Духовная и материальная культура древней руси кратко

Обновлено: 03.07.2024

Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи с эволюцией восточнославянского общества, становлением государства, укреплением связей с соседними странами.

В домонгольский период культура Древней Руси достигла высокого уровня, создала основы для культурного развития последующих эпох.

1. Материальная культура. Занятия и быт

Изучение материальной культуры Древней Руси основывается, главным образом, на археологических источниках. Они свидетельствуют о земледельческом характере культуры восточных славян. Археологам нередко встречаются различные сельскохозяйственные орудия: в южных лесостепных районах - рало, плуг, борона, в лесной полосе - двузубая соха, борона-суковатка.

Наряду с земледелием и лесными промыслами у восточных славян развивались ремесла. Древнерусские ремесленники освоили сложнейшую технику обработки металла. Кузнецы изготовляли лопаты, топоры, лемехи, серпы, ножи, рыболовные крючки, сковороды, сложные замки и др.

Но особенно успешно развивалось оружейное производство: производились мечи и боевые топоры, шлемы, щиты, наконечники стрел и копий. Русские мастера делали кольчуги из переплетенных железных колец. Это умение пришло с Востока, в Европе кольчуг плести не умели.

Оружие нередко украшалось чернью или серебряным узором. Ювелирное производство развивалось и отдельно от оружейного. Работая в технике литья или ковки, мастера изготовляли кольца, браслеты, перстни, кресты, медные и серебряные блюда и кубки и т.п.

Исключительно тонкой работы требовало украшение изделий сканным узором или зернью. Скань - изделие из золотой или серебряной проволоки, которая напаивалась на металлическую основу. Зернь - узор из мельчайших золотых или серебряных зерен, которые также напаивались на металлическую пластинку. На основе скани возникла и техника перегородчатой эмали, когда ячейки между сканными перегородками заполнялись цветной эмалью.

В Древней Руси умели изготовлять и стеклянные украшения.

Массовым было гончарное ремесло. Глиняная посуда, изготовленная с применением гончарного круга была очень разнообразна и использовалась повсеместно.

Столь же широко распространенным было плотницкое ремесло. Основными инструментами древнерусского плотника были топор и тесло, с помощью которых возводились избы, крепостные стены и церкви, украшенные затейливой резьбой.

Развивались и другие ремесла: кожевенное, сапожное, портновское, делившиеся, в свою очередь, на множество специальностей. Всего исследователи насчитывают в Киевской Руси до 70 ремесленных специальностей.

Типичное жилище в Древней Руси - полуземлянка или бревенчатый сруб. Пол был земляным или дощатым. Жилье отапливалось печью, топившейся по-черному (без дымохода) для меньшего расхода дров и сохранения большего тепла. У зажиточных городских жителей дома состояли из нескольких соединенных между собой срубов. В княжеских и боярских домах (хоромах) устраивались крытые галереи, строились терема. Основу внутреннего убранства жилья составляли лари и лавки, на которых и сидели, и спали.

Одежда жителей Древней Руси, принадлежавших к разным слоям населения, различалась не столько покроем, сколько материалом, из которого была изготовлена. Основу костюма составляли рубаха, штаны, заправленные в сапоги или онучи, плащ (вотола), носившийся внакидку, без рукавов, а в зимнее время - меховой кожух. Но у крестьянина или рядового горожанина одежда была холщовой, а у бояр и князей - бархатной, простолюдин носил овчинный кожух, а княжеский шился из соболя или другого дорогого меха. Привилегией князей были длинные, до пят, плащи (корзно).

2. Фольклор

Повседневная жизнь и яркие удивительные события отражались в устном народном творчестве. Песни, былины, загадки, пословицы дошли до нас через многие столетия, и нередко бывает трудно отделить раннюю основу фольклорного произведения от позднейших напластований.

Исследователи народного творчества выделяют обрядовый фольклор, связанный с земледельческим календарем и уходящий корнями в древние языческие верования. Таковы песни и пляски, связанные с Масленицей, днем Ивана Купалы, рождественские коляды. К обрядовому фольклору относятся также свадебные песни и гадания.

Однако народное творчество носило далеко не только обрядовый характер. Сохранилось множество загадок, заклинаний, заговоров на бытовые темы. На пирах пелись песни, рассказывались сказки и легенды. Вероятно, уже тогда сложились основные сюжеты русских народных сказок: о лисе и волке, о бабе-Яге, о змее, о скатерти-самобранке и т.п.

Особое место в фольклоре занимает былинный эпос. Среди древнерусских былинных сюжетов выделяются былины об Илье Муромце, о Микуле Селяниновиче, о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Большинство былин связано с временами Владимира I (в былинах - Владимир Красное Солнышко). Появление былинного эпоса, центральными фигурами которого являются князь и его богатыри, отразило укрепление государственной власти, борьбу Руси против иноземных нашествий.

Фольклор оказал большое влияние на становление и развитие древнерусской литературы.

3. Письменность и литература

В Древней Руси писали на пергамене (особым образом выделанной телячьей или бараньей коже). Книги переплетались в кожу, богато украшались золотом и драгоценными камнями.

В связи с распространением христианства на Руси (главным образом, при монастырях) стали создаваться школы для "книжного учения". Грамотность распространилась довольно широко, о чем свидетельствуют, прежде всего, обнаруженные в Новгороде берестяные грамоты, относящиеся к XI-XII вв. Среди них - частная переписка, деловые хозяйственные документы, даже ученические записи.

В Киеве при соборе Св. Софии была создана обширная библиотека. Подобные собрания книг существовали и в других богатых храмах и крупных монастырях.

На русский язык переводились греческие богослужебные книги, произведения отцов церкви, жития святых, исторические хроники, повести.

Уже в XI в. начинается формирование собственно древнерусской литературы. Ведущее место среди литературных произведений принадлежало летописям. Крупнейший летописный свод Киевской Руси - "Повесть временных лет" (ПВЛ) - возник в начале XII в. До нас ПВЛ дошла в двух редакциях, сложившихся в XIV-XV вв. ПВЛ стала основой русского летописания. Ее включали практически во все местные летописи. Важнейшими темами ПВЛ были защита христианской веры и родной земли. Автором ПВЛ обычно называют монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Однако по существу это коллективный труд, в составлении и переработке которого принимали участие несколько летописцев. Летописец не бесстрастно наблюдал за событиями. Летопись была документом политическим и потому нередко подвергалась переработке в связи с приходом к власти нового князя.

В летописи нередко включались публицистические и литературные произведения. "Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона (первого митрополита русского происхождения), написанное во второй трети XI в., было посвящено прославлению христианства и обоснованию самостоятельности Руси по отношению к Византии. В "Поучении" Владимира Мономаха был создан образ идеального князя, мужественного в бою, заботливого по отношению к подданным, радеющего о единстве и благополучии Руси.

Важным видом чтения средневекового русского человека были жития святых. На Руси стала создаваться собственная житийная литература. Среди них - "Сказание о Борисе и Глебе", "Жития" княгини Ольги, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия и др.

В условиях средневековья человек редко покидал родные края. Тем больше был интерес к далеким странам. Поэтому для средневековой литературы так характерен жанр "хожений", рассказов о путешествиях. К этому направлению древнерусской литературы относится "Хожение" игумена Даниила, совершившего паломничество в Палестину.

4. Архитектура

С принятием христианства на Руси стали строиться храмы. Первые церковные постройки были деревянными и до наших дней не сохранились. Но уже в конце X в. был построен первый русский каменный храм - Десятинная церковь (разрушена монголами в 1240 г.)

Типичный русский храм был крестово-купольным. Центральный барабан опирался на 4 столба, расчленявшие внутреннее пространство храма. С восточной (алтарной) стороны к храму пристраивались полукруглые апсиды. С западной стороны сооружались хоры. Русские мастера использовали при строительстве каменных храмов традиции деревянного зодчества, для которого было характерно многоглавие.

Древнейшим сохранившимся памятником древнерусского зодчества является огромный 13-купольный кирпичный собор Св. Софии в Киеве, построенный при Ярославе Мудром (в 30-х гг. XI в.). Собор был богато украшен мозаиками и фресками , в том числе на бытовые темы.

Несколько позднее был сооружен собор Св. Софии в Новгороде. Несмотря на очевидное сходство композиции, этот храм существенно отличается от киевского. Он построен из местного белого камня, имеет 5 симметрично расположенных глав, мощные стены. Внутреннее убранство собора - фрески. Богатых мозаик здесь нет. Если киевская София нарядна, то новгородская - сурова и лаконична. Софийский собор стал образцом для новгородского и псковского зодчества последующих столетий.

В XI в. в Киеве и Новгороде строились и монастырские каменные церкви.

Каменное строительство велось и в других городах Руси: Полоцке, Чернигове.

5. Изобразительное искусство

С распространением культового каменного строительства развивалась монументальная живопись. Византийские и русские мастера украшали интерьеры храмов мозаиками и фресками. В киевском Софийском соборе в технике мозаики были выполнены подкупольное изображение Христа-Пантократора (Вседержителя) и Богоматери, апостолов. Мозаика собора имеет 130 оттенков.

Особенно широко применялись фресковые росписи. В Софийском соборе фресками были покрыты практически все стены, однако до наших дней сохранились лишь немногие. Часть фресок посвящена светским сюжетам: два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого, охотничьи сцены, изображения акробатов, музыкантов.

В каждой церкви находились иконы. Самой знаменитой из икон той эпохи является "Богоматерь Владимирская", созданная в начале XII в.

Наряду с монументальной живописью и иконописью высокого искусства достигли мастера книжной миниатюры.

Киевская Русь благодаря творческому усвоению полученных из Византии христианства и античного наследия достигла высокого уровня культурного развития, встав вровень с западноевропейскими странами. Культурные традиции, созданные в киевский период, получили дальнейшее развитие в эпоху раздробленности, но многие из них не смогли пережить монгольское нашествие.

На что следует обратить внимание при ответе:

  • Желательно, чтобы переход от одной части ответа к другой был плавным, а для этого необходимы связки. Так, переходя от материальной культуры к фольклору (явлению духовной культуры), необходимо сказать об отражении в народном творчестве повседневной жизни.
  • Не следует пытаться перечислить как можно больше архитектурных памятников или произведений изобразительного искусства. Но необходимо показать характерные особенности древнерусского искусства.

1 У славян существовал и другой алфавит, создание которого также часто связывают с именем Кирилла, - глаголица. Однако кириллица распространилась значительно шире.

Развитие культуры Руси домонгольского периода можно разделить на два этапа. Сначала определяющее значение в жизни славян играла языческая религия с одушевлением природы и окружающих человека вещей. Затем с принятием христианства духовная культура стала оказывать влияние на быт и уклад жизни людей, что отразилось и на объектах материальной культуры.

Духовная культура

Изначально жители древнерусских земель были язычниками. Они верили, что окружающий мир населен всевозможными духами и богами. Божественное происхождение, по их мнению, имели все природные явления: восход и закат солнца, ветер, дождь, гром и молнии. Также славяне верили, что вокруг живут многочисленные духи. Например, домовые, лешие, водяные. Считалось, что животные могут оборачиваться людьми и обратно. Это нашло отражение в сюжетах легенд, сказок, песнях.

У язычников также были собственные сформированные культы и службы, которые проводились на специально отведенных местах — святилищах. Ритуалы проводили специальные люди — волхвы. Люди верили, что они имеют определенную связь с потусторонним миром, знают тайны мироздания и умеют договариваться с богами и духами. Позже при принятии христианства, именно волхвы были лидерами сопротивления новой религии.

Принятие христианства позволило русскому государству войти в ряд цивилизованных европейских государств. Также единая религия позволила укрепить центральную власть и усилить государство. Что было важно в данный период, когда Русь была окружена вражескими народами и государствами. Язычество уже не отвечало новым условиям. Каждое племя и даже каждый род или деревня могли поклоняться разным божествам и считать их более важными, чем все остальные. Это мешало договариваться и объединяться. Князем Владимиром сначала была предпринята попытка реформировать существующие языческие культы и объединить их, создав иерархию богов. Но это не принесло ощутимых результатов и пришлось искать новую веру, которая отвечала новым запросам и была близка местному населению.

Христианская религия довольно быстро смогла вытеснить язычество и занять его место, но пришлось пойти на компромиссы. Так некоторые древние культы сохраняли свое существование на протяжении сотен лет и существуют до сих пор. К ним относится Масленица, Колядки, которые проводятся во время рождественских праздников, Купала.

Материальная культура

В домонгольский период широко развивались разнообразные ремесла и прикладное творчество, связанные с хозяйственной деятельностью славян. Культура жителей Руси была в основном сельскохозяйственной. Именно нужды этого вида деятельности формировали потребности в определенных орудиях труда и производства. Также большую роль играли охота, бортничество, рыболовство. Благодаря им, активно развивались ремесла.

Древнерусские ремесленники добились достаточно высокого уровня мастерства в обработке металлов, дерева. Кузнецы изготавливали орудия для сельхозработ, рыболовные и охотничьи снасти. Также большое развитие получило производство оружия и доспехов. В период активных завоевательных походов и необходимости обороны от нападения соседей и кочевников хорошее оружие играло важную роль. Часто мечи и щиты украшались затейливыми узорами. Это в свою очередь дало развитие ювелирному делу, которое вскоре выделилось в самостоятельный вид ремесла.

Браслеты, кольца, серьги, перстни изготавливались при помощи техники литья и ковки. Древнерусские ювелиры имели собственные уникальные техники: скань, зернь. Их использовали для украшения изделий. Скань представляет собой узор, изготовленный из тонкой серебряной или золотой нити, которая напаивалась на основание. Зернь позволяла создавать объемные узоры, выполненные путем напаивания на основу маленьких золотых или серебряных шариков-зерен. Позже появилась техника перегородчатой эмали, когда цветной эмалью заполнялись перегородки из золотых и серебряных нитей.

Среди массово распространенных ремесел были гончарное и плотницкое дело. Домашняя утварь изготавливалась из глины и обжигалась в печи. Также посуда могла быть изготовлена из дерева. В строительстве, как домов, так и дворцов, храмов и крепостей в древности в основном применялось дерево. Мастера возводили колоссальные сооружения без единого гвоздя, украшая красивой, затейливой и замысловатой резьбой. В древней Руси сформировалось до 70 направлений ремесел.

С принятием христианства на всей территории активно возводились храмы. Сначала они были деревянными, но затем стали строиться и из камня. Первыми каменными религиозными сооружениями были Десятинная церковь в Киеве, Софийские соборы в Киеве и Новгороде. Началось возведение монастырей, крепостных стен и ворот. Это был период расцвета древнерусской архитектуры, когда сформировались основные каноны возведения религиозных сооружений. Сегодня их облик узнаваем по всему миру. Русский храм — крестово-купольный, с 4 колоннами, разделяющими внутреннее пространство храма и поддерживающими купол. Также свое отражение в архитектуре нашли исконно русские традиции и мотивы деревянного зодчества.

Вместе со строительством храмов на Руси начинает развиваться изобразительное искусство. В X- XI веках оно было тесно связано с оформлением религиозных сооружений. Это были фреска, мозаика и иконопись. Фреска являлась основным украшением храмов. Писалась водяными красками по сырой штукатурке. Также применялась в оформлении мозаика, создаваемая из цветных стекол или камней. Иконы — изображение Христа, Богоматери и святых. Они писались на деревянной основе с четким соблюдением церковных канонов. Первые мастера были из Византии, но вскоре они стали основателями школ на территории Древнерусского государства. На их основе стал формироваться собственный стиль.

Монгольское нашествие нанесло ущерб русскому государству, были утеряны некоторые ремесла и техники обработки ювелирных изделий. Но сохранившиеся памятники позволили культуре возродиться и развиваться дальше.

Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.

Махатма Ганди

Киевская Русь известна высоким уровнем развития культуры. Во многом это связано с уникальностью географического положения, а также пересечением в развитии с другими странами и народами. Прежде всего это относится к принятию христианства, которое тесно переплело культуру Руси и Византии.

Культура Киевской Руси характеризуется следующим:

Особенности культуры древней Руси

Культура Киевской Руси характеризуются тем, что она формировалась под влиянием множества факторов, которые часто противоречили друг другу. В частности можно говорить о том, что особенность древнерусской культуры заключалось в следующем:

  • Двоеверие. Именно в период Древнерусского государства на Руси было 2 религии: язычество и христианство. Несмотря на то, что язычество было полностью вытеснено христианством, формирование культуры происходило под влиянием обеих религии. Более того даже в современной русской культуре есть элементы язычества, которые сохранились еще с тех времен (ярчайший пример - масленица).
  • Смешение культуры восточных славян и их соседей. Непосредственно культура восточных славян связана с резьбой по дереву, с орнаментом в виде изображений животных, вера в лешего, русалок и так далее. Соседние же народы также оказали свое влияние на становление культуры Древнерусского государства. В частности славяне заимствовали у своих соседей (балты, хазары, печенеги, финно-угры, славяне южные и западные) различные элементы. Например так был заимствован бога Перун, который стал аналогом Перунаса.

Большое влияние на культуру Киевской Руси оказала Византия. Происходило это уже после принятия христианства. В частности из Византии на Русь приезжали архитекторы, художники, писатели, которые строили храмы, переписывали книги, рисовали иконы и так далее. В результате происходил симбиоз русской и византийской культуры, который выражался в формировании абсолютно новой культуры, аналогов которой не было.

Устное народное творчество

Большое внимание в культуре Киевской Руси уделялось УНТ. Письменность ещё была редким явлением, поэтому в основном культура передавалась от человека к человеку. Наиболее распространёнными элементами этого вида культурного творчества Киевской Руси являются былины, сказки и песни. Сегодня широко известные древнерусские былины, героями которых являются Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и другие богатыри.

Былина о трех богатырях

Суть народного творчества Киевской Руси очень сильно отличается от народного творчества западных стран. Если для европейских народов характерно, что их былины в основном описывают завоевательные походы и попытки крещения иноверцев, то для Киевской Руси было характерно совсем другое. Для наших былин характерна идея освобождения своей земли и защита ее от внешних угроз. Причём от угроз не только человеческих, но и мифически-образных: русалок, леших, Змея Горыныча и так далее.

Письменность и литература

Письменность в Древней Руси появилась задолго до принятия христианства. В частности еще в середине 9 века монахи Кирилл и Мефодий создали кириллическую азбуку. Ее сегодня можно увидеть в музеях на берестяных грамотах.

Берестяная табличка - письменность на Руси

После принятия христианство в Русь, прежде всего, из Византии и Болгарии стали приезжать просветители своего времени. Эти люди привозили с собой книги, создавали новые. Открывались храмы и монастыри, часто при которых существовали школы, в которых людей обучали умению писать и читать. Киевская культура этой эпохи характеризуется тем, что после принятия христианства в нашей стране стало появляться большое количество книг, которые переводились прежде всего с греческих источников. Пик этого процесса пришелся на период правления Ярослава Мудрого.

Лаврентьевская летопись

Архитектура

Культура зодчества на Руси сформировалась еще задолго до отречения от язычества. В основном зодчество характеризовалось строениями из дерева, для которых было свойственно:

  • Многоярусность. В основном это использовалось при строительстве крупных домов и религиозных храмов.
  • Над строениями возвышались небольшие башенки.
  • Большое количество пристроек к основному строению.

После принятия христианства на Руси стало активно развиваться каменное строительство. Прежде всего это касалось церквей. Первым храмом из камня на территории Киевской Руси стала Десятинная церковь в Киеве, которая была заложена князем Владимиром в 989 году. Церковь называется Десятинной, поскольку великий князь обязался отдавать десятину княжеских доходов на строительство и содержание этой церкви. Сегодня Десятинная церковь называется церковью Усыпления Пресвятой Богородицы.

Десятинная церковь в Киеве

Первые каменные храмы Киевской Руси строились по византийскому типу. Связано это с тем, что стройками руководили византийской архитектуры и в целом культура Киевской Руси той эпохи сильно связана с культурой Византии. Главным образом византийские храмы характеризуются одним большим куполом над строением. Первый храм, который совмещал культуру Руси и Византии стал Софийский собор в Киеве, строительство которого завершилось при Ярославе Мудром. Его особенность - центральный купол окружало множество более мелких куполов, что характерно для славянской архитектуры. Каменное строительство было характерно не только для Киева, но и для других крупных городов. Одним из крупнейших каменных строений той эпохи является Софийский собор в Новгороде. Уникальность этого строения в том, что оно дошло до нашего времени практически в своем первозданном виде. Это ярчайший памятник культуры древней Киевской Руси.

Софийский собор в Новгорое - памятник зодчей культуры Руси

Живопись

Живопись эпохи Древней Руси характеризуются не столько созданием картин, сколько украшением храмов. Храмы украшались изнутри. Там господствовало 2 вида живописи:

  • Мозаика. В штукатурку вдавливались фрагменты разноцветных стеклышек. Таким образом расписывались купола.
  • Фрески. Наносились на сырую штукатурку водными красками. Таким образом в основном покрывались стены.

Данная живопись характеризуется тем, что ею наносились не только религиозные сюжеты, но и элементы повседневной жизни людей. В некоторых храмах наносились фрески с изображением великих князей. Наиболее известной является фреска с изображением семьи Ярослава Мудрого.

Фрески Софийского собора в Новгороде

Отдельным видам живописи Киевской Руси является живопись по дереву или иконопись. В качестве источника служили иконы из Византии. Все иконы и изображения создавались по строгим канонам.

Художественное ремесло

Значительного успеха добились ремесленники Киевской Руси. Большой популярностью пользовались доспехи и оружие, созданные в Киеве. Они были известны не только на территории Руси, но и далеко за её пределами.

Доспехи войина Киевской Руси

Большого успеха добились ювелиры. Они обрабатывали драгоценные камни, создавали уникальную посуду из золота и серебра.

Под культурой мы понимаем совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человечеством в процессе его общественно-трудовой практики. Материальная культура- это развитие техники, машин, орудий труда, строительства и т.д. Духовная культура- литература, наука, идеология, искусство, образование.
Культура Древней Руси отличалась высоким уровнем развития. К сожалению, многие памятники не дошли до нас, а погибли в огне пожаров, войн, нашествий. Сохранились преимущественно литература, соборы, иконы, предметы религиозных культур. Основа культуры- культурное наследие, оставшееся от восточных племен. Большое влияние на нее оказывали варяги, кочевые народы, принятие христианства, а также страны Западной Европы и, конечно, Византия.

Прикрепленные файлы: 1 файл

история.doc

Под культурой мы понимаем совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человечеством в процессе его общественно-трудовой практики. Материальная культура- это развитие техники, машин, орудий труда, строительства и т.д. Духовная культура- литература, наука, идеология, искусство, образование.
Культура Древней Руси отличалась высоким уровнем развития. К сожалению, многие памятники не дошли до нас, а погибли в огне пожаров, войн, нашествий. Сохранились преимущественно литература, соборы, иконы, предметы религиозных культур. Основа культуры- культурное наследие, оставшееся от восточных племен. Большое влияние на нее оказывали варяги, кочевые народы, принятие христианства, а также страны Западной Европы и, конечно, Византия.
Материальная культура Древней Руси
Высокого уровня в развитии достигла архитектура. Сохранилось около 60 архитектурных памятников домонгольского периода. До середины X в. постройки были исключительно деревянными. Именно дерево было главным строительным материалом. Оно использовалось для возведения жилых домов, дворцовых зданий, городских укреплений, церквей. В этих деревянных постройках планировочно-объемная структура определялась крепкой бревенчатой конструкцией и ее естественными параметрами. Но даже при "жесткости" строительной деревянной системы мастера умудрялись пластически ее оживить и композиционно разнообразить.
Одним из самых первых каменных зданий была Десятинная церковь. Позже из камня были сооружены Золотые ворота и Софийский собор, другие храмы. Стены внутри храмов богато украшали фресками, мозаиками, иконами. Во многих землях основным стройматериалом выступал белый камень. Характерными его чертами являются изысканность, богатая декоративность, стройность зданий, устремленность ввысь. Из него строили и жилые дома. С 14 века начали возводить и оборонительные стены в городах.
В каменном культовом строительстве навеки утвердился тип ровного кубического храма с параллельными четырьмя нефами во внутреннем пространстве, шестью крещатыми опорными столбами, что поддерживают купола и своды. При наличии конструктивной и сходной объемной структуры, культовые русские сооружения представляют картину разнообразных объемных форм и размеров, средств обработки декора сооружений. Большинство зданий отличались единством конструктивного решения и органичностью, внутренняя их структура последовательно и четко выражалась во внешних формах.
В традиционном аграрном обществе развитие экономики идет медленно, но все же имел место прогресс. Главное достижение материальной культуры в основной сфере производства – сельском хозяйстве: применение плуга и совершенствование системы земледелия: переход от подсека к перелогу и от перелога к трехполью. Важным процессом является отделение от сельского хозяйства ремесла. К XII в. насчитывается до 60 ремесленных специальностей (горшечники, кожевники, оружейники и др.).

Читайте также: