Диалектика и догматизм кратко

Обновлено: 30.06.2024

Диалектика - это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уточнение явлений природы и общества. Субъективная диалектика - это отражение объективной диалектики бытия в голове человека, в его сознании. Зависимость здесь такова: диалектика вещей определяет диалектику идей. Диалектика как учение о развитии, рассматривает три круга проблем: 1)особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений, 2)вопрос об источнике развития, 3)его формах. Еще древнегреческими философами высказывались гениальные догадки о всеобщей изменчивости, движении и развитии мира. Например, Гераклит говорил, что нельзя войти дважды в одну и ту же реку. В середине века активное начало в мире предписывалось богу, поэтому проблемы развития природы практически не рассматривались, не анализировались. И только в эпоху Возрождения в учениях Коперника, Бруно и Галилея вновь становится вопрос о бесконечности природы, ее развитии, движении, бесчисленности миров, связи всех явлений и предметов друг с другом. Гораздо дальше своих предшественников пошел Гегель, который подытожил историю диалектики. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития имеет духовную природу. Маркс писал: ”Мой метод исследования не тот что у Гегеля, ибо я материалист, а Гегель-идеалист”. В истории развития философского метода, помимо диалектического, существует и другой - метафизический. Под метафизикой понимаются учения, которые рассматривают мир непротиворечивым, неизменным в своей основе, а предметы и явления в нем - вне связи друг с другом. Движение и развитие метафизики сводят чаще всего к чисто количественным изменениям. С этой точки зрения метафизика как метод представляет собой антидиалектику. Их противоположность прослеживается по трем основным направлениям. Во-первых, для диалектики мир представляет собой единое взаимосвязанное целое; для метафизики, напротив, вещи изолированы, оторваны друг от друга. Во-вторых, с диалектической точки зрения мир находится в постоянном движении развитии; метафизика же либо отрицает развитие, либо упрощает его, сводя к круговороту. В-третьих, диалектика видит источник движения и развития в самом предмете, в его внутренних противоречиях; метафизика во внешних факторах, находящихся вне предметов и вещей, считая их внутренне не противоречивыми. Метафизический метод мышления имел свое историческое оправдание, т.к. был связан с начальной стадией развития естествознания, когда оно больше опиралось на анализ, т.е. разложение предметов на составные части. Анализ требовал рассматривать вещи как законченные данные вне связи с другими. Диалектика же требует исследовать явление, не исключая его из общей связи, не игнорируя его взаимодействий и взаимообусловленности.

Итак, диалектика является не только наукой, но и всеобщим методом познания и преобразования действительности. Она вооружает частные науки методологическими принципами, вытекающими из: 1)принципа объективности, т.е. не подменять объективную реальность субъективной; 2)принципа всеобщей связи, требующей всестороннего рассмотрения предметов, процессов и явлений; 3)принцип развития, т.е. как развивается все сущее; 4)принцип конкретно-исторического подхода к анализу вещей, т.е. учета условия, времени и места, в которых происходит то или иное явление; 5) принцип выделения основного звена в цепи событий в процессе человеческой деятельности; 6)при анализе общественных явлений необходимо учитывать конкретные интересы классов, социальных групп и отдельных людей. Это основа диалектического стиля мышления исследователя.

Информатизация

Единственный правильный и существенный метод философии - это метод диалектический, как схема развития действительности и методологии его познания. Действительная диалектика - это единение Логоса и логики. Реально сделать и воплотить такое единство не просто. Логические системы и законы есть природа универсальных законов бытия, которые внутри противоречивы и непохожи. Это и устойчивость, постоянство вещей и явлений, и их изменчивость. И человеку тяжело все это соединить одно с другим. Поэтому и бывают "перекосы" в ту или иную сторону и образуются различные "патологии" искажения и изменения мышления. Так получается логика может не совпадает с Логосом изучаемого объекта.

Диалектика-это воплощенное единство логики бытия и логики сознания. Логические категории и законы отражают универсальные законы бытия, которые внутренне противоречивы: с одной стороны, они отражают устойчивость вещей и явлений, а с другой – их изменчивость. Достаточно трудно соединить одно сдругим, и когда не удается это сделать, возникают опрделенные искажения мышления, при которых, естественно, логика не совпадает с Логосом изучаемой системы явлений.

Так, рассудок, будучи очень важным моментом познания, т.к. придает прочность, определенность нашим мыслям, при его абсолютизации порождает догматизм.

Догматизм (др.-греч. δόγμα — мнение, учение, решение) — способ мышления, оперирующий догмами (считающиеся неизменными вечными положениями, не подвергаемых критике) и опирающийся на них.

Для догматизма характерны некритичность по отношению к догмам (отсутствие критики и сомнений) и консерватизм мышления (неспособность воспринимать информацию, противоречащую догмам), слепая вера в авторитеты.

В философии догматизмом называется характеристика философского учения или разновидность философских учений. Философское учение догматично, если оно принимает какие-либо основоположения в качестве абсолютно достоверных и соответствующих действительности без какой-либо предварительной проверки и возможности изменения. Несовместимыми с догматизмом учениями являются скептицизм, критицизм и диалектика.

Пирронисты (скептики) эпохи Возрождения и раннего Нового времени критиковали с помощью скептических аргументов и обвиняли в догматизме разные учения, прежде всего перипатетиков (то есть схоластов, которые считались последователями Аристотеля).

Критическая философия

Начиная с утверждения, что прежде построения философской системы необходимо подвергнуть критике наши познавательные способности, Кант приходит к выводу, что познающий субъект не может познать вещи сами по себе, а познаёт только явления, закономерности организации которых принадлежат самому познающему субъекту. Поэтому метафизика как догматическое положительное знание о вещах самих по себе невозможна.

Вопрос догматического мышления и его устранения детально разобран также тут

Гегельянство и марксизм

Догматизм в более узком смысле состоит в том, что удерживаются односторонние рассудочные определения и исключаются противоположные определения диалектическое мышление не имеет в себе таких односторонних определений и не исчерпывается ими, а как целостность, содержит внутри себя совместно те определения, которые догматизм признает в их раздельности незыблемыми и истинными.

Эта критика догматизма была воспринята от Гегеля и диалектическим материализмом.

Продолжаю публиковать материал по философии. Предыдущая запись – Философия, её смысл, функции и роль в жизни человека и общества.
Из этой статьи Вы сможете узнать о специфике философского знания, о том, что является предметом философии и какие существуют основные направления и методы философии.

Специфика философского знания

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

  • имеет очень много общего с научным знанием, включающим в себя – предмет, методы, логико-понятийный аппарат;
  • однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки. Философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Философия является особой формой общественного сознания и характеризуется следующими наиболее важными особенностями:

  1. исходным пунктом и целью философии является человек, его место в мире и отношение к этому миру;
  2. философия изучает наиболее общие основания социоприродного бытия, универсальные закономерности развития мира как целого;
  3. основным средством познания является человеческий разум – Логос;
  4. эмпирическая база познания — вся совокупность частных наук и общественно-историческая практика;
  5. философия сочетает в процессе изучения действительности теоретико-познавательный подход с ценностным подходом (где и как находит свою практическую реализацию подученное знание, и какова ценность, значимость этого знания для человека и человечества).

Философия – это форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального и природного бытия, мира в целом, места чевовека в этом мире, отношения человека к миру и смысла человеческой жизни.

Предмет и методы философии

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

  1. онтология (учение о бытии).
  2. гносеология (учение о познании)
  3. человек
  4. общество.

В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:

  • сущность бытия;
  • происхождение бытия;
  • материя (субстанция), ее формы;
  • сознание, его происхождение и природа;
  • взаимоотношение материи и сознания;
  • бессознательное;
  • человек, его сущность и существование;
  • духовный мир человека;
  • общество;
  • общество и человек;
  • природа;
  • природа и общество;
  • духовная сфера жизни общества;
  • материально-экономическая сфера жизни общества;
  • социальная сфера общества;
  • общественно-экономические формации, цивилизации;
  • перспективы человека, общества;
  • экология, проблемы выживания;
  • особенности познания;
  • влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты;
  • ограниченность и безграничность познания;
  • движение;
  • философские категории;
  • диалектика и ее законы;
  • иные вопросы.

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:

  1. диалектика,
  2. метафизика,
  3. догматизм,
  4. эклектика,
  5. софистика,
  6. герменевтика.

Диалектика — метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно, с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

  • обособленно, сами по себе, а не с точки зрения их взанмосвязанаости;
  • статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);
  • однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, пе имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века — в религии, в настоящее время — в рекламе).

Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии. Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются:

  1. материализм,
  2. идеализм,
  3. эмпиризм,
  4. рационализм.

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — есть проявление материи. Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии, и имеет широкое распространение в современной российской.

Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы, например, в Германии.

Рационализм — философский метод и направление в философии в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то ость, выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению. а любое сомнение – это уже работа мысли, разума.).

Глупость зиждется на самообмане, который, в свою очередь, является следствием догматизма — привычки оценивать ситуацию с позиции предвзятых, непоколебимых убеждений, игнорируя или отрицая признаки, указывающие на нечто им противоречащее.

В догматической культуре, всякая информация делится на два класса — легитимную (ту которую могут понимать все) и нелегитимную – ту, которую не должен понимать никто (за исключением посвящённых). Дураком, в догматической культуре, объявляют всякого индивида, который либо неспособен освоить легитимную информацию (дураки первого рода), либо несанкционированно осваивает информацию нелегитимную (дураки второго рода). В противовес, диалектическая культура не разделяет информацию, и вся она представлена в полном объёме любому человеку для осмысления и построения картины мира.

В догматической культуре, в меру своего понимания каждый работает на самого себя, а в меру непонимания на того, кто понимает больше. Процесс обучения в этом случае основан на простой зубрёжке готовых фактов и суждений, без разъяснения причин и следствий. Информация о причинно-следственных связях между событиями, остаётся уделом высших иерархов, и для остальной толпы автоматически попадает в категорию нелегитимной информации 3 .

Чтобы осознать последнее, дадим несколько понятий. Под умом и интеллектом – мы понимаем способность принимать решения, на основе поступающей информации и имеющихся фактов, при этом факты могут быть и ложными ввиду намеренного искажения, либо неправильного понимания происходящего. Разум это дополнительная способность отличать правду ото лжи (на основе одной или нескольких ранее изученных и освоенных методик). Свобода воли это способность, разумом переступить через диктат своих животных инстинктов (своего ЭГО) и изменить свой взгляд на уже сформированные стереотипы мышления (часто запрограммированные окружающей культурой).

Всякому человеку от рождения дана свобода выбора, и свобода воли. В жизни, многие предпочитают пользоваться чужими суждениями и шаблонными решениями, легко поддаются внешнему программированию своей психики (через ТВ, кино, культуру, книги), не осознавая этого, тем самым, в той или иной мере ограничивая себя в свободе выбора и свободе воли.

Для понятия сути диалектического мышления, заметим, что каждый из нас — носитель уникального набора знаний и фактов. Причём, по одной и той же тематике, мы, в рамках свойственной нам индивидуальности, формулируем свой набор вопросов, поиск ответа на которые, может привести нас к определённым выводам. Часто происходит так, что два индивида приходят к разным выводам по одной и той же тематике. И это происходит именно в силу того самого субъективизма мышления.

Тандемный принцип общения это способ коммуникации двух (в общем случае) человек, имеющих разные взгляды по одной тематике, когда ставиться задача не доказать любыми путями свою точку зрения, но понять в чём мнение оппонента лучше своего собственного и выработать новое единое решение. При тандемном общении, недопустимо давать эмоциям брать верх над разумом и недопустимо лгать ни при каких обстоятельствах . Последнее важно, ведь решение, принятое на ложном утверждении, будет нежизнеспособным 6 .

Догматизм как явление, это добровольный отказ от свободы воли, и ограничение себя невидимыми рамками. Догматики в определённой мере являются рабами, только кандалы у них не на ногах, а в голове. Догматики мыслят штампами, которые внедряют туда их хозяева. Они являются рабами ещё и потому, что неспособны должным образом оперировать цифрами и фактами, неспособны вынести из них независимое суждение, а могут только бездумно повторять идеологические лозунги.

Жаль, но таких людей в нынешней культуре большинство, и это главная болезнь цивилизации, которая впрочем отступает, хотя и очень медленно. Вопрос лишь в том — сможете ли измениться Вы?

Некоторые правила восприятия информации (хотя Вы наверняка можете сформировать свой список):

Если при прочтении этого текста Ваш эмоциональный фон резко менялся, Вы отвлекались — рекомендуем вдумчиво перечитать снова в спокойном, умиротворённом состоянии, иначе образ, который мы пытаемся до Вас донести, будет воспринят искажённо.

В заключении скажем, что важно понять — вопрос не в том, что с Вами поступают по жизни бессовестно и злонравно, после того как все моменты были оговорены и совместные решения найдены. Вопрос в том — что и как изменить в себе, по совести и добронравию, чтобы такого никогда не происходило.

Читайте также: