Проблема антропогенеза в археологии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Проблемы антропогенеза и социогенеза. Теории происхождения человека

Когда и откуда появились эти различия? Что представляют эти различия? Долгие века во взгляде на проблему происхождения человека господствовала теологическая, богословская точка зрения, берущая своё начало в Библии, согласно которой человека создал Бог. В 1654 г. архиепископ Джеймс Ушер Ирландский (1581-1656) подсчитал, что Бог сотворил человека из глины точно в 9 часов утра 23 октября 4004 г. до Рождества Христова, и, таким образом, к 1999 г. человек насчитывал 6003 лет своего существования. Правда, русское православие считает, что архиепископ Ушер ошибся, и точкой отсчёта надо считать 5508 г. до Рождества Христова, а человеку в настоящее время исполнилось 7507 лет. С той поры, когда были проделаны эти расчёты, прошло не так уж много исторического времени. Но взгляды на время появления человека разительным образом изменились.

2. Второй этап связан с появлением архантропов, людей. Отсюда и берёт своё начало процесс антропогенеза. В нём мы выделяем три этапа.

Первый этап. На этом этапе появляются архантропы, древнейшие люди. К ним относят питекантропов и синантропов. Спорным считается вопрос об отнесении к архантропам Homo habilis, создателей олдувайских галек. Время существования архантропов исчисляется в пределах 1500-100 тыс. лет назад. Они создают уже более современные, чем олдувайские гальки хабилисов, орудия труда - рубила, получившие в археологии название шелльской и сешельской культур.

1. Прямохождение. Известно, что животные предки человека передвигались на всех четырёх лапах. Лишь изредка у них освобождались передние конечности. У человека это естественный способ передвижения. Освобождение передних конечностей позволило осуществлять предметную деятельность, привело к специализации конечностей.

2. Появление ног и рук вместо лап (передних и задних конечностей).

3. Изменения в кистях рук, появление ладони с противопоставленным большим пальцем.

4. Высокоразвитый мозг (цефализация). Примерно 2-3 млн. лет назад у первых человеко-образных происходят резкие изменения в развитии мозга. Причём эти изменения происходят быстрее, чем этого требовало изменение среды, т.е. происходит опережающее развитие мозга.

5. Постоянное использование орудий труда.

о больных и увечных, уравнительное, равнодостаточное распределение, обряды инициаций, захоронений, институты гостеприимства, избеганий, табу и пр.

отношения к природе, важнейшие из которых объективируются в виде материальных вещественных и личностных производительных сил;

отношения между людьми в процессе производства, что и создает общину.

В средствах труда ведущую роль играют орудия труда. В процессе социогенеза основным материалом, из которого изготавливались орудия труда, был камень. Кроме камня, первобытный человек использовал и дерево, и кость, и шкуры животных, но они хуже сохраняются, и проследить их эволюцию труднее.

Целесообразное использование орудий труда для получения нужных человеку продуктов образует трудовую деятельность. Эта деятельность всегда осуществляется в определённой общественной форме, во взаимодействии людей друг с другом. Всегда наблюдается единство производительных сил, ядро которых составляют средства труда, и общественных отношений людей, важнейшими из которых являются производственные отношения. Это единство образует способ производства, в зависимости от которого находятся другие виды деятельности, формы отношений и сознания людей.

Отсюда возникает и общественный, коллективный характер распределения, обмена и потребления добычи: то, что добывал человек на территории общины, потреблялось коллективно, совместно. В отношениях внутри общины господствовали отношения равно необходимого распределения. Всё, что добывалось членами общины, приносилось на стоянку и уже здесь распределялось в соответствии с потребностями коллектива. Это приводило к тому, что охотник не обязательно получал самую лучшую или большую часть добычи. Продукт распределялся внутри общины, и все её члены наделялись своей долей.

Период в истории Земли от возникновения человека и до современности называется антропогеном. Антропогенные изменения происходили по мере роста численности человечества, расширения территории его расселения и увеличения активности хозяйственной деятельности.

Проблемы антропогена с археологической точки зрения включают следующее: 1) происхождение человека как вида, место и хронология этого явления, определение грани между человеком как деятельно- мыслящим существом живой природы и его ближайшими предками;

2) связь антропогенеза с развитием материального производства, археологическими культурами; 3) расогенез — изучение причин и процессов расово-генетических различий.

Происхождение человека всегда рассматривалось с двух взаимоисключающих позиций: как результат сверхъестественного, Божественного, космического начала и как результат эволюционного развития живой природы, как своего рода вершина этого процесса.

Останки австралопитека впервые были найдены в 1924 г. Р. Дартом, обнаружившим в Африке череп ископаемого существа. В настоящее время известно несколько основных разновидностей австралопитеков. По физическому строению ископаемые люди отличались от своих ближайших предков тремя основными признаками: прямохождением,приспособленной к тонкому манипулированию кистью руки с противопоставленным большим пальцем, высокоразвитым, относительно крупным мозгом. Истоки человечества современная наука связывает с олдувайской культурой, которая была выделена на основе находок в знаменитом ущелье Олдувай в Танзании. Известны две разновидности австралопитеков, встречающихся здесь,—презинджантроп и зинджантроп, жившие около 2 млн. лет назад. Процесс развития сознательной деятельности у различных видов австралопитековых шел по-разному. Пока мы точно не знаем, какой вид австралопитековых стал основой дальнейшего развития человека. Само возникновение в природе нового вида — человека —явилось качественным скачком, который был обусловлен генетическими изменениями. Человек стал человеком с того времени, как сам сделал первые орудия труда и тем самым начал активно воздействовать на природу. Возникло человеческое общество — качественно новое явление. Сейчас известны в Африке и другие памятники этого периода На этих памятниках Восточной Африки были обнаружены самые ранние орудия труда гоминидов, которые подразделяются, согласно биологической классификации, на современного человека (Homo sapiens) и всех его предков, начиная с австралопитеков. Причем изготовление орудий труда началось одновременно в разных местах зоны проживания определенной популяции в Восточной Африке. Они отличались большим объемом мозга, более мелкими зубами, меньшим прогнатизмом нижней челюсти, имели высокий профиль лица и более совершенное строение руки. Первая находка была обнаружена в 1960 г. в нижнем горизонте Олдувайского ущелья. Также трудно объяснить, как они сосуществовали, не уничтожая друг друга. Гораздо лучше известны представители архантропов — питекантропы. Стоянки их открыты в Европе, Азии и Африке. Архантропы значительно отличались по объему мозга, форме бедра, конечностям от других приматов. Однако по своему анатомическому строению они все еще значительно отличались от современного человека. Скошенный лоб, массивные надбровные дуги и нижняя челюсть, отсутствие характерного для современных людей подбородочного выступа говорят о том, что архантропы по своему физическому облику занимали промежуточную позицию между австралопитеками и современными людьми. В Китае известно около десяти палеолитических стоянок в лёссовых отложениях в излучине Хуанхэ. Отвергая полицентрическую теорию происхождения человека, мы должны показать, как шло его расселение из мест первоначального обитания в Восточной Африке. К мустьерскому археологическому периоду, начавшемуся около 100 тыс. лет назад, относятся палеоантропы. Их ископаемых останков известно значительно больше, чем архантропов. Это объясняется тем, что они жили на обширной освоенной территории Европы, Азии и Африки.Наиболее хорошо изученными среди них являются неандертальцы.ус сти этогоископаемого человека были обнаружены в 1856 г. в долине Неандерталь у г. Дюссельдорфа (Германия). Неандертальцы обладали характерными чертами: невысокий рост, большая тяжелая голова, широкие сильные плечи и своеобразная сутулость.

Неандертальцы — это последняя ступень ископаемых людей, предшествующих современным, происхождение которых хронологически относится к верхнему палеолиту. В Европе они жили в суровых условиях, которые оказали влияние на формирование человека нового физического типа. Неандертальцы не только знали огонь, но и умели его добывать, они освоили пещеры, умели делать более совершенные и более разнообразные, чем их предшественники, орудия труда.

Видимо, современные люди во всем их расовом многообразии появились в результате трансформации одного или нескольких очень близких друг к другу, наиболее прогрессивных видов неандертальцев. Остальные же разновидности представляют собой тупиковые ветви, не получившие дальнейшего развития и со временем исчезнувшие.

В результате накопления новых антропологических и археологических материалов следует предположить, что процесс формирования людей современного типа проходил на территории, охватывающей Юго-Восточную Европу, Северную Африку и Западную Азию. Из этой зоны современный тип человека, как наиболее развитый, расселился по всей территории земли. Сложной проблемой является расогенез. Одно из самых распростНенных объяснений состоит в том, что расширение зоны обитаниячеловека способствовало образованию расовой дифференциации. Все современное человечество делится на несколько больших расовых стволов —европеоидный, монголоидный, негроидный и австралоидный, Некоторые расовые признаки отмечаются уже у поздних палеантропов. Каждая большая раса имеет свои характеризующие ее признаки: строение лица, пигментация волос, цвет глаз и т. д. Приобретенные признаки со временем изменялись в определенном направлении, исчезали или усиливались. Исторически развитие человечества шло в постоянном диалектическом единстве разных начал—эволюционного и явления качественного скачка, биологического и социального. Вместе с тем нельзя забывать, что развитие человека происходило в постоянном и тесном взаимодействии с природой. И чем совершеннее становился человек, тем активнее он воздействовал на нее, приспосабливал к своим потребностям.

Антропогенез является одним из важнейших направлений антропологии которое изучает эволюцию всего семейства Hominidae (гоминиды) и рода Homo (человек). Эти знания необходимы для понимания всей истории человечества, а особенно они важны для археологии каменного века, так как формирование физического типа человека происходило именно в эпоху палеолита. Развитие представлений об эволюции человека находится в постоянной и тесной связи с конкретными палеоантропологическими находками — костными остатками.

В силу многих причин теоретические разработки в области эволюционной антропологии постоянно опережают современный им уровень фактических данных. Сложившись в XIX в. под непосредственным влиянием эволюционистской теории Дарвина и окончательно оформившись в первой половине XX в., довольно долго безраздельно господствовала стадиальная теория антропогенеза. Суть ее сводится к следующему: человек в своем биологическом развитии прошел несколько стадий, отделяемых друг от друга эволюционными скачками. Первая стадия — архантропы (питекантроп, синантроп, атлантроп), вторая — палеоантропы (неандертальцы, чье название происходит от первой находки близ города Неандерталь), третья — неоантроп (человек современного вида), или кроманьонец (названный так по месту находок первых ископаемых людей современного вида, сделанных в гроте Кроманьон). Следует обратить внимание, что это не биологическая классификация, а стадиальная схема, которая не вмещала в себя всего морфологического многообразия палеоантропологических находок уже в 50-е гг. XX в. Отметим, что классификационная схема семейства гоминид до сих пор остается областью острых научных дискуссий.
Последние полвека, а особенно последнее десятилетие исследований, принесли большое количество находок, которые качественно изменили общий подход к решению вопроса о непосредственных предках человека, осмыслению характера и путей процесса сапиентации.

По современным представлениям эволюция — это не линейный процесс, сопровождающийся несколькими скачками, а непрерывный, многоуровневый процесс, суть которого может быть графически представлена не в виде дерева с единым стволом, а в виде куста. Таким образом, речь идет о сетевидной эволюции, суть которой состоит в том. что одновременно могли существовать и взаимодействовать эволюционно неравные человеческие существа, которые в морфологическом и культурном отношении стояли на разных уровнях сапиентации.

В морфологическом отношении магистральная линия человеческой эволюции означена вполне отчетливо — это усложнение структуры мозга при параллельной сферизации мозгового отдела черепа, уменьшение размеров лицевого отдела (в частности, челюстей и зубов), все более совершенное прямохождение, повлекшее за собой изменение костей таза и ног (особенно стопы), тонкая манипуляторная активность кисти, связанная с трудовой деятельностью.

С накоплением данных по изучению костных остатков австралопитековых стала очевидной необходимость комплексного подхода к решению вопросов о происхождении и эволюции человека.

Австралопитеки разных видов различаются размерами, выделяются грацильные и массивные формы, имеющие разный объем головного мозга. У первых объем мозга колеблется от 435 до 600 см3. Максимальная величина объема мозга массивных форм не превышает 848 см3. Таким образом, объем мозга австралопитековых лишь незначительно превышал объем мозга современных человекообразных обезьян. Однако, учитывая сравнительно небольшие размеры тела этих существ (рост 120-130 см, вес 30-40 кг), значительно уступающих современным крупным человекообразным обезьянам, вес их мозга по отношению к весу тела был выше, чем у последних.

Время существования различных видов гоминид

Время существования различных видов гоминид

Австралопитековые обнаруживают гораздо большее сходство с человеком, чем современные человекообразные обезьяны, а также чем какие-либо известные ныне ископаемые высшие приматы. Сходство с человеком выражается, прежде всего, в строении черепа и зубов. Череп австралопитековых характеризуется относительно меньшим лицевым и относительно большим мозговым отделом, чем у современных антропоморфных обезьян. Зубная дуга сходна с человеческой и резко отличается от зубной дуги человекообразных обезьян.

Австралопитековые были кочующими собирателями растений и их плодов, кроме того, они охотились на насекомых и мелких животных, являясь при этом конкурентами других всеядных животных, таких как бабуины или дикие свиньи. Эти двуногие существа не использовали и не добывали огонь, не изготовляли каменные орудия устойчивых форм, но могли использовать заостренные палки, камни и прочие предметы для добывания и размельчения пищи. Небольшой размер, небольшие клыки и когти, невысокая скорость передвижения делали их, вероятно, легкой добычей для крупных хищников. Как показывает изучение поведения приматов (этология), в таких случаях необычайно возрастает роль социальных связей и усложнение поведения внутри коллектива животных. Вероятнее всего, образ жизни и поведение австралопитековых можно в общих чертах реконструировать, изучая природные условия их окружения и социальное поведение высших приматов, таких как шимпанзе, гориллы и орангутаны.

При исследовании остатков австралопитековых было обращено внимание на заметные морфологические различия между отдельными их представителями из разных местонахождений — в настоящее время выделяется несколько их видов. Вопрос о том, какая из групп поздних австралопитеков могла быть базовой для дальнейшей эволюции человека и имеются ли в настоящее время достоверные палеоантропологические остатки этой группы, пока остается остро дискуссионным. До недавнего времени таким существом считался A. Africanus (австралопитек африканский), известный по находкам в Южной (местонахождения Макапасгат, Штерфонтейн, Тонг) и Восточной (р. Омо, стоянка Кооби-Фора, Оддувайское ущелье) Африке и живший около 3-2,5 млн лет назад. Наибольшее сходство с родом Homo прослеживается у него в строении зубов и черепа. Однако строение конечностей более ранних форм — A.Anamensis (австралопитек аманский) и A Afarensis (австралопитек афарский), живших более чем на миллион лет ранее в Восточной Африке, значительно ближе к пропорциям рода Homo.

Первым представителем новой формы гоминид, уже относящимся к роду Homo или, в свою очередь, являющимся промежуточной между австралопитеками и людьми, считается Homo habilis, появившийся более 2,5 млн лет назад (находка в Олдувайском ущелье датируется 2,4 млн дет, а на стоянке Кооби-Фора — 2,8 млн лет назад). Он традиционно признается творцом древнейших каменных орудий труда. Впервые находка остатков скелета этого существа была сделана известным американским археологом Л. Лики в Олдувайском ущелье в 1960 г.

Это видовое наименование связано в первую очередь с тем, что вместе с остатками найдено большое количество орудий олдувайской археологической культуры (чопперы, многогранники, каменные молотки из кварцита и лавы, орудия на отщепах и др.).

Наиболее характерной особенностью Homo erectus является развитие скелета тела, который по размерам и пропорциям приближается к современным. Череп изменяется меньше, лицевая часть сохраняет много архаических черт, но объем мозговой полости увеличивается — средний объем мозга у Homo erectus 1000 см3. Более серьезные морфологические изменения связаны с появлением следующей группы гоминид.
Африка, скорее всего, является единственным районом, в котором представители вида Homo erectus обитали в первые полмиллиона лет своего существования, хотя они, несомненно, в процессе миграций могли посещать и соседние регионы — Аравию, Ближний Восток и даже Кавказ.
Палеоантропологические находки в Израиле (стоянка Убейдия), на Центральном Кавказе (стоянка Дманиси) позволяют говорить об этом с уверенностью. Что же касается территорий Юго-Восточной и Восточной Азии, а также юга Европы, то появление там представителей рода Homo erectus относится не ранее чем к интервалу 1,1-0,8 млн лет назад, а сколько-нибудь существенное их расселение можно отнести к концу нижнего плейстоцена, т.е. около 500 тыс. лет назад.

На поздних этапах своей истории Homo erectus (архантропы) заселили всю Африку, юг Европы и большую часть Азии. Несмотря на то что их популяции могли быть разобщены естественными барьерами, в морфологическом отношении они представляли собой сравнительно однородную группу.

Расселение Homo Erectus в олдувае и ашеле.

Расселение Homo Erectus в олдувае и ашеле.

На северо-востоке Испании, в Атапуэрке, в 90-е гг. XX в. были обнаружены палеоантропологические остатки, обладающие большим своеобразием, что послужило основанием для выделения нового вида — Homo antecessor (прачеловек). Этот вид появляется около 800 тыс. лет назад и проявляет гораздо больше сходства с более поздними гоминидами, нежели со своими современниками — Homo erectus.

По мнению ряда ученых, Homo antecessor и был связующим звеном между Homo ergaster и ранними европейскими палеоантропами (Homo Heidelbergensis), и последним общим предком неандертальцев и современных людей. С другой точки зрения, H antecessor, считаясь частью вида H Heidelbergensis, может рассматриваться как далекий предок неандертальцев, не имея прямого отношения к происхождению Homo sapiens (человека разумного).

Ранние палеоантропы, обитавшие на разных континентах, различались между собой гораздо больше, чем поздние. Наиболее хорошо изучены африканские и европейские типы, об азиатских находках известно пока очень мало. В Африке часто выделяют особый вид — Homo helmei (хелмейский человек), который существовал позже 150 тыс. лет тому назад и служил промежуточным звеном между Н. Heidelbergensis и Н. sapiens.

Расселение Homo sapiens в мустье и верхнем палеолите

Расселение Homo sapiens в мустье и верхнем палеолите

Вопрос об исторической и эволюционной судьбе неандертальцев очень сложен и тесно связан с проблемой происхождения людей современного типа. Сравнительно недавно было широко распространено мнение о том, что неандертальцы — это предки современного человека. Однако результаты исследований, установивших сосуществование двух этих видов в Западной Европе, и особенно данные генетики привели к пересмотру сложившихся представлений. В настоящее время преобладающим является мнение о том, что Homo sapiens пришли в Европу извне и не раньше 40 тыс. лет назад вступили с неандертальцами в конкурентную борьбу и вышли из нес победителями.

Дискуссия о происхождении Homo sapiens по-прежнему очень остра, а ее современные решения сильно отличаются от воззрений даже двадцатилетней давности. В современной науке явно выделяются две противоположных точки зрения — полицентрическая и моноцентрическая. Согласно первой, эволюционное превращение Homo erectus в Homo sapiens происходило повсюду — в Африке, Азии, Европе при непрерывном обмене генетическим материалом между населением этих территорий. Согласно другой, местом формирования неоантропов был вполне определенный регион, куда впоследствии и происходило их расселение, сопряженное с уничтожением или ассимиляцией автохтонных популяций гоминид, таким регионом, по мнению ученых, является Южная и Восточная Африка, где останки
Homo sapiens имеют наибольшую древность (череп Омо 1, обнаруженый неподалеку от северного побережья озера Туркан в Эфиопии и датирующийся около 130 тыс. лет, остатки неоантропов из пещер Класиес и Бордер на юге Африки, датирующиеся возрастом около 100 тыс. лет). Кроме
того, на ряде других восточно-африканских памятников имеются находки, сопоставимые с вышеупомянутыми по возрасту. На севере Африки такие ранние остатки неоантропов пока не обнаружены, хотя имеется ряд находок очень продвинутых в антропологическом смысле индивидов, которые датируются возрастом, значительно превышающим 50 тыс. лет. За пределами Африки находки Homo sapiens, близкие по возрасту находкам из Южной и Восточной Африки, обнаружены на Ближнем Востоке — они происходят из израильских пещер Схул и Кафзех и датируются временем от 70 до 100 тыс. лет тому назад.

В других регионах земного шара пока неизвестны находки Homo Sapiens, имеющие возраст древнее 40-36 тыс. лет. Существует ряд известий о более ранних находках в Китае, Индонезии и Австралии, но все они либо не имеют достоверных дат, либо происходят из плохо стратифицированных памятников.

Таким образом, на сегодняшний день гипотеза об африканской прародине нашего вида представляется наиболее вероятной, потому что именно там имеется максимальное количество находок, позволяющих достаточно подробно проследить трансформацию местных архантропов и палеоантропов, а последних — в неоантропов. Генетические исследования и данные малекулярной биологии, по мнению большинства исследователей, также указывают на Африку как первоначальный центр появления Homo Sapiens. Расчеты генетиков, направленные на определение вероятного времени появления нашего вида, говорят, что это событие могло произойти в период от 90 до 160 тыс. лет тому назад, хотя иногда появляются и более ранние датировки.

Если оставить в стороне полемику о точном времени появления людей современного типа, то следует сказать, что их широкое распространение за пределы Африки и Ближнего Востока началось, судя по антропологическим и археологическим данным, не раньше 50-60 тыс. лет назад, когда ими были освоены южные районы Азии и Австралии. В Европу люди современного типа проникли 40-35 тыс. лет назад, где затем на протяжении почти 10 тыс. лет они сосуществовали с неандертальцами. В процессе своего расселения разным популяциям человека разумного приходилось адаптироваться к разнообразным природным условиям, результатом чего стало накопление более или менее четких биологических различий между ними, приведшие к формированию современных рас. Нельзя исключить, что определенное влияние на последний процесс могли оказать контакты с местным населением осваиваемых регионов, которое, видимо, было в антропологическом плане довольно пестрым.

В этот день:

Дни рождения 1795 Родился Иоганн Георг Рамзауэр — чиновник из шахты Гальштата. Известен тем, что обнаружил в 1846 году и вёл там первые раскопки захоронений гальштатской культуры железного века. Дни смерти 1914 Умер Антонио Салинас — итальянский нумизмат, искусствовед и археолог. Профессор и ректор университета Палермо. 1920 Умер Александр Васильевич Адрианов — сибирский просветитель, этнограф, путешественник, археолог.

Антропогенез (от греч. anthropos — человек и греч. genesis — происхождение) — учение о происхождении человека.

Разработав теорию естественного происхождения человека, Дарвин не выявил влияния социального фактора на его развитие. Кроме того, в его теории отсутствует объяснение качественного различия деятельности мозга человека и животного. Это во многом объясняется тем, что Дарвин не затрагивал вопрос о роли труда в процессе антропогенеза.

На эту роль было обращено внимание в трудовой теории антропогенеза, защитником которой был, в частности, Ф.Энгельс. Представители этой теории считали, что труд не отменяет действия биологических законов, но преобразовывает характер действия естественного отбора, формирует способность становящегося человека преобразовывать природу по своим собственным меркам, а вместе с тем способствует и формированию самого человека. Сторонники этой теории именно с трудовой деятельностью связывают развитие руки, речи, мозга, мышления, сотрудничества людей и сплочения их в социальные коллективы.

Любой труд связан с изготовлением орудий труда, в которых закрепляются социальный опыт человека, его навыки, умения, способ мышления. Кроме того, они же являются и основным способом передачи этого социального опыта, т.е. лежат в основе новой — социальной формы наследования, которую Дарвин не рассматривал.

Таким образом, было показано, что становление человека и общества — это взаимосвязанный процесс, — процесс антропосоциогенеза, и важнейшая роль в нем принадлежит трудовой деятельности.

В 20-х гг. ХХ в. произошел синтез классического дарвинизма с новейшими достижениями генетики, который получил названии синтетической теории эволюции. Синтетическую теорию эволюции можно охарактеризовать как теорию органической эволюции путем естественного отбора признаков, детерминированных генетически. [2]

Синтетическая теория эволюции (или обновленный дарвинизм) приобрела широкое распространение в мире среди биологов уже в 40-х гг. Однако в нашей стране нормальное развитие эволюционной теории на 10—15 лет было нарушено деятельностью небезызвестного Т.Д.Лысенко.

В западных странах сопротивление дарвинизму и эволюционизму оказывали общественные круги, близкие к церкви. И по сей день в мире широко распространен креационизм — точка зрения, согласно которой человек является венцом божественного творения, а не частью природы и продуктом ее развития.

Споры вокруг эволюционной теории не утихают и сегодня. В последние десятилетия синтетическая теория эволюции подвергается критике, что связано с распространением в биологии различных сальтационистских концепций, утверждающих скачкообразный характер развития жизни, в том числе и антропогенеза. К подобным концепциям относится теория самоорганизации систем. В ее основе лежит принцип самоорганизации как движущей силы развития любых открытых неравновесных систем, то есть систем, обменивающихся со средой веществом и энергией. В таких системах переход одного качественного состояния в другое происходит как скачкообразный процесс, переводящий открытую неравновесную систему, достигшую своего критического состояния, в качественно новое устойчивое состояние с более высоким уровнем сложности и упорядоченности. При этом выбор конечного состояния системы после скачка (флуктуации), согласно этой теории, носит случайный характер. К самоорганизующимся системам относятся все биологические системы, включая человека. [3]




Такова общая теоретическая ситуация разработки проблемы антропогенеза на сегодняшний день. Не все в ней до конца выяснено и объяснено, не во всем ученые согласны между собой. И в этом нет ничего удивительного, так как мы имеем дело с венцом творения природы — человеком. В науке сегодня можно считать доказанным тот факт, что человек — это продукт естественного развития самой природы.

Антропогенез (от греч. anthropos — человек и греч. genesis — происхождение) — учение о происхождении человека.

Разработав теорию естественного происхождения человека, Дарвин не выявил влияния социального фактора на его развитие. Кроме того, в его теории отсутствует объяснение качественного различия деятельности мозга человека и животного. Это во многом объясняется тем, что Дарвин не затрагивал вопрос о роли труда в процессе антропогенеза.

На эту роль было обращено внимание в трудовой теории антропогенеза, защитником которой был, в частности, Ф.Энгельс. Представители этой теории считали, что труд не отменяет действия биологических законов, но преобразовывает характер действия естественного отбора, формирует способность становящегося человека преобразовывать природу по своим собственным меркам, а вместе с тем способствует и формированию самого человека. Сторонники этой теории именно с трудовой деятельностью связывают развитие руки, речи, мозга, мышления, сотрудничества людей и сплочения их в социальные коллективы.

Любой труд связан с изготовлением орудий труда, в которых закрепляются социальный опыт человека, его навыки, умения, способ мышления. Кроме того, они же являются и основным способом передачи этого социального опыта, т.е. лежат в основе новой — социальной формы наследования, которую Дарвин не рассматривал.

Таким образом, было показано, что становление человека и общества — это взаимосвязанный процесс, — процесс антропосоциогенеза, и важнейшая роль в нем принадлежит трудовой деятельности.

В 20-х гг. ХХ в. произошел синтез классического дарвинизма с новейшими достижениями генетики, который получил названии синтетической теории эволюции. Синтетическую теорию эволюции можно охарактеризовать как теорию органической эволюции путем естественного отбора признаков, детерминированных генетически. [2]

Синтетическая теория эволюции (или обновленный дарвинизм) приобрела широкое распространение в мире среди биологов уже в 40-х гг. Однако в нашей стране нормальное развитие эволюционной теории на 10—15 лет было нарушено деятельностью небезызвестного Т.Д.Лысенко.

В западных странах сопротивление дарвинизму и эволюционизму оказывали общественные круги, близкие к церкви. И по сей день в мире широко распространен креационизм — точка зрения, согласно которой человек является венцом божественного творения, а не частью природы и продуктом ее развития.

Споры вокруг эволюционной теории не утихают и сегодня. В последние десятилетия синтетическая теория эволюции подвергается критике, что связано с распространением в биологии различных сальтационистских концепций, утверждающих скачкообразный характер развития жизни, в том числе и антропогенеза. К подобным концепциям относится теория самоорганизации систем. В ее основе лежит принцип самоорганизации как движущей силы развития любых открытых неравновесных систем, то есть систем, обменивающихся со средой веществом и энергией. В таких системах переход одного качественного состояния в другое происходит как скачкообразный процесс, переводящий открытую неравновесную систему, достигшую своего критического состояния, в качественно новое устойчивое состояние с более высоким уровнем сложности и упорядоченности. При этом выбор конечного состояния системы после скачка (флуктуации), согласно этой теории, носит случайный характер. К самоорганизующимся системам относятся все биологические системы, включая человека. [3]

Такова общая теоретическая ситуация разработки проблемы антропогенеза на сегодняшний день. Не все в ней до конца выяснено и объяснено, не во всем ученые согласны между собой. И в этом нет ничего удивительного, так как мы имеем дело с венцом творения природы — человеком. В науке сегодня можно считать доказанным тот факт, что человек — это продукт естественного развития самой природы.

Читайте также: