мама успеет сделать творожную пасху. Даже пятилетний малыш может помочь маме. Например, собрать деревянную пасочницу, застелить готовую форму тканью. Успели приготовить пасхи – и теперь все основные пасхальные блюда, к тому же домашние (а значит, действительно самые вкусные и натуральные), готовы.

Дети вернулись из школы – собираемся на вынос Плащаницы. Не обязательно на всю службу, чтобы дети не устали, но попробуем хотя бы попасть в храм. Если вдруг не получается пойти в храм – например, на руках новорождённый малыш, а папа на работе и не может помочь маме с детьми, то можно помолиться дома. Зажечь свечи, ладан, и прочитать вместе с детьми – с теми, кто захочет присоединиться, – эту службу, или некоторые молитвы из нее. А потом сесть и почитать детям по-русски те пророчества, которые будут читаться на погребении Плащаницы. В таком случае дети будут лучше готовы к вечернему богослужению.

Теперь из всех домашних дел у нас остались окончательная и совсем небольшая уборка к Пасхе и приготовление блюд для ночного разговенья. Убираться мы можем всей семьей. Просто собираем все, что оказалось на полу, пылесосим, моем раковины и убираемся на кухне. Если чего-то не успели – не переживаем, это того не стоит. Можно встретить праздник с зеркалом, на котором проступают отпечатки детских ладошек, и с невыглаженным постельным бельём – нельзя встречать Пасху с раздражением по этим мелким поводам, с мыслями о том, какая из меня вышла плохая хозяйка.

Если что-то можно приготовить уже сегодня – готовим. Варим и запекаем овощи, если они нам понадобятся для праздничных блюд. Самое главное – не суетиться, не раздражаться. Если дети не заняты помощью маме, то можно им включить заранее приготовленный фильм о страданиях Спасителя, фильмы о терновом венце Спасителя, или о Кресте, на котором был распят Христос, или о Туринской Плащанице.


Утром родители одни или вместе с детьми могут прочитать вечерню. Снимаем черные кружева и полотенца с икон, вместе с детьми украшаем квартиру надписями, иконы – белыми и красными полотенцами. Украшаем наше пасхальное дерево – подготовленную веточку: вешаем на нее яички на ленточках. Вокруг расставляем все расписанные деревянные яички на подставочках, которые накопились у нас за все годы жизни нашей семьи, фигурки ангелочков – все, что нам когда-то дарили к Пасхе. Получается такой красивый пасхальный уголок.

После завтрака собираем в корзины и коробки продукты для освещения – куличи, яички. Все укрываем расшитыми полотенцами – и таким образом находим применение для детских вышивок. Творожные пасхи берём в храм не все – одну или две из имеющихся шести-семи, чтобы оставшиеся сохранялись в холодильнике.

Дома мы готовим блюда для пасхальной ночи. Что-то, что будет особенным, вкусным, праздничным, но при этом не должно потребовать от мамы большого труда. Да, и главное – эта вкусная праздничная еда не должна быть тяжелым бедствием для тех, кто постился всю Святую Четыредесятницу, должна быть нежирной и хорошо усваиваться. В любом случае, все приготовления нужно закончить к пяти часам вечера. В это время мы ужинаем и ложимся спать. Чтобы можно было полными сил всем вместе поехать к полуночи на пасхальную службу.


Как говорить с детьми о событиях Страстной седмицы? Своим опытом делится Ольга Юревич, супруга протоиерея Андрея Юревича, мама семерых детей.

Настоящее переживание Страстной недели начиналось у нас с детьми со Среды.

Страстная неделя – это когда дети уже просто на последнем вздохе: они устали от кулинарного поста, устали от воздержания (в пост у нас были и до сих пор исключены или ограничены просмотры фильмов, прослушивание музыки и т.д.), устали от напряжения многочисленных великопостных служб.

И было очень важно на Страстной взбодриться от длинного поста, к которому все уже немного привыкли. Все, что было до этой недели – касалось нас, наших рассуждений о своих грехах, о покаянии…

На Страстной мы с детьми полностью концентрировались на Иисусе Христе, себя уже отбрасывали, тем более все о нашей духовной жизни было уже переговорено много раз.

Главным был взрыв внимания к Нему, к Его последним дням, Его окружению, Его страданиям. То есть, к тем Евангельским событиям, которые наполняют Страстную неделю.

Я старалась, чтобы мы не отвлекались с детьми, а каждый день проживали с Господом.

Вот мы вместе с Ним в Среду, когда в дом приходит грешница и омывает Ему ноги. Мы оказываемся очевидцами Иудиного предательства. Мы вместе с Ним оказываемся в Четверг с апостолами на Тайной вечери, где Он омывает ноги ученикам.

В пятницу мы весь день были в церкви – кто-то ходил утром, кто-то на дневную службу, кто-то вечером. Чаще всего на вторую и на третью ходили все. Малышам своими словами я рассказывала о вспоминаемых событиях, а не просто читала детскую Библию.

Мне кажется, мое личное отношение, мое личное участие было очень важно для детей. Для старших у нас лежала открытая Библия, и они каждый день старались прочитать о тех событиях, о которых Церковь вспоминает завтра. Если возникали вопросы – они обсуждались.

С детьми мы весь пост, в том числе и на Страстной читали Шмелева, как все эти события воспринимались мальчиком – главным героем.

Фото Анны Гальпериной

Фото Анны Гальпериной

Великая Среда

История, когда грешница омывала ноги Иисусу Христу, – у меня любимое место в Библии, я не могла говорить о нем без слез. Дети всегда тоже трепетно относились к этому моменту, потому что, это мамино любимое место.

Рассказывая эту историю, я не акцентировала внимание на грешнице, на ее грехе. Ведь главный в рассказе – Иисус Христос. О грехах мы рассуждаем в другие дни. А сейчас перед нами – только Он, к Нему мы подползаем, чтобы омыть ноги. Он близко-близко.

Фото Анны Гальпериной

Фото Анны Гальпериной

Великий Четверг

Пока мы шли на службу в Великий четверг, а точнее – как апостолы – на Тайную вечерю, я говорила, что сегодня – самая главная литургия, потому что – самая первая. Это не звучало для детей как нечто новое – они же росли на знании Библии.

Хотя рассказать детям о глубинном смысле Тайной вечери – непросто. Понять, что такое Причастие, как мы причащаемся Телом и Кровью Христовыми, – для взрослого то почти не возможно, а для маленького ребенка – тем более. Можно только принять. Поэтому я старалась обходить все догматические объяснения.

А тогда, на Тайной вечери, Он впервые рассказал об этом. С одной стороны Великий четверг – это установление таинства причастия, того, что нас буквально держит в этой жизни, не дает нам погибнуть.

Но это еще и очень страшный день, ведь именно тогда, в этот святой момент, в Иуду вошел сатана.

Великая Пятница

Великая Пятница – самый страшный и самый напряженный день Страстной. Мы все всегда переживали и переживаем его в страхе, в трепете. Мы даже особо и не объясняли, что происходит в этот день, дети как-то понимали, вместе с нами проплакивали происходящее.

Когда дети были совсем маленькие, говорили, что Бог родился в человеческом обличии и здесь – тоже Богочеловеческое: Бог захотел страдать, испытать страшные муки, чтобы спасти нас, чтобы у нас не было такого страдания. Ему было больно, Ему было страшно, Он кричал.

Дети настолько всегда доверяли Богу, что им и в голову не приходил вопрос, что раз Бог – всесильный, не мог ли Он решить этот вопрос как-то иначе. Они чувствовали – Бог знает, как правильно, как же можно Ему – не доверять.

Слышала, что у некоторых детей возникал вопрос о Святой Троице: как это – Сын на Кресте обращается к Отцу, но при этом на кресте – Бог?

Своим детям я всегда рассказывала видение блаженного Августина, когда он, ученый богослов, пытался понять тайну Троицы. И вот, измучившись от тщетных размышлений, пошел гулять на берег моря. И увидел, как маленький мальчик выкопал на берегу лунку и ложечкой таскает в нее водичку из моря.

И дети росли в любви и в доверии к Нему. Потому что, сколько бы мы их не воспитывали в вере, для них должен наступить момент, когда они сами должны принять Бога в сердце и отдать Ему свою жизнь. Вот у нас у всех семерых это произошло, слава Богу. Я очень счастлива этому.

Наверное, так произошло потому, что мы делали акцент не на Боге наказывающем, а на Боге любящем.

Фото: Анна Гальперина

Фото: Анна Гальперина

Великая Суббота

В Пятницу Иисуса Христа положили во Гроб, Его тело все еще там. Но, оказывается, Господь еще и воюет, потому что душою Он явился в ад победителем – побеждать сатану и его царствие.

Читайте также: