Необходимость охраны природы 1600 1900 гг кратко

Обновлено: 04.07.2024

Осознание необходимости защищать и охранять природу появилась у наших предков очень давно. Природоохранная деятельность в древние времена в России шла по трем направлениям:

1. Заповедники (эталоны дикой природы)

2. Охрана лесов (в первую очередь особо ценных и государевых)

3. Охрана диких животных и птиц, контроль их истребления.

первый указ о регулировании рыбной ловли (1699);

указы о регулировании охоты, прежде всего царской;

Значение: ограничение снижения видового разнообразия, охрана лесов.

В 1689-1725 гг. царь Петр I издал многочисленные природоохранные указы, направленные на решение общегосударственных задач, в том числе:

устав о рыбной ловле, запрещающей хищнические способы добычи;

указ о сохранении почвенного покрова при рубке лесов (1712);

устав об охране лесов от пожаров;

указ об охране чистоты водоемов (1718).

Значение: общегосударственное, повышение численности животных, обогащение фауны, увеличение количества зеленых насаждений.

В 1762-1796 гг. императрица Екатерина II издала:

закон об охоте (1763) - запрещение охоты с 1 марта по 29 июня (за исключением хищников). Регламентированные сроки сохранялись в России до Октябрьской революции.

Регламент лесопользования, предписывающий беречь лес от скота, гнать смолу из пней и корней, использовать для изготовления поташа второсортную древесину, а для заготовки дров - ветровал и бурелом.

Значение: повышение численности животных, сохранение лесов.

В 1882 г. в районе Кроноцкого вулкана на Камчатке создан первый в России общественный заказник для размножения соболя (позднее - заповедник).

Становление и развитие экологической политики как системы мер, направленных на сохранение окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, в Советской России происходило сложно и противоречиво. Об этом свидетельствуют многочисленные документы партийных и советских органов, публикации в средствах массовой информации, архивные материалы. В настоящее время специалисты выделяют несколько этапов формирования и развития природоохранной политики в стране, как правило, совпадающих с этапами социально-экономического развития общества в XX веке:

1. 1917 г. - конец 1920-х гг.,

2. начало 1930-х - первая половина 1950-х гг.,

3. вторая половина 1950-х - конец 1960-х гг.,

4. начало 1970-х - конец 1980-х гг.,

5. 1990-е гг. - 2008 г.

Особенности экологической политики того или иного периода неразрывно связаны со спецификой экономического, социального, политического и культурного развития общества. В связи с этим, большое влияние на экологическую политику оказывают следующие факторы: масштабы природопользования, темпы развития производства, экономическая и социальная стабильность, уровень экологической культуры населения и т.п.

С момента возникновения советское государство придавало большое значение проблемам сохранения и рационального использования природных богатств. Это подтверждается тем, что в первые годы после революции издавались декреты, распоряжения, постановления об охране земель, лесов, вод, растительного и животного мира. По данным В.В. Соколова, в 1917-1920 годах было издано 268 декретов, постановлений, распоряжений руководящих органов, посвященных проблемам природопользования и охраны природы. В значительной степени это было связано с хищническим использованием природных ресурсов в предшествующий период.

Период с начала 1930-х до 1950-х гг. труднее всего поддается объективной оценке в силу ряда причин. Индустриализация набирала обороты, быстрыми темпами строились промышленные предприятия металлургического, химического, машиностроительного, лесохимического профиля, осваивались новые территории. Как правило, эти процессы происходили без учета влияния народного хозяйства на окружающую природную среду, что обусловило появление целого ряда экологических проблем в регионах. В то же время продолжалось совершенствование природоохранного законодательства, направленного на сохранение лесных и водных ресурсов, разрабатывались нормативы качества водной и воздушной среды, принимались меры по охране здоровья населения.

В 1978 г. вышла в свет Красная книга СССР и принята Конвенция об охране антарктических тюленей.

В 1970-1980-е гг. в СССР проблемы охраны окружающей среды были признаны приоритетными. В связи с этим в начале 1970-х гг. стало меняться отношение к проблемам природопользования, были разработаны новые подходы к решению этих проблем, активизировалась работа по усовершенствованию механизмов природопользования и охраны окружающей среды, усилилось влияние общественности на процесс принятия экологически значимых решений. В этот период были разработаны и приняты фундаментальные законы о земельных и водных ресурсах, недрах, лесах, атмосферном воздухе, животном мире и здравоохранении.

В 1990-е годы в государственной политике России произошли значительные изменения, которые были вызваны рядом причин: высоким уровнем загрязнения природной среды и ухудшением здоровья населения; изменениями в социально - экономической и политической сферах, обусловленными перестройкой активизацией общественности, обеспокоенной экологическим неблагополучием; низкой эффективностью экологической политики предшествующих столетий. Рост масштабов производства и экстенсивное развитие хозяйства в предшествующий период привели к накоплению экологических проблем в ряде многоотраслевых регионов и как следствие, к ухудшению качества окружающей среды в целом по стране.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Заключение - проблема охраны окружающей среды приобретает в настоящий период приоритетный характер и в международных отношениях, поскольку от перехода к новому типу эколого-экономического устойчивого развития зависит сохранение цивилизации и всей жизни на Земле. Современное поколение людей становится свидетелем и непосредственным участником пересмотра всей системы ценностей нашего бытия и формирования нового экологического мировоззрения, экологической этики. Лишь на основе переориентации человеческого сознания на экологическую парадигму развития возможно создание экономических, социальных и политических условий для обеспечения экологически стабильного развития. При отсутствии экологического подхода к развитию и приоритета экологических императивов никакие технические достижения не приведут к уменьшению экологической напряженности и к разрешению глобальных экологических проблем.

Экологические проблемы 21 века не являются результатом только современного этапа развития. В них, как в зеркале, отражается весь путь человеческого развития, ориентированный в основном на достижение экономического роста. Экономический рост производства рассматривался в 19-20 столетиях как единственное средство удовлетворение интересов и жизненных потребностей населения, а тенденции экономического развития определяли и отношение к сфере экологии, способствуя негативным изменениям в окружающей среде.

По мнению большинства населения (в том числе ученых), критерием научно-технического прогресса должно стать качественное улучшение жизни людей и благоприятная экологическая среда, что немыслимо без разумных взаимоотношений человека с природой на базе ресурсосбережения и рационального природопользования. А это станет реальностью лишь тогда, когда экологическая безопасность станет делом всех граждан планеты Земля, а природоохранная деятельность будет в центре внимания государственных органов всех стран, включая и Россию с ее огромным природно-ресурсным потенциалом и особым положением в мире.

Эволюция взглядов на устойчивое развитие и безопасность окружающей среды.

На Конференции ООН в Рио-де-Жанейро теория устойчивого развития составила концептуальную основу принятых решений. В её документах устойчивое развитие определяется как развитие, позволяющее на долговременной основе обеспечить стабильный экономический рост, не приводящий к деградационным изменениям ОС.

Важными приближениями к концепции устойчивого развития были обсуждаемые в работах Римского клуба концепция динамического роста, концепция органического роста, концепция динамического равновесия. Общее для всех этих подходов – сопоставление глобальной экономической системы с живым организмом, особенно ярко проявившееся в концепции органического роста. Количественный рост не играет роли в эволюции живых организмов или биологических систем.

Главное место здесь принадлежит жизненной силе и способности к выживанию, т.е. качественному усовершенствованию и приспособлению к окружающей среде.

Органический рост приводит к динамическому равновесию, потому что живой, зрелый организм постоянно обновляется.

Обществом, достигшим состояния динамического или устойчивого равновесия, является такое общество, которое в ответ на изменение внутренних и внешних условий способно устанавливать новое, соответствующее этим изменениям равновесие как внутри себя, так и в пределах среды своего обитания.

Что касается количественного роста, на котором сосредоточивалась традиционная экономическая наука, то он даже с чисто математической точки зрения рано или поздно должен остановиться, причем с самыми неблагоприятными последствиями. Самый яркий пример недифференцированного количественного роста в природе – размножение раковых клеток. Истинные пределы материального роста человечества определяются причинами не столько физического, сколько экологического, биологического и даже культурного и психологического характера.

Темпы роста сами по себе не имеют решающего значения. Достаточно высокие темпы роста могут и не приводить к неблагоприятным для окружающей среды последствиям. В то же время при низких или даже отрицательных темпах роста (т.е. экономическом спаде) состояние окружающей среды может ухудшаться, а запасы невозобновимых природных ресурсов истощаться.

Сегодняшняя экономика представляет собой ярчайшую иллюстрацию к последнему положению. Концепция устойчивого развития унаследовала от развивавшихся в работах Римского клуба концепций, прежде всего фундаментальное отличие от господствующей в традиционной экономической науке концепции непрерывного экономического роста.

Современные экологические проблемы, заставившие обратить на себя внимание и вызвавшие к жизни концепцию устойчивого развития, в определенной степени порождены отставанием экономической мысли. Ни классики экономической науки, начиная с А. Смита, ни последующие экономические школы, в том числе марксистская, не придавали значения экологическим ограничениям в экономическом развитии. И лишь в 70-е годы XX века, когда во всем мире резко обострились экологические проблемы, перед экономической наукой встала задача осмыслить сложившиеся тенденции эколого-экономического развития и разработки принципиально новых концепций развития.

В сущности, концепция устойчивого развития стала качественно новым подходом к проблемам, которые раньше или не замечались, или не осознавались как важные, или считались не относящимися к сфере экономической науки. Доминирующая до сих пор в экономике парадигма базируется на некоторых предположениях о мире, которые, будучи очень полезными для эффективного распределения ресурсов в краткосрочном промежутке времени, менее точны и полезны в работе с более долгосрочными, широкими и сложными проблемами устойчивого развития.

Р. Костанца и К. Фольке выделяют три иерархически взаимосвязанные проблемы, с решением которых связано устойчивое развитие. Они сводятся к поддержанию:

1) устойчивого масштаба экономики, который соответствовал бы ее экологической системе жизнеобеспечения;

2) справедливого распределения (distribution) ресурсов и возможностей не только в рамках нынешнего поколения людей, но также между нынешним и будущими поколениями, а также между человеком и другими биологическими видами;

3) эффективного распределения (allocation) ресурсов во времени, которое бы адекватно учитывало природный капитал.


Пути решения экологических проблем сельского хозяйства.

Сельское хозяйство создаёт большее воздействие на природную среду, чем любая другая отрасль народного хозяйства. Причина этого в том, что сельское хозяйство требует огромных площадей. В результате меняются ландшафты целых континентов. На Великой Китайской равнине рос субтропический лес, переходя на севере в уссурийскую тайгу, а на юге в джунгли Индокитая. В Европе агроландшафт вытеснил широколиственные леса, на Украине поля заменили степи.

Сельскохозяйственные ландшафты оказались неустойчивы, что привело к ряду локальных и региональных экологических катастроф. Так неправильная мелиорация стала причиной засоления почв и потери большей части возделываемых земель Междуречья, глубокая распашка привела к пыльным бурям в Казахстане и Америке, перевыпас скота и земледелие к опустыниванию в зоне Сахель в Африке. Сильнее всего на природную среду воздействует земледелие.

Его факторы воздействия таковы:

сведение природной растительности на сельхозугодья, распашка земель;

обработка (рыхление) почвы, особенно с применением отвального плуга;

применение минеральных удобрений и ядохимикатов;

И сильнее всего воздействие на сами почвы:

разрушение почвенных экосистем;

разрушение структуры и уплотнение почвы;

водяная и ветровая эрозия почв.

Существуют определённые способы и технологии ведения сельского хозяйства, которые смягчают или полностью устраняют негативные факторы, например, технологии точного земледелия. Животноводство влияет на природу меньше. Его факторы воздействия таковы:

перевыпас - то есть выпас скота в количествах превышающих способности пастбищ к восстановлению;

непереработанные отходы животноводческих комплексов.

К общим нарушениям, вызываемым сельскохозяйственной деятельностью можно отнести:

загрязнение поверхностных вод (рек, озёр, морей) и деградация водных экосистем при эвтрофикации;

загрязнение грунтовых вод;

сведение лесов и деградация лесных экосистем (обезлесивание);

нарушение водного режима на значительных территориях (при осушении или орошении);

опустынивание в результате комплексного нарушения почв и растительного покрова;

уничтожение природных мест обитаний многих видов живых организмов и как следствие вымирание и исчезновение редких и прочих видов.

Во второй половине ХХ века стала актуальна ещё одна проблема: уменьшение в продукции растениеводства содержания витаминов и микроэлементов и накопление в продукции как растениеводства, так и животноводства вредных веществ (нитратов, пестицидов, гормонов, антибиотиков и т. п.).

Причина − деградация почв, что ведёт к снижению уровня микроэлементов и интенсификация производства, особенно в животноводстве. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства

Пути решения экологических проблем сельского хозяйства:

1. Точное земледелие может применяться для улучшения состояния полей и агроменеджмента. Это один из способов развития сельского хозяйства. Оно идёт по нескольким направлениям: агрономическое: с учётом реальных потребностей культуры в удобрениях совершенствуется агропроизводство; техническое: совершеннее тайм-менеджмент на уровне хозяйства (в том числе, улучшается планирование сельскохозяйственных операций); экологическое: сокращается негативное воздействие сельхозпроизводства на окружающую среду (более точная оценка потребностей культуры в азотных удобрениях приводит к ограничению применения и разбрасывания азотных удобрений или нитратов); экономическое: рост производительности и/или сокращение затрат повышают эффективность агробизнеса (в том числе, сокращаются затраты на внесение азотных удобрений).

2. Органическое сельское хозяйство, экологическое сельское хозяйство, биологическое сельское хозяйство — форма ведения сельского хозяйства, подразумевающая оптимальное развитие сельского хозяйства, в рамках которой происходит сознательная минимизация использования синтетических удобрений, пестицидов, регуляторов роста растений, кормовых добавок, генетически модифицированных организмов. Напротив, для увеличения урожайности, обеспечения культурных растений элементами минерального питания, борьбы с вредителями и сорняками, активнее применяется эффект севооборотов, органических удобрений (навоз, компосты, пожнивные остатки, сидераты и др.), различных методов обработки почвы.

Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность.

Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием .

Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: История охраны природы в России

Охрана природы – система мер, направленных на поддержание взаимодействия между человеком и окружающей природной средой, обеспечивающего сохранение и восстановление природных ресурсов.

Охрана природы в допетровскую эпоху.

В Русской правде – своде законов XI в. – содержались нормы ответственности за недозволенный действия в отношении земель и рек, порчу леса и самовольный сбор дров. Наказания в виде штрафов и возмещения убытков устанавливались за хищение добычи из ловчих орудий, самовольную охоту на пушных зверей и охоту в чужих землях.

В 1649 г. при царе Алексее Михайловиче было принято соборное уложение, в котором нашли свое отражение и вопросы, касающиеся охраны природы и разграничения пользования природными ресурсами.

В допетровской России можно выделить неявные, неосознанные начала природоохранной деятельности, которые можно выделить в следующие категории:

- заповедание отдельных лесных участков;

- защита прав собственности на бортные деревья;

- охрана бобровых поселений;

- ограничение пользования участками леса – местами княжеской охоты;

- запрет лесопользования в засечных (оборонных) лесах и охрана их от пожаров;

- введение элементарных правил охоты.

Охрана природы в Петровскую эпоху.

Петр Великий был первым царем, узаконившим природоохранные мероприятия, направленные на благополучие не только собственных угодий, но и всего государства.

Первым общегосударственным указом стал Указ от 1 февраля 1703 г., требующий описания все лесов заповедных пород, пригодных для кораблестроения. За самовольную порубку дуба предусматривалась смертная казнь, деревьев других заповедных пород – ссылка на каторгу и денежный штраф.

В этот период были достигнуты результаты:

- введены начала лесоуправления;

- заложены основы лесного и природоохранного законодательства;

- запрщена или значительно ограничена охота на лосей и птиц, введены жесткие сроки охоты;

- начаты работы по искусственному лесовосстановлению и лесоразведению;

- внимание к чистоте рек и морей, укреплению берегов каналов, рек и водоемов;

- улучшено санитарное и противопожарное состояние лесов.

Охрана природы в послепетровский период до 1917 г.

В конце 60-х гг. XVIII в. Начались знаменитые экспедиции Академии наук России. Результаты этих экспедиций дали богатый материал о местах распространения и среде обитания животных в то время.

После отмены крепостного права в 1861 г. состояние лесов резко ухудшилось. Для охраны государственного леса от порубки была введена повсеместная наемная лесная стража из лесников и объездчиков.

В 1905 г. был принят новый Лесной устав, который стал толчком в развитии лесного и природоохранного законодательства в России.

С 16 апреля 1912 г. начинается история заповедников в России. В этот день было принято правительственное постановление о неотложном выделении «охранных участков, которые служили бы местом для спокойного существования и размножения соболей и центром их расселения в прилегающие охотничьи районы.

Охрана природы в советское время.

К концу 70-х гг. XX в. На основе тщательных научных разработок стало формироваться законодательство, связанное с рациональным использованием и охраной животного мира, разворачивалась планомерная работа по борьбе с браконьерством.

Охрана природы в России в постсоветский период.

Постановлением правительства РСФСР от 18 декабря 1991 г. №48 было утверждено Положение о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, в котором признано, что «государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями федерального значения, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

В 1993 г. были приняты основы лесного законодательства России, которые значительно отличались от всех предыдущих лесных законов.

В Уголовном кодексе РФ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ гл. 26 посвящена экологическим преступлениям.

В настоящее время действует Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. №200-ФЗ.

В 2006 г. был принят новый Водный кодекс РФ ( от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ) вместо кодекса 1995 г.


Бог проявил щедрость,
когда подарил миру такого человека.

Светлане Плачковой посвящается

Издание посвящается жене, другу и соратнику, автору идеи, инициатору и организатору написания этих книг Светлане Григорьевне Плачковой, что явилось её последним вкладом в свою любимую отрасль – энергетику.

Книга 5. Электроэнергетика и охрана окружающей среды. Функционирование энергетики в современном мире

Раздел 1. История охраны окружающей среды

На протяжении тысячелетий человечество оказывало крайне ограниченное влияние на окружающую среду, но во второй половине ХХ века в связи с резким увеличением антропогенной нагрузки на нее и тяжелыми экологическими последствиями наиболее остро встала проблема охраны окружающей среды, нахождения равновесия между обеспечением экономических и социальных потребностей общества и сохранением окружающей среды. В условиях растущей угрозы окружающей среде и здоровью населения практически во всех странах мира были приняты законодательные акты, ограничивающие и регулирующие антропогенное давление на природу. Одновременно разрабатываются и внедряются новые технологии, исключающие или минимизирующие вредное воздействие производственных процессов на воздух, воду и почву.

Охрана окружающей среды в доиндустриальную эпоху. Укрощение огня принесло человечеству большие удобства, да и пища, приготовленная на огне, стала более съедобной и безопасной. Не меньшее значение имело и отопление жилищ. Но с использованием огня древними общинами началось выделение углекислого газа, дыма и пепла в атмосферу. Во времена древних цивилизаций, в частности в период Древнего Рима, эти факторы также вызывали ее загрязнение. Вредное влияние дыма сказывалось при применении новых топливных материалов. На Среднем Востоке научились сжигать поверхностные залежи нефти, в Европе же наиболее эффективным заменителем дерева оказался уголь. Известно, что именно изза неприятных запахов от сжигания угля в расположенном по соседству городе английская королева Элеонора (ХІІІ век) покинула свой Ноттингемский замок, а в 1300 году указом короля Эдуарда І под страхом смерти было запрещено жечь уголь в Лондоне.

Первый закон в Англии в области экологии, принятый в 1388 г., был направлен на охрану качества воды в р. Темза и запрещал сброс бытовых и производственных отходов в реку в черте Лондона.

К концу XV века были изготовлены первые угольные брикеты, которыми можно было топить камины. Так был открыт путь к сжиганию угля в домашних очагах. Но примерно в 1600 году обнаружилось, что сера, содержащаяся в угле, не только неприятно пахнет, но и вызывает раздражение носа и глотки. Это послужило толчком к разработке методов коксования угля для удаления из него серы и летучих компонентов.

Индустриализация и загрязне, ние воздуха. Самыми важными событиями промышленной революции ХVІІІ века явились изобретение паровой машины и открытие возможности получения железа и других материалов. Это резко ускорило рост городов. На узких улочках вплотную друг к другу теснились мрачные дома, которые строились рядом с местом работы – заводами, извергающими дым. Загрязнение дымом и копотью от заводов и жилых зданий превратилось в проблему, которую нельзя было более игнорировать. Первые шаги в стремлении воспрепятствовать вредному воздействию дыма предпринял в 1827 году муниципалитет города Глазго – центра крупного промышленного района. В специальном постановлении устанавливалась минимальная высота дымовых труб, регламентировались размеры каминов, печей, дымоходов и требовалось следить за полнотой сгорания топлива. Однако многочисленные законы по борьбе с дымом, издаваемые с 1898 года, выполнялись плохо, несмотря на введение специальной инспекции и общественного контроля. Прогресс начался с принятия в 1922 году нового постановления, которое возлагало ответственность на потребителей за правильное обращение с печами, борьбу с дымом и выбор подходящего топлива. По решению муниципалитета выделение густого дыма в течение двух минут или более при наблюдении длительностью один час было достаточным для привлечения к суду.

К середине ХХ века достаточно был накоплен печальный опыт, связанный с промышленным загрязнением атмосферы. Особенно опасные случаи, сопровождающиеся человеческими жертвами, происходили тогда, когда в атмосфере одновременно наблюдались отсутствие ветра, температурная инверсия, высокая влажность и резкое повышение концентрации вредных веществ, выбрасываемых предприятиями. В 1930 году это привело к гибели нескольких десятков человек в долине реки Маас (Бельгия), а в 1948 году аналогичная катастрофа произошла в городе Донора (США).

В США первым городом, начавшим борьбу с дымом в 1874 году, стал Чикаго. Уже в 1880 году появление густого дыма было объявлено нарушением общественного порядка, за которое причитался штраф от

5 до 59 долларов, а с 1928 года там уже существует сеть станций для наблюдения за загрязнением воздушного бассейна. Явления, подобные лондонскому смогу, здесь регулярно наблюдались в районе Лос-Анджелеса, где географические и климатические условия способствуют летом и осенью сильному атмосферному загрязнению, вызывающему раздражение глаз, носа и глотки у людей, а также наносящему вред растительности.

Охрана атмосферного воздуха в промышленно развитых стра, нах. Приведенные события сконцентрировали внимание общества и властей на необходимости широких мероприятий национального масштаба в борьбе с загрязнением воздуха. Это привело к тому, что в 60-е годы ХХ века в большинстве европейских стран и США были приняты общенациональные законы по защите атмосферного воздуха. С 1961 года Всемирной организацией здравоохранения публикуются обзоры соответствующего законодательства в странах мира по этому вопросу.

В густонаселенных странах Европы и Японии по инициативе общественности проблема контроля отходящих газов теплоэлектростанций была выдвинута на уровень национальных задач в середине 70-х годов прошлого века. Разработка технологий финансировалась национальными правительственными организациями с долевым участием крупнейших энергосистем. Было определено оптимальное сочетание уровня атмосферного загрязнения и степени защиты от него с учетом технологических, экологических и экономических приоритетов. В 1966–1970 гг. в США и СССР (Институт газа АН УССР) были проведены широкие исследования условий образования и выброса оксидов азота в атмосферу при сжигании топлива в котлах электростанций, промышленных и отопительных котельных.

В 60–70-е годы ХХ века соответствующие ограничительные нормы реконцентрации оксидов азота и других токсичных веществ были приняты всеми промышленно развитыми странами (Япония, США, СССР, Германия и др.) и с тех пор неоднократно пересматривались в сторону ужесточения.

В США, где длительное время существовали нормы, принятые в 1978 году, в ноябре 1990 года были опубликованы дополнения к Закону о чистом воздухе. В них предусматриваются более жесткие нормы выбросов котельных установок. Начиная уже с 2003 года все энергетические котлы должны поэтапно снижать удельные выбросы загрязнителей.

В Украине с 1987 по 1991 гг. выбросы оксидов азота снизились с 0,80 до 0,709 млн. т, или на 11%, несмотря на увеличение потребления топлива.

В настоящее время в ряде развитых стран широко используется каталитическая очистка выбросов от оксидов азота (СКВ процесс), впервые реализованная в Японии в конце 70-х годов ХХ века.

Исследования некаталитического селективного восстановления оксидов азота (СНКВ) явились основой для разработки и внедрения таких технологий в США, Германии и Японии. Число работающих в мире СКВи СНКВ-установок исчисляется сотнями, причем они используются не только в энергетике, но и в химической, цементной, стекольной и металлургической промышленности.

Усилия по снижению выбросов сернистых соединений были направлены на предварительное обессеривание топлива и совершенствование известных химических процессов связывания сернистого ангидрида. Эти процессы (скрубберное орошение дымовых газов известковыми растворами, вдувание доломита в продукты сгорания и др.) приспосабливались к технологическим процессам в теплоэнергетике. Несмотря на сложность и высокую стоимость таких установок, они широко применяются там, где на ТЭС используется высокосернистое топливо.

В Японии период опытно-промышленной проверки и доработок по очистке выбросов закончился в начале 80-х годов ХХ века, а в Германии – к 1985 году. В этих странах большинство пылеугольных ТЭС оснащены электрофильтрами, сероочистными и СКВ-установками. Опыт их эксплуатации показал надежность применяемых технологий.

После принятия в 2000 году странами ЕС новых нормативов по очистке выбросов разработанные технологии получили дальнейшее развитие.

Борьба с загрязнением воздуха в России и бывшем СССР. В Российской империи проблемой загрязнения воздуха и воды в конце XIX и начале XX века серьезно начали заниматься врачи-гигиенисты. Посильную помощь им оказывали земства, генерал-губернаторы, Министерство внутренних дел. Работал даже полуобщественный водоохранный комитет. Однако общее движение по охране природы в России на рубеже XX века оказалось раздробленным: одни занимались созданием заповедников, охраной редких видов фауны и флоры, другие – борьбой с загрязнением воды и воздуха.

Революция и гражданская война прервали природоохранную деятельность и только в 1920 году было издано постановление Народного комиссариата труда об охране населенных мест от вредного влияния промышленности, согласно которому для строительства предприятий выделялись специальные территории, увязанные с общим планом застройки. В 1929–1930 гг. начали проводиться первые исследования по гигиене атмосферного воздуха. Их целью было получить научно обоснованные материалы о степени и характере загрязнения атмосферного воздуха в связи с развитием и реконструкцией городов и строительством новых предприятий. Внимание гигиенистов привлекали в первую очередь наиболее мощные источники загрязнения в крупных промышленных центрах. Полученные данные были использованы при разработке первых элементов санитарного законодательства о размещении промышленных предприятий и принципов организации санитарно-защитных зон между жилыми районами и предприятиями. В 1931 году Украинский институт коммунальной гигиены начал изучение загрязнения рек, озер и атмосферного воздуха в Донбассе, опубликовав результаты в 1936 году. Значительную роль в научной разработке проблем охраны воздуха сыграл харьковский ученый В.А. Углов.

Успехи советских гигиенистов в то время были весьма скромными, но не надо забывать, в какое тяжелое время они были достигнуты. Значительная часть санитарных врачей и специалистов этого профиля были репрессированы, к концу 30-х годов были уничтожены все природоохранные общественные организации Украины, полностью распущена государственная система охраны природы. Вместе с тем вопрос об охране воздуха в 1934 г. обсуждался на сессии Украинского санитарного совета, а в апреле 1935 года первая конференция по охране атмосферного воздуха выступила с предложением о принятии соответствующего закона. Вторая аналогичная конференция прошла в 1938 году в Москве, и лишь в конце 1939 года была издана инструкция Всесоюзной госсанинспекции по санитарной охране атмосферного воздуха. Однако проект Санитарного кодекса СССР, на который очень надеялись защитники чистоты воды и воздуха, в сентябре 1939 года не был принят Совнаркомом СССР.

В 1978 году был введен ГОСТ на правила установления выбросов вредных веществ в атмосферу промышленными предприятиями, а в 1989 году – технические требования к вновь создаваемым котельным установкам, в соответствии с которыми определялись предельно допустимые выбросы и концентрации загрязнителей в воздухе населенных пунктов. Нормативы приближались к принятым в европейских странах и Японии и были более жесткими по сравнению с нормативами США и Великобритании, а также рекомендованными в тот период Всемирной организацией здравоохранения. Также был подписан ряд международных соглашений, ограничивающих выбросы с учетом их трансграничного переноса. Эти нормы были введены директивно, без учета научнотехнического потенциала в области технологий снижения выбросов и экономических возможностей страны. После развала СССР в условиях экономического кризиса имел место ускоренный физический и моральный износ оборудования ТЭС. Новые мощности практически не вводились. При резком падении производства произошло уменьшение выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

После преодоления экономического кризиса в условиях роста экономики потребление электроэнергии требует реконструкции действующих и сооружения новых ТЭС на основе имеющегося мирового и отечественного опыта в области разработки и внедрения технологий, обеспечивающих минимизацию выбросов.

Экологическая политика в современных условиях. Постоянно растущая техногенная, нагрузка на окружающую среду вызвала ухудшение экологической ситуации во многих странах. Проблема охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности вышла за пределы национальных границ и превратилась в одну из глобальных проблем, стоящих перед мировым сообществом в XXI в. Международное сотрудничество в области экологии основывается на соответствующих положениях Устава ООН, Всемирной декларации прав человека (1948 г.), Декларации Стокгольмской конференции по проблемам окружающей среды, Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном пространстве (1981 г.), Конвенции о биологическом разнообразии, (1992 г.) и других международных актах и соглашениях.

Исходя из этого, социально-экономическое развитие стран должно сопровождаться сохранением безопасного состояния окружающей среды для обеспечения жизнедеятельности общества и каждого человека, опираясь на правовую систему, базирующуюся на гуманистических идеях и принципах международного права.

Система национального законодательства в области экологии большинства стран увязана с международными эколого-правовыми нормами. Важнейшее значение принадлежит национальному законодательству в регулировании отношений по использованию природных ресурсов, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

Загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями

Загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями

При этом экологическая политика государств направлена на упреждение проявления последствий отрицательного техногенного влияния и обеспечение действенной системы экологической безопасности.

Система национального экологического законодательства обычно основывается на:

  • конституционном регулировании экологических правоотношений, которое закрепляет наиболее важные принципы и формы использования природных ресурсов, декларирует экологические права граждан, требования по охране окружающей среды и экологической безопасности;
  • эколого-правовом регулировании, которое базируется на законодательных актах и эколого-правовых нормах;
  • международно-правовом регулировании с помощью ратификации законодательным органом государства Международных конвенций на уровне ООН, Европейского Союза, двухи многосторонних соглашений государства с другими государствами, и что крайне важно – обеспечением приоритета международных эколого-правовых норм с гармонизацией национального законодательства с принципами и положениями международного права.

В последние десятилетия практически во всех странах ужесточились требования национальных законодательств и нормативов по охране окружающей среды, регламентируя приоритетность обеспечения экологической безопасности во всех видах деятельности.

Основные исторические периоды охраны окружающей среды. Принципы рационального природопользования. История становления и развития природоохранного дела в России. Современная политика государства в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Рубрика Экология и охрана природы
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 12.05.2015
Размер файла 27,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Основные исторические периоды

2. Становление и развитие природоохранного дела в России

Природа - это окружающий нас мир во всём многообразии его проявлений. Природными объектами являются как живые организмы и неживая среда (горная порода и её образования, вода, воздух), так и явления, процессы, сопровождающие взаимодействие тел и веществ: электрические, электромагнитные, гравитационные поля, приливы, ветер, наводнения, землетрясения, тайфуны и др.

В природе всё связано и взаимообусловлено, характерная её особенность - непрерывное изменение, развитие.

На ранних этапах развития это взаимодействие носило ограниченный в территориальном отношении характер и изменения в природной среде были незначительными. Так, в первобытном обществе основными видами промысла были охота, рыболовство, сбор диких растений и плодов. Позже, когда человек научился земледелию и скотоводству, преобразования стали более широкими. Люди распахивали значительные пространства, занимали большие территории под пастбища, вырубали леса для своих нужд (обогрева, пищи).

Прогресс науки и техники, сопровождающий развитие человеческого общества во второй половине XIX и особенно в XX столетии, с одной стороны позволили человеку значительно преодолеть зависимость от природы и обеспечить возрастающие потребности, но, с другой стороны, резко увеличилось воздействие на природную среду. В настоящее время для удовлетворения собственных нужд человечество получает из недр планеты 25 тонн различного сырья в год в расчете на одного жителя. Для сельскохозяйственных нужд используется около 25-30% суши, а вместе с продуктивным лесом - 50-55%, т. е. практически человеком освоены все удобные земли планеты, потребление же промысловых рыбных ресурсов в мировом океане подошло к пределам биологических возможностей.

Наряду с этим, в окружающую среду поступает всё больше и больше различных вредных веществ, в результате различных аварий и катастроф, техногенных выбросов и сбросов наносится непоправимый ущерб природе и всей биосфере Земли.

Проблемы охраны природы и окружающей среды ученые делят на ряд периодов.

1. Основные исторические периоды

Первый период - эра примитивной культуры каменного века и первобытнообщинного уклада жизни (собирательство, охота, рыбная ловля). Древние люди влияли на существующие в природе равновесие не больше, чем другие виды животных до тех пор, пока численность их была небольшой, а средства производства и орудия труда примитивными. Община характерна примитивным присваивающим способом хозяйствования.

Третий период (16-19 века) связан с развитием промышленности и капитализма - шло освоение минерально-сырьевых ресурсов, развитие горного дела, металлургии, добыча угля и других ресурсов, шло строительство рудников, шахт, заводов, железных дорог, населенных пунктов, создание водохранилищ, плотин.

Стихийная и растущая по темпам и масштабам эксплуатация природных ресурсов приводила к их истощению и нарастающему загрязнению ОС, что привело уже к середине 20 столетия к непоправимым изменениям в природе, катастрофическим явлениям в биосфере. Понимание этого вызвало в конце 19 - начале 20 века во многих странах Европы, России и мира развитие общественного движения в защиту природы. Под охраной природы уже в то время понимали систему государственных, международных и общественных мер по рациональному использованию всех природных ресурсов, защите и воспроизводству ресурсов, окружающей природы от загрязнения и разрушения в интересах ныне живущего и будущих поколений людей.

Четвертый период охраны ОС связан с 20-м веком, принесшим громадные ущербы природе, исчисляемые сотнями миллиардов долл. США, глобальное загрязнение ОС и истощение всех природных ресурсов. В начале века ак. Вернадский развил учение о биосфере, открыл многие законы и принципы охраны природы.

Другой русский ученый, ботаник И.П. Бородин в 1910г. выступил впервые с докладом об охране растительности и природы, почвовед В.В. Докучаев - о защите степей и сохранности почвенного плодородия.

Идеи сохранения памятников природы и создания заповедных охраняемых территорий нашли место в трудах ученых В.Н. Сукачева, Г.Ф. Морозова, Д.Н. Анучина и многих других.

После победы Октябрьской (1917г.) революции много внимания уделял охране природы и созданию заповедников В.И. Ленин, при нем были приняты десятки декретов и законов о земле, о лесах, об охоте, об организации рыбного хозяйства, об охране памятников природы, садов и парков (1921г.), создан в 1919г. Астраханский заповедник.

В 1923г. было создано Всероссийское общество охраны природы, в 1929г. состоялся в Москве 1-й Всероссийский съезд по охране природы.

В 1960-1980 гг. принимаются ряд постановлений, законов по охране природы. Видные ученые экологи, экономисты, академики Яншин А.Д., Моисеев Н.Н., Реймерс Н.Ф. и другие в конце 20 века в своих трудах предложили ценные идеи и рекомендации по рациональному ПП и охране ОС, сформировали основные законы развития природы и общества.

20 век для планеты оказался веком громадных экономических и экологических изменений, включая социальные и политические потрясения во многих регионах, в том числе и в России.

Объем мирового потребления производства увеличился более чем в 100 раз, а потребление ископаемого топлива - в 50 раз при росте населения с 1,9 млрд. чел. в 1900г. до 6,1 млрд. чел. в 2000г., т.е. в 3,2 раза. В десятки раз за этот период увеличились и загрязнение ОС и разрушение природных комплексов и компонентов биосферы. В мире расходы на охрану природы в 2000 году не превышали 350 млрд. долл. (на оборону и уничтожение человека выделялось в 5 раз больше), что крайне недостаточно для возмещения ущербов ОС. Россия сегодня тратит 0,3-0,5% годового бюджета на охрану природы (требуется в 10 раз больше), а ущербы ОС в 2006 году достигли 1 трлн. руб. при возмещении их в 13-14 млрд. руб. (в 70 раз меньше).

Возможно более полное использование природного ресурса и ресурсосбережение.

Доведение неиспользованных отходов производства до такого состояния, при котором они могут быть ассимилированы экосистемами.

Исключение вредных выбросов и сбросов высокотоксичных отходов в атмосферу, почву, водоемы.

Внедрение малоотходных производств и энергосберегающих технологий, осуществляющих переработку сырья в замкнутых технологических циклах.

История развития охраны природы в России и на современном этапе (начало 21 века) подтверждает, что масштабы хозяйственной деятельности, воздействие их на ОС (воздух, воду, почвы, растительный и животный мир) и на здоровье населения далеко не соответствуют экологическим требованиям и нормативам и требуют эффективных и целенаправленных мер со стороны государства и бизнеса в области рационального использования всех природных ресурсов, совершенствовании природоохранного законодательства и усиления роли государства в охране ОС и воспроизводстве всех ресурсов. Россия сегодня располагает мощным природно-ресурсным потенциалом, превышающим по своим размерам все развитые страны мира и является экологическим донором планеты. В недрах страны сосредоточилось около 45% мировых запасов природного газа, 23% угля, 13% нефти, 22%о лесных ресурсов, более 20% запасов пресных вод.

Главная задача для современной России в 21 веке выйти на передовые позиции в экономическом и социальном развитии, а этого можно достичь изменением экологической политики на базе ресурсосбережения, рационального эффективного использования всех важнейших природных ресурсов земли, вод, лесов, недр и сохранения биоразнообразия.

история охрана природа Россия

2. Становление и развитие природоохранного дела в России

Осознание необходимости защищать и охранять природу появилась у наших предков очень давно. Природоохранная деятельность в древние времена в России шла по трем направлениям:

1. Заповедники (эталоны дикой природы)

2. Охрана лесов (в первую очередь особо ценных и государевых)

3. Охрана диких животных и птиц, контроль их истребления.

первый указ о регулировании рыбной ловли (1699);

указы о регулировании охоты, прежде всего царской;

Значение: ограничение снижения видового разнообразия, охрана лесов.

В 1689-1725 гг. царь Петр I издал многочисленные природоохранные указы, направленные на решение общегосударственных задач, в том числе:

устав о рыбной ловле, запрещающей хищнические способы добычи;

указ о сохранении почвенного покрова при рубке лесов (1712);

устав об охране лесов от пожаров;

указ об охране чистоты водоемов (1718).

Значение: общегосударственное, повышение численности животных, обогащение фауны, увеличение количества зеленых насаждений.

В 1762-1796 гг. императрица Екатерина II издала:

закон об охоте (1763) - запрещение охоты с 1 марта по 29 июня (за исключением хищников). Регламентированные сроки сохранялись в России до Октябрьской революции.

Регламент лесопользования, предписывающий беречь лес от скота, гнать смолу из пней и корней, использовать для изготовления поташа второсортную древесину, а для заготовки дров - ветровал и бурелом.

Значение: повышение численности животных, сохранение лесов.

В 1882 г. в районе Кроноцкого вулкана на Камчатке создан первый в России общественный заказник для размножения соболя (позднее - заповедник).

Становление и развитие экологической политики как системы мер, направленных на сохранение окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, в Советской России происходило сложно и противоречиво. Об этом свидетельствуют многочисленные документы партийных и советских органов, публикации в средствах массовой информации, архивные материалы. В настоящее время специалисты выделяют несколько этапов формирования и развития природоохранной политики в стране, как правило, совпадающих с этапами социально-экономического развития общества в XX веке:

1. 1917 г. - конец 1920-х гг.,

2. начало 1930-х - первая половина 1950-х гг.,

3. вторая половина 1950-х - конец 1960-х гг.,

4. начало 1970-х - конец 1980-х гг.,

5. 1990-е гг. - 2008 г.

Особенности экологической политики того или иного периода неразрывно связаны со спецификой экономического, социального, политического и культурного развития общества. В связи с этим, большое влияние на экологическую политику оказывают следующие факторы: масштабы природопользования, темпы развития производства, экономическая и социальная стабильность, уровень экологической культуры населения и т.п.

С момента возникновения советское государство придавало большое значение проблемам сохранения и рационального использования природных богатств. Это подтверждается тем, что в первые годы после революции издавались декреты, распоряжения, постановления об охране земель, лесов, вод, растительного и животного мира. По данным В.В. Соколова, в 1917-1920 годах было издано 268 декретов, постановлений, распоряжений руководящих органов, посвященных проблемам природопользования и охраны природы. В значительной степени это было связано с хищническим использованием природных ресурсов в предшествующий период.

Период с начала 1930-х до 1950-х гг. труднее всего поддается объективной оценке в силу ряда причин. Индустриализация набирала обороты, быстрыми темпами строились промышленные предприятия металлургического, химического, машиностроительного, лесохимического профиля, осваивались новые территории. Как правило, эти процессы происходили без учета влияния народного хозяйства на окружающую природную среду, что обусловило появление целого ряда экологических проблем в регионах. В то же время продолжалось совершенствование природоохранного законодательства, направленного на сохранение лесных и водных ресурсов, разрабатывались нормативы качества водной и воздушной среды, принимались меры по охране здоровья населения.

В 1978 г. вышла в свет Красная книга СССР и принята Конвенция об охране антарктических тюленей.

В 1970-1980-е гг. в СССР проблемы охраны окружающей среды были признаны приоритетными. В связи с этим в начале 1970-х гг. стало меняться отношение к проблемам природопользования, были разработаны новые подходы к решению этих проблем, активизировалась работа по усовершенствованию механизмов природопользования и охраны окружающей среды, усилилось влияние общественности на процесс принятия экологически значимых решений. В этот период были разработаны и приняты фундаментальные законы о земельных и водных ресурсах, недрах, лесах, атмосферном воздухе, животном мире и здравоохранении.

В 1990-е годы в государственной политике России произошли значительные изменения, которые были вызваны рядом причин: высоким уровнем загрязнения природной среды и ухудшением здоровья населения; изменениями в социально - экономической и политической сферах, обусловленными перестройкой активизацией общественности, обеспокоенной экологическим неблагополучием; низкой эффективностью экологической политики предшествующих столетий. Рост масштабов производства и экстенсивное развитие хозяйства в предшествующий период привели к накоплению экологических проблем в ряде многоотраслевых регионов и как следствие, к ухудшению качества окружающей среды в целом по стране.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Заключение

Проблема охраны окружающей среды приобретает в настоящий период приоритетный характер и в международных отношениях, поскольку от перехода к новому типу эколого-экономического устойчивого развития зависит сохранение цивилизации и всей жизни на Земле. Современное поколение людей становится свидетелем и непосредственным участником пересмотра всей системы ценностей нашего бытия и формирования нового экологического мировоззрения, экологической этики. Лишь на основе переориентации человеческого сознания на экологическую парадигму развития возможно создание экономических, социальных и политических условий для обеспечения экологически стабильного развития. При отсутствии экологического подхода к развитию и приоритета экологических императивов никакие технические достижения не приведут к уменьшению экологической напряженности и к разрешению глобальных экологических проблем.

Экологические проблемы 21 века не являются результатом только современного этапа развития. В них, как в зеркале, отражается весь путь человеческого развития, ориентированный в основном на достижение экономического роста. Экономический рост производства рассматривался в 19-20 столетиях как единственное средство удовлетворение интересов и жизненных потребностей населения, а тенденции экономического развития определяли и отношение к сфере экологии, способствуя негативным изменениям в окружающей среде.

По мнению большинства населения (в том числе ученых), критерием научно-технического прогресса должно стать качественное улучшение жизни людей и благоприятная экологическая среда, что немыслимо без разумных взаимоотношений человека с природой на базе ресурсосбережения и рационального природопользования. А это станет реальностью лишь тогда, когда экологическая безопасность станет делом всех граждан планеты Земля, а природоохранная деятельность будет в центре внимания государственных органов всех стран, включая и Россию с ее огромным природно-ресурсным потенциалом и особым положением в мире.

Список литературы

1. Акишин А.С. Природно-ресурсный потенциал России и Волгоградской области. - Волгоград 2006. Раздел Й с. 11-26.

2. Акишин А.С. Управление природопользованием и охраной окружающей среды. - Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001, глава 3, с. 93-101.

3. Реймерс Н.Ф. Природопользование. М., 1990, с. 335.

4. Реймерс Н.Ф. Экология. М., 1994.

6. Лукьянчиков Н.Н., Потравный И.М. Экономика и организация природопользования. М., 2002.

7. Розенберг. Г.С., Краснощеков Г.П. Становление и развитие природоохранного дела в мире и в России//Экология. 2000. №3. С. 163-178.

8. Эколого-экономические проблемы России и ее регионов/Под ред. В.Г. Глушковой, А.Т. Шевченко. М.,2002.

Подобные документы

Принципы природопользования и охраны окружающей среды в Беларуси. Общее понятие о методах и методике экологического исследования. Государственное управление природопользованием: сущность, методы и функции. Правовое регулирование охраны окружающей среды.

дипломная работа [58,8 K], добавлен 25.11.2012

Проблема рационализации природопользования и охраны окружающей природной среды. Основные принципы международного сотрудничества в области экологии. Международные конвенции и соглашения, посвященные проблемам охраны природы и участие в них России.

реферат [43,5 K], добавлен 22.11.2010

Организация государственного управления в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды. Анализ состояния окружающей среды и природоохранной политики в Новгородской области. Направления решения проблем в сфере охраны окружающей среды.

дипломная работа [108,1 K], добавлен 09.08.2012

Правовые основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования. Рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования в Калужской области.

курсовая работа [85,1 K], добавлен 12.05.2011

Направления государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Причины загрязнения окружающей среды. Взаимосвязь экономики и природопользования, модели и подходы к экономическому развитию с учетом экологических требований.

Читайте также: