Реформа государственной и муниципальной службы при петре 1 кратко

Обновлено: 05.07.2024

До момента вступления Петра на престол система государственного управления была очень неудобной, несовершенной и громоздкой, что едва ли справлялась с наведением порядка на территории России. Особенно остро это ощущалось после присоединения больших территорий в результате завоевательных походов, на местах практически отсутствовало должное управление, что не минуемо, могло привести к кризису. А те органы, которые кое – как ещё могли продолжать свою работу давно устарели, например приказы уже практически не справлялись со своими функциями, все вело к тому, что необходимо было данную систему коренным образом реформировать, за что и взялся новый император.

Так как изменения стоило проводить в короткие сроки, и немедленно четко продуманного плана у самодержца не было, это сразу стало понятно, ведь многие преобразования были не до конца оформлены или носили половинчатый характер, но, несмотря на все Петр знал, что хотел и шел к своей цели. В процессе корректируя свои замыслы.

Реформирование.

К его компетенции относилось:
- разработка новых законодательных актов;
- контролирование системы местного судейства;
- рассмотрение жалоб;
- налоговый и финансовый контроль;
- кредитные отношения;
- контроль за работой на местах и др.

3) Коллегии. Еще одно важное нововведение связано с появлением коллегий. Именно они пришли на смену устаревшим и несовершенным приказам. Коллегиальную систему управления царь фактически заимствовал у Европы. Именно там он впервые с ней познакомился. Процесс их появления относится к 1717 – 1726 года. Преимуществом данной реформы стало то, что коллегиальный принцип стал четко разграничивать сферы влияния органов управления. Всего коллегий было одиннадцать, у каждой свои заботы, например - штатс- коллегия ведала только денежными вопросами государства, мануфактур – только промышленностью, адмиралтейская – флотом соответственно.

4) Герольдмейстер и Рекетмейстер. Для упорядочения службы государевой в Сенате появилась высшая должность – герольдмейстера, в его подчинении находилась вся служба людей дворянского происхождения. Именно ему необходимо было строго следить за процедурой регистрации прохождения службы. Это был большой шаг вперед в плане кадровой работы при высшей администрации. Рекестместер, еще одна новая должность, этот человек должен был рассматривать жалобы, поданные на коллегии в случаи невнимательности, волокиты или неправильно – принятого решения.

5) Тайная канцелярия, еще один новый орган, появилась она в 1718 году, ее основная функция – сыск и суд, канцелярия работала вместе с Преображенским приказом, так как у него были схожие функции.

6) Прокуратура, она появилась так же благодаря великому реформатору, первоначально выполняла общий надзор. Прокуроры имели право приостанавливать решение вынесенные судом.

7) Полиция, еще одно петровское новшество, это новый орган в системе государственного управления. Главная задача, которую ставили перед полицией - оберегать монархические традиции и крепостное право. В 1718 году в Петербурге была открыта Главная полиция. Чуть позже именно полиция стала ведать вопросами порядка в городе, а так же следила за городским потребным внешнем видом, например мощение улиц или осушение болот так же входило в ее обязанности. Чуть позже на полицию возложили судейские полномочия (назначение наказания).

8) Синод. Помимо коллегий было решено изменить систему церковных учреждений. Петр учредил высший церковный орган управления – Синод. Для его правильного функционирования был разработан специальный регламент, опубликованный в 1721 году. Это нововведение было очень важно, так как Петру удалось внести церковь в цельный механизм работы государства.

9) Табель о рангах. Это новый законодательный документ, который произвел четкое разделение между военной и гражданской службой. Всего было предусмотрено 14 рангов. Как только человек достигал восьмого разряда, ему тут же присуждался титул потомственного дворянина. Получается, отныне не значило, знатен человек или нет, только его личные качества могли влиять на его продвижение.

Итоги проведенных реформ.

1) Построена четкая вертикаль органов власти, которые находятся в подчинение непосредственно у императора, то есть стали более существенно проявляться зачатки абсолютной власти самодержца.
2) Полностью обновлен административный аппарат.
3) Впервые решения принимаются сообща – коллегиально.
4) Боярские и дворянские роды отныне не имеют никакой политической силы.
5) Возросло количество чиновничьего аппарата.

В допетровской Руси служебное право имело главным источником обычай. Согласно ему, все, кто исполнял государственные функции по назначению государства и на договорной основе с ним делились на несколько групп, расположенных в иерархическом порядке и формировавшихся преимущественно по наследственному статусу.

Даже к концу XVII века деятельность должностных лиц в государстве отличалась универсальностью. Петр I на практике приступил к преобразованию государственной службы раньше, нежели обратился к законодательству. Прежде всего, он разрушал обычай, игнорируя при назначении и формировании своего ближайшего окружения социальное положение и происхождение выдвигавшихся им лиц. Вытесняя обычай, Петр учреждал ордена, вводил новые должности. К законотворчеству в этой схеме Петр перешел в 1708 году, издав указ, предоставлявший всем офицерам потомственное дворянство. Этим документом было установлено одно из коренных начал реформы государственной службы. Отныне не социальный статус обуславливал служебное положение, а наоборот, служебный успех повышал социальный статус, менял сословную принадлежность. Завершая свои государственные реформы в начале 1720 года, Петр издал 2 законодательных акта, ставших важнейшими источниками служебного права – генеральный регламент и Табель о рангах. Именно Табель о рангах вводила и закрепляла деление государственной службы на отрасли, что создавало основу для профессионализации государственных служащих. Должности по всем отраслям государственной службы были иерархически распределены по классам или рангам.

Петр сохранил принцип местничества за пределами государственной службы, явно преследуя цель утвердить зависимость социального положения от служебного. Это было связано и с сословным аспектом реформы. Именно чины – принадлежность к классу сообщали сословный статус, и, что особенно важно, потомственное дворянство.

Вместо Боярской думы в 1700 был создан Совет Министров, заседавший в Ближней канцелярии, а в 1711 г. - Сенат, который к 1719 г. превратился в высший государственный орган. С созданием губерний многочисленные Приказы прекратили свою деятельность, их заменили Коллегии, которые подчинялись Сенату. В системе управления также действовала Тайная полиция – Преображенский приказ (ведал делами государственных преступлений) и Тайная канцелярия. Оба учреждения находились в ведении самого императора.

Административные реформы Петра I

Областная (губернская) реформа Петра I

Крупнейшей административной реформой местного управления было создание в 1708 г. 8 губерний во главе с губернаторами, в 1719 г. их число увеличилось до 11. Вторая административная реформа поделила губернии на провинции во главе с воеводами, а провинции – на дистрикты (уезды) во главе с земскими комиссарами.

Городская реформа (1699-1720 гг.)

Для управления городом были созданы Бурмистерская палата в Москве, переименованная в ноябре 1699 г. в Ратушу, и магистраты, подчинявшиеся Главному магистрату в Петербурге (1720 г.). Члены Ратуши и магистратов избирались путем выборов.

Реформы, начатые Петром Великим, изменили характер государственной власти и управления. Нечеткое распределение функций между приказами, медлительность в решении дел, непонимание руководителями приказов новых задач, наконец, казнокрадство – все это подталкивало Петра к поискам новых форм организации гос. аппарата.

В конце XVII в. высшим органом гос. управления оставалась Боярская дума. Этот институт оказался безнадежно устаревшим и не вписывался в начатые Петром преобразования. Боярская дума фактически вымирала: на место скончавшихся царь назначал новых членов. Это означало падение роли данного института в государственном управлении.

По этой причине в 1669 г. при Боярской думе была создана Ближняя канцелярия, в чьих руках и оказалась сосредоточенной реальная власть.

Усиление власти царя выразилось в создании Кабинета Петра 1 . Это учреждение имело характер личной канцелярии главы государства по многим вопросам законодательства и управления.

Сначала функции сената были законосовещательными и исполнительными.

Организовывать и контролировать деятельность сената было поручено генерал-прокурору.

В отличие от Боярской думы правительственный Сенат уже в первые годы своей деятельности стал бюрократическим учреждением со штатом назначаемых чиновников, делопроизводителей и подведомственными учреждениями.

Реформы местного самоуправления.

18 дек 1708 г. появился царский указ об образовании губерний. Территория страны была разделена на 8 губерний: Московскую, Ингерманландскую, Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Архангельскую и Сибирскую. В 1712 г. была добавлена Рижская губерния, а в 1714 Нижегородская и Астраханская.

Губернии возглавлялись губернаторами. Все они были представителями царской администрации и свои решения принимали от имени царя. Губернатор был наделен колоссальными полномочиями: сборы налогов, контроль за доходами и расходами губернии, административных и хозяйственных функций, так же судебной властью и одновременно был главнокомандующим расположенных на вверенной ему территории войск.

Создание коллегий

· Коллегия иностранных дел. В ее ведении находилась внешняя политика государства.

· Военная коллегия. Занималась сухопутными войсками.

· Адмиралтейская коллегия. Контролировала морской флот России.

· Канцелярия юстиции. Занималась судебными делами, включая гражданские и уголовные дела.

· Берг-коллегия. В ее подчинении находилась горная промышленность страны, а также заводы для этой промышленности.

· Мануфактур-коллегия. Занималась всей мануфактурной промышленностью России.

Фактически можно выделить только одно отличие коллегий от приказов. Если в последних решение всегда принимал один человек, то после реформы все решения принимались коллегиально. Конечно, решали не многие, но всегда у руководителя было несколько советников. Они и помогали принимать правильное решение. После введения новой системы была разработана специальная система, контролирующая деятельность коллегий. Для этих целей был создан Генеральный регламент. Он был не общий, а издавался для каждой коллегии в соответствии с ее спецификой работы.

Новая система государственной службы при Петре 1

Указ о единонаследии имел, вне зависимости от воли законодателя, еще один важный результат. Он на практике уравнял поместье (то есть земли с крестьянами, полученными за службу) с вотчинами, то есть землями, передаваемыми по наследству. Это способствовало ликвидации прежних сословных перегородок внутри господствующего класса - дворянства.

Возложение обязанности службы на дворян было обусловлено тем, что это было наиболее обеспеченное и образованное сословие. Когда вследствие нехватки дворян или по иным причинам на классную должность назначался не дворянин, то он приобретал права дворянства. Но такая возможность рассматривалась как исключительная и вынужденная. В течение всего столетия возможность получения дворянства за заслуги последовательно усложнялась. И тем не менее возможность получения дворянства (в гражданской службе до VIII разряда личное, не передающееся по наследству, и с VIII - потомственное), было серьезным стимулом для поступления на государственную службу.

Итоги реформ Петра I

В России установлен режим абсолютизма. За годы своего царствования Петр создал государство с более совершенной системой управления, сильной армией и флотом, стабильной экономикой. Произошла централизация власти.

Быстрое развитие внешней и внутренней торговли.

Упразднение патриаршества, церковь потеряла свою самостоятельность и авторитет в обществе.

Был достигнут огромный прогресс в области науки и культуры. Поставлена задача государственной важности – создание российского медицинского образования, а также положено начало российской хирургии.

Реформа управления Петра I

Реформы управления Петра Первого затронули все аспекты Российского государства

К выводу о необходимости проведения реформы государственного управления Пётр I пришёл после своего Великого посольства, долгой заграничной поездки по странам Европы. Царя не смущало то, что преобразования, которые он начал с энтузиазмом проводить, вызывали недовольство и бояр, и простого народа – дворяне опасались потери влияния, а простолюдины в штыки воспринимали насаждение “чужеземных обычаев”. Более того, в народе бытовало мнение, что самодержец и сам не понимает до конца сути этих реформ! Что, конечно же, было не так, но попытки царя изменить Россию изнутри часто наталкивались на сопротивление всех существовавших тогда сословий. Несмотря на это, государственные реформы управления Петром I постепенно всё же были проведены, медленно, шаг за шагом. Царь был убеждён в том, что не может существовать интересов превыше государственных, а потому он стремился к абсолютизму, то есть пытался забрать всю власть у бояр и духовенства, сосредоточив её исключительно в своих руках.

Пётр I

Термины реформы управления Петра I

  • Абсолютизм. Абсолютная монархия означает средоточение власти в руках верховного правителя. Никакие парламенты, духовные лидеры и т. п. при развитом абсолютизме не играют заметной роли.
  • Губерния. Высшая территориальная единицы после реформы государственного управления Петра I. Современная Россия состоит из субъектов федерации, а петровская Россия состояла из губерний.
  • Коллегия. Центральные органы управления различных отраслей – иностранных дел, юридических дел, здравоохранения и т. д. В начале XIX века коллегии были заменены министерствами.
  • Сенат. Группа приближённых царя, которым он доверял управление страной в своё отсутствие. Первый Правительствующий сенат состоял из 9 человек.
  • Табель о рангах. Глобальная таблица, которая содержала в себе перечень всех соответствий между гражданскими, армейскими и придворными чинами.
  • Главный магистрат. Высшее государственное учреждение, главенствующее над магистратами других городов. Обычные магистраты были органами местного самоуправления, то есть локальной администрацией.

Таблица реформ государственного управления Петра I

ДатаСобытие
1708 – 1710 годыУчреждение губерний
1711 годУчреждение Сената, окончательно заменившего Боярскую думу
1714 годУказ о единонаследии, стеревший границы между поместным дворянством и боярами. Теперь все сыновья дворян, кроме одного, назначенного наследником, обязаны были служить на государственной службе.
1718 – 1721 годыУчрежденеи Коллегий, заменивших Приказы и ставших, по сути, прообразом министерств
1721 годПровозглашение России империей, а Петра I – императором
1722 годУчреждение должности генерал-прокурора, который руководил Сенатом и утверждал принятые им решения
1722 годУчреждение Табеля о рангах, чёткой таблицы соответствий между чинами армейской, придворной и гражданской службы
Таблица основных событий реформ управления Петра I

Причины реформы государственного управления Петра I

Причины реформы управления Петра I

Неэффективность Боярской думы стала одной из причин реформ управления Петра Первого

  • Постоянные войны. Россия много воевало, и регулярные боевые действия требовали огромных финансовых расходов, а также мобилизации населения. Чтобы пополнить государственную казну и сделать государственный аппарат более эффективным, царь решился на модернизацию. Это было основной причиной реформ управления Петра I, так как до этих преобразований он не мог собрать достаточно денег на военные нужды.
  • Неэффективность Боярской думы. Этот неповоротливый орган власти был по меркам той эпохи устаревшим, и с момента прихода к власти Петра Первого его роль в управлении государством неуклонно снижалась. В начале XVIII века вместо Думы был учреждён Сенат.
  • Бюрократия и злоупотребления властью. Стремясь искоренить эти явления, Пётр I решил усовершенствовать государственный аппарат. Одним из его нововведений стало появление должности фискалов, то есть людей, ведущих негласный надзор за органами государственной власти на местах.

Оружие Первой мировой войны

Оружие Первой мировой войны 1914-1918 кратко

Восстание ихэтуаней

Восстание ихэтуаней в Китае. Причины, итоги, события, суть, участники, лидеры.

Цели реформы государственного управления Петра I

Цели реформы управления Петра I

Главной целью всех реформ управления Петра I было пополнение государственной казны

Основной задачей своего царствования Пётр Великий считал укрепление России, как внутреннее (стабильность), так и внешнее (расширение и защита границ). Царь добился своего, превратив Россию в империю и короновав самого себя, как императора, по итогам Северной войны. Но преобразованиями он занялся ещё раньше, и Северная война (а также война с Османской империей на юге) была одной из причин, по которой самодержец отчаянно нуждался в деньгах. Основной целью реформ государственного управления Петра I было повышение отчислений в казну, а для этого требовалось уменьшить уровень бюрократии и в целом улучшить работу всего механизма государственной власти. Успешное проведение этих преобразований дало ему возможность заложить новые крепости, провести реформу армии, а также выдержать сложнейшую и изматывающую Северную войну, продлившуюся два десятка лет. После победы в ней и было начато строительство Петербурга, который по приказу Петра I стал новой столицей Российской империи.

Суть реформы государственного управления Петра I кратко

Суть реформы управления Петра I

Многие бояре были недовольны тем, что Пётр I приказал им всем брить бороды и носить европейскую одежду

Преобразования затронули все сферы жизни России той эпохи. Интересный факт: самодержец поначалу не имел никакого чёткого плана, но это не помешало ему начать действовать, а уже потом, по факту, сориентироваться и спланировать свои дальнейшие шаги. По сути, реформа управления Петра I была глобальной перестройкой всей страны: старая система административного деления была заменена новой, на смену устаревшим Приказам пришли Коллегии, Боярская дума была упразднена – её заменил Сенат, а роль верховных сановников церкви была сведена к минимуму. Всё это привело к укреплению абсолютной монархии, ничем не ограниченной – Пётр Великий не терпел соперничества, не собирался ни с кем делиться властью. Даже Сенат и Святейший Синод были полностью подчинены ему, и сделать что-либо против воли самодержца они попросту не могли. Впрочем, современные историки всё равно довольно неоднозначно оценивают итоги реформ управления Петра I, указывая на то, что у них были и явные плюсы, и очевидные минусы.


Боярская дума при Петре I окончательно потеряла значение органа влиятельной высшей аристократии. Петр решал все дела с узким кругом приближённых – в большинстве­ незнатных выходцев и даже иностранцев. Рухнула и система прежних многочисленных, малоупорядоченных приказов. Перестало существовать губное самоуправление городов и волостей.

Одной из важнейших административных реформ Петра I было учреждение в 1711 нового высшего государственного органа – Правительствующего Сената. Члены Сената назначались государём, а не получали право заседать там благодаря родовитости своих фамилий. Сенат поначалу считался чисто распорядительным учреждением, без законодательной функции. Назначаемый царём же генерал-прокурор вёл надзор за его работой. Множество прокуроров и фискалов при Петре I ревизовало административные органы на всех уровнях.

Бывшие московские приказы реформой 1718 г. были заменены 12-ю коллегиями по шведскому образцу. Каждая из них ведала свой круг дел: военная, морская, иностранных дел, доходов, расходов, финансового контроля, торговли, добывающей промышленности, обрабатывающей промышленности, юстиции плюс городская коллегия (Главный Магистрат) и церковная (Святейший Синод). Отличие созданных реформой Петра I коллегий от позднейших министерств состояло в том, что в первых практиковалось коллегиальное обсуждение дел их членами, а не единоличное руководство министром.

Завершая разрушение империи Великой Тартарии, принялся за военную реформу на западный манер. Установил механизм получения материального дохода с христианской церкви. Ввёл крепостное право, в то время как в Европе от него избавлялись. Допустил в Российскую империю множество иностранцев (в т. ч. и военных) с привилегиями. Раньше их мало пускали в империю. И их же воровство и коррупция. Начало масштабного переписывания истории империи Великой Тартарии.

Читайте также: