А п рябушкин биография кратко

Обновлено: 30.06.2024

Вошел в историю русского искусства как талантливый мастер историко-бытового жанра и тонкий бытописатель современной ему крестьянской жизни. Родился в селе Станичная слобода Тамбовской губернии. Отец и старший брат занимались иконописью, и будущий художник помогал им в работе. В четырнадцать лет мальчик осиротел и остался со старшим братом, унаследовавшим профессию отца. Случай помог Рябушкину стать художником: его способности заметил гостивший в селе студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества А. X. Преображенский. Он увез мальчика в Москву, определил его в Училище и принял самое Горячее участие в его судьбе.

Первые произведения Рябушкина, выполненные в Училище, -"Нападение пиратов", "Масленичное гуляние" (1881, ГРМ), "Летний вечер в деревне" (1881, ГРМ) и др. - свидетельствовали об интересе художника к темам, связанным с жизнью русской деревни. Наиболее самостоятельной работой этих лет явилась "Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии" (1880, ГТГ). В этой картине уже чувствовались черты индивидуальности художника: тонкая наблюдательность, сдержанность и мягкость в передаче чувств, добродушная, снисходительная ирония.

Рябушкин не окончил Московское училище. После смерти своего учителя В. Г. Перова он едет в Петербург и в 1882 году поступает в Академию художеств. Большую роль в его серьезной профессиональной подготовке сыграл преподаватель натурного класса П. П. Чистяков. Живописный этюд художника "Натурщик" (1887, Научно-исследовательский музей Академии художеств) был как один из лучших образцов оставлен в Академии. В эти годы Рябушкин много работает над выполнением академических программ на сюжеты библейских сказаний, античной мифологии и римской истории.

Профессора Академии отмечали смелость и новаторство молодого художника, умение добиваться жизненной правды, убедительности композиции, естественности в изображении людей. Одновременно Рябушкин увлекается созданием иллюстраций для популярных в то время журналов "Всемирная иллюстрация" и "Нива".

Дипломную работу Рябушкин посвящает религиозной теме "Снятие с креста" (1890, ГТГ). Работая над ней, художник охладел к первоначальному эскизу, утвержденному Советом Академии, и, не боясь последствий, за месяц до окончания срока написал новую композицию. В результате за нарушение правил конкурса его лишили Большой золотой медали.

В 1890 году, окончив Академию художеств, Рябушкин осуществляет свою мечту - отправляется в путешествие по старинным городам России. Его привлекали памятники древнерусской архитектуры, росписи. В музеях он изучал предметы старины: ткани, домашнюю утварь, костюмы, оружие. Художник был искренно увлечен чтением исторической литературы, летописей и народных сказаний. Вскоре Рябушкин поселился под Петербургом, недалеко от станции Любань, в имении своего друга И. Ф.Тюменева, а в 1901 году переехал в усадьбу Дидвино, принадлежавшую его близкому приятелю В. В. Беляеву. По проекту художника для него была выстроена мастерская с небольшим жилым домом. Здесь тихо и почти безвыездно, занимаясь музыкой и живописью, жил художник. Первыми советчиками и друзьями, строгими критиками его работ были крестьяне, у которых он постоянно бывал на свадьбах, крестинах и семейных торжествах. Деревне Рябушкин обязан созданием лучших своих работ: она питала его искусство, давала неисчерпаемый жизненный материал для творчества.

В 1891 году впервые на выставке передвижников Рябушкин выставил картину "Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии" (1891, ГРМ). По воспоминаниям друзей, сюжет возник у художника по личным впечатлениям, после того как он побывал на одной из крестьянских свадеб. В картине передан один из торжественных моментов ожидания новобрачных, когда в молчании застыли сидящие на лавках гости, родственники, свахи, подружки. С удивительной простотой и сдержанностью показаны Рябушкиным различные оттенки человеческих чувств.

Художник любуется своими героями, ему близки их нравственная цельность, высокое достоинство. Непосредственность изображения, жизненность персонажей делают картину типичным произведением 90-х годов XIX столетия.

Путешествия Рябушкина по родной стране, серьезное увлечение русской историей, народным эпосом вызвали у него интерес к историческому жанру. В 1892 году он пишет картину "Потешные Петра I в кружале" (ГТГ). Художник обратился к важному событию Петровской эпохи, столкновению стрельцов - представителей старого войска - и новых воинов Петра I - потешных. Но в изображении Рябушкина внутренний конфликт приобрел мирный, обыденный характер. Художника никогда не привлекали драматические, полные напряжения ситуации. Оригинальность, своеобразие подхода Рябушкина к исторической теме верно почувствовали друзья художника. И. Е. Репин писал, что картина "переносит" зрителя в отдаленную эпоху. "Так все неожиданно, не искано и правдиво - хорошая вещь!" В. В. Стасов отмечал, что у Рябушкина "есть какая-то совершенно своя, особенная оригинальность, какой-то свой, свежий, самобытный взгляд. "

В 1893 году Рябушкин создал картину "Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате" (ГТГ). Художник передал с тонкой ядовитой иронией чопорную важность и скуку, царящие на подобных "сидениях". Кажется, что восседают манекены в боярских одеждах, с равнодушными, безучастными лицами обсуждающие государственные дела. В этой картине художник впервые подошел к иному, совершенно своеобразному колористическому решению полотна. Если раньше он прежде всего стремился точно следовать натуре, то сейчас он ставит еще одну, не менее важную задачу - через общий красочный строй полотна раскрыть "дух истории".

В 90-х годах художник исполнил немало заказных работ, рисунки и акварели для различного рода изданий и альбомов, эскизы композиций для предполагавшейся росписи Софийского собора в Новгороде. Крупной исторической картиной этих лет явилась "Московская улица XVII века" (1896, ГРМ).

Избрав обычный эпизод из жизни Москвы XVII века, художник сумел воссоздать далекую старину, как бы приоткрыл страницу русской истории. Перед зрителями оживает характерный уголок старой Москвы с низкими деревянными и каменными постройками, непролазной грязью. По улице, высоко подобрав полы одежд, идут люди. Молодая женщина в белом платке, красном одеянии осторожно ступает по бревенчатым мосткам, боярин восседает на вороном коне, нищий, сидя перед иконой, просит подаяние. Подобное художник не раз видел во многих провинциальных городах России, поэтому и смог с такой живостью, естественностью представить эту сцену на полотне.

Большая роль в произведении отведена пейзажу. Холодный осенний день, темные тучи, поредевшая листва деревьев вносят печальную ноту в общий настрой. Ясно чувствуется отношение художника к изображаемому - тонкое, добродушное и слегка ироническое. И вместе с тем он восхищается самобытностью, наивной простотой, нарядностью и красочностью этой жизни. В декоративном решении полотна Рябушкин идет от традиции русской иконописи и фресковых росписей. Он не стремится к иллюзорной передаче предметов. Живопись его отличается плотностью, локальными пятнами, декоративной четкостью. Найденная художником живописная система стала его новым творческим открытием, результатом творческого осмысления задач историко-бытового жанра.

Интерес к эпохе XVII века выразился у Рябушкина в замысле создать серию исторических картин-портретов, где были бы запечатлены типы, представляющие разные слои общества того времени. Художнику удалось написать только "Семью купца" (1897, ГРМ). Портрет отличается статичностью композиции, неподвижностью изображенных фигур. Художник показал их не идеализируя и не шаржируя.

Не удовлетворенный первым вариантом, стремясь к единству художественной трактовки всего произведения, Рябушкин переработал и изменил его, усилив гуманистическую основу, сделав более живыми и миловидными образы девушек.

В 1899 году Рябушкин окончил одно из самых любимых полотен "Русские женщины XVII столетия в Церкви" (ГТГ). Художник проявил необыкновенное чувство декоративности, умение создать целостный цветовой ансамбль из красочных одежд женщин и ярких росписей интерьера. Плавным и певучим ритмом, редкой звучностью красок, светлой гармонией картина воспринимается подобно старинной мелодичной песне. Тонкая, изящная живопись напоминает и древние ярославские фрески, и драгоценную эмаль, и старинную миниатюру. Картины Рябушкина "Русские женщины XVII столетия в церкви" и "Семья купца" были награждены почетными дипломами на Международной выставке в Париже.

В 1901 году написана одна из лучших картин художника "Свадебный поезд в Москве" (ГТГ). На полотне вновь оживает далекая Москва XVII века. Быстро движется шумная красочная процессия. На первом плане картины, на фоне темно-серого сарая, выделяется нарядная фигурка молодой печальной девушки, стремящейся уйти подальше от пышного и радостного торжества. Художник многое не досказал, предоставив возможность каждому воспринимать картину по-своему. С необычайной тонкостью передан пейзаж - тихий, задумчивый, пронизанный последними лучами заходящего весеннего солнца. Некоторые места холста едва тронуты кистью, часть деталей осталась в подмалевке, да и сам художник считал эту работу неоконченной, но все-таки картина воспринимается цельной, эмоциональной, выразительной.

В последние годы жизни Рябушкин увлекается созданием иллюстраций к русским былинам, обращается к деревенским темам, пишет картины: "За водой" (1898), "В деревне" (1902, частное собрание), "Втерся парень в хоровод. " (1902, ГТГ), "В деревне. К обедне" (1903, ГТГ). Взгляды на современную ему деревню и отношение к ней нашли отражение в одной из поздних работ художника "Чаепитие" (1903, частное собрание, Москва). Здесь нет былой поэтизации русской деревенской жизни. Эта работа по силе и остроте психологической характеристики может быть поставлена только рядом с картиной С. Коровина "На миру".

В последние годы Рябушкин тяжело болел (туберкулез легких). Врачи советовали ехать в Швейцарию, куда он в 1903 году и отправился. Но поездка оказалась безрезультатной. Вернувшись на родину, в Дидвино, художник, окруженный друзьями, умер в своей .мастерской 10 мая 1904 года. Русское искусство лишилось большого, самобытного, подлинно национального художника.

Материалы из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.

Павел Ин

Автор:
Павел Ин

Творчество художника Андрея Рябушкина (1861-1904)

Андрей Рябушкин

Андрей Петрович Рябушкин принадлежал к числу замечательных мастеров русской исторической живописи. Исключительность дарования художника заключалась в поэтическом видении прошлого, в тонком проникновении в поэтику и стилистику старины.

Андрей Петрович Рябушкин родился в селе Борисоглебском близ Воронежа в семье иконописца. В 1875 году Рябушкин поступает в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавали такие яркие и самобытные художники, как В. Г. Перов, И. М. Прянишников, Е. С. Сорокин, сразу оценившие талант юноши, его работоспособность. На ученических выставках появляются первые работы Рябушкина.


Талант Рябушкина развивается медленно, постепенно. Как художник он сформировался в демократических традициях московской живописи, поэтому бытовой жанр и особенно сцены из крестьянской жизни занимают большое место в творческом наследии мастера. Картины проникнуты светлым радостным настроением, мягким лиризмом.



Наиболее плодотворным стало для художника обращение к русскому XVII веку, к освоению художественного наследия прошлого. Прошлое становится источником вдохновения, дает импульс художническому переживанию эпохи, поэтизации ушедшей культуры.




В 1900 году эти картины были выставлены на Всемирной выставке в Париже, и Рябушкину была присуждена награда.

Последние годы жизни художника — период расцвета его творчества, период больших художественных завоеваний. Новое понимание картины как целостного и замкнутого единства композиции, цвета и ритма активизирует средства художественной выразительности.


Тяжелая болезнь оборвала жизнь художника, многие творческие замыслы остались невыполненными. В творчестве Рябушкина проявились искания подлинного художника, воплотившего свои представления о прекрасном в замечательных произведениях живописи.

Рябушкин Андрей Петрович ( 1861 - 1904)

Самобытный русский художник, писавший в духе реализма, обращался преимущественно к житейскому укладу древней Московской Руси, совмещая бытовую и историческую темы.

Андрей Петрович Рябушкин родился в селе Борисоглебском Тамбовской губернии. Отец и старший сын художника были иконописцами, и Андрей помогал им в этом. Учился Рябушкин в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. А осенью 1882 года он поступил в Академию художеств, где проучился до 1890 года.

Рябушкин всю свою жизнь писал на темы из жизни русского народа, сумел вникнуть в глубину русской истории, понять художественные ценности, созданные русским народом. Он в совершенстве переносил на полотно знание русского костюма, красоту и самобытность русской архитектуры, древней живописи. Также он был известным иллюстратором.

Как и Максимов, предшественник Рябушкина в изображении деревенской тематики, Рябушкин всегда стремился жить в деревне. В 1904 году он умер от тяжелой болезни в своем маленьком домике в деревне.

Чаепитие (1903)



Наиболее глубокое полотно Рябушкина на тему крестьянской жизни. Это совсем небольшая картина, но производит впечатление поистине неотразимое.

Композиция картины фронтальная. Стол расположен на всю длину ее, он накрыт белой скатертью, за столом совершается священнодействие чаепития. Все лица глубоко серьезны, с важностью и достоинством предаются они этому почти ритуальному занятию. Здесь можно без труда установить родственные связи и социальное положение всех персонажей.

Старик с седой бородой, зябкий и тепло одетый, уже чувствует себя наполовину отрешенным от жизни. В центре младший сын и его жена. Они настоящие хозяева. С откровенной неприязнью молодой мужик поглядывает на своего старшего брата. Недаром в их разговор прислушиваются слуги. Замечательно написано лицо молодой женщины - жены младшего брата. Это угрюмая, властная женщина, недобрый взгляд ее колючих глаз устремлен в пространство. Это особенно бросается в глаза по сравнению со старым отцом, мягкий и уступчивый характер которого и позволил занять место хозяина младшему сыну. За спиной старика и молодой женщины возвышается фигура приказчика. Он чувствует себя между двух огней - стариком, который помог ему выбиться в люди, и молодой хозяйкой, которой надо угождать. Он держит в руках бутылку с вином.

Сцена изображает состоятельную крестьянскую семью, где-нибудь в окрестностях большого города.

Едут



Картина написана под впечатлением от фресковой живописи, которую Рябушкин рассматривал в церквях Новгорода, Поволжья, Ярославля.

Художнику удалось показать разные типы русских людей. Колорит картины напоминает древнерусские фрески: преобладают большие плоскости зеленого, светло-желтого и красного цветов.

Эсфирь перед Артаксерксом



Сюжет отражает библейскую историю о том, как жена персидского царя Артаксеркса Эсфирь просила милости у царя и мужа к иудейскому народу, который задумал истребить любимец царя. царедворец Аман. Артаксеркс не знал, что его жена тоже принадлежала к иудеям. Эсфирь оделась в лучшие одежды и во всем блеске своей красоты и молодости, без приглашения пришла к повелителю просить его не истреблять иудейский народ. Царь сидел на царском троне и грозно посмотрел на свою жену, посмевшую явиться к нему без зова. Эсфирь от страха потеряла сознание, царь бросился к ней и коснулся ее своим жезлом. А это означало ее неприкосновенность и милость от царя. Когда царица очнулась, она поведала о своем происхождении из пленных евреев, переселенных с родины еще вавилонским царем Навуходоносором и высказала свою просьбу о помиловании иудейского народа, Артаксеркс не только подписал указ о помиловании евреев во всем обширном царстве, но и дал им право защищаться и расправляться с врагами. В память о Эсфири, спасшей свой народ, был установлен праздник Пургим.

Московская улица 17-го века в праздничный день(1896)



После проливного дождя московская улица превратилась в речку с бурно несущимся потоком воды и грязи. Через этот поток по скользким бревнышкам перебираются на другую сторону улицы пешеходы, подобрав повыше подолы своих одежд. На первом плане картины изображена молодая женщина в белом платке, осторожно ступающая по мосткам. Ее длинная одежда застегнута на большие пуговицы, и этим ярким рядом светлых пятен обозначена ее гибкая движущаяся фигура.

Рябушкин всегда придавал большое значение одеждам, изучал русский старинный костюм.

Замечательно лицо женщины: оно молодо и прекрасно своей особенной национальной красотой. В глубине виднеется фигура боярина, с превеликой важностью сидящего на вороном коне. Рядом другой всадник, который, видимо, устраняет пешеходов, мешающих движению начальства. И действительно, громоздкая, нелепая фигура такого пешехода в глубине картины старается поскорее добраться до сухого места, и его встречает веселый смех людей, уже стоящих на суше. На левой стороне целая группа беседующих между собой людей. Совсем справа в этой группе, лицом к зрителю, стоит, с притворной скромностью опустив долу очи, молодая красавица, нарядная, набеленная и насурмленная. Правее, на столбике, укреплен четырехгранный киотец с иконами. За столбик ухватился молодой человек, готовящийся перепрыгнуть через поток грязи. Под киотцом сидит нищий с профессиональным жалостным лицом. Фоном картины являются многочисленные здания - храм с шатровой колокольней и рядом служебные постройки какой-то богатой усадьбы.

Картина написана с необыкновенным знанием быта и облика людей 17-го века, она воссоздает живую городскую сцену, характерную для той эпохи.

Ноев ковчег (1882)



Бог решил наказать людей за грехи, за злодеяния, за нарушение божьих заповедей. И задумал он напустить на землю большую воду, такую большую, что все живущие на земле погибнут в мучениях. Но среди нечестивых людей остались благоверные - Ной и его семейство, они не должны погибнуть. Чтобы спастись от потопа, Ной должен построить огромный ковчег. Под руководством Бога Ной с сыновьями из бревен и досок построил большой, прочный ковчег. Господь повелел взять в ковчег животных, и птиц, и пресмыкающихся - всех по паре, мужского и женского рода. Когда ковчег был построен, Бог стал лить воду сорок дней и ночей. Все живое на земле умерло, остались живы лишь Ной с семейством и животными. Когда вода перестала изливаться, ковчег остановился у Араратских гор. Ной выпустил голубя, и он вернулся с листом масличного дерева. Значит, вода спала. После многодневного пребывания в ковчеге все семейство с животными вышло на твердую землю. И велел Бог разойтись всем по земле, плодиться и размножаться. Художник изобразил тот момент, когда в ковчег прилетел голубь и все с надеждой обратили свое внимание в его сторону.

Петр Великий .



Петр I перевозит в ботике через Неву императрицу Екатерину Алексеевну , князя Меншикова, адмирала Головина, канцлера Головкина и кабинет-секретаря Макарова.

Поклон с красного крыльца



В мае 1896 года состоялась коронация императора российского Николая II и его жены Александры Федоровны. Это событие поражало современников своим великолепием, роскошью, размахом. Но особенно запомнилась коронация царя трагическим событием, которое потом называли почти мистическим. 18 мая на Ходынском поле собралась огромная толпа людей, чтобы приветствовать царя. Было приготовлено угощение, к которому стремительно двинулась толпа в несколько сот тысяч человек и смяла множество людей. В итоге из-за давки погибли и получили тяжелое увечье почти 3000 человек.

Потешные Петра I в кружале (1882)



Первое историческое полотно Рябушкина. В глубине картины, являясь ее психологическим центром, сидит молодой потешный и с демонстративно независимым видом курит длиннейшую трубку. Он прислонился к деревянному столбу и всей своей позой подчеркивает, что он стойко выдержит любопытство и неприязнь окружающих. Он даже не снял своей треуголки, хотя все остальные без шапок. Прямо перед ним сидит молодой человек, задавший ему какой-то, вероятно, каверзный вопрос. Все другие ждут, что будет дальше. Сюжет картины не совсем ясен, но несомненно, что в этом полотне художник хотел показать тот разлад в среде русских людей, который был вызван реформаторской деятельностью Петра.

Семья купца в 17-м веке (1897)



Перед нами характерная семья из старинного московского купечества. Глава семьи, брюнет с окладистой бородой в богатом костюме, сидит, широко расставив ноги, обутые в сафьяновые яркие сапоги. Справа от него, чуть отклонившись, сидит его жена с маленьким мальчиком на коленях. Она тоже очень богато одета. Лицо ее совершенно невыразительно, оно сохраняет важную неподвижность. Еще правее стоит девочка-подросток, с белокурыми мягкими волосами, падающими на плечи, в левой руке она держит куклу, чем подчеркнут ее ребяческий возраст. В левой части картины изображена молодая девушка, и ее лицо, как и лицо самого купца, наделено яркими выразительными чертами. Она знает себе цену и бережно несет свое достоинство и красоту.

Все фигуры расположены в одной плоскости, связанные между собой. лишь последняя как бы отклонилась от остальных.

Картина очень ценна тем, что дает реальное представление о жизни и быте купцов того времени, их одежде, их нравах.

Свадебный поезд в Москве (1901)



Это самая интересная и самая поэтическая картина Рябушкина, воспроизводящая далекий 17-й век.

Ранней весной в предвечерний час по московской улице проносится, искрясь и сверкая, свадебный поезд. Лучи солнца догорают на главах церквей и крышах домов, свечками поднимается дым из труб, и природа медленно погружается в тихий вечерний сон. В проулок видна основная часть яркой многолюдной процессии.

Только нарядная девушка, чья фигура красиво выделяется на темно-сером фоне сарая, стремится скорее уйти, чтобы не видеть этой свадьбы. Жест ее руки, сжимающей платок, решительная походка, выражение затаенной скорби во всем облике девушки противопоставлены общей радости. По-видимому, соперница перешла ее дорогу, и милый ее сердцу женится на другой.

Образ девушки подчеркивается молодой березкой у забора и белыми тонкими стволами берез вдали. Художник сумел показать пробуждение природы от зимней спячки и наступление тихого вечера. Человеческая радость и душевное страдание - вот главное содержание картины.

В деревне. К обедне.



Поздняя осень, полдень. По деревенской улице спешит в церковь к обедне молодая женщина. Она прижимает к груди маленький узелок с подаянием для нищих. Лицо женщины с нахмуренными бровями выражает озабоченность какими-то своими проблемами. О чем она хочет просить Бога, для кого надеется выпросить у Него милости? Хмурая, осенняя погода, слякоть под ногами, скупой колорит картины созвучны настроению женщины.

Втерся парень в хоровод, ну старуха охать.



К концу жизни художника все больше интересовала современная крестьянская жизнь, ее быт, обычаи.

Вот парень, очевидно, разорвал цепь девичьего хоровода. На него не то вопросительно, не то укоризненно смотрит девушка, стоящая от него налево. Из-за спины парня смотрят глаза другой девицы, но выражение лица ее трудно понять, оно скрыто плечом парня. Все другие видны со спины. А парень смотрит на одну из них, ради которой он и затеял все это бесчинство. Чуть дальше несколько мужских фигур, а справа - беззубая и горбоносая старуха, которая осуждает парня и заранее охает, предчувствуя беду.

В неподвижных фигурах деревенских девушек, в их узорчатых сарафанах, платочках и гладких рукавах кофт виден чинный, стойкий уклад, нарушенный необычным, неприличным по тем временам поведением молодого парня.


Рябушкин Андрей Петрович (17октября [29].10.1861 – 27 апреля [10 мая].1904)

Рябушкин родился в селе Станичная слобода (в черте г. Борисоглебск Воронежской области) Тамбовской губернии .

Его отец, Пётр Васильевич, и старший брат Фёдор были иконописцами , и в детстве Андрей часто помогал им в работе. В четырнадцать лет Рябушкин осиротел. Случайно его способности заметил гостивший в селе студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества А. Х. Преображенский. Он увез юного Рябушкина в Москву , определил его в училище (1875-1882). После смерти своего учителя, В. Г. Перова , Рябушкин продолжил обучение в Петербургской Академии художеств (1882-1890).

rjabushkin 2

Историческая живопись становится основной темой в творчестве Рябушкина. Художник поселяется под Петербургом, недалеко от станции Любань Новгородской губернии (ныне Тосненский район Ленинградской области), в имении Приволье своего друга И.Ф. Тюменева, где много и плодотворно работает в построенной по своему плану мастерской. Позднее переселяется в имение Дидвино Новгородской губернии, расположенное на другом берегу реки Тигоды, живя в собственном доме и мастерской.

Литература о жизни и творчестве А. П. Рябушкина

Аксёнова, Г.В. Андрей Рябушкин, 1861-1904 /Г.В. Аксёнова. – М.: АРТ-РОДНИК, 2012. – 96с. : ил. – (Малая серия искусств)

Андрей Петрович Рябушкин - яркий русский исторический живописец.

Именно в творчестве А.П.Рябушкина отразилась одна из важнейших граней многосложного явления, называемого русским национальным духом.

Андрей Петрович Рябушкин : [альбом / авт.-сост. Н. Г. Машковцев]. - М. : Изобразит. искусство, 1976. - 56 с. : ил. - (Русские художники)

В альбоме представлено творчество известного художника конца XIX - начала XX века А.П. Рябушкина – мастера историко-бытовых картин из русской жизни XVII века и современного крестьянского жанра.

Болоболичева, Л. А. Сказка о художнике и волшебном пёрышке : Андрей Петрович Рябушкин (1861 - 1904) : кн. для чтения взрослыми детям / Л. А. Болоболичева. - М. : Бел. город, 2004. - 11 с. : цв.ил. - (Энциклопедия малыша)

Это сказка. Но сказка об искусстве. Выдумка тесно переплетается в ней с реальной историей и помогает ребенку легко запомнить необходимые термины, важные факты, а главное – сами картины знаменитого русского мастера. В сказке автор старался создать правдивый человеческий образ художника. Это даст маленькому ценителю искусства возможность почувствовать – и подышать! – неповторимым воздухом произведений Мастера. Мы надеемся, что эта книжка станет для ваших детей первой, а значит, самой важной ступенькой на пути к искусству.

Власова, Р.И. Андрей Петрович Рябушкин. Жизнь и творчество. 1861- 1904 /Р.И. Власова, Б.А. Соловьёва. – М.: АВАТАР, 2014. – 224с.:ил

Монография доктора искусствоведения Р.И.Власовой существенно отличается от всех предшествующих работ об этом художнике. Главный материал, который дал возможность расширить изучение его творчества, - огромный архив И.Ф.Тюменева, находящийся в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки. В нем хранятся рисунки Рябушкина, его рабочие альбомы, письма, программы музыкальных вечеров, многочисленные записи о нем. Все это дало возможность пополнить интересными сведениями все разделы книги, а также написать о малоизвестных сторонах жизни и творчества Андрея Петровича. Отдельные главы отведены участию Рябушкина в оформлении роскошных фолиантов - "Коронационного сборника" и очерков Н.И.Кутепова о царских и императорских охотах на Руси, а также церковным работам художника.

Основной текст дополнен приложениями, в которые входят две работы Б.А.Соловьёвой: о рисунках Рябушкина, хранящихся в Отделе рукописей, и о его журнальных иллюстрациях; обе работы содержат каталоги этих произведений.

Масалина, Н. Андрей Петрович Рябушкин / Наталия Владимировна Масалина. – М. : Искусство, 1966. – 120с.

На общем фоне русского реалистического искусства конца XIX - начала XX века творчество А. П. Рябушкина выделяется своей яркой индивидуальностью. Уже при жизни Рябушкин стал известен как талантливый мастер историко-бытового жанра, а также как бытописатель современной ему крестьянской жизни.

Своими историческими картинами он как бы заново открыл ушедший навсегда патриархальный мир допетровской Руси с ее вековыми художественными традициями. Его герои в ярких узорчатых одеждах, занятые повседневными делами, бесхитростно, а иногда и с любопытством воспринимающие мир, показаны так, точно художник знал и полюбил всех этих людей, со всеми их слабостями и недостатками, и "запечатлел" в своих произведениях через несколько веков. Он передал неповторимость навсегда ушедшей жизни как тонкий художник и талантливый поэт, не скрывая ее противоречий.

Механникова, В. А. П. Рябушкин / Валентина Механникова. – М.:Художник РСФСР. – 1989. – 112с. – (Массовая библиотека по искусству).

Монография в серии "Массовая библиотека по искусству" посвящена творчеству одного из крупнейших художников XIX - начала XX в. Андрея Петровича Рябушкина (1861 - 1904). Проблематика его творческих устремлений как в жанре историко-бытовой картины, так и в поэтическом претворении образов современной ему деревни находится в русле общих поисков национального характера и национального стиля русской культуры рубежа веков. Такие широко известные работы Рябушкина, как "Московская улица XVII века в праздничный день", "Семья купца XVII века", "Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)", "Едут!", "Московская девушка XVII века", экспонирующиеся в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее, говорят о его постоянном интересе к истории России до преобразований, начавшихся при Петре I. Искусство Рябушкина свидетельствует о связях с русскими национальными традициями, с народной культурой.
Книга рассчитана на всех интересующихся русским изобразительным искусством.

Мурина, Е. Б. Андрей Петрович Рябушкин : альбом / Е.Б. Мурина; [ред. Н. Воронина]. – М.: Сов. художник, 1961. – 56с.: цв. ил.

Оставаясь верным традициям русской живописи второй половины XIX в ., убедительно передавая обстановку , костюмы , пейзаж , Рябушкин вместе с тем нередко прибегал к декоративному обобщению форм , использовал мажорные , локальные цвета , восходящие к колориту русских стенописей XVII в .

Писал декоративно - красочные ( навеянные народным творчеством ) жанровые картины , посвященные в основном праздничной , обрядовой стороне крестьянского быта (" Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии ", 1880 , ГТГ ), а также жизни Москвы XVII в . (" Русские женщины XVII столетия в церкви ", 1899 , " Свадебный поезд в Москве ( XVII столетие )", 1901 , - обе в ГТГ ; " Едут ", 1901 , ГРМ ). Работал также как иллюстратор .

Рябушкин : [ альбом ] / автор-сост. Елизавета Одинокова. – М.: Искусство, 1977. – 112с.

В богато иллюстрированном альбоме воспроизводится 40 цветных репродукций с произведений замечательного русского художника конца XIX — начала XX века Андрея Петровича Рябушкина.

Тема произведений — прошлое нашей страны, старинные обряды и обычаи. В картинах правдиво воссоздана атмосфера минувших времен.

Рябушкин : [альбом / авт. текста Владислав Артёмов ] . – М.: Белый город, 2004. – 47, [1]с.: ил. – (Мастера живописи) .

Рябушкин - один из самых обаятельных живописцев русской народной жизни. Он вошел в историю русского искусства как талантливый мастер историко-бытового жанра и тонкий бытописатель современной ему крестьянской жизни. Произведения Рябушкина всегда входят в экспозицию крупнейших музеев русского искусства и занимают там почетное место.

Кузнецов, Б. Андрей Петрович Рябушкин / Б.М. Кузнецов. – Л.: Художник,1969. – 59с.: ил. - ( Нар. б-чка по искусству).

Riabushkin / А. Н. Савинов. - Л. : Аврора, 1973. - 163 с. : ил. - ( Russian Painters ) Перевод заглавия: Рябушкин

Экземпляры: всего:1 - чз(1).

Альбом репродукций русского художника Андрея Петровича Рябушкина. С проникновенной непосредственностью он воспринимал лирическое очарование старой Москвы, причудливый уклад жизни XVII века, сложный характер людей того времени. Он не ограничивался только стариной - близкой и дорогой была ему и русская деревня, жившая в сложных условиях на рубеже двух столетий.

Аксёнова, Г. В. Герои и героическое в творчестве А. П. Рябушкина : [о живописце, графике А. П. Рябушкине (уроженец Борисоглебского уезда)] / Г. В. Аксёнова // Педагогическое регионоведение. - 2016. - № 3. - С. 4-19 : ил.

Аксёнова, Г. Ясновидец и правдолюбец минувших жизней : жизнь и творчество художника Андрея Рябушкина / Галина Аксёнова // Подъём. - 2014. - № 12. - С. 220-224.

Гусева, А. Борисоглеб ск - глазами знаменитого Рябушкина : [о выставке графических зарисовок г. Борисоглебска 1880-х гг. художника Андрея Рябушкина в Борисоглебском историко-художественном музее ] / А. Гусева // Борисоглебский вестник. - 2016. - 3 нояб. (№44). - С. 11.


Гусева, А. В росписи Знаменского собора принимал участие Андрей Рябушкин : [из истории иконостаса Борисоглебского Знаменского собора] / Альбина Гусева // Борисоглебский вестник. - 2016. - 28 окт. (№ 43). - С. 4.

Гусева, А. Знаменитый Рябушкин писал и Борисоглебск : [о поступлении в Борисоглебский музей "Московского журнала", где опубликованы борисоглебские зарисовки А. Рябушкина] / Альбина Гусева // Борисоглебский вестник. - 2016. - 23 сент. (№ 38). - С. 14.

Читайте также: