Теория гумбольдта о происхождения языка кратко

Обновлено: 02.07.2024

ГУМБОЛЬДТИАНСТВО, система лингвофилософских воззрений, сформировавшаяся под непосредственным влиянием идей Вильгельма фон Гумбольдта. Языковая философия и лингвистическая теория Гумбольдта – несомненно, одна из самых влиятельных лингвофилософских концепций 19 в. С известными оговорками гумбольдтианство может быть охарактеризовано как приложение некоторых идей И.Канта к проблемам языка.

Одна из наиболее ярких черт языковой философии Гумбольдта – идея связи между языком и национальным характером. Эта идея, воспринимающаяся сегодня как достаточно смелая и нуждающаяся в серьезном эмпирическом обосновании, была в эпоху романтизма скорее общим местом (ср., например, труды И.Г.Гердера). В этой части своей концепции Гумбольдт (вопреки тому, что часто утверждается сегодня) был вряд ли по-настоящему оригинален. Оригинальность гумбольдтианства видится прежде всего в следующих положениях.

Гумбольдтинство представляет собой одну из немногих лингвофилософских теорий прошлого, которая продолжает оказывать влияние на современные подходы к исследованию языка. С одной стороны, гумбольдтианские традиции были продолжены в 20 в. в рамках неогумбольдтианских подходов (см. НЕОГУМБОЛЬДТИАНСТВО) с другой – в виде развития отдельных положений и идей, высказанных Гумбольдтом и нашедших применение в самых различных областях лингвистики – от генеративной грамматики Н.Хомского до когнитивной теории метафоры Дж.Лакоффа и М.Джонсона.

Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова. М., 1927
Постовалова В.И. Язык как деятельность. Опыт интерпретации концепции В.Гумбольдта. М., 1982
Звегинцев В.А. О научном наследии Вильгельма фон Гумбольдта. – В кн.: В. фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. М., 1984
Рамишвили Г.В. Вильгельм фон Гумбольдт – основоположник теоретического языкознания. – В кн.: В. фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. М., 1984
Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989
Алпатов В.М. Вильгельм фон Гумбольдт. – В кн.: Алпатов В.М. История лингвистических учений, 2-е изд., испр. М., 1999

Идеи александрийцев достаточно быстро проникли и в Рим. В I веке до нашей эры там появляется первый крупный грамматист Марк Теренций Варрон (116—27 годы до нашей эры).

Варрон и другие римские ученые достаточно легко и лишь с минимальными изменениями приспособили греческие схемы описания к латинскому языку. Окончательно античная традиция была зафиксирована в двух позднеантичных латинских грамматиках: грамматике Доната (III–IV века) и многотомной грамматике Присциана (первая половина VI века). На протяжении всего Средневековья две грамматики служили образцами.

Как отмечает В.М. Алпатов: «После распада Римской империи европейская традиция окончательно распалась на два варианта: восточный, греческий, и западный, латинский, которые уже развивались вне всякой связи друг с другом. В течение нескольких веков средневековая лингвистика как на Востоке, так и на Западе мало внесла нового в науку о языке. Новый этап развития западноевропейской лингвистики начался с появлением в ХН-ХШ веках философских грамматик, стремившихся не описывать, а объяснять те или иные языковые явления. Сложилась школа модистов, работавшая с начала XIII века по начало XIV века; самый знаменитый из модистов — Томас Эрфуртский, написавший свой труд в первом десятилетии XIV века. Модисты интересовались не столько фактами латинского языка (где они в основном следовали Присциану), сколько общими свойствами языка и его отношениями к внешнему миру и к миру мыслей. Модисты впервые пытались установить связь между грамматическими категориями языка и глубинными свойствами вещей. Модисты внесли также вклад в изучение синтаксиса, недостаточно разработанного в античной науке…

В XVI веке после некоторого перерыва теория языка вновь начинает развиваться. Так французский ученый Пьер де ла Раме (Рамус) (1515–1672) завершил создание понятийного аппарата и терминологии синтаксиса, начатое ранее модистами. Надо отметить, что именно ему принадлежит дожившая до наших дней система членов предложения. Испанец Ф. Санчес (Санкциус) (1550–1610) в конце шестнадцатого столетия создает теоретическую грамматику, написанную еще на латыни, но уже учитывающую материал различных языков. У Санчеса впервые появляются и некоторые идеи, потом отразившиеся в грамматике Пор-Рояля.

Языкознание XVII века в основном шло в области теории двумя путями: дедуктивным и индуктивным. Самым известным и популярным образцом индуктивного подхода, связанного с попыткой выявить общие свойства реально существующих языков, стала так называемая грамматика Пор-Рояля. Она была впервые издана в 1660 году. Характерно, что имена ее авторов Антуана Арно (1612–1694) и Клода Лансло (1615–1695) не были указаны.

Наконец, достаточно разработанную теорию происхождения и развития языка для тех лет предложил Э. Кондильяк. По его мнению, язык на ранних этапах развивался от бессознательных криков к сознательному их использованию. Получив контроль над звуками, человек смог контролировать и свои умственные операции.

Французский философ развил и концепцию о едином пути развития языков. Но при этом языки проходят этот путь с разной скоростью а, потому одни языки совершеннее других.

«В. фон Гумбольдт был многосторонним человеком с разнообразными интересами, — пишет В.М. Алпатов. — Он был прусским государственным деятелем и дипломатом, занимал министерские посты, играл значительную роль на Венском конгрессе, определившем устройство Европы после разгрома Наполеона. Он основал Берлинский университет, ныне носящий имена его и его брата, знаменитого естествоиспытателя и путешественника А. фон Гумбольдта. Ему принадлежат труды по философии, эстетике и литературоведению, юридическим наукам и др. Его работы по лингвистике не столь уж велики по объему, однако в историю науки он вошел в первую очередь как языковед-теоретик…

При этом он считает, что язык есть творение не отдельного человека, а принадлежит всегда целому народу. Позднейшие поколения получают его от поколений минувших.

Эль-Ниньо и течение Гумбольдта

Эль-Ниньо и течение Гумбольдта (Тихий океан) Два течения в Тихом океане особенно интересны. Одно из них, открытое и описанное великим ученым, имя которого оно носит, необычайно по обилию жизни, сопровождающей его поток. Уже не один миллион лет несет это течение свои

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОССЮРА

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОССЮРА С семидесятых годов XIX века развитие языкознания вступает в новый этап. Период глобальных философских систем и стремлений к широким обобщениям окончательно уходит в прошлое. Преобладающей доктриной в науке становится позитивизм.В

13. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД И ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУБИНШТЕЙНА-ЛЕОНТЬЕВА

13. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД И ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУБИНШТЕЙНА-ЛЕОНТЬЕВА Теория деятельности, которая была создана С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым, помогает раскрыть не только структуру и содержание психологической деятельности

9. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД И ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУБИНШТЕЙНА-ЛЕОНТЬЕВА

9. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД И ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУБИНШТЕЙНА-ЛЕОНТЬЕВА Теория деятельности, которая была создана С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым, помогает раскрыть не только структуру и содержание психологической деятельности

Социальнокогнитивная теория (теория социального научения)

Социальнокогнитивная теория (теория социального научения) научная и экспериментальная методология в рамках бихевиористского подхода, раскрывающая зависимость поведения человека от целого ряда внутренних процессов (например, влечений, побуждений, потребностей),

Теория – практика – теория

Теория – практика – теория Мы не можем здесь пересказать сложную историю реформизма в городском планировании в полном ее объеме, поэтому ограничимся лишь несколькими, наиболее яркими фактами, очевидным образом соотносимыми с российскими реалиями наших дней, спустя

Маршруты Александра Гумбольдта

Маршруты Александра Гумбольдта Вторая половина XVIII века отмечена бурным развитием естествознания. Появились книги об увлекательных путешествиях испанцев в Новом Свете, о кругосветных плаваниях англичан и французов. Все они были прочитаны юным Александром Гумбольдтом,

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. ГУМБОЛЬДТА (HUMBOLDT-UNIVERSITAT)

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. ГУМБОЛЬДТА (HUMBOLDT-UNIVERSITAT) Наискосок, напротив роскошного памятника Фридриху Великому, можно заметить еще две скульптуры – впрочем, не верхом, а сидящих в креслах в задумчивой позе – Вильгельма и Александра Гумбольдтов. В 1810 году по инициативе старшего из


Humboldt, Wilhelm von (1767–1835), немецкий философ, филолог, искусствовед, правовед и государственный деятель.

Особое место в лингвистическом компаративизме первой половины 19 в. занимал крупнейший лингвофилософ и теоретик языка, основатель теоретического языкознания и лингвистической философии языка Карл Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835). Его отмечали блестящее образование, необычайно широкий круг интересов и занятий (многочисленные языки мира и их типология, классическая филология, философия, литературоведение, теория искусства, государственное право, дипломатия и т.д.; переводы из Эсхила и Пиндара). Он активно участвовал в государственной и интеллектуальной жизни, общался с Гете, Шиллером и другими духовными вождями того времени. Вместе с братом Александром фон Гумбольдтом он основал Берлинский университет. В. фон Гумбольдт проповедовал необходимость всестороннего и гармоничного развития личности и всего человеческого рода и осуждал утилитаризм и узкую специализацию в университетском образовании. В. фон Гумбольдт был представителем синтетического знания, в то время как его предшественники (за исключением И. Гердера) выступали как представители аналитического знания.

Лингвистическая концепция В. фон Гумбольдта была реакцией на антиисторическую и механистическую концепцию языка 17-18 вв. Она имела источником идеи И. Гердера о природе и происхождении языка, о взаимосвязи языка, мышления и "духа народа", а также типологические классификации языков Фр. и А. В. Шлегелей. На формирование взглядов В. фон Гумбольдта оказали также влияние идеи немецкой классической философии (И. Кант, И.В. Ггте, Г.В.Ф. Гегель, Ф. Шиллер, Ф.В. Шеллинг, Ф.Г. Якоби). В. фон Гумбольдт выступил вдохновителем одного из течений в немецкой философии 1-й половины 19 в. философской антропологии.

Основные теоретические и методологические принципы концепции В. фон Гумбольдта заключаются в следующем:

а) синтез натуралистического и деятельностного подхода (язык как организм духа и как деятельность духа);

б) диалектическое соотнесение противоположных начал (в форме антиномий);

в) системно-целостный взгляд на язык;

г) приоритет динамического, процессуально-генетического подхода над структурно-статическим;

д) трактовка языка как порождающего себя организма;

е) приоритет вневременного (панхронического или ахронического) взгляда на язык над историческим анализом изменения языка во времени;

ж) приоритет изучения живой речи над описанием языкового организма;

з) сочетание интереса к реальному разнообразию существующих языков и к языку как общему достоянию человечества;

и) попытка представить в идеальном плане языки как ступени к совершенному образованию языка как такового;й) отказ от описания языка только изнутри его самого, вне связей с другими видами человеческой деятельности;

к) сочетание философски отвлечгнного взгляда на язык со скрупулёзно-научным его изучением.

В формировании новой лингвистической методологии огромную роль сыгравшие статьи "О мышлении и речи" (реакция на выступление Г. Фихте "О языковой способности и происхождении языка"; 1795), "Лаций и Эллада" (где уже представлены все мотивы более позднего творчества; 1806), "О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития" (формулирование задач иного -- по сравнению с пониманием Ф. Боппа и Я. Гримма -- подхода к построению сравнительной грамматики; убеждение в изначальной сложности и системности языка; призыв к изучению языка как явления и естественнонаучного, и интеллектуально-телеологического; 1820), "О влиянии различного характера языков на литературу и духовное развитие" (критика понимания языка как номенклатуры готовых знаков для понятий; неоконченная работа), "О возникновении грамматических форм и их влиянии на развитие идей" (доклад, в котором была выдвинута идея об обусловленности мышления языком; опубликован в 1820-1822) и особенно большое теоретическое введение к тргхтомному труду "О языке кави на острове Ява" (1836 – 1840), имеющее самостоятельное название "О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества" (напечатано отдельно в 1907).

В. фон Гумбольдту принадлежит идея о построении "сравнительной антропологии", включающей в себя и теорию языка как орудия обозрения "самых высших и глубоких сфер и всего многообразия мира", "приближения к разгадке тайны человека и характера народов".

Ему присуще свое собственное понимание способов и целей лингвистического компаративизма, призванного, по его мнению, искать глубинные истоки языка не в материальных условиях жизни, а в духовной сфере. Языковая способность понимается им не только как уникальный дар человека, но и как его сущностная характеристика. Он утверждает изначальное единство языка и мышления, языка и культуры. В. фон Гумбольдт убеждгн в том, что язык не развивается постепенно по пути усложнения и совершенствования, а появляется сразу как целостная и сложная система, заложенная в человеке. Им высказывается идея существования языка как неосознаваемой формы и как интеллектуальной активности, проявляющихся в актах "превращения мира в мысли". Он утверждает, что мышление зависит от языка, образующего промежуточный мир между внешней действительностью и мышлением. Разные языки квалифицируются как разные мировидения.

В. фон Гумбольдт выдвигает трехчленную схему индивид – народ – человечество, утверждая, что индивидуальная субъективность в постижении мира через язык снимается в коллективной субъективности данного языкового сообщества, а национальная субъективность – в субъективности всего человеческого рода, объединяемого не на биологической, а на культурно-этической и социальной основе.

Им постулируется тождество языка и национального духа, духа народа. Он указывает на то, что "истинное определение языка может быть только генетическим". Генетический момент констатируется скорее по отношению к речи, чем к языку. Под языком понимается "каждый процесс говорения, но в истинном и существенном смысле. как бы совокупности всех говорений". Настойчиво подчеркивается творческая, "энергетическая" (т.е. деятельностная) природы языка. Язык трактуется как деятельность, главная по отношению ко всем другим видам деятельности человека, как деятельность человеческого духа (energeia), в которой осуществляется сплавление понятия со звуком, превращение звука в живое выражение мысли, а не как мёртвого продукта этой деятельности (ergon).

Языку приписываются две функции: а) расчленение бесформенной субстанции звука и мысли и формирование артикулированного звука и языкового понятия; б) соединение их в единое целое до полного взаимопроникновения.

Под формой языка понимается постоянное и единообразное начало в созидательной деятельности духа, взятое в совокупности своих системных связей и представляющее собой индивидуальный продукт данного народа. В языке различаются материя и форма, внешняя (звуковая и грамматическая) и внутренняя (содержательная) форма.

Особое значение для последующих периодов развития языкознания имела трактовка внутренней формы языка, определяющей способ соединения звуков и мыслей, как собственно языка. Утверждалось, что у каждого языка наличествует своя внутренняя форма.

Предназначение языка видится в "превращении мира в мысли", в выражении мыслей и чувств, в обеспечении процесса взаимопонимания, в развитии внутренних сил человека. В каждом отдельном языке видится инструмент для специфической интерпретации мира в соответствии с заложенным в этом языке миропониманием, орудие формирования для говорящего на нем народа картины мира. Языку приписывается функция регулирующего воздействия на поведение человека.

Последователи В. фон Гумбольдта (Х. Штайнталь, А.А. Потебня, П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев) констатируют следующие антиномии, иллюстрирующие диалектическую связь двух взаимоисключающих и взаимно обусловливающих начал: деятельность - предметность (energeia - ergon, жизненность - вещность), индивидуум - народ (индивидуальное - коллективное), свобода - необходимость, речь - понимание, речь - язык, язык - мышление, устойчивое - подвижное, закономерное - стихийное, импрессионистическое (временное, индивидуальное) - монументальное, континуальное - дискретное, объективное - субъективное.

Х. Штайнталем были впоследствии систематизированы разрозненные высказывания В. фон Гумбольдта о наличии лежащей между логикой и грамматикой "идеальной грамматики", категории которой собственно языку не принадлежат, но находят более полное или неполное выражение в категориях "реальной грамматики", имеющей как общий, так и частный разделы.

В. фон Гумбольдт закладывает основания для содержательной типологии языков, опирающейся на понятие внутренней формы (взятое у Дж. Харриса). Он признает своеобразие каждого языка как в плане формы, так и в плане содержания. В плане содержания самого языка выделяются не только идиоматический (идиоэтнический), но и универсальный компонент. В общем он следует идеям Дж. Харриса, но предлагает иной способ разграничения идиоэтнического и универсального. "Общее родство" (т.е. типологическая близость) понимается как "тождество целей и средств".

Универсальное трактуется как основа способности к многоязычию, возможности адекватного перевода с языка на язык. Все типы языка признаются равноправными по своим возможностям, никакой из языковых типов не может считаться исходным.

Вслед за братьями Шлегелями, различаются языки изолирующие, агглютинирующие и флективные. В классе агглютинирующих языков выделяется подкласс языков со специфическим синтаксисом предложения - инкорпорирующих. Возможность "чистых" языковых типов отрицается.

Идеи В. фон Гумбольдта в большей или меньшей мере будоражили многих учгных 19 и 20 вв. Попытки осмыслить и реализовать в описании языков идеи В. фон Гумбольдта имели место сперва в Германии (в работах Х. Штайнталя, отчасти В. Вундта, Э. Гуссерля, Л. Вайсгербера), затем в России (в работах А.А. Потебни, Г.Г. Шпета, П.А. Флоренского, А.Ф. Лосева). Сложилось в ряде разновидностей так называемое гумбольдтианство, которое характеризуют как совокупность взглядов на язык и способы его изучения, сформировавшихся в русле философско-лингвистической программы В. фон Гумбольдта. Гумбольдтианство предполагает антропологический подход к языку, его изучение в тесной связи с сознанием и мышлением человека, его культурой и духовной жизнью.

Но во второй половине 19 в. отсекается, прежде всего, универсальный компонент, наличие которого признавалось логической грамматикой и отвергалось грамматикой психологической. В соответствии с духом этого времени не нашли своего продолжения попытки В. фон Гумбольдта синтезировать логический и психологический подходы к языку, гумбольдтианцы целиком перешли на позиции психологизма.

В 20 в. идеи В. фон Гумбольдта нашли развитие в, так называемом, неогумбольдтианстве.

Философия языка Гумбольдта – это совокупность философских идей известного немецкого языковеда относительно языка как особого явления.

Гумбольдтианство как лингвофилософское направление исследований сформировалось благодаря трудам немецкого мыслителя и языковеда конца XVIII - начала XIX в. Вильгельма фон Гумбольдта (1767-1835 гг.).

Рисунок 1. В. фон Гумбольдт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Трудов В. фон Гумбольдта по проблемам языкознания немного, однако в историю науки он вошел, прежде всего, как языковед-теоретик. Именно его считают основателем теоретического языкознания. Ученый обосновал формирование общего языкознания как отдельной дисциплины.

Гумбольдт был первым исследователем во XIX ст., который предпринял попытку осмысления всего языковедческого материала и сформировал фундаментальные положения метода и философии языка.

Круг лингвистических интересов В. фон Гумбольдта был широким и охватывал:

  1. европейские языки;
  2. баскский язык;
  3. санскрит;
  4. китайский язык;
  5. маланезийско-полинезийские языки
  6. индейские языки Северной Америки.

Готовые работы на аналогичную тему

Теоретико-методологической основой концепции философии языка Гумбольдта является антропологический подход к языку, согласно которому изучение языка следует осуществлять в тесной связи с сознанием и мышлением человека, его культурой и духовной жизнью.

В. фон Гумбольдт рассматривал сознание как особую первооснову, которая не зависит от материи и развивается по своим законам. Применяя это положение к определению сущности языка, он пишет о том, что язык есть душа во всей ее совокупности. Она развивается по законам духа. В то же время дух народа можно узнать только благодаря языку. Язык отражает своеобразные и тончайшие признаки народного духа.

Значительное влияние на лингвофилософскую концепцию В. фон Гумбольдта имело учение Канта о противоречиях (антиномии) чистого разума. Языковед показывает, что попытка разума дать ответ на вопрос о том, что такое язык, приводит к проявлению антиномий, которые, характеризуя язык с различных, иногда противоположных сторон, раскрывают самую сущность языка в сложном переплетении её признаков.

Опираясь на идеи тождества духа и природы, её постоянного развития, концепцию абсолютного разума Ф.-В, Шеллинга, а также положение Г.-В.-Ф. Гегеля о мышлении как независимой от человека объективной сущности, основе всего сущего, о первоначальном тождестве мышления и бытия, Гумбольдт говорит о языке как деятельности духа и мышления. Дух содержит отпечаток материи; язык - материальное воплощение духа.

Теоретико-методологические особенности концепции философского осмысления языка в работах В. фон Гумбольдта

Способ исследования немецким мыслителем самых разных аспектов языка, глубина и сила его аргументации утверждают, что он выработал метод, с помощью которого можно подойти к первоначальному единству языка, мышления и феноменов культуры, заложив тем самым лингвистические основы для объединения наук о культуре.

Современная российская лингвистка В. Постовалова выделяет следующие признаки философской концепции языка В. фон Гумбольдта:

  • синтез натуралистического и деятельностного принципов изучения языка и человека: язык определяется им как организм духа и как его самодеятельность;
  • видение объекта как внутренне противоречивого, антиномичной природы языка (диалектический подход);
  • онтологически объект рассматривается как определенная целостность, хотя методологически допускается определенный аналитизм (системно-целостный взгляд на язык);
  • приоритет динамического, процессуального подхода над структурно-статическим; приоритет описания живой речи над структурой языка;
  • понимание языка как организма, который сам порождает себя;
  • приоритет вневременного (панхронического) взгляда на язык;
  • сочетание интереса к живому разнообразию реально существующих языков и языка как общего достояния человечества;
  • сопоставление языка с другими видами духовной деятельности человека, прежде всего с искусством;
  • сочетание философско-абстрактного взгляда на язык с детально-научным подходом к ее изучению.

В целом метод Гумбольдта можно квалифицировать как лингвофилософскую антропологию. Ученый, опираясь на данные языка, культуры, истории и других науках, мечтал о создании сравнительной антропологии. Он был убежден, что с помощью языка можно узнать всём богатстве мира в его единстве.

Важно указать на то, что в концепции Гумбольдта речь неотделима от культуры. Она тесно связана с духовным развитием человечества, отражает развитие культуры.

Учение Гумбольдта о языке как мировоззрении народа тесно связано с положением о его творческом характере и энергической сущности. Язык, по Гумбольдту, – живая деятельность человеческого духа, единственная энергия народа, которая происходит из глубин человеческого естества и пронизывает всё его бытие.

Понимание языка как энергии было качественно новым в науке о языке и в лингвофилософии. Формой существования языка в таком аспекте рассмотрения становится развитие.

Если язык – это энергия, то его можно рассматривать как организм, который вечно себя порождает.

Опираясь на положения о тождестве языка и духа народа, Гумбольдт формулирует важный тезис о том, что язык – это мировоззрение народа и, соответственно, каждого из его членов. Именно это положение стало основой гумбольдтианства XIX в. и было возрождено в концепциях неогумбольдтианства в XX в.

Итак, В. фон Гумбольдту принадлежит особое место в истории языкознания и философии языка. Немецкий ученый выдвинул оригинальную концепцию сущности и природы языка, работал над многими фундаментальными проблемами, которые и сейчас находятся в центре научных дискуссий. Его деятельность высоко ценили выдающиеся языковеды и философы, поскольку способ рассмотрения ученым языка в широком контексте соответствует как требованиям науки о языке, так и философии. Гумбольдт первым в истории лингвофилософской мысли успешно осуществил попытку синтеза лингвистического и философского подходов к явлениям языка.

Читайте также: