Лестер уорд социология кратко

Обновлено: 27.04.2024

Резюме

Социологические исследования

Отвергая правые (например, Герберт Спенсер ) и левые (особенно Карл Маркс ) варианты, преобладающие в этой дисциплине, с публикацией динамической социологии в 1883 году Уорд надеялся реконструировать центральное значение экспериментирования и научного метода для социологии. Для Уорда наука была не холодной или безличной, а ориентированной на человека. Как он сказал в предисловии к этой книге: «Настоящая цель науки - принести пользу человеку. Наука, которая этого не делает, как бы ни было приятно ее изучение, безжизненна. Социология, которая из всех наук должна принести человеку наибольшую пользу, находится в опасности попасть в класс вежливых развлечений или мертвых наук. Цель этой работы - указать метод, с помощью которого дыхание жизни можно вдохнуть в ноздри. " (Истинная цель науки состоит в том, чтобы принести пользу человеку. Наука, которая не включает это, хотя и приятна в его изучении, все еще безжизненна. Социология, которая из всех наук должна принести наибольшую пользу человеку, находится в опасности попасть в класс изощренных развлечений или мертвых наук. Цель этой работы - определить метод, с помощью которого можно вдохнуть дыхание жизни.)

Уорд предположил, что бедность можно свести к минимуму или устранить систематическим вмешательством общества. Человечество не оставалось без внимания в отношении безличной силы природы и ее эволюции: силой духа можно было взять под контроль эволюцию человеческого общества. Эта теория известна как Telesis .

Социология, которая разумно и научно руководит экономическим и социальным развитием общества, могла бы создать универсальную систему образования, регулировать конкуренцию, связывать людей вместе на основе равных возможностей и сотрудничества, способствовать счастью и свободе каждого.

Феминизм

Уорд был прекрасным защитником равных прав женщин. Он даже предположил, что женщины по своей природе превосходят мужчин, что намного превосходит самодовольство традиционных социологов. В настоящее время историки считают Уорд писателем-феминисткой, таким как Энн Тейлор Аллен .

Противодействие социальному дарвинизму

Хотя Маркс, коммунизм и социализм так и не стали популярными в Соединенных Штатах, Спенсер и теории социального дарвинизма (Уорд не любил этот термин, особенно для Спенсера) стали знаменитыми.

Уорд поставил себя в прямую оппозицию американскому ученику Спенсера Уильяму Грэму Самнеру, который стал самым известным ученым американского социолога и, безусловно, самым читаемым среди ярых сторонников laissez faire и выживания лучших.

Оригинальные цитаты

« Каждый инструмент или приспособление, каждое механическое устройство . - это победа разума над физическими силами природы в непрекращающемся и бесцельном соревновании. Все человеческие институты - религия, правительство, закон, брак, обычаи - вместе с бесчисленным множеством других способов регулирования социальной, производственной и коммерческой жизни, с широкой точки зрения, представляют собой лишь определенное количество способов удовлетворения и противодействия принципу конкуренции, проявляющегося в обществе . "

« Пока что социальный прогресс определенным образом позаботился о себе сам, но в ближайшем будущем о нем придется позаботиться. Сделать это и поддерживать динамическое состояние против всех враждебных сил, которые сгущаются с каждым новым достижением, - настоящая проблема социологии, рассматриваемой как прикладная наука. "

Перевод цитат

«Каждый инструмент или посуда, каждое механическое устройство . это победа разума над физическими силами природы в бесконечном и бесцельном соревновании. Все человеческие институты - религия, правительство, закон, брак, обычаи - а также бесчисленное множество других способов регулирования социальной, производственной и коммерческой жизни, в широком смысле, представляют собой лишь ограниченное количество способов уважения и контроля принципа конкуренции в том виде, в котором он проявляется. себя в обществе. "

«Пока социальный прогресс как-то неловко сам о себе позаботился, но в ближайшем будущем о нем придется позаботиться. Сделать это и таким образом поддерживать динамическое состояние против всех враждебных сил, которые сгущаются с каждым новым достижением, - настоящая проблема социологии, рассматриваемой как прикладная наука. "

«И теперь с точки зрения интеллектуального развития каждого отдельного человека мы находим ее бок о бок, плечом к плечу с ним, обеспечивая с самого начала, в доисторический, досоциальный и даже дочеловеческий периоды необходимое дополнение к нему. в остальном прямолинейная, упорная и своенравная карьера, без которой он вскоре исказил бы и исказил курс и сделал бы неспособным даже к прогрессу, который он исключительно утверждает, что вдохновляет. И поэтому, опять же, даже в области интеллекта, где он с радостью хотел бы безраздельно властвовать, она доказала, что полностью равна ему, и имеет право на свою долю той заслуги, которая придается человеческому прогрессу благодаря этому достижению. "

Основные работы

  • Путеводитель по флоре Вашингтона и окрестностей . 1881 .
  • Динамическая социология. Или Прикладная социальная наука, основанная на статической социологии и менее сложных науках (2 тома) 1883 , 1897 .
  • Эскиз Палео-ботаника , 1885 .
  • Конспект флоры Лары группы1886 года .
  • Типы Ларами Флоры1887 .
  • Психические факторы цивилизации.1893 , 1906
  • Вклады в социальную философию.1895 -97.
  • Очерки социологии1898 .
  • Современная социология.1902 г.
  • Чистая социология. Трактат о происхождении и стихийном развитии общества1903 г.
  • Учебник социологии.1905 г.
  • Прикладная социология. Трактат о сознательном улучшении общества обществом.1906 .
  • Проблески космоса. Ментальная автобиография. (6 томов) 1913 - 1918 гг.

О работе Уорда

Источник

Заметки

Смотрите также

Статьи по Теме

Источники


Внешние ссылки

  • Виртуальный международный авторитетный файл
  • Международный стандартный идентификатор имени
  • Библиотека Конгресса
  • Gemeinsame Normdatei
  • Национальная диетическая библиотека
  • Королевская библиотека Нидерландов
  • Университетская библиотека Польши
  • Национальная библиотека Каталонии
  • Национальная библиотека Австралии
  • Чешская национальная библиотека
  • Национальная библиотека Латвии
  • Национальная библиотека Греции
  • WorldCat Id
  • WorldCat

Уорд - это стандартное ботаническое сокращение для Лестера Фрэнка Уорда .


Психологический эволюционизм представляет собой течение социологической мысли конца ХIХ – начала ХХ в., представители которого рассматривали процесс развития общества как часть космической эволюции, имеющей направленный характер, как переход от простых этапов к сложным на основе развития сознательного начала, т.е. разумного управления социальными процессами.

При этом каждый новый этап вбирает в себя лучшие достижения предшествующего благодаря организованной психической деятельности человека. Наиболее крупные представители психологического эволюционизма – американские социологи Лестер Уорд (1841–1913) и Франклин Гиддингс (1855–1931).

Уорд был основателем и первым президентом Американского социологического общества, впоследствии Американской социологической ассоциации (1906–1908). Демократизм и выступления Уорда против засилья монополий не раз навлекали на него гнев реакционеров, в том числе и в России.

Социальная эволюция, считает Уорд, не может быть явлением чисто природным, биологическим (как ее трактует Спенсер), поскольку в обществе живут и действуют люди, наделенные сознанием, психикой. Следовательно, в основу социологического анализа социальной эволюции нужно положить, прежде всего, психологические, а не биологические принципы, психологические, а не биологические механизмы общественной жизни.

Подход Уорда к пониманию социальной эволюции состоит в том, что необходимо видеть в эволюционном процессе природное, спонтанное развитие, названное им генезисом, и осознанные, целенаправленные действия человека в обществе, приводящие к его развитию, что было названо американским социологом телезисом. Генезис и телезис в социологии Уорда выступают как две составные и взаимосвязанные части эволюционного процесса.

При этом генезис оказывается предметом исследования чистой, или теоретической социологии, которая изучает предпосылки развития социальных явлений и процессов. Телезис становится предметом прикладной, или практической социологии, поскольку речь идет об эволюции уже самого общества за счет сознательного воздействия людей на социальные процессы.

Как видно, Уорд стремится объединить изучение природного и социального в социологической науке. Соединительным звеном при этом становится человек – наполовину природное, наполовину общественное существо.

В первом случае – с генезисом – социолог имеет в виду естественный, природный прогресс, во втором случае – с телезисом – речь идет о прогрессе, связанном с деятельностью людей. В основе этой деятельности лежат определенные силы, называемые социологом и социальными, и психическими.

Первичной социальной силой оказываются желания, прежде всего голод, жажда, половые потребности, обеспечивающие продолжение рода. На их основе возникают более сложные, вторичные, – интеллектуальные, моральные и эстетические силы – желания.

Если первичные желания человека объясняют его индивидуальное, личное поведение, то вторичные могут быть использованы для анализа поступательного, эволюционного развития общества, в основе которого они лежат.

Поведение человека, в соответствии с концепцией Уорда, может определяться, помимо желаний, также репродуктивными силами, к которым он относил в первую очередь любовь, выступающую в самых различных формах – сексуальной, романтической, супружеской, материнской, кровной. В природе этих сил он видел источник неравенства, поскольку они базировались на неравенстве мужчины и женщины.

Все то, о чем писалось выше, – это стимулы индивидуального поведения, включающие в себя желания и репродуктивные силы. Но Уорд говорил еще и о психических факторах цивилизации, которые он подразделял на три группы: субъективные, объективные и социально синтезированные.

Субъективные факторы – это различные проявления души: чувства, волевые акты, эмоции и т.д. Объективные факторы – это интуиция, способность к изобретению, интеллект, проявление творческого духа. Факторы социального синтеза – это экономия ума, экономия природы, социальные аспекты воли и интеллекта. Нетрудно понять, что социологическая теория в творчестве Уорда изрядно психологизируется.

Психологический эволюционизм американского социолога – это результат столкновения психической природы индивида с общественными условиями его жизни. Социальный прогресс общества обеспечивается особыми социогенетическими силами (по Уорду социогения – высшая ступень эволюционной лестницы, являющаяся синтезом всех природных и социальных сил).

Эти силы подразделяются им на интеллектуальные и моральные. Наиболее значимыми являются первые, т.е. интеллектуальные. Они лежат в основе стремлений людей приобретать знания и образование. Последнему же Уорд уделял особое внимание.

Он считал, что образование выступает стимулом и самой надежной формой социальных преобразований, средством изменения организационной структуры капиталистического общества. Поэтому введение всеобщего равного и обязательного образования, необходимость которого защищал и отстаивал Уорд, будет, по его мнению, иметь весьма благоприятные результаты.

Общий вывод, который следует из рассмотрения социологической концепции Уорда, состоит в выявлении двух взаимосвязанных позиций, подчеркивающих характерные особенности его учения. Это психологизация социальных процессов плюс утопизм социальных преобразований.

В целом же Уорд внес заметный вклад в развитие социологии прежде всего стремлением доказать, что в социальной эволюции, имеющей активный характер, ведущую роль играет психология человека и его воля.


Уорд (WаrdWаrd) Лестер Франк (18.06.1841, Джолиет, штат Иллинойс,-18.04.1913, Вашингтон) -амер. социолог, основоположник психологического эволюционизма в США, первый президент Американского социологического общества (ныне Американская социологическая ассоциация). Научную деятельность начинал как геолог, палеонтолог, был одним из основателей палеоботаники.

В основе социологических воззрений Уорда лежат эволюционистские идеи Конта и Спенсера. Не принимая, однако, гипертрофированного натурализма, биологизма и жесткого детерминизма последнего, Уорд наполнял эволюционизм гуманистическим содержанием. Он полагал, что в основу социологии должны быть положены принципы психологии, а не биологии, и сосредоточивал внимание на изучении психологических механизмов общественной жизни. От природных процессов социальная жизнь отличается, по Уорду, прежде всего телическим, т. е. целенаправленным и творческим характером. Происходящая в природе на основе естественного отбора слепая стихийная эволюция, "генезис", в обществе сменяется "телезисом", формирующимся на основе осознанного стремления к прогрессу.

В качестве первичной социальной силы Уорд выделял желания, выражающие природные импульсы, такие, как голод, жажда, половые потребности. На их базе формируются более сложные интеллектуальные, моральные и эстетические потребности, реализация которых в творческой деятельности человека и обеспечивает, на уровне "индивидуального телезиса", развитие общества. В качестве основного носителя "коллективного телезиса" он рассматривал государство, которое возникает, по Уорду, наряду с такими институтатами, как классы, право и т. д., из борьбы рас. Считая, что различие между производителями и непроизводителями образует наиболее важное социальное деление, Уорд поддерживал профсоюзное движение, симпатизировал пролетариату и выступал за равенство классов. Однако всеобщее равенство, полагал Уорд, должно быть достигнуто через обязательное всеобщее образование путем социальных реформ, а не через "государственный социализм". Считая необходимым широкое вмешательство государства в общественную жизнь и усматривая в государственном регулировании инструмент, с помощью которого можно преодолеть негативные стороны системы свободной конкуренции и господства монополий, Уорд подводил теоретическую базу под политику социального реформизма, направленную на замену частных монополий "сознательной кооперацией".

Уорд популяризировал социологию, подчеркивал значение для будущего процветания человечества осуществляемых социологами научных исследований и социального планирования. Социальные науки, по Уорду, открывая законы общественного развития, должны обеспечивать теоретическую базу социальных реформ. Уорд негативно относился к марксистскому учению и, гипертрофируя роль социальных исследователей в обществе, выступал с идеями социократического толка, возлагая надежды на "коллективный разум" общества, который должен с помощью социальных наук направлять ход обществ, развития. Идеи У. получили дальнейшее развитие в работах Гиддингса, нашли отражение в первых американских социологических учебниках, однако в атмосфере доминирования идеологии laissez faire (свободного предпринимательства) не оказали значительного влияния на социологию.

Соч.: 1) Психические факторы цивилизации. М., 1897. 2) Очерки социологии. М., 1901. 3) Dynamic sociology or applied social science as based upon statistical sociology and the less complex sciences. N. Y., 1883.

Компания АртДизайнГруп занимается проектированием, дизайном, строительством и ремонтом жилых домов и коммерческих объектов недвижимости

Лестер Уорд - яркий пример человека, вытащившего себя из низших слоев общества к богатству и известности благодаря своему уму, упорству и трудолюбию. Он получил свои обширные познания фактически самоучкой. В результате оказался обладателем знаний в самых разных областях, и воплощал собой уже ставший редким XIX веке образ универсального ученого. В частности, он был не только социологом и психологом, но и. ботаником и палеонтологом!

Активности его можно было только позавидовать.

Как социолог, Уорд опирался на учения О. Конта и Г. Спенсера, особенно на эволюционизм последнего. Большое влияние на формирование взглядов Уорда оказала и теория Чарльза Дарвина. Основываясь на этих концепциях, американский социолог выдвинул свою, в которой тесно связал общественное развитие с психологическими факторами. Ну, во-первых, он считал, что социальная эволюция имеет активный характер и включает в себя все те черты, которые определяют эволюцию и в природе. Например, борьбу за выживание, когда побеждает сильнейший, и т.д.

Во-вторых, он считал, что главным образом на развитие общества влияют различные психические силы, и, в частности, волевые импульсы человека.

а) голод и жажда, то есть то, что связано с поддержанием организма,

б) секс, то есть то, что связано с продолжением жизни.

Таким образом, в основе цивилизации лежат, образно говоря, голод и любовь. Именно желание обеспечить себе пропитание, согласно Уорду, породили труд. Человек был вынужден что-то делать, чтобы обеспечить себя питанием. Обман тоже возник по этой причине. Интересный момент - Лестер Уорд считал обман разновидностью труда. Почему?! Он объяснял это тем, что поначалу первобытные люди обманывали животных, например, заманивая их в вырытые ямы, а потом обман стал распространяться и на людей ради достижения целей. Человек стал другим людям "рыть яму", прилагая к этому усилия, строя планы и т.п. То есть, как бы трудясь.

В обществе, как и в природе, идет постоянная борьба за выживание. Как на этом фоне объединить людей?

Уорд возлагал надежды на групповое чувство безопасности, а также на человеческий интеллект. Желание жить спокойно, ничего не страшась, относится к базовым стремлениям человека, а, будучи существом все же разумным, он понимает, что жить в безопасности, когда кругом озверевшие враги, готовые обмануть и обобрать за полушку, невозможно. Значит, нужно создать атмосферу доверия, сотрудничества, развивать нормы, которые обеспечат коллективную безопасность.

Читайте также: