Всеобщая декларация прав человека кратко для детей

Обновлено: 02.07.2024

Развитие международных отношений в современном мире перенесли отношения сферы человеческих прав внутри государства на международно-правовую арену. Это регулирование затрагивает новые аспекты отношений, и государства отвечают за конкретные юридические обязательства по обеспечению основных прав и свобод человека. А они обеспечивают стабильность и устойчивость правопорядка. Чтобы понять, что такое Декларация прав ребенка, нужно разобраться в ее истории и причинах создания.

История декларации

В 21 веке совершаются преступления против детей и подростков. Проблема рассмотрения прав ребенка возникала недавно. И основная причина – ребенок не достиг совершеннолетия.

В 19 веке проводились демократические движения и реформы, которые повлияли на общество. Некоторые государства начали защищать детей от произвола родителей. Права детей зачастую рассматривались по отношению к рабству, детскому труду, торговли детьми и проституции несовершеннолетними.

В конце 19 века впервые урегулировали права ребенка в Австралии. После этого суды начали проводить в Канаде и США. Судебной системе нужен был документ, как основа юридического процесса.

В кратком содержании Декларации 1924 года обозначалось 5 главных принципов. Они оберегали детей от рабства, проституции и торговли. Написание положений стало прорывом в мировом законодательстве, но требовалась и другая защита для детей.

В начала работы ООН, еще в 1945 году, права и благополучие детей находились на первых позициях. В Генеральной Ассамблеи создали Детский фонд ООН, ЮНИСЕФ. Он на сегодня выступает главным механизмом помощи детям по всему миру. В 1948 году во Всеобщей Декларации прав человека отметили положение о том, что дети – это объект особой помощи. В 1959 году женевский документ доработки и новую Декларацию ООН о правах ребенка юридически зафиксировали в полном объеме.

Содержание Декларации

Главная позиция Декларации – человечество обязано давать ребенку лучшее, что есть. Документ провозглашает 10 социальных и правовых норм, относящихся к защите и благополучию детей в международном формате.

Забота о детях и их защита – это обязанность семьи и отдельного государства. Всё человечество должно заботиться о защите детей.

Создатели Декларации назначили ответственных лиц, которые должны обеспечивать, учить, воспитывать несовершеннолетних, но не проводят эти работы. Положения отражают обязанности взрослых перед ребенком.

10 принципов Декларации прав ребенка:

  1. Дети имеют такие же права, как и их сверстники. Поэтому их нельзя ущемлять, занижать или вовсе отменять.
  2. Ребенок имеет право на достоинство и возможность формировать нравственную и духовную личностью.
  3. Государство дает детям гражданство, а родители – имя.
  4. Дети имеют социальный уход и медицинскую поддержку, которые предоставляются его матери при беременности и в послеродовой период. У каждого ребенка должно быть жилье и питание. Особенное внимание в Декларации уделяется детям школьного возраста. Рассказывается почему нужно постоянно контролировать состояние ребенка, особенно из неблагополучных семей.
  5. Неполноценные дети обеспечиваются особой заботой и вниманием.
  6. Детям нужна любовь родителей и государства, чей он гражданин.
  7. Детям предоставляется бесплатное обучение. Могут играть и развиваться. А родители учат их ответственности и полезности для общества.
  8. Определяются первостепенные возможности получить помощь.
  9. Детей нельзя бить, заставлять делать то, что не дает ему развиваться и наносит вред здоровью и эмоциональной стабильности.
  10. Ребенок имеет право на мирную жизнь, где родители учат его заботе и взаимопониманию.

Значение Декларации прав ребенка

Кратко говоря, Декларация – это программа для создания одинаковых условий на воспитание, образование, обеспечение, физическое и духовное развитие. Критерии относятся ко всем детям независимо от пола, расы, цвета кожи, родного языка, религиозных, политических или других мнений, национальности и т.д. Документ призывает родителей, общественные организации и правительство признать права детей и совместно воплощать их в жизнь.

Документ существенно повлиял на политику, дела правительства и отдельных лиц. Государства закрепили эти положения в конституциях и документах государственных и общественных организаций.

Программные задачи: Развивать осознание ребенком своего места в обществе.

Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива.

Формировать умение спокойно отстаивать свои умения: развивать тонкие качества у детей, как сочувствие, отзывчивость, ответственность.

Расширять и обогащать словарный запас по данной теме.

Цель: Познакомить детей с основными правами человека по средством сказочных персонажей.

Воспитатель: Ребята, сегодня Я хочу познакомить Вас с необычной книгой. Она расскажет вам о правах человека и о ваших правах- правах ребенка. Они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла организация объединенных наций. Это организация существует во всем мире и защищает права всех детей независимо от того, где они живут и кто их родители бедные или богатые. Хотите узнать об этом?

Воспитатель: Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что люди обязаны делать и чего не обязаны?

На, что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху.

Собрались люди со всех концов Земли вместе. Были эти люди совершенно разные: белые и черные, толстые и худые. Они разговаривали на разных языках и поклонялись разным Богам. Вех людей объединяло одно желание, чтобы никогда не было войны, чтобы никто не знал страха и нужды, и чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

Как вы думаете, у детей есть права?

Какие они по- вашему?

Дети читают стихотворения, вступают в дискуссию…

Воспитатель: О многих правах Вы сказали, но это еще не все. Я решила Вам подарить удивительный цветик - правоцветик. Он волшебный, сейчас на нем только один лепесток, на нем написано:

1 лепесток: Все люди рождены свободными и разными;

Все имеют одинаковое достоинство и права.

Все наделены разумом и должны относиться друг к другу, как брать и сестры.

Воспитатель: Ребята, как вы это понимаете? (ответы детей).

В Декларации Прав Человека много прав. Давайте с помощью нашего волшебного цветка познакомимся с ними, а помогут нам любимые сказки. Ведь в сказках бывает все как в жизни.

Мы на свете родились,

Чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть,

Чтобы крепко дружить.

Чтоб улыбки друг другу

Чтоб исполнились в жизни все наши мечты!

Пусть дети живут, смеются звонко.

Подрастают с каждым днем.

Пусть у каждого ребенка

Будет светлый, теплый дом!

Детство только раз бывает

У ребят любой страны.

Пусть никто из них не знает

Мы на свет родились

Чтобы радостно жить,

Чтоб цветы и улыбки

Друг другу дарить.

Чтобы горе исчезло,

Чтобы яркое солнце

МИНУТКА ЗДОРОВЬЯ НА ПРОГУЛКИ.

Посмотрите ребята наш цветик- правоцветик расцвел. Он помог нам познакомиться с правами.

принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашая как высокое стремление людей; и

принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и

принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и

принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и

принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства;

ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ провозглашает настоящую ВСЕОБЩУЮ ДЕКЛАРАЦИЮ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся, или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех видах.

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжелое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

1. Человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.

2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

1. Каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

1. Каждый человек имеет право на гражданство.

2. Никто не может быть произвольно лишен гражданства или права изменить свое гражданство.

1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии, вступать в брак и основывать семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.

2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.

3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.

2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основной власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

2. Каждый человек, без какой либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.

3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независимым от него обстоятельствам.

2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами, расовыми или религиозным группам, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

1.Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

2.Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.

1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано, как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Всеобщая Декларация прав человека

В презентации рассматриваются вопросы: международное гуманитарное право, ООН и защита прав человека, Европейская система защиты прав человека.Презентация содержит классификацию по группам .


Всеобщая Декларация прав человека

В презентации рассматриваются вопросы: международное гуманитарное право, ООН и защита прав человека, Европейская система защиты прав человека.Презентация содержит классификацию по группам .


Всеобщая Декларация прав человека

В презентации рассматриваются вопросы: международное гуманитарное право, ООН и защита прав человека, Европейская система защиты прав человека.Презентация содержит классификацию по группам .


Всеобщая декларация прав человека (Презентация к уроку)

Каждый человек наделён правами. Но не все люди знают, какими правами они обладают. Большинство людей знает, что они имеют право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность. Но ведь кроме этих прав су.


Всеобщая декларация прав человека (конспект урока)

В настоящее время наблюдается низкий уровень правовой культуры современного российского общества. Зачастую многие не только не умеют пользоваться своими правами и отстаивать их, но и даже не зна.


Урок правовых знаний "Всеобщая декларация прав человека"

Конспект мероприятия для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Всеобщая декларация прав человека" разработан учителем ГБОУ СКОШИ VIII вида №7 г. Москвы Филиппов.


Открытый классный час "ООН и всеобщая декларация прав человека"

Данный классный час проводится в форме тематической беседы, в ходе которой дети подводятся к пониманию необходимости объединения усилий всех стран по защите прав человека; дается общее представление о.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Автономное общеобразовательное учреждение

средняя школа №1 г. Долгопрудный Московской области

(АОУ средняя школа № 1)

Тема разработки: классный час для учащихся 6-7-х классов

Формирование у учащихся представление о понятиях : декларация, конституция, права человека, права ребенка.

Понимание учащимися исторического момента возникновения ООН, необходимость Всеобщей Декларации прав человека

Формирование уважения к основным общечеловеческим ценностям, заключенным во Всеобщей декларации прав человека.

Формирование четкого понимания, что кроме прав у людей есть обязанности и важнейшая из них – уважение чужих прав и свобод

Воспитание чувства собственного достоинства, терпимости, взаимопонимания.

Повышение социально-правовой компетентности школьников.

Формирование положительного отношение к правам других людей и ценностного отношения к нормам жизни, правилам поведения.

Воспитание уважения к высказываниям одноклассников, формирование и закрепление навыков ведения беседы, формирование культуры общения.

Акцентировать внимание учащихся на необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей.

Развитие познавательных интересов учащихся в изучении нормативно– правовых актов.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран. Програмное обеспечение: Microsoft Power Point, Word.

Раздаточный материал (карточки с содержанием статей Всеобщей Декларации прав человека, краткое содержание Конвенции о правах ребенка)

Проведение классного часа.

Подведение школьников к пониманию необходимости правил, определяющих поведение человеческого общества.

Права человека - это

субъективные права, возможности, обладать которыми может каждый человек вне зависимости от государства

идеальные принципы существования любого государства

совокупность правил, определяющих статус личности

«Права человека являются всеобщими. Именно права человека делают нас людьми. Они являются теми принципами, при помощи которых мы создаем священный дом человеческого достоинства.

Терпимость является гарантией всех свобод. Без нее мы не можем говорить о наших правах. Права человека не чужды ни одной культуре и естественны для всех народов. Терпимость и милосердие всегда служили идеалами государственного управления и человеческого поведения. Борьба за всеобщие права человека всегда и везде являлась борьбой против всех форм тирании и несправедливости.

Все мы разные, у нас разные вкусы и увлечения, неодинаковая внешность, у каждого человека есть свои особенности - это отличает его от всех остальных людей. Все мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет. Что же это ? Это наши права!

На доске: Права – это то, что ты можешь делать, а можешь не делать.

Права человека есть у всех людей. Права никто не дает, человек получает их от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас у всех они одинаковы.

Существуют документы, в которых отражены права человека. Они называются:

Декларация прав человека.

Конвенция о правах ребенка

Конституция Российской Федерации

После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война — самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН).

Всеобщая декларация прав человека была принята 10 декабря 1948 года . Декларация определяет базовые права человека . Этот документ был переведен на множество языков мира (более 300 в 2004 году ).

Декларация – это провозглашение основных принципов, к которым должно стремиться государство. Этот документ имеет только статус рекомендации, но на основании него строятся два обязательных для участников договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах В последствии были приняты и другие документы: Конвенция о правах ребенка, против пыток.

Помни и исполняй:

У тебя нет нервов, сердца, жалости – ты сделан из немецкого железа…

… Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик…

… Мы поставим на колени весь мир… Германец – абсолютный хозяин мира. Ты будешь решать судьбы Англии, России, Америки… Уничтожай все живое, сопротивляющееся на твоем пути. Ни одна мировая сила не уступит перед германским напором. Завтра перед тобой на коленях будет стоять весь мир.

Предлагаю рассмотреть ваши права, основываясь на статьи из этих документов.

Особо выделяется Ст. 29 Декларации – кроме прав у каждого человека есть обязанности.

На доске плакат :

Твои права кончаются там, где начинаются права другого.

Твои права кончаются там, где начинаются обязанности.

Что же такое обязанности? ( Ответы детей. )

На доске: Обязанности – это то, что ты должен делать, хочешь ты этого или нет.

Просмотр слайда 20,21. Вывод: наши права ограничены чужими правами.

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ (слайд 22 )

2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты

1 июня – Международный день защиты детей

4 июня - Международный день детей – жертв агрессии

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека

12 декабря – день Конституции РФ

5.Конституция РФ как путь реализации в России международных прав человека. Просмотр презентации (слайд 23-26)

Вопросы для обсуждения документов:

Почему Декларация была принята в 1948 году?

Какова суть принципов, провозглашенных в Декларации?

Какие документы развили идею прав человека ?

Кто должен следить за соблюдением прав человека?

Почему принципы Декларации актуальны не только в послевоенный период, но и сейчас.

6. Подведение итогов. Что нового вы узнали? Давайте сделаем вывод, используя слова, указанные на доске, составьте предложение, которое станет итогом нашего урока.

hello_html_1f5fc21b.jpg

(Гражданин – это свободный и ответственный человек, который умеет пользоваться своими правами и должен соблюдать свои обязанности для благополучия общества). Молодцы! Вы ответили, используя новые знания. Я рада, что вы все поняли и во всем разобрались. (Обратить внимание, что высказывая свое мнение, школьники реализовывали свое право на свободу слова),

Домашнее задание: работа с анкетой.

Какие проблемы, на Ваш взгляд, считаются сегодня самыми важными, какое место среди них занимают права человека?

Какие проблемы прав человека Вы считаете наиболее важными?

От кого зависит решение этих проблем?

Были ли случаи нарушения Ваших прав? Какие?

А Вы нарушали права других людей?

В каких документах отражены права человека?

Всеобщая Декларация прав человека ( 10 декабря 1948 года ).

Конституция Российской Федерации 1993 г.

Велигородная В.А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. – М., 2006.

Правовое воспитание школьников. 5-9 классы: конспекты занятий/ сост. О.В. Летнева.- Волгоград: Учитель, 2007.

Ромашина Н. Ф. Внеклассные мероприятия по гуманитарно – правововму воспитанию. Изд. Глобус. М.,2008.

Читайте также: