Встреча гайдна с моцартом кратко

Обновлено: 02.07.2024

Дружили композиторы Амадин Моцарт и Йозеф Гайдн. Их отношения не очень хорошо документированы, но сильны доказательства того, что они компанию друг друга и великолепно уважали творчество друг друга, и предполагают, что старший Гайдн выступил, по крайней мере в незначительном качестве, наставником Моцарта. Шесть струнных квартетов Моцарта посвящены Гайдну (к. 387, 421, 428, 458, 464, 465), квартетам "Гайдна".

Предыстория

Гайдн уже был достаточно известным молодым композитором в детстве Моцарта. Его шесть струнных квартетов Opus 20 (1772), названных "Солнечными" квартетами из рисунка солнца на обложке первого издания, были широко распространены и согласованы (например, Шарлем Розеном), чтобы вдохновить шесть ранних струнных квартетов K.168 - 173, которые 17-летний Моцарт написал во время визита в Вену в 1773 году.

Два композитора, вероятно, не смогут встретиться до тех пор, пока Моцарт не переедет в Вену в 1. Присутствие Гайдна требовалось большую часть времени во дворце Эштерхаза в Венгрии в некотором отдалении от Вены, где жил его работодатель и покровитель принц Николас Эстерха . В зимние месяцы Князь переехал в анцестральный дворец своей семьи в , приведя с собой Гайдна. В эти периоды Гайдну часто было непростительно совершать краткие визиты в Вену, примерно в 40 км.

Встреча

Как отмечает Джонс, в 1770-х и начале -х годов были различные моменты, когда Гайдн и Моцарт могли встретиться, Гайдн посещал Вену со своих нормальных рабочих мест Эстерхаза и, Моцарт из |. Самое раннее, на котором они, вероятно, встретились бы, это 22 и 23 декабря 3, на выступлении, организованном венской благотворительной организацией "Тоньштлер-сосьет" для . На программе были произведения как Гайдна (Джонс: "симпатия и нас, оба, вероятно, из [ораторо] Il ritorno di Tobia");, так и Моцарта ("новая концертная ария, вероятно" Misero! o sogno! "[К. 431], и, в первую ночь, концерт");.

На момент этой встречи Гайдн был самым прославленным композитором Европы. Собственная репутация Моцарта определенно была на подъеме. Его опера "Абдукция из Серальо" получила большой успех в Вене и была спродюсирована в ряде других городов. Гайдну тогда было бы 51, а Моцарту 27.

Воспроизведение камерной музыки

И Диттерё, и Вань, хотя и малоремышленные сейчас, были известными композиторами (особенно симпатий) того времени. (Многие, если не большинство, теперь считают, что Диттерен на самом деле играл первый вин, учитывая его мирового класса que, и Гайдн второй.)

Композитор Максимилиан Клер также переделывал спектакли камерной музыки, в которых участвовали Гайдн и Моцарт: они вдвоём брали партии альта в исполнениях струнных квинтетов Моцарта, К. 515, 516 и 593.

Взгляд Гайдна на Моцарта

Гайдн вольно хвалил Моцарта, без жалузи, своим друзьям. Например, он написал изданию "Ротт":

Музыковеду Чарльзу Хею он сказал: "Мои друзья часто льстили мне каким-то гением, но он был во многом моим или". В письме к своей подруге Марии фон Генцингер Гайдн признался, что мечтает о творчестве Моцарта, с радостью слушая исполнение "Женитьбы Фиги".

Взгляд Моцарта на Гайдна

Ранний bi pher Моцарта etschek, который подметил вдову Моцарта Констанцию е, описывает уважение Моцарта к Гайдну. В одном отрывке из своей биографии он говорит: Высокое уважение к истинному мериту и уважение к человеку повлияли на его суждение о произведениях искусства. Он всегда был очень тронут, когда он говорил о двух Хайднах или других великих господ. Под "Хайднами" Хетшек ссылается также на теперь уже недооцененного брата Иосифа Михаила, который был и Леопольдом, и другом и коллегой А. А. Моцарта в течение его многих лет в как органист-хоровод тамошнего собора.

Часто пересказываемым анекдотом из Хетшека является следующее: На частной вечеринке исполнялась новая работа Йозефа Гайдна. Кроме Моцарта, присутствовал и ряд других, среди которых был некий человек, который никогда не славил никого, кроме себя. Он стоял рядом с Моцартом и находил провал с одной штукой за другой. Какое-то время Моцарт слушал терпеливо; когда он уже не мог этого вынести, а виновник еще раз сознательно заявил: "Я бы этого не сделал", Моцарт сказал: "Я тоже не стал бы, но вы знаете почему? Потому что ни один из нас не мог думать ни о чем столь уместном.

Квартеты "Гайдна"

Гайдна в свою очередь очень впечатлила новая работа Моцарта. Он впервые услышал новые квартеты на социальном празднике 15 января 5 года, на котором Моцарт исполнил квартеты с "моим милым другом Гайдном и другими хорошими друзьями". Во второй раз, 12 февраля, были исполнены последние три. Присутствовал отец Моцарта Леопольд, приехавший из в гости. В то время Гайдн сделал Леопольду замечание, которое сейчас широко цитируется: Перед Богом и как честнейший человек говорю вам, что ваш сын - величайший композитор, известный мне лично или по имени; у него есть вкус, и, кроме того, самое глубокое знание компа.

Моцарт, скорее всего, оценил бы это свидетельство в свете часто выражаемых сомнений отца в его карьере.

Масонство

Гайдн как наставник Моцарта

Моцарт во многом не нуждался в наставнике к моменту знакомства с Гайдном; он уже был довольно успешным и большую часть жизни до тех пор находился под очень активным тутелажем своего отца Леопольда. Однако два аспекта исторической летописи позволяют предположить, что Гайдн в некотором смысле взял Моцарта под свое крыло и предложил ему совет.

Во-первых, в первые венские годы, когда Моцарт оказался под влиянием барона ван Свёна, чтобы заняться изучением барочной контрапойнты, Гайдн одолжил ему свою личную копию знаменитого контрапойнтбука "" Ss ad Parnassum "", "" Joseph Fux "", который был тяжело покрыт личными аннотациями Гайдна.

Кроме того, как и многие другие младшие, Моцарт обращался к Гайдну с онорі термином "папа". Подробную информацию об этой форме адреса см. в разделе Папа Гайдн.

Форма адреса

Немецкий язык имеет два набора прононов второго лица, один (А, В, В и др.) для относительно формальных отношений, другой (,, и др.) для более интимных отношений (см. T-V ). Й в своей моцартовской биографии 1856 года сообщал, что Гайдн и Моцарт использовали неформальные формы в беседе, необычную в то время для двух людей таких разных возрастов практику, отныне доказательства близкого дружества. J re о свидетельстве свояченицы Моцарта Софи Хайбель, а также друга Гайдна и байпера Августа Гризингера.

Отъезд Гайдна в Лондон

Гризингер приводит другой (и, вероятно, менее романтизированный) рассказ того же случая: Моцарт сказал Гайдну, на счастливой трапезе с Саломоном, "Ты не будешь выносить это очень долго и, вероятно, скоро вернёшься снова, потому что ты уже не молод". "Но я все еще зловещий и в добром здравии", - энсед Вердн. Ему было на тот момент почти 59, и он не счел нужным скрывать свой возраст. Но за раннюю смерть Моцарта 5 декабря 1791 года он занял бы место Гайдна в концертах Саломона в 1794 году.

Смерть Моцарта

Гайдн, всё ещё находившийся в Лондоне через год, когда до него дошло известие о смерти Моцарта, был запятнан, он писал их общему другу Михаэлю Пучбергу: "Некоторое время я был довольно рядом с собой над его смертью, и не мог поверить, что должен был так быстро позвать незаменимого человека в следующий мир". Гайдн написал Константе Моцарту, предлагая музыкальные её сыну, когда он достиг соответствующего возраста, и позже последовал его предложению.

Как признается гениальность или талантливость того или иного музыкального произведения?

Что такое гений и что такое талант их авторов?

Что такое вдохновение композитора? Как оно приходит?

Чем одарены композиторы?

Предшествует ли развитию одаренности в музыке какое-то особенное событие в жизни человека? Чем грозит композитору наличие у него дара? Навязчивая идея и аффективное расстройство обязательны, чтобы одаренность композитора смогла раскрыться?

Зачем рождаются композиторы?

Их гениальное искусство - только для избранных? Ведь понимать гениальную музыку как язык могут или одаренные музыканты или такие любители, для которых тайны музыки как будто открыты самим Богом. И все же концертные залы и оперные театры наполнены людьми. Многие из них не понимают музыки так, как хотел бы написавший ее композитор. Но все же их манит непостижимая тайна музыки. Музыка притягивает людей своим эмоциональным воздействием, как гипнозом.

Немецкий композитор и органист, непревзойденный мастер полифонии. Философская глубина содержания и высокий этический смысл произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры.

Французский композитор, дирижер, музыкальный писатель. Создатель жанра романтической программной симфонии. Стремился к театрализации симфонического жанра.

Русский композитор,(один из создателей русской классической симфонии) и ученый-химик (с 1864 г.профессор), общественный деятель.

Немецкий композитор, пианист и дирижер.

Австрийский композитор и педагог: один из крупнейших симфонистов 2-й половины XIX века. Написал 11 симфоний. Прославился как органист-импровизатор.

Австрийский композитор и музыкальный критик. Представитель позднего романтизма. Работал главным образом в жанре песни-романса.

Австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.

Американский композитор и пианист. В творчестве использовал элементы джаза и афро-американского музыкального фольклора.

Русский композитор, основоположник национальной композиторской школы.

Австрийский композитор, реформатор оперной музыки. Сочинил свыше 40 опер.

Американский пианист и композитор.

Русский композитор и пианист. Ввел в музыку цвет, то есть впервые в истории использовал светомузыку.

Русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

Польский композитор и пианист-виртуоз, педагог.Автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому истолковал многие жанры.

Храмы Вильнюса 01.02.2010 --> Смотрели: 24 (0) Oj, Maluski, Maluski. 29.12.2009 --> Смотрели: 188 (3) Buena Vista Social Club. Chan chan. (Клу 16.11.2009 --> Смотрели: 94 (2) 11 ноября - День Независимости Польши и 10.11.2009 --> Смотрели: 61 (0) Yann Tiersen - Monochrome 07.11.2009 --> Смотрели: 22 (0)

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Статистика

Я люблю музыку и одного, и другого великих композиторов. О дружбе. Моцарт и Гайдн

Один из завистников Гайдна как-то в разговоре с Моцартом с пренебрежением сказал о музыке Гайдна:
- Я бы так никогда не написал.
- Я тоже, - живо отозвался Моцарт, - и знаете почему? Потому что ни вам, ни мне никогда не пришли бы
в голову эти прелестные мелодии..

Гайдн - Сoncerto for violine and orchester C-Dur


.

Музыку Моцарта любят все, а мне больше греет душу Гайдн. В его музыке нет страстей, нет горести. Всё гармонично, весело. Тёплый, доверчивый мир. Лучше всего о нём сказал великий сказочник Гофман: "В сочинениях Гайдна господствует выражение детски радостной души; его симфонии ведут нас в необозримые зеленые рощи, в веселую, пеструю толпу счастливых людей, перед нами проносятся в хоровых плясках юноши и девушки; смеющиеся дети прячутся за деревьями, за розовыми кустами, шутливо перебрасываясь цветами. Жизнь, полная любви, полная блаженств и вечной юности, как до грехопадения; ни страданий, ни скорби - одно только сладостно-элегическое стремление к любимому образу, который носится вдали, в розовом мерцании вечера, не приближаясь и не исчезая, и пока он находится там, ночь не наступает, ибо он сам - вечерняя заря, горящая над горою и над рощею".
А между тем трудно придумать что-нибудь более противоречащее музыке Гайдна, чем его жизнь. В молодости нищета, полуголодное существование, поиски хоть какого-нибудь заработка. Игра за гроши на свадьбах, на улице. Потом много лет почти рабская зависимость от меценатов. Нелепая женитьба на тупой и сварливой бабе старше него. Она постоянно упрекала Гайдна за то, что ему мало платят, ни в грош не ставила его талант, извела на свои папильотки много листов исписанной им нотной бумаги - лишила нас стольких радостей! А он о ней даже словечка худого за всю жизнь не сказал, только незадолго до смерти позволил себе признать: "Она меня не понимала". Наверное Жорж Санд остро чувствовала несправедливость судьбы Гайдна и сочинила ему счастливую юность, полную свободы и любви, в своём сне наяву "Консуэло".
Моцарт и Гайдн в жизни дружили, хотя Гайдн был почти на четверть века старше Моцарта! Им не часто удавалось встречаться, но когда это случалось, они подолгу разговаривали о любимой музыке и даже играли дуэтом сочинения друг друга: Гайдн на скрипке, а Моцарт на альте.
Напоследок дикая мысль: если вправду браки совершаются на небесах, то может быть Всевышний ниспослал Гайдну в качестве жены эту чугунную бабу для того, чтобы он всю свою неистраченную любовь выразил в музыке?

Про музыку Гайдна ты здорово написал!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Йозеф Гайдн, композитор

На протяжении тридцати лет Йозеф Гайдн был слугой. Следует признать, высокопоставленным слугой, и все же, как обыкновенный повар, он ежедневно выслушивал распоряжения своих хозяев.

Слуга по определению обязан постоянно кланяться, шаркать ножкой и всячески лебезить, однако преимущества его положения также очевидны. Многие годы у Гайдна была публика, всегда готовая слушать его сочинения, отменный оркестр под рукой и досуг, чтобы заниматься тем, что его более всего интересовало в музыке.
Разумеется, Гайдн был счастлив, когда в конце концов оказался предоставленным самому себе, но пользы, которую принесли ему годы, проведенные в услужении, он никогда не отрицал. Этот опыт помог Йозефу превратиться в одного из самых оригинальных и влиятельных композиторов своего времени.

СИЛЕН ТАЛАНТОМ, БОГАТ НИЩЕТОЙ

Гайдн родился в семье колесных дел мастера в австрийской деревне Рорау, неподалеку от венгерской границы. Его отец Матиас самостоятельно выучился играть на арфе и долгими зимними вечерами развлекался тем, что исполнял народные мелодии. Второй сын Матиаса, Йозеф, с ранних лет подпевал отцу красивым высоким голосом. Родители отметили, что мальчик на удивление точно попадает в ноты. Деревня Рорау мало что могла предложить музыкально одаренному ребенку, и, когда Гайдну было всего шесть лет, его отправили в город Хайнбург к пожилому родственнику, школьному учителю.
В Хайнбурге Гайдн провел два года, постигая различные премудрости музыки, но по-настоящему заманчивые горизонты открылись перед ним, когда в городе побывал проездом директор капеллы венского собора Св. Стефана. Услышав, как поет юный Гайдн, венский музыкант определил его в соборный хор мальчиков.
Увы, мальчишечьим сопрано уготована короткая жизнь. Подростком Гайдн, беспокоясь за свое будущее, всерьез подумывал сохранить голос, пополнив ряды кастратов, но отец каким-то образом узнал о его планах и срочно выехал в Вену, чтобы помешать сыну их осуществить. Когда у Гайдна сломался голос, директор хора немедленно его уволил. Шестнадцатилетний юноша оказался на улице с тремя рубашками, потрепанным пальто и обширными музыкальными познаниями.

КУЛИНАРНЫЙ СЕКРЕТ ФРАУ ГАЙДН

Мария-Анна Гайдн, жена композитора

ИЗ ГРЯЗИ В КНЯЗИ

Высшее общество 1761 год

Замок князей Эстерхази, Венгрия

Каждую весну княжеский двор выезжал в загородное поместье Эстерхази, где оставался до поздней осени. Зимы в Вене были прискорбно короткими, и в итоге Гайдн провел тридцать лет в стороне от музыкальной жизни. В изоляции ему пришлось экспериментировать на свой страх и риск. Не обладая ни блестящей интуицией Моцарта, ни самозабвенным интересом Баха к теории музыки, Гайдн продвигался вперед не впечатляющими рывками, а медленно, шаг за шагом. Со временем он стал замечательным композитором и музыкальным реформатором. Йозеф преобразил симфоническую форму, сделав ее такой, какой мы ее знаем сегодня. По сути, он создал струнный квартет, раз и навсегда определив его структуру, в рамках которой композиторы с тех пор и творят. Хотя многие сочинения Гайдна появлялись лишь с целью угодить вкусам патронов (он написал бессчетное количество трио с участием любимого струнного инструмента князя Миклаша – баритона, ныне вышедшего из употребления, – и немало комических опер для придворного театра в поместье Эстерхази), однако композитор создавал и другие произведения, те, что завоевали признание слушателей стройностью, изяществом и жизнеутверждающей интонацией.

НАКОНЕЦ-ТО СВОБОДЕН

Собор Святого Стефана, Австрия

СТРАННЫЕ ЗЛОКЛЮЧЕНИЯ ГОЛОВЫ ГАЙДНА

Поскольку вокруг бушевала война, Гайдна хоронили второпях. Однако в 1814 году князь Миклаш II испросил разрешения перевезти прах композитора в поместье Эстерхази в Айзенштадте. Тело эксгумировали, но когда официальные представители открыли гроб, они, к своему ужасу, обнаружили, что у тела отсутствовала голова.
К охоте за головой Гайдна приступили немедленно. И выяснилось, что два страстных энтузиаста френологии – науки, ныне почившей, но весьма популярной в XIX веке (френология претендовала на определение свойств личности по шишкам на черепе), – подкупили могильщика, с тем чтобы заполучить голову композитора. Эти двое горе-френологов, Розенбаум и Петерс, хранили череп Гайдна в сделанном на заказ черном ящике.
Когда тело без головы привезли в Айзенштадт, князь Эстерхази почувствовал себя глубоко оскорбленным. Он приказал полицейским обыскать дом Петерса, но позже узнал, что жена Розенбаума спрятала череп в соломенном матрасе и во время обыска возлежала на кровати, притворяясь, будто спит. В итоге князь заплатил Розенбаумам, а в обмен на внушительную сумму они отдали ему череп – по их уверениям, подлинный.
В конце концов череп Гайдна оказался в одном из венских музеев, где и пролежал до 1954 года, пока князь Пал Эстерхази не воссоединил тело композитора с головой в захоронении, которое находится в австрийском городе Айзенштадте (земля Бургенланд). Так, спустя 131 год Гайдн опять обрел целостность.

МАЛЕНЬКИЙ БАРАБАНЩИК

Иоганн Матиас Франк, родственник и опекун малолетнего Гайдна в Хайнбурге, руководил местным оркестром, игравшим на городских праздниках и похоронах. Внезапная кончина ударника поставила Франка в весьма затруднительное положение, и ему ничего не оставалось, как наскоро научить семилетнего Гайдна, обнаружившего раннюю музыкальную одаренность, играть на барабане. Но беда была в том, что барабан оказался слишком тяжел для маленького мальчика. Сообразительный Франк нашел горбуна, согласившегося привязать барабан себе на спину, и юный Гайдн весело и налегке маршировал по улицам Хайнбурга, отбивая ритм на горбуне, шествовавшем перед ним.


ОСТАНОВИТЕ МУЗЫКУ!

Йозеф Гайдн и графиня фон Морцин

ДРУЗЬЯ НАВЕКИ

СЮРПРИЗ!

ЗАКЛЯТЫЕ ВРАГИ

Читайте также: