Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию кратко

Обновлено: 08.07.2024

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 17 июня 2020 года N 322/пр

1. Утвердить Административный регламент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Определить структурное подразделение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, обеспечивающее осуществление функций в сфере оказания государственных услуг и разрешительной деятельности, ответственным за предоставление государственной услуги по выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти).

3. Признать утратившим силу:

в Министерстве юстиции

7 сентября 2020 года,

регистрационный N 59687

Приложение
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 17 июня 2020 года N 322/пр

Административный регламент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти)

I. Общие положения

Предмет регулирования регламента

1. Административный регламент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти) (далее - государственная услуга, Административный регламент), определяет сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России), порядок взаимодействия структурных подразделений Минстроя России, их должностных лиц, с физическими и юридическими лицами, иными органами государственной власти при предоставлении государственной услуги.

Государственная услуга предоставляется в отношении объектов капитального строительства, разрешение на строительство которых было выдано Минстроем России.

Круг заявителей

2. Заявителями на получение государственной услуги являются физические или юридические лица, выполняющие функции застройщика (далее - заявитель).

3. Заявитель вправе обратиться за получением государственной услуги через представителя, полномочия которого должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги

4. Текст Административного регламента размещается на официальном сайте Минстроя России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

6. При ответах на телефонные звонки и устные обращения заявителей федеральный государственный гражданский служащий Минстроя России (далее - должностное лицо) подробно и в вежливой (корректной) форме информирует обратившихся по интересующим их вопросам. Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании органа, в который позвонил заявитель, фамилии, имени, отчестве (последнее - при наличии) и должности должностного лица, принявшего телефонный звонок. Если суть поставленного вопроса не относится к компетенции должностного лица, принявшего телефонный звонок, он должен быть переадресован (переведен) на должностное лицо с необходимой компетенцией, или заявителю должен быть сообщен телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию, или предложено изложить суть обращения в письменной форме.

7. Справочная информация предоставляется по вопросам о месте нахождения, справочных телефонах, в том числе номере телефона-автоинформатора, официальном сайте Минстроя России в сети "Интернет", адресе электронной почты, графике работы Минстроя России. Справочная информация может предоставляться с использованием средств автоматического информирования.

8. На официальном сайте Минстроя России в сети "Интернет", ЕПГУ, в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - федеральный реестр), а также на информационных стендах, размещенных в помещении приемной Минстроя России, размещается следующая информация:

1) справочная информация;

2) исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, требования к оформлению документов, а также перечень документов, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе;

3) круг заявителей;

4) порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы за предоставление государственной услуги;

5) срок предоставления государственной услуги;

6) результаты предоставления государственной услуги, порядок выдачи (направления) документа, являющегося результатом предоставления государственной услуги;

7) исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги;

8) о праве заявителя на досудебное (внесудебное) обжалование решений и (или) действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги;

9. Информация, размещенная на официальном сайте Минстроя России в сети "Интернет" и ЕПГУ, о порядке и сроках предоставления государственной услуги на основании сведений, содержащихся в федеральном реестре, предоставляется заявителю бесплатно.

10. Доступ к информации о порядке и сроках предоставления государственной услуги обеспечивается заявителю без соблюдения каких-либо требований, в том числе без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства заявителя требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание платы, регистрацию или авторизацию заявителя, или предоставление им персональных данных.

II. Стандарт предоставления государственной услуги

Наименование государственной услуги

11. Наименование государственной услуги - государственная услуга по выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти).

Наименование органа, предоставляющего государственную услугу

12. Государственная услуга по выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти) предоставляется Минстроем России (далее - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию).

13. Ответственным структурным подразделением за предоставление государственной услуги является структурное подразделение Минстроя России, обеспечивающее осуществление функций в сфере оказания государственных услуг и разрешительной деятельности (далее - ответственное структурное подразделение).

14. Должностные лица Минстроя России не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 352 "Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 20, ст.2829; 2020, N 1, ст.51).

Описание результата предоставления государственной услуги

15. Результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю:

разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

дубликата разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

отказа в выдаче дубликата разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Срок предоставления государственной услуги, в том числе с учетом необходимости обращения в организации, участвующие в предоставлении государственной услуги, срок приостановления предоставления государственной услуги в случае, если возможность приостановления предусмотрена законодательством Российской Федерации, срок выдачи (направления) документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги

16. Минстрой России в срок не более 5 рабочих дней со дня поступления заявления и документов, указанных в пунктах 19, 25 Административного регламента, принимает решение о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и выдает (направляет) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию с указанием причин отказа.

Минстрой России в срок не более 5 рабочих дней со дня поступления заявления, указанного в пункте 23 Административного регламента, принимает решение о выдаче дубликата разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или об отказе в выдаче дубликата разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и выдает (направляет) дубликат разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или отказ в выдаче дубликата разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги

17. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги, размещается на официальном сайте Минстроя России в сети "Интернет", а также в федеральном реестре и на ЕПГУ.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления

18. Государственная услуга предоставляется при поступлении от заявителя в Минстрой России заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (далее - заявление) и документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

19. Необходимыми для предоставления государственной услуги документами, подлежащими представлению заявителем, являются:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута (в случае, если указанные документы отсутствуют в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций);

2) акт приемки объекта капитального строительства в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда (в случае, если указанный документ отсутствует в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций);

3) акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора) (в случае, если указанный документ отсутствует в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций);

4) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии) (в случае, если указанные документы отсутствуют в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций);

5) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта (в случае, если указанный документ отсутствует в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций);

Перед тем как начать строительные работы, необходимо получить разрешение на строительство. По окончании строительных работ выдается разрешение на ввод в эксплуатацию.

2. От чего зависит список необходимых документов?

Списки документов для получения услуги могут различаться в зависимости от того, на какой объект строительства необходимо получить разрешение. Градостроительным кодексом выделяются:

  1. Объект индивидуального жилищного строительства (ИЖС) — отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
  2. Объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
  3. Линейный объект — линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

3. Как получить разрешение на строительство объекта ИЖС?

С 4 августа 2018 года не нужно получать разрешение на строительство или реконструкцию:

  • гаража на земельном участке, предоставленном для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью;
  • жилого дома, садового дома, хозяйственных построек на садовом земельном участке;
  • объекта индивидуального жилищного строительства;
  • объекта, не являющегося объектом капитального строительства.

По новым нормам Градостроительного кодекса строительство и реконструкция объектов индивидуального строительства и садовых домов проходят в уведомительном порядке. Уведомление о планируемом строительстве или реконструкции либо уведомление об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции нужно подать в Комитет государственного строительного надзора города Москвы. Сделать это можно:

4. Как получить разрешение на строительство объекта капитального строительства?

Шаг 1. Соберите документы:

  • заявление на предоставление государственной услуги (заполняется онлайн) ;
  • при обращении доверенного лица: документ, удостоверяющий полномочия представителя;
  • правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка;
  • согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
  • положительное заключение экспертизы проектной документации (в части ее соответствия Технические регламенты, санитарно-эпидемиологическе требования, требования в области охраны окружающей среды, требования государственной охраны объектов культурного наследия, требования к безопасному использованию атомной энергии, требования промышленной безопасности, требованимя к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требования антитеррористической защищенности объекта, задания застройщика или технического заказчика на проектирование, результаты инженерных изысканий.

В случае, если земельный участок образуется из земель, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности, при условии, что такие земли не обременены правами третьих лиц (за исключением сервитута, публичного сервитута), кроме земельных участков, подлежащих изъятию для государственных нужд, выдача разрешения на строительство такого объекта допускается до образования указанных земельного участка. Она происходи на основании утвержденного проекта межевания территории и (или) градостроительного плана земельного участка и утвержденной в соответствии с земельным законодательством схемы расположения земельного участка а кадастровом плане территории. В этом случае предоставление правоустанавливающих документов на земельный участок для выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства не требуется. Вместо данных правоустанавливающих документов к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются реквизиты утвержденного проекта межевания территории либо схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Шаг 2. Подайте документы.

Шаг 3. Получите разрешение.

5. Могут ли мне отказать в выдаче разрешения на строительство?

Да, в некоторых случаях в предоставлении услуги может быть отказано. Основания для отказа:

6. Могу ли я внести изменения в разрешение на строительство?

Да, для этого нужно подготовить документы и подать их так же, как при первичном получении разрешения на строительство. Внесение изменений возможно в случаях:

  • изменения правообладателя земельного участка;
  • образования земельного участка путем объединения земельных участков;
  • образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков;
  • иных изменений в разрешение на строительство, не связанных с продлением срока его действия*;
  • продления срока действия разрешения на строительство*.

Помимо основных документов понадобятся:

  • в случае изменения правообладателя земельного участка — правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута (в случае, если необходимые документы и сведения о правах на земельный участок отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, а также в случае отсутствия указанных документов и сведений в органе исполнительной власти города Москвы, уполномоченном на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена);
  • в случае внесения изменений в разрешение на строительство, кроме изменений исключительно в связи с продлением срока его действия либо в связи с изменением правообладателя земельного участка или образованием земельного участка — документы, необходимые для выдачи разрешения на строительство;
  • в случае внесения изменений в разрешение на строительство в связи с необходимостью продления срока его действия — откорректированный в части обоснования принятой продолжительности строительства и календарного плана строительства проект организации строительства объекта капитального строительства (в случае отсутствия его в ЕГРЗ или в ИАИС ОГД);
  • решение об образовании земельных участков, если в соответствии с земельным законодательством решение об образовании земельного участка принимает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления;
  • градостроительный план образованного земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (градостроительный план земельного участка должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство).
  • в случае внесения изменений в разрешение на строительство, кроме изменений исключительно в связи с продлением срока его действия либо в связи с изменением правообладателя земельного участка или образованием земельного участка — документы, необходимые для выдачи разрешения на строительство. При этом представленный для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительный план земельного участка, выданный после получения разрешения на строительство, должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство;
  • в случае внесения изменений в разрешение на строительство в связи с необходимостью продления срока его действия — откорректированный в части обоснования принятой продолжительности строительства и календарного плана строительства проект организации строительства объекта капитального строительства (размещенный в ЕГРЗ или в ИАИС ОГД);
  • в случае внесения изменений в разрешение на строительство в связи с необходимостью продления срока его действия — информация о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство или информация органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ, если направление такого извещения является обязательным в соответствии с требованиями градостроительного Кодекса.

Это изменение не может быть совершено менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство.

7. Как получить разрешение на ввод в эксплуатацию ИЖС?

По новым нормам Градостроительного кодекса строительство и реконструкция объектов индивидуального строительства и садовых домов проходят в уведомительном порядке. Уведомление об окончании строительства или реконструкции в течение месяца нужно подать в Комитет государственного строительного надзора города Москвы. Сделать это можно:

8. Как получить разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства или линейного объекта?

Шаг 1. Подготовьте документы:

  • заявление на предоставление государственной услуги;
  • при обращении доверенного лица: документ, удостоверяющий полномочия представителя;
  • разрешение на строительство;
  • градостроительный план земельного участка;
  • правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;
  • акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
  • документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
  • технический план;
  • акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации (в части их соответствия Технические регламенты, санитарно-эпидемиологическе требования, требования в области охраны окружающей среды, требования государственной охраны объектов культурного наследия, требования к безопасному использованию атомной энергии, требования промышленной безопасности, требованимя к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требования антитеррористической защищенности объекта, задания застройщика или технического заказчика на проектирование, результаты инженерных изысканий.

11

Юридический ликбез

Ввод недвижимости в эксплуатацию — это процесс, фиксирующий завершение строительных работ, в результате чего объект можно использовать по назначению. Государство может требовать получение разрешения на ввод в эксплуатацию, в зависимости от типа и статуса постройки. Без этого разрешения невозможно законно завершить строительство или реконструкцию.

Правовые нормы

Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию называют документ, удостоверяющий выполнение строительных работ в соответствии с проектной документацией и принятому плану застройки территории. Порядок получения регламентируется:

  • Градостроительным кодексом (ст. 55 ГрК РФ);
  • Постановлением Правительства РФ от 1.02.2006 N 54.

Порядок ввода в эксплуатацию

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию можно получить, когда строительство завершено и подведены коммуникации. Документ выдается тем же органом государственной власти, который выдал разрешение на строительство (п.2 ст.55 ГрК РФ).

Если в эксплуатацию вводится жилая недвижимость, то требуется подведение систем водоснабжения, электричества, канализации и отопления.

Объекты ИЖС

Объект ИЖС (Индивидуального жилищного строительства) — это жилой дом не более трех этажей в высоту, предназначенный для проживания одной семьи. Также это пристройки, мансарды и хозяйственные постройки.

До 1 марта 2020 года разрешение на ввод в эксплуатацию объекта ИЖС не требуется (п.4 ст.8 ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ, ред. от 03.08.2018).

Объекты капитального строительства

Объекты капитального строительства определяются Гражданским кодексом как здания, строения и сооружения. Для таких объектов требуется получать разрешения. Ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства происходит в несколько этапов:

  • Оформляется заявление и собираются необходимые документы;
  • Пакет документов передается в уполномоченный орган власти;
  • Проводится проверка документов;
  • Происходит осмотр объекта. Фактические параметры строения должны соответствовать информации, указанной в документах, и удовлетворять требованиям законодательства;
  • Уполномоченный орган выдает разрешение или отказ. Во втором случае обязательно объясняются причины негативного решения;
  • Информация об объекте вносится в реестры.


Документы для ввода в эксплуатацию

Требуется собрать следующий пакет документов (Согласно п.3 ст. 55 ГрК РФ):

Застройщик может не предоставлять документы 2 — 9, если они имеются в распоряжении государственных органов (п. 3.2, 3.3 ст. 55 ГрК РФ).

Документы могут быть отправлены в электронной форме (через портал Госуслуг).

Когда могут отказать в выдаче разрешения

Законом установлены основания для отказа (п.5 ст. 55 ГрК РФ):

  • Отсутствие указанных документов. При этом несвоевременное получение документации не может быть основанием для отказа (п.6.1 ст.55);
  • Характеристики объекта не удовлетворяют положениям градостроительного плана (на дату выдачи разрешения на строительство);
  • Строение не соответствует характеристикам, указанным в разрешении на строительство и в проектной документации;
  • Постройка не удовлетворяет требованиям по использованию земельного участка, установленным законодательством РФ (В том числе Земельным законодательством).

Застройщик может оспаривать отказ в суде.

Как проводится итоговая проверка

Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо заключение о соответствии (ЗОС). Оно выдается Госстройнадзором после прохождения итоговой проверки.

Получение ЗОС происходит в несколько этапов:

  1. Перед началом строительства в орган ГСН подается извещение об этом;
  2. Во время строительства происходит надзор (если требуется), и составляются акты проверок;
  3. После завершения строительства и устранения всех нарушений, если таковые имелись, застройщик или заказчик направляет в органы ГСН извещение (п. 25 РД-11−04−2006);
  4. Проверка объекта назначается в течение 7 раб. дней с момента получения извещения;
  5. По результатам итоговой проверки составляется положительный или отрицательный акт. В последнем случае указываются нарушения, которые необходимо устранить;
  6. Застройщик отправляет заявление на получение ЗОС, приложив к нему акт итоговой проверки;
  7. Заключение о соответствии (или решение об отказе) выдаются в течение 10 раб. дней с момента подачи заявления. В случае негативного решения должны быть указаны причины со ссылками на регламенты и документацию (п.19 Постановления Правительства РФ от1.02.2006 N 54). Отказ может быть оспорен в суде.

Если застройщик не уведомил Госстройнадзор о начале строительства и/или строительный надзор не осуществлялся должным образом (в тех случаях, когда он необходим), то получить ЗОС будет крайне проблематично. С высокой вероятностью потребуется провести независимую экспертизу и добиваться узаконивания постройки через суд.

В ходе итоговой проверки инспектор:

  • Изучает документы предыдущих проверок (если таковые проводились), приемки выполненных работ, документы от коммунальных служб;
  • Проверяет удовлетворение требованиям закона по подготовке участка, работам по монтажу фундамента, подземных и надземных конструкций;
  • Проверяет соблюдение норм в отношении энергоэффективности и оснащенности приборами учета энергии.

Для осуществления проверки может потребоваться проведение экспертиз, обследований, лабораторных испытаний выполненных работ и строительных материалов .


Инвентаризационные мероприятия

Технической инвентаризацией называют процесс измерения характеристик (в первую очередь площади) объекта недвижимости. Инвентаризация проводится кадастровыми инженерами, которые могут работать в БТИ, либо в частных компаниях.

По результатам инвентаризации оформляется технический план объекта, который входит в пакет документов, необходимых для получения разрешения на ввод в эксплуатацию.

Приемка в эксплуатацию

Если строительство происходило по договору строительного подряда, то для получения разрешения требуется предоставить акт приемки.

Для составления акта создается комиссия, в ее состав входят представители заказчика, застройщика и надзорных органов. Комиссия проводит осмотр строения, устанавливает соответствие объекта строительным нормам и правилам.

Действия после ввода объекта в эксплуатацию

После регистрации, необходимо оформить договоры с компаниями, предоставляющими доступ к коммунальным услугам, интернету, телефонной связи и т.д.

Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию — достаточно сложная процедура, связанная со сбором большого количества документов и тесным взаимодействием с государственной бюрократией. В последние годы в законодательство вносятся поправки, которые призваны облегчить этот процесс. Так, например, объекты ИЖС освобождены от необходимости получать разрешение, что значительно упростило строительство собственных домов для огромного числа граждан нашей страны.

Главная > Инвестору > Архив > Путеводитель для инвестора Ростовской области > Раздел 10. Порядок выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

10. Порядок выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

10.1. Общие положения

Основные требования к порядку получения разрешения ввод объекта в эксплуатацию на предусмотрены ст. 55 Градостроительного кодекса РФ.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

10.2. Документы, необходимые для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;

3) разрешение на строительство;

4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);

5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;

6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;

7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;

9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Орган, выдавший разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления предоставленных документов, провести осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, установленным в разрешении на строительство. В случае, если при строительстве объекта капитального строительства осуществлялся государственный строительный надзор, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.

10.3. Основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:

1) отсутствие документов, указанных выше и необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;

3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;

4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.

5) невыполнение застройщиком требований, предусмотренных частью 18 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ.

Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

10.4. Выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию на строительство в Ростовской области.

10.4.1. Общие положения.

-выдача разрешений на строительство и выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

-строительство, реконструкция объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.

-разрешения на строительство в Ростовской области выдаются в соответствии с требованиями, установленными законодательством о градостроительной деятельности, в пределах своей компетенции:

1) федеральным органом исполнительной власти;

2) уполномоченными органами исполнительной власти Ростовской области;

3) уполномоченными органами поселений, городских округов, муниципальных районов в сфере градостроительной деятельности.

Уполномоченные органы исполнительной власти Ростовской области выдают разрешения на ввод в эксплуатацию объектов, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществлялся на основании ранее выданных ими разрешений на строительство.

10.4.2. Органы, осуществляющие выдачу разрешений

на ввод объекта в эксплуатацию.

Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию выдаются уполномоченными органами исполнительной власти Ростовской области в пределах их компетенции в соответствии с требованиями, установленными ст. 51, 55 Градостроительного кодекса РФ.

Уполномоченными органами исполнительной власти Ростовской области выдаются разрешения на строительство для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства регионального значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.

К таким объектам относятся:

объекты энергетических систем регионального значения;

линейные объекты регионального значения, в том числе сети инженерно-технического обеспечения, линии связи, линейно-кабельные сооружения, трубопроводы, автомобильные дороги и другие подобные сооружения;

объекты, строительство которых предусматривается целевыми программами Ростовской области в соответствии с градостроительной документацией, в том числе в связи с реконструкцией территорий городских и сельских поселений, созданием градоформирующих комплексов, строительством объектов государственного заказа, инженерных коммуникаций и сооружений.

10.4.3. Оформление разрешений на ввод объекта в эксплуатацию

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию оформляются по формам, установленным Правительством Российской Федерации, в двух экземплярах.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию оформляются на листе бумаги формата А4 машинописным текстом. Текст в бланке разрешения должен быть написан без исправлений и сокращений, для юридических лиц - с указанием полного наименования и их местонахождения, для физических лиц - с указанием фамилии, имени и отчества, паспортных данных и адреса их места жительства.

Один экземпляр разрешения на ввод объекта в эксплуатацию выдается застройщику, второй экземпляр хранится у органа, выдавшего разрешение. Копия разрешения на строительство, заверенная выдавшим его органом, хранится у исполнителя (подрядчика) работ на участке строительства.

Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию подписываются должностным лицом, которое в установленном порядке наделено такими полномочиями.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию хранится в течение гарантийного срока, но не менее 5 лет после ввода объекта в эксплуатацию.

Вторые экземпляры разрешения на ввод объекта в эксплуатацию вместе с заявлением на его получение и прилагаемыми к нему документами хранятся в органе исполнительной власти Ростовской области, выдавшем указанные разрешения.

Срок хранения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию - в течение 5 лет. Передача указанных документов на долговременное хранение в соответствующие архивы осуществляется в соответствии с законодательством об архивном деле.

10.4.4. Ведение региональной базы данных объектов

капитального строительства

На основе сведений о разрешениях на строительство и разрешениях на ввод объекта в эксплуатацию, выданных на территории Ростовской области, формируется региональная база данных объектов капитального строительства.

Ведение региональной базы данных объектов капитального строительства осуществляется министерством строительства, архитектуры и территориального развития области.

10.4.5. Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утверждена Постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 № 698 и приведена ниже:


10.4.6. Блок-схема действий по выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Читайте также: