Освобождение от административной ответственности кратко

Обновлено: 04.07.2024

Когда к нарушителю не применяют административное наказание, это и есть освобождение от административной ответственности. В широком смысле это прекращение административного производства. Ведь перечень оснований прекращения производства открытый. И включает в себя все иные случаи, когда есть обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.

Освобождение от административной ответственности по ст. 24.5 КоАП РФ

Статья 24.5. КоАП РФ содержит примерный перечень обстоятельств, при которых не должно происходить возбуждение дела об административном правонарушении. А если оно уже возбуждено, то подлежит прекращению на любой стадии.

Во-первых, это отсутствие события правонарушения. То есть и не было никакого противоправного действия (бездействия).

Во-вторых, это отсутствие состава правонарушения. Действие (бездействие) было, а вины нет. Или действие совершил недееспособный или невменяемый гражданин. Возможно, нарушителю еще не исполнилось 16 лет. И так далее.

В-третьих, если правонарушение совершено в состоянии крайней необходимости. Интересное, но сложно доказуемое основание. Нарушитель должен доказать, что иными способами, кроме как совершенными, он не мог устранить опасность. Его интересам и правам, правам и охраняемых законом интересам третьих лиц, государства и общества. А также тот факт, что причиненный в результате нарушения вред — менее значительный, чем предотвращенный.

И иные способы, о которых мы рассказали в публикации «прекращение административного производства«. И в ряде дополнительных статей.

Малозначительность — основание освобождения от административной ответственности

Освобождение от административной ответственности возможно при малозначительности административного нарушения. Решение принимает орган власти (должностное лицо, суд) по подведомственности административных дел. Но это право, а не обязанность органа, рассматривающего дело.

В таких случаях выносится устное замечание, но это не вид административного наказания. И обратите внимание, малозначительность можно распространить на любое правонарушение. В том числе установленное законодательством субъектов РФ.

Специальные случаи освобождения от административного наказания

Не секрет, что огромное количество постановлений за нарушения в области дорожного движения фиксируют камеры. И административный штраф придет собственнику транспортного средства. А если транспортом управлял не собственник? Ведь постановление-то уже вынесено. Тогда такой собственник может написать жалобу на постановление. И доказать, что в момент совершения нарушения автомобилем управляло иное лицо. В том числе в результате противоправных действий. Тогда уполномоченный орган вынесет решение об освобождении от административной ответственности собственника. аналогичный порядок действует и для собственников земельных участков при фиксации нарушений правил в области благоустройства территорий.

От административной ответственности освобождается гражданин, который добровольно сдал наркотические средства (и т.п. средства и вещества). Однако в том случае, если не преследовал цели их продажи. Такое же решение будет принято, если гражданин добровольно обратился в медицинскую организацию за лечением от наркомании. Или добровольно направлен на социальную реабилитацию. Эти основания действуют для лиц, употребляющих наркотики или психотропные средства (а также в отношении хранения, перевозки, изготовления без цели сбыта).

Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, несут ответственность за административные правонарушения, как правило, по дисциплинарным уставам (положениям). Кроме правонарушений (ст. 2.5. КоАП РФ), за совершение которых ответственность наступает на общих основаниях.

Примечания к ряду статей Особенной части КоАП РФ устанавливают специальные основания освобождения от административной ответственности, связанные с поведением лица после совершения нарушения.

8 вопросов по теме

как быть с тем что пока отбывал уголовное наказание институт прописки упростили и место регистрации преобразовали меня никто не известил ни о каких изменениях теперь я не имею не прописки не регистрации

Из Вашего вопроса не следует, какое основания снятия с регистрационного учета. Институт прописки действительно упростили, но для снятия с регистрации по месту жительства все-равно необходимы основания.

может ли короновирус быть основание для освобождения от административной ответственности по пункту 9 части1 ст. 24.5 Коап

Не понятна связь коронавируса с иными, предусмотренными КоАП РФ обстоятельствами. Согласно пп. 9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ — это иные предусмотренные настоящим Кодексом обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.

В соответствии с постановлением правительства 440 0т 3 апреля 2020 года, лица просрочившие подачу на переоформление разрешения на оружие после истечения срока действия действующего разрешения будут хранить оружие незаконно (законно. То есть в первом случаи уходят от ч.1 ст.20.11 КоАП РФ но приходят к 20.8 КоАП РФ, Как быть?

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2020 г. в отношении форм разрешительной деятельности по перечню согласно приложению N 2 (как раз про разрешения в сфере оборота оружия) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативного правового регулирования в соответствующей сфере деятельности, принимается одно из следующих решений:
— при наступлении в период действия настоящего постановления срока подтверждения соответствия юридического лица, физического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям, предусматривающим переоформление разрешения или периодическое подтверждение соответствия (компетентности), повторную аккредитацию, переаттестацию, повторную сертификацию, повторную экспертизу, с учетом специфики сферы общественных отношений, в которой действует разрешение, — решение о переносе сроков прохождения данных процедур на период до 12 месяцев;
— очередное подтверждение соответствия юридического лица, физического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям, предусматривающим переоформление разрешения или периодическое подтверждение соответствия (компетентности), переаттестацию, повторную сертификацию, повторную экспертизу, считается пройденным. В данном случае срок следующего прохождения указанной процедуры определяется в соответствии с регулирующим его нормативным правовым актом, разрешение считается действующим.
На период пандемии истечение сроков разрешительных документов не может стать основанием привлечения к административной ответственности.

Может ли физическое лицо быть освобождено от административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ если на момент вынесения постановления уже не является собственником земельного участка?

Объективную сторону правонарушения по ст. 8.7. КоАП РФ составляет бездействие — нарушение ст. 42 Земельного кодекса РФ, которая распространяется не только на собственников земельного участка. Тот аргумент, что Вы уже не собственник можно использовать для защиты своей правовой позиции, но возможность освобождения от ответственности зависит и от иных обстоятельств.

Основания освобождения от административной ответственности - это предусмотренные КоАП РФ юридические факты, при которых судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности, применив к нему иные меры воздействия. Таких оснований два:

1. Малозначительность совершенного административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП); последствием освобождения будет устное замечание.

2. Несовершеннолетие правонарушителя (п. 2 ст. 2.3 КоАП) - возможно только с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение, освободить может только комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; последствием освобождения будет применение меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Эти основания следует отличать от обстоятельств, исключающих административную ответственность, к которым относятся факты, перечисленные в ст. 24.5 КоАП:

1. Издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания (амнистию объявляет Государственная Дума).

2. Отмена закона, установившего административную ответственность (обратная сила устраняющего или смягчающего ответственность закона предусмотрена ст. 54 Конституции РФ).

3. Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (мы их записали в предыдущем вопросе).

Основания освобождения от административной ответственности необходимо также отличать от обстоятельства, исключающего неправомерность деяния, которым является крайняя необходимость. Согласно ст. 2.7 КоАП не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами, и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Литература

1. Конституция РФ. - М.: Юрид. лит., 1993.

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях. - М.: ООО "ВИТРЭМ", 2002.

3. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право РФ: Учебник. - М.: ЗЕРЦАЛО, 1996.

Основания освобождения от административной ответственности - это предусмотренные КоАП РФ юридические факты, при которых судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности, применив к нему иные меры воздействия. Таких оснований два:

1. Малозначительность совершенного административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП); последствием освобождения будет устное замечание.

2. Несовершеннолетие правонарушителя (п. 2 ст. 2.3 КоАП) - возможно только с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение, освободить может только комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; последствием освобождения будет применение меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Эти основания следует отличать от обстоятельств, исключающих административную ответственность, к которым относятся факты, перечисленные в ст. 24.5 КоАП:

1. Издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания (амнистию объявляет Государственная Дума).

2. Отмена закона, установившего административную ответственность (обратная сила устраняющего или смягчающего ответственность закона предусмотрена ст. 54 Конституции РФ).

3. Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (мы их записали в предыдущем вопросе).

Основания освобождения от административной ответственности необходимо также отличать от обстоятельства, исключающего неправомерность деяния, которым является крайняя необходимость. Согласно ст. 2.7 КоАП не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами, и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.




Литература

1. Конституция РФ. - М.: Юрид. лит., 1993.

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях. - М.: ООО "ВИТРЭМ", 2002.

3. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право РФ: Учебник. - М.: ЗЕРЦАЛО, 1996.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Комментарии к ст. 2.9 КОАП РФ

1. Законодатель предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающему дело, при определенных условиях применить в отношении нарушителя устное замечание - такой метод воспитательного воздействия, который не связан ни с административным наказанием, ни с мерой общественного воздействия. Примером освобождения от административной ответственности может служить официальное разъяснение гражданину, пытающемуся перейти проезжую часть улицы вне пешеходного перехода, противоправного характера его поведения и возможных вредных последствий для него и общества.

Устное замечание не влечет юридических последствий для нарушителя. Однако он должен осознать противоправность своего поведения, с тем чтобы не допускать подобного в будущем. Понятно, что устное замечание может быть сделано лишь за малозначительное правонарушение. Законодательство не содержит их перечня или указаний на признаки, позволяющие судить о малозначительности административных правонарушений. Очевидно, это такие административные правонарушения, которые не представляют большого общественного вреда и не наносят сколько-нибудь значительного ущерба государственным или общественным интересам либо непосредственно гражданам. См. по данному вопросу п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25 мая 2006 г. N 12 и от 10 июня 2010 г. N 13).

2. Установление в законе такой меры воздействия, как устное замечание, дает возможность говорить о неотвратимости реагирования на каждое правонарушение, в том числе и малозначительное.

Кодекс четко разграничивает устное замечание и предупреждение: устное замечание не указано как вид наказания в ст. 3.2; предупреждение же значится как вид наказания в п. 1 ч. 1 этой статьи и в ст. ст. 3.3, 3.4, а также в санкциях статей Особенной части Кодекса. Предупреждение, являясь основным административным наказанием, выносится в письменной форме.

Норма данной статьи действует непосредственно; для применения устного замечания и освобождения от ответственности не требуется специального упоминания о такой возможности в норме об ответственности за конкретное правонарушение. Назначение устного замечания связано в большой степени с усмотрением должностного лица, решающего дело, оценкой им всех обстоятельств деяния и личности нарушителя.

Комментируемая статья не предписывает обязательность освобождения от административной ответственности за все малозначительные правонарушения, а предоставляет только право принять такое решение. В связи с этим субъект административной юрисдикции обязан при производстве по делу рассмотреть все обстоятельства нарушения, оценить его последствия, убедиться, что конкретным действием не нанесен сколько-нибудь значительный вред отдельным гражданам или обществу, исследовать обстановку, в которой совершено правонарушение, личность нарушителя, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, и т.п. Лишь в совокупности все установленные данные помогут ответить на вопрос, можно ли освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В случае принятия решения об объявлении лицу устного замечания выносится постановление о прекращении производства по данному делу (ч. 1 ст. 29.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса).

Институт освобождения от административной ответственности и его развитие в отечественном праве крайне важны, особенно для субъектов предпринимательской деятельности в связи с малозначительностью правонарушения

Сазонов Всеволод

Сегодня не существует ни одного субъекта предпринимательской деятельности, которого бы не коснулись проверки со стороны того или иного органа государственной власти. Как правило, следствием такой проверки является либо административный штраф, либо выдача предписания об устранении правонарушения. Однако далеко не каждый знает о том, что совершенное правонарушение может быть квалифицировано как малозначительное. При этом сам субъект ограничивается лишь получением замечания.

Что касается института освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью, то главная его цель заключается в избежании ограничения прав граждан и организаций, когда при формальном правонарушении отсутствует существенная угроза общественным интересам.

Также необходимо заметить, что ст. 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.

Как указал КС РФ, возможность освобождения от административной ответственности путем признания административного правонарушения малозначительным во всех случаях, когда правоприменительный орган на основе установленных по делу обстоятельств приходит к выводу о несоразмерности предусмотренного конкретной статьей КоАП РФ административного штрафа характеру совершенного правонарушения, способствовала бы формированию атмосферы безнаказанности, что несовместимо с принципом неотвратимости ответственности за нарушение закона (Постановление КС РФ от 25.02.2014 № 4-П).

Введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Основным признаком малозначительности правонарушения является то, что оно при формальном наличии всех признаков состава правонарушения отличается крайне низкой степенью общественной опасности, а следовательно, с объективной стороны не представляет существенной угрозы для охраняемых законом общественных отношений. На это свое внимание обратил КС РФ в определении от 05.11.2003 г. № 349-О.

Таким образом, подводя итог, необходимо сказать о том, что само понятие малозначительности является оценочным. Его содержание конкретизируется тем или иным правоприменительным органом в зависимости от конкретных обстоятельств дела, которое находится у них на рассмотрении. Данный институт и его развитие в отечественном праве является крайне важным, особенно для субъектов предпринимательской деятельности.

Читайте также: