Политическая власть происхождение кратко

Обновлено: 04.07.2024

Суверенитет политической власти означает ее самостоятельность, независимость, верховенство данного субъекта власти по отношению к другим субъектам, а также ее неделимость( власть не может быть разделена между различными субъектами, стоящими на разных политических позициях).

Авторитет- общепризнанное как в стране, так и за ее пределами влияние субъекта власти, которое находит выражение в готовности объекта подчиняться его указаниям

Воля —наличие у субъекта власти осознанной политической цели, готовности и способности последовательно добиваться ее осуществления.

Принуждение —осуществление субъектом политики своей воли различными средствами вплоть до открытого насилия.

Утрата властвующим субъектом любой из перечисленных позиций ведет к политическому кризису, который обычно завершается переходом власти к другому субъекту политики

Особое место в системе политической власти принадлежит государственной. Она представляет собой высшую форму политической власти, является ядром последней. В то же время государственная власть не тождественна политической.

Механизм политической власти - это совокупность учреждений и организаций, а также норм и правил его функционирования.

Под субъектами, или носителями, власти подразумеваются активно действующие составляющие в системе власти, от которых исходят воздействия, следуют указания, распоряжения.

Под объектами власти подразумеваются все те структуры - органы, предприятия, население, на руководство (управление) которыми направлена деятельность властей.

К субъектам политической власти относят социальные сообщества -господствующие классы, социальные слои и группы, а также государство, политические партии и организации, групповое и индивидуальное лидерство.

Основным социальным субъектом власти является господствующий класс. К господствующим принято относить классы, которые занимают доминирующее положение во всех областях общественной жизни: экономической, политической, социальной, идеологической (духовной)

Функции политической власти:

1) формирование политической системы, организация политической жизни общества, регулирование политических отношений;

2) управление органами власти, политическими и неполитическими процессами;

3) контроль за политическими и иными процессами и в конечном итоге создание характерного для данного общества типа управления, политического режима, государственного строя.

Важным условием выполнения политической властью своего предназначения является ее легитимность(от лат. законность)

Власть -это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью тех или иных средств: авторитета, воли, права или принуждения

Ее возникновение связано с имущественным и социальным расслоением общества и образованием государства. Именно с этими процессами связана трансформация неполитической власти в политическую

Политическая власть —это реальная возможность и способность тех или иных социальных субъектов диктовать свою волю в политике с помощью государственно-правовых и иных средств

Отличительными признаками политической власти являются: суверенитет, авторитет, воля, принуждение.

Суверенитет политической власти означает ее самостоятельность, независимость, верховенство данного субъекта власти по отношению к другим субъектам, а также ее неделимость( власть не может быть разделена между различными субъектами, стоящими на разных политических позициях).




Авторитет- общепризнанное как в стране, так и за ее пределами влияние субъекта власти, которое находит выражение в готовности объекта подчиняться его указаниям

Воля —наличие у субъекта власти осознанной политической цели, готовности и способности последовательно добиваться ее осуществления.

Принуждение —осуществление субъектом политики своей воли различными средствами вплоть до открытого насилия.

Утрата властвующим субъектом любой из перечисленных позиций ведет к политическому кризису, который обычно завершается переходом власти к другому субъекту политики

Особое место в системе политической власти принадлежит государственной. Она представляет собой высшую форму политической власти, является ядром последней. В то же время государственная власть не тождественна политической.

Механизм политической власти - это совокупность учреждений и организаций, а также норм и правил его функционирования.

Под субъектами, или носителями, власти подразумеваются активно действующие составляющие в системе власти, от которых исходят воздействия, следуют указания, распоряжения.

Под объектами власти подразумеваются все те структуры - органы, предприятия, население, на руководство (управление) которыми направлена деятельность властей.

К субъектам политической власти относят социальные сообщества -господствующие классы, социальные слои и группы, а также государство, политические партии и организации, групповое и индивидуальное лидерство.

Основным социальным субъектом власти является господствующий класс. К господствующим принято относить классы, которые занимают доминирующее положение во всех областях общественной жизни: экономической, политической, социальной, идеологической (духовной)

Функции политической власти:

1) формирование политической системы, организация политической жизни общества, регулирование политических отношений;

2) управление органами власти, политическими и неполитическими процессами;

3) контроль за политическими и иными процессами и в конечном итоге создание характерного для данного общества типа управления, политического режима, государственного строя.

Важным условием выполнения политической властью своего предназначения является ее легитимность(от лат. законность)

Понятие “власть” в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в самых разных смыслах. Философы говорят о власти над объективными законами общества, социологи — о власти социальной, экономисты — о власти хозяйственной, юристы — о государственной власти, политологи — о политической власти, естествоиспытатели — о власти над природой, психологи — о власти человека над самим собой, родители — о семейной власти, богословы — о власти от Бога и т. д. и т.п. Используется понятия законодательной, исполнительной и судебной власти.

Одни считают, что власть означает реальную способность одного из элементов существующей системы реализовать собственные интересы в ее рамках, и в этом смысле власть есть осуществление влияния на процессы, происходящие внутри системы. Другие считают властью результаты, продукт некоторого целенаправленного влияния. Третьи полагают, что власть представляет собой такие взаимные отношения между людьми или группами людей, сущность которых заключается во влиянии, воздействии, что это стремление к достижению равновесия.

Понятие власти.

Определение власти.

Власть есть присущее обществу волевое отношение между людьми. Власть необходима, подчеркивал Аристотель, прежде всего, для организации общества, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, для поддержания его целостности и единства.

Можно ли в таком случае дать научное определение власти? Ряд социологов и политологов говорят о ее таинственности, о том, что в своей политической форме “власть ставит наиболее грозную загадку”, само понятие власти смутно и неопределенно.

Исторический опыт показывает, что там, где появляется необходимость в согласованных действиях людей (будь то отдельная семья, группа, социальный слой, нация или общество в целом), происходит подчинение их деятельности достижению определенных целей. В этом случае определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчиненные. Мотивы подчинения весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели, на убеждённости в необходимости выполнения распоряжений, на авторитете властвующего и, наконец, просто на чувстве страха перед нежелательными последствиями в случае неподчинения. Сами мотивы имеют большое значение для эффективности власти и ее долговечности. Здесь важно подчеркнуть, что властные отношения объективно присущи общественной жизни. Это своеобразная плата за жизнь в обществе, ибо жить в обществе и быть свободным от его правил невозможно. Другими словами, без отношений власти человеческая цивилизация невозможна.

Любое общество не может нормально существовать, если любому представляется беспрепятственно творить произвол. Как отмечал Вл. Соловьев: “Требование личной свободы, чтобы оно могло осуществиться, уже предполагает стеснение этой свободы в той мере, в какой она в данном состоянии человечества несовместима с существованием общества или общим благом. Эти два интереса, противоположные для отвлеченной мысли, но одинаково обязательные нравственно, в действительности сходятся между собой. Из их встречи рождается право”.

Власть вовсе не является непременно результатом только насилия, подавления одной личности другой. Замечено, например, что в сложной натуре человека есть несомненное искание над собой власти, которой он мог бы подчиниться. Это своего рода потребность воздействия одного человека на другого, сила, соединяющая людей в общество.

Таким образом, подчеркивает Соловьев, власть неизбежно оказывается следствием самой социальной природы человека. Однако как только проявление власти приобретает общественный характер, главной ее целью становится создание и поддержание порядка, важнейшим средством чего и выступает власть. В связи с этим людям вовсе не нужно создавать власть. Им достаточно ее принять и подчиниться ей, тем самым устанавливается известный порядок. Искание порядка, как правило, сопровождается исканием власти.

Да, власть требует подчинения. Но люди, подчиняясь ей, не должны жертвовать своей свободой.

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение власти. Власть в общем смысле есть способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия

Отсюда можно сделать следующий вывод: власть — это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжением другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

Орудия и методы власти.

Власть иногда отождествляют с ее орудиями — государством, с ее средствами — управлением, например, с ее методами — принуждением, убеждением, насилием. Некоторые авторы проводят знак равенства между властью и авторитетом, который имеет много общего с ней, но и отличается от власти принципиально.

Сама власть выступает в виде управления, управление — в виде власти. Но управление не есть функционирование власти. Управление, подчеркивал Б. Краснов, шире, чем власть. Власть — элемент управления, источник силы управления. Процесс управления представляет собой процесс реализации властной воли для достижения цели властителя. Управление же является средством, при помощи которого целенаправленное воздействие власти из возможности превращается в действительность.

Одно из наиболее распространенных представлений о власти — понимание ее как принуждения. Как считает М. Байтин, власть безотносительно от форм своего внешнего проявления, в сущности, всегда принудительна, ибо, так или иначе, направлена на подчинение воле членов данного коллектива, господствующей или руководящей в нем единой воле. Отрицать то, что власть проявляется в процессе подчинения, принуждения воли какого-либо субъекта, было бы нелепо. Вместе с тем сводить сущность властных отношений только к насилию и принуждению было бы неправильно. Дело в том, что власть оказывается неполной, когда субъект не достиг поставленных целей. Если желаемые результаты не достигнуты, то колоссальные трудности, связанные с преодолением сопротивления других людей, свидетельствуют не о триумфе власти, а о ее ущербности. Кроме того, неясно, почему мобилизация людей на достижение общественно значимых целей должна осуществляться только на основе принуждения и насилия. Ведь существует множество других способов влияния.

Сказанное позволяет принять позицию тех авторов, которые исходят из того, что понятие “власть” означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.

Политическая Власть.

Политическая власть вторична по отношению к индивидуальной власти, формируется в результате делегирования части прав и концентрации воли множеств в одном субъекте. Однако политическая власть не тождественна любой общественной власти.

Политическая власть существовала, как известно, не всегда. В примитивных обществах, т.е. в обществах, социально не структурированных, общая власть еще не носит политического характера, так как нет проблем, которые вызывают к жизни политику, — проблем достижения согласия. Политическая власть возникает в обществе, где люди разделены разными интересами, неодинаковым положением. В примитивном обществе власть ограничена родственными племенными связями. Политическая власть определена пространственными, территориальными границами. Политической властью обеспечивается порядок на основе принадлежности человека, группы к данной территории, социальной категории, приверженности идее. При неполитической власти нет жестких различий между управляющими и управляемыми. Политическая власть осуществляется всегда меньшинством, элитой. Политическая власть возникает на основе соединения процесса концентрации воли множества и функционирования структур (учреждений, организаций, институтов), взаимосвязи двух компонентов: людей, которые сосредоточивают в себе власть, и организаций, через которые власть концентрируется и реализуется.

Конечно, каждая форма проявления власти заслуживает внимания и изучения. И этим занимаются соответствующие научные дисциплины. Политологию же интересует политическая власть, являющаяся, как уже было отмечено, ядром политической системы общества, ее организационным и регулятивно контрольным началом. Она определяет все другие институты и отношения в самой политической системе общества. Прямо или косвенно политическая власть воздействует на развитие всех других общественных систем - экономической, социальной, духовной и др. К понятию “политическая власть”, конечно, применимо общее, приведенное выше определение власти как таковой, как широкого понятия, имеющего многочисленные формы проявления. Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Ее отличительными признаками являются:

ü верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;

ü всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества;

ü легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

ü моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;

ü широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.

Происхождение политической власти.

Политическая власть как, одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса, группы, индивида проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие политической власти шире понятия власти государственной. Известно, что политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в других составных частях социально-политической системы: в рамках партий, профсоюзов, международных организаций и т.д.

Для понимания, как самой природы властного общения, так и специфики современных отношений между людьми по поводу государственной власти, необходимо коснуться и вопроса о ее происхождении. Нередко упускается из виду, что политическая власть в ее современной форме как власть государственно-публичная имеет не такую уж длительную историю (всего около 5 тысячелетий) по сравнению с догосударственными (потестарными, от позднелатинского “potestas” — власть) сегментированными структурами управления и саморегулирования, существовавшими начиная с появления в эпоху позднего (или верхнего) палеолита несколько тысяч лет назад кроманьонского человека. Кроме всего прочего, в пользу того, что видовое понятие государственной власти по объему значительно уже, чем родовая категория “власть”, свидетельствует и появление на рубеже третьего тысячелетия органов “над государственной” власти в лице законодательных (Европарламент) и исполнительных (Комиссия Европейских Сообществ) институтов, полномочия которых распространяются на территорию почти полутора десятка европейских стран. Итак, можно сделать предварительный вывод о том, что категория “власть” в широком смысле включает в себя и догосударственную (потестарную), и государственную (публичную), а возможно даже и “надгосударственную” (постгосударственную) формы властной организации и общения людей.

Элементы власти.

Нередко власть и принуждение противопоставляют свободе. Свобода есть состояние независимости от внешних условий. Однако такое состояние не является внешне бездеятельным, когда человек и не подчиняется никому сам и не подчиняет никого, не поддается на чужое влияние и сам его не оказывает. Трудно представить себе общество из людей подобного типа. Такое общество, строго говоря, упраздняется, так как живя в обществе, человек не может быть свободным от общества.

Основными элементами власти являются ее субъект, объект, а также средства (ресурсы).

Субъектвласти воплощает в себе ее активное, направляющее начало. Им может быть личность, орган, организация, социальная общность и др. Для реализации властных отношений субъект должен обладать рядом таких качеств, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого субъект власти должен быть компетентным, должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом.

Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное отождествление власти с ее носителем. Так, говорят о решениях власти, о действиях властей, о произволе власти и т.п., подразумевая под властью управленческие органы или отдельных лиц.

Субъект определяет содержание властного отношения через: 1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; 2) подчинение как поведение частной воли под всеобщую волю власти: 3) наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; 4) нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.

От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему объекта (исполнителей) — второго важнейшего элемента власти. Власть — всегда двустороннее отношение взаимодействие субъекта и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта. Где нет объекта, там нет власти.

Осознание зависимости субъекта власти от покорности населения нашло свое практическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы. Об эффективности этого средства свидетельствует, например, факт обретения независимости Индией в результате массовых акций неповиновения колониальным британским властям.

Масштабы отношения объекта к субъекту власти простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. В сущности, подчинение также естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Как отмечал Соловьёв, готовность к подчинению зависит от многих факторов: от качеств объекта власти, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от того, как исполнитель воспринимает объект в зависимости от наличия (или отсутствия) у него авторитета.

Качества объектаполитического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения. С этой точки наибольшую покорность обеспечивает патриархальная и подданническая типы политических культур.

Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих твердой руки, является благоприятной питательной средой авторитарных и тоталитарных режимов. Какими же мотивами руководствуется объект властвования? Что заставляет его подчиняться? Одним из важнейших внутренних побуждений к подчинению является страх перед наказанием. Страх — это очень сильный мотив, но крайне непрочный. Специалисты в области психологии отмечают, что сила власти, основанная на страхе перед санкциями за неповиновение, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания.

Более стабильной является власть, основанная на интересе, поскольку личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Не менее сильной мотивацией подчинения объекта является его внутренняя убежденность в необходимости подчинения, которая связана с преклонением перед умом, опытом, или какими-либо другими качествами субъекта власти, иначе говоря, преклонения перед авторитетом. Максимальная же сила власти достигается при идентификации, отождествлении объекта власти с субъектом. В этом случае объект властных отношений воспринимает дело субъекта как свое личное дело, он абсолютно доверяет своему руководителю.

В основе подчинения одного человека другому (объекта субъекту) лежит неравенство. Власть, — возникающая на основе естественного не равенства, всегда носит характер межличностного взаимодействия, всегда персонифицирована. Возникает подчинение конкретному человеку. И если в новой ситуации он окажется неспособным продемонстрировать свое преимущество, едва ли его распоряжения будут выполняться. Власть, основанная на социальном неравенстве, утрачивает свою персонифицированную форму. На службе мы вынуждены выполнять распоряжения начальника независимо от того, нравится он нам или нет, сильнее он физически или слабее. Именно такая власть носит более определенный и устойчивый характер. Она воспроизводится в обществе независимо от ее конкретных участников. Например, руководитель предприятия, лидер партии обладают исключительным правом на принятие решений, обязательных для подчиненных.

В то же время механизм властного общения, по-видимому, включает в себя и давление “снизу” различных групп и слоев гражданского общества, имеющих свои зоны влияния и сферы интересов, которые через каналы “обратной связи”, систему представительства и другие формы демократического волеизъявления оказывают воздействие на состояние властных отношений в той или иной стране. Необходимо включить в эти зоны (“поля”) действия регулятивного механизма общения три проекции (“плоскости”) власти и влияния, получившие в современной политологии названия: 1) символическая власть (отношения “господства и подчинения”, в соответствии с доминирующими ценностями общества определяющие легитимный порядок), 2) структурная власть (отношения “контроля и влияния”, связанные с регулированием ресурсов и распределением зон влияния между элементами политической системы) и 3) инструментальная власть (отношения “управления и давления”, определяющие средства и способы взаимного действия встречных процессов руководства людьми со стороны правящего слоя и давления на правящие структуры гражданского общества). Сложность понимания власти как регулятора совокупной деятельности людей состоит в необходимости учета при анализе ее функционирования в современном обществе различных и зачастую разнонаправленных способов ее политического действия.

Как считает Ильин, цель власти состоит в том, чтобы посредством прямого или косвенного воздействия на людей, их объединения или разъединения: а) противодействовать деструкции, кризису, упадку, нейтрализовывать напряжение, конфликты; б) стремиться к максимуму стабильности общественного целого, способствовать его совершенствованию, упрочению, прогрессу. Средство власти — богатый арсенал тактики — от, патронажа до администрирования, устрашения применения силы. Поскольку механизмы власти сосредоточиваются у отдельных лиц, реализующих основные цели власти в соответствии с законом её укрепления, возможно противоречия между субъектом власти — власть держателями и ее объектом — народными массами.

Раздел ЕГЭ: 4.1. Понятие власти

Поскольку основной целью политической деятельности является достижение определённых интересов, а именно поддержание или изменение существующего общественного порядка, она невозможна без применения власти.

Власть — система взаимоотношений между людьми, в которой обязательными элементами выступают господство одних сил с подчинением и принуждением других.

ИСТОЧНИКИ И СТРУКТУРА ВЛАСТИ

Добиться власти значительно помогают следующие источники.

власть

Право отдавать приказы устанавливается общественными нормами, как и обязанность подчиняться этим приказам.

Власть — абстрактное понятие, но её прямыми носителями становятся определённые политические структуры, которые принимают следующие формы:

  • руководство;
  • управление;
  • господство;
  • координация;
  • организация;
  • контроль.

Для того чтобы добиться своих целей, власть может использовать следующие ресурсы:

  • волю;
  • убеждение;
  • манипуляцию;
  • авторитет;
  • насилие;
  • право;
  • поощрение;
  • принуждение.

ВИДЫ ВЛАСТИ

Применение власти характерно для всех сфер жизни человека и общества. В соответствии с этим виды власти делятся внутри себя по некоторым характерным чертам.

⊕ По источнику власти:

  • политика;
  • экономика;
  • религия;
  • культура.

⊕ По участникам власти:

  • государство;
  • партия;
  • церковь;
  • семья.

⊕ По функциям органов власти:

  • законодательная;
  • исполнительная;
  • судебная.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

Наибольшее значение для общества играет политическая власть, поскольку она диктует волю большому количеству людей и влияет на мир в целом.

Политическая власть — публичная система взаимоотношений между людьми и политическими институтами, которая распространяется на всё общество.

⊕ Помимо основных признаков власти, политическая власть включает следующие дополнения:

  • верховенство;
  • публичность и безличность (все действия совершает от имени общества);
  • моноцентричность (единый общегосударственный центр);
  • легальность в использовании силы (в рамках закона возможно принуждение жителей страны к определённым действиям);
  • многообразие ресурсов (экономические, информационные, принудительные).

⊕ По степени территориального охвата различают два вида политической власти:

  • общественная (касается всего общества);
  • местная (касается органов местного самоуправления, которые в РФ действуют совместно с государственной властью, но имеют собственные отличия).

Формы политической власти:

  • партии;
  • профсоюзы;
  • международные организации.

ЛЕГИТИМНОСТЬ

Легитимность — добровольное признание людьми основных ценностей действующей власти. Только в случае поддержки значительной части населения власть в глазах людей считается правомерной и справедливой.

В начале XX в. учёным Максом Вебером была выдвинута теория, в которой он объяснил пути, откуда берёт своё начало политическая власть. Согласно этой теории сегодня выделяют три вида легитимной власти.

Основа власти: Обычаи, вера, традиции. Отличительные черты: Крепкая власть, поскольку основана на привычке повиновения власти. Пример: Абсолютная монархия, отношения дворян и крестьян.

Основа власти: Закон. Отличительные черты: Подчинение установленным правилам, несмотря на возможный внутренний протест. Пример: Подчинение директору вне зависимости от его личных и профессиональных качеств.

Смесь всех видов власти

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

Государственная власть — составляющая часть политической власти, которая действует на территории отдельно взятого государства. Её задача: постановка и решение государственных целей, а также руководство делами общества государственными органами путём принятия обязательных к исполнению актов. Государственную власть может осуществить сам народ (референдум, выборы), однако чаще это делают соответствующие органы.

Существуют три ветви государственной власти:

  • законодательная (парламент, Федеральное собрание РФ);
  • исполнительная (Правительство РФ, министерства РФ, федеральные службы);
  • судебная (суд).

Все три ветви государственной власти ограничивают друг друга и не могут существовать раздельно.


Вопросы о происхождении власти волнуют историков, политологов и философов уже многие сотни лет. Когда и при каких условиях возникла иерархия? Чем обусловлена необходимость подчинения людей друг другу?

Генетические особенности

Стремление доминировать наглядно можно увидеть у приматов. Именно биология способна дать самое простое объяснение господству одной особи над остальными. Это установлено научными опытами и многочисленными наблюдениями за животными, живущими группами.

Общество приматов

Иерархия построена на желании обладать лучшим - самкой или едой. Подавление слабых у животных основано на проявлении силы. Так ли это сильно отличается от жизненных установок цивилизованного общества?

Зарождение в первобытном строе

Необходимость в "вожаке" была обусловлена стадным образом жизни. Страх, инстинктивная потребность в добыче пропитания, защите и создании условий для выживания выделяли наиболее сильных представителей племени. Авторитет и способность к жесткому принуждению наделили первобытного лидера элементарными управленческими функциями. Это давало возможность контролировать продолжение своего рода и получать лучшую пищу.

В Древней Греции еще в мифологии власть базировалась на силе и подавлении слабых. Например, бог Уран постоянно возвращал своих детей в землю, боясь погибнуть от их руки - так ему было предсказано. Его место занял Кронос, который поедал своих детей, чтобы они не отняли у него власть.

Божественная сила

Термин "власть" применим к обществу, в котором существовало сознание. Родовая община - первоначальная ячейка общества, члены которой имели одинаковое право на совместную собственность. Роды объединялись в племена и союзы. Так возникла потребность в общественном управлении при отсутствии государства.

Расшифровка термина

Существует около 300 определений власти, однако общепринятой трактовки в современной науке нет. Прежде всего, это волевое воздействие одного лица на другое. Кроме того, это способность субъекта или группы влиять на поведение людей, независимо от их желания.

Установлено, что природа власти является социальной, так как она зарождается и развивается только в обществе. Ее отсутствие означает для человечества хаос, анархию и упадок.

Объединение ради цели

Любой вид подчинения предполагает неравенство по различным параметрам. Превосходство дает возможность использовать свое положение во вред, злоупотреблять им.

Концепции власти

К наиболее распространенным теориям происхождения власти относятся:

  1. Институциональная - возникла в результате государственных образований и необходимости формирования органов управления.
  2. Теологическая - дарованная Богом. Божественное происхождение власти основано на теории Августина Блаженного, который объясняет ее возникновение как дар, потому что люди слабы и греховны, они не способны поддерживать общественный порядок.
  3. Системная - рассматривает иерархические отношения в качестве инструмента, упорядочивающего взаимодействие общества.
  4. Ролевая - определяется самореализацией по установлению контроля над субъектами.
  5. Рыночная - конкуренция за материальные и духовные блага.
  6. Обменная - обладание редким предметом дает возможность управлять.
  7. Психологическая и силовая. Эти теории объясняют деспотию как средство выжить путем принуждения слабых к подчинению. Истоки теории положил Фрейд, наибольшее распространение она получила в середине прошлого века.

Влияние церкви

Отдельно выделяется правовая концепция власти. Ее родоначальниками были великие мыслители Руссо, Кант, Спиноза. Их теория основана на том, что первичным институтом является право, а власть и политика происходят от него. В чистом виде теории происхождения не встречаются, они взаимно дополняют друг друга.

Составляющие господства

Происхождение власти в обществе - естественный итог эволюции. Выделяются три основных компонента власти:

  • Субъект - носитель властного поведения, это может быть как индивидуум, так и группа лиц.
  • Объект - это тот, кто подчиняется, выстраивает свое поведение, в зависимости от содержания и направления властного воздействия.
  • Источник - сила, престиж, закон, материальные и социальные гарантии.

Сила знаний

Власть, основанная на страхе, приводит к бунту и неподчинению. Ее результат - гражданские войны и восстания. За счет этого она постепенно ослабевает. Самая стабильная система основана на взаимном интересе. Этому способствует сила убеждения и авторитет.

Основные ресурсы

В формировании власти особое место занимают ресурсы. Это источники, используемые для обеспечения влияния. Распределяются ресурсы неравномерно, поэтому обладание ими дает преимущества некоторым лицам. Использоваться они могут для поощрения, наказания, убеждения. В зависимости от сфер деятельности, их классифицируют на:

  • Экономические - материальные блага, необходимые для обеспечения определенного уровня жизни (деньги, продукты, полезные ископаемые).
  • Социальные - направлены на повышение статуса и являются следствием экономических (уровень медицинского обслуживания, образование, должность).
  • Информационно-развивающие - знания и интеллект, их доступность для широких масс (интернет, электронные технологии, библиотеки, институты).
  • Демографические - здоровое население, развитое в интеллектуальном плане, естественный прирост и отсутствие большого возрастного перепада.
  • Политические - слаженный механизм управления государством. Он основан на развитой политической культуре, наличии партий и аппарата.
  • Силовые - работают строго в правовом поле (полиция, судебная система, армия).

Сила убеждения

Результат дает только комплексное использование ресурсов, но самая универсальная единица, без которой происхождение власти и государства невозможно - это человек.

Типология власти

Существуют различные виды власти. Разделить ее можно по сфере влияния на коллективную и единоличную. Политологи в глобальном смысле различают неполитическую и политическую. Происхождение власти, в зависимости от формы общества, может быть демократическим, легитимным и противоположным по смыслу и содержанию, то есть незаконным.

Среди первого типа выделяется семейная власть, которая включает отношения между супругами, детьми и родителями. Этот вид подчинения самый древний.

В зависимости от исторического развития общества, выделить можно рабовладельческую, феодальную, буржуазную, социалистическую власть.

Способ общественного управления

Политическая власть в переводе с греческого языка - это искусство управления, способность реализовывать определенные взгляды и при помощи влияния достигать установленных целей. Задачи могут быть общегосударственными и национальными.

Политическая власть имеет свои особенные признаки. Она распространяется на всех проживающих на территории всего государства. Группа лидеров действует исключительно в правовом поле и представляет народ. Еще одной особенностью является возможность делегирования полномочий по должностной лестнице как вверх, так и вниз.

Общий выбор

Политологи разделяют ее на законодательную, исполнительную и судебную. Это строго ограничивает ее воздействие. По сфере влияния различают центральную, региональную и местную власть. Также одним из критериев является количество субъектов, осуществляющих руководство - монархическая власть или республиканская.

Основными функциями и задачами политического управления являются: организация жизни общества в рамках закона, взаимодействие населения с органами власти, контроль и обеспечение порядка.

Государственная власть вытекает из политической, которая является более широкой по смыслу и охватывает больше сфер человеческих отношений. Она публичная и суверенная.

Однако некоторые политологи выделяют политическую власть из государственной. Они считают, что государственная власть способна реализоваться только в том случае, если партия победит на выборах. Однако в развитых странах управление может быть сосредоточено в руках нескольких структур.

Читайте также: