Медиаобразование в мире проблемы и тенденции кратко

Обновлено: 05.07.2024

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Федоров А.В.

ФЕДОРОВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ

Род. 4 ноября 1954 года

Библиография (книги А.В. Федорова):

Трудно быть молодым: Кино и школа. М., 1989.

Видеоспор : кино – видео – молодежь. Ростов, 1990.

Подготовка студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств (кино, телевидение, видео). Таганрог, 1994.

Киноискусство в структуре современного российского художественного воспитания и образования. Таганрог, 1999.

Медиаобразование: История, теория и методика. Ростов, 2001.

Медиаобразование в России: Краткая история развития. Таганрог, 2002 (совместно с И.В. Челышевой ).

Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент. М ., 2002. ( редактор ).

Media Education: Sociology Surveys. Taganrog , 2003.

Медиаобразование в зарубежных странах. Таганрог, 2003.

Медиаобразование в педагогических вузах. Таганрог, 2003.

Violence on the Russian Screen and Youth Audience. Taganrog , 2003.

Медиаграмотность будущих педагогов в свете модернизации образовательного процесса в России. Таганрог, 2004 (совместно с А.А. Левицкой, И.В. Челышевой и И.А. Каруна ).

Медиаобразование и медиаграмотность . Таганрог, 2004.

Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог, 2004.

Медиаобразование в ведущих странах Запада. Таганрог, 2005 (совместно с А.А. Левицкой).

Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог, 2005.

Медиаобразование в США, Канаде и Великобритании. Таганрог, 2007 ( совм . с А.А. Левицкой, В.Л. Колесниченко, И.А. Каруна ).

Медиаобразование: социологические опросы. Таганрог, 2007.

Эстетическая концепция в российском медиаобразовании и творческое наследие Ю.Н. Усова. Таганрог, 2007. (совместно с И.В. Челышевой , А.А. Левицкой, Е.В. Мурюкиной , С.С. Федорцовой ).

On Media Education . Moscow , 2008.

Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М ., 2007.

Медиаобразование : вчера и сегодня . М ., 2009.

Children and Media Violence: Comparative Analysis. Saarbrucken , 2010.

Media Education and Media Literacy: Russian Point of View. Saarbrucken , 2010.

Дети и медийное насилие: проблемы и тенденции. Saarbrucken , 2010.

Развитие медиакомпетентности студентов в процессе медиаобразования . Saarbrucken , 2010.

Трансформация образа России на западном экране . М ., 2010.

Russian Image on the Western Screen: Trends, Stereotypes, Myths, Illusions. Saarbrucken , 2011.

Russian Media Education Researches (1950–2010): Past and present. Saarbrucken , 2011.

Something about Russian Films: History, themes, genres, directors. Saarbrucken , 2011.

Заметки о российском кино: общий и крупный план. Saarbrucken , 2011.

Массовое медиаобразование в мире: прошлое и настоящее. Saarbrucken , 2011. (соавтор – А.А. Левицкая).

Медиаобразовательные центры: научные исследования и практическая деятельность. Saarbrucken , 2011 (соавтор – А.А. Левицкая).

Россия в зеркале западного экрана: тенденции, стереотипы, мифы, иллюзии. Saarbrucken , 2011.

Литература о А.В. Федорове:

Кириллова Н.Б. Медиакультура : от модерна – к постмодерну. М., 2005. С. 397.

Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику: Профессиональное и массовое медиаобразование: Учебное пособие. СПб ., 2004. С. 79–81.

Короченский А.П. Важный вклад в медиапедагогику // Медиаобразование. 2005. № 1. С. 121–124.

Чудинова В.П. и др. Дети и библиотеки в меняющейся среде. М., 2004. С. 155–165.

Янчевская Е. Из жизни на экран и обратно // Независимая газета. 2.09.2004.

Короченский А.П. Медиаобразование и журналистика на юге России // Юг России в прошлом и настоящем: история, экономика, культура. Белгород, 2006. Т. 1. С. 316–323.

Поличко Г.А. Киноязык , объясненный студенту. М., 2006. С . 7.

Web -ресурсы на которых размещены книги и статьи А.В. Федорова:

Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов , обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники . Медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, помогает ему лучше понять язык экранных искусств.

ЮНЕСКО дает этому направлению в педагогике следующее определение: «Медиаобразование ( media education ) связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как:

1) анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты ;

2) определять источники медиатекстов , их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст;

3) интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа;

4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;

5) получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции.

Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии. …

Для осуществления главных целей медиаобразования ЮНЕСКО стремится активно содействовать:

сравнительному анализу существующих в развитых странах методологий и методик медиаобразования (с последующим распространением наиболее перспективных из них);

разработке механизмов оценки эффективности медиаобразовательных акций;

проведению дальнейших исследований в области медиаобразования ;

обучению медиаграмотности преподавателей, студентов, инструкторов, членов неправительственных организаций и ассоциаций и других заинтересованных лиц (в том числе – на летних курсах по медиапедагогике, в процессе дистанционного образования);

официальной легализации медиаобразования в различных странах, разработке соответствующих учебных планов (формальных и неформальных);

созданию сборника кратких руководящих принципов медиаобразования , учебников и пособий для преподавателей и родителей, собрания материалов, публикаций, наборов инструментария, адаптированного к региональным модулям);

сотрудничеству различных медиаагентств , благотворительных фондов с учебными заведениями, неправительственными организациями, другими частными или общественными учреждениями, имеющими отношение к образованию и воспитанию;

разработке и внедрению интернетных медиаобразовательных сайтов для практиков, преподавателей и инструкторов (с условиями доступа к необходимым ресурсам);

организации местных, национальных и международных медиаобразовательных форумов (с установленной периодичностью), связанных с учебными заведениями;

созданию сети специализированных медиаобразовательных фильмов и фестивалей;

консолидации существующих федераций, профессиональных ассоциаций ицентров документации медиаобразовательного характера;

публикации рекомендаций в поддержку общественных медиа (некоммерческих и коммерческих), рассчитанных на детскую и молодежную аудиторию;

контролю над деятельностью медиаагентств разных видов, чтобы гарантировать качество и доступ к средствам массовой информации для молодежи и т.д. [UNESCO, 2002].

Думается, что эти рекомендации ЮНЕСКО чрезвычайно актуальны сегодня и для России.

Медиаобразование можно разделить на следующие основные направления:

1) медиаобразование будущих профессионалов – журналистов (пресса, радио, телевидение, Интернет), кинематографистов, редакторов, продюсеров и др.;

2) медиаобразование будущих педагогов в университетах, педагогических институтах, в процессе повышения квалификации преподавателей вузов и школ на курсах по медиакультуре ;

3) медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в обычных школах, средних специальных учебных заведениях, вузах ( которое , в свою очередь, может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.);

4) медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах (домах культуры, центрах внешкольной работы, эстетического и художественного воспитания, в клубах по месту жительства и т.д.);

5) дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью телевидения, радио, системы Интернет (здесь огромную роль играет медиакритика );

6) самостоятельное/непрерывное медиаобразование (которое теоретически может осуществляться в течение всей жизни человека). При этом во всех этих направлениях важную роль может играть медиакритика .

Медиаобразование предусматривает методику проведения занятий, основанную на проблемных, эвристических, игровых и др. продуктивных формах обучения, развивающих индивидуальность учащегося, самостоятельность его мышления, стимулирующих его творческие способности через непосредственное вовлечение в творческую деятельность, восприятие, интерпретацию и анализ структуры медиатекста , усвоение знаний о медиакультуре . При этом медиаобразование, сочетая в себе лекционные и практические занятия, представляет собой своеобразное включение учащихся в процесс создания произведений медиакультуры, то есть погружает аудиторию во внутреннюю лабораторию основных медиапрофессий , что возможно как в автономном варианте, так и в процессе интеграции в традиционные учебные предметы.

Организация аналогичных факультетов была бы, наверное, вполне уместной и в университетах/институтах культуры и искусства. Там набор специальностей мог бы быть следующим: культурология ; искусствоведение (включая театроведение и киноведение); медиаобразование; менеджмент в сфере культуры, медиа и образования и т.п. Сходного мнения придерживаются и другие ведущие медиапедагоги России – О.А.Баранов, В.В.Гура, Н.Б.Кириллова, А.П.Короченский, В.А.Монастырский, С.Н.Пензин, Г.А.Поличко, Л.В.Усенко, Н.Ф.Хилько, И.В.Челышева и многие др. В Челябинске в 2004 году уже сделаны первые шаги в подобном направлении – создан Центр медиаобразования при Южно-Уральском государственном университете . Несколько позже созданы такого рода центры в Екатеринбурге, Перми, Томске и др. городах России.

В настоящее время принято рассматривать две ветви медиаобразования - так называемое социокультурное медиаобразование, которое реализуется на практике в специальных учебных курсах, и медиаобразование интегрированное, которое стремится стать органичной частью конкретного учебного предмета (или образовательной области).

Сооциокультурное медиаобразование, непосредственная цель которого - приобщение человека к мировой культуре через массовую печать, телевидение, радио и кино, можно считать сложив-шимся. Традиции социокультурного медиаобразования берут свое начало в двадцатых годах ХХ века. Тогда весьма важным было развитие восприятия; десятилетием позже стало не менее актуальным формирование основ критического мышления, однако жесткие идеологические режимы не могли себе позволить свободы восприятия и истолкования информации. Именно поэтому в тридцатые годы медиаобразование приостанавливает свой разбег и отныне получает свое развитие там и тогда, где общество заинтересовано в развитии реальной демократии.

Сходные проблемы определяют и рост внимания к медиаобразованию за рубежом.

По мнению ученого и исследователя Л. Мастермана, девяностые годы двадцатого столетия характеризуются преобладанием ключевых концепций медиаобразования. Под ключевыми концепциями понимаются те их варианты, которые предназначены для анализа любых медиатекстов. Таким образом, развитие сети массовых коммуникаций заставляет возвращаться на новом витке к первому этапу медиаоб-разования - освоению языка и поиску смысла (или комплекса скрытых смыслов). Основное требование - анализ медиатекста не должен быть произвольным, он призван опираться на систему строгих правил.

1)каковы его основные цели? Или зачем нужно медиаобразование?

2)каково его содержание и формы? Или что такое медиаобразование, и чем оно наполнено?

3)как медиаобразование должно соотноситься с другими полями педагогической деятельности, как дидактической, так и воспитательной?

4)кто и где готовит медиапедагогов? Каковы содержание и формы вузовской подготовки медиапедагогов.

Понятие медиаобразования как направления в педагогике, выступающего за изучение "закономерностей массовой коммуникации", история его зарождения и развития, современные достижения, методы и принципы. Существующие проблемы и направления их разрешения.

Рубрика Педагогика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 27.12.2014
Размер файла 31,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

В современных городах контакты человека с медиа превышают одиннадцать часов в день, телевизор включен в квартирах, домах в среднем 7 часов 38 минут ежедневно, а дети от двух до двенадцати лет в среднем смотрят телевизор 25 часов в неделю. По данным Национального союза семейных ассоциаций (UNAF - Union National des Associations Familiales), несовершеннолетняя аудитория ежегодно проводит в среднем 154 часа качественного времени (то есть периода бодрствования) с родителями и 850 часов - с учителями, в то время как на контакты с различными экранными медиа у детей отводится 1400 часов.

Таким образом, медиа (средства коммуникации) с каждым годом играют все большую роль в жизни людей и в образовательном процессе. Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

Подобное обучение необходимо, так как оно стремится развивать медиакомпетентность, понимаемую как критическое и вдумчивое отношение к медиа с целью воспитания ответственных граждан, способных высказать собственные суждения на основе полученной информации. Это дает им возможность использовать необходимую информацию, анализировать ее, идентифицировать экономические, политические, социальные и / или культурные интересы, которые с ней связаны. Медиаобразование позволяет людям осуществлять их право на свободу самовыражения и информацию, что не только способствует личному развитию, но также увеличивает социальное участие и интерактивность. В этом смысле медиаобразование готовит к демократическому гражданству и политическому пониманию. Необходимо развивать медиаобразование как часть концепции обучения в течение всей жизни человека.

Поэтому для современного человека очевидна необходимость навыков восприятия информации, умения верно понимать значения аудиовизуальных образов, и, как следствие, более компетентно и свободно обращаться с информационными потоками и ориентироваться в них. Все это способно обеспечить медиаобразование. Его ресурсы уже давно используются в Европе и во всем мире, а в России только недавно стали говорить о необходимости его развития и внедрения в образовательный процесс.

Объектом данного исследования является явление медиаобразования в России.

Предмет исследования - возможность развития и внедрения медиаобразования в современном образовании

Проблема, которая изучается в данном курсовом проекте, - это недостаточное понимание современным обществом проблем медиаобразования и важности внедрения подобных программ в современный образовательный процесс

Цель курсового проекта заключается в том, чтобы исследовать проблемы средств массовой коммуникации в России и возможные пути внедрения медиаобразования в современный образовательный процесс.

1. Понятие и история медиаобразования

Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, помогает ему лучше понять язык медиакультуры.

Основные направления медиаобразования:

1. медиаобразование будущих профессионалов: журналистов (телевидение, радио, пресса, Интренет), кинематографистов, редакторов, продюсеров и др.;

2.образование будущих педагогов в университетах, педагогических институтах, повышение квалификации преподавателей ВУЗов и школ в рамках курсов по медиакультуре;

3.медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в обычных школах, средних специальных учебных заведениях, ВУЗах, которое, в свою очередь, может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.);

4.медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах (домах культуры, центрах внешкольной работы, эстетического и художественного воспитания, клубах и т.д.);

5. дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью телевидения, радио, сети Интернет;

6.самостоятельное и непрерывное медиаобразование (которое теоретически может осуществляться в течение всей жизни человека).

Проблема защиты человеческого сознания от манипулирования им СМИ постоянно обостряется. Медиаобразование призвано выполнять уникальную функцию подготовки людей к жизни в информационном пространстве. С этой точки зрения сам факт игнорирования медиаобразовательной подготовки школьников и студентов можно рассматривать и как антигуманный.

2. Медиаобразование на современном этапе

Нынешнему ученику приходится жить в совершенно иной информационно-коммуникативной среде; иными становятся и механизмы адаптации к ней и информационной защиты.

Напомним, что для наиболее эффективной реализации целей медиаобразования необходимо учитывать соблюдение следующих условий:

- реализация принципа универсальности информации (наличие развитого языка массовой коммуникации);

- свободы выбора информационного канала;

- равенства реципиентов перед информацией.

Развитие общества предъявляет новые требования к образованию. С одной стороны, изменяется его содержание, с другой - возникает необходимость качественно новых методик преподавания, которые позволяли бы увязать разнообразие всей внешкольной информации и концепций, предлагаемых в различных пособиях, в единую систему знания. Не стоит забывать и о том, что должна быть фактически создана заново и система воспитания, поскольку сложившиеся за более чем семьдесят лет ценностные ориентации подвергаются активному пересмотру.

Изменение задач обучения обостряет противоречие между ростом требований к содержанию образования и реальными способами обучения.

Информационные потоки средств массовых коммуникаций оказывают огромное влияние на формирование системы знаний и эмоциональную сферу восприятия, поэтому необходимо более широко использовать внешкольную информацию в образовании. В этом случае базовой - в рамках данного предмета - для ученика становится вся информация, которую он получает, независимо от источника и носителя. Это способствует формированию у подростка позиции исследователя, помогает расширить зону ближайшего развития.

Интеграция медиаобразования с конкретными предметами (или предметными областями) может послужить тем самым звеном перехода к международным требованиям стандарта образования, которое обеспечит целесообразное сочетание внимания к фактологической основе предмета с развитием мышления учащегося. Это поможет и обеспечить индивидуальную образовательную траекторию ученика в процессе обучения, что обретает особую важность в условиях перехода к двенадцатилетней школе.

- понимать цели коммуникации, направленность информационного потока;

- понимать задания в различных формулировках и контекстах;

- аргументировать собственные высказывания;

- воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы за и против каждой из них;

- находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению;

- находить требуемую информацию в различных источниках;

- систематизировать предложенную или самостоятельно подобранную информацию по заданным признакам;

- собирать и систематизировать длительное время (четверть, учебное полугодие или другой отрезок времени) тематическую информацию;

- извлекать из предложенной информации данные и представлять ее в табличной или другой форме;

- переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему, а вербальную информацию переводить в знаковую систему;

- трансформировать информацию, видоизменяя её объем, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из целей коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена;

- иметь представление об инструментарии подготовки, передачи и получения информации и первоначальные умения работы с этим инструментарием.

Следует отметить, что объектами методики преподавания при этом становятся организация и анализ активной многосторонней познавательной деятельности и разноуровневой коммуникации.

Проблемы медиаобразования

В настоящее время принято рассматривать две ветви медиаобразования - так называемое социокультурное медиаобразование, которое реализуется на практике в специальных учебных курсах, и медиаобразование интегрированное, которое стремится стать органичной частью конкретного учебного предмета (или образовательной области).

Сооциокультурное медиаобразование, непосредственная цель которого - приобщение человека к мировой культуре через массовую печать, телевидение, радио и кино, можно считать сложившимся. Традиции социокультурного медиаобразования берут свое начало в двадцатых годах ХХ века. Тогда весьма важным было развитие восприятия; десятилетием позже стало не менее актуальным формирование основ критического мышления, однако жесткие идеологические режимы не могли себе позволить свободы восприятия и истолкования информации. Именно поэтому в тридцатые годы медиаобразование приостанавливает свой разбег и отныне получает свое развитие там и тогда, где общество заинтересовано в развитии реальной демократии.

Сходные проблемы определяют и рост внимания к медиаобразованию за рубежом.

По мнению ученого и исследователя Л. Мастермана, девяностые годы двадцатого столетия характеризуются преобладанием ключевых концепций медиаобразования. Под ключевыми концепциями понимаются те их варианты, которые предназначены для анализа любых медиатекстов. Таким образом, развитие сети массовых коммуникаций заставляет возвращаться на новом витке к первому этапу медиаобразования - освоению языка и поиску смысла (или комплекса скрытых смыслов). Основное требование - анализ медиатекста не должен быть произвольным, он призван опираться на систему строгих правил.

3. Внедрение медиаобразование в современную педагогику

О том, что медиаобразование крайне важно было понятно еще в начале прошлого века. Кинообразование, журналистика, телевидение и интернет бесспорно оказывают огромное влияние на развитие современной личности. И если этот процесс не будет контролироваться, невозможно будет контролировать и воспитание подрастающего поколения. Изучив развитие, концепцию и проблемы медиаобразования в России, я хочу предложить следующие мероприятия по внедрению этого явления в школьный процесс.

1. Создание сетевой структуры информационной среды школы.
Лучший способ научить - дать пример. Создание сайта школы с различными разделами по работе учреждения и, что немаловажно, созданием электронных библиотек, где будет отфильтрованная информация по дисциплинам и различная интересная и полезная для ребят информация. Это способствует формированию у них образа правильной подачи информации, ее фильтрации и способах использования.

2. Медиаобразование как профильная подготовка учащихся и педагогов.

- Теоретическая и практическая подготовка педагогов по вопросам медиаобразования.

- Разработка каждым учителем-предметником приложения по медиаобразованию, интегрированному в базовые учебные дисциплины.

- Проведение учебных семинаров по проблемам медиаобразования.

- Разработка и апробация элементов системы повышения квалификации педагогов в области медиаобразования.

- Организация деятельности учебных мастерских по медиаобразованию

- Использование ИКТ (информационо-коммуникативных технологий) в деятельности учителя.

- Разработка и внедрения элективных курсов и факультативов по различным направлениям медиаобразования (журналистика, кино, школьное телевидение и прочее)

3. Мастер-классы по проведению медиауроков и использованию современных технологий в образовании среди педагогов.

4. Создание электронных учебников и пособий.

В современном обществе главное не много знать, а уметь находить знания и пользоваться ими. Сейчас ценится не золотая медаль или красный диплом, а способность анализировать, критически мыслить, находить и отфильтровывать нужную информацию. К сожалению, сегодня в российских школах этому мало где учат. На первом месте все так же остаются фактические знания.

Я считаю, что для нашего времени, в котором у каждого есть доступ практически ко всем знаниям человечества и ежедневно в наш мозг поступает огромное количество неотфильтрованной информации по совершенно разным вопросам - это катастрофа.

Если уж мы не можем оградить детей от телевизора и интернета, то нужно их хотя бы научить грамотно пользоваться той информацией, которую они получают, а не верить безоговорочно всему, что пишут и говорят. Да, дети сейчас лучше многих взрослых умеют пользоваться современной техникой, но пользоваться информацией сами они не научатся.

Система российского образования нуждается в реформировании, пересмотрении стандартов. Но я считаю, не стоит ждать указа министерства или правительства, а стоит начать менять что-то уже сегодня, помогая детям находить ориентиры в мире информации.

медиаобразование массовый коммуникация

2. Федоров Александр Викторович Медиаобразование: история, теория и методика. - Монография. - Ростов-на-Дону: ЦВВР, 2001. - 708 с.

3. Усов Юрий Николаевич В мире экранных искусств. - Учебное пособие для старшеклассников. - М.: SvR-Аргус, 1995. - 224 с.

5. Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. - М.: НИИ СОиУК АПН СССР, 1990. - 65 с. - С. 3.

Подобные документы

Понятие и главные принципы личностно-ориентированного обучения, этапы и направления его внедрения в педагогическую систему России. Существующие проблемы и трудности и пути разрешения. Перспективы дальнейшего распространения. Технология проведения урока.

курсовая работа [29,0 K], добавлен 15.06.2015

Современные модели, принципы, основные направления и программы полового воспитания. Профилактика неожиданной беременности у подростков. Методические рекомендации воспитателям и родителям по решению проблем в процессе осуществления полового воспитания.

курсовая работа [67,4 K], добавлен 11.05.2014

История обучения детей с особенностями в развитии, современный этап и достижения в данной сфере педагогической деятельности, оценка ее эффективности, применяемые методы и приемы. Понятие и проблемы инклюзивного образования, пути и перспективы разрешения.

презентация [1,5 M], добавлен 04.10.2014

Современные педагогические принципы высшей и средней школы, современные дидактические принципы и концепции образования. Структура педагогического процесса, педагогические цели, дидактико-методические системы. Основные теоретические направления обучения.

курсовая работа [44,8 K], добавлен 26.10.2010

Психолого-педагогическая характеристика старших подростков. Процесс воспитания старших подростков. Понятие, основные виды и характеристика средств массовой коммуникации. Влияние современных средств массовой коммуникации на воспитании старших подростков.

курсовая работа [63,0 K], добавлен 10.06.2014

Понятие и сущность теории коллектива, этапы и направления ее развития в отечественной науке. Понятие о коллективе в гуманистической педагогике. Теоретические основы, экспериментальное изучение, анализ и оценка роли коллектива в формировании личности.

курсовая работа [40,5 K], добавлен 20.03.2010

Проблема эстетического воспитания подростков на сегодня. Основные теоретические концепции и воспитательный потенциал медиаобразования, его роль в формировании информационно-правовой культуры молодежи. Аспекты экранной культуры современного подростка.

Содержимое разработки

в современном мире

Медиаобразование как основа для формирования

Школьное медиа в развитии личности учащегося ……..…………8 стр.

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Информационная культура - это и традиционная культура, и умение применить ее ценности в новой информационной среде, и технологический компонент – умение самому создавать продукты новой информационной среды. Таким образом, современный ребенок, помимо обычной области воспитания – формирования мира ценностей, этнокультурной идентификации и т.п., нуждается и в новом типе отношений с развитой информационной средой. Здесь кардинально меняется роль школы и роль учителя. Но, в отличие от распространяемой все шире точки зрения, что учитель становится только тьютором, а ученик должен сам познавать окружающий его мир, мы считаем, что здесь должен возникать равноценный трехсторонний диалог учителя, ученика и средств массовой коммуникации.


Медиаобразование – это не педагогическая технология. Это способ мышления, это своеобразная идеология педагогической деятельности. Это равноправие ребенка и взрослого по отношению к информации, позиция активного творца медиамира вместо пассивного приятия всех чужих идей. Одинаково важны все три направления формирования информационной культуры. На практике медиаобразование становится основой для изменения своего отношения к миру, постоянного анализа всего, что нас окружает.

Только пропуская информацию медиамира через собственное восприятие, делая его частью собственного опыта, активно действуя на основе этого опыта, мы можем говорить об информационной культуре личности и о пути достижения информационной безопасности в современном мире.

Для медиаобразования нет возрастных рамок или формальных границ. Оно начинается в детском саду и может продолжаться до конца жизни. Упуская возможности формирования информационной культуры в том возрасте, когда человек наиболее активно формирует механизмы взаимодействия с миром информации, мы создаем почву для различных манипуляций сознанием и создаем почву для информационного терроризма.

Доступные сегодня базы данных завтра могут утратить свою актуальность, стать ненужными; стабильность в мире информации весьма относительна. Часто именно эта неустойчивость, динамичность системы информации в мире новых информационных технологий и привлекает молодежь и подростков. Тем важнее предложить модель воспитания, которая позволит подросткам и молодежи адаптироваться в открытом информационном пространстве, разработать стратегии информационного обмена, не противоречащие национально-культурным традициям, помочь осознать и освоить мир патриотических ценностей через собственный выбор - как источников информации, так и практической (творческой) деятельности.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Федоров А.В.

ФЕДОРОВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ

Род. 4 ноября 1954 года

Библиография (книги А.В. Федорова):

Трудно быть молодым: Кино и школа. М., 1989.

Видеоспор : кино – видео – молодежь. Ростов, 1990.

Подготовка студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств (кино, телевидение, видео). Таганрог, 1994.

Киноискусство в структуре современного российского художественного воспитания и образования. Таганрог, 1999.

Медиаобразование: История, теория и методика. Ростов, 2001.

Медиаобразование в России: Краткая история развития. Таганрог, 2002 (совместно с И.В. Челышевой ).

Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент. М ., 2002. ( редактор ).

Media Education: Sociology Surveys. Taganrog , 2003.

Медиаобразование в зарубежных странах. Таганрог, 2003.

Медиаобразование в педагогических вузах. Таганрог, 2003.

Violence on the Russian Screen and Youth Audience. Taganrog , 2003.

Медиаграмотность будущих педагогов в свете модернизации образовательного процесса в России. Таганрог, 2004 (совместно с А.А. Левицкой, И.В. Челышевой и И.А. Каруна ).

Медиаобразование и медиаграмотность . Таганрог, 2004.

Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог, 2004.

Медиаобразование в ведущих странах Запада. Таганрог, 2005 (совместно с А.А. Левицкой).

Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог, 2005.

Медиаобразование в США, Канаде и Великобритании. Таганрог, 2007 ( совм . с А.А. Левицкой, В.Л. Колесниченко, И.А. Каруна ).

Медиаобразование: социологические опросы. Таганрог, 2007.

Эстетическая концепция в российском медиаобразовании и творческое наследие Ю.Н. Усова. Таганрог, 2007. (совместно с И.В. Челышевой , А.А. Левицкой, Е.В. Мурюкиной , С.С. Федорцовой ).

On Media Education . Moscow , 2008.

Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М ., 2007.

Медиаобразование : вчера и сегодня . М ., 2009.

Children and Media Violence: Comparative Analysis. Saarbrucken , 2010.

Media Education and Media Literacy: Russian Point of View. Saarbrucken , 2010.

Дети и медийное насилие: проблемы и тенденции. Saarbrucken , 2010.

Развитие медиакомпетентности студентов в процессе медиаобразования . Saarbrucken , 2010.

Трансформация образа России на западном экране . М ., 2010.

Russian Image on the Western Screen: Trends, Stereotypes, Myths, Illusions. Saarbrucken , 2011.

Russian Media Education Researches (1950–2010): Past and present. Saarbrucken , 2011.

Something about Russian Films: History, themes, genres, directors. Saarbrucken , 2011.

Заметки о российском кино: общий и крупный план. Saarbrucken , 2011.

Массовое медиаобразование в мире: прошлое и настоящее. Saarbrucken , 2011. (соавтор – А.А. Левицкая).

Медиаобразовательные центры: научные исследования и практическая деятельность. Saarbrucken , 2011 (соавтор – А.А. Левицкая).

Россия в зеркале западного экрана: тенденции, стереотипы, мифы, иллюзии. Saarbrucken , 2011.

Литература о А.В. Федорове:

Кириллова Н.Б. Медиакультура : от модерна – к постмодерну. М., 2005. С. 397.

Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику: Профессиональное и массовое медиаобразование: Учебное пособие. СПб ., 2004. С. 79–81.

Короченский А.П. Важный вклад в медиапедагогику // Медиаобразование. 2005. № 1. С. 121–124.

Чудинова В.П. и др. Дети и библиотеки в меняющейся среде. М., 2004. С. 155–165.

Янчевская Е. Из жизни на экран и обратно // Независимая газета. 2.09.2004.

Короченский А.П. Медиаобразование и журналистика на юге России // Юг России в прошлом и настоящем: история, экономика, культура. Белгород, 2006. Т. 1. С. 316–323.

Поличко Г.А. Киноязык , объясненный студенту. М., 2006. С . 7.

Web -ресурсы на которых размещены книги и статьи А.В. Федорова:

Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов , обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники . Медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, помогает ему лучше понять язык экранных искусств.

ЮНЕСКО дает этому направлению в педагогике следующее определение: «Медиаобразование ( media education ) связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как:

1) анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты ;

2) определять источники медиатекстов , их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст;

3) интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа;

4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;

5) получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции.

Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии. …

Для осуществления главных целей медиаобразования ЮНЕСКО стремится активно содействовать:

сравнительному анализу существующих в развитых странах методологий и методик медиаобразования (с последующим распространением наиболее перспективных из них);

разработке механизмов оценки эффективности медиаобразовательных акций;

проведению дальнейших исследований в области медиаобразования ;

обучению медиаграмотности преподавателей, студентов, инструкторов, членов неправительственных организаций и ассоциаций и других заинтересованных лиц (в том числе – на летних курсах по медиапедагогике, в процессе дистанционного образования);

официальной легализации медиаобразования в различных странах, разработке соответствующих учебных планов (формальных и неформальных);

созданию сборника кратких руководящих принципов медиаобразования , учебников и пособий для преподавателей и родителей, собрания материалов, публикаций, наборов инструментария, адаптированного к региональным модулям);

сотрудничеству различных медиаагентств , благотворительных фондов с учебными заведениями, неправительственными организациями, другими частными или общественными учреждениями, имеющими отношение к образованию и воспитанию;

разработке и внедрению интернетных медиаобразовательных сайтов для практиков, преподавателей и инструкторов (с условиями доступа к необходимым ресурсам);

организации местных, национальных и международных медиаобразовательных форумов (с установленной периодичностью), связанных с учебными заведениями;

созданию сети специализированных медиаобразовательных фильмов и фестивалей;

консолидации существующих федераций, профессиональных ассоциаций ицентров документации медиаобразовательного характера;

публикации рекомендаций в поддержку общественных медиа (некоммерческих и коммерческих), рассчитанных на детскую и молодежную аудиторию;

контролю над деятельностью медиаагентств разных видов, чтобы гарантировать качество и доступ к средствам массовой информации для молодежи и т.д. [UNESCO, 2002].

Думается, что эти рекомендации ЮНЕСКО чрезвычайно актуальны сегодня и для России.

Медиаобразование можно разделить на следующие основные направления:

1) медиаобразование будущих профессионалов – журналистов (пресса, радио, телевидение, Интернет), кинематографистов, редакторов, продюсеров и др.;

2) медиаобразование будущих педагогов в университетах, педагогических институтах, в процессе повышения квалификации преподавателей вузов и школ на курсах по медиакультуре ;

3) медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в обычных школах, средних специальных учебных заведениях, вузах ( которое , в свою очередь, может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.);

4) медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах (домах культуры, центрах внешкольной работы, эстетического и художественного воспитания, в клубах по месту жительства и т.д.);

5) дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью телевидения, радио, системы Интернет (здесь огромную роль играет медиакритика );

6) самостоятельное/непрерывное медиаобразование (которое теоретически может осуществляться в течение всей жизни человека). При этом во всех этих направлениях важную роль может играть медиакритика .

Медиаобразование предусматривает методику проведения занятий, основанную на проблемных, эвристических, игровых и др. продуктивных формах обучения, развивающих индивидуальность учащегося, самостоятельность его мышления, стимулирующих его творческие способности через непосредственное вовлечение в творческую деятельность, восприятие, интерпретацию и анализ структуры медиатекста , усвоение знаний о медиакультуре . При этом медиаобразование, сочетая в себе лекционные и практические занятия, представляет собой своеобразное включение учащихся в процесс создания произведений медиакультуры, то есть погружает аудиторию во внутреннюю лабораторию основных медиапрофессий , что возможно как в автономном варианте, так и в процессе интеграции в традиционные учебные предметы.

Организация аналогичных факультетов была бы, наверное, вполне уместной и в университетах/институтах культуры и искусства. Там набор специальностей мог бы быть следующим: культурология ; искусствоведение (включая театроведение и киноведение); медиаобразование; менеджмент в сфере культуры, медиа и образования и т.п. Сходного мнения придерживаются и другие ведущие медиапедагоги России – О.А.Баранов, В.В.Гура, Н.Б.Кириллова, А.П.Короченский, В.А.Монастырский, С.Н.Пензин, Г.А.Поличко, Л.В.Усенко, Н.Ф.Хилько, И.В.Челышева и многие др. В Челябинске в 2004 году уже сделаны первые шаги в подобном направлении – создан Центр медиаобразования при Южно-Уральском государственном университете . Несколько позже созданы такого рода центры в Екатеринбурге, Перми, Томске и др. городах России.

Читайте также: