Возрождение во франции кратко в музыке

Обновлено: 06.07.2024

Французский Ренессанс (фр. Renaissance française ) — термин используемый историками, культурологами и искусствоведами для описания достижений в культуре и искусстве Франции с конца XV до начала XVII века. Французский ренессанс связан с пан-европейским Ренессансом, зародившемся в Италии в XIV веке. Начало французского Возрождения относится к середине XV века, к началу французского вторжения в Италию в 1494 году во время правления Карла VIII до смерти Генриха IV в 1610 году.

Правление Франциска I (1515-1547) и его сына Генриха II (1547-1559), как правило, считается вершиной французского Возрождения. После скоропостижной смерти Генриха II в рыцарском турнире, страной правила его вдова Екатерина Медичи и её сыновья Франциск II, Карл IX и Генрих III, и, хотя ренессанс продолжал развиваться, Франция страдала от религиозных войн между гугенотами и католиками.

Для Франции в эпоху ренессанса были характерны начало абсолютизма, распространение гуманизма, исследование "нового мира", заимствование из Италии и развитие собственных новых методов в области печати, архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, наук, народной литературы, а также разработка новых правил этикета и ораторского искусства.

Содержание

Зарождение Ренессанса во Франции

Культура французского Возрождения зародилась и развивалась в период завершения объединения королевства, развития торговли, превращения Парижа в политический и культурный центр, к которому тяготели самые отдалённые и глухие провинции.

Начиная с XVI века французский королевский двор становится одним из самых блестящих дворов в Западной Европе. Короля Франциска I, из-за его поэтического таланта и способности ценить умение владеть пером у других людей называли "отцом изящной словесности". Под влиянием итальянских походов король Франции, его сестра Маргарита Наваррская и окружавшие их люди стали уделять много внимания античному наследию – произведениям античных авторов, античной скульптуре, классическому латинскому языку.

С конца XV столетия во Францию приезжают многие известные итальянские поэты, писатели, художники, филологи. Среди них были поэт Фаусто Андреллини, учёный грек Иоанн Ласкарис, филолог Юлий Цезарь Скалигер, историографы де Сейссель и Павел Эмилий. Под итальянским влиянием Франциск I решил построить и украсить множество своих замков. Он окружил себя приглашёнными из Апеннинского полуострова художниками. Гениального итальянского художника и учёного XV—XVI веков Леонардо да Винчи, прибывшего во Францию после битвы при Мариньяно и скончавшегося в замке Амбуаз, сменили итальянский художник Андреа дель Сарто, скульптор Франческо Приматиччи, Россо Фьорентино и многие другие служители прекрасного.



Юноши из знатных и богатых семей стремились в Италию, чтобы познакомиться с богатствами итальянской культуры.

Возрождение античной культуры пользовалось большим вниманием и поддержкой со стороны королевского дома и богатой знати. Покровительство новому поколению образованнейших людей оказывали королева Анна Бретонская и король Франциск I, который не раз отводил от них мстительный меч церкви, был щедрым меценатом и добрым другом. Анна Бретонская создала своеобразный литературный кружок, традиции которого получили развитие в деятельности более знаменитого кружка единственной и горячо любимой сестры короля Маргариты Наваррской, которая неизменно пользовалась покровительством Франциска. Один из итальянских послов, находившийся при дворе Франциска I, говорил, что "король расходовал в течение года огромнее суммы на драгоценности, мебель, строительство замков, разбивку садов".

Литература

Поэзия



Основоположником новой французской поэзии стал Клеман Маро — талантливейший поэт тех десятилетий. Маро вернулся из Италии, получив тяжёлые ранения в битве при Павии. Хромой и нищий калека, он по доносу был брошен в тюрьму и был бы казнён, если бы не заступничество Маргариты. Он изучал античную философию, был очень близок к королевскому двору и литературному кружку Маргариты Наваррской. Он стал автором многих эпиграмм и песенок. Вольнодумные произведения не прошли даром для поэта. Дважды он бежал из Франции. Последние дни поэта закончились в Турине, а многие его стихи Сорбонна внесла в список запрещённых. В своём творчестве Маро стремился преодолеть итальянское влияние, придать стихам национальную окраску, "галльский блеск".

Существовала также и лионская школа поэзии. Её представители не подвергались сильным гонениям. К лионской школе относится поэтесса Луиза Лабе.



Маргарита Наваррская очень рано стала покровительницей и центром притяжения кружка передовых мыслителей и поэтов. К ней был близок Клеман Маро. В её окружение входил остроумный писатель Франсуа Рабле, посвятивший ей третью книгу "Гаргантюа и Пантагрюэля". Один из наиболее смелых умов первой половины века, Бонавантюр Деперье, в 1536— 1541 годах состоял при Маргарите секретарём. Именно в это время он создал свой "Кимвал мира" и сборник озорных новелл "Новые забавы и весёлые разговоры". Секретарём Маргариты был также Антуан Ле Масон, сделавший в 1545 году новый перевод Декамерона.

Значительным явлением для французской литературы было и творчество Маргариты Наваррской, которой принадлежит большое число стихотворных произведений, отразивших духовные искания её эпохи. Главное наследие Маргариты — сборник из 72 новелл под названием "Гептамерон", т. е. "Семидневные". Вероятно, основная часть этого произведения была написана между 1542 и 1547 годами, в период, когда Маргарита была очень далека от забот парижского двора, от "большой" политики её брата, погружённая в "малую" политику её крошечного королевства и в семейные дела. По свидетельствам современников, она сочиняла свои новеллы, путешествуя по своим землям в носилках. "Гептамерон" Маргариты Наваррской показывает осознание трагических противоречий между человеческими идеалами и реальной жизнью.



Проза

Пожалуй, одним из самых известных произведений французского Возрождения является книга Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль". Рабле был одарённым человеком, и его талант особенно проявился в сочинительстве. Рабле очень много путешествовал, знал нравы и крестьян, и ремесленников, и монахов, и дворян. Он был знатоком простонародной речи. В своём замечательном и единственном романе он дал блестящую сатиру на людей своего времени.

Наряду с этим, литература французского Возрождения впитывала в себя и лучшие образцы устного народного творчества. Она отражала черты, присущие талантливому и свободолюбивому французскому народу: его весёлый нрав, смелость, трудолюбие и тонкий юмор.

Филология

В XVI веке закладываются основы французского литературного языка и высокого стиля. Французский поэт Жоашен дю Белле в 1549 году опубликовал программный манифест "Защита и прославление французского языка". В этом сочинении опровергалось утверждение о том, что якобы только древние языки могут воплотить в достойную форму высокие поэтические идеалы, и утверждалось, что в своё время и древние языки были грубыми и неразвитыми, но именно совершенствование поэзии и литературы сделало их тем, чем они стали. Так будет и с французским языком, надо лишь его развивать и совершенствовать. Дю Белле стал своеобразным центром объединения его единомышленников и друзей. Пьер де Ронсар, входивший в него, придумал название "Плеяда". Название было выбрано не случайно: так же называлась и группа из семи древнегреческих поэтов-трагиков. Ронсар этим словом обозначил семёрку поэтических светил на литературном небосводе Франции, это быта своеобразная французская поэтическая школа. В неё входили Пьер де Ронсар, Жоашен Дю Белле, Жан Антуан де Баиф, Реми Белло. Они отказывались от наследия Средних веков, переосмысляя своё отношение к античности. Уже при короле Генрихе II Плеяда получила признание двора, а Ронсар стал придворным поэтом. Он выступал в различных жанрах — оде, сонетах, пасторали, экспромтах.

Философия



Философская мысль во Франции того времени ярче всего была представлена Пьером де ла Рамэ, критиком схоластического аристотелизма. Тезис Рамэ "Всё сказанное Аристотелем ложно" стал начальной точкой новой европейской философии. Оторванным от жизни рассуждениям схоластов Рамэ противопоставил идею логически обоснованного, ориентированного на практику метода, названного им искусством изобретения. Средством создания метода должна была служить новая логика, начала которой Рамэ развивал в сочинении "Диалектика". Он был одним из крупнейших математиков своего времени и автором большого обобщающего труда "Курс математики".

Бонавантюр Деперье — один из самых самобытных деятелей Ренессанса. Он был филологом и переводчиком, служил секретарем Маргариты Наваррской. В 1537 году анонимно опубликовал книгу сатирических диалогов "Кимвал мира". Книга была признана еретической и запрещена. Деперье объявили "отступником от праведной веры", он был удалён от двора Маргариты Наваррской. В итоге гонения привели его к самоубийству.

Современник Деперье Этьен Доле защищал несчастных, которых отправляли на костёр по обвинению в связи с нечистой силой. Полагая высшим благом познание причин, сам Доле заключает, что всё сущее возникло не по высшей воле, а в силу "необходимых для этого действующих причин". Какое-то время покровительство знатных и богатых лиц спасало Доле от инквизиции. Однако в 1546 году он был обвинён в том, что его перевод Платона противоречит христианскому учению о бессмертии души. Доле был осуждён и сожжён на костре. Участь автора разделили и все его книги.

Гуманизм



Одним из выдающихся французских гуманистов был Жак Лефевр д'Этапль. Он был очень образованным человеком: энциклопедистом, филологом и философом, теологом, математиком, астрономом. Получил образование во Флоренции и стал основателем во Франции школы математиков и космографов. В конце XV — начале XVI века д'Этапль опубликовал комментарии к произведениям Аристотеля, отмеченные стремлением по-новому взглянуть на освящённый традицией авторитет короля философов. В 1512 году он издал комментарии к Посланиям Павла, в которых обосновал необходимость критического анализа сочинений отцов христианского вероучения. Он перевёл на французский язык Библию (до того времени она существовала только на латинском языке), но этот перевод был осуждён Сорбонной как еретический. Будучи на самом деле мечтательным и тишайшим гуманистом, Лефевр д'Этапль испугался последствий собственных идей, когда понял, к чему на практике они могут привести.

Вокруг д'Этапля группировались ученики, сторонники христианства, изучавшие евангельские тексты, среди которых особенно выделялся филолог Гийом Бюде, ставший одним из вождей гуманистического движения во Франции. Человек широчайшего кругозора, он внёс существенный вклад в изучение математики, естественных наук, искусства, философии, римской и греческой филологии. Его труд "Замечания на 24 книги Пандект" положил начало филологическому анализу источников римского права. В сочинении "Об ассе и его частях" развивалась идея двух культур — античной и христианской. Заботясь о славе Франции, он возлагал ответственность за её угасание на правителей и влиятельных лиц. Он даже написал книгу "Наставления государю". Благодаря Бюде была создана библиотека в Фонтенбло, позднее её перевели в Париж, и она стала основой Национальной библиотеки Франции. Бюде много и серьёзно разговаривал с королём Франциском, который под его влиянием учредил в Париже Королевский коллеж — Коллеж де Франс. Там стали преподавать греческий, латинский и древнееврейский языки.

Период развития гуманизма во Франции был короток, и его пути очень скоро стали тернисты. В Европе усиливалась католическая реакция. С середины 30-х годов XVI века Сорбонна, напуганная успехами гуманизма, выступила против его представителей. Меняется и отношение французской королевской власти и двора к гуманистам. Из покровительницы королевская власть превращается в гонительницу свободомыслия. Жертвами преследований стали крупные французские гуманисты — Бонавантюр Деперье, Этьен Доле, Клеман Маро.

Театр

Французский театр эпохи Возрождения не достиг уровня Италии, Испании и Англии. Этьен Жодель стал постановщиком первой французской трагедии в "классическом", т. е. античном стиле. Называлась эта трагедия "Пленённая Клеопатра".

Назначает в Ренессанс музыка музыка европейская сделано между XV - го века , в конце средневековой музыки и XVII - го века , который отмечает начало периода барокко . Это условность: если последняя дата вряд ли оспаривается, например, с появлением оперы , то это не то же самое для начала этого периода, расположенного в музыкальном плане между поздним средневековьем и поздним средневековьем. до Возрождения .

Временные и географические разработки, печать , новые музыкальные жанры , признание композиторов и их произведений характеризуют ренессанс музыку , не говоря уже о грозной organological развития из музыкальных инструментов .

Резюме

История

Франкино Гаффурио - теоретик музыки эпохи Возрождения, опирающийся на греческие тексты . Его труды возобновили мышление по таким темам, как узоры, созвучие и диссонанс, элементы и рамки из тональной системы , камертоны , слово-музыка отношения и гармония в музыке , на теле и ум. Человек, и на космосе.

Хотя полифоническая вокальная музыка по- прежнему преобладает, эпоха Возрождения - ключевой период для инструментальной музыки , которая становится все более независимой.

Изобретение печатного станка ( Гутенберг , 1455 г. ) коренным образом изменило распространение музыки. Музыкальное впечатление изобретен Ханом в Риме в 1476 году . Как рождение музыкального книгопечатания, так и изобретение табулатур (сокращенный метод обозначения клавишных или щипковых струнных инструментов) позволили улучшить распространение произведений.

К концу XV - го века , то священная полифоническая музыка (например, массы из Ockeghem и Obrecht ) нашла некоторую сложность. В этой тенденции, удалось в первой части XVI - го века возвращения к более скининга, заметно в работах Жоскена или Палестрины : эволюция частично объясняется влиянием Совета Трент и рано в Контрреформации , консультирующие против слишком сложной полифонии , мешающей правильному пониманию священных текстов .

К концу XVI - го века , несколько важных тенденций и контрастным появляются. Светская музыка , в том числе мадригал , становится все более сложным и даже хроматической обостряется; Хорошие примеры являются мадригалами из Луццаско Луццаски , Виттории Алеотти , Лука Маренцио и Карло Джезуальдо . Однако во Флоренции начинает появляться движение, цель которого - возродить драматические и музыкальные формы Древней Греции, как они представлялись, с использованием монодии , формы декламации с упрощенным музыкальным сопровождением ( стиль rappresentativo ). Трудно представить более полный контраст с современной полифонией ; правда, это, по крайней мере, вначале, особенность светской музыки . Именно в Венеции между 1550 и 1610 , что впечатляющий polychoral стиль разработан - с Габриели и Merulo - который дал Европе один из самых грандиозных и звучной музыки , которая не была в составе до тех пор, с участием нескольких хоров из певцов , латуни и строк распределены в разных места базилики Сан-Марко . Все эти изменения затронули различные европейские музыкальные очаги в последующие десятилетия: в первую очередь, германские страны, затем Испанию , Францию и Англию , отметив там то, что мы сегодня называем началом периода барокко в музыке.

Хронологическая эволюция

Ренессанс разделен во времени на несколько периодов, от тридцати до сорока лет каждый. Первый идет с 1420 по 1460 год . В то время действовали композиторы Джон Данстейбл , Гийом Дюфе и Жиль Биншуа . Дюфай жил очень долго, поэтому мы находим его вместе с Иоганном Оккегемом и Антуаном Буснуа во второй период, с 1460 по 1490 год . От 1490 до 1520 , Антуан Брумель , Обрехт , Генрих Исаак , Josquin - де - Пре и Пьера де ла Рю , которые были активны. Затем идут Адриан Уилларт , Николя Гомбер , Якоб Клеменс не Папа и Клеман Жанекен с 1520 по 1560 год . Что касается Андреа Габриэли , Филиппа де Монте , Орландо ди Лассо и Джованни Пьерлуиджи да Палестрина , то они сочиняли в основном с 1560 по 1600 год .

Географическая эволюция

В начале эпохи Возрождения , Италия и Англия были самыми важными центрами создания. Вскоре после этого центры переместились во франко-фламандские регионы . В XV - го и XVI - го веков, франко-фламандская музыка превалирует, но международные обмены были многочисленными и многие композиторы эмигрировали в Италию . В конце периода эта страна возглавляет движение.

В Италии , религиозная музыка имеет большую ясность и простоту с пределом виртуозности и техничности. Поэтому в Италии в первую очередь развивается светская музыка .

Характеристики музыки эпохи Возрождения

По сравнению со Средневековьем, композиторы переходят от пифагорейского темперамента к мезотоническому темпераменту при настройке фиксированных звуковых инструментов. Расширяется использование третей и шестых. Вокально-эстетическая модель сохраняется, несмотря на рождение сугубо инструментальной музыки.

Жанры

Жанры музыки Возрождения по своей сути вокальные: полифоническая песня , песня для лютни , мотета , мессы , мадригала или инструментальной канцоны .

Стили или школы

Стиль Возрождения развивался в основном в четырех странах или регионах Европы: на юго-западе в Испании во время Золотого века Испании , на северо-западе в Англии , на юге в Италии и на севере во Франко-Бургундских Нидерландах. где развивалась франко-фламандская школа .

Некоторые композиторы

Великие работы

Старинная музыка в наши дни

Также можно послушать музыку эпохи Возрождения во время фестивалей эпохи Возрождения, таких как Король птиц в Пюи-ан-Веле. Музыканты входят в состав групп, специализирующихся на этом музыкальном жанре (Waraok, Zucati, Picabofa и др.).

Инструменты

Возрождение - это период, когда были созданы, открыты многие инструменты . Ниже приведен список инструментов, использовавшихся в эпоху Возрождения. Некоторые были известны уже в древности или в средние века , другие были созданы в эпоху Возрождения. Среди последних семейство кроморнов использовалось только в этот период. Другие, такие как труба, со временем претерпели некоторые изменения и используются до сих пор.

Для нас еще не совсем ясны взаимные связи между французским и итальянским новым искусством. В музыкальной науке еще довольно крепка точка зрения, видящая в итальянском искусстве XIV столетия лишь продолжение французского светского искусства трубадуров. Но нет сомнения в том, что если в предыдущее столетие ведущим музыкальным центром был Париж и французские влияния ярко окрашивали итальянскую музыку раннего «Возрождения, то теперь такое значение получает Флоренция (Северная Италия).

Здесь, в Италии XIV столетия, в период расцвета городских коммун быстро вырабатываются новые композиционные принципы, в корне противоположные тем, которых придерживалось церковное музыкальное творчество.

Характерными чертами музыки этого периода эпохи Возрождения является: во-первых, рост художественной песни с инструментальным сопровождением, во-вторых, реализм художественного выражения, рост музыкального тематизма, в-третьих, дифференциация исполнения.

№ 14. „Шансон“ Денстепля

№ 14. „Шансон“ Денстепля

№ 15. Д. Дюфаи.

Простая, грациозная песнь Депре — продукт новой культуры композитора, умеющего выражать иронию в непринужденно свободном стиле.

№ 16. Песня Ж. Депре.

№ 16. Песня Ж. Депре.

№ 17. Ave Maria Депре.

№ 17. Ave Maria Депре.

В музыкальной историографии часто встречается утверждение, что XVI век еще в большей мере, чем предыдущие столетия, был временем переходным. С одной стороны, в истории контрапунктической музыки, как мы видели, идет завершение конструктивной многоголосной музыки, стиля полифонии, основанного на равноценности голосов, что, вообще говоря, соответствовало церковно-общинному мировоззрению средневековья, а с другой — подготовлялся поворот к более ясным и простым звуковым формам. Нельзя отрицать, что церковная полифония накопила колоссальный технический опыт, но растущее буржуазное самосознание требовало иного: определенности тематического эмоционального содержания композиции, отвечающего всему индивидуалистическому строю буржуазного мировоззрения. Начинается борьба за преодоление музыкального техницизма ради одного техницизма.

Вичентино имел весьма ожесточенных противников, но столь же преданных последователей, особенно в Риме, где также действовал нидерландский выходец Яков Аркадельт (1514 — год смерти неизвестен), мадригалы которого достигли такой популярности, что собрание их выдержало 30 изданий, и Лука Маренцио (1553—1599), достигший уже очень большой свобода в пользовании утонченными гармоническими средствами и хроматизмами. Один из самых острых гармонизаторов был мадригалист неаполитанец Карло Джезуальдо (1560—1614), заинтересовавший музыкальную науку как смелый экспериментатор в области гармонии. Джезуальдо — характерный представитель любительства, ищущего звуковой утонченности ради ее самой, не чуждый эстетско-упадочных настроений.

№ 18.. Отрывок мадригала Вичентино.

№ 18.. Отрывок мадригала Вичентино.

Быстрому всесветному распространению новой светской музыки содействовало происшедшее на рубеже XVI столетия изобретение нотопечатания. Первопечатником подвижными типами мензуральной музыки был венецианец Оттовиано Петруччи (1466—1539). Особую славу приобрели в дальнейшем печатные ноты Пьера Атеньяна в Париже, Тильмана Сусато, Петра Фалезе в Нидерландах, и Иеронима Дндреа в Нюренберге. Нотная печать XVI века отличалась красотой и отчетливостью.

Во французских и нидерландских изданиях мы находим и произведения для инструментов. Мы уже указывали на то, что средневековье, наряду с вокальной музыкой, народной и культовой, хранило любовь и к чисто инструментальной, и надо полагать, что последняя исполнялась по всевозможным поводам как частной, так и общественной жизни. Об этом свидетельствуют многочисленные литературные источники, а также изображения музыкальных сцен в живописи того времени. Наука давно признала важность таких документов; но до сих пор, к сожалению, не произведена систематизация данных, полученных этим путем. Одно можно считать твердо установленным, что музыка этой эпохи вся насквозь проникнута была стремлением к инструментальной пышности и характерному колориту отдельных, любимых эпохой инструментов.

О том, как была распространена инструментальная музыка в XV и XVI столетиях, свидетельствуют многочисленные бытовые музыкальные подробности на картинах этой эпохи. Одно творчество немецкого художника конца XV и начала XVI века, Альбрехта Дюрера, например, дает такую массу персонажей, играющих на различных инструментах, что на основании его гравюр и рисунков можно было бы составить целый музыкально-исторический атлас. Мы видим у него и городских музыкантов, играющих небольшими организованными оркестрами, типы бродячих музыкантов-импровизаторов и, наконец, жанры, изображающие музицирование в семейном кругу. Не менее часты изображения музыкальных сцен у итальянских живописцев Ренессанса. Стоит только вспомнить пышный апофеоз музыки у П. Веронезе (XVI век), чтобы понять, какую яркую роль она играла в итальянской общественной жизни.

Рис. 9. Виола-да-гамба XVII века.

Рис. 10. Серпент XVI в.

Рис. 10. Серпент XVI в.

Рис. 11. Итальянская лютня. Рис. 12. Итальянская теорба (басовая лютня).

Рис. 11. Итальянская лютня. Рис. 12. Итальянская теорба (басовая лютня).


Рис. 15. Большой английский клавесин (

Местом создания своеобразной литературы для этого инструмента бьла Англия эпохи Шекспира, когда страна находилась в расцвете своего музыкального искусства. Блестящие страницы английской верджинельной музыки относятся ко второй половине XVI и первой четверти XVII века. Композиции этого времени носят черты чисто клавирного стиля, основанного на широком использовании вариационного искусства. Англичане охотно прибегают ко всякого рода программным заглавиям. Крупнейшими представителями верджинельной музыки являются Вильям Берд (1543—1623), Орландо Гиббонс (1583—1625) и Джон Булль (1563—1628), особенно последний, блестящий виртуоз, Лист своего времени, обогативший технику игры новыми приемами, например терцевыми пассажами, быстрыми повторениями одних и тех же тонов, большими скачками и т. д. Искусство английских верджиналистов нашло свое отражение и на материале, раньше всего в Нидерландах, где этот стиль воспринял и блестяще развил гений вариационного искусства Иоанн Питерс Свеелинк (1562—1621). Интересно отметить, что в конце XVI столетия верджинель с соответствующими музыкантами завезен был в Московию английским послом.

Старейший из музыкальных инструментов, орган, также занимает видное место в истории музыки XV и XVI столетий. Орган вовсе не был исключительно церковным инструментам и в своем многовековом развитии создал богатую художественную литературу, которую никак нельзя связывать с узким культовым кругом.

Рис. 16. Домашний орган XVI века.

Рис. 16. Домашний орган XVI века.

Из числа учеников Паумана наиболее крупным был Павел Гофгеймер (1459—1537), открывающий собою уже новую школу органистов. В конце XVI столетия совершается раздел между клавирной и органной литературой, причем первая все больше впитывает в себя элементы аккордового лютневого стиля и художественные формы танцевальной музыки, исполнявшейся на этом инструменте.

№ 19. Композиция Палестрины.

№ 19. Композиция Палестрины.

Центральной фигурой итальянской культовой музыки в главной твердыне папского владычества, Риме, наиболее прославленным всеми историками старой школы итальянским мастером XVI столетия был Джованни Пьер Луиджи Санте, называемый обыкновенно по месту своего рождения (городок в Италии) Палестрина. Палестрина родился в 1526 г., вблизи Рима, был воспитан в качестве музыканта, с 1544 г. служил в соборе своего родного города, а с 1551 г.—при папе Юлиане — капельмейстером в соборе св. Петpa. Он умер в 1594 г. За исключением небольшого числа мадригалов Палестрина сочинял исключительно культовую музыку. До нас дошло около ста его месс, 300 мотетов и множество другой религиозной музыки, входящей в состав 33 томов нового полного издания его произведений.

Джованни Палестрина — завершитель того течения католической культовой музыки, основным стремлением которого были простота и ясность. Воспитанный фламандцами он был учеником бельгийца Фермен Лe-Беля), Палестрина в своих культовых композициях, образцовых для католического пения XVI века, исходил главным образом из достижений венецианской школы в смысле ясности декламации текста, пользования несколькими хорами и вытекающей отсюда склонности к аккордовому письму. Многоголосный стиль Палестрины отличается торжественностью. Его полифоническое письмо, основанное на искусном использовании старой faux bourdon’ой техники, очень благозвучно Мелодия Палестрины проста, лишена украшений и во многих своих сочинениях он не чуждается гомофонного стиля, т. е. сопровождения мелодии гармоническими голосами. Палестрина крайне скуп на применение хроматизмов. Благодаря простоте его музыкального письма, обусловленного, как мы уже говорили выше, требованиями католической церкви, слова текста в композициях Палестрины выделяются очень четко. Это обстоятельство создало предание, что только благодаря ему многоголосие было сохранено в католическом культе. Исторически верно только то, что Палестрина действительно укрепил положение многоголосной музыки в католическом культе. Он был родоначальником школы, главным признаком которой следует считать полную чистоту хорового стиля без примеси инструментальных фигур или отсутствие основных напевов, заимствованных из светских песен. Эта школа дала несколько замечательных композиторов, испанцев и итальянцев. Из числа первых внимания достоин Томазо Людвико да-Виттория (1540—1613) и преемник Палестрины итальянец Джованни Марна Нанино (1545—1607), основатель римской школы культовых композиторов, влияние которой распространилось на несколько столетий.

В приводимом мотете Орландо Лассо мастерство композитора — на большой высоте; здесь он достигает, при общем благозвучии, крайней меткости и выразительности фактуры. Мотеты Лассо еще и сейчас используются для обучения массовых хоров как превосходный педагогический материал.

В некоторых его композициях встречаются указания на то, что голоса могут быть исполнены на инструментах, как например в его французских и немецких песнях. Сохранился интересный рисунок, изображающий Орландо ди-Лассо в кругу его музыкантов, — одно из самых ранних изображений по истории оркестрового инструментального ансамбля.

№ 20. Мотет Орландо Лассо.

№ 20. Мотет Орландо Лассо.

Показателем растущей музыкальной сознательности является также большой рост музыкально-теоретических работ в рассматриваемый нами период. Высоко развитые и технически выработанные рядом поколений звуковые формы требовали теоретического обоснования. Нидерландцы и итальянцы, проложившие столь разнообразные новые пути для художественной музыки и подготовившие важнейшие переломы в музыкальном искусстве, выдвинули также ряд ученых исследователей. Крупнейшими теоретиками XV и XVI века были поставлены и разрешены проблемы мензуральной теории; был произведен полный пересмотр- математической акустики и, наконец, заложены основы учения о гармонии. Начиная с XV века, в Болонском университете существовала постоянная кафедра музыкальной науки, которую занимал ряд нидерландских учителей.













Это период в истории культуры Западной и Центральной Европы, который охватывает примерно XIV—XVI вв . Свое название этот период получил в связи с возрождением интереса к античному искусству, ставшему идеалом для деятелей культуры нового времени.

Большинство музыкальных историков полагает, что эволюция ренессансной музыки охватывает период в 200-ти лет. Традиционно её разделяют на:

Музыку раннего периода Ренессанса, с 1400-го по 1467-ой годы;

Музыку среднего периода Ренессанса, с 1467-го по 1534-ый годы;

Музыку Позднего (или Высокого) Ренессанса, с 1534-го по 1600-ый годы.

Такая периодизация в свою очередь связана с расцветом и доминированием разных композиторских школ в Западной Европе. Стилистические характеристики, определяющие музыку Ренессанса, – полифоническая текстура, подчиняющаяся законам контрапункта и регулируемая унаследованной от средневековья модальной системой григорианского хорала.


Основные жанры : месса и мотет (многоголосные полифонические произведения для хора без сопровождения или в сопровождении инструментального ансамбля).

Из инструментов предпочтение отдавалось органу .

Развитию светской музыки способствовал рост любительского музицирования. Музыка звучала всюду: на улицах, в домах горожан, во дворцах знатных вельмож. Появились первые концертирующие исполнители-виртуозы на лютне, клавесине, органе, виоле, различных видах продольных флейт.

Мадригал (итал. madrigаlе — песнь на родном языке) — многоголосные хоровые сочинения, написанные на текст лирического стихотворения любовного содержания;

Шансон (во Франции) — полифоническая песня;

Баллата — танцевальная песня.

Во второй половине XVI века начинается бурное развитие инструментализма . Разрастаются семейства струнных и духовых инструментов, расширяется их диапазон, распространяется светское и домашнее музицирование.

Появляются новые инструментальные жанры :

прелюдия (перед игрой) - вступительная пьеса,

ричеркар (изысканная пьеса) - полифоническое письмо,

канцона (песня без слов) – предшественница фуги.

Формируются национальные музыкальные школы

К XV в. в Нидерландах сложилась нидерландская полифоническая школа - одно из крупнейших явлений музыки Возрождения. Основы полифонической традиции в нидерландской музыке заложил Гийом Дюфаи (около 1400 - 1474). Дюфаи первым среди композиторов начал сочинять мессу как цельную музыкальную композицию. Кроме церковной музыки сочинял мотеты на светские тексты. В них он также применял сложную полифоническую технику. Другие представители: Жоскен Депре , Йоханнес (Жан) Окегем и Якоб Обрехт . Нидерландская полифоническая школа оказала большое влияние на развитие музыкальной культуры Европы. Выработанные нидерландскими композиторами принципы полифонии стали универсальными, и многие художественные приёмы использовали в своём творчестве композиторы уже XX столетия.

2. В начале XV столетия выдвигается английская школа полифонистов во главе с Джоном Данстейблом . В XVI столетии в стране распространяется протестантизм. Открываются музыкальные отделения в Оксфордском и Кембриджском университетах. Наиболее ярким представителем музыкальной культуры того времени был Уильям Бёрд (1543 или 1544 — 1623) — нотоиздатель, органист и композитор. Бёрд стал родоначальником английского мадригала. Бёрд создавал также духовные произведения (мессы, псалмы) и инструментальную музыку. В сочинениях для вёрджинела он использовал мотивы народных песен и танцев.

3. С наступлением эпохи Возрождения в Италии распространилось бытовое музицирование на различных инструментах; возникли кружки любителей музыки. В профессиональной области сформировались две наиболее сильные школы: римская и венецианская . В эпоху Возрождения возросла роль светских жанров. В XIV в. в итальянской музыке появился мадригал (matricale - "песня на родном языке"). Сложился он на основе народных (пастушеских) песен. Мадригалы представляли собой песни для двух-трёх голосов, часто без инструментального сопровождения. Писались они на стихи современных итальянских поэтов, в которых рассказывалось о любви; существовали песни на бытовые и мифологические сюжеты.

Главой римской школы стал Джованни Пьерлуиджи да Палестрина - один из крупнейших композиторов эпохи Возрождения. Творчество Палестрины проникнуто светлым мироощущением

Другое направление ренессансной музыки связано с творчеством композиторов венецианской школы, основоположником которой стал Адриан Вилларт . Если для произведений Палестрины характерны ясность и строгая сдержанность, то Вилларт и его последователи разрабатывали пышный хоровой стиль.

Завершается эпоха Возрождения возникновением новых музыкальных жанров: сольной песни, оратории и оперы.

В итальянском городе Флоренция в конце XVI в. стали собираться талантливые поэты, актеры, ученые и музыканты.

Члены камераты (так называлось это общество), возобновляя постановки произведений древнегреческих драматургов, стали сочинять собственную музыку, соответствующую, по их представлениям, характеру античной драмы.

Они тщательно продумывали музыкальное сопровождение монологов и диалогов мифологических персонажей.

На основе таких вокальных партий возникли арии — законченные эпизоды в музыкальном спектакле, в том числе и в опере.

Если раньше центром музыкальной культуры был храм, то с этого времени музыка зазвучала в оперном театре .

Музыка Ренессанса развивалась не синхронно во многих странах Европы, появившись в Италии и Франции, потом в Германии и Испании.

Происходило уравнивание в значимости религиозной и светской музыки.

Формировалась творческая элита. Композиторы становились профессионалами и поступали на придворную службу, ставили свои имена на произведения.

До середины 16 века господствовала полифония. Полифоническая техника достигла необыкновенной виртуозности.

Читайте также: