Процедура разрешения споров в оон кратко

Обновлено: 02.07.2024

Согласно Уставу ООН все государства разрешают свои международ­ные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать ут-розе международный мир, безопасность и справедливость.

В этих целях Устав ООН закрепляет основные средства и необходимые рамки для мирного разрешения международных споров, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

С момента создания Организация Объединенных Наций играет ве­дущую роль в международно-правовой системе мирного разрешения ме­ждународных споров и поддержании международного мира и безопас­ности. Мирное разрешение споров в ООН осуществляется в основном четырьмя главными органами: Генеральной Ассамблеей, Советом Безо­пасности, Международным судом и Секретариатом.

Устав ООН возлагает на Генеральную Ассамблею важную роль в об­ласти мирного разрешения споров, и она в целом эффективно осуществ­ляет свои функции в этой области. Генеральная Ассамблея может обсуж­дать любую ситуацию независимо от ее происхождения, которая, по мнению Ассамблеи, может нарушить общее благополучие или дружест­венные отношения между нациями, и рекомендовать меры для ее мир­ного улаживания (ст. 12 Устава). Государства — члены ООН, когда они сочтут это уместным, могут довести до сведения Генеральной Ассамблеи информацию о любом споре или ситуации, которая может привести к международным трениям или вызвать спор. Генеральная Ассамблея может быть форумом для консультаций с целью содействия скорейшему разрешению спора или учредить соответствующие вспомогательные ор­ганы.

Центральная роль в системе органов, занимающихся проблемами мирного разрешения споров, принадлежит Совету Безопасности. Со­гласно ст. 33 (2) Совет Безопасности, когда он считает это необходимым, требует от сторон разрешения их спора при помощи средств, перечис­ленных в Уставе ООН (переговоры, обследование, посредничество, при­мирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональ­ным органам или соглашениям и т.

д.). Он уполномочен расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к междуна­родным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию между­народного мира и безопасности. Более того, Совет Безопасности упол­номочивается в любой стадии спора, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, или в си­туации подобного же характера рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования. При этом он принимает во внимание лю­бую процедуру для разрешения спора, которая уже выбрана сторонами.

Подробнее см.: O'Brien J. International Law. London / Sydney, 2002. P. 669—670.

§ 3. Процедура разрешения споров в ООН

Давая рекомендации по выбору процедуры или метода урегулирования спора, Совет Безопасности принимает также во внимание, что споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сто­ронами в Международный суд в соответствии с положениями Статута Суда.

Если стороны в споре не разрешат его при помощи указанных в п. 1 ст. 33 Устава ООН средств, они передают его в Совет Безопасности. В случае если Совет Безопасности найдет, что продолжение данного спора в действительности могло бы угрожать поддержанию международ­ного мира и безопасности, он либо рекомендует сторонам прибегнуть к надлежащей процедуре или методам урегулирования такого спора, либо рекомендует такие условия разрешения спора, какие он найдет подходящими.

Генеральная Ассамблея ООН на своей XXXVII сессии 15 ноября 1982 г. одобрила Манильскую декларацию о мирном разрешении между­народных споров. В ней признается необходимым повышение эффек­тивности ООН в мирном разрешении международных споров и поддер­жании международного мира и безопасности согласно принципам спра­ведливости и международного права.

Согласно этой Декларации государствам — членам ООН следует ук­реплять центральную роль Совета Безопасности, с тем чтобы он мог в полной мере и эффективно выполнять свои обязанности в соответст­вии с Уставом ООН в области разрешения споров или любой ситуации, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

а) полностью сознавать свою обязанность передавать в Совет Безо­пасности такой спор, сторонами в котором они являются, если они не решили его при помощи средств, указанных в ст. 33 Устава;

б) более широко использовать возможность доведения до сведения Совета Безопасности о любом споре или любой ситуации, которая мо­жет привести к международным трениям или вызвать спор;

в) поощрять Совет Безопасности более широко использовать воз­можности, предусматриваемые Уставом, с целью рассмотрения споров или ситуаций, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности;

г) рассматривать вопрос о более широком использовании возмож­ностей Совета Безопасности для расследования фактов в соответствии с Уставом;

д) поощрять Совет Безопасности в качестве средства содействия мирному разрешению споров шире использовать вспомогательные орга­ны, учрежденные им в осуществление его функций по Уставу ООН;

е) учитывать, что Совет Безопасности уполномочивается на любой стадии спора, имеющего характер, указанный в ст. 33 Устава, или в си­туации подобного же характера рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования;

ж) поощрять Совет Безопасности действовать без промедления в соответствии со своими функциями и полномочиями, особенно в слу­чаях, когда международные споры перерастают в вооруженные кон­фликты.

Согласно Уставу ООН все государства разрешают свои международ­ные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. В этих целях Устав ООН закрепляет основные средства и необходимые рамки для мирного разрешения международных споров, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

С момента создания Организация Объединенных Наций играет ве­дущую роль в международно-правовой системе мирного разрешения ме­ждународных споров и поддержании международного мира и безопас­ности. Мирное разрешение споров в ООН осуществляется в основном четырьмя главными органами: Генеральной Ассамблеей, Советом Безо­пасности, Международным судом и Секретариатом.

Устав ООН возлагает на Генеральную Ассамблею важную роль в об­ласти мирного разрешения споров, и она в целом эффективно осуществ­ляет свои функции в этой области. Генеральная Ассамблея может обсуж­дать любую ситуацию независимо от ее происхождения, которая, по мнению Ассамблеи, может нарушить общее благополучие или дружест­венные отношения между нациями, и рекомендовать меры для ее мир­ного улаживания (ст. 12 Устава). Государства — члены ООН, когда они сочтут это уместным, могут довести до сведения Генеральной Ассамблеи информацию о любом споре или ситуации, которая может привести к международным трениям или вызвать спор. Генеральная Ассамблея может быть форумом для консультаций с целью содействия скорейшему разрешению спора или учредить соответствующие вспомогательные ор­ганы.

Центральная роль в системе органов, занимающихся проблемами мирного разрешения споров, принадлежит Совету Безопасности. Со­гласно ст. 33 (2) Совет Безопасности, когда он считает это необходимым, требует от сторон разрешения их спора при помощи средств, перечис­ленных в Уставе ООН (переговоры, обследование, посредничество, при­мирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональ­ным органам или соглашениям и т. д.). Он уполномочен расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к междуна­родным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию между­народного мира и безопасности. Более того, Совет Безопасности упол­номочивается в любой стадии спора, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, или в си­туации подобного же характера рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования. При этом он принимает во внимание лю­бую процедуру для разрешения спора, которая уже выбрана сторонами.

Давая рекомендации по выбору процедуры или метода урегулирования спора, Совет Безопасности принимает также во внимание, что споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сто­ронами в Международный суд в соответствии с положениями Статута Суда.

Если стороны в споре не разрешат его при помощи указанных в п. 1 ст. 33 Устава ООН средств, они передают его в Совет Безопасности. В случае если Совет Безопасности найдет, что продолжение данного спора в действительности могло бы угрожать поддержанию международ­ного мира и безопасности, он либо рекомендует сторонам прибегнуть к надлежащей процедуре или методам урегулирования такого спора, либо рекомендует такие условия разрешения спора, какие он найдет подходящими.

Генеральная Ассамблея ООН на своей XXXVII сессии 15 ноября 1982 г. одобрила Манильскую декларацию о мирном разрешении между­народныхспоров. В ней признается необходимым повышение эффек­тивности ООН в мирном разрешении международных споров и поддер­жании международного мира и безопасности согласно принципам спра­ведливости и международного права.

Согласно этой Декларации государствам — членам ООН следует ук­реплять центральную роль Совета Безопасности, с тем чтобы он мог в полной мере и эффективно выполнять свои обязанности в соответст­вии с Уставом ООН в области разрешения споров или любой ситуации, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности. С этой целью государствам следует:




а) полностью сознавать свою обязанность передавать в Совет Безо­пасности такой спор, сторонами в котором они являются, если они не решили его при помощи средств, указанных в ст. 33 Устава;

б) более широко использовать возможность доведения до сведения Совета Безопасности о любом споре или любой ситуации, которая мо­жет привести к международным трениям или вызвать спор;

в) поощрять Совет Безопасности более широко использовать воз­можности, предусматриваемые Уставом, с целью рассмотрения споров или ситуаций, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности;

г) рассматривать вопрос о более широком использовании возмож­ностей Совета Безопасности для расследования фактов в соответствии с Уставом;

д) поощрять Совет Безопасности в качестве средства содействия мирному разрешению споров шире использовать вспомогательные орга­ны, учрежденные им в осуществление его функций по Уставу ООН;

е) учитывать, что Совет Безопасности уполномочивается на любой стадии спора, имеющего характер, указанный в ст. 33 Устава, или в си­туации подобного же характера рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования;

ж) поощрять Совет Безопасности действовать без промедления в соответствии со своими функциями и полномочиями, особенно в слу­чаях, когда международные споры перерастают в вооруженные кон­фликты.

м\н суд

является главным судебным органом ООН (под­робнее см. § 2 настоящей главы). Манильская декларация рекомендует государствам:

а) рассмотреть возможность включения в договоры, когда это уме­стно, положений, предусматривающих передачу в Международный суд споров, которые могут возникнуть при толковании или применении та­ких договоров;

б) изучить возможность, в порядке свободного осуществления сво­его суверенитета, признания юрисдикции Международного суда обяза­тельной в соответствии со ст. 36 его Статута:

в) рассмотреть возможность определения дел, для решения которых может быть использован Международный суд.

Важная роль в урегулировании споров и конфликтных ситуаций принадлежит Генеральному секретарю ООН. Согласно ст. 99 Устава ООН он имеет право доводить до сведения Совета Безопасности о лю­бых вопросах, которые, по его мнению, могут угрожать поддержаниюмеждународного мира и безопасности.

Генератьный секретарь по пору­чению Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи осуществляет посреднические полномочия или оказывает добрые услути государст­вам — участникам спора. Как правило, он подписывает соглашения с го­сударствами по урегулированию конфликта. Например, в марте 1998 г. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан подписал соглашение между ООН и Правительством Ирака о допуске международныхнаблюдателей ООН для инспектирования военных объектов с целью выявления в них оружия массового поражения. Эта акция помогла ликвидировать воз­можный вооруженный конфликт между Ираком и США. Однако в марте 2003 г. США совершили вооруженное нападение на Ирак.

В Декларации о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 5 де­кабря 1988 г.

, уделяется значительное внимание роли Генерального сек­ретаря в разрешении споров и конфликтных ситуаций. В частности, в этом документе отмечается, что Генеральному секретарю, если к нему обратились государство или государства, непосредственно затронутые спором или ситуацией, следует в ответ незамедлительно призвать эти го­сударства искать пути решения или урегулирования мирными средства­ми по своему выбору в соответствии с Уставом ООН и предложить свои добрые услуги или другие имеющиеся в его распоряжении средства, ко­торые он считает подходящими.

Ему следует рассматривать возможность обращения к государствам, непосредственно затронутым спором или ситуацией, с тем чтобы не до­пустить их перерастания в угрозу для поддержания международного ми­ра и безопасности. Генеральному секретарю следует, когда это целесооб­разно, рассматривать возможность полного использования возможно­стей по установлению фактов, включая направление представителя или миссий по установлению фактов с согласия принимающего государства в районы, в которых существует спор или ситуация. Генеральному сек­ретарю следует поощрять, когда это целесообразно, усилия, предприни­маемые на региональном уровне для предотвращения или устранения спора или ситуации в соответствующем регионе.

Согласно Уставу ООН все государства разрешают свои международ­ные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. В этих целях Устав ООН закрепляет основные средства и необходимые рамки для мирного разрешения международных споров, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

С момента создания Организация Объединенных Наций играет ве­дущую роль в международно-правовой системе мирного разрешения ме­ждународных споров и поддержании международного мира и безопас­ности. Мирное разрешение споров в ООН осуществляется в основном четырьмя главными органами: Генеральной Ассамблеей, Советом Безо­пасности, Международным судом и Секретариатом.

Устав ООН возлагает на Генеральную Ассамблею важную роль в об­ласти мирного разрешения споров, и она в целом эффективно осуществ­ляет свои функции в этой области. Генеральная Ассамблея может обсуж­дать любую ситуацию независимо от ее происхождения, которая, по мнению Ассамблеи, может нарушить общее благополучие или дружест­венные отношения между нациями, и рекомендовать меры для ее мир­ного улаживания (ст. 12 Устава). Государства — члены ООН, когда они сочтут это уместным, могут довести до сведения Генеральной Ассамблеи информацию о любом споре или ситуации, которая может привести к международным трениям или вызвать спор. Генеральная Ассамблея может быть форумом для консультаций с целью содействия скорейшему разрешению спора или учредить соответствующие вспомогательные ор­ганы.

Центральная роль в системе органов, занимающихся проблемами мирного разрешения споров, принадлежит Совету Безопасности. Со­гласно ст. 33 (2) Совет Безопасности, когда он считает это необходимым, требует от сторон разрешения их спора при помощи средств, перечис­ленных в Уставе ООН (переговоры, обследование, посредничество, при­мирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональ­ным органам или соглашениям и т. д.). Он уполномочен расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к междуна­родным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию между­народного мира и безопасности. Более того, Совет Безопасности упол­номочивается в любой стадии спора, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, или в си­туации подобного же характера рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования. При этом он принимает во внимание лю­бую процедуру для разрешения спора, которая уже выбрана сторонами.

Давая рекомендации по выбору процедуры или метода урегулирования спора, Совет Безопасности принимает также во внимание, что споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сто­ронами в Международный суд в соответствии с положениями Статута Суда.

Если стороны в споре не разрешат его при помощи указанных в п. 1 ст. 33 Устава ООН средств, они передают его в Совет Безопасности. В случае если Совет Безопасности найдет, что продолжение данного спора в действительности могло бы угрожать поддержанию международ­ного мира и безопасности, он либо рекомендует сторонам прибегнуть к надлежащей процедуре или методам урегулирования такого спора, либо рекомендует такие условия разрешения спора, какие он найдет подходящими.

Генеральная Ассамблея ООН на своей XXXVII сессии 15 ноября 1982 г. одобрила Манильскую декларацию о мирном разрешении между­народныхспоров. В ней признается необходимым повышение эффек­тивности ООН в мирном разрешении международных споров и поддер­жании международного мира и безопасности согласно принципам спра­ведливости и международного права.

Согласно этой Декларации государствам — членам ООН следует ук­реплять центральную роль Совета Безопасности, с тем чтобы он мог в полной мере и эффективно выполнять свои обязанности в соответст­вии с Уставом ООН в области разрешения споров или любой ситуации, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности. С этой целью государствам следует:

а) полностью сознавать свою обязанность передавать в Совет Безо­пасности такой спор, сторонами в котором они являются, если они не решили его при помощи средств, указанных в ст. 33 Устава;

б) более широко использовать возможность доведения до сведения Совета Безопасности о любом споре или любой ситуации, которая мо­жет привести к международным трениям или вызвать спор;

в) поощрять Совет Безопасности более широко использовать воз­можности, предусматриваемые Уставом, с целью рассмотрения споров или ситуаций, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности;

г) рассматривать вопрос о более широком использовании возмож­ностей Совета Безопасности для расследования фактов в соответствии с Уставом;

д) поощрять Совет Безопасности в качестве средства содействия мирному разрешению споров шире использовать вспомогательные орга­ны, учрежденные им в осуществление его функций по Уставу ООН;

е) учитывать, что Совет Безопасности уполномочивается на любой стадии спора, имеющего характер, указанный в ст. 33 Устава, или в си­туации подобного же характера рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования;

ж) поощрять Совет Безопасности действовать без промедления в соответствии со своими функциями и полномочиями, особенно в слу­чаях, когда международные споры перерастают в вооруженные кон­фликты.

м\н суд

является главным судебным органом ООН (под­робнее см. § 2 настоящей главы). Манильская декларация рекомендует государствам:

а) рассмотреть возможность включения в договоры, когда это уме­стно, положений, предусматривающих передачу в Международный суд споров, которые могут возникнуть при толковании или применении та­ких договоров;

б) изучить возможность, в порядке свободного осуществления сво­его суверенитета, признания юрисдикции Международного суда обяза­тельной в соответствии со ст. 36 его Статута:

в) рассмотреть возможность определения дел, для решения которых может быть использован Международный суд.

Важная роль в урегулировании споров и конфликтных ситуаций принадлежит Генеральному секретарю ООН. Согласно ст. 99 Устава ООН он имеет право доводить до сведения Совета Безопасности о лю­бых вопросах, которые, по его мнению, могут угрожать поддержаниюмеждународного мира и безопасности.

Генератьный секретарь по пору­чению Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи осуществляет посреднические полномочия или оказывает добрые услути государст­вам — участникам спора. Как правило, он подписывает соглашения с го­сударствами по урегулированию конфликта. Например, в марте 1998 г. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан подписал соглашение между ООН и Правительством Ирака о допуске международныхнаблюдателей ООН для инспектирования военных объектов с целью выявления в них оружия массового поражения. Эта акция помогла ликвидировать воз­можный вооруженный конфликт между Ираком и США. Однако в марте 2003 г. США совершили вооруженное нападение на Ирак.

В Декларации о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 5 де­кабря 1988 г.

, уделяется значительное внимание роли Генерального сек­ретаря в разрешении споров и конфликтных ситуаций. В частности, в этом документе отмечается, что Генеральному секретарю, если к нему обратились государство или государства, непосредственно затронутые спором или ситуацией, следует в ответ незамедлительно призвать эти го­сударства искать пути решения или урегулирования мирными средства­ми по своему выбору в соответствии с Уставом ООН и предложить свои добрые услуги или другие имеющиеся в его распоряжении средства, ко­торые он считает подходящими.

Ему следует рассматривать возможность обращения к государствам, непосредственно затронутым спором или ситуацией, с тем чтобы не до­пустить их перерастания в угрозу для поддержания международного ми­ра и безопасности. Генеральному секретарю следует, когда это целесооб­разно, рассматривать возможность полного использования возможно­стей по установлению фактов, включая направление представителя или миссий по установлению фактов с согласия принимающего государства в районы, в которых существует спор или ситуация. Генеральному сек­ретарю следует поощрять, когда это целесообразно, усилия, предприни­маемые на региональном уровне для предотвращения или устранения спора или ситуации в соответствующем регионе.

Совет Безопасности уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

Статья 35

  1. Любой Член Организации может довести о любом споре или ситуации, имеющей характер, указанный в статье 34, до сведения Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи.
  2. Государство, которое не является Членом Организации, может довести до сведения Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи о любом споре, в котором оно является стороной, если оно примет на себя заранее в отношении этого спора обязательства мирного разрешения споров, предусмотренные в настоящем Уставе.
  3. Разрешение Генеральной Ассамблеей дел, о которых доведено до ее сведения на основании настоящей статьи, производится с учетом положений статей 11 и 12.

Статья 36

  1. Совет Безопасности уполномочивается в любой стадии спора, имеющего характер, указанный в статье 33, или ситуации подобного же характера рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования.
  2. Совет Безопасности принимает во внимание любую процедуру для разрешения этого спора, которая уже была принята сторонами.
  3. Делая рекомендации на основании настоящей статьи, Совет Безопасности принимает также во внимание, что споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный Суд в соответствии с положениями Статута Суда.

Статья 37

  1. Если стороны в споре, имеющем характер, указанный в статье 33, не разрешат его при помощи указанных в этой статье средств, они передают его в Совет Безопасности.
  2. Если Совет Безопасности считает, что продолжение данного спора в действительности могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, он решает, действовать ли ему на основании статьи 36 или рекомендовать такие условия разрешения спора, какие он найдет подходящими.

Статья 38

Без ущерба для положений статей 33–37 Совет Безопасности уполномочивается, если все стороны, участвующие в любом споре, об этом просят, делать сторонам рекомендации с целью мирного разрешения этого спора.

Первым международным судебным органом в истории мирного разрешения споров была Постоянная палата международного правосудия (ППМП), учрежденная в 1920 г. под эгидой Лиги Наций. Государства могли обратиться в ППМП в одностороннем порядке и привлечь к разбирательству другое государство без необходимости предварительного соглашения между сторонами о передаче дела на рассмотрение Палаты. Она состояла из постоянных судей, которые представляли главные правовые системы мира и избирались Советом и Ассамблеей Лиги Наций. Помимо рассмотрения споров ППМП имела право выносить консультативные заключения но любому юридическому вопросу, переданному ей Советом или Ассамблеей Лиги Наций. Ее заседания были в значительной степени закрытыми.

В период с 1922 по 1940 г. Палата вынесла решения по 32 спорам между государствами и 27 консультативных заключений, из которых практически все были выполнены. Деятельность ППМП была прервана Второй мировой войной, и в 1946 г. она была распущена вместе с Лигой Наций. Ее заменил Международный суд ООН.

Международный суд ООН учрежден Уставом ООН в 1945 г. в качестве главного судебного органа Объединенных Наций. Участниками Статута Международного суда являются все государства — члены ООН.

Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является неотъемлемой частью Устава ООН, и со своим Регламентом. Он начал работать в 1946 г. На Международный суд возложена двойная функция:

а) разрешение в соответствии с международным правом споров, переданных ему на рассмотрение государствами;

б) вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, запрашиваемых должным образом органами ООН и ее специализированными учреждениями.

Суд состоит из коллегии независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.

Суд состоит из 15 членов, причем в его составе не может быть двух граждан одного и того же государства.

Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа лиц, внесенных в список по предложению национальных групп Постоянной палаты третейского суда.

Члены Суда избираются на девять лет и могут быть переизбраны, с тем, однако, что срок полномочий пяти судей первого состава Суда истекает через три года, а срок полномочий еще пяти судей — через шесть лет. Члены Суда не могут исполнять никаких политических или административных обязанностей и не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера.

Состав судей в целом должен обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем. В состав Суда всегда входят граждане государств — постоянных членов Совета Безопасности.

Членом Международного суда от Российской Федерации является профессор В. С. Верещетин.

Суд решает переданные ему споры на основании международного права и применяет при этом: а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами; б) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; в) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; г) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм. Однако эти условия не ограничивают права Суда разрешать дело ex aequo et bono (по справедливости и по добру), если стороны с этим согласны.

Дела возбуждают в Суде в зависимости от обстоятельств или нотификацией специального соглашения, или письменным заявлением на имя Секретаря Суда. В обоих случаях должны быть указаны предмет спора и стороны.

Государство, которое представляет заявление, называется заявителем, а другое государство — ответчиком.

Государство-заявитель подает меморандум, на который государство-ответчик представляет контрмеморандум.

Решение Суда издается в качестве двуязычного документа с французским и английским вариантами и. как правило, составляет 50 страниц на каждом языке. Текст состоит из трех главных частей: а) введения; б) основания решения Суда; в) пунктов постановляющей части. Решение является обязательным для стран.




Помимо функций по решению международного спора Суд может давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу, запросу любого учреждения, уполномоченного делать такие запросы в соответствии с Уставом ООН. Консультативные заключения вправе испрашивать Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет, Совет по опеке, Генеральный секретарь ООН, а также специализированные учреждения ООН и МАГАТЭ. С разрешения Генеральной Ассамблеи консультативные заключения могут испрашивать и другие автономные органы ООН.

Консультативные заключения не имеют обязательной силы. Однако по некоторым международным договорам они признаются решающими для сторон в споре.

Суд может отказаться вынести консультативное заключение, если оно будет противоречить его судебному характеру или существенно важным нормам, которыми он руководствуется в своей деятельности, или если такая просьба выходит за рамки полномочий запрашивающего органа.

Около 60% консультативных заключений, вынесенных Судом, были запрошены Генеральной Ассамблеей ООН.

За время существования Суд вынес более 30 консультативных заключений.

Международный трибунал по морскому праву.

Региональные судебные органы

Европейский суд по правам человека

Суд Европейского союза

Суд Бенилюкса (таможенно-эконо-мического союза Бельгии, Нидерландов и Люксембурга), Суд Организации центрально-американских государств, Трибунал общего рынка Восточно-африканского сообщества. Однако практика этих международных судебных учреждений очень незначительна.

Ряд международных региональных организаций наделен полномочиями по разрешению споров. Например, Лига арабских государств рассматривает споры, которые могут привести к вооруженным конфликтам.

В рамках Организации американских государств образован Постоянный совет на уровне послов, который вправе расследовать любой спор и разрешить его по существу.




Международные споры

Международные споры неотъемлемая часть политики. Международные споры могут затрагивать экономические, правовые, торговые и иные вопросы. Один характер разногласий может по-иному решаться между различными субъектами таких отношений. Несмотря на это, международные споры в международном праве имеет четкую регламентацию порядка их разрешения, и всегда предполагают определенный круг участников. Это позволяет закрыть конфликт не только через суд, но и путем мирных договоренностей.

Что представляют собой международные споры?

Международные споры представляют собой разногласия по вопросам права, политики, экономики, возникающие между субъектами общественных отношений. В данном случае речь идет о государствах, чьи интересы пересекаются. Урегулирование международных споров возлагается на специально созданный орган – Совет Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН).

Определяется несколько классификаций споров между государствами. Устанавливаются следующие их виды:

  1. По характеру разногласий определяется международный экономический спор, политический и юридический.
  2. По предмету конфликта: международные инвестиционные споры, разногласия по вопросам торговли, экологии и так далее.
  3. По степени опасности могут быть международные коммерческие споры (в сфере экономики, торговли, инвестиций), политические и правовые, угрожающие безопасности граждан большинства государств и наоборот.
  4. По субъекту: разногласия могут возникать между государствами, организациями и органами.
  5. По количеству участников определяются двухсторонние и многосторонние споры.

Международные споры всегда должны иметь конкретный предмет. Претензии сторон должны быть четко выражены друг другу. Участниками могут быть как государства, так и ведомства, органы, осуществляющие работу на международной арене.

Мирное разрешение споров

Международные споры

В отношениях между государствами, которые порождают политические и юридические конфликты, нужно добиваться международного мирного разрешения споров. Такой метод устранения разногласий позволяет найти компромисс и выбрать вариант развития событий, подходящий каждой стороне.

Определяются принципы мирного разрешения международных споров, на которые и должны опираться стороны отношений, независимо от вида конфликта. Относят к ним следующее:

  • Несудебные средства урегулирования конфликтов не должны создавать угрозу для всего мирового сообщества, даже если они помогают уладить проблему в отношениях двух и более конкретных государств.
  • Необходимо соблюдать принципы суверенности государства и свободы выбора законных средств ведения политической и юридической деятельности. Все субъекты таких отношений равны, соответственно, мирное разрешение международных споров должно учитывать интересы всех сторон.
  • Возможность мирного урегулирования конфликта не должна противоречить основным принципам международного права. Смысл в том, что не каждая ситуация допускает договоренности о том или ном средстве устранения разногласий.

Для того чтобы правильно выбрать метод разрешения конфликта, нужно обратиться к основным источникам международного права, регулирующим рассматриваемый вопрос:

  • Гаагская конвенция о мирном решении международных столкновений – 1907 год;
  • Устав Организации Объединенных Наций – 1945 год;
  • Европейская конвенция о порядке мирного урегулирования споров – 1957 год;
  • Манильская декларация о мирном порядке разрешения международных споров – 1982 год.

Рекомендуем к прочтению: Международный коммерческий контракт — порядок заключения и урегулирование споров

Согласно указанным актам мирные средства устранения конфликтов называются согласительными и включают в себя следующее:

Основной метод. Его суть заключается в попытке договориться и найти компромисс. Переговоры выступают первоначальным этапом в мирном разрешении споров (ст. 33 Устава ООН).

Этот метод применяется в исключительных случаях, когда государства-члены требуют вмешательства Совета Безопасности ООН для разрешения того или иного конфликта. Основанием для этого выступает потенциальная угроза миру и безопасности всего сообщества (ст. 34 Устава ООН).

Мирные средства решения международных споров носят поэтапный характер. Как показывает практика, если конфликт не обострен, то достаточно переговоров и посредничества.

Международные споры — судебное разрешение

Международные споры — судебное разрешение

В случае невозможности мирного урегулирования конфликта, осуществляется разрешение международных споров судом. Определяется три категории органов, имеющих такие полномочия. К ним относят Универсальные, Региональные и Третейские суды.

Принципы данного способа устранения разногласий следующие:

  • рассмотрение международных споров осуществляется только судами этого же уровня;
  • компетенция судебных органов устанавливает сторонами;
  • споры в международных арбитражах и судах разрешаются путем вынесения решения, обязательного для всех.

Определяется несколько категорий судов в международном праве, компетенция которых распределяется с учетом характера спора:

  1. Межгосударственные споры: МС ООН, ППТС, Суд ЕС, Экономический суд СНГ, Карибский суд, ЕСПЧ.
  2. Споры между государствами и частными лицами: суды по правам человека (ЕСПЧ, Африканский и Межамериканский суды), уголовные суды (Международные трибуналы Югославии и Руанде, МУС).

Отдельно выделяют Третейский суд, осуществляющий рассмотрение международных коммерческих споров, в частности инвестиционных.

Процесс разрешения споров в международном суде предполагает определенный порядок действий в рамках юрисдикции соответствующего органа:

  • Заключение специального соглашения относительно конкретного спора. В таком договоре предусматривается компетенция суда на будущее.
  • Одностороннее заявление судебному органу от истца. Такой документ выступает основанием начала разбирательства. Все действия ответчика после принятия дела конкретным судом трактуются против него.

Процедура урегулирования конфликта будет различаться только по характеру спора. Например, споры в международном арбитражном суде имеют особую направленность. Здесь разногласия всегда касаются коммерческих вопросов.

Рекомендуем к прочтению: Международный коммерческий контракт — порядок заключения и урегулирование споров

Арбитраж рассматривает международные торговые споры и на практике предполагает привлечения арбитров из разных стран, что не всегда встретишь при работе ЕСПЧ или Третейского суда.

Таким образом, международные споры являются типичным явлением в отношениях государств. Однако факт их существования, а также методы разрешения не должны влиять на безопасность мирового сообщества в целом.

Читайте также: