Культура народов российского государства во второй половине xv xvii в кратко

Обновлено: 30.06.2024

Жилища и поселения

Одежда и пища

В XVI в. сложился своеобразный костюм крестьян и горожан — понева, сарафан, кокошник у женщин, косоворотка с разрезом на левой стороне и валенок (головной убор) у мужчин. Еще более значительно стали выделяться по своему внешнему виду социальные верхи — богатые шубы, горлатные шапки зимой, нарядные кафтаны — летом видел народ на боярах и богатых купцах.
Распространенной пищей были капустные щи, гречневая, овсяная, гороховая каши, печеная и пареная репа, лук, чеснок, рыба, овсяной кисель; по праздникам ели пироги с начинкой, блины, яйца, икру, привозную рыбу, пили пиво и мед. В 50-х годах XVI в. открылись царевы кабаки, продававшие водку. У богатых людей стол был иной — здесь и в будни всегда были икра и осетрина, мясо (за исключением постных дней), дорогие заморские вина.

Религия

Народное творчество

Грамотность и письменность

Книгопечатание

Общественно-политическая мысль

Зачатки научного знания и борьба церкви с ними

Зодчество

Живопись

Музыка и театр

Главные направления развития культуры:

  • книгопечатание;
  • развитие системы образования;
  • усиление светских элементов в искусстве.

Книгопечатание и образование

Архитектура

  • Строительство храмов и гражданских объектов является внешним показателем могущества державы. В период Московского царства воздвигнуты десятки церковных сооружений. Самыми яркими из них стали церкви самой столицы. Под руководством Аристотеля Фиораванти в1479 ᴦ. завершено возведение Успенского собора Кремля. Приглашенные из Италии архитекторы построили также дворец великого князя, Архангельский собор, кремлевские стены и башни. Но и русские зодчие внесли вклад в облик Москвы. В 1489 ᴦ. псковскими мастерами построена в Кремле великокняжеская церковь Благовещения. Шедевром шатровой архитектуры стал Покровский собор (храм Василия Блаженного), возведенный в честь взятия Казани мастерами Постником Яковлевым и Бармой. Строятся крепости не только в центре, но и по всей Московии. Примером инженерно-технических сооружений стали Нижегородский и Смоленский кремли.

Живопись

  • Параллельно с архитектурой развивается живопись. Внутренние росписи храмов принадлежат кисти Феофана Грека, Симеона Черного, Андрея Рублева, Дионисия. В иконописи мастера стали использовать технику объемного, реалистичного изображения. В росписях появляются фрагменты из героического прошлого Русского государства, бытовые сюжеты. На первых парсунах (светских портретах) запечатлены Великие князья, их дети, придворные. Состоятельные горожане заказывали себе семейные портреты. Москва стала центром художественного творчества. Здесь работали лучшие строители, художники, ювелиры.

Литература

Театр

  • В 1672 году при дворе государя Алексея Михайловича создан первый профессиональный театр – комедийная храмина. Труппа состояла из приглашенных немецких актеров. Для зрителей представляли небольшие пьесы на библейские сюжеты. После смерти царя театр был закрыт. Но сам факт его появления говорит о все большем развитии светского направления в культуре России.

Заключение

В XV- XVII веках в России сформировалась самобытная национальная культура, основанная на православных и народных традициях. Закрепился русский язык, давший начало развитию литературы и образованию. Начался процесс разделения культуры на церковную и светскую. Накоплен богатый опыт в градостроительстве. Появляются зачатки гуманитарных и естественных наук. За этот период произошло становление русского этноса с его отличительными чертами – традиционными патриархальными устоями, верностью государству, способностью в тяжелое для страны время к объединению и самопожертвованию.

В XVI-XVII вв. начинается обмирщение культуры, усиление в ней светского направления при сохранении сильных позиций Церкви. Развитие культуры народов России XVI-XVII века:

Литература

Образование

Первую русскую Грамматику составил выходец из греческих земель Максим Грек. В 1687 г. — Букварь (автор В.Ф. Бурцов-Протопопов). В 1687 г. братья, греки по происхождению Иоанникий и Софроний Лихуды основали первое высшее общеобразовательное заведение — Славяно-греко-латинскую академию. .

Архитектура

В ознаменование взятия Казани был построен Покровский собор, что на рву (Храм Василия Блаженного) (1555— 1561, зодчие Барма и Постник). В XVII в. в архитектуре утвердился московский шатровый стиль, который получил яркое воплощение в церкви Вознесения в Коломенском под Москвой (1532). Позже формируется стиль нарышкинского (московского) барокко — церковь Покрова в Филях (1693)

Развитие культуры XVI-XVII

Живопись

В конце XV в. крупнейшим представителем московской школы иконописи был Дионисий (Похвала Богородице). В XVII в. в русской живописи появляется портрет (парсуна), родоначальником которого стал Симон Ушаков, иконописец и гравер. В XVII в. при дворе Алексея Михайловича появляется первый придворный театр.

Первооткрыватели

Василий Бугор исследовал бассейны рек Ангара, Илим, Лена (1628). Петр Бекетов, енисейский казачий сотник основал Ленский острог (Якутск), ставший основной базой дальнейшего освоения Восточной Сибири (1632). С.И. Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой (1648). В.Д. Поярков исследовал путь от Амура до Охотского моря (1643-1646). Е.П. Хабаров закрепил за Россией Приамурье (1649-1653). В.В. Атласов — освоение Камчатки (1697-1701).

Иван Грозный

В XV веке образуется единое Российское государ­ство, столицей которого является Москва. Государствен­ная система России с середины XVI ст. до середины XVII в. представляет собой сословно-представительную монархию, т.е. все сословия участвуют в государствен­ной и политической жизни. Возникают земские собо­ры. В состав земских соборов входила Боярская дума, высшие представители духовенства, служилых и посад­ских людей. Особую роль сыграли земские соборы в эпоху Смутного времени. В 1612 г. после освобождения Москвы от поляков (Минин и Пожарский) был образо­ван постоянный совет всея земли с признаками выс­шего государственного учреждения. Этот совет провоз­гласил в 1613 г. царем России Михаила Романова. Земс­кие соборы занимались изысканием средств для попол­нения казны и внешними отношениями. Власть строи­лась по модели религиозных отношений: Бог — во все­ленной, царь — в государстве, отец — в семье.

Собор Василия Блаженного в Москве

Собор Василия Блаженного в Москве

Искусство носит религиозный характер. В живописи ведущую роль играет Рублевское направление — пи­шутся иконы. Крупнейшим художником этого направ­ления был Дионисий. От иконописцев и зодчих требовалось прославление Ивана Грозного и его деяний.

В XV веке видоизменяется русская книга, пергамент заменяется бумагой. Рукописные книги (Четьи — Ми­неи) наполняются огромным количеством иллюстра­ций. Первая печатная русская книга — Евангелие 1556 г. В Кремле открывается Оружейная палата, там рабо­тают лучшие ювелиры, чеканщики, эмальеры, резчики по дереву и т.п.

Одним из крупных достижений русской культуры является начало книгопечатания. Еще Иван IV обра­тился к митрополиту Макарию с предложением орга­низовать в России книгопечатание. Точная дата начала печатного дела в России — 1553 г. В 1563 г. на средства царской казны была открыта типография в Москве. Иван Федоров и Петр Мстиславец стояли во главе этой типографии.

В XVII веке во всех областях культурной жизни по­является много новых явлений. Главная суть перемен заключалась в заметном падении влияния религии и церкви, усилении светских элементов. В это время в Москву приезжает много образованных людей из Ук­раины и Белоруссии, бежавших от польского гнета. Они переводили иностранные книги, стали вести обучение латинскому и польскому языку. Видный общественный деятель Ф.М.Ртищев пригласил из Киева около 30 уче­ных монахов, чтобы организовать школу. Все это под­готовило почву для образования в 1687 г. знаменитой Славяно-греко-латинской академии.

Славяно-греко-латинская академия

Славяно-греко-латинская академия

В заключение следует отметить, что древнерусское искусство формировалось в самой тесной связи с ре­лигией, Христианское православие породило особые формы храмов и монастырских построек, породило оп­ределенные каноны в иконописи и монументальной рос­писи.

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:


В уроке подробно рассматривается вопрос распространения ересей, а также раскол в среде духовенства. Урок знакомит с памятниками литературы, архитектуры и живописи второй половины XV–XVII века. Отдельное внимание уделяется началу разрушения религиозного сознания и усилению светских элементов в культуре


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Российское государство во второй половине XV – XVII веке. Духовная жизнь общества"

Существует легенда, что Иван Грозный приказал ослепить зодчих, строивших храм Василия Блаженного, чтобы они не могли построить ещё один такой же.

Восхищает его декоративное оформление. Основная идея состоит в том, что как Москва объединила вокруг себя русские земли, так и центральный шатёр объединяет восемь отдельных главок.

Также есть версия, что восемь отдельных церквей – это дни решающих боёв за Казань.


В ходе занятия вы узнаете о распространении в России ересей, спорах иосифлян и нестяжателей, развитии культуры.

XIV–XV века – время распространения русских ересей. Ересь – это религиозное учение, вступающее в противоречие с официальной доктриной.

В 70-е годы XIV века в Новгороде и Пскове возникла ересь стригольников. Они пытались обосновать веру разумными аргументами и отвергнуть утверждения, которые не выдерживали критики. Стригольники разоблачали нравы духовенства. Они считали, что священником может быть каждый праведный и образованный человек. Во многом ересь стригольников была похожа на идеи протестантов. В 1375 году новгородские стригольники были казнены.

В XV веке появилась новгородско-московская ересь, которую также называют ересью жидовствующих. Еретиков обвиняли в приверженности иудаизму, так как они не признавали святости икон и не верили в Святую Троицу. Многие высокопоставленные придворные были последователями этой ереси.

В XVI веке наметился конфликт между государством и церковью. Государство было заинтересовано в секуляризации церковных земель. Представители духовенства обсуждали этот вопрос и раскололись на два течения. Игумен Иосиф Волоцкий и его последователи, которых называли иосифлянами вели спор с нестяжателями, главой которых был Нил Сорский. Основные разногласия между ними касались трёх вопросов:

отношение к еретикам;

отношение к светской власти.

Иосифляне считали, что монастыри могут владеть вотчинами и сёлами; еретиков нужно казнить; а светским властям необходимо беспрекословно подчиняться.

Нестяжатели настаивали, что монастыри не должны иметь земель, так как это вводит в соблазн; еретиков нужно перевоспитывать; они не допускали угодничества светской власти.

Московские власти поддержали иосифлян. В XVI веке все нестяжатели потеряли свои должности в церкви. Их садили в темницы или отправляли в монастыри на покаяние.

Иосифляне совместно с представителями московской власти создавали церковно-политические теории, которые должны были прославить княжескую династию и обосновать внешнюю политику Москвы.

Все эти теории были попытками молодого государства определить своё место в мире.

В XVI веке русская культура развивалась в новых условиях. На смену власти Орды пришло самодержавие, которое стремилось увековечить себя в культуре. Литературные произведения, иконы и храмы воплощали новые государственные идеи и военные победы. Централизация власти сопровождалась созданием единства в культуре.

К сожалению сохранилось мало литературных произведений, написанных в XVI веке.

Среди авторов наиболее выделяется Максим Грек – монах с Афона, который прибыл в Москву для перевода церковных книг. Максим Грек был писателем и публицистом, создавшим более трёхсот произведений. Среди них писания, поучения, богословские трактаты. Первой большой работой Максима Грека стал перевод Псалтыри.


В середине XVI века после периода боярских смут были предприняты попытки систематизировать духовные ценности.

В 1550 году был составлен Судебник Ивана IV – свод законов, ставший памятником русского права 16 века.


В XVI веке началось обмирщение культуры. Происходил отказ от исключительно религиозного мировоззрения и церковной тематики. Это выразилось в распространении рациональных взглядов.

Интересна переписка Ивана Грозного с князем Курбским. Князь в 1564 году бежал в Литву. Чтобы не считаться на Руси изменником, он оправдывал свой поступок нежеланием служить тирану. Курбский осуждал произвол Ивана Грозного. В ответ царь доказывал своё право единолично решать, как ему поступать со своими подданными.

Быстрый рост государственной территории требовал всё большего количества книг. Этого можно было достичь только с помощью книгопечатания.

В конце XV века наступил новый этап в развитии русской архитектуры. Связан он был с завершением объединения государства. Формировался единый русский архитектурный стиль, в котором преобладали черты московского и псковского зодчества.

В 70-е годы XV века начались строительные работы в Московском Кремле. В 1479 году итальянский архитектор Аристотель Фиораванти завершил строительство Успенского собора. Он стал образцом для сооружения многих русских храмов.


В 1489 году был построен Благовещенский собор.

В 1491 году Марко Руффо и Антонио Солари завершили строительство Грановитой палаты.

В 1508 году Алевиз Новый возвёл Архангельский собор. Примерно в это же время Бон Фрязин завершил работу на колокольней Ивана Великого.


В начале XVI века стены Московского Кремля стали кирпичными.

В XVI веке распространились бесстолпные одноглавые церкви. Как правило, заказчиками их строительства становились жители города или богатые купцы. Примером такого храма может служить московская церковь Зачатия Анны.

Отдельно можно выделить шатровые храмы. Их особенность в том, что вместо купола здания завершались шатром. Сооружения такого типа часто носили мемориальную функцию, они возводились в память о каком-либо важном событии.

Памятником победы над Казанью стал Покровский собор в Москве, известный также как храм Василия Блаженного. Посвящения престолов храма связаны с важными датами Казанского похода.


Ещё одним примером шатровой архитектуры стала Преображенская церковь села Остров, построенная в резиденции Ивана Грозного.

XVII век стал переходным периодом от традиционной культуры Московской Руси к культуре нового времени. Главная черта культуры XVII века – разрушение религиозного сознания. Оно коснулось всех сторон культурной жизни.

В XVII веке в России не было системы учебных заведений. Большинство населения было неграмотным. В силу своей профессии читать умели священники, чиновники, ремесленники и купцы.

В 1687 году была открыта Славяно-греко-латинская академия, которую возглавили братья Иоанникий и Софроний Лихуды. В этой академии готовили будущих представителей высшего духовенства и государственных чиновников.


Герои литературных произведений приобретали индивидуальные черты. Стал проявляться интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям.

Абсолютно новым явлением в литературе стали сатирические повести. Основой для их появления стали изменения в общественном сознании.

Изменения коснулись зодчества. Кирпич и камень стали использовать для строительства жилых домов.

Менее суровыми и аскетичными стали церкви. Их украшали цветным кирпичом и изразцами. Богатым декором отличалась церковь Троицы в Никитниках.

В память о героях Смутного времени возводились шатровые храмы. В Алексеевском монастыре в Угличе находится Успенская церковь, которую за необычайную красоту прозвали Дивной.


Казанский собор в Москве стал памятником освобождения России от интервентов.

В середине XVII века прекратилось шатровое храмовое строительство. Патриарх Никон хотел вернуть церковной архитектуре тяжеловесность и монументальность. В то же время в архитектуре появлялись новые черты.

Например, в соборе Валдайского Иверского монастыря сделаны огромные оконные проёмы.

А при строительстве Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря использовались цветные изразцы.


В конце XVII века появился новый архитектурный стиль московское (нарышкинское) барокко. Его характерными чертами были живописность и сочетание красного и белого цветов.

Лучшими образцами московского барокко стали церковь Покрова в Филях и церковь Троицы в Троицком-Лыкове, которые были построены по приказу бояр Нарышкиных. Представители этого рода интересовались западной культурой и нанятый ими архитектор активно применял элементы барокко. Однако основная конструкция московского барокко была все же взята из древнерусского зодчества.

В стиле московского барокко боярин Шереметев построил Спасскую церковь в селе Уборы.


По заказу князя Голицына была возведена Знаменская церковь в селе Дубровицы.

Среди светских построек выделялся царский дворец в Коломенском.


Нарядным был Теремной дворец Московского Кремля.

Художники XVII века старались изобразить как можно большее количество деталей, не оставить свободного пространства.

Это отличало иконы XVII века от более ранних произведений живописи. В XV–XVI веках мастера иконописцы достигали выразительности образов за счёт простоты и лаконичности композиций.

Также в XVII веке живописцы стали тяготеть к реализму. Они пытались вписать образы святых в обстановку повседневной жизни.


В XVII веке было положено начало портретной живописи. Такие изображения называли парсунами. Характерной чертой парсуны было сочетание портретного сходства с плоскостным изображением.

Примечателен факт, что произведения живописи перестали быть анонимными. Художники оставляли свои подписи на стенах храмов. Благодаря этому учёным-искусствоведам удалось проследить творческий путь Силы Савина и Гурия Никитина. Они возглавляли артель, которая выполнила роспись церкви Ильи Пророка в Ярославле, собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале, собора Ипатьевского монастыря в Костроме.


Все эти росписи имели общие черты – это динамичность композиций, множество жанровых сцен, заимствованных их жизни крестьян и горожан. В росписях преобладали золотые, розовые, голубые и белые краски. На нижнем ярусе стен размещались орнаменты.

Давайте подведём итоги.

XV век стал временем распространения ересей.

Представители духовенства, обсуждая вопрос о секуляризации церковных земель, раскололись на два течения – иосифляне и нестяжатели.

Литературные произведения, иконы и храмы XVI века воплощали новые государственные идеи и военные победы.

Централизация власти сопровождалась созданием единства в культуре.

В XVIIвеке было положено начало книгопечатанию в России.

Главная черта культуры XVII века – разрушение религиозного сознания.

Новым явлением в литературе XVII века стали сатирические повести и автобиографии.

В конце XVII века появился новый архитектурный стиль московское (нарышкинское) барокко.

Читайте также: