Вся теория литературы кратко

Обновлено: 30.06.2024

Актуальные проблемы современного литературоведения. Введение.
Литературоведение – это наука о художественной литературе. Однако литературоведение, в отличие от других наук, имеет свою специфику принципиальную, т.к. предметом научного изучения становится художественное творчество, искусство и литературоведение как наука, стремясь к накоплению, систематизации, осмыслению научных фактов, сохраняет субъективность и вариативность. В этом смысле литературоведение является разновидностью искусства, а научная сторона оказывается вспомогательной. Литературоведческие факты воспринимаются не только интеллектуально (учебник), но и опытно (художественный текст), потому что кроме объективных фактов, информации, существует эмоционально-интуитивная сторона литературоведческого знания, связанная с непосредственным восприятием текста. Субъективная сторона научного знания и составляет комплекс полемических проблем, которые развиваются в форме дискуссий. Исторически литературоведение развивалось в определенных рамках объединений, критических или научных: в 19в. это были литературно-критические журналы. Журнальная полемика была связана с развитием определенной системы ценностей, знаний. Выборная концепция, точка зрения приводила к определенным специфическим результатам.
Напр. западники (общеевропе6йскую систему ценностей в произведений ценили) и славянофилы (национальная событность в литературе, русскость).
Либерально-демократический лагерь в критике (идеи обновления общества, республиканские идеи: Добролюбов) и консервативно-охранительная (Погодин, Скобичевский)
2)В научном литературоведении 19в развивались различные научные школы, которые разрабатывали свой
научный аппарат, терминологию, свои способы восприятия, анализа и оценки
произведений, вырабатывали критерии

ных до ученых, часто вырабатывают легкомысленный, поверхностный взгляд на литературу, становятся в позицию судьи. Возникает иллюзия, что художественная литература существует для специалистов, хотя писатель работает для читателя, его живой реакции. Литературоведческое знание исторично, оно меняется вместе с общественной жизнью, культурой, мировоззрением и этот историзм литературоведения является одной из актуальных проблем.
Литературоведение делится на 3 основные дисциплины:
1)история литературы;
2)литературная критика;
3)теория литературы
а) поэтика
История литературы рассматривает литературный процесс во времени. Хронологический аспект для истории является основным.
Литературная критика осмысляет современный литературный процесс при этом, в отличии от истории, стремящейся к объективности, универсальности, научности, то критика не претендует на окончательность своих решений, принципиально субъективна, и литературно-критическая статья является эссе (свободное рассуждение), в котором критик делится своими размышлениями. Главной задачей критика является сотворчество.
Теория литературы занимается разработкой терминологии и научных методов, т.е. способа восприятия, анализа и оценки художественного текста. Теория литературы обеспечивает научность литературоведению и вырабатывает тот общий язык, понятия, которые обеспечивают преемственность научного знания. Этот процесс также исторический и восходит к трудам Аристотеля и Платона. В теории литературы также существуют свои актуальные проблемы, связанные с обновлением и уточнением научной терминологии.

литературные течения – более частное, более узкое деление литературного процесса, которое может ставить либо идейные, либо эстетические задачи.

ТЕО́РИЯ ЛИТЕРАТУ́РЫ, один из основных разделов науки о литературе, изучающий природу и общественную функцию литературного творчества и определяющий методологию и методику его анализа. Вопросы, изучаемые Т. л., составляют в основном три цикла: учение об особенностях образного отражения писателем действительности, учение о структуре художественно-литературного произведения и учение о литературном процессе. В первом цикле рассматриваются понятия образности, художественности, эстетического идеала, мировоззрения и метода, народности, классовости, партийности, принципов оценки литературного творчества в целом; во втором — понятия идеи, темы, характера, сюжета и композиции, вопросы стилистики и стихосложения; третий цикл рассматривает понятия стиля (и его взаимоотношения с методом), литературных родов, видов и жанров, литературных течений, направлений и, наконец, литературного процесса в целом (борьба, взаимодействие, взаимовлияние литературных стилей, жанров, течений и пр., определяемые как литературными закономерностями, так и общественной, идеологической борьбой). Многие из этих вопросов, как и сама терминология литературоведческая, нередко находят весьма различное освещение в современном литературоведении, но в основном их круг и их соотношение можно считать устоявшимися.

Марксистская Т. л. исходит из принципа последовательного историко-материалистического понимания художественного творчества и задач его изучения, рассматривает литературу в единстве формы и содержания, исследует ее идеологическую сущность, как она выразилась в эстетических идеалах писателя, понимаемых и оцениваемых в их исторической обусловленности и в их соотношении с интересами и задачами современности — на основе опыта искусства социалистического реализма.

Охватывая литературу на различных этапах ее развития, понятия и терминология Т. л. неизбежно приобретают чрезвычайно общий характер, поскольку они отвлекаются от конкретно-исторических черт и свойств определяемых явлений литературного творчества (например, понятия реализма, жанра, героя, сюжета и пр.), которые в своем историческом разнообразии, конечно, богаче обобщенного определения (так, герой в литературе классицизма существенно отличается от героя в реалистической литературе XIX в. или в советской литературе). Это каждый раз требует важных конкретно-исторических дополнений и уточнений в толковании термина. Термины Т. л. имеют, собственно говоря, функциональный характер, т. е. не столько дают характеристику конкретных особенностей данного понятия, сколько определяют функцию, которую оно выполняет, соотношение его с другими понятиями. Рассматривая, например, сюжет, Т. л. не раскрывает его конкретного характера (фантастический он или реальный, психологический или авантюрный, романтический или реалистический, бытовой или условный и т. д.), но она указывает на его функцию — раскрытие характера через действие, отражение жизненных конфликтов в системе событий произведения — и, установив эту функцию, соотносит его с другими сторонами произведения.

Разработка вопросов Т. л. началась еще в античности. Своеобразное развитие она получила в Индии, Китае, Японии и др. странах, осмысливая обладающий собственной национальной спецификой художественно-литературный материал, создавая свою терминологию и т. д. (подробнее об этом в ст. Поэтика).

В процессе исторического развития литературы, смены различных литературных течений и истолкования их художественного опыта формировалось и содержание Т. л., отражавшей в той или иной мере систему взглядов писателей классицизма (Буало), романтизма (В. Гюго), реализма (А. С. Пушкин, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов) в различные периоды развития, не говоря уже о влиявших на нее философских и эстетических течениях того или иного времени.

Современное развитие гуманитарных и точных наук ставит перед Т. л. новые требования, связанные прежде всего с наметившейся возможностью комплексного изучения художественной литературы на основе взаимодействия Т. л. с рядом смежных дисциплин и привлечения опыта точных наук. В частности, очевидно, что для Т. л. имеют важное значение психология (особенно психология творчества), широкое обследование читательской аудиторий, органич. привлечение лингвистики к изучению литературного языка (см. Стилистика) в его взаимосвязях с различными сторонами литературного текста, преодоление односторонности математического изучения словесной структуры произведения, соотношение образа и знака и пр. В связи с этим современная Т. л. характеризуется многообразными поисками подходов к изучению литературы (см., например, Структурализм, Анализ литературного произведения, Историко-функциональное изучение литературы).

Советская Т. л., основанная на марксистской методологии и тесно связанная с опытом искусства социалистического реализма, является одной из важнейших областей идеологической борьбы в современном мире; она противостоит всякого рода попыткам деидеологизации литературы, ослабления ее общественного значения.

Л. И. Тимофеев.

Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева . 1987 .

Первое, что следует узнать, касаясь темы основы теории литературы, так это, что такое сама литература в общем. Литература (латинское litteratura – написанное) – это совокупность речевых конструкций, запечатлённых в устной и письменной форме (словесность и письменность); то есть, литература – это и записка на холодильнике про котлеты на плите, и фольклорная пословица, передаваемая из уст в уста, а также любая эпопея или роман, занимающие сотни печатных страниц. Таким образом, теория литературы – это система знаний, тезисов и их оснований о совокупности речевых конструкций, запечатлённых в устной или письменной форме. Но это определение раскрывает объект изучения, а о предмете я расскажу позже. В данной статье речь идёт о научном подходе в изучении литературы, а посему в определении необходимо понимать, что знания и прочее указанное научные, а сама теория литературы является частью филологии, которая, в свою очередь, делится на лингвистику (или языкознание, языковедение) – науку о языке и на литературоведение – науку о самой литературе. Однако, предметы у этих наук различны, одна изучает инструмент (язык), другая продукты, созданные с его помощью (литературу); но сами эти науки тесно связаны. Здесь будет рассматриваться только теория литературы, что ясно из заголовка, но помимо этой, литературоведение включает две другие крупные дисциплины: история литературы и литературная критика.

Разобравшись с тем, что такое литература, литературоведение, дисциплины последней и связанная с ними лингвистика, можно перейти к изучению основ теории литературы. Теория литературы тесно связана с философией, а точнее, с дисциплиной последней – эстетикой; они обе задаются вопросами критериев художественности, идейности, смысла, прекрасного и красоты, стиля и прочего из соответствующих категорий. Некоторые исследователи называют теорию литературы не иначе как философия литературы, с чем персонально я не могу не согласиться.

В свою очередь теория литературы содержит три раздела: поэтика, эстетика литературы и теория литературного процесса; на них я остановлюсь подробнее.

  • Поэтика – этот раздел изучает специфику структуры литературных произведений в их элементарной и комплексной составляющей, а также приёмы поэтического производства и форму его продукта. Если иначе, то поэтика как раздел теории литературы формирует систему знаний о средствах и приёмах выражения в поэтическом искусстве; последнее ясно свидетельствует о том, что предметом поэтики является всякий поэтический продукт художественной литературы. Поэтика зачастую описательна, а не нормативна (констатирует существующее без повеления к тому, что и как должно существовать);
  • Эстетика литературы системно изучает неслужебное творческое восприятие многообразия форм окружающего и внутреннего мира всякого воспринимающего (например, человека), а также их строение и модификацию, которые находят своё отражение в литературе. То есть, этот раздел переносит предмет эстетики на свой объект – литературу. Вообще определять эстетику можно богато, широко и одновременно глубоко, в чём-то по-разному, но главное в данном случае всё равно верно, так как предмет эстетики содержит весь мир (включая внутренний мир разумного существа) в всём его многообразии. Поэтому здесь я избрал определение поскромнее;
  • Теория литературного процесса изучает последовательное изменение художественной литературы с обобщением предпосылок и оснований к ним (изменениям), а также закономерностей в их протекании (как целостный и внутренне взаимосвязанный процесс) и следствий этого процесса. Если просто, то этот раздел изучает изменение мировой литературы в культуре человечества вчера, сегодня и даже завтра.

Предмет теории литературы

Предмет научного интереса – это совокупность признаков, черт и свойств какого-либо объекта, делающих его завершённым и позволяющим рассматривать его как в отрыве от других объектов, так и в связи с ними. Если иначе, то предмет – это какие-либо избранные свойства объекта, явления, которые могут изучаться в отрыве от других свойств этого же объекта. Касательно темы этой статьи, то проблема состоит в том, что научное сообщество определяет целый ряд предметов теории литературы, в зависимости от подхода и системы представлений о наиболее актуальных связях как самой литературы, так и её теории. Так как эта статья не является исчерпывающим или хотя бы претендующим на таковое исследованием, а лишь в общих чертах затрагивает тему, потому и называется основами теории литературы, то я ограничусь тремя предметами с их неполным раскрытием, избрав их в качестве иллюстрации. Итак, первый подход – содержательный, на мой взгляд, наиболее близкий к сути объекта, так как избирает основным своим предметом черты этой самой сути литературы как явления.

  • Предметом теории литературы при содержательном подходе называется способ(ы) построения литературного произведения (его структуры) и его содержательный продукт. Этот подход затрагивает понятия идеи, фабулы-сюжета, темы, художественной композиции, стиля изложения и прочего подобного. То есть то, что я назвал чертами сути литературы (но не самой сутью, безусловно);
  • Социологический подход к определению предмета теории литературы называет последним особенности отражения социальной действительности в символах-образах. Я сразу могу назвать упущение в этом подходе в том, что литература не всегда отражает действительность. Однако, этот подход акцентирует внимание на образе, методе изложения, мировоззренческой связи, даже классовости, этничности, народности и подобном;
  • Исторический подход понятен и не является столь уязвимым к замечаниям, как предыдущий; этот подход считает предметом теории литературы производство литературы как целостный исторический процесс. Несложно понять, что в данном случае от литературоведения здесь столько же, если не меньше, чем от истории как науки и области знаний. Литературоведческая составляющая выделяет в историческом процессе создания произведений закономерности и особенности структуры, что находит отражение в типологизации по литературным родам (см.статью), литературным видам (см.статью) и литературным жанрам (см.статью), а также направлениям и общим принципам.

Объект – нечто существующее в объективной действительности, независимо от восприятия кем бы то ни было. И то, что объектом изучения литературоведения в общем и теории литературы в частности является сама литература (как объективно существующее явление действительности), я полагаю, и так понятно, без дополнительного пояснения, но я его сделал на всякий случай.

Теория без практики бесполезна, но вот практика без теории немыслима. Если вы хотите стать писателем, начать стоит с повышения своей литературной компетентности, а именно с освоения теории литературы. Дабы процесс познания протекал безболезненно, мы постарались изложить весь материал в доступной и удобной для изучения форме.

Теория литературы и литературоведения: 24 материала

1. Образ-символ

Образ-символ – самостоятельный художественный образ, воплощающий какую-либо идею. Символ – художественный образ, раскрывающийся через сопоставление с другими понятиями. Символ говорит о том, что существует некий другой смысл, который не совпадет с самим..

Читайте также: