Теория криминальной субкультуры в криминологии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Файлы: 1 файл

Teoria_subkultur.docx

Позднее ряд авторов попытались дополнить классическую теорию напряжения. Они (Д. Agnew, D. Elliot, D. Greenberg, H. Voss) исходили из того, что хотя напряжение как результат недостижимого успеха действительно является важным девиантогенным фактором, однако сам успех далеко не всегда связан с целями и ценностями американского среднего класса [45]. Так, отмечали они, для подростков важнее сиюминутные ценности (популярность среди сверстников, достижения в спорте, хорошие оценки, наличие сексуального партнера и т. п.). Некоторые участники дискуссии, считали, что главная потребность подростков – быть независимыми от взрослых. Некоторые критики теории напряжения обратили внимание на то, что к препятствиям в достижении целей относятся не только принадлежность к определенной социальной страте, но и личностные особенности (интеллектуальные, волевые, эмоциональные).

В результате Р. Агнъю (Agnew) выдвинул общую теорию напряжения (General Strain Theory) [46], согласно которой имеется несколько типов напряжения, вызываемого негативными отношениями с другими людьми, когда с людьми обращаются не так, как им хочется. С точки зрения Р. Агнью, три основных типа напряжения (негативных отношений с другими) возникают, когда другие: 1) мешают или угрожают помешать индивиду достичь позитивно оцениваемых целей; 2) устраняют или угрожают устранить позитивно оцениваемые стимулы индивида (например – утрата близкого человека); 3) предоставляют или угрожают предоставить индивиду вредные или негативно оцениваемые стимулы (случаи виктимизации, стрессовые события). Р. Агнью полагает, что общая теория напряжения очень проста и в своей основе сводится к утверждению: если мы плохо обращаемся с людьми, они могут рассердиться и совершить преступление.

Аномия — это состояние дезорганизации личности, возникающее в результате ее дезориентации, что является следствием либо социальной ситуации, в которой имеет место конфликт норм и личность сталкивается с противоречивыми требованиями, либо ситуации, когда нормы отсутствуют.

Криминологическое развитие концепции аномии.Наибольшей популярностью среди социологов того времени пользовалась концепция аномии. В 1938 году Роберт Мертон опубликовал статью "Социальная структура и аномия", в которой использовал дюркгеймовскую концепцию аномии применительно к проблемам криминологии. Одна из главных идей Р. Мертона заключалась в том, что основной причиной преступности является противоречие между ценностями, на достижение которых общество нацеливает людей, и возможностями их достижения по установленным обществом правилам. Это противоречие приводит к тому, что человек, не сумевший получить определенные ценности по всем правилам, начинает отрицать правила и стремится получить их любой ценой.

В 1961 году ученик Мертона Р. Кловард и его сотрудник Л. Олин опубликовали монографию "Преступность несовершеннолетних и возможности: теория молодежных криминальных групп". Авторы убедительно показали, что общество, прививая подросткам различные ценности, мало заботится о том, является ли их достижение реальным для большинства молодых людей. В действительности овладеть этими ценностями законными способами могут лишь немногие. Большинство вынуждены проявлять ловкость — нарушать нормы морали и требования закона. Когда молодые люди из идеального мира, созданного нравоучениями воспитателей, попадают в реальную жизнь, они начинают испытывать разочарование и фрустрацию. Типичная реакция на это: создание воровских шаек, в которых посредством хищений молодые люди получают возможность жить в соответствии с господствующими в обществе стандартами потребления; объединение в агрессивные банды, которые снимают напряжение, вызванное общественной несправедливостью, совершением актов насилия и вандализма; вступление в антисоциальные группировки, где молодые люди, употребляя наркотики, алкоголь, уходят в себя, замыкаются в тесном кругу сверстников, озабоченных теми же проблемами, и таким путем пытаются заслониться от окружающего их коварства и лицемерия.

Одновременно со статьей Р. Мертона в 1938 году появилась работа Торстона Селлина "Конфликт культур и преступность". Если Р. Мертон проанализировал конфликт между культурными ценностями и возможностями их получения, то Т. Селлин рассмотрел в качестве криминогенного фактора конфликт между культурными ценностями различных сообществ. Основой его гипотезы стали результаты чикагских исследователей, установивших повышенный уровень преступности в кварталах некоренных американцев (негров, пуэрториканцев, итальянцев). Т. Селлин своей теорией конфликта культур попытался объяснить этот феномен. Его теория оказалась более значимой и не только позволила объяснить преступность мигрантов, но и раскрыла криминогенность противоречий между различными социальными группами. По существу, Т. Селлин трансформировал марксистскую теорию классовых противоречий, устранив ее наиболее острые и революционные аспекты, несколько уменьшив ее масштаб, что позволило применять ее не только к анализу противостояния двух частей общества, но и к противоречиям более мелких социальных формирований.

Попадая в преступную группу, восприняв ее субкультуру, человек как бы освобождается от иных социальных запретов, более того, их нарушение нередко бывает одной из норм криминальной субкультуры.Практические выводы из этой теории заключались в необходимости контролировать процессы эммиграции, принимать меры по сближению культур различных социальных слоев и групп, устранять элементы, вызывающие их противоречия. Коррекция криминогенных качеств правонарушителей подчас невозможна без разрушения криминальной субкультуры, которая, подобно стенам средневекового замка, защищает криминальное сознание от воспитательных воздействий общества.Помимо достаточно прагматических выводов данная концепция направила внимание криминологов на анализ взаимосвязи культуры общества и преступности. Эта теория показывает, насколько глубоки корни преступности; Изменение культуры — процесс достаточно длительный, поэтому и процесс воздействия на преступность не может носить моментный характер, и рассчитывать на скорые результаты здесь не приходится.В центре внимания теорий аномии, отчуждения и идентификации стоят вопросы конгруэнтности (совпадения) мировоззрения индивида и существующей в обществе системы социальных ценностей.

Соединив положения теории социального напряжения и субкультурной теории, мы получим типологию девиантных субкультур. Эти типы различаться между собой, прежде всего, доминирующей формой девиантного поведения. Итак, выделяют следующие субкультуры:

1. Криминальная, использующая насилие и преступления для достижения одобряемых и поддерживаемых обществом целей (успех и материальное благополучие). Это субкультура организованных преступных групп (ОПГ), подходящих к нарушению норм инструментально – с позиций выгоды. Дисциплина является одной из важных ценностей, без нее ОПГ не сможет действовать эффективно. Культ силы и мужества, царящий в этих группах, связан со спецификой используемых средств достижения целей, без поддержки этих ценностей невозможно регулярное использование насилия – одного из главных средств. В то же время ОПГ склонны не применять насилие, если в этом не возникает необходимости, как, например, в случае интеллектуальной преступности (финансовые махинации, хакерские преступления).

Итак, под криминальной субкультурой понимается совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих деятельность криминальных сообществ, что способствует их живучести, сплоченности, криминальной активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей. Основу криминальной субкультуры составляют чуждые гражданскому обществу ценности, нормы, традиции, различные ритуалы объединившихся в группы преступников. В них в искаженном и извращенном виде отражены возрастные и другие социально-групповые особенности населения. Её социальный вред заключается в том, что она уродливо социализирует личность, стимулирует перерастание возрастной, экономической, национальной оппозиции в криминальную, именно потому и является мощнейшим механизмом воспроизводства преступности.

Криминальная субкультура отличается от обычной культуры криминальным содержанием норм, регулирующих взаимоотношения и поведение членов группы между собой и с посторонними для группы лицами. Они прямо, непосредственно и жестко регулируют криминальную деятельность, преступный образ жизни внося в них определенный порядок. В ней отчетливо прослеживается:

- Резко выраженная враждебность по отношению к общепринятым нормам и криминальное содержание субкультуры;

- внутренняя связь с уголовными традициями;

- скрытность от непосвященных;

- наличие целого набора строго регламентированных в групповом сознании атрибутов;

- обесценивание результатов человеческого труда, выражающееся в вандализме;

- неуважение прав собственников, выражающееся в кражах и хищениях;

- поощрение циничного отношения к женщине и половой распущенности;

- поощрение низменных инстинктов и любых форм асоциального поведения.

Привлекательность криминальной субкультуры состоит в том, что её ценности формируются с учетом факторов перечисленных ниже:

- наличие широкого поля деятельности и возможностей для самоутверждения и компенсации неудач, постигших в человека в обществе;

- сам процесс криминальной деятельности, включающий в себя риск, экстремальные ситуации и окрашенный налетом ложной романтики, таинственности и необычности;

- снятие всех моральных ограничений;

- отсутствие запретов на любую информацию и, прежде всего, на интимную.

Средствами социальной стигматизации в криминальных группах являются:

- татуировки, в которых с помощью надписей, рисунков, условных знаков, аббревиатур отражается опыт человека в криминальной среде, степени его авторитета, притязания и ожидания;

- клички по степени благозвучности, возвышенности, которых можно судить о положении личности в криминальном сообществе;

- система вещественных атрибутов, к которым относятся носильная одежда и обувь, личные вещи, пища и тому подобное.

- размещение человека в пространстве (по спальным местам и так далее).

Эмпирические признаки криминальной субкультуры. Для определения сформированности и действенности криминальной субкультуры необходимо наличие следующих критериев:

1. Признаки, характеризующие межгрупповые отношения и групповую иерархию.

1.1. Наличие в учреждении (населенном пункте, микрорайоне) враждующих между собой группировок и конфликтов между ними.

3. Признаки, характеризующие отношение к режиму и воспитательной работе.

3.1. Групповые нарушения режима учреждения и групповые неповиновения

3.2. Групповые побеги, уходы из дома, бродяжничество (для подростков)

3.4. Отказ от работы в официальном активе или двурушничество.

3.5. Проявление актов вандализма.

4. Признаки, характеризующие способы проведения свободного времени.

4.1. Распространенность азартных игр

4.2. Распространенность тюремных способов проведения досуга, тюремной лирики и тюремных поделок.

4.3. Групповое употребление токсичных и наркотических веществ, распространенность чифироварения.

5. Признаки, характеризующие способы общения, опознания и связи.

5.1. Распространенность кличек как средства стигматизации.

5.3. Распространенность уголовного жаргона и других способов общения, принятых в уголовной среде.

Криминальная субкультура базируется на дефектах правосознания, среди которых можно выделить правовую неосведомленность и дезинформированность, социально-правовой инфантилизм, правовое бескультурье, социально-правовой негативизм и социально-правовой цинизм. При этом дефекты правосознания усугубляются дефектами нравственного сознания, пренебрегающего общечеловеческими принципами морали.

Однако этические воззрения уголовного мира неоднородны. В них проявляется ряд как бы противоположных тенденций, влияющих на установки личности и группы:

- копирование норм и законов жизни общества в связи с его демократизацией (тенденция демократизации).

Функции криминальной субкультуры. Все структурные элементы криминальной субкультуры взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга. Однако в зависимости от выполняемых функций их можно классифицировать на следующие группы:

9. досуговые (извращенная культура отдыха и развлечений);

10. функция специфического отношения к своему здоровью – от полного пренебрежения им: наркомания, пьянство, членовредительство – до культуризма, активных занятий спортом в интересах криминальной деятельности.

Хотя приведенная классификация атрибутов криминальной субкультуры в известной степени является условной, носящий рабочий характер, но за неимением лучшего, она позволяет моделировать элементы криминальной субкультуры для более глубокого изучения.

Раздел: Криминология
Количество знаков с пробелами: 22087
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Чтобы дать представление о внутренней жизни преступного мира, нам понадобится вначале обратиться к результатам теоретических изысканий: это позволит читателю подготовиться к прочтению последующих глав работы.

Субкультура – явление сложное и многогранное, она функционирует во всех социальных системах и служит необходимым условием их жизнедеятельности. Каждый класс, социальная группа, иная общность людей обладает своей собственной системой ценностных ориентаций, присутствуют они, разумеется, и в криминальном мире. Очевидно, что уголовная субкультура является продуктом преступной и антиобщественной деятельности, вырабатывается ее опытом, сохраняется из поколения в поколение в среде правонарушителей. Поэтому нам представляется, что в теоретическом плане в криминологии она предстает в виде сквозного явления, проходящего через все теоретические разработки о преступности, личности преступника, причинах противоправного поведения.

Каковы корни этого феномена, его отличительные черты, какова его асоциальная сущность? На эти и ряд других вопросов мы постараемся дать ответы в настоящем разделе монографии.

В послереволюционный период рассматриваемому феномену посвящают свои труды Е. Г. Ширвиндт, Ю. Ю. Бехтерев, А. И. Швей, Л. Мельшин[4]. Названные ученые рассматривают преступный мир с его своеобразными отношениями, унаследованными от царской России. Ими вносится ряд предложений по изоляции хранителей уголовных традиций от иных правонарушителей в процессе исполнения наказаний.

В. И. Монахова привлечь внимание ученых к этому комплексу вопросов оказалась неудачной. Работа была засекречена и являлась доступной только для узкого круга криминологов.

По поводу других источников информации о преступном мире следует заметить, что многие публицисты, увлеченные уголовной романтикой, использовали лишь сюжеты из жизни привычных правонарушителей. Познания авторов об исследуемом феномене на этом, как правило, исчерпывались.

Кроме того, появился ряд диссертационных изысканий по рассматриваемой теме[9]. Данное обстоятельство, вопросы борьбы с преступностью обусловили и проведение научно-практических конференций, в которых приняли участие ведущие криминологи России[10].

Исследуемой проблеме посвящены также многочисленные труды криминологов зарубежных стран. Д. Клемер, В. Миллер, К. Шрег, В. Фокс в своих работах обосновали изучение различных видов преступности с позиций соответствующих им своеобразных подкультур[11].

Различные аспекты субкультуры, отраженные в исследованиях, на наш взгляд, не дают оснований говорить о проведении глубокого сравнительного анализа существенных определений феномена. Вместе с тем проведенные современные исследования и источники прошлых лет позволяют вычленить составные его части. Во-первых, субкультура представляет собой систему искаженных ценностных ориентаций правонарушителей, объединенных в относительно обособленную общность; во-вторых, она включает в себя группу неформальных норм, установлений, представлений (традиций, обычаев, ритуалов, правил), регулирующих поведение ее представителей; и, наконец, в-третьих, находит свое отражение во внешних атрибутах преступного мира (в уголовном жаргоне, песнях, стихах, татуировках, кличках и т. п.).

Отдельные авторы также выделяют в качестве самостоятельного признака субкультуры традиционные способы противоправного поведения[12]. Данную точку зрения мы не будем отрицать, хотя следует заметить, что способы поведения индивидов в конкретных повторяющихся ситуациях представляют собой обычаи.

В культурологии субкультура понимается как суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственными ценностями, обычаями, нормами, стандартами поведения .

Мухаммеда, оскорбившими религиозные чувства мусульман

Теория конфликта культур представляется весьма эффективной при криминологическом анализе преступности мигрантов, а также посягательств на данную социальную группу со стороны коренного населения.

Конфликт мигранта с господствующей культурой может выступать также в качестве причины совершения преступлений . Причем это становится возможным в том числе в силу незнания виновными уголовного закона и других культурных норм страны, в которой они находятся. Подобная неосведомленность может рассматриваться как проявление недостаточной межкультурной

компетентности, определяемой как социокультурное качество личности, необходимое для ее адаптации к инокультурным условиям, для успешного и эффективного межкультурного общения, совместной деятельности и

Проведенный нами анализ показал, что в зарубежном уголовном праве имеется немало оригинальных запретов, обусловленных особенностями соответствующей культуры, во многом неизвестных даже специалистам. Их незнание в силу недостаточной межкультурной компетентности с высокой долей вероятности может привести к совершению преступления. По мере усиления процессов глобализации и развития межкультурной коммуникации возрастает значение межкультурной компетентности, возникает потребность в целенаправленном и планомерном ее формировании, обучении субъектов культуры успешному взаимодействию с представителями других культур [1183] .

других странах [1185] .

В 1955 г. появляются работы А. Коэна в области теории субкультур. В них утверждалось, что субкультурные группы правонарушителей обладают системой норм и санкций, отличной от той, что существует во всем обществе. Отклоняющееся поведение, по мнению данного автора, обусловлено социально- экономическими причинами. А. Коэн полагал, что совершение преступлений обусловлено неравными возможностями, которыми обладают молодые люди из среднего класса и рабочего класса, вследствие чего последние создают собственные субкультурные ценности и нормы, детерминирующие криминальную субкультуру [1186] [1187] . И хотя данную теорию подвергают критике, все же в науке признается существование субкультур, неформализованные нормы которых в отдельных случаях противопоставляются системе правового контроля (например, молодежные субкультуры) . Исследовали сходным образом делинквентные субкультуры R Клауорд и Л. Оулин, которые отмечали в качестве факторов, обусловливающих формирование преступной модели поведения, доступность эталонов преступного успеха, поддержку преступной мотивации со стороны социальных групп, являющихся носителями преступной субкультуры [1188] [1189] .

У. Миллер в работе 1960 г. также попытался объяснить отклоняющееся поведение представителей нижних социально-экономических слоев свойственной им специфической культурой, которая не связана с культурой среднего класса. По его мнению, для представителей этой субкультуры быстрый успех, богатство даже

посредством совершения преступления значат больше, нежели упорный труд По мнению других криминологов, социальные группы могут одобрять только отдельные формы преступности (чаще всего незначительные правонарушения)

либо совершение преступлений при определенных условиях (например, воровство для того, чтобы добиться финансового успеха при отсутствии возможности

достичь этого общепринятым способом)

На основании проведенных в науке исследований можно утверждать, что выделение категории криминальной субкультуры является закономерным. По большей части преступное поведение является субкультурным, коллективно организованным вокруг системы символов, ритуалов и общего значения Преступный образ жизни неизбежно сопровождается возникновением культурных феноменов в рамках криминальной субкультуры [1190] [1191] [1192] . Указанный вид культуры возникает в местах лишения свободы и поддерживается профессиональными преступниками [1193] . Изучение данного феномена помогает лучше понять внутренние законы, по которым живет преступная среда, изучить механизм воспроизводства преступности [1194] [1195] [1196] . Этому вопросу уделяется значительное внимание в науке . Вместе с тем в настоящее время его отдельные аспекты изучены не в полной мере.

Другие считают, что криминальная субкультура - это образ жизнедеятельности лиц, объединившихся в криминальные группы и придерживающихся определенных законов и традиций [1198] . Есть мнение, что криминальная субкультура - это обработанная преступным миром под себя система ценностей (человеческих, духовных, интеллектуальных, материальных, эстетических), противопоставляемая общечеловеческим сокровищам и оценкам [1199] [1200] [1201] [1202] .

количества правонарушении влечет увеличение числа преступных деянии

(выдворение иностранцев, совершивших преступление, запрет на приобретение

оружия, лишение избирательных и других прав и т. д.)

относиться к проявлениям криминальной субкультуры, генерирующей

преступность, и включаться в объект исследования криминологии

Личность преступника формируется не в момент совершения преступления, а в течение длительного периода времени, предшествующего этому событию. Поэтому профилактика преступлений должна предполагать не только работу с лицами, уже совершившими уголовно наказуемые деяния, но и с теми, кто лишь приобщается к криминальной субкультуре. Указанная деятельность должна быть нацелена, прежде всего, на повышение конкурентоспособности господствующей культуры, в которой верховенство закона признается основополагающей ценностью.

Следует проанализировать содержание криминальной субкультуры.

Прежде всего, в нее следует включать традиции и обычаи, по которым живет преступный мир. Указанные традиции и обычаи оформляются в виде определенной системы норм, выражаются через особые языковые формы (жаргон), татуировки, мимику, жесты, обряды, а передаются посредством так

называемого преступного фольклора (песни, стихи, поговорки и т. п.) Культивируемые в уголовной среде традиции и обычаи выступают принципами и образцами преступной деятельности и формами, средствами передачи преступного опыта, способствуют преемственности преступного поведения, стимулируют преступность

Криминальной субкультуре, как и культуре вообще, свойственен символизм. Как отмечают зарубежные авторы, символика и стиль банд существуют как среда значения и для самих участников этих банд, и для офицеров служб пробации, которые осуществляют надзор за ними . Соответствующие символы используются как средство маркировки преступников: во-первых, для коммуникации внутри преступной субкультуры, во-вторых, для контроля за представителями данной субкультуры со стороны господствующей культуры.

Только нематериальными объектами криминальная субкультура не может ограничиваться. К ее артефактам нужно относить и предметы материального мира, предназначенные или приспособленные для совершения преступлений. К числу феноменов материальной криминальной субкультуры можно относить и результаты творчества преступников [1216] [1217] [1218] [1219] . Указанные артефакты, в том числе

литературные произведения, произведения искусства, включая скульптуры,

картины, могут быть источником весьма важных сведений

C учетом вышеизложенного под криминальной субкультурой можно понимать подсистему культуры, созданную лицами, нарушившими уголовноправовые запреты, и потребляемую лицами, разделяющими ценности указанной

Криминальную субкультуру образуют следующие элементы:

1) ценности, то есть совокупность стандартов оценки, принятых в данной субкультуре;

2) система норм в виде законов и обычаев преступного мира;

3) фольклор, то есть устное творчество (например, песни, поговорки);

4) символы (татуировки), знаки, передаваемые при помощи мимики, жестов, и обряды;

5) материальные артефакты (документы, орудия и средства, специально предназначенные для применения в противоправной деятельности, иные предметы материального мира, используемые для организации и совершения преступлений).

Криминальную субкультуру подразделяют на виды. Так, Д. А. Корецкий, В. В. Тулегенов выделяют субкультуру представителей профессиональной преступности, субкультуру представителей организованной преступности и субкультуру наркоманов . Думается, что субкультура наркоманов является самостоятельной разновидностью девиантных субкультур. Профессиональная и организованная преступность имеют много общего, в связи с чем разграничивать их в рамках криминальной субкультуры вряд ли обоснованно.

Криминальная субкультура, безусловно, находится в состоянии конкуренции с доминирующей культурой. Негативным итогом такой конкуренции может быть разрушение системы доминирующих культурных ценностей, что закономерно приведет общество к коллапсу. М.П. Клейменов по этому поводу пишет: «. в криминализации фокусируются, концентрируются процессы культурной инволюции, а точнее сказать, вспышки культурной мутации, поскольку наиболее зримо культура превращается в свой антипод стихийно, скачкообразно, и именно в эти стихийные периоды общество криминализируется самыми быстрыми темпами. Иначе говоря, криминализация представляет собой закономерный результат вандализации, искусственного разрушения культурного ядра данного

На основании вышеизложенного применение теории субкультур в уголовном праве и криминологии представляется достаточно актуальным, поскольку нередко совершение преступлений объясняется конфликтом доминирующей культуры и субкультуры, которой принадлежит виновный. В особенности серьезное влияние на формирование противоправной модели поведения оказывает криминальная субкультура, которая осложняет реализацию мер по противодействию преступности. Названные обстоятельства должны учитываться в государственной политике, направленной на противодействие преступным деяниям. Кроме того, весьма действенным механизмом профилактики преступности представляется диалог культур, который способствует формированию толерантного отношения к представителям культурных меньшинств, снимает противоречия между господствующей культурой и субкультурами. [1227]

Теория субкультур

В этой работе Селлин описал криминогенный фактор, как конфликт между культурными ценностями различных сообществ. В последующем американский социолог Альберт Коэн разработал свою концепцию субкультур на основе теории Селлина.

Соединив положения теории социального напряжения и субкультурной теории, мы получим типологию девиантных субкультур. Эти типы различаться между собой, прежде всего, доминирующей формой девиантного поведения. Итак, выделяют следующие субкультуры:

1. Криминальная, использующая насилие и преступления для достижения одобряемых и поддерживаемых обществом целей (успех и материальное благополучие). Это субкультура организованных преступных групп (ОПГ), подходящих к нарушению норм инструментально — с позиций выгоды. Дисциплина является одной из важных ценностей, без нее ОПГ не сможет действовать эффективно. Культ силы и мужества, царящий в этих группах, связан со спецификой используемых средств достижения целей, без поддержки этих ценностей невозможно регулярное использование насилия — одного из главных средств. В то же время ОПГ склонны не применять насилие, если в этом не возникает необходимости, как, например, в случае интеллектуальной преступности (финансовые махинации, хакерские преступления).

Интересным практическим выводом из теории субкультур является положение, согласно которому, коррекция криминогенного общества часто невозможна без разрушения криминальной субкультуры, которая защищает криминальное сознание от воспитательного воздействия общества. Поскольку криминальная субкультура, как уже говорилось выше, зачастую есть реакция на те или иные аспекты социальной системы, то, возможно, речь должна идти об изменениях в доминирующей культуре общества.

Субкультурные теории не объясняют, конечно, почему девиантные нормы и ценности проявляются в обществе. Почему тогда, когда существуют доминирующие ценности, отрицающие делинквентность, некоторые субкультурные группы придают позитивное значение антиобщественному поведению? Эти теории также не объясняют, почему одни члены общества принимают девиантную систему ценностей, тогда как другие, находясь в тех же условиях, отрицают ее.

Индивиды делают выбор. Есть масса примеров, когда люди вырываются из субкультурного окружения, в котором они находятся. Несмотря на эти критические замечания, нельзя отрицать значение социализации для формирования девиантного поведения. Доказательства важности последствий социализации обнаруживаются практически в любой форме девиантного поведения — от употребления наркотиков и подростковой делинквентности до организованной преступности.

В то же время, если в качестве теоретической основы анализа субкультурных исследований использовать теории конфликта и социального напряжения, помогающих определить причины появления антисоциальных ценностей (невозможность следования культурным целям), то это может способствовать выработке более глубокого подхода к пониманию феномена девиантного поведения.

Читайте также: