Значение слова рассказ кратко

Обновлено: 03.07.2024

В словаре Синонимов

В словаре Энциклопедии

малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с 18 в. - и очерка. Иногда новеллу и очерк рассматривают как полярные разновидности рассказа.

В словаре Синонимов 2

В словаре Синонимов 3

См. анекдот, книга, сказка
по рассказам.

В словаре Синонимы 4

рассказ — См. анекдот, книга, сказка по рассказам. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. рассказ анекдот, книга, сказка; повествование, описание, история, эпопея, повесть, очерк; притча … Словарь синонимов

рассказ — а, м. rasscasse f. Скорпена. Мак. 1908. Добыл я у знакомого рыбака с полведра красной рыбы, по местному рассказ называется, морские пучеглазые ерши, в придачу взял морского жирного угря, да пяток живых лангуст. С. Черный Настоящий буйабес. // Ч.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

РАССКАЗ — РАССКАЗ, малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с 18 в. и очерка.… … Современная энциклопедия

РАССКАЗ — малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с 18 в. и очерка. Иногда… … Большой Энциклопедический словарь

Рассказ — малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы. Большой толковый словарь по… … Энциклопедия культурологии

РАССКАЗ — РАССКАЗ. 1. Вид монологической речи, словесное изложение каких л. событий, повествование о виденном, слышанном или пережитом говорящим. Ср. лекция, доклад, речь, выступление. 2. Один из словесных методов обучения (общедидактическое понятие),… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

3. Художественное повествовательное произведение небольшого размера, обычно в прозе. Рассказы Чехова. Сборник повестей и рассказов.

Культурология. Словарь-справочник

малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы.

Словарь лингвистических терминов

Жанр речевого общения, разговорной речи; в нем [жанре] преобладает монологическая форма речи внутри диалога или полилога; стратегическая линия общения – солидарность, согласие, кооперация, "разрешение" одному их участников общения реализовать свою коммуникативную интенцию, которая сводится к информации о событиях, фактах, произошедших с рассказчиком или кем-либо; характерная черта рассказа – целостность передаваемой информации, связность фрагментов; рассказчик выступает в роли автора.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

малый эпический жанр, в основе которого изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц — особенности этой жанровой формы.

Рб: роды и жанры литературы

Род: эпические жанры

Пример: М. Горький. "Челкаш", А. Чехов. "Ионыч", И. Тургенев. "Бежин луг"

* "В основе рассказа лежит обычно какой-то отдельный жизненный случай, повествование, которое характеризуется "замкнутостью" (имеет начало и конец) и в котором достаточно полно раскрываются черты изображаемого события или человеческого характера" (Н.А. Гуляев).

"Свои особенности построения имеет малая эпическая форма — рассказ. Емкость детали и глубина подтекста как принципиальные качества малой эпической формы были осознаны в истории литературы сравнительно поздно. Но особенно ярко возможности рассказа раскрываются в литературе XIX—XX вв., в творчестве Пушкина, Мериме, Мопассана, Чехова, О’Генри, Хемингуэя, Паустовского и др." (Л.В. Чернец). *

Ищешь, что значит слово рассказ? Пытаешься разобраться, что такое рассказ? Вот ответ на твой вопрос:

Рассказ это:

Расска́з или нове́лла ( — новость) — основной жанр малой повествовательной прозы. Автора рассказов принято именовать новеллистом, а совокупность рассказов — новеллистикой.

Рассказ

1.процесс действия по гл. рассказать , рассказывать

2.Результат такого действия; то, что рассказывается; изложение каких-либо событий; рассказывание

3.Небольшое художественное повествовательное произведение в прозе.

Рассказ

м.
1) Действие по знач. глаг.: рассказать.
2) То, что рассказывается; изложение каких-л. событий.
3) Небольшое художественное повествовательное произведение в прозе.

Рассказ

Рассказ

малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера Сборник рассказов. рассказ словесное изложение каких-нибудь событий Р. очевидца.

Рассказ

малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с 18 в. — и очерка. Иногда новеллу и очерк рассматривают как полярные разновидности рассказа.

Рассказ

рассказ м.
1) Действие по знач. глаг.: рассказать.
2) То, что рассказывается; изложение каких-л. событий.
3) Небольшое художественное повествовательное произведение в прозе.

Рассказ

1. Действие по глаг. рассказать-рассказывать (редко). Началось чаепитие, разговоры, рассказы губернских новостей. Лесков.

2. Словесное описание, изложение каких-н. событий. Рассказ очевидца. Печален будет мой рассказ. Пушкин.

3. Художественное повествовательное произведение небольшого размера, обычно в прозе. Рассказы Чехова. Сборник повестей и рассказов.

Рассказ

— малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг действующих лиц в Р.ограничен, описываемое действие непродолжительно по времени. Иногда в произведении этого жанра может присутствовать рассказчик . Мастерами рассказа были А.П. Чехов, В.В. Набоков, А.П. Платонов, К.Г. Паустовский, О.П. Казаков, В.М. Шукшин.

Рассказ

малая эпическая жанровая форма художественной литературы — небольшое по объёму изображенных явлений жизни, а отсюда и по объёму своего текста, прозаическое произведение. Его отличие от других прозаических форм осознавалось в рус. литературе постепенно. В 1840-х гг., когда безусловное преобладание прозы над стихами вполне обозначилось, В. Г. Белинский уже отличал Р. и очерк как малые жанры прозы от романа и повести как более крупных ('у г. Буткова нет таланта на романы и повести, и он очень хорошо делает, оставаясь в пределах… рассказов и очерков',
1846). Но различие между Р. и очерком долго ещё не получало ясности. Во 2-й половине 19 в., когда очерковые произведения получили в рус. демократической литературе широчайшее развитие, основываясь очень часто на передаче непосредственных наблюдений над жизнью, отличаясь документальностью, сложилось мнение, до сих пор имеющее сторонников, что очерки всегда документальны, Р. же создаются на основе творческого воображения. По др. мнению, Р. отличается от очерка конфликтностью сюжета, очерк же — произведение в основном описательное. В конце 19 в. в рус. критике было усвоено ещё одно название малого прозаического жанра — новелла , и различие малых жанров ещё усложнилось. Видимо, правильнее было бы понимать Р. как малую прозаическую форму вообще и различать далее среди Р. произведения очеркового (описательно-повествовательного) типа и новеллистического (конфликтно-повествовательного). Очеркового типа Р. обычно заключают в себе 'нравоописательное' содержание, раскрывают нравственно-бытовое или нравственно-гражданское состояние какой-то социальной среды, иногда всего общества (таковы почти все Р. в 'Записках охотника' И. С. Тургенева, многие — у А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. М. Пришвина, И. Бабеля, К. Г. Паустовского). Подобные Р. нередко становились 'эпизодами' больших описательно-повествовательных произведений, иногда с сатирическим пафосом (таковы сатирические повести Дж. Свифта, 'обозрения' М. Е. Салтыкова-Щедрина). Р. новеллистического типа изображают случай, раскрывающий становление характера главного героя ('Повести Белкина' А. С. Пушкина, 'Враги' и 'Супруга' А. П. Чехова, многие 'босяцкие' Р. у М. Горького). Р. этого типа ещё с эпохи Возрождения нередко, развивая характер одного главного героя, соединялись в более крупное произведение -становились эпизодами рыцарских или плутовских приключенческих романов (так построен 'Дон-Кихот' М. Сервантеса, 'Жиль Блаз' А. Р. Лесажа, 'Тиль Уленшпигель' Ш. Де Костера). Именно 'романического' типа содержание (см. ст. Роман )и порождает в рассказах-новеллах их острую конфликтность и быстрые развязки. Но бывает и так, что новеллистическую форму строения сюжета писатель применяет и для выражения 'нравоописательного' содержания ('Муму' Тургенева, 'Смерть чиновника' Чехова, 'Макар Чудра' Горького). Бывают также Р. и национально-исторического ('эпопейного') содержания: такова 'Судьба человека' М. А. Шолохова. (О принципиальном содержательно-структурном разграничении Р. и новеллы, бытующем в советском литературоведении, см. ст. Новелла . )Лит.: Берковский Н. Я., О 'Повестях Белкина', в его книга: Статьи о литературе, М. — Л., 1962; Нагибин Ю., Размышление о рассказе, М., 1964; Нинов А., Современный рассказ, Л., 1969; Антонов С., Я читаю рассказ, М.,

Читайте также: