Эдмунд спенсер биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Античная литература в своей самобытности и естественности была, есть и остаётся неиссякаемым источником вдохновения для многих авторов. Люди веками анализировали причины столь сильного влияния нетленных образов и мотивов, кочевавших и изменяющихся от одной цивилизации к другой, но сохранивших основу, от которой авторы не могут отказаться по сей день. Однако был в истории человечества период, когда культура и традиции античности способствовали выведению мирового искусства на качественно иной уровень и задали тем самым вектор развития всем последующим эпохам. Именно его называют Ренессансом.

Биография

В это время жил и творил известный английский поэт елизаветинской эпохи Эдмунд Спенсер (ок. 1552-1599). Он был сыном торговца сукном, но при этом имел весьма знатных родственников, поспособствовавших впоследствии его поступлению в Кембриджский университет, в качестве бедного студента. Период обучения был важнейшим этапом в формировании его собственных взглядов на искусство, ведь именно в Кембридже Спенсер приобретает обширные знания в латинском, древнегреческом, французском, итальянском языках и во всей связанной с ними литературой: от античных авторов до его современников.

Новая античность

А также упоминания языческих Богов греко-римского пантеона:

Помимо этого в поэме упоминаются многие другие Римские и Греческие поэты, боги, музы и персонажи. Местами Спенсер отсылает к ним не так однозначно, как в вышеуказанных примерах. В ноябрьской эклоге пастух Тэно просит Колина Клаута (сквозного и в тоже время основного персонажа этой поэмы) воспеть смерть Дидоны, что второй успешно осуществляет.

Однако остаётся вопрос: является ли умершая мифологической основательницей Карфагена или же это лишь сельчанка, которая носит её имя, обобщая образ умершей девушки? Существуют аргументы в пользу обеих позиций, однако точного ответа нет.

Эдмунд Спенсер - английский поэт елизаветинской эпохи, старший современник Шекспира, впервые прививший английскому стиху сладкозвучие и музыкальность. Наряду с У. Шекспиром и Дж. Мильтоном признан одним из величайших англоязычных стихотворцев.

Родился в Лондоне (об этом он сообщает в поэме "Проталамион" – Prothalamion), точная дата рождения неизвестна. Посещал Мерчант-Тейлорз-Скул (привилегированную среднюю школу) в Лондоне; в 1569 поступил в Пембрук-колледж в Кембридже, где в 1573 получил степень бакалавра, а в 1576 – магистра.

Неизвестно, чем занимался Спенсер, покинув Кембридж. На основании одного рассуждения из его книги "Взгляд на современное положение Ирландии" (A view of the present…

Эдмунд Спенсер - английский поэт елизаветинской эпохи, старший современник Шекспира, впервые прививший английскому стиху сладкозвучие и музыкальность. Наряду с У. Шекспиром и Дж. Мильтоном признан одним из величайших англоязычных стихотворцев.

Родился в Лондоне (об этом он сообщает в поэме "Проталамион" – Prothalamion), точная дата рождения неизвестна. Посещал Мерчант-Тейлорз-Скул (привилегированную среднюю школу) в Лондоне; в 1569 поступил в Пембрук-колледж в Кембридже, где в 1573 получил степень бакалавра, а в 1576 – магистра.

Неизвестно, чем занимался Спенсер, покинув Кембридж. На основании одного рассуждения из его книги "Взгляд на современное положение Ирландии" (A view of the present state of Ireland) можно предположить, что он посетил эту страну в 1577. Когда в 1578 Джон Янг (в прошлом глава Пембрук-колледжа) стал епископом Рочестерским, он взял Спенсера к себе секретарем. В следующем году Спенсер какое-то время служил в доме графа Лестера. К концу 1579 он опубликовал, без указания имени, "Календарь пастуха" (Shepheardes Calender). Поскольку книга содержала критику церковной политики правительства Елизаветы, анонимность издания была, вероятно, оправданной мерой предосторожности. Если Спенсер надеялся, что посредничество графа Лестера поможет ему получить место при королевском дворе, то он обманулся в своих ожиданиях: летом 1580 он отправился в Ирландию в качестве секретаря лорда Грея, наместника в Ирландии. Это назначение открыло перед Спенсером путь к успешной карьере в ирландской правительственной администрации.

К этому времени Спенсер уже был женат – в 1579 он обвенчался с Макабией Чайлд. Проработав два года у лорда Грея, начал самостоятельную карьеру и служил сначала в Дублине, а позднее на юге Ирландии. Наиболее прибыльной – и беспокойной – оказалась должность заместителя секретаря Совета по делам провинции Манстер. В 1587 английские лендлорды начали колонизацию Манстера и стали прибирать к рукам большие угодья, конфискованные у ирландских мятежников. Поскольку Спенсер в тот момент находился в Манстере, ему удалось получить имение близ Корка, площадью 1200 га. Теперь он сам вошел в круг крупных землевладельцев и постепенно освободился от своих должностных обязанностей. Все это время он понемногу писал "Королеву фей" (Faerie Queene). К лету 1589, очевидно, была в основном закончена та часть поэмы, которая теперь составляет ее первые три книги: У. Рэли видел рукопись, когда навещал поэта в его ирландском имении. Осенью Рэли вернулся в Лондон вместе со Спенсером.

Благодаря Рэли он был представлен королеве, посвятил ей "Королеву фей" и был вознагражден ежегодной пенсией в 50 фунтов. Он оставался в Лондоне почти 18 месяцев и за это время отправил издателям первые три книги "Королевы фей" (1590) и две меньшие по объему работы – элегию "Дафнаида" (Daphnaida, 1590) и сборник стихотворений разных жанров "Жалобы" (Complaints, 1591). Спенсер вернулся в Ирландию, успев приобрести прочную репутацию крупнейшего поэта. Дабы отметить свое триумфальное возвращение и выразить признательность Рэли, он начал сочинять поэму (завершена лишь в 1595) под названием "Возвращение Колина Клаута" (Colin Clout's Come Home Again).

Библиография

1579 — Календарь пастуха / The Shepheardes Calender
1590 — Королева Фей / The Faerie Queene (книги 1-3)
1590 — Дафнаида (элегия) / Daphnaïda
1591 — Жалобы (сборник стихотворений) / Complaints
1595 — Аморетти и Эпиталама / Amoretti and Epithalamion
1596 — Проталамион (поэма) / Prothalamion
1596 — Четыре гимна (поэма) / Fowre Hymnes
1596 — Королева Фей / The Faerie Queene (книги 4-6)

Эд́мунд Спе́нсер (англ. Edmund Spenser ; ок. 1552 — 13 января 1599, Лондон) — английский поэт елизаветинской эпохи, старший современник Шекспира, впервые прививший английскому стиху сладкозвучие и музыкальность.

Произведения Спенсера издаются во многих странах мира, имеется огромное количество работ, посвящённых его жизни и поэзии, создано Международное Спенсеровское общество. С 1980 г. начал выходить специальный научный журнал, в котором публикуются статьи о Спенсере и его произведениях. [2]

Содержание

Биография

Детство и юность



Начало карьеры

Спенсер в Ирландии



Возвращение в Ирландию и женитьба



Последние годы жизни

Творчество Спенсера

В то время как французские реформаторы поэзии (Плеяды) нацелились главным образом на чеканку новых слов, используя латинский и греческий языки, Спенсер, напротив, был преднамеренно архаичен. Со своими литературными архаизмами он смешивал особенности южного английского диалекта, который стал основой его литературной изысканной беседы, а также северные разновидности английского языка, которые использовались для изображения героев поэмы простоватыми и бесхитростными. Помимо этих двух источников своего словаря Спенсер использовал значительное число слов собственного изобретения, которые соответствовали стилю его стиха.





В последние десятилетия XX в. появилось множество критических работ о сонетах Спенсера, в которых представлены разные подходы рассмотрения “Amoretti”: нумерологический, аллегорический, мифологический, иконографический, риторический, игровой и т.д. Каждый подход вносил какие-то новые черты в прочтение спенсеровского сонетного цикла. Можно отметить главные составляющие сонетного цикла Спенсера:



Другие произведения

Основная литература о Спенсере на русском языке

Изданные переводы Спенсера на русский язык

  • Гербель Н.В. Английские поэты в биографиях и образцах. СПб., 1875.
  • Европейские поэты Возрождения / БВЛ. Серия первая. М., 1974. Т.32. С. 483-497.
  • Спенсер Эдмунд. Amoretti и Эпиталама. Сост. И. И. Бурова. СПб., 1999.
  • Спенсер Эдмунд. Любовные послания. Цикл из 88 сонетов. Перевод, вступ. ст. и примеч. А. В. Покидова. М., 2001.
  • Amoretti, Анакреонтика и Эпиталамий / пер. А. Лукьянова // Спенсер, Эдмунд. Сонеты, песни, гимны о Любви и Красоте. М. : "СПСЛ" ; Русская панорама, 2011.
  • Четыре Гимна / пер. В. Кормана // Спенсер, Эдмунд. Сонеты, песни, гимны о Любви и Красоте. М. : "СПСЛ" ; Русская панорама, 2011.

Примечания

Ссылки

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 мая 2011.

СПЕНСЕР, ЭДМУНД (Spenser, Edmund) (ок. 1552–1599), английский поэт, наряду с У. Шекспиром и Дж. Мильтоном признан одним из величайших англоязычных стихотворцев. Родился в Лондоне (об этом он сообщает в поэме ПроталамионProthalamion), точная дата рождения неизвестна. Посещал Мерчант-Тейлорз-Скул (привилегированную среднюю школу) в Лондоне; в 1569 поступил в Пембрук-колледж в Кембридже, где в 1573 получил степень бакалавра, а в 1576 – магистра.

Неизвестно, чем занимался Спенсер, покинув Кембридж. На основании одного рассуждения из его книги Взгляд на современное положение Ирландии (A view of the present state of Ireland) можно предположить, что он посетил эту страну в 1577. Когда в 1578 Джон Янг (в прошлом глава Пембрук-колледжа) стал епископом Рочестерским, он взял Спенсера к себе секретарем. В следующем году Спенсер какое-то время служил в доме графа Лестера. К концу 1579 он опубликовал, без указания имени, Календарь пастуха (Shepheardes Calender). Поскольку книга содержала критику церковной политики правительства Елизаветы, анонимность издания была, вероятно, оправданной мерой предосторожности. Если Спенсер надеялся, что посредничество графа Лестера поможет ему получить место при королевском дворе, то он обманулся в своих ожиданиях: летом 1580 он отправился в Ирландию в качестве секретаря лорда Грея, наместника в Ирландии. Это назначение открыло перед Спенсером путь к успешной карьере в ирландской правительственной администрации.

К этому времени Спенсер уже был женат – в 1579 он обвенчался с Макабией Чайлд. Проработав два года у лорда Грея, начал самостоятельную карьеру и служил сначала в Дублине, а позднее на юге Ирландии. Наиболее прибыльной – и беспокойной – оказалась должность заместителя секретаря Совета по делам провинции Манстер. В 1587 английские лендлорды начали колонизацию Манстера и стали прибирать к рукам большие угодья, конфискованные у ирландских мятежников. Поскольку Спенсер в тот момент находился в Манстере, ему удалось получить имение близ Корка, площадью 1200 га. Теперь он сам вошел в круг крупных землевладельцев и постепенно освободился от своих должностных обязанностей. Все это время он понемногу писал Королеву фей (Faerie Queene). К лету 1589, очевидно, была в основном закончена та часть поэмы, которая теперь составляет ее первые три книги: У. Рэли видел рукопись, когда навещал поэта в его ирландском имении. Осенью Рэли вернулся в Лондон вместе со Спенсером.

Благодаря Рэли он был представлен королеве, посвятил ей Королеву фей и был вознагражден ежегодной пенсией в 50 фунтов. Он оставался в Лондоне почти 18 месяцев и за это время отправил издателям первые три книги Королевы фей (1590) и две меньшие по объему работы – элегию Дафнаида (Daphnaida, 1590) и сборник стихотворений разных жанров Жалобы (Complaints, 1591). Спенсер вернулся в Ирландию, успев приобрести прочную репутацию крупнейшего поэта. Дабы отметить свое триумфальное возвращение и выразить признательность Рэли, он начал сочинять поэму (завершена лишь в 1595) под названием Возвращение Колина Клаута (Colin Clout's Come Home Again).

Сюжетный материал шедевра Спенсера, Королевы фей, одной из самых длинных поэм на английском языке, во многом восходит к Неистовому Роланду Ариосто, жизнерадостному и остроумному рыцарскому роману; однако в отличие от него Королева фей заключает в себе серьезную моральную аллегорию и строится на глубоком анализе человеческого поведения. Каждая из шести завершенных книг поэмы имеет своего героя, олицетворяющего, соответственно, благочестие, умеренность, целомудрие, дружбу, справедливость, учтивость. Таким образом, поэма в целом прославляет деятельную жизнь во имя добродетели. Однако Спенсера занимали не только вечные истины, но и современная жизнь. У главной героини, феи Глорианы, был прототип – королева Елизавета. Бельфеба, дева-охотница, олицетворяет целомудрие королевы, Марсилла – ее справедливость, Уна – заботу о религии, а Бритомартис, самая интересная из героинь Спенсера, названа в ряду мифических предков Елизаветы.

Сквозной и главной темой Королевы фей является борьба между любовью (с ее стремлением навеки сохранить красоту, радость и добро) и разрушительными силами времени и перемен. С последними у Спенсера связана идея обмана, и в его рассказе есть множество персонажей, которые вводят героев в заблуждение ложным обличьем. Вновь и вновь Спенсер настойчиво возвращается к своему кредо: невозможно прожить добродетельную жизнь, не приучив свой рассудок отличать то, что лишь кажется добром, от того, что является таковым на самом деле.

Для своей длинной поэмы Спенсер придумал особую строфу, которая теперь называется его именем. Исходными моделями для нее послужили строфа Чосера (использованная в состоящей из 5 книг поэме Троил и Хризеида) и строфа Ариосто (в Неистовом Роланде). Спенсерова строфа, чуть более длинная и заключающая в себе эффект перебивки ритма (за счет добавления лишней стопы в девятом стихе), способна передать поразительное многообразие стилистических интонаций: она удобна и для неторопливого описания, и для сюжетного повествования с быстрой сменой действий, и для энергичного диалога с короткими репликами.

Еще одна отличительная черта поэмы – ее совершенно особый язык. В основе это хороший елизаветинский английский, но как бы замаскированный причудливой орфографией и вкраплениями слов из эпохи Чосера, грамматические формы которых автор достаточно произвольно видоизменяет.

В бумагах Спенсера осталось одно прозаическое произведение, Взгляд на современное положение Ирландии, которое было опубликовано лишь в 1633. В нем приводятся аргументы в пользу полного и эффективного завоевания Ирландии военным путем и установления там порядков, соответствующих английским идеалам общественного устройства.

Читайте также: