История создания spotify кратко

Обновлено: 05.07.2024

Spotify (Спотифай) — стриминговый интернет-сервис (потоковое аудио), с помощью которого можно легально слушать музыку, аудиокниги и подкасты. На Spotify приходится около 36% мирового аудиостриминга.

Осенью 2005 года Даниэль Эк начал работать сразу в двух компаниях: консультантом в рекламном агентстве TradeDoubler, в котором он знакомится с его основателем Мартином Лорентсоном, и в игровом сервисе Stardoll, одним из членов совета директоров которого являлся Фред Дэвис, сын музыкального магната Клайва Дэвиса.

Зимой того же года Даниэль Эк впадает в глубокую депрессию. Бороться с ней он решает созданием компании, которая вернет ему смысл жизни. Он рассказывает о своей идее Мартину Лорентсону, который захотел стать его партнером. К концу весны 2006 года Мартин продает акции своей компании на 180 миллионов шведских крон и переводит на счет Даниэлю Эку 10 миллионов. После этого Даниэль увольняется из компании Stardoll.

Новые партнеры начали думать какой именно бизнес им запустить, сначала они сошлись во во мнении, что это должен быть интернет сервис. Самыми удачными на тот момент казались идеи запустить сервис, связанный с видео или музыкой. В итоге, от идеи видео-сервиса отказались, из-за больших объёмов необходимого финансирования для его запуска.

В августе 2006 года в Стокгольме, в обычной квартире жилого дома, открывается первый офис сервиса Spotify.

Осенью к Spotify присоединяется разработчик программы μTorrent Людвиг Стригеус.

В начале 2007 года Фредрик Ниэмэле разработал функцию очереди, которая позволяла по торрент-сети загружать в буфер следующие песни на открытой странице. Это создавало иллюзию молниеносного отклика.

В это время на одной из вечеринок в Стокгольме Даниэль Эк знакомится с Фредом Дэвисом. Данниэль рассказывает ему о своём стартапе. Фред, который много лет работал адвокатом в музыкальной индустрии, объясняет ему, что модель работы его сервиса нелегальна, ему необходимо заключить контракты с каждой звукозаписывающей компанией отдельно. Даниэль рассчитывает сделать это за несколько месяцев. Но все оказалось не так просто - на заключение контрактов в Европе ушло два года, в США — четыре.

В феврале 2007 года Даниэль Эк переезжает в Лондон и там открывает головной офис Spotify. Это решение Даниэль принял под влиянием своего знакомого, британского интернет-предпринимателя Шакиля Хана.

В апреле 2007 года выходит бета-версия приложения Spotify. Она доступна по приглашениям, которые сотрудники компании рассылали своим друзьям и музыкальным блогерам. Первый год работы в тестовом режиме принес компании убыток почти в 32 миллиона шведских крон.

Сервис начинает сотрудничать с телекоммуникационными компаниями Telia (Швеция) и Three UK (Великобритании). Это позволило клиентам этих компаний оплачивать стриминг со своего абонентского счета.

Главный офис компании в Лондоне закрывают, оставив там только местный отдел маркетинга. Сотрудники и Даниэль переезжают в Стокгольм.

В мае 2011 года компания вводит ограничение для бесплатных аккаунтов - ограничение возможности прослушивания музыки до 10 часов в неделю.

14 июня 2011 года сервис официально начинает работать на территории США. В обмен на такую возможность, Spotify передал 20% своих акций трём крупнейшим звукозаписывающим компаниям Америки: Universal, Sony и Warner. Кроме того сервис обязался выплачивать неназванную фиксированную сумму каждый год, вне зависимости от количества прослушанных композиций. Еще одним требований лейблов стало внедрение функции покупки файлов (сейчас этой функции нет).

Несмотря на то, что компания вышла на безграничный американский рынок, убыток за 2011 год составил 50 миллионов долларов.

В декабре 2012 года в Spotify появляется функция Discover, которая составляет персонализированную подборку, на основе выбора пользователей сервиса, слушавших одни и те же композиции. Сегодня похожие функции есть практически у каждого сервиса для прослушивания музыки.

Летом 2013 года компания столкнулась с кризисом роста. Число новых пользователей перестало расти. Росло число тех, кто выходил в интернет с мобильных устройств, а у компании до сих пор не было мобильного приложения.

В декабре 2013 года мобильное приложение Spotify было одобрено в магазине приложений App Store. Это спровоцировало взрывной рост числа прослушиваний и начало привлекать внимание музыкантов, которые были недовольны размером выплат. В 2014 году многие авторы начали удалять свои композиции из каталога Spotify.

Весной 2014 года Spotify покупает аналитическую компанию Echo Nest, что позволило автоматизировать рекомендации в сервисе.

В мае 2015 года в приложении появляется функция Spotify Running, которая выбирала композиции с темпом, который соответствовал темпу бега. В настоящее время эта функция не активна.

В июле 2015 года в Spotify появляется одна из самых популярных функций Discover Weekly, создающая еженедельные персонализированные подборки музыки. В первый год работы более 5 миллиардов прослушиваний произошло с этой вкладки.

В сентябре 2016 года компания Spotify объявила, что выплатила 5 миллиардов долларов авторских отчислений, из которых 1,2 миллиарда за 2016 год.

Spotify отказалась от изначальной стратегии, нацеленной на бесплатных пользователей сервиса, авторские отчисления росли год от года. Это убедило музыкантов, отказавшихся от услуг услуг сервиса, или ранее с ним не сотрудничавших, загружать свои композиции в каталог Spotify.

Сервис из стартапа превратился в лидера индустрии и начал менять свои отношения с шоу-бизнесом. Теперь сервис начал делать ставку на артистов, не имеющих контрактов с крупными компаниями.

В начале 2018 года Spotify покупает независимого музыкального дистрибьютора Soundtrap за 500 миллионов шведских крон.

1 марта 2018 года Spotify объявляет о планах стать публичной компанией. 3 апреля 2018 года компания начинает торговаться на Нью-Йоркской фондовой бирже. К 11 сентября капитализация Spotify достигла 32,8 миллиарда долларов.

В марте 2018 года стало известно, что Spotify опять работает над запуском в России.

В сентябре 2018 года в тестовом режиме была запущена функция Upload Beta. Она позволяла независимым музыкантам загружать свою музыку непосредственно на платформу и получать 100% выплаты за прослушивания.

В феврале 2019 года Spotify приобрела две компании, занимающиеся созданием и распространением подкастов - Gimlet Media Inc. и Anchor FM Inc.

В мае стало известно о том, что Spotify работает над своим цифровым устройством - виртуальным ассистентом для водителей Car Thing.

Летом 2019 года тестирование функции Upload Beta было окончено с отрицательным результатом.

15 июля 2020 года, наконец-таки, на территории России начал работать Spotify.

История Spotify: заработать миллиарды на революционной идее (а заодно спасти целую индустрию)

23 апреля отмечает свой день рождения Spotify — шведский стриминговый сервис, который буквально перевернул с ног на голову всю музыкальную индустрию (и спас ее от неминуемой гибели). Сегодня у компании более 200 млн пользователей, а ее рыночная оценка достигла $34 млрд. Inc. вспоминает основные вехи развития сервиса, который, кажется, уже летом наконец появится и в России.

Сервис по-шведски

В середине 2000-х СМИ в один голос предвещали скорую гибель музыкальной индустрии: интернет-пиратство лишало ее доходов. Выход из этого тупика нашли два шведских предпринимателя-миллионера — Даниэль Эк и Мартин Лорентсон. Последний был основателем и владельцем Tradedoubler (крупнейшей скандинавской платформы цифрового маркетинга) и лично знал лучших европейских разработчиков, а также имел связи в Кремниевой долине. А Эк еще в старших классах зарабатывал до $50 тыс. в месяц, сливая в интернет записи телеэфира и занимаясь SEO-продвижением шведских компаний, а после школы создал и выгодно продал несколько интернет-проектов.

Будущие партнеры познакомились в начале 2006 года. Эк разработал для платформы Лорентсона сервис проверки безопасности клиентских онлайн-объявлений. Несмотря на ощутимую разницу в возрасте (Даниэлю тогда было 20 с небольшим, а Мартину — под 40), они быстро сдружились — благодаря схожему мировоззрению.

Идея Spotify началась с гипотезы, что люди могут отказаться от пиратства, если упростить им легальный доступ к музыке. Отчасти Даниэль вдохновлялся примером Шона Паркера, с которым был знаком, еще когда тот не стал сооснователем Facebook, а был известен как создатель Napster. Запущенный в 1999 году, этот сервис обмена треками в MP3-файлах работал по технологии одноранговой сети и всего за 2 года завоевал ежемесячную аудиторию в 20 млн пользователей по всему миру — на то время это была колоссальная цифра.

Поскольку Эк и Лорентсон хорошо разбирались в интернет-сервисах, они быстро придумали способ сделать музыкальную платформу легальной. По их задумке окупить прокат прав и обеспечить правообладателям доход должна была модель freemium. Пользователи получали базовый функционал (прослушивание музыки онлайн) бесплатно, но при этом им изредка транслировалась реклама. А за ее отключение и премиум-опции (в том числе скачивание треков) взималась небольшая ежемесячная плата.

Ради нового проекта Лорентсон ушел с поста генерального директора Tradedoubler. На начальном этапе он отверг предложения всех потенциальных инвесторов, поскольку его не устраивали их условия, — расходы новой компании, включая зарплату программистов и аренду офиса, он взял на себя. В команду разработчиков удалось привлечь Людвига Стригеуса — создателя одного из самых популярных торрент-клиентов μTorrent. Работу предложил ему Эк, купив и затем перепродав его проект. Первая версия архитектуры Spotify была создана под руководством Эка в том же 2006 году.


Читать также

Следующим шагом после создания компании, набора команды и разработки сервиса стало заключение соглашений с представителями музыкальной индустрии. Вызвать интерес помогало то, что проект был из Швеции, — эта страна пользовалась у акул музыкального бизнеса повышенным вниманием, поскольку там базировался разорявший их The Pirate Bay. С другой стороны, у стартаперов не имелось опыта и связей в музыкальной сфере. Не внушал большого доверия и юный возраст Даниэля. В итоге на все знакомства и переговоры ушло больше 2-х лет.

Запуск Spotify состоялся 7 октября 2008 года. Изначально сервис был доступен на территории Великобритании, Германии, Франции, Италии, Испании, Финляндии, Норвегии и Швеции. Мартин и Даниэль не прогадали с датой старта: в том же году популярное интернет-радио Last.fm перешло на платную подписку, обеспечив повышенный интерес к Spotify.

Первые месяцы платформу тестировали: проверяли нагрузку на оборудование, из-за чего бесплатные аккаунты не были общедоступны. Самостоятельно можно было оформить подписку на месяц за €4,99 или на три — за €9,99.

Возможность свободно заводить бесплатные аккаунты появилась в феврале 2009 года (до этого нужно было получить приглашение от платного подписчика). Таким пользователям показывали рекламу — и ограничили время прослушивания музыки 10 часами в месяц. Впоследствии временной лимит убрали и добавили бюджетные варианты платного доступа — льготный студенческий тариф, а также семейный тариф, по которому можно подключать до 6 человек.

Комплимент от Цукерберга

14 июля 2011 года состоялся запуск Spotify в США. Было 2 тарифных плана: $4,99 и $9,99 в месяц (более дорогой позволял пользоваться мобильным приложением и скачивать музыку для прослушивания оффлайн). Бесплатно слушать музыку американцы изначально могли лишь в течение полугода, причем не больше 20 часов в месяц и только по приглашению от обладателей подписки. Попутно Spotify распространял приглашения в коллаборациях с крупными брендами — от Coca-Cola до Reebok. Искусственная видимость дефицитного предложения помогала подстегнуть ажиотаж публики на старте — впоследствии этот прием использовался при выходе сервиса на новые географические рынки.

Главные конкурентные преимущества шведского сервиса, позволяющие ему до сих сохранять лидерство: он был первым и некоторое время обладал самой большой фонотекой — в 40 млн треков (сегодня у сервисов Apple и Google примерно столько же ). Еще одна составляющая успеха — продуманные интерфейсные решения и развитая система рекомендаций. За последнюю в Spotify отвечает целое подразделение, в котором работает несколько десятков человек — от инженеров в области алгоритмов до музыкальных экспертов.

Сервис уже в начале 2010-х научился определять музыкальные предпочтения, не требуя от пользователей дополнительных усилий в виде лайков и дизлайков. А еще музыка в нем никогда не замолкала самостоятельно — достаточно было запустить любимую песню прямо из поиска, и по ее окончании сервис проигрывал максимально похожие композиции. У большинства конкурентов пользователю в такой ситуации приходилось выбирать следующую композицию вручную.


Читать также

Сегодня Spotify ежемесячно используют 209 млн человек в 79 странах. Хотя общая аудитория сервиса вдвое больше числа платных подписчиков, именно они генерируют основную долю выручки. В 2012 году их доля составляла 87%: премиум-подписчики принесли сервису €374,6 млн, а заработки с показов рекламы составили лишь €55,5 млн. По итогам 2018 года показатели заметно подросли: €4,7 млрд и €542 млн соответственно.

За собой компания сохраняет до 30% доходов, остальные 70% распределяются между правообладателями. Введенная Spotify модель оказалась настолько успешной, что в 2016 году на стриминговые сервисы приходилась половина прибыли всей музыкальной индустрии США, а в 2017 году эта доля выросла до 65%.

Однако все это не спасло Spotify от претензий: с ростом его популярности среди исполнителей вошло в моду жаловаться на слишком низкие, по их мнению, роялти. По этой причине свои композиции из библиотеки сервиса отзывали такие звезды, как Тейлор Свифт, Принц и Нил Янг. Многие, конечно, потом поменяли свою позицию, но в СМИ всякий раз разгоралась дискуссия о том, насколько выгоден Spotify авторам музыки.

С одной стороны, скандалы способствовали узнаваемости сервиса и привлекали новых пользователей. А с другой, часто оборачивались реальными судебными исками. В 2016 году Spotify проиграла $21 млн по делам о невыплаченных роялти, а на следующий год — уже $48 млн. Рекордным стал иск на $1,6 млрд, поданный Wixen Music Publishing в 2017 году. Впрочем, именно это дело удалось разрешить миром: стороны договорились о более выгодных условия для исполнителей.

За всю свою операционную историю сервис выплатил в качестве роялти суммарно около $10 млрд. Из-за столь гигантских объемов авторских сборов компания на протяжении всего своего существования была убыточной. В 2016 году при выручке €2,9 млрд ее убыток составил €539 млн. По итогам 2017 года выручка выросла на треть — до €4 млрд, а убытки увеличились более чем вдвое — до €1,2 млрд. При этом общий размер инвестиций в стартап к этому времени составлял всего $2,8 млрд — фаундеры крайне разборчиво относились к запросам венчурных капиталистов и не соглашались на многие предложения. Чтобы компания выжила, Эк и Лорентсон решили выставить ее акции на публичные торги.

3 апреля 2018 года Spotify вышла на IPO. Ее основатели выбрали не самый традиционный вариант размещения, предпочтя прямой листинг заключению дорогостоящих контрактов с банками-андеррайтерами. Последние обычно организуют IPO, привлекают потенциальных покупателей, контролируют волатильность и в целом страхуют торги от провала, гарантируя выкуп акций. Spotify же предложила свои бумаги напрямую всем желающим и без установленной начальной цены. Экономный и демократичный подход обернулся успехом: торги первого дня закрылись при цене одной акции в $149,01, что дало компании капитализацию в $26,5 млрд.

2018 год, как и все предыдущие, стал убыточным — правда, на этот раз потери составили всего €78 млн. Выручка же продолжила увеличиваться — и достигла €5,2 млрд. В текущем году компания ожидает роста этого показателя до €6,8 млрд, а также увеличения ежемесячной аудитории до 265 млн человек и числа платных подписчиков до 127 млн человек.

Музыкальная атака из Швеции: о перспективах Spotify в России

Spotify основали шведские предприниматели Даниэль Эк (Daniel Ek) и Мартин Лорентсон (Martin Lorentzon), у которых уже был успешный опыт создания и монетизации стартапов. Сервис запустился в октябре 2008 года в нескольких европейских странах, через год стал доступен в Великобритании, а в июле 2011-го — на территории США.

Приход в Новый Свет стал важной вехой для шведского сервиса. К тому моменту в компанию, помимо других инвесторов, вложил $15 млн сооснователь пиринговой сети Napster (сервис позволял обмениваться аудиофайлами, его обвиняли в пиратстве и закрыли по решению суда) и первый президент Facebook Шон Паркер (Sean Parker). Он первым объявил о сотрудничестве Facebook и Spotify: пользователи могли размещать свои плейлисты в профиле социальной сети.

Партнерство с Facebook и поддержка Паркера помогли молодому стартапу найти первых пользователей в новой для себя стране. Через два месяца после запуска в США Spotify отчитался, что его база платящих подписчиков достигла 2 млн.

Для США Spotify стал революционным сервисом. В те годы на рынке страны доминировал Apple iTunes, в котором можно было купить отдельные треки, и сервис Pandora, работавший по принципу радио и не дававший возможности пользователям выбирать, какой трек послушать. Шведы предложили другую модель: пусть пользователи платят за ежемесячную подписку, выбирают песни из каталога и слушают столько музыки, сколько хотят. А собранные таким образом деньги распределяются среди правообладателей и авторов в зависимости от того, сколько прослушиваний набрал трек.

Несмотря не периодически возникающие претензии к Spotify со стороны музыкантов по поводу объема авторских отчислений, сервис быстро развивался и набирал аудиторию. В конце 2012 года, когда у Spotify уже было 5 млн платных подписчиков в мире и 1 млн в США, группа Metallica публично заявила, что готова работать со Spotify, и разместила свою дискографию на платформе. Это знаковое событие потому, что Metallica в конце 1990-х критиковала сервис Napster и активно добивалась его закрытия.

Ek_Spotify.jpg

Сооснователь Spotify Даниэль Эк

Spotify оказал сильное влияние и на саму музыкальную индустрию. Например, выплатил правообладателем более 16 млрд евро. А курируемый сотрудником платформы обновляемый плейлист RapCaviar набрал более 13 млн подписчиков и помог некоторым рэперам попасть в верхние строчки хит-парадов.

Успехи Spotify увидели и крупные компании, после чего у сервиса появилось несколько заметных конкурентов. В 2015 году начал работу Apple Music, свои музыкальные платформы также развивают Amazon и Google — и это не считая множества менее заметных в мировом масштабе сервисов, которые тем не менее смогли стать лидерами в своих регионах. Но на глобальном уровне Spotify остается первой платформой для прослушивания потоковой музыки.

Аналитики и эксперты считают, что главная причина, по которой платформа остается убыточной, — высокие платежи правообладателям. По данным Financial Time, на них приходится 70% всей выручки компании. При этом стриминг в целом стал основным способом заработка музыкальной индустрии: благодаря ему звукозаписывающие компании в прошлом году заработали $11 млрд. Продажи музыки на физических носителях принесли в два с половиной раза меньше — $4,2 млрд, следует из отчета Международной федерации производителей фонограмм (IFPI).

С похожей ситуацией в свое время столкнулся Netflix, отмечает финансовая и инвестиционная компания The Motley Fool. Высокие лицензионные отчисления не давали компании стать прибыльной, и это стало стимулом для онлайн-кинотеатра начать делать собственные фильмы и сериалы. Хотя первоначальные затраты на такое производство были высоки, они позволят платформе сэкономить в долгосрочной перспективе.

Музыкальная индустрия устроена по-другому, и платформам сложно напрямую заключать контракты с музыкантами в обход крупных лейблов. Однако Spotify попробовал, и эта попытка оказалась неудачной. Летом 2018 года сервис создал инструмент, благодаря которому музыканты могли загружать свои композиции непосредственно на платформу. Но через год отказался от этой идеи, дав расплывчатое объяснение, что лучше поможет артистам другими способами. Сейчас музыканту, чтобы попасть в каталог Spotify, надо иметь договор с лейблом или воспользоваться услугами авторизованного дистрибьютора.

Баннер с логотипом Spotify на здании Нью-Йоркской фондовой биржи, вывешенный 3 апреля 2018 года — в день, когда компания начала предлагать свои акции на этой бирже.

Баннер с логотипом Spotify на здании Нью-Йоркской фондовой биржи, вывешенный 3 апреля 2018 года — в день, когда компания начала предлагать свои акции на этой бирже

Тем не менее Spotify не оставляет попыток выйти в сегмент оригинального контента и снизить свою зависимость от правообладателей: активно осваивает направление подкастов и привлекает известных персон для создания таких программ. Тем более что интерес к такому контенту растет: по итогам второго квартала 2020 года доля слушателей подкастов на платформе Spotify выросла с 19 до 21%. Аналитик Марк Махани из Royal Bank of Canada убежден, что новое направление к 2020 году добавит $500 млн к годовой выручке сервиса.

Еще одна возможность для Spotify стать прибыльной — повысить стоимость подписки. Но платформа не может этого сделать из-за высокой конкуренции на рынке. В Motley Fool считают, что сейчас вряд ли какая-либо из существующих платформ зарабатывает на аудиостриминге. Но более крупные компании (Amazon, Apple, Google) могут не замечать убытков от этого направления и компенсировать их за счет прибыли от другой деятельности, ожидая, пока конкуренция на этом рынке ослабнет, и после этого повысить цены. У Spotify нет настолько уникальных особенностей, отличающих ее от других платформ, которые помогли бы предотвратить отток абонентов в случае повышения стоимости подписки, подчеркивает издание The Startup.

Несмотря на то, что глобальный рынок аудиостриминга растет и Spotify является его мировым лидером, стартапу из Швеции приходится серьезно конкурировать с мировыми гигантами и биться с региональными сервисами за место под солнцем.

По данным Counterpoint Reseach, по итогам первого квартала 2020 года в мире насчитывалось 394 млн платных подписчиков музыкальных стриминговых сервисов — на 35% больше, чем годом ранее. Midia Research дает более оптимистичные цифры: 400 млн платящих абонентов и рост на 30%. Около 64% респондентов, опрошенных IFPI в 2019 году, сказали, что слушают музыку на стриминговых сервисах, — на 7% больше, чем годом ранее. В среднем они слушают музыку 18 часов в неделю, то есть примерно 2,6 часа в день.

На Spotify приходится доля в 32% от всех платящих абонентов, подсчитали в Midia и отметили, что с 2015 года этот показатель колеблется в районе 32–34%. Второе и третье места в списке самых крупных мировых аудиосервисов занимают Apple Music и Amazon Music. Доля первого в структуре платных подписчиков составляет 18% (по сравнению с предыдущим годом она упала на 3 процентных пункта), второго — 14% (рост на 1 п.п.). Четвертое место у китайской платформы Tencent Music (управляет приложениями QQ Music, Kugoru и Kuwo), 46% акций которой принадлежат Spotify, пятое — у YouTube Music (6%), седьмое — у французской Deezer (2%), указывается в исследовании Midia.

Counterpoint Reseach приводит данные долей аудиоплатформ в общей структуре выручки по итогам первого квартала 2020 года. Здесь тоже лидирует Spotify (30%), Apple Music (25%) и Amazon Music (12%).

При этом размер пирога, за доли которого борются стриминговые музыкальные сервисы, относительно невелик. В прошлом году звукозаписывающие компании по всему миру заработали $20,2 млрд, говорится в отчете (IFPI). На сегмент стриминга с учетом рекламной и подписной модели приходится $11,4 млрд (56,6%). Выручка глобального рынка OTT за аналогичный период равнялась $38,2 млрд , а платного ТВ — $204,8 млрд (данные PwC). Однако стриминг является главным драйвером музыкальной индустрии: в то время как загрузки цифровой музыки, продажи музыки на физических носителях и прав на использование композиций в рекламе, кино и на ТВ падают, доходы от потокового аудио в 2019 году выросли на 22%.

Spotify остается важным на мировом уровне игроком, который двигает индустрию вперед и во многом ее формирует, но не во всех странах сервис занимает лидирующие позиции. В США он уступает Apple Music : 28 млн платных подписчиков против 26 млн на конец 2019 года. В Индии есть Gaani, доля которого на рынке страны составляет 30%, по данным Music Ally. Шведы здесь даже не на втором месте: их доля в Индии составляет 15%, что меньше, чем у местного игрока JioSaavn (24%). В то же время летом 2020-го Spotify удалось потеснить глобального игрока Dezeer во Франции, для которого эта страна является родным регионом.

По словам гендиректора и сооснователя Spotify Даниэля Эка, сервис присутствует в 93 странах и занимает первое место в 20 из них. Однако рынки за пределами Северной Америки и Европы являются основными точками роста для платформы. Если в первом квартале 2019 года на эти территории приходилось 30% новых подписчиков, то через год — уже 73%, отмечает аналитик Midia Марк Муллиган (Mark Mulligan). Это ведет к тому, что доля пользователей Spotify со временем перераспределится не в пользу развитых рынков.

2019.jpg

Исходя из этой логики, нет ничего удивительного, что в середине июля 2020 году сервис запустился и в России. Пусть даже, как отмечают эксперты, и с большим запозданием.

Российский рынок аудиостриминга не так сильно изучен, как отрасль онлайн-видео, платного телевидения и ШПД. По данным J'son & Partners Consulting, в 2018 году объем этого рынка составлял 4,7 млрд руб., из которых 3,2 млрд приходились на платные подписки, а 1,2 млрд руб. — на рекламу. Год назад исследовательская компания прогнозировала, что выручка от потоковой музыки будет расти в среднем на 58% в год и к 2021-му достигнет 18,6 млрд.

PwC оценивает объем выручки стриминговых аудиосервисов без учета доходов от рекламы в 2019 году в 6–7 млрд руб. и ожидает, что в этом году он вырастет до 9–11 млрд руб. На конец прошлого года в стране было 7,9 млн подписчиков таких платформ (по данным Midia Research — 7,4 млн), говорил РБК директор практики консультационных услуг индустрии медиа и развлечений PwC в России Александр Кардаш. Он отмечал, что эти цифры не включают абонентов, которые пользуются сервисом во время промо-периода.

ed_yamusic_park_Gorkogo.jpg

На третьем месте, по данным PwC за 2018 год, находится Apple Music с долей аудитории 12% и долей по выручке 28%. По итогам 2019 года Россия вошла в десятку самых крупных для сервиса рынков, а его аудитория в стране за год выросла на 25%, писал TJournal, не приводя количества пользователей в абсолютных цифрах. Если верить заявлению старшего вице-президента Apple Эдди Кью (Eddy Cue), в середине прошлого года Apple Music насчитывал 60 млн платных пользователей по всему миру.

Шведская компания оформила российское юридическое лицо еще в 2014 году, но запуска сервиса в стране так и не состоялось. В феврале 2015 года тогдашний руководитель бизнеса Spotify в России Александр Кубанеишвили объяснял в переписке с потенциальными партнерами сервиса, что платформа отказалась выходить в Россию из-за экономического кризиса, политической ситуации и новых законов, регулирующих интернет.

Разговоры о выходе Spotify в Россию возобновились в конце прошлого года. В марте издание Forbes сообщило, что российское представительство сервиса наняло сотрудников и они работают в московском коворкинге. А официально о запуске Spotify было объявлено 14 июля — за день до старта. Главой российского представительства стал Илья Алексеев. До этого он работал в сфере рекламы: руководил агентством по продаже интернет-рекламы IMHO Vi и занимал должность директора по продажам Facebook.

Spotify_Moskva.jpg

Публикации в российских деловых СМИ в преддверии и сразу после появления Spotify в России в целом носили скептический характер относительно перспектив сервиса в стране. Во многом они сводились к тому, что по состоянию на середину 2020 года в России уже сформировался рынок музыкального стриминга со своими сильными игроками, платформа заработала в стране слишком поздно и у нее нет суперуникальных предложений, которые бы заставили пользователей массово подписываться на Spotify.

StreamingMusic.jpg

С тем, что Spotify станет нишевым сервисом, согласна и Екатерина Берлова, генеральный директор маркетингового агентства Market Entry Atelier. Однако она отмечает, что в ближайшие годы нишевым останется любой музыкальный сервис. Екатерина Берлова в целом позитивно относится к Spotify как к рекламной площадке, отмечая, что сервисом предпочитают пользоваться миллениалы — активные люди до 38 лет, которые любят технологические новинки и стремятся хорошо зарабатывать.

audio_reklama_rossiaya.jpg

Доля рекламы в структуре выручки Spotify составляет примерно 10%. Как отметила директор по контенту и рекламному бизнесу компании Доун Острофф (Dawn Ostroff) в интервью CNBC, в сегменте рекламы, наряду с подкастами, лежат реальные возможности для дальнейшего роста платформы.

Spotify_Porche.jpg

Однако Дмитрий Ермаков отмечает, что Spotify предлагает меньше возможностей для таргетинга по сравнению с другими участниками рынка аудиорекламы. Он полагает, что если крупные рекламодатели надеются с помощью новой площадки охватить новый сегмент целевой аудитории, то это не получится. По его словам, пользователей Spotify можно найти с помощью других диджитал-инструментов по более низкой цене.

С точки зрения пользователя, главные преимущества Spotify, как отмечают российские и западные СМИ, — рекомендательная система, которая довольно хорошо подстраивается под предпочтения пользователя, и персонализированные плейлисты, которые составляют редакторы сервиса, а также музыканты (например, лидер Radiohead Том Йорк) и другие знаменитости (к примеру, бывший президент США Барак Обама). Еще, говоря о Spotify, часто отмечают его дизайн, интерфейс и синхронизацию с разными устройствами — вплоть до игровых консолей.

В будущем битва между российскими аудистриминговыми платформами и Spotify может развернуться на поле подкастов. По данным IAB Russia, за прошлый год их среднемесячная аудитория в России удвоилась и составила 5,1 млн человек в месяц.

Для Spotify подкасты — стратегическое направление, которое поможет платформе не только привлечь новых пользователей, но и снизить отчисления в адрес правообладателей. Даниел Эк намерен довести долю немузыкального контента до 20% и вообще двигаться от музыки в сторону аудио. За последний год стартап инвестировал в подкасты около $500 млн. Например, купил права на подкаст с Джо Роганом, который набирает миллионные прослушивания и считается самым популярным в США, а в одном из его выпусков Илон Маск курил марихуану. Они появятся на платформе в сентябре 2020 года. Еще на Spotify будут выходить эксклюзивные подкасты с Ким Кардашьян, Мишель Обамой и повествовательный подкаст на основе персонажов комиксов DC.

Обновлено 21 августа 2020 года

Ольга

Spotify — это известный во всем мире стриминговый сервис. В нем можно легально слушать музыкальные треки, аудиокниги и т. д. Причем для этого их не нужно скачивать на свой гаджет.

Сегодня сервис доступен в двух форматах: сайт и приложение для мобильных гаджетов, смарт-устройств, медиа-систем авто. На Спотифай приходится практически 40% аудиостриминга во всем мире. Он доступен во всех странах Южной и Северной Америки, почти во всех Европейских странах, а также в некоторых Азиатских странах, Африке и Австралии.

История Spotify

Идея создания стримингового сервиса пришла Даниэлю Эк и Мартину Лорентсону.

Официальный сайт Spotify

На первом этапе у друзей не было четкого понимания, каким именно бизнесом они будут заниматься. Единственное, что было понятно на тот момент — это будет какой-то интернет-ресурс. На тот момент самым удачным решением им казалось запустить что-то связанное с видео, но подсчитав приблизительный бюджет, было принято решение запустить сервис, связанный с аудио.

Spotify решила отказаться от изначальной идеи — разрешать слушать музыку бесплатно, хоть и ограничено. В результате, авторские отчисления начали расти каждый год, количество музыкантов, которые выкладывают свои треки, также увеличилось, даже вернулась часть тех, кто ушел раньше. Спотифай из обычного стартапа превратился во всемирно известный сервис с хорошо налаженными отношениями с известными музыкальными компаниями во всем мире.

Читайте также: