Русская деревня в произведениях астафьева кратко

Обновлено: 05.07.2024

Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка близ Красноярска. Детство и юность пи­сателя прошли в деревне и в заполярном порту Игар­ка. После шестого класса В. П. Астафьев поступил в железнодорожную школу ФЗО, по окончании кото­рой некоторое время работал составителем поездов. В 1942 году он ушел добровольцем на фронт. Воевал за Украину и Польшу, был ранен. После демобилизации Астафьевработал слесарем, чернорабочим, грузчи­ком, плотником, мойщиком мясных туш. Его литера­турная деятельность началась в 1951 году.

О таких людях, как Астафьев, говорят: совесть на­ции, честный, чуткий, требовательный прежде всего к себе человеке. Природа и простые люди — вот посто­янные герои его книг.

Возможно, Левонтьевская семья жила так бедно оттого, что ребятишек было много и на всех не хватало денег. Да сам хозяин дома — Левонтий частенько пил, пропивал деньги, а работать не любил.

Описание семьи Левонтия не случайно: оно объяс­няет характеры героев, рассказывает нам о той тяже­лой жизни сибирской деревни после гражданской войны.

Виктор Петрович Астафьев родился в Красноярском крае. Жил и работал он, в основном, у себя Родине, в городе Красноярске. Но на протяжении более чем десятилетия в 1960 - 70 годы выдающийся русский писатель жил и плодотворно трудился и в нашей северной Вологде.
Жизнь писателя была всегда тесно связана с окружающей его действительностью, в частности с нелегкой и порой трагической жизнью русской северной и сибирской деревни. Надо заметить, что в произведениях писателя Астафьева созданных в вологодский период отразилось влияние и других писателей – “деревенщиков” 1960 - 70 годов, в частности нашего выдающегося земляка Василия Ивановича Белова.
Виктор Петрович Астафьев являлся видным деятелем современной русской (советской) литературы. Многие его произведения горячо любимы литературной общественностью, пользуются заслуженной популярностью у читателей. Разберу лишь некоторые произведения Виктора Астафьева на “деревенскую” тему.
* * *
"ПОСЛЕДНИЙ ПОКЛОН".

Произведение написано в форме повести в рассказах. Сама форма подчёркивает биографический характер повествования: воспоминания взрослого человека о своём детстве. Воспоминания, как правило, ярки, но не выстраиваются в единую линию, а описывают отдельные случаи из жизни.
И всё-таки "Последний поклон" не сборник рассказов, а единое произведение, так как все его элементы объединены одной темой. Так о чём же это произведение? Это произведение о Родине, в том значении, как понимает её Виктор Астафьев. Родина для него - это русская деревня, трудолюбивая, не избалованная достатком; это природа, суровая, необыкновенно красивая - мощный Енисей, тайга, горы. Каждый отдельный рассказ "Поклона" раскрывает отдельную черту этой общей темы, будь то описание природы в главе "Зорькина песня" или детских игр в главе "Гори, гори ясно".
Повествование ведётся от первого лица - мальчика Вити Потылицина, сироты, живущего с бабушкой. Отец Вити - гуляка и пьяница, семью бросил. Мать Вити трагически погибла - утонула в Енисее. Жизнь Вити протекала, как у всех остальных деревенских мальчиков - помощь старшим по хозяйству, сбор ягод, грибов, рыбалка и игры.
Главная героиня "Поклона" - Витькина бабушка Катерина Петровна становится для читателя произведения Астафьева как – бы ”нашей общей русской бабушкой”, потому что собирает в себе в редкой, живой полноте всё, что ещё осталось на родной земле крепкого, наследного, исконно родного, что мы про себя каким - то внесловесным чутьём узнаём как своё, будто всем нам светившее и заранее и навсегда откуда то дарованное, данное. Ничего писатель в ней не приукрасил, оставив и грозу характера, и ворчливость её, и непременное желание всё первой разузнать и всем - всем в деревне распорядиться (одно слово – “генерал”). И бьётся, и мучается она за детей и внуков, и срывается в гнев и слёзы, а начнёт рассказывать о жизни, и вот, оказывается, нет для бабушки никаких невзгод: "Дети родились - радость. Болели дети, она их травками да кореньями спасала, и ни один не помер - тоже радость. Руку однажды выставила на пашне, сама же и вправила, страда как раз была, хлеб убирали, одно рукой жала и косоручкой не сделалась - это ли не радость?" Это общая черта старых русских женщин, и черта именно христианская, черта которая при истощении веры так же неотвратимо истощается, и человек всё чаще представляет счёт судьбе, меря зло и добро на ненадёжных весах "общественного мнения", подсчитывая собственные страдания и ревниво подчёркивая своё милосердие. В "Последнем поклоне" всё вокруг ещё древне - родное, колыбельное, благодарное жизни и вот этим всё вокруг животворящее. Животворящее, исконное начало.
Надо заметить, что такой образ бабушки - не единственный в отечественной литературе. Например, встречается он у Максима Горького в "Детстве". И его Акулина Ивановна очень - очень похожа на бабушку Катерину Петровну Виктора Петровича Астафьева.
Но вот в жизни Витьки наступает переломный момент. Его отправляют к отцу и мачехе в город учиться в школу, так как в деревне школы не было. Тогда бабушка уходит из повествования, начинаются новые будни, всё темнеет, и является в детстве такая жестокая, страшная сторона, что писатель долго уклонялся от того, чтобы написать вторую часть "Поклона", грозный оборот своей судьбы, своё неизбежное "в людях". Не случайно последние главы "Поклона" были закончены Астафьевым только в 1992 году.
Вторую часть "Последнего поклона" корили порою за жестокость. Но подлинно действенна она была не якобы мстительной нотой. Какое там мщение? При чём тут оно? Литератор вспоминает своё горькое сиротство, свое изгнанничетсво и бездомность, общую отверженность, свою лишность в мире. “Когда, казалось, для всех … порой было бы лучше, если бы … умер” – как писал он сам уже взрослым. И сказано это им было не для того, чтоб теперь победительно восторжествовать: что, взяли! - или чтобы вызвать сочувственный вздох, или ещё раз припечатать то бесчеловечное время. Это всё были бы задачи слишком чужие исповедному и любящему литературному астафьевскому дару. Считаться и мстить, вероятно можно тогда, когда сознаёшь, что живёшь невыносимо по чьей - то очевидной вине, помнишь эту очевидность и ищешь сопротивления. Но разве маленький, цепкий герой "Последнего поклона" Витька Потылицын что - то расчётливо сознавал? Он только жил, как умел, и увертывался от смерти и даже в отдельные минуты умудрялся быть счастливым, красоту не пропустить. Если кто и срывался, то это не Витька Потылицын, а Виктор Петрович Астафьев, который из дали уже прожитых лет и с высоты своего понимания жизни со смятением спрашивал мир: как могло случиться, что невинные дети оказались поставлены в такие жуткие, бесчеловечные условия существования?
Не себя он жалеет, а Витьку, как своё дитя, которое сейчас может защитить только состраданием, и только желанием разделить с ним последнюю картошку, и последнюю каплю тепла, и каждый миг его горького одиночества. Если Витька выбрался тогда, то благодарить за это надо бабушку его Катерину Петровну, бабушку которая молилась за него, достигала сердцем его страдания и тем самым из далекой дали неслышно для Витьки, но спасительно смягчила его хоть бы тем, что успела научить прощению и терпению, и умению разглядеть в полной мгле даже и малую крупицу добра, и держаться этой самой крупицы, и благодарить за неё.
* * *
"ОДА РУССКОМУ ОГОРОДУ"

"Ода русскому огороду" была написана в 1970 - е годы. Эта повесть создавалась параллельно с "Прощальным поклоном", словно бы на его полях. Напечатай вместе эти два произведения, и они словно бы ревниво будут оглядываться друг на друга, и стесняться похожести ситуаций, и близости своих главных героев. И читатель, и критик, которому попадут в руки эти повести одновременно, пожалуй, даже чуть смутится, если не увидит дат, выставленных в конце каждого сочинения, и не сразу сможет объяснить переклички этих двух литературных вещей.
Знаменитый писатель прощался со своим "Поклоном" не раз, каждый раз уверенный, что де мальчик заживил свои раны, и теперь невозвратно убежал к своей бабушке в детство. Но вот проходил год и другой, и оказывалось, что ничто – ни несчастное детство, ни тем паче война не избыты, что всё это "сотрясает усталую душу" и опять надо звать и звать из прошлого этого мальчика, эту бабушку и других героев прежних книг. И Астафьев зовёт в "Оде русскому огороду", в "Перевале" и в "Краже", и в других повествованиях с тем же юным, впечатлительным героем.
* * *
В заключение хочется немного сказать об изображении русской деревни в произведениях Виктора Петровича Астафьева. Русская деревня в изображении Астафьева предстаёт перед нами как светлый образ милой Родины. Не секрет, что из воспоминаний взрослого о событиях детства выпадает большинство отрицательных моментов, за исключением, быть может - быть, самых драматичных и резких. Именно потому астафьевская деревня так духовно чиста и красива. Этим отличается она от деревни изображенной другими писателями того же периода, например Александром Исаевичем Солженициным (читай рассказ “Матренин двор”, опубликован Александром Трифоновичем Твардовским в журнале “Новый мир” за 1963 год, повесть "В круге первом" 1968 года, впервые опубликована за рубежом – издательство "ИМКА - Пресс" (Париж)), у которого деревня - есть полная противоположность астафьевской - нищая, живущая только одним – как бы только прожить, не умерев при том с голоду, не замёрзнув зимой, где народ озабочен в большой своей массе лишь тем, чтоб и не дать соседу получить ровно то, что ты мог бы получить от трудной жизни и сам… Думается, что такое идеалистическое изображение советской деревни времен “культа личности” литератором Астафьевым – есть уступка советской цензуре не пускавшей “слишком натуралистическое” изображение реальной жизни на страницы книг, пусть и выдающихся писателей. Все это досадно, но понятно, простительно автору, говорившему в последствии не раз, что “умнее своего времени - не будешь…” Донести хотя бы лишь малую часть горькой правды до читающей публики – вот была достойная задача для литературы в те “глухие”, советские годы.
Литературные произведения Астафьева находят отклик в душах современных читателей. Наши современники понимают и любят его замечательные, светлые, мудрые книги.

Виктор Петрович Астафьев родился в Красноярском крае. Жил и работал он, в основном, у себя Родине, в городе Красноярске. Но на протяжении более чем десятилетия в 1960 - 70 годы выдающийся русский писатель жил и плодотворно трудился и в нашей северной Вологде.
Жизнь писателя была всегда тесно связана с окружающей его действительностью, в частности с нелегкой и порой трагической жизнью русской северной и сибирской деревни. Надо заметить, что в произведениях писателя Астафьева созданных в вологодский период отразилось влияние и других писателей – “деревенщиков” 1960 - 70 годов, в частности нашего выдающегося земляка Василия Ивановича Белова.
Виктор Петрович Астафьев являлся видным деятелем современной русской (советской) литературы. Многие его произведения горячо любимы литературной общественностью, пользуются заслуженной популярностью у читателей. Разберу лишь некоторые произведения Виктора Астафьева на “деревенскую” тему.
* * *
"ПОСЛЕДНИЙ ПОКЛОН".

Произведение написано в форме повести в рассказах. Сама форма подчёркивает биографический характер повествования: воспоминания взрослого человека о своём детстве. Воспоминания, как правило, ярки, но не выстраиваются в единую линию, а описывают отдельные случаи из жизни.
И всё-таки "Последний поклон" не сборник рассказов, а единое произведение, так как все его элементы объединены одной темой. Так о чём же это произведение? Это произведение о Родине, в том значении, как понимает её Виктор Астафьев. Родина для него - это русская деревня, трудолюбивая, не избалованная достатком; это природа, суровая, необыкновенно красивая - мощный Енисей, тайга, горы. Каждый отдельный рассказ "Поклона" раскрывает отдельную черту этой общей темы, будь то описание природы в главе "Зорькина песня" или детских игр в главе "Гори, гори ясно".
Повествование ведётся от первого лица - мальчика Вити Потылицина, сироты, живущего с бабушкой. Отец Вити - гуляка и пьяница, семью бросил. Мать Вити трагически погибла - утонула в Енисее. Жизнь Вити протекала, как у всех остальных деревенских мальчиков - помощь старшим по хозяйству, сбор ягод, грибов, рыбалка и игры.
Главная героиня "Поклона" - Витькина бабушка Катерина Петровна становится для читателя произведения Астафьева как – бы ”нашей общей русской бабушкой”, потому что собирает в себе в редкой, живой полноте всё, что ещё осталось на родной земле крепкого, наследного, исконно родного, что мы про себя каким - то внесловесным чутьём узнаём как своё, будто всем нам светившее и заранее и навсегда откуда то дарованное, данное. Ничего писатель в ней не приукрасил, оставив и грозу характера, и ворчливость её, и непременное желание всё первой разузнать и всем - всем в деревне распорядиться (одно слово – “генерал”). И бьётся, и мучается она за детей и внуков, и срывается в гнев и слёзы, а начнёт рассказывать о жизни, и вот, оказывается, нет для бабушки никаких невзгод: "Дети родились - радость. Болели дети, она их травками да кореньями спасала, и ни один не помер - тоже радость. Руку однажды выставила на пашне, сама же и вправила, страда как раз была, хлеб убирали, одно рукой жала и косоручкой не сделалась - это ли не радость?" Это общая черта старых русских женщин, и черта именно христианская, черта которая при истощении веры так же неотвратимо истощается, и человек всё чаще представляет счёт судьбе, меря зло и добро на ненадёжных весах "общественного мнения", подсчитывая собственные страдания и ревниво подчёркивая своё милосердие. В "Последнем поклоне" всё вокруг ещё древне - родное, колыбельное, благодарное жизни и вот этим всё вокруг животворящее. Животворящее, исконное начало.
Надо заметить, что такой образ бабушки - не единственный в отечественной литературе. Например, встречается он у Максима Горького в "Детстве". И его Акулина Ивановна очень - очень похожа на бабушку Катерину Петровну Виктора Петровича Астафьева.
Но вот в жизни Витьки наступает переломный момент. Его отправляют к отцу и мачехе в город учиться в школу, так как в деревне школы не было. Тогда бабушка уходит из повествования, начинаются новые будни, всё темнеет, и является в детстве такая жестокая, страшная сторона, что писатель долго уклонялся от того, чтобы написать вторую часть "Поклона", грозный оборот своей судьбы, своё неизбежное "в людях". Не случайно последние главы "Поклона" были закончены Астафьевым только в 1992 году.
Вторую часть "Последнего поклона" корили порою за жестокость. Но подлинно действенна она была не якобы мстительной нотой. Какое там мщение? При чём тут оно? Литератор вспоминает своё горькое сиротство, свое изгнанничетсво и бездомность, общую отверженность, свою лишность в мире. “Когда, казалось, для всех … порой было бы лучше, если бы … умер” – как писал он сам уже взрослым. И сказано это им было не для того, чтоб теперь победительно восторжествовать: что, взяли! - или чтобы вызвать сочувственный вздох, или ещё раз припечатать то бесчеловечное время. Это всё были бы задачи слишком чужие исповедному и любящему литературному астафьевскому дару. Считаться и мстить, вероятно можно тогда, когда сознаёшь, что живёшь невыносимо по чьей - то очевидной вине, помнишь эту очевидность и ищешь сопротивления. Но разве маленький, цепкий герой "Последнего поклона" Витька Потылицын что - то расчётливо сознавал? Он только жил, как умел, и увертывался от смерти и даже в отдельные минуты умудрялся быть счастливым, красоту не пропустить. Если кто и срывался, то это не Витька Потылицын, а Виктор Петрович Астафьев, который из дали уже прожитых лет и с высоты своего понимания жизни со смятением спрашивал мир: как могло случиться, что невинные дети оказались поставлены в такие жуткие, бесчеловечные условия существования?
Не себя он жалеет, а Витьку, как своё дитя, которое сейчас может защитить только состраданием, и только желанием разделить с ним последнюю картошку, и последнюю каплю тепла, и каждый миг его горького одиночества. Если Витька выбрался тогда, то благодарить за это надо бабушку его Катерину Петровну, бабушку которая молилась за него, достигала сердцем его страдания и тем самым из далекой дали неслышно для Витьки, но спасительно смягчила его хоть бы тем, что успела научить прощению и терпению, и умению разглядеть в полной мгле даже и малую крупицу добра, и держаться этой самой крупицы, и благодарить за неё.
* * *
"ОДА РУССКОМУ ОГОРОДУ"

"Ода русскому огороду" была написана в 1970 - е годы. Эта повесть создавалась параллельно с "Прощальным поклоном", словно бы на его полях. Напечатай вместе эти два произведения, и они словно бы ревниво будут оглядываться друг на друга, и стесняться похожести ситуаций, и близости своих главных героев. И читатель, и критик, которому попадут в руки эти повести одновременно, пожалуй, даже чуть смутится, если не увидит дат, выставленных в конце каждого сочинения, и не сразу сможет объяснить переклички этих двух литературных вещей.
Знаменитый писатель прощался со своим "Поклоном" не раз, каждый раз уверенный, что де мальчик заживил свои раны, и теперь невозвратно убежал к своей бабушке в детство. Но вот проходил год и другой, и оказывалось, что ничто – ни несчастное детство, ни тем паче война не избыты, что всё это "сотрясает усталую душу" и опять надо звать и звать из прошлого этого мальчика, эту бабушку и других героев прежних книг. И Астафьев зовёт в "Оде русскому огороду", в "Перевале" и в "Краже", и в других повествованиях с тем же юным, впечатлительным героем.
* * *
В заключение хочется немного сказать об изображении русской деревни в произведениях Виктора Петровича Астафьева. Русская деревня в изображении Астафьева предстаёт перед нами как светлый образ милой Родины. Не секрет, что из воспоминаний взрослого о событиях детства выпадает большинство отрицательных моментов, за исключением, быть может - быть, самых драматичных и резких. Именно потому астафьевская деревня так духовно чиста и красива. Этим отличается она от деревни изображенной другими писателями того же периода, например Александром Исаевичем Солженициным (читай рассказ “Матренин двор”, опубликован Александром Трифоновичем Твардовским в журнале “Новый мир” за 1963 год, повесть "В круге первом" 1968 года, впервые опубликована за рубежом – издательство "ИМКА - Пресс" (Париж)), у которого деревня - есть полная противоположность астафьевской - нищая, живущая только одним – как бы только прожить, не умерев при том с голоду, не замёрзнув зимой, где народ озабочен в большой своей массе лишь тем, чтоб и не дать соседу получить ровно то, что ты мог бы получить от трудной жизни и сам… Думается, что такое идеалистическое изображение советской деревни времен “культа личности” литератором Астафьевым – есть уступка советской цензуре не пускавшей “слишком натуралистическое” изображение реальной жизни на страницы книг, пусть и выдающихся писателей. Все это досадно, но понятно, простительно автору, говорившему в последствии не раз, что “умнее своего времени - не будешь…” Донести хотя бы лишь малую часть горькой правды до читающей публики – вот была достойная задача для литературы в те “глухие”, советские годы.
Литературные произведения Астафьева находят отклик в душах современных читателей. Наши современники понимают и любят его замечательные, светлые, мудрые книги.

Деревенская проза – одно из направлений в отечественной литературе, получившее развитие во второй половине 20 века. Основная идея этого литературного направления заключается в описании жизни в селах и деревнях, когда большая часть народа потянулась в город, добровольно отказываясь от исторических традиций жить и трудиться “на земле”, рядом с природой и могилами предков, от бытовых, культурных и нравственных ценностей, передаваемых от поколения к поколению деревенскими жителями.

Виктор Петрович Астафьев – один из ярких представителей

писательского сообщества, внесший неоценимый вклад в создание и развитие “деревенской прозы”, как обособленного литературного направления.

Астафьев родился и часть своей жизни прожил в сибирской деревне, в красноярском крае, на берегу реки Енисея. Сюда же вернулся жить и работать спустя много лет, после того, как покинул родной край. Он любил свою родину всей душой и эту любовь вложил в свой литературный труд.
В его произведениях “Последний поклон”, “Ода русскому огороду”, “Жизнь прожить”, “Царь-рыба” и др. русская деревня представлена в образе горячо любимой, родной,

такой понятной и близкой автору Родины трудолюбивой и неизбалованной достатком, с чистой и светлой душой, с непередаваемо красивой и разнообразной сибирской природой.

Жители деревень – простые, не богатые, но добрые люди, во многих вещах зависящие от природы и ее даров. Их основные источники доходов – это лес, река, домашняя скотина, да огороды. Верят в приметы, лечатся народными средствами, придерживаются своих устоев и правил, зачастую непонятных городским жителям.

Помогают друг другу, кто чем может, вместе всем селом делают заготовки на зиму, вместе отмечают праздники, как, например, расписано в повести “Осенние грусти и радости”.
Взрослые часто пьют, а их дети растут как бы сами по себе – свободные и сильные: знают чем прокормить себя, знают, как вести себя на реке и в лесу, знают, как избежать много опасностей, знают повадки и особенности поведения лесных птиц и зверей.

И вместе с нежными чувствами к русской деревне в произведениях Виктора Петровича Астафьева четко прослеживается горечь ее утраты, в связи с эпохой перемен в 60-80 годы прошлого века, со стремлением людей вырваться в городскую жизнь. В своих произведениях автор сожалеет о том, что крестьянский уклад жизни, формировавшийся в течение долгих столетий, уходит в небытие, что вместе с сельской жизнью разрушается и утрачиваются нравственные ценности, присущие крестьянскому быту, сходит на нет простой и упорядоченный патриархальных быт, исчезает единение с природой, а вся его “деревенская проза”, как бы пронизана прощальными мотивами. И кажется, что “Последний поклон” – прощальная песня, в которой автор с сожалением расстается с Родиной, той, какой он ее знает и любит всем сердцем.

Виктор Астафьев является одним из талантливых писателей наших дней. Родился он в 1924 году, детство и юность прошли в Сибири. Вся жизнь и творчество связаны с родным и близким его сердцу краем; писатель всегда возвращается в родные места, куда бы ни бросала его жизнь.
Предвоенное детство было трудным, сиротским; самые светлые воспоминания - привольная жизнь в деревне, бабушка Катерина, научившая любить людей и природу, жить по законам добра и справедливости.
С Великой Отечественной войны вернулся с несколькими ранениями и многими идеями, которые легли в основу его будущих произведений.
Астафьева я знаю по рассказам "Перевал", "Кража", роману "Печальный детектив". Но наибольшее впечатление оставила книга "Царь-рыба", которой и посвящена моя работа.
"Царь-рыба" - повествование рассказов, ранее услышанных автором от самих героев. Черемисин поведал об истории приезжих браконьеров, Николай - о славной собаке Боей, но больше всего автор ссылается на Акима. Однако непосредственно от лица этих героев повествование не ведется. Писатель художественно переплавляет их рассказы; преобладает его оценка героев, отбор фактов. Именно фигура автора-повествователя объединяет отдельные главы этого произведения, придавая им художественную целостность. Все многоголосие проблем фокусируется на этом образе, черты его ясно просматриваются в главах "Царь-рыба", "Уха на Бога- ниде", "Сон о белых горах", где он внешне не присутствует. Слияние эпических и лирических начал придает жанру книги своеобразие и позволяет определить ее вид как лиро-эпическую повесть в рассказах.
Астафьев не идеализирует природу и ее законы, а художественно исследует их противоречивое содержание. Природа не только врачует душу человека (глава "Капля"), но может быть слепа и жестока, как мы видим это, например, в главе "Поминки". Разум и духовный опыт позволяют человеку установить гармонические взаимоотношения между ним и природой, активно используя и пополняя ее богатства. Гармония взаимоотношений человека и природы, предполагающая и борьбу, исключает уничтожение. В человеческой душе заложено чувство бережного отношения ко всему живому на земле, к красоте лесов, рек, морей. Бессмысленное уничтожение природы разрушающе сказывается на самом человеке. Природные и социальные законы не дают ему права переступить ту "черту, за которой кончается человек, и из дальних, наполненных пещерной жутью времен выставляет и глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытного дикаря".

При всем разнообразии судеб, истории жизней героев условно можно разделить на две группы, исходя из оценок и отношения к ним автора-повествователя. Парамон Олсуфьев, бакенщик Павел Егорович, Кольша, Касьянка, Киряга-деревяга, Аким нарисованы с особой теплотой; повествование о них, как правило, окрашено эмоциональным тоном радости, с проявлением человеческой работы и уважения к живой душе этих героев.

Астафьев не прием лет корыстолюбия, уничтожающего душу, слепой зависти и жестокости Зиновия Утробина, Командора, рыбака Грохотало, что определяет и авторскую оценку этих героев, составляющих вторую группу персонажей. Чувствительность и доброта делают человека слабым, считает Гога Герцев. Он искажает духовные и социальные связи людей, уничтожает свою душу и нравственно калечит окружающих.
В "Царь-рыбе" жизненный материал разных послевоенных десятилетий спрессован, подчиняясь философскому смыслу идейного содержания. Постоянное сравнение прошедшего с настоящим, стремление автора полнее воплотить характер, поступки; духовные черты персонажей обуславливают временные сдвиги в "Царь-рыбе". Повесть состоит из двух частей. Особое место в идейном содержании занимает глава "Боей", содержащая обобщенные художественные выводы. В этой главе характеризуется личность автора-повествователя, даются сведения о его жизни, намечаются сюжетные линии.
Рассказы первой части повести имеют общую идейную направленность, в них отвергается хищничество, браконьерское отношение к природе. Развитие сюжетных линий тесно связано с образом повествователя. Важная идея заключена в сюжете рассказа "Царь-рыба"; название его вынесено в заглавие книги. Многоопытному, расчетливому Зиновию Утробину не по плечу оказалась борьба с царь-рыбой. "Яростная, тяжело раненная, но неукрощенная" уходит царь-рыба. Волшебной называет ее автор в конце рассказа, отрицая жестокое, потребительское использование природных богатств. Природа тоже не приемлет отношений, которые навязывают ей Утробины, Герцевы и другие.
Содержание второй части "Царь-рыбы" больше сосредоточено на нравственных, духовных проблемах человеческого бытия. На первый план выходит конфликт между Акимом и Герцевым. Писатель создает подробный внутренний портрет Акима. В главах "Уха на Боганиде", "Поминки", "Сон о белых горах" нет образа повествователя, сюжетная линия Акимов - Герцев тяготеет к саморазвитию. Выводы, которые подтверждает развязка в главе "Сон о белых горах", углубляются и поясняются в заключительной главе "Нет мне ответа!". Эта глава завершает лирическое произведение Астафьева, придает ему целостность.
В "Царь-рыбе" широк диапазон художественных приемов, использованных автором. Взять, к примеру, своеобразие интонационных переходов, приемы сатиры, юмора, иронии, подтверждающие авторское отношение к героям и явлениям. Разнообразные средства использует автор при создании образа Акима: интонация искреннего удивления его душе, умеющей чувствовать и откликаться на красивое в природе и человеке (глава "Туруханская лилия"); от иронического недовольства уступчивостью там, где не следовало, до романтических приемов в главе "Сон о белых горах", утверждающих значимость такого человека в миру людском.
Изменяется Сибирь и ее люди, и автор стремится постичь эти процессы. Заключительные строки "Царь-рыбы" наиболее емко характеризуют образ писателя, мудрого современника, для которого творчество - это вечное стремление к истине, утверждение добра и красоты в кипучем биении жизни на земле.

Похожие сочинения

В. Астафьев родился в 1924 году в Красноярском крае. Детство было трудным. Когда ему было 8 лет, погибла мать. Она утонула в Енисее. Памяти матери, Лидии Ильиничны, он посвятил повесть “Перевал”. В. Астафьев побывал беспризорным, воспитывался в детдоме. смотреть целиком

Астафьев усиливает пасторальную линию с помощью дополнительных, собственно архитектонических ходов. Уже в самих названиях основных частей повести есть определенная логика. Часть первая называется "Бой" - здесь представлена война как источник. смотреть целиком

Известный писатель, лауреат Государственной премии, Виктор Петрович Астафьев родился 2 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края в семье крестьянина Петра Павловича Астафьева. Его мать, Лидия Ильинична, погибла, когда сыну исполнилось восемь лет. смотреть целиком

Астафьев Виктор Петрович (родился в 1924), русский писатель. Писатель, Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, Действительный член Академии творчества. В прозе В. Астафьева два полюса. - Война ("Болеть нам. смотреть целиком

Русская литература о Великой Отечественной войне изначально была пронизана героическим пафосом. Астафьев тоже относится к этому времени трепетно. Но он несколько смещает традиционную оптику в подходе к этой теме: для него и Отечественная война – это. смотреть целиком

Читайте также: