Ясачные люди это кратко

Обновлено: 05.07.2024

ЯСАЧНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ, категория населения России 16-18 вв., платившая ясак (дань с татарского языка). Возникла в результате падения Казанского ханства, население которого (татары, удмурты, марийцы, чуваши, мордва, а также русские) были принуждены Русским государством к выплате натурального налога за пользование землей Ясачное население периодически проверялось переписями. Формально категория ликвидирована Петра I 26 июня 1724, который причислил различные все категории низших сословий в единый разряд государственных крестьян. Однако это понятие продолжало употребляться в официальной документации до 19 в. На территории Альметьевского района фиксируются ясачные татары в период между 1-й (1719 г.) и 2-й (1742 г.) ревизиями. Ее составили переселенцы из Казанского и других уездов Среднего Поволжья. Они отмечены в селениях: Абдрахманово, Альметьево, Бигашево, Бишмунча, Верхняя Мактама, Зай-Чишма, Ильтень-Бута, Кама-Исмагилово, Кичучатово, Кульшарипово, Маметьево, Миннибаево, Нижняя Мактама, Новое Каширово, Новое Надырово, Сулеево, Тайсуганово, Урсала, Урсалабаш, Чупаево, Шарлама. Ясачные чуваши зафиксированы в селениях: Ерсубайкино, Ильтень-Бута, Новая Елань; Старое Суркино, ясачная мордва – с. Багряж-Никольское, Кублицкое, Тихоновка, ясачные марийцы – с. Ильтень-Бута, ясачные русские – в сс. Русский Акташ.
А.И. Ногманов, А.Г. Галлямова

Дополнить энциклопедию

Ясачные крестьяне – это категория крестьян, плативших государственный налог – ясак, который взимался с народов Поволжья (в XV-XVIII вв.), Сибири (c XVII в.) и Севера.

Сбор ясака и получение доходов было главной целью подчинения широких неосвоенных территорий. Обычно ясак состоял из пушнины (соболь, лисица, бобер, куница), реже – из скота. Эта пушнина была очень важна для государственного бюджета, так как представляла собой целую статью торговли как внутри страны, так и за ее рубежом. Сначала сбор ясака находился в ведении Сибирского приказа, а в 1763 г. был переведен в функции Кабинета Его Императорского Величества.

Ясак назначался для каждого племени или рода по отдельности.

В 1763 г. правительство приняло решение о необходимости упорядочения ясачной повинности. В Сибирь был направлен секунд-майор Щербачев, который должен был составить генеральную перепись. Кроме того, он сформировал на местах специальные комиссии, которые выработали основания для обложения ясаком.

Согласно этим положениям:

Готовые работы на аналогичную тему

В XIX в. в связи с изменениями быта и численности инородческих племен, было принято решение опять изменить систему обложения ясаком. Составление новых окладных ясачных книг было передано в ведение ясачных комиссий, отдельных для Западной и Восточной Сибири. За основание было принято деление представителей инородческих племен на бродячих, кочевых и оседлых. Бродячие и кочевые сохранили за собой прежний способ обложения, кроме того, что был отменен 44-копеечный сбор. Оседлые инородцы должны были платить налоги в соответствии с теми сословиями, в которые они вступали.

Ясачные люди

В 1625 г. в Казанской земле количество ясачных крестьян превышало 40 тыс. дворов, а в 1710 г. их насчитывалось около 91 тыс. Ясачными людьми считались мужчины от 18 до 50 лет, кроме больных и увечных. Трудоспособное население записывалось в ясачные книги, а периодически количество ясачных людей проверялось переписями. Присяга – шерть – была способом принуждения людей к выплате ясака, а в случае невыплаты подати, сборщики дани могли брать заложников из местной знати (аманатов), которых содержали в тяжелых условиях.

Злоупотребления сборщиков ясака и его тяжесть вызывали рост недоимок, обнищание, что приводило к волнениям.

В Среднем Поволжье ясачные люди во второй половине XVI – начале XVIII вв. имели в пользовании землю, которая находилась во владении общин и являлась собственностью государства. Таким образом, эти ясачные крестьяне считались крепостными государства, были прикреплены к ясачной земле и не имели права ее покидать. Юридически они были на положении помещичьих крепостных крестьян.

Основными занятиями ясачных крестьян было земледелие; в степных и лесостепных областях активно занимались промыслами – бортничеством, рыболовством, охотой.

Ясачные крестьяне платили ренту-налог государству – денежный и хлебный ясак, ямские и полоняничные деньги, оброк за бортничество, рыболовство, охоту и прочие подати. На них распространялась и воинская повинность: каждый третий призывался на войну, а с 1705 года они были подчинены и рекрутской повинности. Кроме того, они привлекались на различные государственные работы – ямская служба, извоз, прокладка дорог.

В 1724 г. ясачные люди Среднего Поволжья были переведены в категорию государственных крестьян, и вместо ясака для них была установлена подушная подать, которая была больше по размеру. Как категория ясачные крестьяне Поволжья существовали до 1720-х, на Урале и Сибири – до 1822 г., когда они также были переведены в состав государственных крестьян.

наткнулась на это словосочетание в учебнике по истории за 7 класс. для более удобного определения вот целиком предложение: "согласно порядку выборов, депутаты избирались от государственных учреждений (по одному от каждого) , от дворян (по одному от уезда) , от купечества (по одному от каждого города) , а также от государственных крестьян, ЯСАЧНЫХ ЛЮДЕЙ, казаков и кочевых племен ( по одному от провинции) .
П. С. писать в ответе " гугл в помощь" не надо! я уже гуглила и это не принесло никаких результатов!

Ясачные Люди - название нерусских народностей Поволжья и Сибири с 15-17вв. , которые платили натуральный налог - ясак. (Плохо гуглили..)

Большая советская энциклопедия. — М. : Советская энциклопедия. 1969—1978.
Ясачные комиссии

См. также в других словарях:

ЯСАЧНЫЕ ЛЮДИ — ЯСАЧНЫЕ ЛЮДИ, название нерусских народностей Поволжья (с 15 16 в. ) и Сибири (с 17 в.) , которые платили натуральный налог ясак. Ясачными людьми считались мужчины от 18 до 50 лет, которых записывали в ясачные книги. Ясачные люди просуществовали в… … Русская история

ЯСАЧНЫЕ ЛЮДИ — название нерусских народностей Поволжья и Сибири с 15 17 вв. , которые платили натуральный налог ясак … Большой Энциклопедический словарь

ясачные люди — название нерусских народностей Поволжья (с XV XVI вв. ) и Сибири (с XVII в.) , которые платили натуральный налог ясак. Ясачными людьми считались мужчины от 18 до 50 лет, записанные в ясачные книги. В Поволжье ясачные люди существовали до 1724,… … Энциклопедический словарь

ЯСАЧНЫЕ ЛЮДИ — плательщики гос. налога общего характера ясака, взимавшегося в царской России с народов Поволжья (с 15 16 вв. ) и Сибири (с 17 в.) . Со взятием Казани (1552) русские цари перевели на себя ясаки, к рые местное население уплачивало казанским ханам. … … Советская историческая энциклопедия

Сибирь* — I. Географический очерк страны. II. Климат. III. Население. IV. Этнографический очерк населения Сибири. V. Землевладение. VI. Источники благосостояния сельского населения (земледелие, скотоводство, промыслы) . VII. Промышленность, торговля и… … Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона

Сибирь — I. Географический очерк страны. II. Климат. III. Население. IV. Этнографический очерк населения Сибири. V. Землевладение. VI. Источники благосостояния сельского населения (земледелие, скотоводство, промыслы) . VII. Промышленность, торговля и… … Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона

Иренек — Гравюра, изображающая кыргызского всадника Иренек (Иренак Ишеев, Иреняк, Ернак, ? сентябрь 1687 года) – князь (бек) Алтысарского улуса енисейских кыргызов, третий сын кыргызс … Википедия

ЯСАК — муж. , татар. , ·стар. сторожевой и опознавательный клич, знак, маяк: уран, лозунг, отзыв, пароль: знак для тревоги; сигнал вообще. Имети всякое бережение, и сторожи, и ясаки, Ратный Устав. Дети боярские, галичане и костромичи, изменили, почали меж … Толковый словарь Даля

Красноярский острог — Координаты: 56°00′47″ с. ш. 92°53′40″ в. д.  / 56.013056° с. ш. 92.894444° в. д. … Википедия

История Новокузнецка — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия


Ясачные люди — плательщики государственного налога общего характера — ясака, взимавшегося в царской России с народов Поволжья (с 15—16 веков) и Сибири (с 17 века). Ясачные Люди - название нерусских народностей Поволжья и Сибири с 15-17вв. , которые платили натуральный налог - ясак.

В разговоре старых подружек или даже коллег по работе на Алтае можно частенько услышать такие выражения:

Человеку не с Алтая сложно понять, о чем идет речь в таком разговоре. Какие-то ясачные, к которым здесь все хорошо относятся: о чем речь вообще идет?

За время путешествия по Алтаю у меня сложилось впечатление, что алтайцы — довольно закрытые люди. Не плохие, а именно закрытые. Они издревле живут на своей земле, очень ею гордятся и с некоторой неохотой пускают сюда чужаков, тем более если те захотели поселиться на Алтае навсегда.

Но есть все же одна категория людей, с которыми алтайцы готовы делить свою землю — те, кто испокон веков жил на Алтае с ними рука об руку. Это и есть те самые ясачные, про которых так часто упоминают в разговорах местные. Но чтобы нам с вами понять, о чем идет речь, придется немного углубиться в историю.

Вообще ясак — это натуральный налог, которым облагались в царское время народы Крайнего Севера и Сибири. Платили чаще всего пушниной, а если ее добыть не смогли, то заменяли деньгами. С алтайцев ясак в царское время брали, как и с других инородцев, но мало кто знает, что с некоторых русских тоже собирали этот налог.

После Никоновской реформы середины 17 века в Сибирь бежало огромное количество старообрядцев, которые не готовы были мириться с реформами Церкви. Спустя долгие десятилетия многие из них добрались до Алтая. Шли пешком да еще и со всем своим скарбом, поэтому переселение затянулось на несколько поколений.

На Алтай староверы шли в поисках сказочного Беловодья – страны с молочными реками и кисельными берегами, образом рая на земле. Так, к началу 18 века в глухих местах на Алтае жило уже довольно много старообрядцев. Здесь до них не могла дотянуться государева рука, ведь по законам того времени за отступничество полагались суровые наказания вплоть до казни.

И только спустя почти сто лет в самом конце 18 века при Екатерине II старообрядцев официально "легализовали", то есть разрешили им быть российскими подданными. Было лишь одно условие — они становились ясачными , то есть должны были платить натуральный налог в казну, точно так же как коренные народы Сибири и Севера.

То есть фактически староверов приравняли по статусу к алтайцам — коренным жителям этих земель. До сих пор алтайцы особенно уважают русских, которые жили на Алтае еще с петровских времен — потомков тех самых ясачных староверов, пришедших на берега Бии и Катуни в начале 18 века.

Потому и в разговорах частенько упоминают "да он из ясачных", то есть "свой человек", а значит с ним можно иметь дело. Не зря же его семья последние триста лет живет на Алтае. Можно сказать, что уже коренным успел стать.

Ставьте 👍, если понравился материал. Сейчас путешествую по Алтаю, выкладываю много интересного!

Читайте также: