История панамского канала кратко

Обновлено: 30.06.2024

Идея объединения двух океанов

После открытия Америки мореплавателей XVI века огорчала особенность материков, разделяющих Тихий и Атлантический океаны. Обидно, что из-за какого-то 50-километрового перешейка кораблям приходилось огибать Южную Америку, чтобы попасть в Северную со стороны Тихого океана.

Обходной путь занимал долгие месяцы, ведь кораблям предстояло пройти более 20 000 км. А за время пути с командой и грузом могло произойти различное бедствие. Пираты или шторма — что-нибудь из этих двух зол обязательно поджидало мореплавателей.

Открыл Панамский перешеек испанский исследователь Васко Нуньез де Бальбоа в 1513 году. В те годы человечество не имело опыта стройки протяжённых каналов. Серьёзное намерение соединить два океана отложили на долгие 366 лет. Оставалось сетовать на ландшафтную особенность материков и мечтать о водной перемычке.

Первое строительство Панамского канала

Инициатива покорить Панамский перешеек появилась у французов в 1879 году. В роли управляющего строительством выступил Фердинанд де Лессепс. Дипломат и юрист, известный по курированию работ над Суэцким каналом. Колумбийский конгресс не смог отказать великому Фердинанду, о котором тогда ходила слава громче, чем сейчас о Билле Гейтсе.

Династия Лессепсев многовековая и постоянно служила в окружении королей. Две ветви рода известны в России как Долгорукие и Голицыны.

Стало очевидным, что строительство Панамского канала по утверждённому проекту не удастся довести до конца. При этом силы природы меркли перед алчностью людей. Приближённые к рычагам бюджета методично разворовывали целевые деньги. Впоследствии выяснится, что 2/3 средств были похищены или розданы на взятки.

Вторая стройка

В 1903 году США отделила Панаму от Колумбии путём переворота. На руководящие посты независимого государства пришли свои люди. Они передали Америке права на безвозмездное пожизненное пользование землями вблизи канала. К стройке приступило Минобороны США.

10 октября 1913 года президент Америки Томас Вудро Вилсон с помощью кнопки телеграфа произвел последний символичный подрыв скальной породы прямо из Вашингтона. Событие носило церемониальный характер и проводилось в присутствии членов правительства. Это было официальное окончание стройки. Первый корабль под названием SS Ancon прошёл через Панамский канал 15 августа 1914 года.


Панамский канал не зря называют восьмым чудом света. Этот шедевр инженерной мысли – один из самых напряженных, протяженных и сложных в исполнении искуственных водных путей в мире. Да и вряд ли еще какое-либо инженерной сооружение на Земле имеет такую богатую и драматическую историю.

Панамский канал — судоходный канал, соединяющий Панамский залив Тихого океана с Карибским морем и Атлантическим океаном, расположен на Панамском перешейке на территории государства Панама.

Длина — 81,6 км, в том числе 65,2 км по суше и 16,4 км по дну Панамской и Лимонской бухт (для прохода судов к глубокой воде).

Строительство Панамского канала стало одним из крупнейших и сложнейших строительных проектов, осуществлённых человечеством. Панамский канал оказал неоценимое влияние на развитие судоходства и экономики в целом в Западном полушарии и на всей Земле, что обусловило его чрезвычайно высокое геополитическое значение.

Благодаря Панамскому каналу морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократился с 22,5 тыс. км до 9,5 тыс. км.


Панама была открыта в 1501 году испанским конквистадором Родриго де Бастидасом. Вместе с Бастидасом приплыл Васко Нуньес де Бальбоа — он был первым, кто пересек Панамский перешеек, потратив недели на путь к Тихому океану. В 1519 году Бальбоа был ложно обвинен в измене и казнен, но Панамский перешеек благодаря ему попал на географические карты. С тех пор идея соединения Атлантического и Тихого океанов водным путем, дабы не совершать полный опасностей долговременный переход вокруг Южной Америки, не покидала умы мореходов и торговцев.

В 1502 году Христофор Колумб основал в устье реки Белен селение Санта-Мария-де-Белен, вскоре разрушенное индейцами. В 1509 году испанцы основаликолонию на побережье Дарьенского залива. Десять лет спустя был заложен город Панама — нынешняя столица одноименного государства. Добытое золото, серебро, драгоценности испанцы везли по каменной дороге, названной Camino real — Королевский путь. От города Панама на тихоокеанском побережье сокровища переправлялись до Пуэрто-Бельо (Портобело) на атлантическом.

В 1529 году испанский офицер, выдающийся математик и географ по имени Альваро де Сааведра Серон предложил четыре варианта прорытия канала. Он умер, не успев ознакомить со своими проектами никого из власть предержащих, но через пять лет король Карл V Испанский лично приказал обследовать берега Панамы в поисках водного пути через Панамский перешеек. В 1550 году португальский моряк Антонио Гальвао опубликовал книгу с изложением четырех проектов, в основном совпадающих с проектами Сааведры. В начале XIX веке немецкий естествоиспытатель и путешественник Александр Гумбольдт предложил уже девять планов прорытия канала, в том числе через северную часть американского континента.


Была создана Всеобщая компания межокеанского канала, которую возглавил дипломат и предприниматель Фердинанд де Лессепс, строитель Суэцкого канала. После Суэца Лессепс стал национальным героем, он был избран членом Французской Академии наук и получил звание инженера, хотя не имел никакого технического образования.

Не известно, что сыграло роль — авторитет Лессепса, как главы строительства канала на Востоке, или его дипломатические способности, но колумбийское правительство дало согласие на строительство канала в Панаме.


1 января 1880 года в устье реки Рио-Гранде состоялась церемония закладки первого камня. Максимальное количество рабочих, задействованных на строительстве, составляло 19000 человек.ю работы велись с грандиозным размахом, но к 1885 году была осуществлена лишь одна десятая часть от намеченного. Основной причиной этого были непредусмотренные проектом технические сложности и тропический климат. Близость малярийных болот вызывала вспышки болезни у рабочих, живших в антисанитарных условиях. Люди сотнями гибли и от желтой лихорадки. Отсутствие своевременной медицинской помощи и необходимых лекарств приводило к гигантским жертвам среди строителей.


Лессепс решил основать акционерную компанию — прошлый раз эта идея оказалось удачной. Спустя три года после окончания строительства Суэцкого канала он начал приносить чистую прибыль, а перед национализацией в 1955 году компания выплатила акционерам 12,4 млрд. франков. Но в данном случае предприятие Лессепса окончилось полным провалом и стало трагедией для многих французов.

В 1876 году Лессепс приобрел проект инженера Ваза и концессию. На это ушло 10 млн. франков. В 1880 году был составлен отчет, согласно которому расходы оценивались в 843 млн. франков. Как выяснилось позднее, эта сумма была весьма занижена. 1 февраля 1881 года началось строительство Панамского канала. Он должен был пролегать на уровне моря, без шлюзов и плотин. Через перевал на стыке горных цепей Верагуа и Сан-Блас (87 метров над уровнем моря) следовало проложить туннель.

Материальные трудности начались практически сразу. Мало кто хотел вкладывать деньги в строительство канала где-то на другом конце света. Пришлось провести широкую рекламную кампанию, а для этого — выложить солидную сумму банкам и печати. Железную дорогу, пересекающуюся с трассой будущего канала, пришлось выкупить у американцев за сумму, втрое большую ее стоимости. За 1879-1889 годы расходы составили 1274 млн. франков. Между тем строительство едва продвинулось.

В конце 1887-го года под давлением молодого инженера Филиппа Бюно-Варильи Лессепс вынужден был согласиться на переход к шлюзовому каналу. По замыслу инженера самый высокий уровень канала должен был иметь 52 метра, и это обстоятельство влекло за собой необходимость пересмотра проекта. Для этого из Парижа был вызван инженер Александр Гюстав Эйфель, который как раз заканчивал строительство своей легендарной башни, чтобы он включился в работу и подготовил проект канала с использованием шлюзов. Но все усилия по реанимированию стремительно приходящих в упадок работ были тщетны, из-за отсутствия денег они были приостановлены на отметке 72 метра.

Панамская компания, чтобы удержаться на плаву, выпустила еще два обычных займа, не требовавших разрешения властей. Чтобы привлечь подписчиков, она сделала облигации особо привлекательными, подняв номинальную (так называемую купонную) процентную ставку до 10% годовых. Все дороже приходилось платить банкам, размещавшим облигации.

В апреле 1888 года палата депутатов одобрила заем, поддержанный сенатом и президентом, предельная сумма которого была увеличена до 720 млн. франков. Президент Теодор Рузвельт активно поддержал панамский проект, за что впоследствии его обвиняли в том, что государственные деньги не дошли до французских вкладчиков, а осели в карманах Моргана.
Теодор Рузвельт (в центре)

Ими была предпринята поездка по стране с речами о гарантии их честности. Но после отказа депутатов поддержать законопроект о льготном режиме погашения долгов — настал конец. Суд департамента Сена по гражданским делам 4 февраля 1889 года официально объявил о банкротстве и ликвидации Панамской компании и назначил ликвидатора.
На момент банкротства, после восьми лет строительства канала, работы были завершены только на две пятых. Панамская компания собрала за счет выпуска акций и облигаций 1,3 млрд. франков. Из них 104 млн. франков были выплачены банкам в качестве комиссионных, 250 млн. — в качестве процентов по облигациями и на их погашение. Компаниям-подрядчикам было выплачено 450 млн. франков, однако значительная часть работ по смете выполнена не была.

Были вскрыты многочисленные финансовые злоупотребления, в первую очередь – поголовная коррупция всех ветвей власти. Обвинения в получении взяток были выдвинуты против 510 депутатов парламента, бравших взятки не украдкой в конверте, а банковским чеком!

Скандал привел к падению трех правительств Франции. В нём оказались замешаны многие министры, включая будущего премьера Жоржа Клемансо и практически никто из них не был привлечен к ответственности.
На скамье подсудимых оказались старший и младший де Лессепсы, Гюстав Эйфель, несколько менеджеров компании и бывший министр общественных работ. В 1893 году они были приговорены к различным тюремным срокам (Эйфель — к двум годам и 20 тыс. франков штрафа), однако через четыре месяца эти приговоры были аннулированы кассационным судом, и фигуранты дела вышли на свободу.
Фердинан де Лессепс ввиду преклонного возраста и заслуг перед страной был избавлен от тюрьмы. Здоровью Лессепса, существенно подорванному за годы, проведенные в Панаме, в сложившейся ситуации был нанесен очень существенный урон. Он сошел с ума и умер в декабре 1894 года в возрасте 89 лет. Шарль дожил до 1923 года, успев увидеть Панамский канал в действии и узнать о том, что доброе имя его и его отца восстановлено…

Фердинан де Лессепс пережил и опьянение успеха — это Суэц, и горечь разочарований — это Панама. Когда ему удалось соединить два моря, государи и нации воздали ему почести, но после того, как он потерпел поражение, не совладав со скалами Кордильеров, он превратился в обыкновенного мошенника…

Как только страсти поутихли, выяснилось, что обманутые вкладчики могут спасти хоть часть своих денег лишь при условии, что строительство будет продолжено. В год смерти Лессепса, в 1894-м, во Франции была создана новая Компания Панамского канала, которая очень медленно, но продолжала строительные и изыскательные работы.
Американцы, купившие имущество новой Компании, не забыв печальный опыт своих предшественников, существенно откорректировали проект канала, выбрав вариант со шлюзами, сделали ставку не на частный капитал, а на государственное финансирование и хорошо отладили процедуру управления строительством. Пришли им на помощь и современные открытия в области медицины: к тому времени было установлено, что губителями французов — переносчиками желтой лихорадки и малярии являлись москиты и комары, поэтому на территории были предприняты беспрецедентные усилия по уничтожению коварных насекомых. Серьезные санитарно-гигиенические меры принимались и в течение всего строительства канала. Однако и в этом случае не обошлось без человеческих жертв — в ходе второго этапа строительства Панамского канала погибло 5600 человек, участвовало же в нем 70 тыс. рабочих. Строительство было трудоемким и длилось десять лет. Согласно официальным сведениям, стройка века обошлась американцам в 380 миллионов долларов.

Был ли действительно виновен в мошенничестве Фердинан де Лессепс, или же этот пожилой человек просто оказался жертвой самообмана и стал пешкой в чужой нечистоплотной игре, теперь наверное, не установить. Методы, которые использовались при строительстве канала, смело можно назвать мошенническими. Чрезмерно заниженная стоимость проекта и сроки его исполнения изначально вводили инвесторов в заблуждение. Этому же способствовала активная рекламная компания, расхваливавшая оптимистические прогнозы, но которая постоянно замалчивала сложности.

Несмотря на это, общественное мнение и пресса не одобряли суровость приговора…


К 1888 году на строительство канала было истрачено почти в 2 раза больше средств, чем предполагалось, а выполнена была только треть работ. Компания обанкротилась, что повлекло за собой разорение тысяч мелких владельцев акций.

Условия, на которых компания проводила работы на колумбийской территории, не удовлетворяли Соединённые Штаты, и ими был разработан новый договор, по которому вся полоса земли шириной в 10 миль, по которой проходил канал, изымалась из-под суверенитета республики Колумбии. Города Колон и Панама объявлялись свободными портами. Охрана канала возлагалась на правительство республики Колумбии. Правительство Соединённых Штатов обязывалось единовременно выплатить правительству республики Колумбии жалкую сумму в 10 миллионов долларов и затем ежегодно выплачивать небольшую денежную компенсацию в 250 тысяч долларов.

Этот договор уже 18 марта 1903 года, через месяц после приобретения прав на канал, был подписан обоими правительствами и представлен на ратификацию их сенатам.


Вновь образованная республика Панама, включающая 84 тысячи квадратных километра, в том числе и зону прохождения будущего канала, объявила себя независимой от Колумбии, и во главе её стали проамериканские прожжённые дельцы, купленные на американские доллары.

Республика Колумбия не рискнула на войну с Соединёнными Штатами и была вынуждена признать своё поражение. Постройка канала была возобновлена и продолжалась Соединёнными Штатами.


Кулебрская выемка


Отвалообразователь явился ещё одним американским изобретением. Он представлял собой дрезину, работающую на сжатом воздухе, по обоим бокам у неё были своего рода крылья, которые можно было опускать или поднимать. Будучи опущенными, они накрывали по несколько метров по сторонам рельсового пути. Двигаясь вперёд, отвалообразователь толкал и разравнивал материал, оставленный разгручиком. Подобно ему же, отвалообразователь выполнял за раз работу пяти-шести тысяч простых рабочих.

Ещё одна машина, путепередвигатель, была изобретена американцем Вильямом Бьердом (William G. Bierd), генеральным менеджером Панамских Железных Дорог с сентября 1905-го по октябрь 1907-го. Массивная краноподобная машина поднимала целую секцию дороги – рельсы и шпалы – и переставляла её в другом направлении, максимально на два с лишним метра за раз. Польза его была особенно велика от того, что пути требовалось постоянно сдвигать сообразно ходу работ. Однажды, потребовав для своего управления дюжину человек, за день такая машина перенесла свыше километра пути, что в противном случае потребовало бы труда более шести сотен рабочих.

Полученный грунт также был использован для засыпки двух квадратных километров Тихого океана, дабы создать место для постройки города Бальбоа и военного форта Амадор. Миллионы кубометров также ушли на сооружение больших насыпей в джунглях. Самая большая из них, Табернилла (Tabernilla), содержала в себе свыше десяти миллионов кубометров. Другими значимыми насыпями оказались Гатунская плотина и Мирафлорес.

Гатунская плотина, на атлантической стороне, явилась во время своего строительства самой большой дамбой на Земле, а получившееся Гатунское озеро самым большим искусственным водоёмом на планете. Ныне же Гатунское озеро не входит даже в тридцатку подобных озёр. Две дамбы подобного значения были построены на тихоокеанской стороне – водослив Мирафлорес (Miraflores Spillway) и, уже в тридцатые годы, плотины Мадден (Madden Dam) выше по реке Чагрес. По завершению Гатунской плотины долина реки Чагрес между Гамбоа и Гатуном как раз и превратилась в Гатунское озеро. Окончание же Кулебрской выемки расширило это озеро через Континентальный Раздел до шлюзов Педро-Мигель (Pedro Miguel Locks).

Земляные оползни по берегам Кулебрской выемки служили источником постоянных проблем для инженеров. Первый такой оползень при американцах произошёл возле Кукарачи 4-го октября 1907-го года, когда сотни кубометров обрушились в Выемку после нескольких дней сильного дождя. В течение десяти дней оползень двигался со скоростью четырёх с лишним метров за сутки. По сей день Кукарача остаётся оползнеопасной зоной.



Первое судно по нитке канала прошло 15 августа 1914 года. Официальное открытие канала состоялось лишь 12 июня 1920 года.




Вопрос принадлежности канала поднимался многократно. Многие, в первую очередь, представители США, были против передачи канала Панаме, поскольку считали, что подобные действия могут привести только к упадку системы обеспечения грузоперевозок, так как панамцы попросту не сумеют управлять каналом.

Строительство канала начали французские компании, но им не удалось закончить проект по причине банкротства. Начатое строительство купили США, которые и заключили в 1903 году договор о передаче канала в вечное пользование. Кроме получения канала и земли вокруг в полное ведение, по этому договору США предоставлялось право на размещение своих войск в любое время в любом районе Панамы и, вообще, разрешалось чувствовать себя как дома. Цена договора составила 10 млн. долларов плюс ежегодная арендная плата в размере 250 тысяч долларов.


Интересный факт в истории Панамы. Как известно, Панама долгое время была колонией Испании, а с 1821 года вошла в состав федеративной Колумбии. Борьба за независимость здесь продолжалась на протяжении всей истории Панамы, где время от времени вспыхивали восстания и движения за свободу от Колумбии. Но, как ни странно, именно США помогли Панаме получить независимость. Конечно, намерения США были далеки от благородства, главной их целью был все-таки Панамский канал, и вот почему. Для подписания договора о передаче прав на канал необходимо было согласие как минимум двух сторон.

В то же время в Панаме к началу 20 века обострились сепаратистские настроения, что шло как раз на руку США. Но определенную угрозу несли с собой войска Колумбии, власти которой не хотели просто так отказываться от Панамы. Вот поэтому с целью обеспечения безопасности, да и вообще, самого факта заключения договора, США и заплатили Колумбии за независимость Панамы 25 миллионов долларов.

Дальнейшую историю канала, Панамы и всего, что вокруг этого витало я вам расскажу в следующем посте про современный Панамский канал.


Панамский канал не зря называют восьмым чудом света. Этот шедевр инженерной мысли – один из самых напряженных, протяженных и сложных в исполнении искуственных водных путей в мире. Да и вряд ли еще какое-либо инженерной сооружение на Земле имеет такую богатую и драматическую историю.

Vasco-nunez-de-balboa2

Первым европейцем, пересекшим Панамский перешеек по суше был испанец Васко Нуньес де Бальбоа, бывший плантатор, владелец свиных загонов на острове Эспаньола, который вынужден был бежать от многочисленных кредиторов. В 1513 году, с отрядом из 180 солдат, 600 индейцев-носильщиков и в сопровождении своры свирепых псов он прошел через джунгли, кишащие племенами, не брезговавшими людоедством, и, поднявшись на высокий гребень горы на Северо-Западном побережье Золотой Кастилии, увидел перед собой величественную гладь Южного моря. Так тогда называли Тихий океан.

В 1519 году Бальбоа был ложно обвинен в измене и казнен, но Панамский перешеек благодаря ему попал на географические карты. С тех пор идея соединения Атлантического и Тихого океанов водным путем, дабы не совершать полный опасностей долговременный переход вокруг Южной Америки, не покидала умы мореходов и торговцев.

Но лишь в XIX веке этот проект стал приобретать реальные очертания. Надо сказать, что Панама пользовалась дурной славой у европейцев и американцев из-за плохого климата, изнуряющей тропической жары, непроходимых джунглей, кишащих хищниками и дикарями и беспорядочного нагромождения горных массивов. В 1835 году полковник американской армии Чарльз Биддл отправился в экспедицию в Панаму, чтобы оценить возможность строительства водного пути через перешеек. Через четыре дня пребывания в джунглях, полковник сделал вывод, что строительство канала не только приведет к неисчислимым жертвам, но и в принципе невозможно из-за гористой местности и множества опасностей, подстерегающих здесь человека.

panama_canal01

Однако в 1876 году Французское географическое Общество, вдохновленное успешным сооружением Суэцкого канала, бывшего на тот момент самым сложным искусственным водным путем в мире, предложило создать акционерную компанию, которая называлась Всеобщая компания межокеанского канала. Председателем был избран Фердинанд Лессепс, инженер, спроектировавший и построивший Суэцкий канал. Общество направило в Панаму экспедицию, возгляавляемую лейтенантом республиканского флота Люсьеном Вайсом, чтобы оценить возможность и перспективы строительства канала и выбрать наиболее оптимальный путь. Вайс пришел к выводу, что канал надо строить не через горный хребет Сан-Блас, а от города Лайман-Бэй до Панама-Сити, то есть практически на уровне моря. С этим проектом Вайс направился к колумбийскому правительству и 20 марта 1878 года был подписан договор, по которому Франция получала на 99 лет права на постройку канала и контроль над перешейком. По истечении 99 лет все права должны были быть переданы Колумбии без всяких компенсаций. В 1879 году вновь организованное акционерное общество, председателем которого стал Леспесс, выкупило у прежней компании все права и начало активную торговлю акциями. Потенциальным акционерам расписывались фантастические перспективы, рекламная компания была одной из самых мощных и агрессивных компаний того времени. Сотни тысяч людей вложили в акции не только свободные средства, но и последние сбережения.

Panama_Canal_under_construction,_1907

1 января 1880 года в устье реки Рио-Гранде состоялась церемония закладки первого камня. Максимальное количество рабочих, задействованных на строительстве, составляло 19000 человек.ю работы велись с грандиозным размахом, но к 1885 году была осуществлена лишь одна десятая часть от намеченного. Основной причиной этого были непредусмотренные проектом технические сложности и тропический климат. Близость малярийных болот вызывала вспышки болезни у рабочих, живших в антисанитарных условиях. Люди сотнями гибли и от желтой лихорадки. Отсутствие своевременной медицинской помощи и необходимых лекарств приводило к гигантским жертвам среди строителей.

Все эти события привели к тому, что в 1889 Компанию решено было распустить. А полностью проект был остановлен лишь в 1894 году, тогда же Фердинанд Лесспес и его сын, фактически курировавший проведение работ, а так же знаменитый создатель Эйфелевой башни Александр Густав Эйфель были обвинены в крупномасштабном мошенничестве, бездарном управлении компанией и неправильном расходовании средств и приговорены к различным срокам тюремного заключения и штрафам. Фердинанд Лесспес не пережил разочарования сошел с ума и умер в возрасте 89 лет в декабре 1894 года. Его сын Шарль дожил до 1923 года, увидел завершение строительства Панамского канала и реабилитацию доброго имени своего отца.

В 1903 году работы возобновились, а 1905 американцы узнали, что такое желтая лихорадка. Однако на этот раз руководство строительством не позволило людям умирать сотнями. Были проведенны исследования, приглашены лучшие медики и биологи того времени, которые выяснили, что виновниками эпидемии являются не ядовитые миазмы болот, как считалось ранее, а вполне реальные насекомые – москиты. Им была объявлена беспощадная война. 190 тысяч литров керосина в месяц тратилось на обработку жилья, 300 тонн серы, 1200 сосудов для выкуривания и несметное количество метел. Были приняты беспрецедентные по тем временам санитарные меры, и уже через несколько месяцев желтая смерть отступила.

canal

В 1907 году вместо первоначального плана строительства канала на уровне моря было принято решение перейти к шлюзовому варианту. Строительство канала было закончено в 1914 году. Общая стоимость работ составила 639 миллионов долларов. Было удалено 200 миллионов кубических метров земли. Общая протяженность канала – 81,6 км. В долине реки Чагрес создано искусственное озеро Гатун, вода из которого берется для заполнения шлюзов. Минимальная высота канала над уровнем моря – 83 метра. Минимальная ширина по дну – 150 метров. Глубина шлюзов – 12,5 метра. Панамский канал имеет шесть ступеней парных шлюзов с размером камер 305х33,5 метра. Среднее время прохождения судов через канал 7-8 часов, минимальное – 4 часа. Средняя пропускная способность – 36 судов в сутки, максимальная /при использовании двух линий шлюзов/ - 48. Через шлюзы не могут проходить суда водоизмещением более 40000 тонн.

Медведь похитил птичью кормушку

Кто отказался от покупателей из России: полный список компаний

Кто отказался от покупателей из России: полный список компаний

События на Украине 3 марта. Прямая трансляция / Пост обновляется

События на Украине 3 марта. Прямая трансляция / Пост обновляется

Очень талантливый друг человека


"Меняю iPhone на Mercedes": как россияне на фоне растущих цен пытаются продать технику б/у

Для русских женщин нет ничего невозможного

Совершенство и правда существует и часто проявляется в мелочах

Совершенство и правда существует и часто проявляется в мелочах

Saab 96 — День рождения автолегенды

Tovarna avtomobilov Maribor — Югославские грузовики и автобусы

Tovarna avtomobilov Maribor — Югославские грузовики и автобусы

Дикие эксперименты по воскрешению людей

Западные звёзды, которых увидели советские граждане после падения железного занавеса

Бумажные журавлики и тонны гуманитарной помощи: как добровольцы помогают беженцам

Бумажные журавлики и тонны гуманитарной помощи: как добровольцы помогают беженцам

Поход к алтарю с папой и отчимом

2-летняя малышка чуть не утонула в бассейне, когда ее отец отвернулся

2-летняя малышка чуть не утонула в бассейне, когда ее отец отвернулся

Поучительная история об опасностях удаленки

Российские паралимпийцы не будут выступать на Играх в Пекине

Российские паралимпийцы не будут выступать на Играх в Пекине

Ловкий трюк со стаканом

Изобретатели придумали способ, как сэкономить расход топлива самолетам и сберечь природу

Изобретатели придумали способ, как сэкономить расход топлива самолетам и сберечь природу

17 фото, которые показывают, насколько же сильно всё вокруг нас меняется со временем

17 фото, которые показывают, насколько же сильно всё вокруг нас меняется со временем

Почти удержала ворота

Тайны династии Добронравовых: как дворник стал народным артистом и снял в кино всю семью

Тайны династии Добронравовых: как дворник стал народным артистом и снял в кино всю семью

Автомобиль мечты Explorer 1954 года — самый редкий в мире Plymouth

Автомобиль мечты Explorer 1954 года — самый редкий в мире Plymouth

В последний раз: 20 исторических фото, после которых все закончилось

В последний раз: 20 исторических фото, после которых все закончилось

Отец с дочерью воссоздают культовые сцены из фильмов

Отец с дочерью воссоздают культовые сцены из фильмов

Британец принял роды у жены на обочине дороги

Женщина украла с заправки бензин, чтобы поджечь соседей вместе с домом

Женщина украла с заправки бензин, чтобы поджечь соседей вместе с домом


"Жена сказала, что я дебил": убойные отзывы покупателей

15 любопытных фотографий различных редкостей

Образец тюнинга 80-х: Mercedes-Benz 450 SL Koenig Specials с широким кузовом

Образец тюнинга 80-х: Mercedes-Benz 450 SL Koenig Specials с широким кузовом

Брэд Питт будет судиться с Анджелиной Джоли из-за русского алкомагната

Брэд Питт будет судиться с Анджелиной Джоли из-за русского алкомагната

10 странных гаджетов, которые вы вряд ли бы купили

Недавние учения китайских десантников

Парень колесит по Америке с собакой, и зарабатывает в дороге

Парень колесит по Америке с собакой, и зарабатывает в дороге

Коллективный вой: чем обусловлена такая реакция в собачьей компании?

Коллективный вой: чем обусловлена такая реакция в собачьей компании?

13 актеров, которые не вернутся в фильмы Marvel, и 18, готовых играть в них вечно

13 актеров, которые не вернутся в фильмы Marvel, и 18, готовых играть в них вечно

Мужчина украл смартфон из машины скорой помощи

Туристы приезжают в лес к Винни-Пуху, а встречают лишь совокупляющиеся парочки

Туристы приезжают в лес к Винни-Пуху, а встречают лишь совокупляющиеся парочки

Милое фото: птенец с мамой-куклой

14 неожиданных находок в старых домах, которые стали настоящим сюрпризом для владельцев

14 неожиданных находок в старых домах, которые стали настоящим сюрпризом для владельцев


"Знаете что, господа хорошие из Apple. ": депутат Госдумы представила российский смартфон AYYA T1

Обнять и плакать: худшие восковые фигуры знаменитостей

Обнять и плакать: худшие восковые фигуры знаменитостей

Дерзкая попытка ограбления водителя в Чили

Да им цены нет: 25 замечательных вещиц, найденных на распродажах

Да им цены нет: 25 замечательных вещиц, найденных на распродажах

Киберпанк на пороге: учёные научились управлять плотоядными растениями

Киберпанк на пороге: учёные научились управлять плотоядными растениями

Подземная электростанция, которую построили немцы в годы войны

Подземная электростанция, которую построили немцы в годы войны

Супруги из США разбогатели, сходив в любимый ресторан

Супруги из США разбогатели, сходив в любимый ресторан

Как не стоит воспитывать детей: истории из интернета

В Гатчине сожгут чучело Масленицы выстрелом из танка

В Гатчине сожгут чучело Масленицы выстрелом из танка

Трагическая история, которую скрывает женский вокал в одной из самых знаменитых песен «Роллинг.

20+ трогательных фото животных, которых спасли от трудной судьбы

20+ трогательных фото животных, которых спасли от трудной судьбы

Разбор ситуации с западным бизнесом: ну и куда они без нас денутся?

Разбор ситуации с западным бизнесом: ну и куда они без нас денутся?

Читайте также: