Архитектура индии 18 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Несколько статей подряд я посвятила архитектурным памятникам Индии, создаваемым в древности и средневековье приверженцами разных религиозных традиций, а потому обладающих уникальными чертами (ссылки на публикации внизу этой статьи). И говорила, что после колонизации этого субконтинента европейцами, национальная культурная традиция оказалась постепенно забыта.

Однако, и во времена европейской колонизации, в Индии всё-же создавали удивительные архитектурные памятники. К таким жемчужинам, относится комплекс Махабат Макбара в городе Джунагадх (википедия сообщает, что это город и муниципалитет в индийском штате Гуджарат. Административный центр округа Джунагадх) .

Так исторически сложилось, что округ Джунагадх был основан только в середине 18 века (1748 г.), а в начале 19 века попал под британский протекторат. Поскольку этот регион находился достаточно далеко от политических и экономических центров, то здесь, фактически, управляли местные власти, которые хранили собственные традиции, но невольно впитывали и привнесённое европейцами.

Именно в это время и был построен этот фантастически красивый, буквально, сказочный, архитектурный ансамбль, в котором причудливо смешались всевозможные стили, проникавшие в Индию, с существовавшими в ней изначально. (Для обозначения такого стилевого смешения используют термин " эклектика ")

Продолжение
В 16 и в 17 в. формируется и получает свое полное развитие чрезвычайно многогранное и противоречивое, сочетавшее в себе ряд разнородных черт и элементов направление, обычно называемое в литературе могольским искусством. В общем характере этого искусства нашла свое яркое отражение одна из важнейших проблем средневековой индийской политической и культурной истории — проблема создания общеиндийской культуры и искусства, преодоления культовой розни, подобно тому как в области политической стояла задача создания общеиндийского государства, что отчасти было решено Акбаром.

Как уже отмечалось выше, тенденция к сближению и взаимопереплетению культуры тюрко-афганской феодальной верхушки Делийского султаната с культурой народа Индии отчетливо наметилась еще в 12—14 вв. Следующие два столетия в истории социальной, культурной и духовной жизни Индии ознаменованы напряженными поисками путей преодоления отчужденности и враждебности между мусульманами и индусами. Эти поиски нашли свое выражение в появлении ряда религиозно-философских движений, стремившихся создать новое учение, одинаково приемлемое и для мусульман и для индусов, преодолеть, с одной стороны, замкнутость кастовой системы, а с другой — нетерпимое отношение ислама к идолопоклонству.

Многочисленные мистико-религиозные ереси, отличавшиеся своеобразной демократичностью тенденций, выражали антифеодальные стремления крестьян и городских низов, искавших выхода из тяжелого положения и нищеты. Наиболее значительными явлениями этого рода были в первую очередь уже отмечавшиеся раньше движение бхакти и проповеди Кабира.

В могольской архитектуре отчетливо намечаются два периода ее развития: более ранний, связанный с широким строительством при Акбаре, и более поздний, относящийся преимущественно к правлению Шах Джахана. Величие и размах архитектуры новой эпохи ощущались уже в самых первых сооружениях, относящихся к предакбаровскому периоду. Из них наиболее выдающимся памятником является мавзолей Шер-шаха в Сасараме ( Бихар , середина 16 в.) (илл. 141). Массивное восьмигранное в плане здание мавзолея возвышается посередине небольшого искусственного озера. Величественный, словно плывущий по воде мавзолей полон строгой и несколько тяжеловесной красоты. По ширине превышая 80 м, он достигает почти 50 м в вышину.
Подобные приземистые пропорции в сочетании с пирамидальной уступчатой формой силуэта придают всему сооружению внушительную монументальность, превосходя в этом отношении гробницы, созданные в Делийском султанате.
Мощный квадратный цоколь со ступенями, выходящими прямо из воды, является как бы фундаментом, на котором стоит нижний, также квадратный в плане, глухой этаж мавзолея. Само здание состоит из двух октагонов, поставленных один на другой, верхний из которых покрыт огромным полусферическим куполом, увенчанным фигурным шпилем. Вдоль обоих ярусов, на которые расчленено здание мавзолея, а также вдоль террасы над первым этажом идут обходные галлереи с купольными павильонами, расположенными по углам квадратной террасы и восьмигранников.
Куполы этих павильонов многократно повторяют в миниатюре форму центрального купола мавзолея, подчеркивая его монументальные размеры. Вместе с тем благодаря этому композиционному приему, столь характерному для всего средневекового индийского зодчества, во внешнем облике мавзолея достигается известное облегчение массивности и тяжеловесности объемов отдельных частей здания. Простота и строгость архитектурных деталей как купольных павильонов, так и стен (у нижней восьмигранной части здания все восемь сторон прорезаны стройными килевидными проемами) дополняют общий величавый характер архитектуры мавзолея.

В правление Акбара размах строительства становится особенно значительным. В середине 60-х гг. 16 в. проводится широкое строительство в Агре, по завершении которого Агра , по отзывам современников, стала одним из прекраснейших городов Индии и мира. В начале 70-х гг. Акбар строит свой город-резиденцию Фатехпур-Сикри . В 80-х и 90-х гг. происходит строительство г. Аллахабада.

Из большого числа архитектурных памятников этого периода наиболее типичными являются дворец - крепость в Агре, мавзолей Хумаюна близ Дели, соборная мечеть в Фатехпур-Сикри.

Мавзолей Хумаюна, постройка которого была закончена в 1572 г., является первым образцом нового решения зданий этого типа в могольской архитектуре. Новшеством является его уединенное расположение в центре квадратного в плане, симметрично распланированного парка. Парк разбит на прямоугольные и квадратные террасы, повторяющие форму квадратного в плане семиметрового (в высоту) основания из красного песчаника, на котором возвышается строгое и благородное по форме здание мавзолея, сложенное из красного песчаника в сочетании с отделкой из белого мрамора.
В архитектурных формах мавзолея еще отчетливо видно следование принципам среднеазиатского и персидского зодчества, но уже видна и переработка этих влияний в духе индийских традиций. Последнее относится к объемной трактовке всей массы здания, в основе которой лежит контраст кубических и округлых по своему характеру форм.
В ясности и изяществе нового архитектурного стиля мавзолея Хумаюна отразились новые, более светские тенденции эпохи окрепшего при Акбаре государства Моголов. Это особенно заметно при сравнении с архитектурой мавзолея Шер-шаха, относящегося к эпохе борьбы за объединение Индии.

Обширным в эту эпоху было строительство в Агре, Лахоре, Аллахабаде громадных дворцов-крепостей, имевших стратегическое значение и воплощавших могущество и великолепие новой империи. Крепостные стены Агры являются выдающимся примером монументального зодчества времени Акбара. Общая протяженность стен при их высоте 21 м больше 2 км. Даже для индийской архитектуры с ее давними традициями это был первый пример столь крупномасштабного строительства посредством каменной кладки. С фортификационной стороны крепость Агры обнаруживает значительное воздействие приемов раджпутской замковой архитектуры. Стены ее со сложной системой амбразур, бойниц и т. д. претворены в совершенное по своим пропорциям архитектурное произведение.

Монументальные Делийские ворота (1566) — главный вход крепости — считаются одним из наиболее значительных образцов архитектуры крепостных ворот в Индии. Две мощные пятигранные башни из красного песчаника, увенчанные зонтичными куполами верхних павильонов, фланкируют портал ворот. Плоскости стен и граней башни расчленены чередующимися ярусами декоративных арок, рядов орнаментальной резьбы и белокаменной облицовкой, сочно оттеняющей звучный цвет песчаника. Свойственное средневековому индийскому зодчеству ощущение органичности соотношений архитектурных объемов нашло здесь убедительное воплощение в простых и монументальных формах, вместе с тем геометрически ясных, что соответствовало эстетическим идеалам эпохи.

Еще более величественным по замыслу было создание в 1570—1580 гг. города Фатехпур-Сикри, в 40 км западнее Агры. Именно в Фатехпур-Сикри достигла своего расцвета классическая архитектура Великих Моголов, в которой отразилось могущество централизованного феодального государства, объединенного властью падишаха Акбара. Представляя собой роскошную резиденцию для императорского двора, город лишен улиц и состоит из множества дворцов и легких сооружений, окруженных обширными дворами и террасами. Все здания ориентированы по направлению с севера на юг в соответствии с расположением мечети, которая является самым выдающимся и значительным архитектурным комплексом в Фатехпур-Сикри.

Характерно, что в планировке мечети, формально воспроизводящей традиционную схему дворцовой мечети, налицо истолкование элементов этой схемы в духе индийского храмового зодчества, с характерным свободным расположением в пределах единой ограды ряда самостоятельных зданий. Величественный ансамбль мечети представляет собой в плане прямоугольник размером 180x145 м, ориентированный по странам света. Стены, образующие его, снаружи глухие, а внутри обведены колоннами портиков — с северной, восточной и южной стороны. Почти всю западную стену занимает ориентированное на запад здание мечети, несколько выступающее за наружный фасад стены. У середины северной стены стоят два мавзолея, из которых особым изяществом архитектуры отличается мавзолей Шейха Селима Чишти (1571).
Мечеть имеет два входа: в середине восточной и южной стены, причем главный вход — так называемый Буланд-Дарваза (Врата великолепия) — расположен с юга.
В величественном здании Буланд-Дарваза нашли свое наиболее яркое воплощение особенности монументальной архитектуры эпохи Акбара. Ворота были построены в 1602 г. на месте старых ворот, в ознаменование завоевания Гуджарата. Широкие каменные ступени образуют цоколь монументального портала, сложенного из красного песчаника, с отделкой из белого мрамора. Общая высота ворот над верхним уровнем платформы около 45 лг, ширина фасада 43 .и, а толщина 41 м; таким образом, в архитектуре ворот играют большую роль трехмерность массы и ее объемная тяжесть. Особенно это видно в приземистой части ворот, выходящей во двор мечети, составленной из двух прямоугольных уступов, оживленных лишь мотивом павильонов с куполами. Гораздо динамичнее наружный фасад ворот. Здесь стройность фасада подчеркнута венчающей ажурной галереей с миниатюрными куполами, а главный пространственный Эффект заключается в том, что фланкирующие центральный портал стены с их тремя ярусами арок поставлены под углом к нему, благодаря чему усиливается контраст между объемностью ворот и глубинностью входного айвана.

В более поздний период развития могольской архитектуры, относящийся преимущественно ко времени правления Шах Джехана, продолжается строительство монументальных зданий. К этому позднему периоду относятся соборная мечеть в Дели (1644—1658), считающаяся самой большой мечетью в мире, Жемчужная мечеть (1648—1655) там же, многочисленные дворцовые здания в Дели и Агре и знаменитый мавзолей Тадж-Махал.
В общем характере архитектуры этого времени намечается тенденция к отходу от монументального стиля времени Акбара и измельчанию архитектурных форм; заметно усиливается роль декоративного начала; преобладающим типом зданий становятся интимные дворцовые павильоны с изысканной, утонченной отделкой. Лишь в отдельных сооружениях — как. например, соборная мечеть в Дели и в особенности мавзолей Тадж-Махал — были созданы замечательные по четкости своих пропорций здания, в которых монументальность архитектурного образа дополняется изящным, но строгим по характеру декором. Характерным является более широкое употребление белого мрамора как строительного материала вместо песчаника, что помимо общего эффекта роскоши в обработке материала допускало большую ажурную тонкость декоративной отделки здания. Вместе с тем это нововведение было связано с некоторой сухостью архитектурного образа, несмотря на декоративное и узорчатое богатство украшений.

Появление новых тенденций ясно видно уже в архитектуре мавзолея Итимад уд-Даула в Агре (1622—1628) (илл. 143 6). В центре уютного парка, разбитого по традиционным правилам садово-паркового искусства, на скрещении его главных осей, на невысоком цоколе расположено беломраморное здание мавзолея. Архитектор построил его в стиле дворцового павильона, отказавшись от традиционных для надгробных памятников архитектурных форм. Квадратное в плане (23x23 м) одноэтажное здание, имеющее по углам четыре сходные с минаретами восьмигранные невысокие башни с купольными павильонами наверху, несет на себе небольшое прямоугольное строение с высокой крышей, в котором и помешена гробница сановника и его жены. Пропорции здания характеризуют легкость и изящество, что подчеркивается тонкой декоративной ажурной резьбой наружных стен.
Оформление интерьера еще более изысканно: ажурные мраморные решетки окон сочетаются с мраморными, инкрустированными многоцветными камнями орнаментальными панелями, к которым присоединяются и многокрасочные росписи. В целом создается впечатление радостного и безмятежного покоя. Во внутреннем оформлении, как во всем облике здания, господствует камерность, заменившая монументальную грандиозность гробниц Шер-шаха и Хумаюна.

Если в крепостных сооружениях этого времени сохраняется еще относительная строгость и торжественность, как, например, в Лахорских воротах Красного форта в Дели (1645 г.) , то в дворцовом городе в Дели поражают прежде всего исключительное богатство и бесконечное разнообразие декора, неисчерпаемость и изысканность его орнаментальных мотивов. Развивая уже установившиеся архитектурные формы, архитекторы и художники-декораторы создают все новые и новые сочетания, подавляя зрителя не столько величественностью архитектурного решения, сколько пышностью и богатством декора. Ясность архитектурных форм и членений растворяется в бесконечных переплетениях богатейшего растительного орнамента, в их утонченных каллиграфических контурах, в роскошных красках и переливающихся оттенках инкрустированного цветными камнями полированного мрамора, позолоты, в тончайшей сквозной каменной резьбе, сливающейся с причудливыми изгибами сложных фестончатых арок.

Лишь в величественном здании дворцовой соборной мечети (Джами-Масджид) в Дели рациональное архитектурное начало вновь вступает в свои права, правда, с налетом некоторой отвлеченности и сухости. Огромное здание Этой мечети, крупнейшей во всей Индии, стоит на десятиметровом квадратном цоколе (100 X 100 м) и доминирует над городом. Главный фасад с двумя высокими минаретами по его углам и с монументальной фестончатой аркой центрального портала, в свою очередь фланкированного двумя небольшими минаретами, при всей изысканности декора и четкости своих членений отличается некоторой графичностью общего облика. Графично и решение трех венчающих здание огромных беломраморных луковичных куполов, перетянутых вертикальными черными перехватами.

Фрагмент статьи О.С. Прокофьева, Искусство Индии. АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО 13—18 ВЕКОВ. "Всеобщая история искусств" том 2, часть 2, Москва, "Искусство", 1961 г.

Зарождение индийской цивилизации приходится на древние времена. За несколько тысячелетий культура самобытной Индии пережила разные периоды. Народ этой страны выражал в искусстве собственные представления о Вселенной. Архитектура в индийской культуре всегда находилась в тесном соседстве со скульптурой . Стены индийских храмов покрывались искусными каменными скульптурами, барельефами. В любом архитектурном произведении на первое место выдвигалась религиозная символика.

Архитектура древней Индии, пережила три основных периода, зависящих от религии, которая господствовала в стране:

  • древнебрахманский, который продолжался до 250 года до нашей эры и практически не оставил архитектурных памятников и сооружений;
  • буддийский, который продлился следующие тысячу лет, и закончился в 750 году нашей эры;
  • новобрахманский, который продолжался до завоевания Индии мусульманами – это начало восемнадцатого века.

В древней Индии большая часть зданий строилась из дерева, именно по этой причине они не сохранились до наших времен. Только в начале нашей эры индийцы в строительстве начали применять камень. Это оказало значительное влияние на религиозную индийскую архитектуру. Начали появляться храмы, пещерные комплексы, ступы – сооружения из камня для хранения священных реликвий.

Древние буддийские храмы

Храмы Карли и Аджанты - это самые впечатляющие пещерные комплексы, которые сохранились до наших времен. Часто вокруг буддийских храмов размещались кельи монахов. Насчитывается около тысячи храмовых пещер в Индии.

Знамениты индийские культовые сооружения, которые высеченные в скалах, например, Чайтья в Карли. Первые чайтьи появились еще в третьем веке до нашей эры во времена царствования Ашоки Маурьи. Это были храмы для молитв, вырубленные в виде длинного зала в скальном массиве. В зале располагались каменные колонны в два ряда, а в самом конце размещалась статуя Будды или ступа. Начиная с пятого века нашей эры, начали строить чайтьи отдельными зданиями. До нашего времени сохранилось только несколько пещерных сооружений. Чайтья в Карли возведена на скалистом склоне холма. В скале вырублено огромное подковообразное окно с целью освещения интерьера внутри пещеры. Внутри убранство Чайтьи в Карли слегка напоминает базилику. Главная пещера - это огромный зал сорока пяти метров в длину и четырнадцать метров в высоту, с колоннами, которые украшены скульптурами мужчин, женщин, львов, слонов, а также классической ступой в конце зала. В молельном же зале можно увидеть сводчатый потолок, а вход арочный.

Готовые работы на аналогичную тему

В пятом веке нашей эры построен также храм в Санчи со ступой. Индуистская ступа – это сооружение интересное с точки зрения архитектуры. С тех пор как индусы начали поклоняться Будде, возникла и потребность в хранилищах реликвий. Изначально строили очень простые холмообразные надгробья с ограждениями. В ограждении делали ворота с четырех сторон, ориентированные на четыре стороны света. Мемориальные ступы возводили в честь буддистских глубоко почитаемых святых. Со временем ступа стала монументальным кирпичным или каменным памятником. Она строилась в форме полусферы - символа миски Будды перевернутой вверх дном, которая святому служила для сбора милостыни. Ступу венчал небольшой павильон. Драгоценности помещали в специальную полость, а доступ к ней открывался только сверху. Постепенно усложняется изначально простая конструкция, появляются архитектурные и скульптурные украшения.

Рисунок 1. Ступа в Санчи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ступа в Санчи является одним из древнейших подобных сооружений. Ее высота около 24 метров, а диаметр у основания около 37 метров.

Новобрахманский период

В конце шестого века происходит активное смешение брахманских идей с буддийскими верованиями. В данный период пещерные храмы превращаются в надземные огромные башнеобразные сооружения. Распространяется новый тип храмов – пагода, имеющая вид двухэтажного дома или выше.

Архитекторы опирались на мистические теории, которые придумывали жрецы. Индусы искренне верили, что архитектор посещает небо во сне и вдохновляется прекрасными храмами, орудие для осуществления божественных замыслов.

Переход от пещерной архитектуры к башенной ярко представлен Кайласом в Эллуре. Это вытесанное в скале культовое сооружение имеет как внутреннее пространство, так и наружный объем.

Архитекторы в новобрахманский период предпочитали камень для возведения башнеобразных храмов и очень редко использовали кирпич. Главным сооружением храма данного периода служит одна высокая башня и несколько примыкающих к ней башен низких. При этом внутренне пространство храма достаточно небольшое, практически пещерного вида, а наружное поражает огромными размерами.

Мусульманская архитектура

Во времена распространения в Индии исламской религии в стране строятся архитектурные сооружения мусульманского типа, с порталами, куполами, высокими минаретами. Расцвет мусульманской архитектуры в Индии приходится на 16–17 века. Это время создания на территории Индии государства Великих Моголов. Крепости, мечети, мавзолеи, дворцы возводятся в стране в массовом порядке.

Архитектурный след в истории страны оставило правление Акбара. В период его правления было возведено много архитектурных ансамблей, в частности:

  • дворец Акбара;
  • крепость в Агре;
  • Лал-Кила в Дели.

В Индии в тот период здания строились из красного или темно-желтого камня-песчаника. А вместо скульптуры, которая запрещена в исламе, в декоре активно использовался орнамент и резьба по камню.

В 17 веке, во времена правления Шах-Джахана, в архитектурных сооружениях начали активно использовать мрамор, инкрустирование дорогими камнями. Знаменитый сказочный дворец, Тадж-Махал, был построен как мавзолей для жены этим правителем.

Рисунок 2. Тадж-Махал. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Архитектура древней Индии, преимущественно новобрахманского периода, получила широчайшее распространение в Камбодже, на островах Ява и Цейлон, Сиаме. Но при этом культовые сооружения этих стран значительно отличаются от индийских построек. В них можно проследить влияние индийской архитектуры, но не в такой уж выраженной форме. Это преимущественно вариации на индийскую тему.



Индия - страна противоположностей, не похожая ни на одну другую. В ней существует очень много разных религий, языков, верований и традиций. Поэтому неудивительно, что исторические места в Индии отражают все многообразие древних архитектурных стилей и культур. Приведем примеры некоторых удивительных исторических памятников Индии.

1. Хава Махал

Хава Махал.

Интерьер дворца примечателен длинными коридорами, а также тем, что в нем нет лестниц - этажи соединены специальными склонами. Целых 953 окон в Хава Махал были сделаны не случайно — они предназначались для женщин королевского гарема, которые никогда не появлялись на публике. Эти окна позволяли им наблюдать за жизнью людей, да и просто любоваться отличным видом на город.

2. Сотовая тюрьма

Сотовая тюрьма.

3. Ворота Индии

Ворота Индии - самая известная достопримечательность Мумбаи. Строительство этой арки в индо-сарацинском стиле архитектуре было начато в 1911 году, а завершено в 1924 году. Основной целью создания данного колоссального сооружения было ознаменование визита короля Георга V и королевы Марии, которые посетили Мумбаи в 1911 году.

Ворота Индии.

Ворота Индии имеют большое значение в плане того, что они являются прекрасным символом британской Индии и британского императора. Посетители также могут увидеть напротив арки статую Шиваджи — индийского короля-воина XVII века.

4. Чарминар

Чарминар.

На каждом угле здания расположены четыре изящных по форме 56-метровых минарета, соединенные двойным балконом. На верхний этаж Чарминара, который предназначен для молитв, ведет извилистая лестница из 149 ступеней. Также был построен чудесный подземный туннель, который соединяет Чарминар с Голкондой.

5. Пещеры Аджанты

Аджанта является самым популярным буддийским памятником в Индии, который расположен в Аурангабаде (штат Махараштра). 30 пещер в скалах данного буддистского храмово-монастырского пещерного комплекса были вырезаны еще во II веке до нашей эры. Из 30 пещер пять представляют собой залы со ступами, а остальные — помещения монастыря. Пещеры Аджанты также включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Пещеры Аджанты.

Древние картины, иллюстрирующие различные события из жизни Будды, и скульптуры являются главной достопримечательностью этих пещер. А местная наскальная резьба считается одной из самых редких в мире.

6. Ступа Санчи

Ступа Санчи (штат Мадхья-Прадеш) является старейшим каменным сооружением в Индии, а также одним из самых популярных буддийских памятников в стране. Она была построена в III веке до нашей эры по приказу императора Ашоки.

Ступа Санчи.

На главных четырех воротах в ступе Санчи изображены сцены из жизни Будды. Также в ней можно найти много резных фигурок и изображений Будды, покрытых лаком, сохранившимся еще со времен империи Маурьев.

7. Майсурский дворец

Майсурский дворец.

Майсурский дворец можно увидеть в южноиндийском городе Майсур (штат Карнатака). На самом деле он строился разными императорами в разное время. Это главная причина, по которой дворец может похвастаться различными архитектурными стилями — от индо-сарацинского до индуистского, мусульманского, раджпутского и готического.

В основном для строительства использовали серый гранит и розовый мрамор. Общественный дарбар (зал для аудиенций) и королевский свадебный зал внутри дворца сегодня стали главной достопримечательностью для посетителей. Что интересно, оружие и арсенал XIV века, используемые королевской семьей, также хранятся в этом дворце.

8. Кутб-Минар

Кутб-Минар - второй по высоте минарет в стране. Это объект всемирного наследия был построен в Дели. Его фундамент был заложен в 1192 году, а строительство заняло более 75 лет (при этом сменилось несколько правителей). Кутб-Минар также окружен множеством древних сооружений.

Кутб-Минар.

Этот древний исламский памятник высотой 72,6 метра сделан из красного песчаника и мрамора. Кутб-Минар состоит из 5 этажей, каждый из которых разделен красиво украшенными балконами. Также примечательна нижняя часть интерьера минарета, украшенная вычурной исламской резьбой.

9. Красный форт

Красный форт.

Красный форт, расположенный на площади 254 гектара, имеет восьмиугольную форму. Для его украшения использовали персидские, европейские и индийские произведения искусства, а также алмазы.

В каждый день независимости Индии с 1947 года премьер-министр страны поднимает национальный флаг у главных ворот Красного форта, после чего выступает с речью. Крепость стала крупнейшим памятником в Дели, который каждый год привлекает посетителей из разных уголков мира.

10. Тадж Махал

Одно из семи чудес света расположено в Агре (штат Уттар-Прадеш). Город Агра стал самым посещаемым иностранцами местом в Индии именно благодаря этому историческому памятнику любви. Белый мраморный мавзолей, который был построен императором Великих Моголов Шах-Джаханом в память о его третьей жене Мумтаз, был внесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Тадж Махал.

Строительство Тадж-Махала заняло 20 лет и началось в 1632 году. Над возведением мавзолея работало около 20000 человек, а для перевозки материалов использовали 1000 слонов. Архитектурный стиль Тадж-Махала сочетает в себе исламскую, персидскую, османскую, турецкую и индийскую архитектуру.

Четыре стороны Тадж-Махала совершенно идентичны, а самой потрясающей его особенностью является то, что мавзолей принимает разную окраску в разное время дня: розоватый оттенок утром, молочно-белый вечером и золотистый ночью. На его стенах также можно увидеть каллиграфически выведенные персидские стихи.

Читайте также: