Второй круг жизненных испытаний базарова кратко

Обновлено: 05.07.2024

Болезнь и смерть Базарова, казалось, вызваны нелепой случайностью – смертельной инфекцией, случайно попавшей в кровь. Но в произведениях Тургенева такое случайным быть не может.

Сама рана – случайность, но в ней есть и доля закономерности, так как Базаров в этот период потерял жизненное равновесие и стал менее внимательным, более рассеянным в работе.

Закономерность также и в авторской позиции, так как Базаров, всегда бросавший вызов природе вообще и человеческой природе (любви) в частности, должен был, по Тургеневу, быть отомщён природой. Закон здесь жесток. Поэтому он умирает, зараженный бактериями – природными организмами. Говоря проще, умирает от природы.

Кстати, если герой умирает, то совсем не обязательно, что автор ему в чём-то отказывает, за что-то наказывает или мстит. У Тургенева всегда умирают лучшие герои, и от этого его произведения окрашиваются светлой, оптимистической трагедией.

Болезнь и смерть Базарова, казалось, вызваны нелепой случайностью – смертельной инфекцией, случайно попавшей в кровь. Но в произведениях Тургенева такое случайным быть не может.

Сама рана – случайность, но в ней есть и доля закономерности, так как Базаров в этот период потерял жизненное равновесие и стал менее внимательным, более рассеянным в работе.

Закономерность также и в авторской позиции, так как Базаров, всегда бросавший вызов природе вообще и человеческой природе (любви) в частности, должен был, по Тургеневу, быть отомщён природой. Закон здесь жесток. Поэтому он умирает, зараженный бактериями – природными организмами. Говоря проще, умирает от природы.

Кстати, если герой умирает, то совсем не обязательно, что автор ему в чём-то отказывает, за что-то наказывает или мстит. У Тургенева всегда умирают лучшие герои, и от этого его произведения окрашиваются светлой, оптимистической трагедией.

Если посмотреть на композицию романа в целом, то можно заметить, что Тургенев еще раз проведет героя по тому же кругу, по которому он совершил один раз свой жизненный путь.

Марьино (у Кирсановых) - Никольское (у Одинцовой гостит дважды) - родной дом. Но этот второй круг - имеет совсем иное смысловое значение, это круг прощаний. внутри Базарова зреет конфликт после того как Одинцова отвергла его. Он, отрицавший любовь, чувствует в себе нечто, что не может объяснить одной физиологией. терия вступает в противоречие с его натурой, душой. Он пытается вновь проверить свою теорию - целует Фенечку, но и она отвергает его. дуэль - прощание с Марьиным. заезжает к Одинцовой - попрощаться с Аркадием и Одинцовой. и затем - домой. заметьте: меняется его отношение к родителям "отставным людям". может, он понимает, что любовь все-таки есть. и эту простую истину открывают в нем родители, любовь и жалость к ним. вроде бы циничное прощание с Одинцовой накануне смерти - не более, чем маска мужчины, не желающего показывать свою слабость и в то же время - посмотреть в последний раз на Одинцову.

Мы не узнаем прежнего Базарова: затухают его блистательные споры, догорает несчастная любовь. И лишь в финале, в могучей по своей поэтической силе сцене смерти Евгения Базарова, в последний раз вспыхнет ярким пламенем, чтобы угаснуть навек, его тревожная, но любящая жизнь душа.

Искупая смертью односторонность своей жизненной программы, Базаров оставляет миру позитивное, творческое, исторически ценное как в самих его отрицаниях, так и в том, что скрывалось за ними. Не потому ли в конце романа воскрешается тема народной, крестьянской России, перекликающаяся с началом. Сходство двух этих картин очевидно, хотя и различие тоже: среди российского запустения, среди расшатанных крестов и разоренных могил появляется одна, "которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре". Герой усыновлен народной Россией, которая помнит о нем. Две великие любви освящают могилу Базарова - родительская и народная.

И цветы на могиле Базарова призывают нас к "вечному примирению и к жизни бесконечной", к вере во всесилие святой, преданной любви.

В романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев находит героя, которого так долго искал, героя, выдержавшего проверку любовью и смертью.

Досадной и нелепой случайностью становится смертельная болезнь Евгения Базарова. Крошечный порез во время вскрытия умершего от тифа крестьянина ставит крест на всех мечтах и планах молодого человека. Однако это болезнь становится не наказанием, а возможностью переосмыслить всю свою жизнь, отделить зерна от плевел и перед уходом в мир иной осознать всю ценность по-настоящему важных вещей.

Перед лицом смерти Базаров спокоен и невозмутим. Сильные душевные и личностные качества героя вызывают одно лишь уважение. Однако не стоит забывать, что Евгений, при всей его силе духа остается, прежде всего, человеком, которому свойственны слабости.

Осознав неизбежность смерти, Базаров начинает переосмысливать прожитые годы, свои взгляды на жизнь. Неожиданно для самого себя он избавляется от душевной брони, становится гораздо мягче, сентиментальнее, добрее. Ему уже нет нужды скрывать свою нежную и ранимую душу, которая все это время так нуждалась в теплых, искренних чувствах. Евгений жаждет встреч с любимой женщиной, чтобы убедить ее в своей любви. Он становится более внимательным и заботливым в общении с родителями, понимая, что они заслужили гораздо большего душевного тепла, чем он мог им дать.

На пороге смерти Базаров с грустью понимает, что все его стремления принести пользу науке, отчизне вскоре канут в лету. К нему приходит осознание того, что он, видно, уже не нужен России. С этой мыслью он умирает, а вместе с ним – его идеи и убеждения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умереть так, как умер Базаров, — все равно, что сделать великий подвиг; этот подвиг остается без последствий, но та доза энергии, которая тратится на подвиг, на блестящее и полезное дело, истрачена здесь на простой и неизбежный физиологический процесс.

осмыслить произведение в целом, пробудить самостоятельную оценку учащимися образа Базарова;

объяснить особенности композиции романа, выяснить её значение для реализации замысла романа.

Развивающие:

Развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать;

Формировать навык анализа образа главного героя;

Формировать умение работать с таблицей.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к тексту;

Воспитывать литературную позицию

Оборудование:

карточки с заданиями;

цветные кружки, для разделения класса на группы (6 цветов);

Сетка времени:

Организационный момент.

Постановка целей и задач урока.

Введение темы урока

Откройте ваши тетради и запишите тему нашего сегодняшнего урока:

Так же давайте запишем в тетради эпиграф:

Умереть так, как умер Базаров, — все равно, что сделать великий подвиг; этот подвиг остается без последствий, но та доза энергии, которая тратится на подвиг, на блестящее и полезное дело, истрачена здесь на простой и неизбежный физиологический процесс.

Слово учителя

Роман И.С.Тургенева построен по принципу кольцевой композиции. Ребята, давайте запишем в тетрадь определение слова композиция:

Композиция (от лат. Compositio- составление, связывание)- это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие.

Как я уже сказала, автор проводит Евгения Базарова по одному и тому же маршруту дважды, но повторяются лишь места и люди, а сам герой претерпевает внутренние изменения. Наша задача, используя опорную схему, - проследить путь этих изменений, обнаружить их причины и последствия и подготовиться к ответу на вопрос: “Для чего Тургенев использует симметрично повторённый путь Базарова?”. (проблемный вопрос написан на обратной стороне доски)

У вас на партах лежат цветные кружочки, которые соответствуют № вашей группы. Сейчас все у кого зеленые кружочки садятся на первую парту первого ряда, это 1 группа, все у кого желтые кружочки, садятся за вторую парту первого ряда( так учитель рассаживает всех детей по группам)

У каждой группы есть свои карточки с заданиями, которые так же лежат у вас на партах. Возьмите их и прочитайте задание, все ли вопросы вам понятны? Если да, то приступайте к выполнению заданий , на всё у вас 5- 8 минут!

Произведение начинается с приезда Базарова в Марьино, имение Кирсановых.

Какие события можно считать значимыми? Как проявляет себя главный герой?

Обобщение по схеме: герой предстаёт как ярый материалист с резкими суждениями обо всём, презрительно отзывающийся об аристократах и с гордостью заявляющий о себе как о внуке пахаря земли. Его взгляды приводят к спору с Павлом Петровичем. Поездка в город способствует знакомству с “учениками” Базарова-Кукшиной и Ситниковым, презираемых главным героем не менее чем старшего Кирсанова. Там же он встречает Одинцову, первый взгляд на которую отличается цинизмом. Одинцова приглашает Аркадия и Евгения к себе в Никольское.

Вывод: Базаров одинок, потому что он, как истинный нигилист, презирает всех, не признавая никаких авторитетов.

Аркадий и Базаров принимают приглашение Одинцовой. Оба в неё влюблены. Как ведёт себя Базаров с Одинцовой? Что можно сказать о его чувствах к ней?

Обобщение по схеме: в Никольском Базаров вдруг “с негодованием сознаёт романтика в себе”; он пытается избавиться от зарождающейся любви (“Но тут он обыкновенно топал ногою или скрежетал зубами и грозил себе кулаком”). Он по-прежнему отрицает художественный вкус у себя, считает бесполезным изучать людей, потому что все они одинаковые и никакой загадки не имеют (“Люди что деревья в лесу”). Базаров интересен Анне Сергеевне, но он пугает её своим поведением: “страсть, похожая на злобу”, “пожирающий взгляд”. К тому же Одинцова принадлежит к аристократическим кругам, а это, по мнению главного героя, - признак вымирания.

Вывод: Базаров одинок из-за своих взглядов на любовь.

И.Иванов писал: “Сердца русских женщин у Тургенева – пробные камни русской интеллигентских направлений”. Любовь для Базарова становится точкой крушения он как бы раздваивается. С одной стороны, он убеждённый противник романтических чувств, отрицающий духовные основы любви. С другой стороны, страстно и одухотворённо любящий человек, столкнувшийся с подлинной тайной этого чувства. Базарову предстоит разгадать две загадки: загадку собственной души, которая оказалась глубже и бездоннее, чем он предполагал; и загадку мира, его окружающего: любимой женщины, народной России, жизни в её вселенских пределах.

Итак, Базаров и Аркадий уезжают из Никольского. Как относится к своим родителям Евгений Базаров? Чем объясняется его поведение? Победил ли он своё чувство к Одинцовой? Как развиваются его отношения с Аркадием?

Обобщение по схеме: в родном доме Евгений не демонстрирует любви к родителям, так как, по Фогту, старики должны презираться. “…говоря, что ему спать хочется, а сам не заснул до утра. Широко раскрыв глаза, он злобно глядел в темноту: воспоминания детства не имели власти над ним, да к тому же он ещё не успел отделаться от последних горьких впечатлений”. А как же его слова: если не добился толку от женщины, плюнь и забудь, свет клином не сошёлся? Аркадию он говорит, что злоба – признак выздоровления. Но так ли на самом деле? Злоба и бессилие приводят к тому, что он готов подраться с Аркадием. Их дружбе суждено скоро прекратиться: “никакая дружба не выдержит таких столкновений”. Уезжает Базаров из родительского дома, родители чувствуют свою отдалённость от сына: “только я останусь для тебя навек неизменно, как и ты для меня”.

Вывод: Базаров одинок, потому что нигилизм не признаёт любви к родителям, к женщине, к другу. Базаров не в состоянии противостоять своим чувствам, не может их побороть, не объяснить с точки зрения материализма.

И вновь Марьино. Какие события, происходящие в момент второго пребывания Базарова этом имении, можно назвать значимыми? Как они влияют на Базарова?

Обобщение по схеме: интуитивно ища в Фенечке жизненное подтверждение своему взгляду на любовь как простое чувственное влечение, Базаров своей простотой оскорбляет женскую природу – одухотворённость и нравственную красоту. Таким образом не в сословной принадлежности Одинцовой кроется отказ от любви Евгения. Дуэль с Павлом Петровичем – это ещё один момент, в который заложено много материала для поворота главного героя в другую сторону от его прямого нигилистического пути. Саму дуэль Базаров оценивает так: “как красиво и как глупо”, что несвойственно его материалистической природе. И всё же он соглашается и попадает в “феодалы”, презираемых им до дуэли и после неё Базаров встречает одного и того же мужика. В первый раз мужик не заламывает шапки, тем самым не признавая в Базарове барина. Во второй раз он это делает, подчеркивая принадлежность Евгения к аристократам. Павел Петрович отмечает благородство своего противника. Всё это злит Базарова, и он уезжает, навсегда разорвав отношения с Кирсановыми.

Вывод: Базаров одинок, потому что его взгляды на любовь не подтверждаются, и он не может объяснить с точки зрения материализма своё внутренне состояние.

По пути домой Базаров заезжает в Никольское. Для чего он это делает? Что даёт читателю этот эпизод?

Обобщение по схеме: в Никольское он заворачивает “чёрт знает зачем”, но из разговора с Анной Сергеевной понятным становится читателю, что Базаров искал встречи с ней, ревнуя из-за Аркадия. Своим поведением Базаров пытается доказать себе и Одинцовой, что любовь – чувство напускное. О неискренности его поведения говорят авторские ремарки и замечание самого Базарова, что у него есть “другие слова”, которых он не выскажет, “потому что это романтизм”. Он порывает с Аркадием, потому что их пути расходятся. Аркадий находит своё счастье с Катей. Для младшего Кирсанова, как и для Тургенева, любовь тождественна семье, и это неоспоримая ценность. Базаров, благословляя вместе с Одинцовой “молодых” на брак, невольно причисляет себя к “отцам”. Покидая Никольское, Базаров теряет дружбу и любовь.

Вывод: Базаров одинок, потому что нигилизм не признаёт любви и дружбы. Базаров одинок, потому что так он хочет сам, он сам сделал всё для того, чтобы остаться одному.

Базаров возвращается домой. И больше никуда и никогда не поедет. Почему Тургенев обрекает на смерть своего героя именно дома, на газах у родителей? Меняется ли Базаров в конце своей недолгой жизни? И прав ли Писарев, оценив смерть Базарова как подвиг?

Обобщение по схеме: в родном доме “лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливой скукой и глухим беспокойством”, “начал искать общества”, “он огорчён, он грустен – вот что ужасно”. Презрение к мужику оборачивается презрением. Участвуя в практике отца, не перестаёт подсмеиваться. Заразившись, думает о своих родителях больше, чем о себе, ссылаясь на простуду и усталость. “Перед лицом смерти слабыми оказались опоры, поддерживающие некогда базаровскую самоуверенность: медицина и естественные науки, обнаружив свое бессилие, отступили, оставив Базарова наедине с самим собой и с ощущением неотвратимости конца”. Именно в этот момент герой решается “говорить красиво” с Одинцовой, с родителями. “Может ли нас возмущать процесс превращения трупов наших в великолепную растительность полей, а полевых цветов в орган мышления? Кто понимает эту взаимную зависимость всего существующего, тому она не может быть неприятной”, - писал один из учителей Базарова, Молешотт. Но сам Базаров говорит перед лицом смерти: “Старая штука смерть, а каждому внове”.

Вывод: Базаров не один, но понимает он это слишком поздно.

Вывод учащихся по уроку, ответ на проблемный вопрос.

Вывод учителя: развенчивая некоторые взгляды Базарова, Тургенев не отказывает Базаровым в праве на существование. “Когда переведутся такие люди, пускай закроется навсегда книга истории! в ней нечего будет читать”, - И.С.Тургенев.

Читайте также: