Сельское расселение китая кратко

Обновлено: 02.07.2024

Китай известен как один из главных мировых производителей продукции сельского хозяйства (табл. 37). Для географии изучение этой отрасли на примере такой огромной страны, как Китай, особенно интересно с позиций выделения внутренних различий и сельскохозяйственного районирования. Знакомство с соответствующими источниками показывает, что подобное районирование может быть более дробным и более генерализированным. Во втором случае обычно выделяют шесть сельскохозяйственных районов.

Первый район можно назвать преимущественно зерноводческим. Он охватывает почти весь Северо-Восток и территориально соответствует в первую очередь обширной равнине Сунляо (Маньчжурской) с плодородными черноземовидными почвами и ландшафтами лесостепи. Это одна из главных житниц страны с посевами яровой пшеницы и гаоляна – разновидности сорго, которая была известна в Китае еще в XII в. К этому району относится и часть Северного Китая.

Второй район имеет зерноводческо-хлопко-водческую специализацию. Ядром его служит Великая Китайская равнина (Северо-Китайская низменность). Идеально ровная поверхность этой равнины, образованная наносами Хуанхэ и других рек, которые ныне протекают выше ее уровня в обвалованных руслах, представляет собой типичный антропогенный сельскохозяйственный ландшафт, почти полностью окультуренный. Это главная в стране область возделывания озимой пшеницы и хлопчатника, вторая после северо-восточной область возделывания сои, которая культивируется здесь уже в течение тысячелетий. Земледелие на Великой Китайской равнине с ее субтропическим муссонным климатом, характеризующимся довольно холодной и сухой зимой, осуществляется при искусственном орошении. Поэтому воды Хуанхэ, Хуайхэ, Великого канала, пересекающего равнину в меридиональном направлении, широко используются для этой цели. Вся ее поверхность буквально испещрена большими и малыми оросительными каналами.


Рис. 104. Сельскохозяйственные районы Китая

На западе к Великой Китайской равнине примыкает также входящее в этот район Лёссовое плато, расположенное в среднем течении Хуанхэ; мощность лёссовых покровов здесь достигает 600 м. Площадь его превышает 600 тыс. км 2 , а живет на этой территории 80 млн человек. Основной зерновой культурой здесь также является озимая пшеница, но есть и посевы хлопчатника. Распространение лёссов и желтоземов привело к тому, что весь этот обширный район стали нередко именовать желтым Китаем.

Третий район имеет четко выраженную рисоводческую специализацию. Он занимает в основном ту часть Восточного Китая, которая находится в бассейне Янцзы. Его северную границу обычно проводят по поднимающемуся на высоту до 4000 м и являющемуся важным климаторазделом хребту Циньлин и далее на восток по р. Хуайхэ. Южную его границу образует хребет Наньлин, разделяющий бассейны Янцзы и Сицзяна. Климат в районе субтропический, муссонный. Из-за преобладания холмистого рельефа площадь распаханных земель здесь в целом не столь велика, как на СевероКитайской низменности, но земли, примыкающие к долине Янцзы, распаханы почти полностью.

Четвертый район охватывает тропическую часть Южного Китая, расположенную к югу от хребта Наньлин. Это область типичного муссонного климата, распространения желтоземов и красноземов. Для бассейна р. Сицзян, побережья Южно-Китайского моря и о. Хайнань характерны ландшафты влажных тропиков. Главная зерновая культура здесь рис, который дает два и даже три урожая в год. Этот район поставляет также разнообразные тропические и субтропические фрукты. Из технических культур главная – сахарный тростник.

Пятый район имеет специализацию на пастбищном животноводстве и охватывает зону степей, пустынь и полупустынь Северо-Западного Китая и Внутренней Монголии. Земледелие здесь ведется только в оазисах, расположенных в Джунгарской и Кашгарской котловинах. Это так называемый сухой Китай.

Наконец, шестой район специализируется на отгонном животноводстве, при котором летом скот пасется на высокогорных пастбищах, а зимой в долинах. Территориально он в основном совпадает с самым обширным в мире Тибетским нагорьем, поверхность которого образуют высокогорные, преимущественно щебнистые пустыни и полупустыни. Не случайно этот район называют высоким Китаем или холодным Китаем. Основная продовольственная культура здесь – местный морозостойкий ячмень цинкэ. А посевы яровой пшеницы доходят до высоты 4000 м.

В последнее время в КНР много внимания уделяется прогнозам возможных последствий для сельского хозяйства страны глобального потепления. Согласно проведенному климатическому моделированию, к 2030 г. среднегодовые температуры по сравнению с современными увеличатся на 0,88 °C, к 2050 г. – на 1,4, а в 2100 г. – на 2,9 °C. Эти климатические изменения будут иметь и свои региональные особенности. Больше всего от потепления выиграет

Северо-Восток, где вегетационный период и урожайность культур возрастут. Немного увеличится количество осадков на засушливом Северо-Западе. Северная граница сбора трех урожаев переместится дальше к северу – от долины Янцзы к долине Хуанхэ. Но одновременно во многих районах страны возрастет дефицит водных ресурсов, который лишь отчасти удастся компенсировать благодаря таянию ледников в Тибете, питающих многие реки.

Транспорт Китая

В стране с такой большой территорией, с таким огромным населением и с таким разнообразием природных и социально-экономических условий, как в Китае, роль транспортных связей особенно значительна.

За полвека с небольшим существования КНР в области транспорта произошли радикальные перемены. Приоритетное внимание государства к этой отрасли привело к тому, что количественные показатели, характеризующие большинство ее подотраслей и тем самым как бы определяющие масштабы транспортной системыстраны, возросли во много раз (табл. 39, 40).

К приведенным в таблицах 39 и 40 сведениям можно добавить и данные о пассажирских перевозках. Так, пассажиро-оборот железных дорог уже достиг 600 млрд пассажиро-км. Воздушный транспорт ежегодно перевозит 120–130 млн пассажиров. Правда, еще отстают автомобильные пассажироперевозки, но и в этой сфере перелом уже начался. Косвенно об этом можно судить по производству автомобилей, которое в 1993 г. вышло на уровень 1 млн, в 2000 г. – 2 млн, в 2002 г. – 3 млн, в 2003 г. – 4 млн, в 2004 г. – 5 млн и в 2006 г. – 7 млн.

Таблица 39


Таблица 40

РОСТ ГРУЗООБОРОТА ТРАНСПОРТА В КИТАЕ, млрд т км*


* Без воздушного транспорта. ** Речной и морской.

Необходимо, однако, принимать во внимание, что – как и можно было ожидать – по удельным показателям транспорта (т. е. исчисленным из расчета на единицу площади или одного жителя) Китай в большинстве случаев еще очень сильно отстает от многих стран мира. Например, это относится к густоте сети железных и автомобильных дорог на 1000 км 7 территории, к уровню автомобилизации (в 2007 г. 20 автомобилей на 1000 жителей; в ближайшее время прогнозируется быстрый рост этого показателя). Столь же противоречиво выглядит и оценка технического уровня китайского транспорта. С одной стороны, он значительно повысился. Например, протяженность электрифицированных железных дорог уже составила 19 тыс. км. Началось строительство скоростных автомобильных дорог. С другой стороны, большая техническая отсталость еще сохраняется – в виде паровозной тяги и одноколейных путей на железных дорогах, недостаточного качества автомобильных дорог и др. В сельских районах до сих пор значительную часть перевозок и грузов, и пассажиров берет на себя традиционный гужевой транспорт.

Заметные изменения произошли и в структуре транспортаКитая. Доля железнодорожного транспорта и в грузообороте, и в пассажиро-обороте уменьшилась. Хотя он по-прежнему обслуживает перевозки таких массовых грузов, как уголь, руды, строительные материалы, на дальние и средние расстояния, а также перевозит более 1 /3 всех пассажиров. Автомобильный транспорт постепенно завоевывает все более важные позиции в пассажироперевозках, но уже берет на себя и значительную часть грузооборота. Внутренний водный транспорт, как и железнодорожный, обслуживает главным образом перевозки массовых грузов. Морской же транспорт обеспечивает в первую очередь внешнеторговые связи страны. В составе морского флота преобладают различные типы сухогрузных судов, тогда как на долю танкеров приходится лишь 15 % тоннажа – значительно меньше, чем в мировом флоте. Основная функция воздушного транспорта, как и в других странах, заключается в перевозке пассажиров на средние и тем более дальние расстояния.

География транспортной системыКитая также имеет свои особенности. Основной ее каркас образуют магистрали меридионального и широтного направлений, которые можно назвать транскитайскими.

Железнодорожные и автомобильные магистрали меридионального направления связывают Северо-Восток и Север как друг с другом, так и с Югом. Важнейшие из них – железнодорожные магистрали Пекин – Гуанчжоу (длина 2313 км, поездка занимает 33 ч), Пекин – Чунцин (2552 км, 40 ч), Пекин – Куньмин (3179 км, 59 ч) и, конечно, Пекин – Шанхай (1462 км, 17 ч).

Добавим, что в 1993–1996 гг. была сооружена еще одна современная железнодорожная магистраль, связавшая Пекин с Сянганом (рис. 105). Длина ее – 2400 км, а с ответвлениями на Тяньцзинь и Ухань – 2550 км. Магистраль проходит восточнее старой железной дороги Пекин – Гуанчжоу, пересекая на своем пути девять провинций. Для перехода через водные преграды на ее трассе пришлось построить более 1100 мостов, в том числе и через Янцзы (длина 7,6 км) и Хуанхэ, много туннелей. Расчетная пропускная способность этой магистрали оценивается в 50–70 млн т в год.

Определенную роль в перевозках по этому направлению до сих пор играет Великий канал, протянувшийся почти на 1,8 тыс. км от Пекина до Ханчжоу. С севера на юг по этому каналу, доступному для судов тоннажем до 1000 т, поступают уголь, металлы, хлопок, а с юга на север перевозят главным образом сельскохозяйственные грузы.

В широтном направлении также проходят несколько транскитайских железнодорожных и автомобильных магистралей, связывающих Пекин и морские порты (Шанхай, Тяньцзинь) с центральными и западными районами страны. В 1960-х гг. одна из широтных железнодорожных линий была продлена от Ланьчжоу на р. Хуанхэ до Урумчи на крайнем Северо-Западе, а затем и далее – до границы с СССР (ныне – с Казахстаном). Сохраняет свое значение и традиционный водный путь по Янцзы, который после сооружения ГЭС Санься сможет пропускать суда тоннажем в 10 тыс. т от Шанхая до Чунцина. Свою несколько обособленную транспортную подсистему образуют магистрали Северо-Востока.

Однако очень большие различия в обеспеченности транспортной инфраструктурой между восточными и западными районами еще остаются. Наиболее высок уровень транспортной обеспеченности на Северо-Востоке и Севере Китая, где хорошо развита сеть сухопутных дорог, находятся такие крупные транспортные узлы, как Пекин, Шэньян, Харбин, такие морские порты, как Далянь, Тяньцзинь. В Восточном Китае преобладают те же виды транспорта с добавлением речного, а роль важных транспортных узлов выполняют Шанхай и Нанкин.

В Южном Китае как узел сухопутных, речных путей и морской порт выделяются Гуанчжоу и Сянган, порт которого по грузообороту почти вдвое уступает Шанхаю.

В центральных и тем более в западных районах страны уровень развития транспорта гораздо более низкий. Поэтому в 10-й пятилетке на них было обращено особое внимание; Лхаса (Тибет) впервые получила связь с основной железнодорожной сетью. Был также разработан проект строительства автострад, включающий 7 автострад, расходящихся лучами от Пекина, 9 автострад между западными и восточными и 18 автострад между северными и южными районами страны. Общая длина этой сети – 85 тыс. км.

Китай – страна площадью почти десять миллионов квадратных километров. Он продолжает занимать первое место по численности жителей. Экономика государства также развивается стремительно. Сельскохозяйственная отрасль является одним из важнейших направлений. КНР специализируется на растениеводстве. Рекордный зерновой урожай за всю историю государства был собран в 2007 году. Он составил пятьсот миллионов тонн.

Власть активно поддерживает сельское хозяйство. Издаются реформы и законы, направленные на поддержание и улучшение уровня жизни жителей сельских местностей и крестьян. Для них полностью отменили многие налоги, предоставили специализированные льготы и субсидии. Такая политика помогла развить и расширить крупный экономический сектор. КНР не раз смогла лидировать в мировом рейтинге. Например, государство занимало первые места по количеству экспортируемых фруктов, овощей.

Сельское хозяйство Китая кратко – что выращивают в Китае

Основной целью государства является не только обеспечить местное население, но и выходить на передовые позиции мировой арены по экспорту и производству. На выращивании каких культур специализируется Китай:

  • Главной культурой в стране всегда был рис. Его взращивают почти во всех регионах. При благоприятных условиях за один сезон удается собрать урожай два, три раза;
  • Выращивание яровой, озимой пшеницы – важный вид растениеводства. Она также прекрасно растет в любых регионах. Высота посевов в Тибетских нагорьях достигает четырех метров;
  • Особое внимание уделяется выращиванию ячменя, проса, кукурузы, гаоляна. Это еще один главный вид сельхозкультур;
  • В ряде регионов есть масштабные посевы сахарной свеклы, чая, сахарного тростника и хлопчатника. Культуры относят к ряду технических;
  • Соя прекрасно приживается в любой точке страны. Эксперты вывели более тысячи разновидностей сои, что позволило растению адаптироваться к различным условиям;
  • На Великой Китайской равнине выращивают масличные культуры. Они преимущественно представлены арахисом;
  • Активно ведется посев гороха, кормовых бобов, маниоку;
  • Клубневые культуры представлены картошкой, бататом, таро.

В Китае развито садоводство – местные жители и фермеры выращивают овощи, фрукты и ягоды.

Структура национального хозяйства Китая

Главную роль в сельскохозяйственном секторе традиционно играет растениеводство, что обусловлено располагающим климатом и большими площадями для засева. В КНР таких территорий почти сто миллионов гектар. В последние годы отмечается сокращение земельных наделов, адаптированных для посева. Половина земель орошается искусственным путем. КНР знаменита на весь мир огромным разнообразием видов растений:

  • Полевые – более пятидесяти;
  • Огородные – девяносто видов;
  • Садовые – шестьдесят разновидностей.

Структура национального хозяйства Китая

В отличие от растениеводства, животноводство является слабо развитой отраслью. Его доля во всей сельскохозяйственной продукции страны – двадцать процентов. Распространенные отрасли:

  • Шелководство;
  • Разведение пчел. Страна занимает второе место на мировом рынке как экспортер меда;
  • Скотоводство. Страна обладает огромным количеством скота, но производство продуктов находится на отсталом уровне в сравнении с другими развитыми государствами;
  • Разведение свиней. Основное направление в животноводстве. Свиное мясо занимает больше девяноста процентов в производстве мясных продуктов;
  • Выращивание рабочей скотины. Китайцы выращивают яков, верблюдов, ослов, лошадей;
  • Козы, овцы. Эти животные характерны для северных регионов, в предгорье южных областей. Они не значимы для мясного производства, используются в качестве сырья в легкой промышленности;
  • Разведение птиц. Птицеводством занимаются в основном частные подсобные хозяйства. Китайцы предпочитают выращивать гусей, индюков и куриц.

Большое значение имеет ловля морских продуктов и рыбы. Государство специализируется на разведении рыбы. Для этого используются рисовые поля. Страна поставляет за границу креветки, моллюски, различные виды водорослей.

В Поднебесной культивируется самое большое в мире количество растений. Около 50 видов полевых культур, примерно 60 садовых растений и около 80 огородных видов выращиваются в Китае ежегодно. Кроме того, значительная часть китайских земель отдана для занятий животноводством. В целом, в этой отрасли работает 60% населения страны.

Растения: пашни и поля

Какая культура в Китае популярнее всего? Любой человек сможет ответить на этот вопрос. В Поднебесной рис – всему голова. Его там любят и ценят так же, как злаковые культуры ценят во всем мире.

Самую большую долю пашен занимают в Китае следующие посадки:

  • Чай;
  • Рис;
  • Зерновые;
  • Кукуруза;
  • Картофель;
  • Бобы;
  • И многое другое.

Благодаря разнообразию климатических зон Китай может позволить себе выращивание максимального многообразия пищевых, технических и лекарственных культур. Сахарная свекла, тростник и хлопок – это яркие представители растений, используемых для дальнейшего технического производства.

Еще в Поднебесной успешно собирают урожаи многих фруктов и овощей. Культивируют сою и даже арахис. Страна богата черноземом и землями с иным почвенным составом, поэтому каждому растению на полях Китая обязательно найдется свое место.

Животные и их содержание

Отрасль животноводства занимает всего 20% среди всех отраслей сельского хозяйства Поднебесной. Многие китайцы, проживающие за городом, содержат кур и свиней в своих подсобных хозяйствах.

Свиноводство в этом государстве имеет промышленные масштабы. На территории Китая содержится 40% от всего мирового поголовья свиней. Большую долю в разведении занимает птица. Еще здесь разводят тягловый скот. При таком разнообразии животных мяса для жителей в Китае все равно не хватает, слишком велико население страны, а площади под пастбища малы.

Тутового шелкопряда разводят в южных и восточных районах. Китайский шелк – один из самых качественных на планете. Также в Китае действуют пчеловодческие хозяйства.

Рыбные промыслы встречаются в этом государстве даже на рисовых полях. Прибрежные отмели китайцы превращают в мини-фермы по разведению креветок, моллюсков и полезных водорослей.

Как занимаются сельским хозяйством в Китае?

Многие сельскохозяйственные работы китайцы делают вручную. Чтобы продлить весну и лето для растений в Китае повсеместно используются теплицы.

В теплых районах страны иногда удается снимать по три урожая за год. Правительство поощряет мелких хозяйственников дотациями, так как их продукты наиболее качественные и ориентированы на внутренний рынок.

Вид сельского хозяйства определяется рельефом площади, а не желаниями самих землевладельцев. В горах преобладают маленькие частные хозяйства, а, например, в провинции Хейлунцзян сельскими работами занимается государство. Там пашни более обширные, пригодные для использования технических приспособлений.

Общая перспектива развития сельской отрасли Китая очень благоприятная. Все земли там расходуются крайне рационально, иногда придумываются варианты совмещения нескольких отраслей на одном участке.

Главная проблема Поднебесной – перенаселенность. Именно поэтому в китайских магазинах иногда возникает дефицит мясных продуктов, который с лихвой компенсируется рыбой и рисом. С развитием технологий усовершенствуются и методы ведения подсобных хозяйств, тогда урожаи могут вырасти до небывалых высот. Но реализация данного подхода пока находится в теоретической области и слабо воспроизводится на практике в китайских землях и регионах.

политика. 2. Возрастно-половой состав населения, обеспеченность трудовыми ресурсами. 3. Национальный(этнический)состав населения 4.Социально-классовый состав населения. 5. Основные черты размещения населения, влияние миграции на это размещение. 6. Уровни, темпы и формы урбанизации,главные города и городские агломерации. 7. Сельское расселение. 8. Общий вывод. Перспективы роста населения и обеспеченности трудовыми ресурсами.

Ответ или решение 1

Население Китая свыше 1,38 млрд. человек. Демографическая политика - сокращение рождаемости, второй тип воспроизводства.
Мужчин в Китае больше, чем женщин. Трудовых ресурсов достаточно.
90% населения Китая китайцы (ханьцы).
Социально - классовый состав населения Китая – чиновники, военные, бизнесмены, частные предприниматели, специалисты, наемные работники, интеллигенция, крестьяне, дети, безработные.
Земли, пригодные для проживания, составляют 10%, располагаются они в прибрежной зоне, остальные 90%: юг, центр - благодатные земли, юго-восток - это горы, северо-запад - пустыни.
Уровень урбанизации в Китае 54%, 30 лет назад уровень урбанизации был 17%. Темпы урбанизации в Китае высокие. Крупные агломерации: Шанхай, Пекин, Гуанчжоу-Фошань.
Сельское расселение Китая в Синьцзян-Уйгурском автономном округе, Тибете, Маньчжурии
Темпы прироста населения снижаются, возрастает население пенсионного возраста. Трудоспособность населения сокращается.

Читайте также: