Комниновское возрождение в византии кратко

Обновлено: 07.07.2024

Мозаики были самыми значимыми среди других видов искусства в этот период. Они создавались как в самой Византии, так и за ее пределами византийскими мастерами.

Самым важным мозаичным ансамблем 11 в является монастырь св.Луки или Косис Лукас, это центр Византии, район Плакида. Сам монастырь посвящен преподобному Луке, им же он и был основан.

Характерная особенность искусства изображений этого периода, так же, как отчасти и македонского – это некая статичность изображаемых лиц и событий. Минимум динамики, застылость движений в отличие от более позднего искусства после нашествия на Кпл крестоносцев в 13 в (Палеологовский период). Изображения лиц зеркальны, невозмутимы. Это связано со сложившимся мировоззрением о том, что православие победило все ересси, оно незыблемо, оно крепко. Стабильность отражается и в искусстве. Так изображение основателя монастыря Косис Лукас преподобного Луки статично, даже в его движении читается пауза. Это тоже мозаика.

Изображение Воскресения в Комниновский период приобретает свою завершенность, сформированность. Здесь в монастыре Неомони видим совершенно современную нам мозаику. В то время как доиконоборческий период не знает изображения Воскресения. Были мироносицы у гроба и другие символы. Теперь же – традиционное Сошествие во ад. Монастырь Неомони находился на острове Хиос. Украшался средствами Кпл казны, так же как Косис Лукас является важным памятником искусства 11 века Византии.

Еще один монастырь Дафни под Афинами. В композициях этого монастыря видим особенности. Эта обитель также связана с Кпл. Мозаики здесь носят некий природный дух великолепия, изящества. Богатый орнамент из мозаики, украшены даже откосы окон. В куполе – Спас. Другие композиции: Рождество Христово (поклонение волхвов), Распятие с предстоящими.

Мозаики средневековья никогда не пытались имитировать роспись в отличие от синодального периода. Средневековая мозаика – это совершенно самостоятельное искусство, не похожее ни на икону, ни на фреску. Хорошо читаются камни, составляющие изображения. Контуры фигур оттенены темными рядами камней, эта опись одновременна и крупная, и мягкая.

Византийские работы комниновского периода находим не только на территории Греции, но и за ее пределами. В первую очередь в 11-12 вв много было создаваемо мозаичных ансамблей на Сицилии. Сицилию в это время захватили норманны и создали там свое королевство. Они стремились к светскому господству в Средиземноморье, но не отказывались и от подражания Византии. Византийские мастера создали несколько известных ансамблей на Сицилии.

Палатинская капелла в столице королевства Палерно. Это купольная базилика, для Византии это уже архаизм, а в Италии и вообще на западе базилики еще распространены. Также западу свойственны элементы готики. Норманы стремились перещеголять Византию, поэтому в храме не просто обилие мозаики, но прямо-таки перебор. Короли не скупились.

В сицилийских храмах представлено много циклов библейской истории, это вообще характерно для запада.

Византийские мастера работают на западе в то время как уже оформился католический раскол. Это говорит о том, что конфликт воспринимался как нечто временное, не окончательное. В Палатинской капелле видим традиционную греческую иконографию творения мира. Христос творит землю, луну, солнце, звезды. Адам и Ева изображены очень целомудренно.

Другой знаменитый сицилийский мозаичный ансамбль находится в Монреале. Здесь уже не купольная, а обычная базилика, поэтому купольное изображение Спаса здесь находится в алтаре. Ниже в конхе – Богородица и апостольский чив вместо святителей.

Такая же бескупольная базилика находится в другом сицилийском городе Чифалу. Она также построена византийцами.

Кроме Сицилии византийцы работали в Венеции. Венецианская республика претендовала на первое место среди государств Средиземноморья. Здесь видим главный храм – собор св.Марка, который построен по типу храма св.апостолов в Риме или Кпл.

В этом венецианском соборе сохранилось много мозаик 11 в, хотя в дальнейшем они дополнялись поздними работами. Здесь видим такое же как на Сицилии изображение творения мира (Палатинская капелла). Но эта работа совсем не такая аскетичная. Христос – безбородый с крещатым нимбом.




Также, кроме мозаичных композиций в комниновский период создаются фрески. На территории самой Византии самыми известными являются фрески того монастыря Косис Лукас. Если в верхнем храме было обилие мозаики, то в нижнем криптовом храме много сохранившихся фресок. Древнейшие изображения святых праздников, мозаики и фрески сохранились в Охриде – юг Греции, современная Сербия, а также на Кипре.

Мозаики были самыми значимыми среди других видов искусства в этот период. Они создавались как в самой Византии, так и за ее пределами византийскими мастерами.

Самым важным мозаичным ансамблем 11 в является монастырь св.Луки или Косис Лукас, это центр Византии, район Плакида. Сам монастырь посвящен преподобному Луке, им же он и был основан.

Характерная особенность искусства изображений этого периода, так же, как отчасти и македонского – это некая статичность изображаемых лиц и событий. Минимум динамики, застылость движений в отличие от более позднего искусства после нашествия на Кпл крестоносцев в 13 в (Палеологовский период). Изображения лиц зеркальны, невозмутимы. Это связано со сложившимся мировоззрением о том, что православие победило все ересси, оно незыблемо, оно крепко. Стабильность отражается и в искусстве. Так изображение основателя монастыря Косис Лукас преподобного Луки статично, даже в его движении читается пауза. Это тоже мозаика.

Изображение Воскресения в Комниновский период приобретает свою завершенность, сформированность. Здесь в монастыре Неомони видим совершенно современную нам мозаику. В то время как доиконоборческий период не знает изображения Воскресения. Были мироносицы у гроба и другие символы. Теперь же – традиционное Сошествие во ад. Монастырь Неомони находился на острове Хиос. Украшался средствами Кпл казны, так же как Косис Лукас является важным памятником искусства 11 века Византии.

Еще один монастырь Дафни под Афинами. В композициях этого монастыря видим особенности. Эта обитель также связана с Кпл. Мозаики здесь носят некий природный дух великолепия, изящества. Богатый орнамент из мозаики, украшены даже откосы окон. В куполе – Спас. Другие композиции: Рождество Христово (поклонение волхвов), Распятие с предстоящими.

Мозаики средневековья никогда не пытались имитировать роспись в отличие от синодального периода. Средневековая мозаика – это совершенно самостоятельное искусство, не похожее ни на икону, ни на фреску. Хорошо читаются камни, составляющие изображения. Контуры фигур оттенены темными рядами камней, эта опись одновременна и крупная, и мягкая.

Византийские работы комниновского периода находим не только на территории Греции, но и за ее пределами. В первую очередь в 11-12 вв много было создаваемо мозаичных ансамблей на Сицилии. Сицилию в это время захватили норманны и создали там свое королевство. Они стремились к светскому господству в Средиземноморье, но не отказывались и от подражания Византии. Византийские мастера создали несколько известных ансамблей на Сицилии.

Палатинская капелла в столице королевства Палерно. Это купольная базилика, для Византии это уже архаизм, а в Италии и вообще на западе базилики еще распространены. Также западу свойственны элементы готики. Норманы стремились перещеголять Византию, поэтому в храме не просто обилие мозаики, но прямо-таки перебор. Короли не скупились.

В сицилийских храмах представлено много циклов библейской истории, это вообще характерно для запада.

Византийские мастера работают на западе в то время как уже оформился католический раскол. Это говорит о том, что конфликт воспринимался как нечто временное, не окончательное. В Палатинской капелле видим традиционную греческую иконографию творения мира. Христос творит землю, луну, солнце, звезды. Адам и Ева изображены очень целомудренно.

Другой знаменитый сицилийский мозаичный ансамбль находится в Монреале. Здесь уже не купольная, а обычная базилика, поэтому купольное изображение Спаса здесь находится в алтаре. Ниже в конхе – Богородица и апостольский чив вместо святителей.

Такая же бескупольная базилика находится в другом сицилийском городе Чифалу. Она также построена византийцами.

Кроме Сицилии византийцы работали в Венеции. Венецианская республика претендовала на первое место среди государств Средиземноморья. Здесь видим главный храм – собор св.Марка, который построен по типу храма св.апостолов в Риме или Кпл.

В этом венецианском соборе сохранилось много мозаик 11 в, хотя в дальнейшем они дополнялись поздними работами. Здесь видим такое же как на Сицилии изображение творения мира (Палатинская капелла). Но эта работа совсем не такая аскетичная. Христос – безбородый с крещатым нимбом.

Также, кроме мозаичных композиций в комниновский период создаются фрески. На территории самой Византии самыми известными являются фрески того монастыря Косис Лукас. Если в верхнем храме было обилие мозаики, то в нижнем криптовом храме много сохранившихся фресок. Древнейшие изображения святых праздников, мозаики и фрески сохранились в Охриде – юг Греции, современная Сербия, а также на Кипре.


Содержание

Диррахий (1081)

Битва при Диррахии (около современного города Дуррес в Албании) произошла 18 октября 1081, между войсками Византийской империи, возглавляемыми императором Алексеем I Комнином и норманнами Южной Италии под руководством Роберта Гвискара, герцога Апулии и Калабрии. Битва разыгралась возле Диррахия, столицы византийской провинции Иллирия, и закончилась победой норманнов.

Вслед за норманнским завоеванием византийской Италии и сарацинской Сицилии, византийский император Михаил VII заключил помолвку своего сына с дочерью Роберта Гвискара. Когда Михаил был свергнут, Роберт воспользовался этим как повод вторгнуться в Византийскую империю в 1081. Его армия осадила Диррахий, но его флот был разбит Венецией. 18 октября возле Диррахия норманны вступили в бой с византийской армией во главе с Алексеем I. Битва началась с наступления византийского правого крыла на левое крыло норманнов, которое пришло в беспорядок и начало отступать. Варяжские наемники начали преследовать отступающих норманнов, но были отделены от основных сил и перебиты. Норманнские рыцари в центре атаковали византийский центр, заставив византийцев отступить.

Лебунион (1091)

Битва у подножия горы Лебунион была первой решительной победой Византии времен Комниновского возрождения. 29 апреля 1091 вторгающиеся силы печенегов были разбиты наголову соединенными силами Византийской империи под предводительством Алексея Комнина и его куманскими (половецкими) союзниками.

Бероя (1122)

Битва при Берое (современная Стара Загора, Болгария) — сражение, произошедшее в 1122 между печенегами и и византийцами во главе с императором Иоанном II, закончившееся тем, что печенеги перестали быть независимой силой.

Сирмий (1167)

Битва при Сирмии (или при Земуне) произошла 8 июля 1167 между силами Византийской империи и Королевства Венгрия. Византийцы одержали решительную победу, заставив венгров просить о мире на византийских условиях.

Мириокефал (1176)

Битва при Мириокефале (также Мириокефалоне, греч. Μάχη του Μυριοκέφαλου ) — сражение между Византийской империей и сельджуками, захватившими Малую Азию после поражения при Манцикерте. Битва состоялась 17 сентября 1176 года в области Фригия. В битве при Мириокефале тюрки-сельджуки организовали засаду в одном из горных ущелий близ крепости Мириокефалон под предводительством конийского (румского) султана Кылыч-Арслана II и наголову разбили армию византийского императора Мануила I Комнина. Данное поражение свело на нет приобретения Византии в удачном выпаде против турок, побеждённых в битве при Филомелионе (нынешний Акшехир) в 1117 году.

Культурное возрождение

Конец

Комниновское возрождение закончилось около 1185 со смертью последнего императора этой династии — Андроника I Комнина. С его смертью возобновился упадок Византийской империи, и к 1204 Византия перестала быть великой державой, ослабленная силами крестоносцев, которые раскололи империю.

Осторожное планирование, продуманная и квалифицированная внутренняя политика в сочетании с благоразумной стратегией позволили Алексею I стабилизировать ситуацию в империи со времени вступления на престол в 1105 г. Была усовершенствована тактика военных действий применительно к различным врагам империи, особенно против печенегов и турок. Печенеги были полностью побеждены и по достигнутому соглашению получили право жить в пределах государства, за что должны были служить в имперской армии. Изматывая врага и избегая генеральных сражений, подобным Диррахию, Комнин в конечном счете выгнал норманнов из Эпира и Албании; трудная ситуация с противостоянием туркам в северо-западной Малой Азии была стабилизирована. В достижении этих результатов, без сомнения, сказалось дальновидное использование Алексеем обстоятельств Первого крестового похода, который проходил через Византию в 1097–1098 гг. Комнин провел важные финансовые и военно-административные реформы, последовательно усиливая авторитет центральной власти в лице государственных чиновников и дворцовой администрации. При сыне Алексея Иоанне II (1118–1143) империи были возвращены обширные области западной Анатолии. При преемнике Иоанна, Мануиле I (1143–1180), имперские позиции империи на Балканах укрепились, и ромейские армии начали постепенно распространять власть Византии и на центральную Анатолию. Но в то время как империя довольно успешно боролась с венграми на Дунае, ее окончательный разгром в Малой Азии положил конец Восточной Римской империи в ее привычных границах. В 1176 г., в стратегически преждевременной и тактически непродуманной попытке положить конец турецкому господству в центральной части Малой Азии, имперская полевая армия во главе с самим императором была завлечена в засаду и разбита в сражении при Мириокефалоне. Огромные средства на это дорогостоящее предприятие были потрачены впустую. В результате изменившейся международной ситуации и восстания на Балканах империя уже никогда не имела возможности организовать вторжение в Малую Азию такого масштаба. Тюркизация и исламизация региона пошли полным ходом, и Византия уже ничего не могла с этим поделать. Восточная Римская империя, которая когда-то широко простиралось в Европе и Азии, становилась чем дальше, тем больше чисто европейским государством.

Возрождение

Возрождение Из тисков разрушения государство вырвал первый среди замечательных правителей, происходивших из Иллирика.В 268 г., после смерти Галлиена, солдаты провозгласили императором Марка Аврелия Клавдия, впоследствии известного как Клавдий II. Этот человек успешно

6. Возрождение

…И его возрождение

…И его возрождение Но все же вселенская битва конца времене, именуемая древними скандинавами Рагнарек, имеет некое светлое если не начало, то хотя бы завершение. Земля, очистившись от ярма грехов и всяческого зла, имеет шанс возродиться к новой жизни, как может

Возрождение

Возрождение

ВОЗРОЖДЕНИЕ

ВОЗРОЖДЕНИЕ Эпоха раннего Нового времени ознаменована культурными феноменами, которые зародились в Европе, но оказали огромное, может быть, решающее влияние на всю последующую всемирную историю. Они принесли с собой изменения во взглядах на мир, в отношении к науке,

8. ВОЗРОЖДЕНИЕ

Возрождение и восхождение

Возрождение и восхождение После окончания войны Брежневу, как и всему его поколению — из числа тех, конечно, кто остался в живых, — сама судьба подарила счастливую карту в виде превосходных жизненных возможностей. Большая половина ровесников Брежнева войну не пережили,

VI Возрождение

VI Возрождение Вернувшись в Мюнхен после четырех лет, проведенных в эмиграции, Герман Геринг, естественно, не надеялся, что его встретят с охапками цветов. И оказался совершенно прав: в то холодное утро 3 ноября 1927 года он не увидел цветов, и фюрер не ожидал на перроне

…И возрождение

…И возрождение Подъем начался при Мартине V, который стал пользоваться фискальным аппаратом, созданным Альборносом, для выкачивания денежных средств из периферии, чтобы затем направлять их в Рим для перестройки города и восстановления централизованного контроля пап

4. При царе Тарквинии Древнем выдвигается его преемник Сервий Туллий Аналогично, при протосевасте Алексее Комнине, опекуне юного царя Алексея Комнина, выдвигается их преемник Андроник-Христос

4. При царе Тарквинии Древнем выдвигается его преемник Сервий Туллий Аналогично, при протосевасте Алексее Комнине, опекуне юного царя Алексея Комнина, выдвигается их преемник Андроник-Христос Согласно Титу Ливию, молодой Сервий Туллий живет при дворе царя Тарквиния

В поисках. XI век. Византия. Суфизм. Буддизм. И другое. Часть одиннадцатая.

Так получилось, мои исторические поиски растянулись на добрый год. Ничего, главное, они все-таки близятся к завершению, и усилия оказались совершенно ненапрасными, ведь результат очевиден и впечатляет. Повторюсь, что с точки зрения официальной истории XI век нашей эры ничем примечательным ознаменован не был, все как всегда, политические игры, войны, завоевания, расцветы и упадки. Но вот незадача, стоило более пристально всмотреться и вырисовалась довольно интересная картина, - возрождение духовности, культурные расцветы, объединения, строительство храмов и монастырей и много иного позитивного и созидательного.

  • 1 часть: "Кетцалькоатль, Кукулькан, Пернатый Змей. "
  • 2 часть: "Северная Америка. Индейские племена, Кахокия и Форт-Эйншент"
  • 3 часть: "Цивилизации Сикан и Инков"
  • 4 часть: "Остров Пасхи и Полинезия (Океания)"
  • 5 часть: "Юго-Восточная Азия (Индонезия, Малайзия)"
  • 6 часть: "Индокитай (Кхмерская империя, Паган, Китай)"
  • 7 часть: "Индия, Япония",
  • 8 часть: "Три Удела Богородицы: Иверия, Афон, Киев",
  • 9 часть: "Половецкие каменные бабы",
  • 10 часть: "Пещерные храмы и монастыри".

ВИЗАНТИЯ, КОМНИНОВСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Великая Византийская империя на протяжении почти десяти веков своего существования переживала самые разные времена, как укрепления , так и кризисы. И здесь не вызовет удивления тот факт, что в рассматриваемый промежуток времени мы сможем заметить прямое указание на расцвет государства и даже культурное возрождение. В начале одиннадцатого века произошло временное усиление империи, а в конце так называемое Комниновское возрождение - термин, используемый историками для описания военного, финансового и территориального восстановления Византийской империи во время правления династии Комнинов, начиная с воцарения Алексея I Комнина в 1081 году , заканчивая смертью Мануила I Комнина в 1180 году.

Византийская империя

Византия

Не вижу смысла перечислять военные победы и особенности политических игрищ в борьбе за власть (Крестовые походы), всё это подробно описанно в Википедии , впрочем, среди боевых сводок удалось найти и кое-что заслуживающее внимания:

Первое относится к началу века:

В 1019 году , завоевав Болгарию, несколько позже часть Армении и часть Иберии, Василий II отпраздновал великим триумфом наибольшее усиление империи со времён, предшествующих арабским завоеваниям. Завершали картину блестящее состояние финансов и расцвет культуры .

Второе к династии Комнинов:

СУФИЗМ

В хронологическом порядке, опять-таки взятом из Википедии (ссылка) , это выглядело так:

суфизм

суфизм

Суфизм понял, что образы Ахура Мазды и Аримана олицетворяют собой принцип добра и принцип зла . Кто-то может обнаружить их в словах Христа или в Коране так же, как и в Зенд-Авесте. Он понял то, что стоит за представлениями об ангелах, пришел к идеализации Бога и учителя как носителя божественного послания. Его можно назвать иудейским мистицизмом, если пренебречь тем влиянием, которое оказало на него Христианство. Его можно назвать христианской мудростью, если пренебречь влиянием мудрости Ислама. Его можно назвать внутренней составляющей Ислама, если пренебречь воздействием иных философских систем, таких, как Веданта и Буддизм. Вот почему Суфизм так всеобъемлющ, совершен и универсален.

суфизм

Не может быть многочисленных религий - есть лишь одна. Не может быть двух истин и не может быть двух повелителей. Как есть только один Бог и одна религия, так существуют лишь один повелитель и одна истина. Уязвимое место человека всегда заключается в том, что он считает истиной лишь то, что привычно, а то, что он не приучен слышать или о чем думать, пугает его. Подобно путнику, затерянному в чужой стране вдали от дома, душа человека странствует среди явлений и вещей, непривычных ей. Но путь к совершенству означает возвышение над ограничениями, устремление на такую высоту, откуда глаз уже не может различить границ отдельных стран или континентов, а видит весь мир целиком. Чем выше поднимаешься, тем шире становится горизонт.

танец суфия

И еще поистине замечательные слова о суфизме:

Он - свет, он - жизнь любой души. Он возвышает смертного до бессмертия.

Он - послание любви, гармонии и красоты. Он - божественная весть. Он - весть времени; а весть времени - это ответ на зов каждой души. Весть, однако, содержится не в словах, а в божественном свете и жизни, исцеляющих души; приносящих им покой и мир Бога.

Суфизм подарил таких светочей мировой духовной поэзии, как Аттар , Руми , Насими , Аль-Худжвири, Кабир , Нурбахш, Омар Хайям, Аль-Фарид (наверное, многие уже наизусть знают "Большую касыду") , Джами, Абу Али ибн Сина - Авиценна, Низами Гянджеви, Али Шир Навои и др.

Далее мне очень хотелось бы поделиться найденными художественными оформлениями на тему суфийских мотивов, они сильно меня вдохновили:

Читайте также: