Выборы в древнем риме кратко

Обновлено: 05.07.2024

Консул это выборное должностное лицо в Риме эпохи республики, обладавшее высшей военной и гражданской властью.

Народный трибун – должностное лицо, избирался из числа плебеев и призван был защищать их права, используя право вето (запрета) на решения патрициев.

Народное собрание высший государственный орган. В его полномочия входило принятие законов, решений о войне и мире, избрание должностных лиц.

Патриции – изначально коренные полноправные граждане Римского государства, противостоявшие плебеям, позднее знатные роды римского общества.

Плебеи – неполноправные граждане Римской республики, постепенно добившиеся уравнения с патрициями, со II века до н.э. низший, бедный слой граждан Рима.

Сенат совет, в который входило 300 человек. Любой законопроект должен был быть обсужден в Сенате, прежде чем попасть на рассмотрение собрания. Обладал большой властью в Риме.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Древний мир. Книга для чтения по истории / Под ред. В. П. Буданова. – М.: АСТ., 2006.
  3. Немировский А. И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. – М.: Учпедгиз, 1993.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Установив республику, римляне создали государство как в греческой демократии, в котором власть принадлежала народу.

Народное собрание решало важнейшие дела республики, принимало законы. Повседневное управление государством доверялось избранным должностным лицам – магистратам. Все магистраты избирались на один год. Свои обязанности они исполняли безвозмездно и были ответственны перед народным собранием. Таким образом, в республике сложилась система народного представительства.

Каждый год римляне собирались на Марсовом поле, чтобы избрать из числа коренных полноправных граждан, которых называли патрициями, двух консулов. Они были высшими должностными лицами республики. Консулы управляли государством, созывали сенат и народное собрание. Но главной их функцией было предводительствовать войсками. Даже годы в Риме назывались их именами.

В условиях войны и при других чрезвычайных обстоятельствах по предложению сената мог быть назначен диктатор сроком не более чем на шесть месяцев. Диктатор обладал всей полнотой власти в республике, стоял над консулами и сенатом. Также избирались 8 преторов – которые должны были стать судьями. 4 эдила – наблюдали за порядком на улицах, рынках и устраивали зрелища. 2 цензора – руководили общественными работами, сбором налогов, заключали государственные договоры.

Наряду с народным собранием важную роль в управлении республикой играл сенат. Число сенаторов увеличилось со 100 до 300 человек, а в более позднее время до 600. Сенаторы были одними из самых знатных граждан республики, обычно их назначали из числа отслуживших свой срок высших магистратов.

Члены сената носили белую тогу с пурпурной полосой. Заседания сената проходили в специальном здании – курии, расположенном на Форуме. Сенат рассматривал различные проекты законов, которые затем утверждались в народном собрании. Сенаторы ведали отношениями с другими государствами.


Члены сената (инсценировка)

Звание сенаторов было пожизненным и очень почётным. От сенаторов требовалось безупречное поведение.

Ежегодно избирали десять народных трибунов. Ими могли стать только плебеи (неполноправные граждане).

Это стало возможным после продолжительной борьбы плебеев с патрициями за равенство в сфере власти.

В римской республике существовало рабство, но рабов было ещё немного. Рабы были совершенно бесправны. Они сами и их жизнь принадлежали хозяевам. Первоначально рабы были заняты преимущественно в домашнем хозяйстве. Со временем численность рабов возросла, их труд всё шире использовали на самых тяжелых работах.

Римляне создали многочисленную и боеспособную армию. Она делилась на легионы. Служба в армии была одной из основных обязанностей гражданина. Основную массу воинов-легионеров составляли землевладельцы. Безземельных жителей долгое время не набирали в армию. Римляне считали, что бедняки не знают, что такое собственность, а значит и сражаться им не за что.

Основное вооружение римского легионера состояло из короткого меча, копья, большого изогнутого щита. На тело надевалась кольчуга без рукавов или металлический доспех. Голову воина защищал шлем.

Римская конница во время боя защищала пехоту с флангов. При победе преследовала разбитого противника. В военных походах, даже останавливаясь на одну ночь, римляне строили укрепленный лагерь. В самом простом исполнении место ночёвки легиона окружалось рвом и валом, изгородью из подручных материалов. В том случае, если в лагере было нужно провести некоторое время, римляне возводили настоящую крепость, огражденную, помимо рва и вала, частоколом со смотровыми башнями. Внутри устанавливалась палатка командующего и палатки воинов. Такой лагерь был надежной защитой для отдыхающего войска.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Каждый год из числа патрициев избирали двух консулов.

В условиях войны народным собранием избирался диктатор.

Диктатор обладал всей полнотой власти в республике, стоял над консулами, но не над сенатом.

Пояснение: Если обратиться к тексту урока, то можно убедиться, что первое утверждение верное, действительно, каждый год из числа патрициев избирали двух консулов. Второе утверждение неверно: в условиях войны диктатор назначался не народным собранием, а по предложению сената и не более чем на шесть месяцев. Третье утверждение тоже неверно, диктатор обладал всей полнотой власти в республике, стоял над консулами и над сенатом.

Задание 2. Заполните пропуски в тексте. Для этого наберите пропущенные слова на клавиатуре компьютера.

Повседневное управление государством доверялось избранным должностным лицам –___________.

Ответ: магистратам.

Самые ранние известные современным людям выборы прошли в Древней Греции, в районе Аттики, примерно в XI-IX веках до нашей эры. Выборы были неотъемлемой процедурой в древнегреческом полисе, в них принимали участие все свободные мужчины, однако исход в большей степени зависел от мнения аристократии, чем от результата выборов. Силу закона результаты выборов приобрели при Перикле, во время золотого века Афин. Римская республика переняла принцип проведения выборов у греков и усовершенствовала его, в дальнейшем эта процедура использовалась в период Римской империи и позднее в Восточной Римской империи при выборах на низкие должности.


"Юлий Цезарь" Пеладжо Паладжо


Монета с изображением голосующего гражданина

В ходе тайного голосования первоначально свои голоса избиратели отдавали при помощи своеобразного лабиринта, или как его называли римляне saepta – сети деревянных перегородок, поставленных таким образом, чтобы голосующий не мог выйти самостоятельно. Такое строение исключало возможность повторных голосов. Позже, при Юлии Цезаре, на месте обветшавшего деревянного лабиринта были возведены мраморные колонны. У лабиринта имелось множество входов, где голосующие ждали своей очереди. Голосование начиналось после сигнала, в нём принимали участие все центурии, кроме centuria praerogativa. Точный порядок голосования неизвестен, однако есть предположение, что перед входом в ограждение голосующие получали дощечку, на которую писали сами, или просили доверенное лицо написать имена двух своих кандидатов, затем дощечки бросали в урну, и избиратели оставались внутри лабиринта до конца голосования. Выборы проводились не только в самом Риме, но и во всех городах империи. Как правило, в римских провинциальных городах управление составляли дуумвиры – высшие должностные лица, и декурионы – члены местного сената. Избиравшиеся раз в пять лет квинквенналы составляли списки граждан с указанием имущественного ценза и формировали состав сената. Повседневные городские обязанности (благоустройство, снабжение хлебом, уборка улиц и т.д.) были возложены на младших магистратов – эдилов. Выборы в органы местного самоуправления проходили посредством деления каждого города на несколько курий – избирательных участков.

Избираться на обычные должности могли все совершеннолетние и свободные граждане, требования же к кандидатам на более высокие провинциальные магистерские должности были выше: помимо совершеннолетия и гражданства требовались незапятнанная репутация, обладание определённым имуществом и последовательное продвижение по должностной лестнице. Кандидатами в дуумвиры могли стать только бывшие эдилы. Имена кандидатов объявлялись заранее дуумвиром или квинквенналом, проводившим выборы. В случае недостаточного количества кандидатов им позволялось выбрать себе заместителей, те в свою очередь, могли выбрать себе помощников, в итоге в избирательные списки попадали все эти лица. Также как на выборах в столице, в провинциях избиратели писали имя своего кандидата на дощечке и бросали её в урну. В выборах могли принимать участие не только отдельные кандидаты, но городские общества, такие как молодежные союзы, сельские союзы или городские объединения. В предвыборной агитации участвовали и женщины. Процедура выборов происходила в марте. Исход выборов в провинциях решался отличным от столичного способом. Сначала подводили итоги голосования в каждой курии отдельно, затем результаты со всех курий сравнивались, и побеждал тот кандидат, за которого высказалось большинство курий. Новоизбранные лица вступали в должность с первого июля и служили на ней в течение года.


Агитационные миски. Их наполняли едой и раздавали на улице перед выборами бедным. Надписи внутри мисок содержали призывы проголосовать за того или иного кандидата. Слева — миска, призывающая голосовать за Катона Младшего на выборах народных трибунов (63 год до н. э.); справа — за Катилину на выборах консулов (66 год до н. э.)

Схожие темы

Литература

Бирд М. SPQR: История Древнего Рима/ Мэри Бирд; Пер. с англ. – 2е изд.- М.: Альпина нон-фикшн,2018.-696с.

Веденеев Ю.А. И.В. Зайцев, В.Е. Кораблин, В.В. Луговой, В.В. Тылкин. — Калуга: Калужский областной фонд возрождения историко-культурных и духовных традиций "Символ", 2002. — 692 с.: ил.

Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян/ СПб, "Алетейя", 1995.-582с.

Кузищин В.И. История Древней Греции.// Под ред. В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1996.-377с.

Сперва выборы ограничивались одним днём и, если не успевали избрать всех должностных лиц, оставшиеся просто кооптировались без голосования. С 448 года до н.э. в силу вступил закон, по которому собрание народа должно было продолжаться ровно столько, сколько необходимо для замещения всех должностей.

Суммы на избирательную кампанию иногда шокировали даже опытных державных мужей. Цицерон приводит пример, когда кандидаты Меммий и Домиций, заключившие соглашение против конкурента, обещали центурии, которая будет голосовать первой 10 миллионов сестерциев.

Известного римского политика и полководца Гая Марция как-то исключили из Сената за подкуп граждан во время выборов преторов. Подозрения вызвало то, что раб одного из приверженцев Мария постоянно находился около перегородки, за которой голосовали избиратели. Ничего внятного относительно того, что там мог делать раб, не имеющий права голоса, кандидат пояснить не смог.

Во время следующих консульских выборов обнаглевший Сатурнин, увидев, что его ставленник Главций вчистую проигрывает Меммию, приказал своим сторонникам убить Меммия прямо в народном собрании. Такие фокусы разозлили народ, и могущественные покровители Сатурнина решили пожертвовать его головой для общественного спокойствия.

На фоне подобных безобразий показная принципиальность ничего, кроме смеха не вызывала. Как-то всё тот же Гай Марий претендовал на должность консула. Перед выборами ещё один наш знакомый – Сатурнин, получив щедрые подарки от Мария, произнёс торжественную речь с призывом поддержать его кандидатуру. Когда же Марий стал притворно отказываться, Сатурнин, под дружный гогот собравшихся, стал патетично называть его предателем отечества, который оставляет свои обязанности в сложное время. Плохая игра обоих актёров была лишней формальностью – результат-то был известен заранее…

Агитация должна охватывать не только столицу, но и распространяться на провинции и колонии. Необходимо обещать помощь всем, даже тем, кто ею никогда не воспользуется. Кандидат должен быть всегда любезным и спокойным, к каждому на улице обращаться по имени, слушая раба, шепчущего на ухо. На людях следует появляться с большой свитой, чтобы все думали, что у претендента много друзей. Сенаторам следует напоминать, что он всегда будет на их стороне, сословию всадников, что он из их рода, а народу – что он защищал в судах популярных трибунов.

Завершились избирательные эпопеи прозаично. Со времен Юлия Цезаря и Октавиана Августа различные выборы по инерции продолжали проводиться, но решающим голосом на любых из них был один голос – императора.

Нужно помнить, что в любом древнегреческом государстве возможность голосовать и обращаться в суд была только у граждан. Лица, не имевшие гражданства, не говоря уже о рабах, не имели никаких прав. В античных полисах гражданами считались совершеннолетние мужчины, во время войны стоявшие в ряду фаланги. Последний пункт означал, что кроме физических кондиций и воинской выучки, у гражданина достаточно денег на покупку доспехов и оружия, поскольку каждый античный воин приобретал их самостоятельно. А цена полного комплекта снаряжения гоплита была немалой.

У римлян политическое влияние ещё сильнее зависело от имущественного расслоения. В ходе реформ Сервия Туллия, на века определивших устройство римского общества, все граждане были поделены на шесть классов, от самых богатых до пролетариев. Во время голосований у двух высших имущественных классов представителей было больше, чем у всех остальных четырёх классов, вместе взятых.

В V веке до н.э. у римлян появились народные трибуны. Сперва их было двое, потом пять, а в 457 г. до н.э. число народных трибунов увеличилось до десяти. Их избирали из числа плебеев. Трибуны были обязаны защищать интересы римского народа в тех случаях, когда они попирались властями. Кроме того, в случае острого политического кризиса по инициативе трибунов мог проводиться плебисцит — общее собрание плебеев. Решение плебисцита могло заблокировать принятие закона, не удовлетворявшего интересам римского народа.

Плебеи в Риме вовсе не были пролетариями, то есть нищими. В конце республиканской эпохи богатство, власть и влияние сосредоточили в своих руках полсотни семейств, из которых лишь двадцать относились к патрицианским, прочие были плебейскими родами. У богачей имелось множество возможностей влиять на политику римского государства: от прямого подкупа магистратов, до организации праздников и раздачи продуктов перед выборами, чтобы избиратели голосовали за нужного кандидата. Богатый политик также мог нанять отряды головорезов, запугивавших и избивавших представителей противоположной партии.

Сенат распоряжался государственной казной и сбором налогов, а также заключением мирных договоров (войну имело право объявить только народное собрание). В случае крайней необходимости сенат имел право ввести диктатуру на срок до полугода. То есть подлинная власть в римской Республике концентрировалась именно в сенате, где полностью доминировали выходцы из патрицианских семей. При императорах власть сената постепенно уменьшалась, но во многих аспектах она сохранилась вплоть до падения Западной Римской империи.

Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе .Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте.


Заседание Сената

Выборы в Древнем Риме 184 г. до н.э., несомненно, являются одним из самых ярких событий политической истории первой половины II в. до н.э.

Свои кандидатуры выставили патриции Луций Валерий Флакк, Публий Корнелий Сципион Назика, Луций Корнелий Сципион Азиатский, Гней Манлий Вольсон, Луций Фурий Пурпуреон и плебеи Марк Порций Катон, Марк Фульвий Нобилиор, Тиберий Семпроний Лонг, Марк Семпроний Тудитан. Как отмечает Ливий, борьба за цензуру была ожесточенной, на что указывает прежде всего число соискателей – девять человек. Среди кандидатов присутствовало четыре триумфатора (Марк Порций Катон, Луций Сципион Азиатский, Марк Фульвий Нобилиор, Гней Манлий Вольсон), а трое уже участвовали в выборах 189 г. до н.э. (Луций Валерий Флакк, Марк Порций Катон, Публий Сципион Назика). Определенные шансы на успех были у всех соискателей, имевших громкие военные победы либо знатное происхождение.


Бюст, отождествляемый с Катоном

Мотивы образования коалиции против Катона

Тактика ведения агитации Катона


Публий Корнелий Сципион Африканский

Читайте также: