Государство это в праве кратко

Обновлено: 05.07.2024

Государство - это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

Естественное состояние человека – жизнь человека до образования государства в соответствии с законами природы.

Производственные отношения - особый вид общественных отношений, возникающих между людьми в процессе создания материальных благ.

Общественно-экономическая формация - определенный исторический тип общества, особый социальный организм, который живет и развивается по законам господствующих в обществе производственных отношений.

Государственный суверенитет - это свойство государственной власти, которая может принимать политические решения без давления каких-либо социальных групп.

Сущность государства - то, что является главным, к чему оно стремится.

Функции государства - основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Ключевые слова: государство; род; деспотия; общественно-экономическая формация; публичная власть; суверенитет.

Основная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем, что такое государство, основные признаки государства.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся вопросов государства, функций и признаков.

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока

1. Публичная власть – власть, распространенная на все население страны, для осуществления которой существует особый чиновничий аппарат, органы принуждения.

2. Территория – это участок суши и вод, а также воздушное пространство над ними, имеющие четко обозначенные границы, в пределах которых распространяется действие государственной власти или суверенитет государства.

3. Население – это совокупность людей, проживающих на определённой территории и связанных между собой и с государством правовой и территориальной принадлежностью.

4. Суверенитет – верховенство, единство и независимость власти как внутри государства, так и за её пределами.

Верховенство проявляется в том, что только органы данного государства принимают окончательные решения по всем вопросам, имеющим общий характер.

Единство власти проявляется в том, что все органы государства в своей совокупности образуют государственный аппарат, базирующийся на единых принципах, осуществляющий единые функции и действующий в едином направлении.

Независимость означает, что никто, никакой иной орган не может оказывать влияние на принимаемые органами власти данного государства решения.

В юридической литературе выделяются такие виды суверенитета, как народный, национальный и государственный.

Народный суверенитет – это неотчуждаемое право народа самостоятельно определять свою историческую судьбу, быть единственным носителем и выразителем верховной власти.

Национальный суверенитет – верховное право нации на самоопределение, т.е. право определять форму национально-государственной организации либо в рамках всего государства, либо в пределах субъекта федерации, либо в пределах автономных образований.

Государственный суверенитет – это неотчуждаемое право государства самостоятельно решать вопросы внутренней и внешней политики, соблюдая общепризнанные принципы и нормы международного права.

5. Налоги, сборы, займы.

Налоги – общеобязательные платежи, взимаемые государством в целях аккумулирования средств для последующего финансового обеспечения выполнения государством своих основных функций.

Государственные займы – это собираемые на добровольной основе финансовые средства, получаемые путем продажи государственных облигаций и других ценных бумаг

6. Наряду с перечисленными признаками отдельные ученые выделяют еще нормотворчество. Это признак состоит в том, что государство устанавливает общеобязательные правила поведения.

7. Выделяется также такой признак, как государственная символика – герб, гимн, флаг.

Рассматривая различные исторические факты о зарождении государства, ученые различных эпох пытались формулировать свои теории.

1. Теологическая теория. Основные положения этой теории содержаться в религиозных источниках – Библии, Коране, Ведах. Данная теория обосновывала подчиненное положение светской власти духовной, государство должно было отстаивать интересы Церкви.

3. Ирригационная теория. Наиболее ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является современный немецкий ученый Э. Виттфогель. Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяет, учитывает, подчиняет.

4. Договорная теория. Данная теория получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII - XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. По их мнению, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в "естественном", первобытном состоянии. Государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно - ответственность за их невыполнение.

5. Теория насилия была обоснована в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах - насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

6. Классовая теория. Разработку этой теории связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Смысл любого государства сводится к тому, чтобы осуществлять власть в обществе. Власть - это реальная возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять своей воле волю других субъектов. Коротко говоря, сущность государства - это есть организация власти в обществе. Однако охарактеризовать сущность государства только через категорию власти будет недостаточным. Эта власть дополняется другими важнейшими характеристиками: с уверенностью, которая определяет качественную специфику государственной власти, и политическим режимом, который отражает средства и методы осуществления этой власти. Только совокупность этих характеристик позволяет полностью раскрыть сущность государства.

Сущность государства конкретизируется в его функциях.

Функции государства – основные направления его деятельности по решению стоящих перед ним задач, без которых государство не может обойтись.

Каждая функция представляет устойчивую деятельность государства в той или иной сфере — экономической, политической, социальной или духовной.

Виды функций государства

Функции государства можно классифицировать по различным основаниям.

Внутренние функции нацелены на решение задач общества.

В зависимости от сферы реализации внутренние функции делятся на:

экономическую (выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме),

Социальную (призвана обеспечить свободное развитие личности и социальную защищенность всех членов общества),

Политическую (состоит в поддержании государством политической стабильности и безопасности; обеспечении участия населения в политической жизни общества посредством организации выборов, референдумов, плебисцитов; регулировании деятельности партий, общественных объединений; охране правопорядка, прав, свобод и законных интересов граждан),

культурно-воспитательную (государство гарантирует свободу творческой, научной, деятельности членов общества, поощряет развитие искусства, сохраняет культурные ценности и обеспечивает к ним доступ),

экологическую (как предупредительные меры по ограждению окружающей среды от отрицательного влияния деятельности людей, так и меры юридической ответственности за нарушение требований охраны природы).

Внешние функции связаны с деятельностью государства на международной арене. К ним относятся: сотрудничество, оборона, поддержание мирового порядка, решение глобальных проблем.

Если в качестве критерия разграничения функций использовать характер действий государства, то можно выделить регулятивную и охранительную функцию. Регулятивная функция состоит в наделении соответствующих участников общественных отношений правами, свободами, обязанностями, предоставлении им льгот за социально желательные действия. Охранительная функция связана с защитой прав и свобод личности, общества и государства.

Для целей теории государства и права — науки, изучающей наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права — эти термины употребляются в значениях: государство — организация политической власти; право — система правовых норм (подробнее см. разделы 1.1.2 и 1.1.3).

Для уяснения содержания понятий государства и права надо рассмотреть их соотношение с более общими понятиями: общество и правила поведения.

1.1.2. Общество и государство. Признаки государства

Общество — это совокупность людей, их взаимоотношений, способов их организации (на данной территории, в данное время, данного типа и пр. — в зависимости от контекста).

В современных странах, помимо государственных форм организации общества, существуют многочисленные внегосударственные формы организации (или институты) общества, например: семья, общественные организации, церковь, предприятия.

Важнейшим общественным явлением, которое существовало и в догосударственных обществах, но особенно существенно для государства, является власть — возможность одних людей подчинять своей воле поведение других людей.

Власть может носить очень личный характер — например, власть родителей над детьми. Власть может иметь более широкий характер — например, власть вождя племени над соплеменниками.

Государственная власть имеет наиболее отвлеченный от личности, как говорят юристы — публичный характер. Например, Президент России может издать указ, обязывающий всех граждан России, достигших 18 лет, служить в армии. При этом никакие личные отношения Президента с этими гражданами не возникают — в указе нет никаких конкретных фамилий призывников; любой другой человек, занимающий должность Президента России, издал бы точно такой же указ.

Другой важнейшей особенностью государства является специальный аппарат управления, отделенный от общества.

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков государства, то есть черт, отличающих государство от других институтов общества.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков государства выглядит следующим образом:

  • Публичный характер власти.
  • Наличие специального аппарата управления, отделенного от общества.
  • Издание общеобязательных правил поведения — правовых норм (подробнее см. раздел 1.1.3).
  • Осуществление власти в рамках определенной территории.
  • Суверенитет, т.е. полновластие внутри страны и независимость от всякой иной власти внутри страны и на международной арене.
  • Общеобязательные материальные поборы для выполнения своих задач, например: дань, пошлины, налоги.

Отметим, что в конкретном государстве (в смысле — конкретной стране) в конкретный период времени некоторые из вышеприведенных признаков государства могут фактически отсутствовать; либо, наоборот, присутствовать у негосударственных структур.

Например, у Сербии в 1999 году не было фактического суверенитета на территории Косово; в СССР фактически общеобязательные правила поведения могла определять КПСС, формально являвшаяся общественной организацией.

Исходя из существенных признаков государства, можно дать, например, такое определение государства:

Государство — это организация публичной власти на определенной территории, обладающая специальным аппаратом и регулирующая общественные отношения путем издания правовых норм.

1.1.3. Правила поведения и правовые нормы. Признаки права

Правило поведения — это способ возможных или необходимых действий в определенной ситуации.

По критерию универсальности применения все правила поведения можно разделить на индивидуальные и общие.

Пример индивидуального правила поведения: родителей Пети Иванова вызвали в школу в связи с плохим поведением Пети. Необходимое действие родителей состоит в том, чтобы явиться в школу.

Пример общего правила поведения: все обязаны платить налоги.

Норма — это общее правило поведения, которое действует в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Не всякая норма является правовой.

Существовали доправовые нормы, например: биологические, религиозные. В частности, биологические нормы определяют поведение не только людей, но и животных — например, инстинкты самосохранения или размножения.

В современном обществе, помимо правовых норм, люди руководствуются и внеправовыми, например: этическими, корпоративными, партийными. Ни в каком законе не сказано, что беременным женщинам надо уступать место в общественном транспорте, однако такое поведение безусловно признается обществом необходимым.

Важнейшей особенностью правовых норм является то, что их устанавливает и обеспечивает их исполнение именно государство (в лице своих органов), а не другие институты общества.

Например, в России правовые нормы содержатся в принимаемых Государственной Думой федеральных законах, в издаваемых Президентом России указах, в других актах государственных органов. Попытка нарушить правовые нормы может привести к преследованиям нарушителя со стороны правоохранительных органов государства — в частности, прокуратуры, милиции, суда.

Разумеется, правила поведения могут устанавливаться и другими институтами общества — например, Православная Церковь может определить детали соблюдения Великого поста; однако эти правила не будут правовыми нормами, и нарушителей поста не будут преследовать государственные правоохранительные органы.

Другой особенностью правовых норм является их общеобязательный характер. Под действие правовых норм попадают все лица, находящиеся под юрисдикцией данного государства, вне зависимости от их пола, возраста, места жительства, отношения к религии, места работы и других признаков. Разумеется, есть правовые нормы, адресованные не всем лицам, а только конкретным категориям лиц; но это всегда специально оговаривается в самой правовой норме, либо очевидно из ее содержания.

Например, обязанность уплатить земельный налог возникает у каждого, кто имеет в собственности земельный участок. Избежать уплаты налога, например, договорившись с налоговым инспектором, нельзя — при попытке это сделать государство накажет и налогоплательщика, и инспектора.

Напротив, обязанность платить партийные взносы возникает только у членов данной партии. При этом член партии может не платить членские взносы или даже вообще выйти из партии — государство это не интересует (разумеется, в этом примере речь идет не о тоталитарном государстве, где партия может играть особую роль — см. раздел 1.2.7).

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков права, то есть черт, отличающих правовые нормы от других правил поведения.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков права выглядит следующим образом.

Общеобязательность для всех лиц.

Особый, установленный государством порядок создания правовых норм.

Право охраняется принудительной силой государства.

Право носит формально-определенный и структурированный характер. Исходя из существенных признаков права, можно дать, например, такое определение права (в объективном смысле):

Право — это система общеобязательных правил поведения, установленных и охраняемых государством.

В то же время государство и право можно рассматривать в рамках других подходов, с другими целями. В частности, государство и право рассматривали философы, историки, политики, психологи, религиозные деятели.

Понятно, что их в меньшей степени интересует чисто юридическая проблематика, а в большей — та, которая им близка в силу их научных, политических или религиозных интересов.

Чтобы проиллюстрировать отличие подходов, приведем несколько других определений государства и права из трудов некоторых философов и политиков:

Совершенно очевидно, что при одном объекте исследований — государстве и праве — у вышеуказанных деятелей был совершенно разный предмет исследований — одних интересовала политическая сторона, других — этическая, третьих — общефилософская.

В то же время, в силу специфики государства и права, политические и философские воззрения так или иначе влияют на позицию практически любого автора, который берется рассуждать о государстве и праве, отражаясь даже на таких, казалось бы, сугубо технических вопросах, как формальные определения, структура изложения материала, соотношение объема изложения различных вопросов.


Оглавление

  • Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
  • Тема 2. Происхождение государства и права
  • Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства
  • Тема 4. Государство и общество[9]

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства

3.1. Понятие и признаки государства

Государство — это универсальная организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории. Государство характеризуется следующими признаками [8] , позволяющими отличить его от социальной власти родового строя.

Рассмотрим основные признаки государства.

1. Государственная территория — часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. Понятие территории государства включает в себя четыре взаимосвязанных элемента: наземное пространство, ограниченное государственной границей, а также недра, полезные ископаемые и континентальный шельф; водное пространство, включающее в себя реки, моря и иные внутренние воды, находящиеся в пределах государственной границы, а также 12-милевая морская зона и подводное пространство глубиной в 2 морские мили; воздушное пространство, представляющее собой воздушный столб, граница которого пролегает на предельной высоте сверхзвукового самолета; экстерриториальная зона и имущество, приравненное к территории государства (посольства и консульства, а к имуществу — автомобили, имеющие специальные дипломатические номера или идущие под флагом государства, все военные объекты, морские суда, космические и воздушные суда (весь грузовой воздушный транспорт, а пассажирский только в том случае, если там находятся граждане только этого государства; кабина пилота безусловно является территорией государства) и т. д.).

2. Наличие публичной (государственной) власти, выделенной из общества, не передающейся по наследству (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, имеющим публично-властные полномочия и выполняющим функции управления и руководства, охраны экономического, социального и политического строя). Государственная власть — разновидность социальной власти. Социальная власть — это присущее всякой общности людей отношений господства и подчинения между субъектами, основанное на воле, авторитете, подчинении, регламентирующих актах. Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерными чертами государственной власти являются: публично-политический характер, который подкрепляется силой и авторитетом права; суверенность (независимость от иных видов властей); легитимность (принято различать четыре типа легитимности — традиционный (выделяют геронтологическую — власть старейшин), патриархальный (власть вождя племени), харизматический (основана на личной преданности людей вождю), рациональный (базируется на демократических процедурах власти)).

3. Политическая организация власти, отражающая интересы доминирующих слоев общества. Она персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Таким образом, государственная власть — это публично-правовое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти: распространяется на все общество; носит публично-политический характер; опирается на государственное принуждение; осуществляется специальными лицами (профессиональными чиновниками, политиками и т. п.).

4. Система налогов и сборов. Только государство взимает с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата, — налоги. Налог — сбор с населения, взыскивающийся в принудительном порядке в заранее установленном размере и в определенный срок.

5. Государство располагает специальным аппаратом (механизмом) управления (принуждения) обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Государство (его органы) вправе применять принуждение ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства. К принудительным, карательным органам относятся армия, полиция, тюремные и уголовно-исполнительные органы и др.

6. Государство организует общественную жизнь на правовых началах (на основе законов). Это означает, что только государство имеет право издавать общеобязательные для исполнения правовые нормы; у государства имеется ряд самостоятельных структурных органов, обеспечивающих соблюдение правовых норм (суды, правоохранительные органы).

7. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Именно это является главным признаком государства. Суверенитет — верховенство государственной власти внутри страны и независимость в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами. Суверенитет имеет две стороны: внешнюю — независимость государственной власти, проявляется в признании данного государства международным сообществом, осуществлении самостоятельной внешней политики, невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела данного государства; внутреннюю — верховенство власти, исключительное право представлять все общество, а не его отдельные группы. Государственный суверенитет производен от народного суверенитета, который заключается в верховном праве народа решать свою дальнейшую судьбу. Народный суверенитет возникает раньше государства. Его следует отличать от национального суверенитета. Суверенитет национальный — верховное право нации определять свою судьбу, форму своего существования, то есть создать свое национальное государство. Возникает позже государственного суверенитета, так как нация появляется в государстве.

Государство обладает факультативными (дополнительными) признаками, такими как государственная символика (флаг, гимн, герб), население, материально-технические средства (здания, средства связи, вооружение) и др. Эти признаки фиксируют предметную, в том числе и материально-вещественную сторону государства.

3.2. Сущность государства

Сущность государства — главное, основное, определяющее в этом явлении, совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых оно теряет свои особенности, своеобразие. Существует несколько подходов к исследованию этого вопроса.

Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность его заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.

С точки зрения общесоциального подхода государство есть политическая организация-ассоциация, члены которой объединены в единое целое публично-властными отношениями; оно есть орудие и средство достижения компромисса между ними.

В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах.

Технократическая теория предполагает, что процесс управления очень сложен и доступен лишь профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны руководить массами.

Любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое — по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а содержание — гражданским обществом.


Госуда́рство — политико-территориальная организация суверенной власти в обществе, обладающая особым аппаратом принуждения и правом издавать властные предписания, обязательные для всех лиц, проживающих на данной территории.

Государство оперирует определёнными методами сохранения и поддержания государственной целостности, суверенитета, правопорядка, традиций внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между гражданами Государства, и вовлекает в свою деятельность всё население на cобственной и других территориях, в соответствии с международными соглашениями Государства. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью устройства государства; а также традициями, сформировавшимися внутри государства, в исторической действительности.

В современных капиталистических государствах, его основными целями трактуются:

  • сохранение нормальных взаимоотношений между членами общества, заключающихся в обеспечении определённого уровня безопасности жизни и собственности людей, то есть безопасности их личной, научной, творческой и коммерческой деятельности;
  • реализация и сохранение общих для членов общества материальных и духовных целей и ценностей, таких как свобода, мораль, справедливость, медицина, образование, дороги, экология.


Понятие Государство имеет два основных применения:

  1. В качестве слова — названия объективно существующего предмета, определяемого лексически и обладающего различными свойствами (качествами) и способностью взаимодействия;
  2. В качестве термина — не совсем понятного объекта, определяемого происхождением и являющегося предметом исследования.


В лексическом определении (в качестве общедоступного, разговорного слова):
Государство — это однозначное аксиоматическое обозначение фундаментального понятия (одного из оснований географии), формулировка которого определяет мировоззрение человека в быту и отдельных отраслях общественной науки. В простом и интуитивно очевидном понимании предмета, государство представляет собой неделимую совокупность четырёх неотъемлемых составляющих, объединенных по нормам и правилам внутренних и внешних взаимоотношений:

  • географической территории,
  • владельца (владельцев) этой территории, этой территории, совокупным хозяйством населения (в том числе и владельца территории).

Совокупное хозяйство населения географической территории формируется из материальных ценностей, которые по незыблемым естественным закономерностям обязаны быть общедоступными для всех живых существ, населяемых территорию государства, по мере естественной нужды в этих ценностях. Такими являются:

  • атмосферный общедоступный воздух, необходимый для дыхания;
  • общедоступная вода, необходимая для утоления жажды;
  • солнечный общедоступный свет, необходимый для зрения и тепла;
  • географическая общедоступная территория, необходимая для обитания и коммуникации;
  • плодоносная земля, необходимая для естественного произрастания пищи;
  • естественные (природные) ресурсы, необходимые для создания предметов быта;
  • национальная казна (общий бюджет) необходимая для организации естественной социально-общественной формы жизни в любой политической интерпретации и т. д.

В качестве термина обычно используется в правовом, политическом, а также социальном контекстах. В настоящее время вся сухопутная территория на планете Земля, за исключением Антарктиды и прилегающих к ней островов, разделена между примерно двумястами государствами.

По сравнению с общиной, которая является простым обществом, государство содержит в себе социальный класс (или классы), профессиональным занятием которого (или которых) является управление общими делами (при общинном устройстве, каждый общинник причастен к управлению таковыми) [1] .

Содержание

Определение государства

Определение государства в международном праве

Определение государства в науке

Приведём ещё несколько определений государства:

Государство — свод законов и правил, установленных на данной территории, регулирующий взаимоотношения индивидуумов [источник не указан 304 дня] .

Этимология

Признаки государства

Признаки государства

  • Наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства):
      , , .
    • Публичная власть:
        (правительство), , .
      • собственная денежная система, ,
      • государственная казна;
        , ,
      • периферийные административные организации.

      Кроме прочих, в качестве признаков можно рассматривать и иные политические, экономические и социальные аспекты.

      Разница между государством и страной

      Хотя понятия страна и государство часто используются как синонимичные, между ними имеется существенная разница.

      Понятие государство обозначает политическую систему власти, установленную на определённой территории, особого рода организацию, в то время как понятие страна скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам. Термин страна также имеет менее официальную окраску. Похожее различие существует и в английском языке со словами country (которое ближе к понятию страна) и state (государство), хотя в определённом контексте они могут выступать как взаимозаменяемые.

      Элементы формы государства



      Форма государственного правления

      Форма государственного устройства

      Унитарное государство (фр. unitarism от лат. unitas — единство):

      • Централизованное;
      • Децентрализованное;
      • Сложное;
      • Простое;
      • Национальное.

      Федерация (фр. federation, от позднелат. foederatio — объединение, союз):

      • Территориальная (административная);
      • Национальная;
      • Национально-территориальная;
      • Централизованная;
      • Симметричная;
      • Конституционная;
      • Договорная;
      • Дуалистическая;
      • Кооперативная.

      Конфедерация (лат. confoederatio — союз, объединение):

      Политический режим

      Антидемократический:

      Происхождение государства

      Власть и социальные нормы в первобытном обществе

      Первые формы институтов власти и первые общеобязательные нормы поведения сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным.

      Возникновение государства с точки зрения марксистской теории

      Теории происхождения государства

      Единого мнения о причинах возникновения государства не существует. Существуют несколько теорий, которые объясняют происхождение государства, однако ни одна из них не может являться окончательной истиной. Наиболее древними известными государствами являются государства Древнего Востока (на территории современных Ирака, Египта, Индии, Китая).

      Теории происхождения государства:

        — Ф. Аквинский — Аристотель, Платон, Конфуций, Михайловский, Фильмер — Г. Гроций, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Т. Гоббс, Д. Дидро, А. Н. Радищев — К. Каутский, Л. Гумплович, Е. Дюринг — К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин — Цицерон, Г. Тард, Л. Петражицкий — Ж. Габино, Ф. Ницше[источник не указан 267 дней] — Г. Спенсер, Р. Вормс — К. Виттфогель
      • Комплексная теория происхождения государства — Х. Й. М. Классен
      • Кризисная теория — А. Б. Венгеров
      • Дуалистическая теория — Малыгин, Афанасьев
      • Теория специализации — Т. В. Кашанина
      • Теория инцеста (половая) — К. Леви-Стросс
      • Спортивная теория — Ортега-и-Гасет
      • Патримониальная теория — Галлер
      • Диффузионная теория — Гребнер

      Функции государства

      Основная функция государства — обеспечение комфортного проживания своих граждан.

      С этой целью государство выполняет ряд задач:

      • управление хозяйством и обществом;
      • оборона собственной территории.

      По мере развития общественных отношений появилась возможность более цивилизованного поведения государства.

      Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации.

      Классификация функций государства

      Функции государства классифицируются:

      • по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
      • по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),
      • по значению: на основные и дополнительные,
      • по видимости: на явные и латентные,
      • по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

      Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние.

      Внутренние функции государства:

        функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина. функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества. — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы. функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций. — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта. функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования. функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики. функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

      Внешние функции государства:

        — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.
      • Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.
      • Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
      • Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

      Также проводится разделение между:

      • деятельностью по выработке политических решений и деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению.

      Государства мира

      Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён.
      Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (17 мар 2012)


      Государства-члены Организации Объединенных Наций (включая зависимые территории) на карте указаны голубым цветом

      В настоящее время (июль 2011 года) существует 194 государства, признанных абсолютным большинством (более 2/3) других государств. Из них в ООН входит 193 государства-члена.

      Ватикан как суверенная территория Святого Престола имеет политическую систему, подобную государству, но государством в полном понимании данного термина не является. Он официально признан большинством государств как суверенная территория, но не является членом ООН. Постоянным наблюдателем в ООН является Святой Престол — уникальная суверенная персона (persona sui generis) в международном праве. Дипломатические отношения государств устанавливаются не с Ватиканом, а со Святым Престолом, и все иностранные дипломатические миссии аккредитованы при Государственном секретариате Святого Престола.

      Статус и категория некоторых территорий и образований не могут быть однозначно идентифицированы. Также Евросоюз и Союзное государство России и Беларуси имеют признаки государства и конфедерации, однако в международном праве не рассматриваются как государство или субъект международного права.

      Определение государства. Теории происхождения государства - классовая, договорная, патриархальная и другие. Основные признаки государства. Функции государства: внутренние и внешние. Формы государства: что такое форма правления, форма территориально-государственного устройства и политический режим.

      Фото Что такое государство. Признаки, функции и формы государства

      Государство – это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая аппаратом управления и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны , учит российских школьников учебник по обществознанию.

      Говоря простыми словами, государство - это верховная власть на территории определенной страны .

      Государство - важнейший общественный институт, один из основных субъектов политических отношений. ​

      Теории происхождения государства

      Самые старые из известных нам государств - государства Древнего Востока, располагавшиеся в междуречье Тигра и Евфрата, в Египте, Индии и Китае. Мыслители не один век спорят о том, почему возникло государство. Есть различные теории на этот счет, и ни одна из них не считается единственно верной.

      Теологическая теория гласит, что государство дано от Бога. Об этом писали, в частности, богословы Фома Аквинский и Августин Блаженный.

      Классовая теория учит, что государство - продукт классовой борьбы, орудие угнетения в руках господствующих классов. Об этом писали Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ильич Ленин.

      Патриархальная теория предполагает, что государство выросло из семейных отношений. Сторонники этой теории – древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель Роберт Филмер, русский социолог Николай Михайловский.

      Договорная теория считает государство продуктом общественного договора, взаимовыгодного соглашения между людьми. Эту теорию разрабатывали английские философы Томас Гоббс и Джон Локк, французский просветитель Жан-Жак Руссо.

      Теория насилия гласит, что государство возникло в результате завоевания, когда победители подчинили себе побежденных. Сторонники этой теории - немецкий мыслитель Карл Дюринг, шотландский философ Дэвид Юм, польский социолог Людвиг Гумплович.

      Ирригационная теория связывает появление первых государств с необходимостью обслуживания сети оросительных каналов и строительства плотин на Древнем Востоке. Ирригационную теорию развивал немецкий китаевед Карл Виттфогель.


      Золотая погребальная маска египетского фараона Тутанхамона. Фото: Reuters

      Признаки государства

      Чтобы называться государством, необходимы определенные признаки:

      1. Территориальная организация . Наличие государственной границы и гражданства.

      2. Суверенитет , внутренний и внешний.
      Внутренний суверенитет - верховенство государственной власти внутри страны.
      Внешний суверенитет - независимость на международной арене.

      3. Наличие государственного аппарата . Государство невозможно без органов власти и государственных учреждений. Важная часть госаппарата - полиция, армия, суды.

      4. Публичный характер власти. Государство и общество - не одно и то же, государство представляют специальные органы и люди.

      6. Исключительное право на взимание налогов и эмиссию денег . Только государство может собирать налоги, пошлины, печатать национальную валюту.

      7. Исключительное право принимать законы . Только государство может издавать правовые акты, обязательные для населения.

      8. Государственная символика . Государственный герб, флаг и гимн.


      Люди с государственным флагом России. Москва, 2016 год. Фото: Reuters

      Функции государства

      Общее предназначение государства - охранять права и свободы граждан; способствовать экономическому развитию страны; организовывать общество; поддерживать закон и порядок, обеспечивать безопасность граждан. Функции государства можно разделить на внутренние и внешние.

      Внутренние функции государства

      1. Политическая . Государство - главный носитель политической власти, обеспечивает деятельность политических и социальных институтов.

      2. Экономическая . Государство регулирует экономические отношения.

      3. Правовая . Государство устанавливает законы.

      4. Социальная . Государство играет важную роль в здравоохранении и социальном обеспечении - например, в выплате пенсий и пособий.

      5. Образовательная . Государство занимается детскими садами, школами и вузами, просвещением граждан.

      6. Культурно-воспитательная , идеологическая. Государство воспитывает новых членов общества, формирует гражданские и патриотические ценности.

      Внешние функции государства

      1. Обеспечение национальной безопасности.

      2. Защита государственных интересов в международных отношениях.

      3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами и международными организациями.

      4. Защита граждан, находящихся за рубежом.

      5. Участие в решении глобальных проблем.

      Формы государства

      В силу исторических, культурных, экономических и прочих причин государства могут быть организованы по-разному.

      Форма государства - это его структура, модель внутреннего устройства. Форма государства включает в себя три вещи: форму правления, форму территориально-государственного устройства и политический режим.

      Форма государственного правления - это способ организации государственной власти, ее высших органов. По форме правления государства принято делить на республики и монархии.

      Монархия - форма правления, при которой власть принадлежит пожизненному правителю и передается по наследству.
      Монархия может быть абсолютной, ограниченной и дуалистической.
      Примеры абсолютных монархий - Российская империя или сегодняшняя Саудовская Аравия, где вся высшая власть сосредоточена в руках короля.
      Примеры ограниченных монархий - современная парламентская монархия в Великобритании или Нидерланды, где монархи играют символическую роль.
      Пример дуалистической монархии - Марокко, где существует парламент, но король имеет реальное право назначить или сменить правительство.


      Республика - форма правления, где верховная власть избирается.
      Республика может быть президентской, парламентской и смешанной.
      Примеры президентских республик - Россия и США, где президент избирается всенародным голосованием, руководит страной и имеет широчайшие полномочия.
      Примеры парламентских республик - Германия и Италия, где главой государства является премьер-министр, лидер победившей на выборах парламентской партии.
      Пример смешанной республики - Франция, где широкими полномочиями обладают и парламент, и президент.


      Канцлер Германии Ангела Меркель и президент России Владимир Путин. Фото: Reuters

      Государственно-территориальное устройство – это способ взаимосвязи территориальных образований. По территориальному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные.

      Унитарное государство - форма государственного устройства, при которой в составе страны нет самостоятельных образований, все регионы подчиняются единым центральным органам власти.
      Примеры: Великобритания, Испания, Япония.

      Федерация - форма государственного устройства, при которой части страны обладают определенной политической самостоятельностью.
      Примеры: Российская Федерации, США, Германия.

      Конфедерация - союз независимых государств, созданный для достижения определенных политических целей, обычно временный.
      Примеры: Конфедеративные Штаты Америки - объединение противников федеральной власти в годы Гражданской войны в США (1861-65).
      Современная Швейцария по традиции официально называется Швейцарской Конфедерацией, но по сути имеет все признаки федеративной республикой.


      Флаг американской Конфедерации времен Гражданской войны. Фото: Reuters

      Политический режим – это совокупность методов и способов осуществления государственной власти и управления. Политический режим может быть демократическим, авторитарным и тоталитарным.

      Демократия - политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равными правами участников.
      Пример: современные Франция, Швеция, Индия.

      Тоталитаризм - политический режим, при котором государство стремится к полному контролю над всеми аспектами жизни общества и человека.
      Пример: нацистская Германия, КНДР времен Ким Ир Сена, СССР сталинской эпохи.


      Демократические выборы. Грузинский патриарх Илия II голосует на президентских выборах 2018 года. Фото: Reuters

      Читайте также: