Всешутейший всепьянейший и сумасброднейший собор петра первого кратко

Обновлено: 08.07.2024

[ иллюстрация: А. Н. Бенуа. В Немецкой слободе]

«Архикнязь-папа. При нём служители: протокопайхуй Михайлов, духовник Иринархуй, архидиякон Идинахуй Строев, протодиякон Пахом Пихайхуй Михайлов, дьякон Иоиль Попирайхуй Бутурлин.

Ключари: Починихуй Опраксин, Брихуй Хилков, Ионийхуй Субота, ризничий Изымайхуй Мусин-Пушкин, уставщик Неоманхуй Репнин, поп Феофанхуй Шушерин.

Дьяконы: Посаднилхуй Головин, Ловихуй Воейков, Ройхуй Ронов, Дуйнахуй Шемякин.

Иподдьяконы: Филарет Яритцанахуй Прозоровской.

Благочинной: Анаспихуй Юшков.

Грозныи: Сомнихуй Тургенев, кречетник Изымайхуй Колтовской.

Лампадники: Хуй Полибин, Иванахуй Губин, Розманихуй Васильев, Возмихуй Тимашев, камисар Суйхуй Ключарев, Имайхуй Лихарев, новогородский подьячий Пасихуй Козырев, сибирский комендант Григорей Калетин, Розломихуй Траханиотов.

Неизвестный художник конца XVII в. Портрет Якова Фёдоровича Тургенева, участника всепьянейшего собора

Неизвестный художник конца XVII в. Портрет Ивана Щепотьева, участника всепьянейшего собора]

Как выбирали папу

Неизвестный художник конца XVII века. Портрет Андрея Бесящего – Андрея Матвеевича Апраксина, участника всепьянейшего собора

Неизвестный художник XVIII века. Портрет солдата Бухвостова]

«Когда все собралис в князь-папин дом, тогда в князь-папинской полате жрецы и другие достойные сели на своих местах. Тогда посланные по новоизбраннаго

от всего собора ключарь старой, да кардинал, протодиякон и из уединённой его полаты о[т]вели его почтенно в собранную полату. Пред ним несли две фляги, наполненные вином пьянственнейшим, – едина фляга позлащённая, другая высеребрена, – и два блюда: едино сь огурцами, другое с капустою. Поставили пред его кесарским величеством на изрядном постланном аксамитном луховском ковре. Архижрецы на высоком троне сидели по степенем с правую и левую стороны.

Тогда новоизбранный покланялся его цесарскому величеству и жрецам сидящим трижды, и вышепомянутые дары едино по другом подносил поставляющему, говоря краткий комплемент о своём поставлении, и потом сел на стуле прямо поставляющаго.

Тогда поставляющий вопрошал его: "Что убо, братие, пришёл еси и чесого от нашея немерености просиши?" Тогда отвещал поставляемый: "Еже быти крайним жрецем и первым сыном отца нашего Бахуса". Поставляющий глаголал: "Пьянство Бахусово да будет с тобою!"

Оный же поставляющий ещё вопрошал: "Како содержиши закон Бахусов и во оном подвизаешися?" Поставляемый отвещевал: "Ей, орла подражательный и всепьянейший отче! Востав поутру, ещё тме сущей и свету едва являющуся, а иногда и о полунощи, слив две или три чарки, изпиваю и, продолжающуся времяни, не [в]туне оное, но сим же образом препровождаю; егда же придёт время обеда, пью по чашке немалой, такожде переменяющимся брашном всякой непуст препровождаю, но каждой ряд разными питьями – паче же вином, яко лутчим и любезнейшим Бахусовым, – чрево своё, яко бочку, добре наполняю, так что иногда и ядем, мимо рта моего носимым от дражания моея десницы и предстоящей во очесах моих мгле. И тако всегда творю и учити мне врученных обещаюс, инако же мудрствующия отвергаю и яко чужды творю, и ебиматствую всех пьяноборцев, но яко же иерех творити обещаюс до окончания моея жизни с помощию отца нашего Бахуса; в нём же живём, а иногда и с места не движимся, и ест ли мы или нет – не ведаем; еже желаю тебе, отцу моему, и всему нашему собору получити. Аминь".

Поставляющий глаголал: "Пьянство Бахусово да будет с тобою затемневающее, и дражащее, и валяющее, и безумствующее тя во вся дни жизни твоея!" Потом поставляемый, кмикнув на колена, и лёг, и преклонился персями и руками и главою на предлежащую делву ( делва – бочка, кадка), и тогда жрецы пели песн Бахусову. Потом поставляемый, встав, пришёл на высокий амбон к поставляющему, где облачали его архижрецы во вся одежды его, кроме шапки.

Тогда же первый жрец помазал его крепким вином на главе его и около очей образ круга, глаголя тако: "Да будет кружитися ум твой, и такие круги разными виды да предстанут очесам твоим от сего во вся дни живота твоего", – також и обе длани и четыре перста, ими же чарка приемлется, образом лученки ( лученки – расходящиеся лучи), глаголя тако: "Да будут дрожати руце твои во вся дни жизни твоея!"

Не только сумасбродство

Что ещё почитать

Россия при царевне Софье и Петре I: Записки русских людей. М., 1990.

Семевский М. И. Шутки и потехи Петра Великого // Русская старина: Жизнь императоров и их фаворитов. М., 1992.

Пётр Великий: Воспоминания. Дневниковые записи. Анекдоты. СПб.; М., 1993.

Павленко Н. И. Пётр Великий. М., 1994.

Андреев И. Л. Всешутейший, всепьянейший. // Знание – сила. 2002. № 2.

Соборы 1.jpg

Франц Лефорт. М. Ван Мюссер, 1698.

Пётр упивался своей властью над высшей знатью, которой, как ему было хорошо известно, не нравились его нововведения. Большинство членов собора были глубоко верующими людьми и присутствовали на этих пьянках не по своей воле. Творившееся богохульство противоречило всему, что они знали и во что верили, ломало всю их систему мироустройства. Однако воспротивиться или даже возразить царю они не смели — несмотря на свои личные качества он был помазанником божьим. Кроме того, все прекрасно знали о печальной судьбе тех, кто осмеливался перечить Петру. Поэтому представители старинных знатнейших родов покорно тащились на эти пьянки, где позволяли безродным собутыльникам царя всячески над собой издеваться.

Ассамблея Петра I.

Сохранилось описание свадьбы князя-папы Зотова в 1715 году. К семидесяти годам бывший царский воспитатель Зотов допился до умопомрачения. Одним из симптомов этого собутыльники сочли желание князя-папы жениться на молодой вдове Анне Еремеевне Пашковой. Свадьбу патриарха всешутейшего собора отмечали торжественно: новобрачные сидели под балдахином с серебряным Бахусом. Молодые и гости долго танцевали и выпивали, а потом жениха и невесту повели к огромной деревянной пирамиде, стоявшей перед зданием Сената. В ней находилось ложе, украшенное хмелем и обставленное бочками с вином, водкой и пивом. Там новобрачным, под хохот гостей подали водку из сосудов в форме огромных половых органов, а затем оставили одних. В пирамиде имелись специально сделанные отверстия, чтобы все желающие могли подсматривать. Семейная жизнь старого алкоголика Зотова продолжалась всего два года — в 1717 году он умер. Чтобы его вдова не заскучала, Пётр, не спрашивая её согласия, женил на ней нового князя-папу Петра Бутурлина.

Соборы 4.jpg

Всешутейший собор - развлечение Петра I.


Петр I несомненно оставил огромный след в истории: царь-реформатор, царь-завоеватель, царь-Антихрист. Последним прозвищем наделил самодержца народ за его немыслимое развлечение – Всешутейший собор . На это мероприятие государь собирал своих вельможей и устраивал пародию обряды католической, а затем и православной церкви. Никто не имел права уходить трезвым с того собора.

Петр I славился своим нестандартным подходом к делу. После ряда проведенных реформ в придворном окружении, взор государя обратился на церковные каноны. С целью разрушения и осмеяния религиозных пережитков, слепо исполняемых христианами столетиями подряд, Петр I устроил Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший собор.

Соратники Петра I во Всешутейшем соборе: Андрей Бесящей и майор С. Л. Бухвостов.

Пётр I прославился не только как великий реформатор и грозный правитель России, но и как любитель веселья и кутежа. Он не скрывал своего пристрастия к спиртным напиткам, отмечая в письмах, что “иные государственные дела… и за хмельницким исправляю”. Кроме того, не секрет, что Пётр интересовался европейскими традициями, а особенно ему нравились карнавалы, высмеивающие католические обряды.

Именно на основе слияния характера и увлечений царя появился Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший Собор. Что интересно, изначально он представлял собой лишь группу приближённых Петру лиц, но со временем Собор превратился в некое сообщество, где даже существовала своя иерархия. Что же собой представлял Всешутейший Собор?

Зарождение идей

Появление петровского Собора берёт исток ещё в юности царя. Ранние годы Петра прошли в Немецкой слободе, причём добрым другом, соратником и наставником стал Франц Лефорт, имеющий женевское происхождение. Он и нравы слободы оказали огромное влияние на формирование взглядов и идей царя.

Петру очень нравились празднества, которые проходили в этом регионе, хотя по православным меркам и старорусским канонам их приравнивали к разгулу и “разврату”. Отправившись в Великое посольство в Европу, русский царь побывал на нескольких карнавалах.

Их необычная культура произвела впечатление на государя, который решил учредить нечто подобное и в России. Конечно, приказать всему народу отмечать праздники так, как делали в Европе, он не мог. Но кто мешал самому Петру и его соратникам веселиться в подобном духе?

Особое общество Собора

Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший Собор, без сомнения, был затеей самого Петра I. Изначально так называли компанию соратников царя, которые под его чутким руководством напивались до потери человеческого облика.

Однако постепенно у этого “сообщества” появились свои цели и структура. Поначалу предназначением Собора было высмеивание традиций католической церкви, но постепенно пародии коснулись и православия.

Главой Собора считался “всешутейший князь-папа”, своеобразный “патриарх”, которых занимал эту должность пожизненно. Выборы его проходили в отдельной комнате за закрытыми дверями. На мой взгляд, здесь подразумевается явное копирование избрания Папы Римского.

Вы можете подумать, что во главе Собора стоял сам Пётр, однако это не так. За все годы существования этой “организации” царь ни разу не пытался возглавить её, оставаясь простым протодиаконом. Среди “князей-пап” можно выделить Матвея Нарышкина, Никиту Зотова и Петра Бутурлина.

“Ритуалы” Всешутейшего Собора

Стать членом Собора было не так просто - для этого следовало входить в круг доверенных лиц царя. Когда среди всешутейшей компании появлялся новичок, “патриарх” задавал ему вопрос: “Пиешь ли?”. Как понимаете, это пародия традиционного вопроса в христианстве: “Веруешь ли?”.

Становясь членом петровского Собора, человек получал новое имя. Впрочем, со словом “имя” я погорячилась - это было прозвище, причём чем выше “должность занимал представитель Собора - тем нецензурнее оно звучало.

Историк Василий Ключевский писал:

“Был конклав кардиналов, отъявленных пьяниц, носивших прозвища, которые никогда, ни при каком цензурном уставе не появятся в печати”.

Большая часть обрядов Всешутейшего Собора была связана с богохульством. У этого общества имелись “иконы” с изображением языческого бога виноделия Бахуса, его изображение было вышито на митре “патриарха”. Названия праздников Собора представляли собой переделанные именования христианских торжеств, причём в них обязательно содержались непристойные слова.

Ритуалы, что исполняли члены этого сообщества, напоминали православное действо во время важных праздников, однако всё подавалось с позиции высмеивания, богохульства и разврата. К примеру, перед Пасхой Собор усаживал своего “князя-папу” на верблюда, после чего шёл через всю Москву к какому-нибудь из излюбленных кабаков.

В исторических документах рассказывается об “освящении жилища” Франца Лефорта, что было проведено членами Собора в 1699 году. Всешутейшая компания появилась перед домом соратника Петра, окурила табаком его жилище, после чего совершила массовое возлияние. Как и полагалось, “ритуал” завершился всеобщей попойкой.

Читайте также: