Возрастные особенности 15 17 лет кратко

Обновлено: 04.07.2024

Старший школьный возраст характеризуется совершенно новой для детей социальной ситуацией. Все познавательные процессы сформированы еще в подростковом возрасте. В старшем школьном возрасте и в дальнейшем они будут только укрепляться и совершенствоваться. Главное для старшего школьника теперь другое — выход во взрослый мир, овладение профессией, а значит, нахождение своего места в мире. Доминантой становится выбор и овладение профессией, поскольку от этого зависит дальнейшая жизнь, которую избирает человек на пороге взрослой жизни. Соответственно новая доминанта изменяет отношение к учению, заставляя соотносить свои старания и практическое их применение. Как правило, школьники старшего возраста к окончанию школы уже определяются со своей будущей профессией, хотя, конечно, многие еще колеблются, надеются на своих родителей. Но, в основном, для них уже ясно, чем бы они хотели заниматься. Это определяет круг учебных интересов. У многих меняется отношение к школьным предметам. Они отдают предпочтение тем, которые им нужны для будущей профессии. Иногда это бывает и в ущерб остальным предметам, иногда школьник совмещает необходимое и полезное.

Ведущее место в учебной деятельности у старших школьников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к взрослой жизни. Познавательные мотивы связаны с широкими социальными мотивами. На первый план выдвигается произвольная мотивация. Старший школьник в выборе способов деятельности руководствуется уже сознательно поставленной целью.

В старшем школьном возрасте завершается половое развитие. В физическом отношении тоже все спокойно, все функции развиты, и школьник готов к физическим и умственным нагрузкам. Главным становится поиск смысла жизни. Ведь выбор профессии во многом определяет эти поиски. Да еще и многопредметность нашего обучения. Школьники овладевают философией, они стремятся познать окружающий мир, выявить основные его закономерности. Знания являются основой для формирования отношения школьников к разным явлениям мира, к людям, к законам, природе. Основным рефреном в обучении старшеклассников выступает самостоятельность. Этому посвящены и приемы, используемые учителями школ для формирования навыков самообразования у школьников — работа с учебным материалом; работа со справочным материалом; использование компьютерных технологий в поиске материала; написание рефератов, рецензий и аннотаций и многое другое.

В общении со сверстниками и взрослыми старшие школьники тяготеют к дискуссионным формам. Причем тема для дискуссии может быть любая. Главным для них является отстоять свою собственную точку зрения. Основные темы лежат, конечно, в нравственно-этической плоскости. Это своеобразная подготовка к переходу во взрослый мир. Искания старшеклассников, как правило, эмоционально окрашены, экспрессивны. Они горячо и страстно отстаивают свое мнение.

Старший школьный возраст — это время поиска смысла жизни, открытий и экспериментов, готовность проникать в сущность вещей, явлений, устанавливать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы.

Современный спорт отличается острейшей борьбой, высоким уровнем спортивных достижений, невиданным ростом физических возможностей человека.Высокий уровень спортивных достижений предъявляет особые требования к качеству подготовки спортсменов. Одно из основных условий высокой эффективности системы подготовки спортсменов заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей, характерных для отдельных этапов развития детей и подростков.

В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши (в среднем) выше девушек на 10—12 см и тяжелее на 5— 8 кг. Масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%, чем у девушек.

Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек. Почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи, с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. Это предполагает целенаправленное воздействие (с большим уклоном на левую сторону) с целью симметричного развития детей, что необходимо учитывать в обучении движениям при развитии двигательных способностей. В этой связи для групп школьников и отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп овладения программным материалом оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие или высокие результаты. В 15-17 лет, когда идёт упрочение навыков в технике и тактике и их совершенствование, физическая подготовка создаёт основу для повышения от года к году уровня овладения техникой и тактикой. На этих этапах физическая подготовка, особенно специальная, тесно связана с технической, что позволяет неуклонно повышать уровень технической подготовленности. В 15-16 лет физическая подготовка в основном направлена на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, силы и специальной выносливости.С возрастом увеличивается мышечная сила. Наибольший прирост и увеличение мышечной силы приходится на 15-18 лет.

К 17-18 годам сформирована высоко дифференцированная структура мышечного волокна, происходит увеличение массы мышечных тканей за счет роста диаметра мышечного волокна. Установлено, что поперечник двуглавой мышцы плеча к 6 годам увеличивается в 4-5 раз, а к 17 годам в 6-8 раз.Увеличение массы мышц с возрастом происходит не равномерно: в

течении первых 15 лет вес мышцы увеличивается на 9%, а с 15 до 17-18 лет на 12%.Более высокие темпы роста характерны для мышц нижних конечностей по сравнению с мышцами верхних конечностей. К 17-18 годам максимальная сила приближается к уровню развития её у взрослых. Мышечная сила зависит от физиологического поперечника и эластичности мышц, биохимических процессов, происходящих в них, энергетического потенциала и уровня техники. Ведущую роль в проявлении мышечной силы играет деятельность центральной нервной системы, концентрация в волевых усилиях. Все эти стороны силовых возможностей улучшаются и совершенствуются в процессе тренировки. Общая силовая подготовленность характеризуется разносторонним развитием мускулатуры, повышенной способностью к проявлению силы в различных режимах, многообразных движениях. [

Сила мышц в разгибательных движениях значительно превосходит мышечную силу в сгибательных движениях, что следует учитывать в работе с юными волейболистами. В возрасте 14-15 лет уже проявляются благоприятные возможности для целенаправленного развития мышечной силы, в том числе с помощью отягощений. Поэтому широко применяются специальные приспособления, отягощения.

Опорно-двигательный аппарат у старших школьников способен выдерживать значительные статические напряжения и выполнять длительную работу, что обусловлено нервной регуляцией, строением, химическим составом и сократительными свойствами мышц.

Для подготовки волейболистов особое значение имеют скоростно-силовые качества, основу которых составляет взаимосвязь быстроты и силы. Уровень скоростно-силовых качеств начинает заметно увеличивается после 7-8 лет и достигает наибольших показателей к 17-18 годам, при этом в 12-15 лет наблюдается своеобразный скачок.

Таким образом, развитие высшей нервной деятельности, двигательных, физических качеств создаёт благоприятные условия для успешного

осуществления специализированных занятий, по волейболу начиная с 10-12 лет достигает, наибольших показателей к 17-18 годам.

Физические нагрузки при трудовых процессах, естественных движениях человека, занятиях спортом оказывают влияние на все системы организма, в том числе и на мышцы. Изменяя их строение и функцию. Однако в различных видах спорта нагрузка на мышцы различна как по интенсивности, так и по объёму, в ней могут преобладать статические и динамические элементы. В связи с этим и изменения, происходящие в мышцах, будут неодинаковы.При умеренных нагрузках мышцы увеличиваются в объёме, в них уменьшается кровоснабжение. Под влиянием систематической тренировки происходит рабочая гипертрофия мышц, которая является результатом утолщения мышечных волокон (гипертрофии), а также увеличения их количества (гиперплазии). При явлениях хронического переутомления одновременно с возникновением новых мышечных волокон происходят распад и гибель уже имеющихся.[5]Важное практическое значение при перетренированности имеет двигательный режим. Установлено, что гиподинамия действует отрицательно на мышцы. При постепенном же уменьшении нагрузок нежелательных явлений в мышцах не возникает.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Психологические особенности подростков 15 – 17 лет.

Подростковым принято считать период развития детей от 11 - 12 до 15- 17 лет. Сегодня с вами мы рассмотрим старших подростков. Этот период называют бурным психо­физиологическим развитием и перестройкой социальной актив­ности.

Особенности физического развития могут быть причиной снижения у подростков самооценки и самоуважения, приводить к страху плохой оценки окружающими. Подростки чаще начинают опираться на мнение своих сверстников. Если у младших школьников повышенная тре­вожность возникает при контактах с незнакомыми взрослыми, то у подростков напряженность и тревога выше в отношениях с родителями и сверстниками. Стремление жить по своим идеалам, выработка этих образцов поведения может приводить к столкновениям взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавать конфликтные ситуации.

При работе с данной категорией детей, необходимо учитывать все особенности подросткового возраста и тогда ваша работа будет успешной и плодотворной!



Возрастные психолого-физиологические особенности старшеклассников

Возрастные психолого-физиологические особенности старшеклассников

Ранняя юность (14,5–17 лет) – период завершения физического развития человека . Повышается работоспособность , улучшается самочувствие , дети более энергичны . Общие умственные способности человека к 15–16 годам , как правило , уже сформированы , и такого быстрого роста их , как в детстве уже не наблюдается , однако они продолжают совершенствоваться .

Подростковый кризис постепенно отступает, меньше поведенческих проблем. Повышается регуляция поведения, внутренний контроль, появляется умение скрывать свои мысли и чувства. Юноши и девушки становятся самокритичны и чувствительны к критике.

Раньше всего подростки добиваются поведенческой автономии в сфере досуга . И если подростковый возраст наиболее труден в дисциплинарном отношении , то ранняя юность дает максимум эмоциональных проблем , часто вызывая психологическое отчуждение детей от родителей . Юношам кажется – и часто они совершенно правы , – что родители недооценивают свершившиеся в детях перемены , не принимают всерьез их переживаний . Достаточно малейшей бестактности , чтобы внутренний мир юноши или девушки надолго , если не навсегда , закрылся для родителей . Особенно усложняются в эти годы взаимоотношения с отцом . Но известное охлаждение в отношениях с родителями и появление секретов от них вовсе не означает разрыва привязанности . От чуткости и такта родителей зависит , удастся ли им сохранить столь нужное обеим сторонам эмоциональное тепло и взаимопонимание .

Внутренний мир юношей и девушек , при всей кажущейся беззаботности , достаточно сложен и хрупок . Сами нормы психического здоровья у них несколько иные , чем у взрослых . У них гораздо выше , чем у детей младших возрастов , общий уровень тревожности . Расставание с детством нередко переживается как ощущение потери чего-то , одиночества , непонятости . Но трудности юношеского возраста – это трудности роста , которые успешно преодолеваются , не говоря уже о том, что их испытывают не все и не обязательно так болезненно . В целом это очень счастливый возраст .

В сфере моральных установок и ценностных ориентаций юноши и девушки ревностно отстаивают свое право на автономию . Иногда крайние взгляды высказываются только для того , чтобы подкрепить эту претензию на оригинальность . Но фактически влияние родителей остается здесь преобладающим . Разница между поколениями весьма заметна в таких , относительно поверхностных вопросах , как мода , вкусы , способы развлечений . И попытки административно регулировать эти вопросы вызывают никому не нужные конфликты . Но в том, что касается более глубоких проблем – политических взглядов , мировоззрения , выбора профессии , –авторитет родителей оказывается куда более значительным , перевешивая , как правило , влияние сверстников .

У старшеклассников появляется ощущение быстро текущего времени . Становится жаль тратить время на пустяки , но ум и сердце еще не в ладу друг с другом . Учение приобретает смысл . Человек начинает осознавать временную перспективу : если раньше он жил только сегодняшним днем , то теперь у него преобладает устремленность в будущее , он строит жизненные планы . Старшеклассники проигрывают в воображении разные варианты жизни ( признание , героические поступки , большая любовь , богатство ). Способы воплощения мечты для них самые различные – от самообразования и самовоспитания до ухода из дома ( цель – как бы приблизить будущее ).

Формируется система личных ценностей ( внутренняя мораль ). Старшеклассники имеют собственную точку зрения по самым разным вопросам . Споры , дискуссии с юношами – средство их этического воспитания . Внешний апломб старшеклассника часто скрывает неустойчивое мнение , желание разобраться . Взрослым нужно относиться к спорам с юношами серьезно , ошибочные взгляды разбивать аргументами .

Дружба и общение имеют для юноши огромное значение. Старшеклассники требовательны к дружбе, очень обидчивы. Легко заражаются интересами и увлечениями друга, перенимая его привычки. Взаимная привязанность между юношей и девушкой может быть очень эмоциональна и занимать большое место в жизни. Романтическая симпатия мобилизует возможности личности, вызывая желания быть лучше, самосовершенствоваться. Безответная симпатия нередко становится источником сильных переживаний.

Юность завершает этап первичной социализации. Но в отличие от подростков юноши тянутся к общению с взрослым человеком, проявляющим уважение к их личности.

Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.

Читайте также: