Вторая жизнь песни это кратко

Обновлено: 05.07.2024

К песне, как к живительному роднику творчества, новых идей и вдохновения обращались композиторы разных поколений. Включая любимые народом напевы в свои крупные инструментальные сочинения, композиторы давали им вторую жизнь, по-своему интерпретируя ранее созданные мелодии.

Вот как звучит "Камаринская" в исполнени народных инструментов (оригинал). В "Детском альбоме" эта мелодия звучит по-детски непосредственно, игриво и легко. Но главное, композитор сохранил задор плясового наигрыша. А повторяющиеся ритмические фигурации напоминают бряцание балалайки.

Теперь послушайте украинскую народную веснянку "Выйди, выйди, Иванку". Обратите внимание на её напевность, неторопливость, мягкость звучания. Совсем по-другому эта мелодия предстаёт перед слушателями в финале (последней части) концерта для фортепиано с оркестром №1. Здесь тема веснянки звучит ритмично, отрывисто, бойко. И мы как будто погружаемся в водоворот звона капели, журчания ручьёв, слышим гомон птиц и ощущаем тёплое дуновение весеннего ветра. Так композитор окутывает нас радостью по поводу прихода весны.

Вспомним, что концерт – это 3-х или 4-х-частное произведение для солирующего инструмента и симфонического оркестра.


Романс "Жаворонок" - один из самых известных романсов Глинки.

ЖАВОРОНОК муз.М.Глинки, сл.Н.Кукольника

Между небом и землёй песня раздаётся.

Неисходною струёй громче, громче льётся.

Не видать певца полей, где поёт так громко

Над подруженькой своей жаворонок звонкий.

Ветер песенку несёт, а кому - не знает.

Та, кому, она поймёт, от кого – узнает.

Лейся песенка моя, песнь надежды сладкой.

Кто-то вспомнит про меня и вздохнёт украдкой.

В Фантазии Балакирева музыка Глинки превратилась в настоящую пьесу-картинку, в которой не только слышна песня жаворонка, но и явственно представляется, как он взмывает в небо и парит над полем, как вьётся и кружит в светлом голубом пространстве, радуясь весне и жизни.

Вопросы и задания:

1. Что значит "вторая жизнь песни"?

2. Почему композиторы используют в своём творчестве ранее созданные народные или авторские мелодии?

3. Приведи примеры таких сочинений, где обработаны кем-то ранее созданные мелодии.

4. Выполни в тетради описание пьесы Балакирева "Жаворонок" (сколько раз повторяется главная мелодия; как звучала в начале; что изменилось во втором проведении; какие новые краски появились в заключительном разделе; что в целом изобразил композитор)

Цель : Углубление представлений учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни.

Задачи урока:

· Осмысление народных истоков профессиональной музыки;

· Знакомство с современной интерпретацией классической музыки;

· Формирование интереса к различным направлениям музыкального искусства;

· Умение строить высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей.

ВложениеРазмер
tekst_5_urok_5_klass.doc 53.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Цель : Углубление представлений учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни.

  • Осмысление народных истоков профессиональной музыки;
  • Знакомство с современной интерпретацией классической музыки;
  • Формирование интереса к различным направлениям музыкального искусства;
  • Умение строить высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Вид урока: расширение и усвоение новых знаний.

Планируемые результаты изучения: Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.

Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, аккордеон.

II. Основная часть.

1. Актуализация знаний

Повторить основные моменты предыдущего урока, с творчеством каких композиторов мы знакомились? Дать определения: песня без слов, баркарола,

Песни без слов – это небольшое инструментальное произведение лирического характера. Баркарола - песня на воде.

Только в XVIII веке впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Поэты и писатели обращались к народной песне, как источнику русской поэзии, русского литературного языка.

А как вы думаете, могут ли композиторы использовать народную музыку в своем творчестве?

Со вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями. Подсказывает сюжеты и темы. Особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались и обращаются композиторы, подобно тому, как писатели и поэты пользуются богатствами народной речи.

Но помимо простых обработок, когда песня остаётся песней, независимо от того сохранена она как вокальное сочинение, или изложена для какого – либо инструмента или оркестра, мы с вами знаем и более сложные типы обработок. Давайте вспомним, как называется музыкальная форма, когда звучит тема с изменениями?

Ответы детей: Музыкальная форма, в которой звучит тема с изменениями, называется вариации.

2. Формулирование темы урока.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Ответы детей: Мы будем говорить о связи народной песни с композиторской.

- Исходя из темы, определите цель нашего урока.

Ответы детей: Познакомиться с творчеством композиторов в основу которых положены мелодии народных песен.

- А теперь давайте составим план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?

  • Послушать произведения П. Чайковского;
  • Выяснить какие народные песни он использовал в этих произведениях;

К народной песне обращались композиторы разных поколений. Включая народные напевы в свои крупные инструментальные произведения, композиторы давали им вторую жизнь.

Давайте послушаем песню, разберем характер и вспомним отличительные черты народной от композиторской.

Задание 1, 2. Послушать произведения П. Чайковского.

- А какие еще произведения Чайковского вы знаете, где он использовал народные песни?

- Давайте послушаем знакомое вам произведение, вспомним, как оно называется, и какую народную песню он использовал?

Охарактеризуйте это произведение.

Послушайте еще одно произведение композитора, вспомните, как оно называется и тему какой песни он использовал в этом произведении?

- Как развивается мелодия этой песни в симфонической музыке?

- Какой вывод можно сделать?

- Песням композитор дал вторую жизнь.

Беседа по характеру.

Какой можно сделать вывод?

Вывод: Народная песня помогла создать картину народного праздника.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки в 5 классе, в котором углубляются знания учащихся об использовании русского фольклора в творчестве русских композиторов.

Конспект урока музыки в 5 классе

Цель урока: углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной музыки.

Задачи: 1. Расширить знания учащихся об использовании народной музыки в творчестве композиторов.

2. Способствовать развитию активизации образного мышления.

3. Воспитывать чувства прекрасного, уважения к культуре своего народа.

4. Развивать вокально-хоровые навыки учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: расширение и усвоение новых знаний.

Понятия: аранжировка, обработка, переложение.

Приветствие учащихся.

-Здравствуйте ребята. Садитесь.

Проверка знаний пройденного материала

(викторина в программе Learning Apps)

- Давайте начнём наш урок с викторины, в ходе которой вспомним некоторые понятия, музыкальные термины вокальной музыки.

Вступительная беседа (подведение к изучению нового материала)

- Наш сегодняшний урок тоже будет связан с вокальной музыкой и в частности с песнями. Песнями, авторами которых является русский народ.

4. Формулирование темы урока.

- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (ответы детей)

(дети записывают тему в тетрадь)

- Определите цель урока (ответы детей)

- Углубить ваши знания о музыке, основанной на использовании народной музыки.

5. Актуализация знаний.

- Как вы думаете, что подразумевал Глинка, говоря такие слова? (ответы детей)

- Да, Глинка считал, что главная композиторская роль принадлежит народу.

- Многие русские композиторы, такие как Чайковский, Римский-Корсаков, Лядов и другие обращались в своём творчестве к народным мотивам, героям, образам. И сегодня мы узнаем, каким же образом композиторы использовали русское народное музыкальное творчество в своих произведениях.

- Ребята, скажите мне, в данном произведении слышен русский народный колорит? (ответы детей)

- Ребята, что изменилось в звучании произведения? (ответы детей)

- Правильно. Изменился исполнитель. Когда композитор сочиняет произведение для определённого исполнителя, а потом это же произведение хотят исполнить другие, тогда делается ПЕРЕЛОЖЕНИЕ произведения.

Переложение может делать как сам автор, так и другой композитор или исполнитель. Итак, давайте запишем в тетрадь, что такое переложение.

(запись в тетрадь – Переложение – обработка музыкального произведения для иного по сравнению с оригиналом состава исполнителей.)

- Сейчас мы послушаем фрагмент финала симфонии №4 П.И.Чайковского. В данной симфонии композитор использовал мотив русской народной песни, немного её изменив.

(Слушание – П.И.Чайковский Симфония №4 финал, фрагмент-6 минут)

- Мотив какой народной песни вы услышали? (ответы детей)

- Вот такой способ использования песни называется ОБРАБОТКА, т.е. композитор обрабатывает мелодию, изменяя её, но при этом она остаётся узнаваемой.

- Давайте запишем в тетрадь, что такое обработка.

(запись в тетрадь: обработка – изменение музыки с целью её усовершенствования )

6. Вокальная работа.

- Какая эта песня по характеру? Какое настроение она вам подарила? (ответы детей)

7. Рефлексия.

- Давайте подведём итог нашего урока. Какие новые слова вы сегодня узнали?

- Как вы считаете, нужно ли использовать народную музыку для появления новых музыкальных произведений?

- Что на уроке вам больше всего понравилось?

8. Выставление оценок.

- Оценки за активную работу на уроке получают….

9. Домашнее задание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества.

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература). Композитор – поэт – художник; родство музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств.

Музыкальный материал урока:

П. И. Чайковский Симфония № 4, финал (аудио и видеозапись)

Дополнительный материал урока:

Словарь эмоциональных характеристик.

Словарь музыкальных терминов.

Углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки, познакомить с новыми музыкальными терминами: композиторская интерпретация, аранжировка.

Урок усвоения новых знаний.

Задачи урока

Углубить знания учащихся о творчестве П.И.Чайковского, Э. Грига.

Способствовать развитию интереса к русской музыке

Познакомить с терминами аранжировка, интерпретация

Способствовать развитию художественно-образного и ассоциативного мышления учащихся.

Способствовать развитию исследовательских компетентностей учащихся.

Способствовать формированию художественного вкуса на примере общения с высокохудожественными произведениями.

Планируемые результаты (предметные)

Знать понятия композиторская интерпретация, аранжировка.

Знать характерные черты, основные жанры русской музыки.

Четко определять виды оркестров (симфонический, эстрадный).

Высказывать свое мнение о значении литературы для музыки.

Расширение музыкального и общего культурного кругозора.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Развитие эмоционального восприятия произведения.

Познавательные:

Развитие умения глубже понимать смысл произведения.

Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.

Учатся выделять специальную информацию из нотного текста.

Формирование умения излагать свою точку зрения.

Коммуникативные:

Участвуют в коллективной испол­нительской деятельности.

Учатся строить понятные аргументированные высказывания.

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Регулятивные:

Учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Учатся воспринимать музыку как образное искусство.

Развитие умения осмысливать полученную информацию.

Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность

Основные понятия

Песня, симфония, композиторская интерпретация, аранжировка.

Виды музыкальной деятельности используемые на уроке

Восприятие музыки с последующим анализом:

П.И.Чайковский фрагмент финала Симфонии №4,

Методы музыкального образования используемые на уроке.

метод размышления о музыке;

перспективы и ретроспективы;

метод эмоциональной драматургии;

метод создания художественного контекста;

метод художественного, нравственно-эстетического постижения музыки;

метод интонационно-стилевого постижения музыки.

Формы работы

Беседа, проблемная ситуация, слушание музыки, хоровое пение, работа с учебником, со словарем музыкальных терминов, эмоциональным словарем.

Организация пространства

Работа фронтальная, групповая.

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация начала урока

Я прошу вас проверить, как организованно ваше рабочее место.

Учитель настраивает учащихся на позитивный лад.

Выполняют требование учителя

Видеоряд, содержащий в себе информационное начало. Готовит учащихся к обсуждению увиденного и услышанного. (музыкальное сопровождение видеоряда на выбор учителя)

Создает определенный эмоциональный настрой. Пробуждает любопытство.

Включение учащихся в активную деятельность.

Актуализация опорных знаний учащихся по предмету

Проанализируйте, звуковой видеоряд:

А какой из этих жанров самый простой? (Песня.)

Что мы уже с вами знаем о песне?

Активизация мыслительных операций (анализ, обобщение,) и познавательных процессов(внимание, память).

Коллективное обсуждение видеоряда

Вспоминают и перечисляют музыкальные жанры связанные с литературой, (т.е.вокальные жанры)

Обобщают знания о жанре песня, (опираясь на ранее изученный материал).

Введение в тему урока

А как вы думаете может ли песня прожить несколько жизней? А каким образом?

Сформулируйте тему нашего урока

Существует ли вторая жизнь песни в музыкальных произведениях?

Формирует диалоговые формы работы и потребность поделиться своими знаниями.

Формулирует вопрос, на который в процессе урока дети получают ответ.

Организует беседу, выявляющую знания учащихся.

Определяют тему урока под руководством учителя.

Совместно с педагогом формулируют вопрос.

высказывают свое мнение.

В 18 веке впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Крупнейшие поэты и писатели обращались к народной песне как источнику русской поэзии, русского литературного языка. Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: в опере, симфонии, концерте.

Предоставляет краткую информацию о связи народной и композиторской музыки

Выявление связей народной и композиторской музыки

Действительно, связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт и борьбу русского народа за свободу, его думы и чаянья, глубоки и многосторонни.

Зачитывают высказывание С.В. Рахманинова.

Сегодня на уроке мы еще раз окунёмся в мир музыки замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского, и на примере его музыкальных произведений попытаемся убедиться действительно ли существует связь между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством?

Давайте вспомним, что мы знаем об этом композиторе?

Великий русский композитор;

Его музыку слушают во всем мире;

Он писал много музыки для детей и о природе.

А также писал оперы, симфонии, балеты.

Активизация знаний о композиторе

Высказывают свое мнение.

Определяют специфику деятельности композитора.

Получают новую познавательную информацию о композиторе Чайковском.

Определяют характерные черты му­зыкального творчества композитора.

А что такое симфония?

Где можно услышать симфонию?

Кто исполняет симфонию?

Активизация знаний о симфонии.

Выделять существенную информацию о понятии, затем сравнивают с информацией представленной учителем на слайде

Открытие нового знания

Давайте послушаем небольшой фрагмент финала Симфонии №4 П.И.Чайковского в исполнении Государственного симфонического оркестра.

И ответим, какая песня дала жизнь этой симфонии?

Организует прослушивание аудиозаписи.

Слушают фрагмент финала Симфонии №4.

Отвечают на поставленный вопрос.

Итак, какая песня дала жизнь симфонии?

Давайте вспомним её пропоем первый куплет, в характере хороводной песни.

Организует работу с учебником.

Перечисляют жанры народной песни.

Вспоминают какой жанр в каком характере исполняется (опираясь на ранее изученный материал).

Знакомятся с материалом учебника, на странице 29.

Участвуют в совместном исполнении песни.

Претворение народной мелодии в композиторском творчестве

Работать по щелчку!

С помощью средств музыкальной выразительности охарактеризуйте песню, которую мы пропели: (дети дают характеристику)

Русская народная песня

Динамика: звучит негромко

А теперь выявите особенности развития этой песни в симфонии П.И.Чайковского.

Динамика: звучит громко

Формирует диалоговые формы работы и потребность поделиться своими впечатлениями и знаниями.

Своевременно и точно работает с подготовленной информацией на слайде.

Анализируют средства музыкальной выразительности каждого музыкального фрагмента и сравнивают их между собой. выявляют полную противоположность образов.

Напевают мелодию финала. Участвуют в коллективной испол­нительской деятельности.

Применяют словарь эмоций для характеристики звучащей музыки.

Итак, композитор взял русскую народную песню, изменил её первоначальный художественный замысел и использовал уже в измененном виде в симфонии, т.е. вложил в эту песню свое композиторское понимание.

Из лирического образа песня перешла в драматический, напряженный образ. Такой прием в музыке называется сложным словом ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.

ВАЖНО. Подчеркнуть полную противоположность образов.

Получают информацию о новом музыкальном термине.

Работа с учебником. Словарем.

ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ

Гипер-ссылка на портрете Чайковс-кого видео-фрагмент

Давайте послушаем финал еще раз и попытаемся дать ответ на вопрос: почему П.И.Чайковский использовал русскую песню в своем творчестве?

Организует повторное прослушивание.

Задает проблемный вопрос.

Повторное слушание, с прогнозированием правильного ответа

Делают вывод: П.И.Чайковский дал этой скромной песне вторую жизнь, благодаря которой, она звучит сейчас не только на своей родине – России, но и во всём мире.

Физкультминутка

с гипер-ссылкой

А теперь мы обратимся к репродукции картины художника К. Васильева на странице 29.

Какой образ вы видите? (образ девушки)

Какое чувство преобладает во взгляде? (Напряженность, тревога, волнение, надежда).

Какой контраст мы видим в картине? (Теплые краски образа и холодный иней на стекле, свет свечи и темнота пространства вокруг образа).

Какие интонации, песенные или танцевальные, звучат в этой картине? (песенные)

Как бы вы назвали эту картину? (Ожидание).

С помощью вопросов помогает детям вспомнить сюжетную канву драмы Г.Ибсена.

Работа с учебником, с репродукцией картины.

Выделять существенную информацию из названия картины, выдвигают свои предположения.

Гипер-ссылка на портрете Грига

Кто напомнит нам, о чем эта пьеса?

Какие чувства помогли спастись Перу Гюнту? (Вера, надежда, любовь Сольвейг).

Организует просмотр видеофрагмента.

Пьеса рассказывает поучительную историю о юноше, который покинул родной дом в надежде разбогатеть и найти свое счастье. Куда только не заносила его судьба. Но свет далекой родины притягивает Пера.

Находят жанровые параллели меж­ду музыкой и другими видами искус­ства.

Работа с учебником.

Пение с ориентацией на нотную запись.

Участковую в коллективной испол­нительской деятельности

Какие интонации звучат в мелодии? (Напевные, печальные).

Какой мы видим Сольвейг в этой песне? (Нежной, доброй, сердечной).

Сколько частей в музыке?

Как изменилась вторая часть? (Мажорный лад, темп быстрее, ритм танцевальный, размер ¾).

С чем связан контраст в этой музыке? (С надеждой Сольвейг на встречу с любимым).

Как и в картине Васильева, так и в музыке Грига имеет большое значение для раскрытия образа роль контраста.

Задает вопросы для обсуждения.

Подводит итог обсуждения.

Анализируют репродукцию художника., выявляют сходство и различие образов: художественного, литературного и музыкального (опираясь на ранее изученный материал).

Работать по щелчку до фото

Итак, с помощью средств музыкальной выразительности охарактеризуйте песню Сольвейг:

Динамика: не громкая

Своевременно и точно работает с подготовленной информацией на слайде.

Анализируют средства музыкальной выразительности.

Гипер-ссылка на фото Кругото

А теперь услышим иное исполнение фрагмента этого произведения. Нашего современника Игоря Крутого.

Организует прослушивание фрагмента. Подчеркнуть связь с современностью.

Что изменилось в музыке? (состав музыкальных инструментов)

Какой инструмент солирует? (фортепиано)

Вокальная музыка изменилась на инструментальную

Динамика: не громкая

Вопросы для обсуждения

Своевременно и точно работает с подготовленной информацией на слайде.

Анализируют средства музыкальной выразительности музыкального фрагмента и сравнивают их между собой. Выявляют сходство образов.

Итак, композитор сохранил все средства выразительности Песни Сольвейг, но написал её для другого состава инструментов. Такой прием в музыке называется АРАНЖИРОВКА.

ВАЖНО. Подчеркнуть, что образ остался без изменений.

Получают информацию о новом музыкальном термене.

Какая музыка больше понравилась вам?

Передают свои музыкальные впечатления в устной форме.

На примере двух произведений:

Финала симфонии №4

Современное исполнение Песни Сольвейг

Мы увидели как эти произведения дали вторую жизнь песням.

Познакомились с новыми понятиями.

АРАНЖИРОВКА – переложение музыкального произведения для исполнения на другом инструменте.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ – изменение художественного замысла произведения.

Анализируют информацию на слайде.

Нотные знаки печатных изданий музыкальных произведений одинаковы для всех, а музыка у всех исполнителей получается разная. Каждый музыкант вкладывает в неё своё понимание, свои чувства.

Проявляют эмоциональную отзывчи­вость, личностное отношение к музыкальному произведению при исполнении.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Подведение итогов урока

Сегодня на уроке прозвучало много музыкальных произведений.

Что их объединяет? (Связь с литературой).

Народное творчество – на протяжении многих веков остается для музыкантов живительным родником творчества. Они учились искать вдохновение в народной поэзии, чутко вслушиваться в каждый стих, чтобы передать в музыке все движения чувств, все оттенки смысла, порой недоступные словесному выражению.

Учитель узнаёт какую задачу ставили на уроке? Удалось ли её решить? Какие получили выводы? Каким образом можно встроить эти знания в систему знаний о музыке в целом.

Оценивает деятельность учащихся на уроке.

Учащиеся называют цели и задачи, которые они совместно с педагогом формулировали в начале урока, анализируют все ли успели и усвоили в процессе урока.

Оценивают собственную деятельность на уроке, во время различных этапов урока.

Какие песни других народов и в каких произведениях получили вторую жизнь?

Учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Музыка 5 класс. Просвещение 2013г.

Читайте также: