Второй протокол 1999 г к гаагской конвенции 1954 г кратко

Обновлено: 04.07.2024

Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта была принята в Гааге (Нидерланды) 14 мая 1954 года по следам массовых разрушений объектов культурного наследия во время Второй мировой войны.

Гаагская конвенция является первым международным договором, получившим широкое распространение во всем мире, посвященным исключительно защите культурного наследия в случае вооруженных конфликтов.

В 1954 году по инициативе ЮНЕСКО была созвана международная конференция, в которой принимали участие представители 56 государств. В заключительный день конференции была подписана Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и протокол к ней.

Конвенция 1954 года вступила в силу 7 августа 1956 года.

Конвенция предусматривает меры по охране движимых и недвижимых культурных объектов (памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, рукописи, книги, музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов и т. д.), которые расположены как на территории противника, так и на собственной территории.

Согласно Гаагской конвенции 1954 года каждое государство должно принимать меры для защиты своих культурных ценностей от вооруженных нападений. Стороны вооруженного конфликта не имеют права направлять военные действия против культурных ценностей.

Оккупирующие державы должны защищать культурные ценности, которые находятся под их контролем от воровства, разграбления или незаконного присвоения.

Вывоз культурных ценностей с оккупированной территории запрещен специальным протоколом к этой конвенции. Протоколом также предусмотрены правила о возврате культурных ценностей по окончании военных действий, если они были временно перемещены на территорию другого государства.

За время своего существования Гаагская конвенция превратилась в четкую правовую систему.

По состоянию на 2004 год конвенция ратифицирована 108 странами.

Пришло время устранить концептуальную неточность, допущенную при создании текста Гаагской конвенции 1954 г.

Баренбойм Петр

Адвокат АП г. Москвы, первый вице-президент Международного Союза (Содружества) адвокатов, президент Флорентийского общества

15 апреля 2020 г. исполнилось 85 лет со дня подписания 21 государством международного договора – Пакта Рериха. Этот договор посвящен защите культурных ценностей от последствий военных действий и является одним из ярких воплощений глубоких и обширных идей Николая Рериха, большинство которых, по мнению автора, не вполне оценены нашими современниками. Автор считает, что пришло время устранения концептуальной неточности, допущенной при создании текста Гаагской конвенции 1954 г. о защите культурных ценностей в случае военного конфликта, когда международное сообщество сделало шаг назад по сравнению с идеями Пакта Рериха 1935 г. и отказалось от принципа подчиненности военной необходимости интересам защиты культуры.

Человек Вечности

Рерих, безусловно, признан как художник. Лично мне чрезвычайно близки его горные пейзажи, особенно Гималаев, возвышающихся в жизни и на его картинах над повседневной действительностью, над мелкой фанаберией отдельных политиков и целых стран, над военными бряцаниями и эпидемиями.

Как юристу и общественному деятелю, стремящемуся через свои публикации, через содержание Пакта Рериха изменить милитаристскую природу современных империй и превратить их в государство, предназначенное для сохранения и развития культуры и ее защищающее, Рериху еще предстоит быть полностью понятым.

Как пророка, вторгающегося в будущее вперед на тысячелетия, его ожидает оценка и понимание его планов переустройства мира с включением Тибета и Шамбалы в состав Большой Сибири, находящейся под совместным протекторатом России и США.

Как универсальный религиозный деятель, идущий по стопам великого художника и пророка Мани (3 столетие н.э.), образ которого повлиял еще на творчество Микеланджело, Рерих стремился к синтезу христианства, буддизма и утопическо-реальных пророческих идей Шамбалы о достижении совершенства и счастья Человечества.

Вселенная идей Николая Рериха, его духовные Гималаи возносятся над сегодняшним днем с его мелкими страстями и большими амбициями. Россия должна знать своего великого сына и гордиться им.

Необходимость новой конвенции ООН, основанной на идеях Пакта Рериха 1

Николай Рерих выдвинул идею Пакта Мира (впоследствии названного Пактом Рериха), устанавливающего принцип приоритета защиты культурных ценностей перед целями военной необходимости. Кроме того, Пакт предусматривал принятие каждым государством внутреннего законодательства, направленного на защиту культурных ценностей и в мирное время.

Сам Рерих неоднократно писал, что его Пакт о защите культурных объектов от военного разрушения является только начальным этапом процессов изменения государственных и общественных приоритетов, которые снизят, а впоследствии и почти полностью устранят опасность войн. Тогда, по его словам, человечество сможет достигнуть того истинного возрождения Мысли и Духа, о котором оно мечтало многие тысячелетия.

Приближающееся 85-летие Пакта Рериха дает возможность для вдумчивого подхода сразу к нескольким серьезным и актуальным для нашего времени темам.

Гаагская конвенция ООН 1954 г. о защите культурных ценностей в случае военного конфликта и конвенции ООН, регулирующие деятельность ЮНЕСКО, принимались с разрывом почти в два десятилетия, и поэтому в них существуют заметные пробелы в вопросах правоприменения. Но защита культуры от разрушения в результате вооруженных конфликтов слишком важна, чтобы не предпринять серьезные усилия по приданию документам ООН необходимой эффективности. На наш взгляд, пришло время устранения концептуальной неточности, допущенной при создании текста Гаагской конвенции 1954 г., когда международное сообщество сделало шаг назад по сравнению с идеями Пакта Рериха 1935 г. и отказалось от принципа подчиненности военной необходимости интересам защиты культуры. Без восстановления в международных правах этой великой идеи процесс формирования механизма защиты культуры в ООН не сможет соответствовать уровню задач, стоящих перед ООН в XXI столетии.

В последнее время одной из основных тем для обсуждения в ЮНЕСКО стала тема соотношения Гаагской конвенции 1954 г. и дополняющих ее Протоколов с документами ЮНЕСКО, объединения возможностей международных документов по защите культурного наследия. Так, соотношение Второго Протокола к Гаагской конвенции и документов ЮНЕСКО подробно обсуждалось на Пятом совещании Комитета ЮНЕСКО по защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов в 2010 г. (UNITED NATIONS EDUCATIONAL, SCIENTIFIC AND CULTURAL ORGANISATION COMMITTEE FOR THE PROTECTION OF CULTURAL PROPERTY IN THE EVENT OF ARMED CONFLICT FIFTH MEETING (UNESCO HEADQUARTERS, 22-24 NOVEMBER 2010, ROOM XII); ITEM 8 OF THE PROVISIONAL AGENDA: SYNERGIES BETWEEN THE SECOND PROTOCOL TO THE HAGUE CONVENTION AND OTHER RELEVANT UNESCO INSTRUMENTS AND PROGRAMMES). К Седьмому совещанию Комитета Бельгией были подготовлены предложения по укреплению синергии (взаимодействия) между Вторым Протоколом 1999 г. к Гаагской конвенции 1954 г. и Конвенцией ЮНЕСКО 1972 г. В этих предложениях отмечалось, что определения культурного наследия, данные в Гаагской конвенции и Конвенции ЮНЕСКО, не совпадают. Предложения предусматривали оптимизацию порядка составления списков культурного наследия, позволяющую странам включать объекты культурного наследия одновременно в оба списка – список по Гаагской конвенции и список ЮНЕСКО. К Восьмому совещанию Комитета в декабре 2013 г. был подготовлен отчет о прогрессивном развитии синергии между Вторым Протоколом и Конвенцией 1972 г. (COMMITTEE FOR THE PROTECTION OF CULTURAL PROPERTY IN THE EVENT OF ARMED CONFLICT; Seventh meeting; UNESCO Headquarters, Paris; 20 to 21 December 2012; Item 5 of the Provisional Agenda: Proposal to Strengthen Synergies between the 1999 Second Protocol to the Hague Convention of 1954 for the Protection of Cultural Property in the Event of Armed Conflict and the 1972 World Heritage Convention (prepared by Belgium). 3 С. 3. 4 COMMITTEE FOR THE PROTECTION OF CULTURAL PROPERTY IN THE EVENT OF ARMED CONFLICT; Eighth meeting UNESCO Headquarters, Paris; 18–19 December 2013; Item 6 of the Provisional Agenda: Progress report on the development of synergies between the 1999 Second Protocol and the 1972 World Heritage Convention).

Названные действия по поиску путей взаимодействия между инструментами конвенций, безусловно, заслуживают одобрения, так как инструменты, предусмотренные Гаагской конвенцией 1954 г., позволяют более эффективно защищать объекты культурного наследия, собранные в единый список усилиями ЮНЕСКО. 20 марта 2014 г. опубликованы согласованные решения Восьмого Совещания, прошедшего в ЮНЕСКО в декабре 2013 г. Объективная оценка этого документа показывает, что развитие международного правового механизма по защите культурных ценностей в случае военных действий пошла по концептуально неверному пути. Попытки налаживания синергии между действующими конвенциями Организации Объединенных Наций о защите культуры продвигаются крайне медленно, без особых надежд на успех. Сейчас необходимо концептуальное решение о подготовке новой конвенции ООН на основе Пакта Рериха.

С учетом этого представляется целесообразной разработка нового единого международного документа – единой конвенции ООН о защите культурного наследия в условиях вооруженного конфликта, который воплотил бы идеи Пакта Рериха о безусловной защите культурных ценностей и приоритете культуры над военной необходимостью и сделал бы ЮНЕСКО главной организацией по охране мировой культуры, придавая ей решающие полномочия для защиты памятников и научных учреждений.

Пришло время устранения концептуальной неточности, допущенной при создании текста Гаагской конвенции 1954 г., когда международное сообщество сделало шаг назад по сравнению с идеями Пакта Рериха 1935 г. и отказалось от принципа подчиненности военной необходимости интересам защиты культуры. Без восстановления в международных правах этой великой идеи процесс формирования механизма защиты культуры в ООН не сможет соответствовать уровню задач, стоящих перед этой организацией в XXI столетии.

Целью нового движения за внедрение идей Пакта Рериха является постановка вопроса о необходимости возврата к принципам этого документа и стимулирование мировой общественности к принятию активного участия в составлении проекта новой конвенции.

Именно во Флоренции и Тоскане лучше всего провозгласить начало движения за возвращение к идеям Пакта Рериха и воплощения их в жизнь в качестве новой конвенции ООН.

Текст книги публикуется в качестве приложения к настоящей статье.

1 В данном разделе воспроизводится Обращение Флорентийского общества Москвы, Междисциплинарного центра философии права при Институте философии Российской Академии наук, Российской Ассоциации международного права, Адвокатской палаты города Москвы, Международного Союза (Содружества) адвокатов к общественности и Мэрии города Флоренции и Законодательному собранию региона Тоскана. Текст Обращения огласил президент Флорентийского общества Петр Баренбойм во Флоренции на церемонии открытия на здании рядом с мостом Понте Веккиа 9 октября 2017 г. мемориальной доски, посвященной Пакту Рериха.

* Дата сдачи ратификационной грамоты СССР - 4 января 1957 года. Конвеция и Протокол к ней вступили в силу для СССР 4 апреля 1957 года.

Высокие Договаривающиеся Стороны,

констатируя, что культурным ценностям был нанесен серьезный ущерб в ходе последних вооруженных конфликтов и что вследствие развития военной техники они все больше и больше подвергаются угрозе разрушения;

будучи убеждены, что ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества, поскольку каждый народ вносит свой вклад в мировую культуру;

принимая во внимание, что сохранение культурного наследия имеет большое значение для всех народов мира и что важно обеспечить международную защиту этого наследия;

руководствуясь принципами защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, установленными в Гаагских Конвенциях 1899 и 1907 годов и в Вашингтонском Пакте от 15 апреля 1935 г.;

принимая во внимание, что для эффективности защиты этих ценностей она должна быть организована еще в мирное время принятием как национальных, так и международных мер;

решив принять все возможные меры для защиты культурных ценностей,

согласились о нижеследующем:

Глава I

Общие положения о защите

Определение культурных ценностей

Согласно настоящей Конвенции, культурными ценностями считаются независимо от их происхождения и владельца:

(а) ценности, движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше;

(b) здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, указанных в пункте (а), такие как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей, указанных в пункте (а);

(с) центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в пунктах (а) и (b), так называемые "центры сосредоточения культурных ценностей".

Защита культурных ценностей

Защита культурных ценностей согласно настоящей Конвенции включает охрану и уважение этих ценностей.

Охрана культурных ценностей

Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются подготовить еще в мирное время охрану культурных ценностей, расположенных на их собственной территории, от возможных последствий вооруженного конфликта, принимая меры, которые они считают необходимыми.

Уважение культурных ценностей

1. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются уважать культурные ценности, расположенные на их собственной территории, а также на территории других Высоких Договаривающихся Сторон, запрещая использование этих ценностей, сооружений для их защиты и непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта, и воздерживаясь от какого-либо враждебного акта, направленного против этих ценностей.

2. Обязательства, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть нарушены только в случае, если военная необходимость настоятельно потребует такого нарушения.

3. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются, кроме того, запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении указанных ценностей. Они запрещают реквизицию движимых культурных ценностей, расположенных на территории другой Высокой Договаривающейся Стороны.

4. Они должны воздерживаться от принятия любых репрессивных мер, направленных против культурных ценностей.

5. Высокая Договаривающаяся Сторона не может освобождаться от обязательств, установленных в настоящей статье, в отношении другой Высокой Договаривающейся Стороны, основываясь на том, что эта последняя не приняла мер по охране, предусмотренных в статье 3.

1. Высокие Договаривающиеся Стороны, оккупирующие полностью или частично территорию другой Высокой Договаривающейся Стороны, должны, по мере возможности, поддерживать усилия компетентных национальных властей оккупированной территории, чтобы обеспечить охрану и сохранение ее культурных ценностей.

2. В случае если необходимо срочное вмешательство для сохранения культурных ценностей, расположенных на оккупированной территории и поврежденных в ходе военных операций, и если компетентные национальные власти не могут это обеспечить, оккупирующая Держава принимает, насколько это возможно, самые необходимые меры по охране этих ценностей в тесном сотрудничестве с указанными властями.

3. Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон, правительство которой рассматривается членами движения Сопротивления как их законное правительство, обратит, если возможно, их внимание на обязательства соблюдать те положения Конвенции, которые касаются уважения культурных ценностей.

Обозначение культурных ценностей

Культурные ценности, чтобы облегчить их идентификацию, могут быть обозначены отличительным знаком в соответствии с положениями статьи 16.

Меры военного порядка

1. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются ввести еще в мирное время в уставы или инструкции, которыми пользуются их войска, положения, способные обеспечить соблюдение настоящей Конвенции и, кроме того, воспитывать еще в мирное время личный состав своих вооруженных сил в духе уважения культуры и культурных ценностей всех народов.

2. Они обязуются подготовить и создать еще в мирное время в своих вооруженных силах службы или специальный персонал, которые будут следить за тем, чтобы уважались культурные ценности, и сотрудничать с гражданскими властями, которым поручена охрана этих ценностей.

Глава II

О специальной защите

Предоставление специальной защиты

1. Под специальную защиту может быть взято ограниченное число укрытий, предназначенных для сохранения движимых культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, центров сосредоточения культурных ценностей и других недвижимых культурных ценностей, имеющих очень большое значение, при условии:

(а) что они находятся на достаточном расстоянии от крупного индустриального центра или любого важного военного объекта, представляющего собой уязвимый пункт, например, аэродрома, радиостанции, предприятия, работающего на национальную оборону, порта, значительной железнодорожной станции или важной линии коммуникаций;

(b) что они не используются в военных целях.

2. Убежище для движимых культурных ценностей может быть также взято под специальную защиту, каково бы ни было его местонахождение, если оно построено таким образом, что, по всей вероятности, бомбардировка не сможет нанести ему ущерба.

3. Центр сосредоточения культурных ценностей считается используемым в военных целях, если его используют для перемещения личного состава или материальной части войск, даже транзитом. Этот центр также считается используемым в военных целях, если в нем осуществляется деятельность, имеющая прямое отношение к военным операциям, размещению личного состава войск или производству военных материалов.

4. Культурные ценности, перечисленные в пункте 1, не считаются используемыми в военных целях, если они охраняются вооруженной стражей, специально назначенной для этой охраны, или если около них находятся полицейские силы, на которые обычно возлагается обеспечение общественного порядка.

5. Если какая-либо из культурных ценностей, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, расположена вблизи важного военного объекта, указанного в упомянутом пункте, она тем не менее может быть взята под специальную защиту, если Высокая Договаривающаяся Сторона, которая просит об этом, обязуется никоим образом не использовать этот объект в случае вооруженного конфликта и, в частности, если речь идет о порте, вокзале или аэродроме, осуществлять любое движение в обход. В этом случае движение в обход должно быть подготовлено еще в мирное время.

6. Специальная защита предоставляется культурным ценностям путем внесения их в "Международный Реестр культурных ценностей, находящихся под специальной защитой". Это внесение производится только в соответствии с положениями настоящей Конвенции и при соблюдении условий Исполнительного Регламента.

Иммунитет культурных ценностей, находящихся под специальной защитой

Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются обеспечить иммунитет культурных ценностей, находящихся под специальной защитой, воздерживаясь, с момента включения их в Международный Реестр, от любого враждебного акта, направленного против них, а также воздерживаясь от использования таких ценностей и прилегающих к ним участков в военных целях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 5 статьи 8.

Обозначение и контроль

Во время вооруженного конфликта культурные ценности, находящиеся под специальной защитой, должны быть обозначены отличительным знаком, предусмотренным в статье 16, и должны быть доступны для международного контроля, как это установлено в Исполнительном Регламенте.

1. Если одна из Высоких Договаривающихся Сторон допускает в отношении ценности, находящейся под специальной защитой, нарушение обязательств, взятых ею в силу статьи 9, противная Сторона освобождается от своего обязательства обеспечить неприкосновенность данной ценности до тех пор, пока это нарушение продолжает иметь место. Однако каждый раз, когда Она находит это возможным, Она предварительно потребует положить конец этому нарушению в разумный срок.

2. Кроме случая, предусмотренного в пункте 1 настоящей статьи, иммунитет культурной ценности, находящейся под специальной защитой, может быть снят только в исключительных случаях неизбежной военной необходимости и лишь до тех пор, пока существует эта необходимость. Последняя может констатироваться воинскими начальниками, начиная только от командира дивизии или части, соответствующей дивизии, и выше. Во всех случаях, когда обстоятельства это позволяют, решение о снятии иммунитета нотифицируется достаточно заблаговременно противной Стороне.

3. Сторона, которая снимает иммунитет, должна об этом информировать, по возможности в кратчайший срок, письменно и с указанием причин, Генерального комиссара по культурным ценностям, предусмотренного Исполнительным Регламентом.

Глава III

Перевозки культурных ценностей

Транспорт, находящийся под специальной защитой

1. Транспорт, используемый исключительно для перевозки культурных ценностей, либо внутри территории, либо для перевозки их на другую территорию, может быть по просьбе заинтересованной Высокой Договаривающейся Стороны взят под специальную защиту на условиях, предусмотренных в Исполнительном Регламенте.

2. Транспорт, пользующийся специальной защитой, находится под международным контролем, предусмотренным Исполнительным Регламентом, и обозначается отличительным знаком, описанным в статье 16.

3. Высокие Договаривающиеся Стороны обязаны воздерживаться от любого враждебного акта в отношении транспорта, находящегося под специальной защитой.

Транспорт в срочных случаях

1. Если Высокая Договаривающаяся Сторона считает, что безопасность некоторых культурных ценностей требует их перевозки и что перевозка имеет настолько срочный характер, что процедура, предусмотренная в статье 12, не может быть соблюдена, особенно в начале вооруженного конфликта, транспорт может быть обозначен отличительным знаком, описанным в статье 16, если только просьба о предоставлении этому транспорту иммунитета согласно статье 12 не была уже раньше заявлена и отклонена. Если это возможно, уведомление о транспорте должно быть сделано противным Сторонам. Транспорт, следующий на территорию другой страны, не может ни в коем случае обозначаться отличительным знаком, если иммунитет ему не был специально предоставлен.

2. Высокие Договаривающиеся Стороны примут, насколько это возможно, необходимые меры предосторожности, чтобы транспорты, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи и обозначенные отличительным знаком, были защищены от враждебных действий, направленных против них.

Иммунитет от конфискации, взятия в качестве приза или захвата

1. Будут пользоваться иммунитетом от конфискации, взятия в качестве приза или захвата:

(а) культурные ценности, находящиеся под защитой, предусмотренной в статье 12, или защитой, предусмотренной в статье 13;

(b) транспортные средства, занятые исключительно перевозкой этих ценностей.

2. Ничто в настоящей статье не ограничивает права на осмотр и контроль.

Глава IV

Персонал, предназначенный для защиты культурных ценностей, должен, насколько это позволяют требования безопасности, пользоваться уважением в интересах сохранения этих ценностей и, если этот персонал попадает в руки противника, ему должна быть предоставлена возможность продолжать осуществлять свои функции, если культурные ценности, которые этому персоналу поручено охранять, также попадают в руки противника.

Глава V

Об отличительном знаке

1. Отличительный знак Конвенции представляет собой щит, заостренный снизу, разделенный на четыре части синего и белого цвета (щит состоит из квадрата синего цвета, один из углов которого вписан в заостренную часть щита, и синего треугольника над квадратом; квадрат и треугольник разграничиваются с обеих сторон треугольниками белого цвета).

2. Знак употребляется однократно или троекратно в виде треугольника (один знак внизу) в соответствии с условиями, указанными в статье 17.

1. Отличительный знак применяется троекратно для идентификации только:

(а) недвижимых культурных ценностей, находящихся под специальной защитой;

(b) транспортов с культурными ценностями в соответствии с условиями, предусмотренными в статьях 12 и 13;

Таким образом, защите подлежат, с одной стороны, гражданские объекты, сами по себе являющиеся культурными ценностями, а с другой — объекты, в которых хранятся или экспонируются культурные ценности.

Впервые вопрос о защите культуры и культурных ценностей был поднят в 19 веке. 27 июня 1874 г. в Брюсселе 15 Европейских государств организовали встречу с целью разработки проекта международного соглашения о законах и обычаях ведения воины , что положило начало дальнейшему обсуждению и принятию международных соглашений, конвенций и резолюции ООН.

До 1935 г. правовое положение объектов, представляющих собой культурные ценности, в период ведения военных действий регулировалось главным образом Конвенцией о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. (IV Гаагская конвенция) и Положением о законах и обычаях сухопутной войны.

В 1935 г. был принят Вашингтонский пакт — Договор о защите учреждений, служащих целям науки и искусства, а также исторических памятников. Вашингтонский пакт предусматривает защиту культурных объектов как в мирное, так и в военное время.

Огромный ущерб, нанесенный мировой культуре гитлеровскими войсками во время Второй мировой войны, обусловил необходимость дальнейшей разработки международно-правовых актов. В связи с этим 14 мая 1954 г. были приняты Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, Исполнительный регламент Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и Протокол к конвенции.

Гаагская конвенция 1954 г. — это первое международное соглашение универсального характера, в котором кодифицированы многие нормы, предусматривающие охрану культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

Однако изменения в характере военных действий, проявившиеся в вооруженных конфликтах во второй половине XX в. привели к необходимости совершенствования ряда положений Конвенции 1954 г. путем принятия Второго протокола на Дипломатической конференции в Гааге 26 марта 1999 г. Российская Федерация не является участницей Второго протокола к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г.

Кроме указанных международных договоров нормы о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта нашли также отражение в Женевских конвенциях 1949 г. и Дополнительных протоколах к ним 1977 г.

Последним из значимых международно-правовых документов в свете защиты культурных ценностей стала резолюция СБ ООН 2347 от 24 марта 2017 г.

Культурным ценностям должна быть обеспечена как минимум общая защита , т.е обязательство каждого государства подготовить еще в мирное время охрану ценностей от возможных последствий вооруженного конфликта.

Конвенция 1954 г. оставляет за каждой стороной свободу широкого выбора мер, которые она пожелает принять для охраны культурных ценностей на своей территории. Более четко в этом смысле сформулирована ст. 5 Второго Протокола 1999 г. к Гаагской конвенции 1954 г. В ней указаны конкретные подготовительные меры, которые могут приниматься государствами в мирное время для защиты культурных ценностей от предвидимых последствии вооруженного конфликта . Эти меры включают, в частности: составление перечней; планирование чрезвычайных мер по защите от пожаров и разрушения конструкций; подготовку к вывозу движимых культурных ценностей или обеспечение должной защиты этих ценностей на местах; назначение компетентных властей, отвечающих за охрану культурных ценностей.

Кроме этого, государства — участники Конвенции 1954 г. обязуются :

  • запрещать использование культурных ценностей, сооружений для их защиты и непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта;
  • воздерживаться от какого-либо враждебного акта, направленного против культурных ценностей;
  • запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении культурных ценностей;
  • запрещать реквизицию движимых культурных ценностей, расположенных на территории другой Договаривающейся Стороны;
  • воздерживаться от принятия любых репрессивных мер, направленных против культурных ценностей (ч. 3 ст. 4 Конвенции 1954 г.).

Режим специальной защиты не принес ожидаемых результатов в деле защиты культурных ценностей, что привело к появлению режима усиленной защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, который применяется к ценностям, занесенным в Международный список культурных ценностей, находящихся под усиленной защитой.

Критерии, предусмотренные Вторым Протоколом 1999 г. для включения в Список, менее строги, чем для внесения в Международный реестр культурных ценностей, находящихся под специальной защитой. Так, культурные ценности должны удовлетворять трем условиям :

  • они являются культурным наследием, имеющим огромное значение для человечества;
  • они охраняются благодаря принятию на национальном уровне надлежащих правовых и административных мер;
  • они не используются для военных целей.

Протокол 1999 г. дополнил Конвенцию 1954 г. рядом новых положений, касающихся ссылки на военную необходимость. Так, согласно ст. 6 Второго протокола 1999 г. нарушение обязательства воздерживаться от совершения враждебного акта против культурных ценностей со ссылкой на крайнюю военную необходимость может допускаться, когда:

Читайте также: