Бабизм это в истории кратко

Обновлено: 04.07.2024

Религиозную оболочку приняло и массовое недовольство городской бедноты и крестьян Персии в середине XIX в. Их идейным вождем выступил Мухаммед Али, принявший прозвище "Баб" ("врата", в смысле посредника между людьми и богом). Движение получило название бабистского. Баб проповедовал равенство и братство всех людей, но, конечно, только верующих мусульман. Баб объявил себя преемником пророка, который призван возвестить людям новый закон. Учение Баба было полно мистических представлений и близко к пантеизму. Движение бабистов, широко распространившееся в народных массах, было жестоко подавлено власть имущими; главари подверглись свирепой казни (1850 г.). Однако движение имело своих продолжателей, хотя и лишилось боевого революционного тона. Один из бывших последователей Баба — Мирза Хусейн Али, принявший прозвище "Беха-Улла", существенным образом изменил бабистское учение. Он, правда, тоже проповедовал равенство всех людей, право всех людей на плоды земли и пр. Но он не признавал насилия, открытой борьбы, провозглашал любовь, прощение, непротивление злу; в этом, может быть, сказалось влияние христианских идей. Мусульманские догматы и правовые нормы у Беха-Уллы подверглись смягчению. По имени проповедника новое учение стало называться бехаизмом. Оно уже не отвечало настроениям народных масс и распространялось больше в интеллигентской среде. Зато бехаизм, как утонченная, реформированная, модернизированная редакция ислама, нашел себе последователей даже в Западной Европе и в Америке.

Религиозное учение секты бабидов, возникшее в 1840-х в Иране.

Бабиды считали торговлю самым полезным для общества делом, преумножающим его благосостояние, поэтому объявили о ликвидации всех предписаний шариата, мешавших торговой деятельности и контактам с иностранцами. Для удобства ведения торговли и пополнения денежных средств была разрешена риба (ростовщический процент), стимулировавшая рост сословия ростовщиков, стала обязательной уплата долгов, гарантировалась защита прав личности и неприкосновенность имущества. Бабизм настойчиво требовал от своих сторонников прилежно учиться, особенно иностранным языкам, необходимым для ведения заграничной торговли. Со смертью Баба и подавлением бабидских восстаний бабизм быстро сошел на нет и растворился в сотнях мелких религиозных сект. Однако многие идеи бабизма сохранились и были доработаны в рамках бехаизма.

Ю.А. Иоаннесян

Аннотация

Бабизм или Вера Баби (24 мая 1844 — 12 января 1853) — религия, созданная Бабом 24 мая 1844 года в Иране. Бахаи считают Баба Пророком-Провозвестником Веры Бахаи. А Баба и Бахауллу почитают как двойное Богоявление для нашего времени.

Бабизм неразрывно связан с религией бахаи, возникшей на его почве. Однако в данной работе акцент сделан на собственно бабизме. Настоящая работа содержит очерк бабизма как объекта научного изучения в России и Европе, раскрывает исторический контекст и религиозно-мировоззренческие предпосылки его возникновения, краеугольные положения его вероучения, включает обзор источников, рассматривает основные тексты бабизма, их язык, содержание, степень изученности и доступность для исследователей с учетом богатейшей рукописной коллекции Института восточных рукописей РАН в Санкт-Петербурге. К тексту прилагается большой блок фотографий ценнейших рукописей из этой коллекции.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Ч а с т ь 1
БАБ И БАБИЗМ КАК ОБЪЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ В РОССИИ И НА ЗАПАДЕ
1.1. Краткий обзор литературы и исследований по бабизму в России и на Западе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.2. Некоторые исторические вехи и мировоззренческие аспекты бабизма и их освещение в литературе и источниках . . . . . . 23
1.3. Писания Баба, их язык и содержание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62

1.3.1. Общая характеристика языка и стиля . . . . . . . . . . . . . . . 62
1.3.2. Символизм текстов Баба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
1.3.3. Пояснение наиболее часто встречающихся в переводе метафор и терминов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
1.3.4. Отдельные Писания Баба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70

Ч а с т ь 2
ВЕРОУЧЕНИЕ БАБИЗМА ПО ОСНОВОПОЛАГАЮЩИМ ИСТОЧНИКАМ (НЕКОТОРЫЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЕРОУЧЕНИЯ БАБИЗМА)
2.1. Учение о Боге . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123

2.2. Баб и его откровение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146

2.3. Отдельные ключевые аспекты вероучения Баба . . . . . . . . . . 193

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
Cписок литературы и источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
Указатели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247
Именной указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247
Указатель терминов и ключевых религиозно-богословских понятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
Иллюстрации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251

ISBN номер на обратной стороне книги

Подписано в печать 28.01.2020 Тираж 400 экз.

Имеется такая рецензия на книгу:

Из курьезов — ISBN номер на задней стороне книги, перекочевавший из первого издания.

Поделитесь своим впечатлением о книге, прислав нам свои комментарии и размышления по адресу: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

В статье рассматривается деятельность отечественных исследователей по изучению истории и вероучения бабизма и раннего бахаизма, а также связанных с движением персоналий и событий. Раскрывается историография и библиография их деятельности в данном направлении.


2. Бернасовский Н. свящ. Бабизм. История возникновения. Его развитие. Догматические и нравственные начала. - Тифлис, 1909.

4. Туманский А.Г. Китабе Акдес Священнейшая книга современных бабидов / Текст, перевод, введение и приложение А.Г. Туманского // Записки АН по историко-филологическому отделению. - СПб., 1899. - Т. III. - № 6/

6. A traveler´s Narrative written to illustrate the Episode of the Bab / Ed. in the original Persian, and translated into English, with an Introduction and explanatory notes, by E.G. Browne. - Cambridge, University Press. - 1891. - V. 1-2.

8. The Tarikh-i-Jadid or New Hictori of Mirza Ali-Muhammed the Bab by Mirza Huseyn of Hamadan. and. Trahs. and ed. Browne, E. G. - Cambridge, University Press, 1975.

9. KazemBeg Mirza A. Bab et les Babis, ou le Soulévement politique et religieux en Perse, de 1845 á 1853 // Journal Asiatique. [6th series] v.7 n. 26 (April-May, 1866) pp. 329-384; v.7 n.27 (June 1866) pp. 457-522; v.8 n.29 (Aug.-Sept.1866) pp.196-252; v.8 n.30 (Oct.-Nov.1866) pp. 357-400; v.8 n.31 (Dec.1866) pp. 473-507.

10. Туманский А.Г. К вопросу об авторах истории бабидов, известной под именем Тарихе-Манукчи, или Тарихе-Джадид. - СПб., 1893.

20. Кузнецова Н.А. К истории изучения бабизма и бехаизма в России // Очерки по истории русского востоковедения. - М., 1963.

22. Российский дезертир Самсон Макинцев в истории Ирана XIX в. (Самсон-хан и расстрел Баба) // Исламские страны и регионы. История и современность. - М., 1994.

23. Бахаулла. Китаб-и Икан / академический пер. с персидского, предисловие, комментарий и текстологическое прил. Ю.А. Иоаннесяна. - СПб., 2001.

30. Martha R. Russia´s Cultural Contribution to the Bahai Faith // The Bahai World. - 1934-1936. - Vol. VI. - Рp. 707-712.

33. Ghadirian, A.M. Count Leo Tolstoy and His Appreciation of the Baha´i Faith // Baha´i Studies (Toronto), (1979). - Pp. 15-21.

34. Ghadirian, A.M. Doukhobors and the Baha´i Faith: Tolstoy and His Appreciation of the Baha´i Faith. - Ontario, 1989.

35. Ghadirian, A.M. Count Leo Tolstoy and his Appreciation of the Baha´i Faith // The Baha´i Faith in Russia: Two Early Instances. - Ottawa, 1979.

36. Stendardo, Luigi. L.N. Tolstoi et la Foi Baha´ie // La Pensee Baha´ie 81 (September 1982). - Pp. 3-10.

Российские исследователи одними из первых обратили пристальное внимание на новое вероучение, вызвавшее серьезные социальные потрясения в соседней Персии. Как новая идеология, так и ее носители стали предметом изучения для сотрудников дипломатических представительств России в Иране, собиравших любую информацию о бабидах и бахаитах. Практически все сведения поступали в столицу и в скором времени становились доступными петербургским востоковедам, тесно связанным служебными и дружескими отношениями с сотрудниками МИД России.

Кроме указанного издания, также существует издание данного труда в виде серии из пяти статей, которые были опубликованы в периодическом издании Journal Asiatique за 1866 год [9]. Именно этим изданием пользовался видный британский ориенталист, профессор Кембриджского университета Эдвард Браун (1862-1926), который весьма высоко отозвался о данной работе, исключая небольшую критику в вопросах датировок и описания нравов ряда персонажей [6, с. 204-205].

Эта публикация русского ученого вызвала огромный интерес на Западе. На основании этой монографии были написаны десятки статей, опубликованных в европейских и американских периодических изданиях.

Несмотря на то что автор данного труда не является ориенталистом, а книга написана по довольно малочисленным источникам и отражает, прежде всего, мнение иранских придворных историков, она и по сей день является одним из наиболее полных русскоязычных трудов по бабизму. Изложенный в данной работе материал представлен гораздо шире, нежели можно предположить из названия. Профессор включает в свою монографию обзор развития ислама шиитского толка в Персии и общий обзор бабидского вероучения.

Однако изложенные в книге исторические сведения весьма поверхностны, как, впрочем, и вероучение шейхизма. Биографию Баба автор описывает лишь с 14-летнего возраста, причем очень и очень кратко, постоянно ссылаясь на крайний недостаток сведений.

При знакомстве с источником необходимо учитывать, что книга была написана в то время, когда о бабидах было вообще ничего неизвестно, поэтому часть информации осталась непроверенной. Однако, несмотря на некоторые искажения и неточности, данное исследование продолжает пользоваться популярностью и несомненным авторитетом у исследователей ранней истории веры бахаи.

Большой вклад в изучение бабизма-бахаизма внес русский офицер-артиллерист (впоследствии генерал-майор) А.Г. Туманский (ум. 1921). Будучи слушателем офицерских курсов при Учебном отделении восточных языков, он заинтересовался учением бабидов и летом 1890 г. отправился в Ашхабад, где в то время жили бежавшие из Ирана бахаиты.

В Ашхабаде Туманский общался с руководителями местной бахаитской общины, которые снабжали исследователя материалами по истории и идеологии движения.

Русский ориенталист не только изучал религиозную литературу бахаитов, но также оказывал чрезвычайно важные услуги по благоустройству колонии бахаитов в русской Закаспийской провинции, а также принимал деятельное участие в строительстве первого в мире бахаитского храма в Ашхабаде.

Основную часть работы по переводу текста Туманский проделал в Ашхабаде, при содействии двух видных бахаитских богословов: Абуль Фазла Гульпагаигани и Мирзы Юсуфа Решти. Что, однако, не дает повода утверждать, что Туманский симпатизировал учению бахаитов, поскольку он воздерживался от конкретной оценки деятельности и личности Бахауллы и считал бахаитов организаторами и исполнителями убийств на религиозной почве.

Вопреки широко распространенной на Западе точке зрения следует заметить, что эта работа отнюдь не является единственным в мире марксистским исследованием бабизма в целом и иранских народных восстаний в частности.

После октябрьской революции правительство большевиков стало нетерпимо относиться к религии вообще и к бахаизму в частности.

В 1930 г. в Москве и Ленинграде выходили брошюры с марксистской критикой бабизма-бахаизма. Правительство было недовольно попыткой представить строящийся в Советской России социализм как неверно осуществляемый проект мироустройства, предложенный Бахауллой. Следствием этого явились массовые аресты бахаитов и высылка их в Сибирь в середине 30-х гг.

Представители советской исторической науки долгое время должны были рассматривать исследуемые события через призму марксистско-ленинской философии, которая определила бахаизм как идеологию компрадорской буржуазии, взявшую на вооружение идеи космополитизма. Этим и объясняется подобное отношение авторов многих трудов по новой истории Ирана к бабизму-бахаизму.

Однако эти работы затрагивают бабизм-бахаизм, как правило, в контексте общественно-политических исследований. Опираясь на труды других исследователей, вышеуказанные авторы подходили к рассмотрению проблемы с отсутствием должного критицизма.

Большой заслугой Иванова является цитирование архивных материалов имперского периода, часть которых переведена автором с французского языка.

В качестве недостатков данного исследования можно отметить тот факт, что автором использовалось мало материалов европейских исследователей. Что указывается и в зарубежных обзорах данной монографии.

С единственным, пожалуй, на сегодняшний день критическим обзором данного исследования можно ознакомиться в издании Минорского [21].

Из современных отечественных исследователей изучением бабизма-бахаизма занимаются лишь два крупных ученых. Один из них - доктор исторических наук, профессор СПбГУ и СПбДА И.В. Базиленко.

Научный интерес Игоря Вадимовича касается истории и идеологии веры бахаи. Среди мировых исследований по данной теме труды профессора Базиленко являются, пожалуй, одними из самых точных и адекватно отображающих современное положение дел в Международном сообществе бахаи.

Данные труды практически не затрагивают историю и вероучение бабизма. Однако их автор и не ставит перед собой таких целей.

Это два несколько похожих произведения. Первое отличается большей наукообразностью и предназначено в первую очередь для ориенталистов, а второе адаптировано к нуждам широкого круга читателей, выглядит более систематизированно, поскольку написано более простым языком. Вполне естественно, что в обоих изданиях автор выступает в качестве популяризатора веры бахаи, преподнося читателю материал в соответствии со своими бахаистскими убеждениями.

Несколько обособленно от трудов отечественных востоковедов стоят работы исследователей-любителей, увлеченных бабизмом-бахаизмом, таких как Г. Атрпет, М. Булановский, С. Уманец, свящ. Н. Бернасовский.

Ничего существенно нового относительно предыстории бахаизма книга Атрепта не привносит. Его работа (в Александропольском издании вторая часть труда, с. 87-208) содержит многочисленные рисунки и фотографии с изображением героев описываемых им сцен. Правда, по заверениям западных исследователей, ни одна из этих фотографий не является подлинной.

Также необходимо обратить внимание на то, что в конце XIX - начале ХХ века, после знакомства с образцами американской и западноевропейской пропаганды нового вероучения, бабизмом-бахаизмом увлеклась часть российской интеллигенции. Наиболее яркими выразителями интересов бахаитов в Европейской России стали Л.Н. Толстой и И.А. Гриневская.

В процессе работы над этим сочинением Гриневская изучала труды таких историков и востоковедов, как А. Казембек, М.А. Гамазов и А.Г. Туманский. Однако историческое повествование поэмы сознательно искажено. По причине этого историческая ценность данного произведения незначительна.

Шумный успех пьесы, где ярко выражено демократическое социальное учение Баба, обусловлен, очевидно, революционными настроениями в российском обществе накануне 1905 года.

Работая над поэмой, Гриневская не могла знать о том, что согласно вероучению бахаи Явители религий (не только Баб и Бахаулла, но и, например, Будда или Мухаммед) вообще не могут быть как-либо изображены. Здесь вызывает удивление тот факт, что когда Абдул-Баха ознакомился с текстами этих пьес, он сделал беспрецедентное исключение и разрешил постановку этих произведений.

Начав работу над пьесой, Гриневская увлеклась его учением и впоследствии стала, вероятно, первой русской женщиной - последовательницей учения бахаи.

Крупных исследований, освещающих деятельность Гриневской в контексте веры бахаи, очевидно, не имеется. Из изданных на западе публикаций, затрагивающих данную тематику, можно отметить следующие: [30; 31].

Новым персидским религиозным учением заинтересовался выдающийся русский писатель И.С. Тургенев. Известно, что в 70-х гг. XIX в. И.С. Тургенев неоднократно упоминал об этом движении в частных и официальных беседах. В 1879 г. в Оксфорде он встречался с видным бахаитом доктором Бенджамином Джауэтом и беседовал с ним о новом вероучении.

Информацию об отношении Л.Н. Толстого к бабизму-бахаизму можно найти в следующем издании: [32].

Среди зарубежных исследований следует отметить такие издания, как: [7; 33-36].

Такой представляется автору данной публикации историография отечественных исследований бабизма и раннего бахаизма.

Рецензенты:

Читайте также: