Теория социализации фрейда кратко

Обновлено: 02.07.2024

Первая стадия развития человека соответствует оральной фазе и охватывает первый год жизни. В этот период развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным – недоверие. Если младенец не получает должного ухода, любви, то вырабатываемое у него недоверие к миру он переносит в другие стадии своего развития. Вопрос в том, какое начало одержит верх, возникает заново на каждой последующей стадии развития.

По Фрейду, вторая стадия, совпадая с анальной фазой, охватывает второй и третий годы жизни. На этой фазе устанавливается соотношение между самостоятельностью, с одной стороны, и стыдливостью и неуверенностью – с другой. Ребёнок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда (если родители предоставляют ему делать то, на что он способен), окажется хорошо подготовлен к развитию самостоятельности в дальнейшем. Третья стадия обычно приходится на возраст от 4 до 5 лет. Возраст от 6 до 11 лет – четвёртая стадия, соответствующая латентной фазе. Пятая фаза – это возраст от 12 до 18 лет.

3.4 Теория Э. Эриксона

Во-вторых, Эриксон утверждал, что становление личности растягивается на весь жизненный цикл, а не заканчивается в подростковом возрасте. И в-третьих, каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, которые могут быть положительными и отрицательными.

Социальный параметр третьей стадии Фрейда (фаллическая), по мнению Эриксона, развивается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом. От того, как на этой стадии реагируют родители на игры и забавы ребёнка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере.

Четвёртая стадия , соответствующая латентной фазе в психоанализе. Здесь Эриксон расширяет рамки психоанализа и указывает, что развитие ребёнка в этот период зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых. В этот период у ребёнка появляется дедукция, способность к организованным играм, регламентированным занятиям, а социальный параметр этой стадии характеризуется умелостью, с одной стороны, и чувством неполноценности – с другой.

Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости. Специфический для этой стадии параметр заключён между положительным полюсом близости (брак, дружба) и отрицательным – одиночества.

Седьмая стадия – зрелый возраст. На этой стадии появляется новый параметр личности – общечеловечность. Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться на жизнью будущих поколений. Тот, у кого такое чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и собственном комфорте.

Восьмой, последний параметр классификации Эриксона – психосоциальный, он заключен между целостностью и безнадёжностью.

Эриксон считает, что у каждой стадии есть свои сильные стороны, что неудача на одной стадии может быть исправлена последующими удачами на других. Кроме того, Эриксон перекладывает часть ответственности за формирование личности с родителей на самого индивида и на общество.

С момента рождения и на протяжение всей жизни человек контактирует с окружающими, включаясь в различные виды деятельности. В отечественной социологии процесс социализации принято разделять на три периода: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. Многие социологи утверждают, что социализация никогда не бывает полной и никогда не завершается. Новые шаблоны поведения развиваются, когда человек, например, мигрирует в другую страну, переходит на новую работу, вступает в религиозную секту, уходит из дома, разводится и т.д. На каждой стадии социализации в действие вступают определённые социальные институты: семья, группы сверстников, школа, трудовые коллективы.

Наиболее важной для индивида обычно является первичная социализация, поскольку вторичная социализация является производной от первичной. Ребёнок принимает роли и установки значимых других, усваивает их и делает своими собственными. В процессе социализации индивиды также играют активную роль в изменении своего окружения.

Общество, в котором живет человек, в ходе этого процесса с раннего возраста становится частью человека. Ценности этого общества формируют идеалы и цели индивида и направляют его поведение.

Готовые работы на аналогичную тему

Теорию Мида подтвердили С.Миямото и С. Дорнбуш, проведя исследовательскую проверку – как человек оценивает самого себя, соответствует тому, как, по его мнению, о нем думают другие.

На отношения со стороны других людей реагирует Я – сам, а на отношения со стороны других осознает Я – меня, осознает, что является объектом внимания других людей.

Таким образом, обе концепции – Ч. Кули и Д. Мида направлены на то, чтобы понять, какое влияние на людей оказывает то, что, по их мнению, другие думают о них.

Теория социализации З. Фрейда

Теория Фрейда исходит из того, что на социальные ситуации реакции людей могут быть неосознаваемыми, иррациональными и неконтролируемыми. Австрийский психолог, невропатолог и психиатр З. Фрейд – создатель самой известной теории личности и современник Ч. Кули и Д. Мида.

Фрейд полагал, что ребенок проходит во время своего роста через оральный, анальный, фаллический периоды. Опыт, полученный в течение этих периодов, оказывает затем значительное влияние на взрослую жизнь. Эти фазы процесса социализации являются критическими периодами, и по мере удовлетворения своих биологических побуждений, ребенок поощряется за свое поведение родителями или наказывается ими.

Так малыш учится повиноваться желаниям других людей и, в то же время, контролировать свои импульсы. Говоря другими словами, ребенок, взаимодействуя с важными для него людьми, приучается следовать социальным нормам.

Таким образом, социальные требования могут причинить вред здоровью. Между биологическими основами человека и обществом всегда существует компромисс, и как полагал Фрейд, он никогда не будет полностью успешным. Неосознаваемые желания и социальные требования, по мнению, Фрейда, всегда будут находиться в конфликте.

Стадии социализации З.Фрейда

Ученый выделяет пять стадий, которые имеют связь с определенными участками тела:

  • оральная стадия,
  • анальная стадия,
  • фаллическая стадия,
  • латентная стадия,
  • генитальная стадия.

Первая стадия протекает на первом году жизни и соответствует оральной фазе развития человека. Идет развитие параметра социального взаимодействия – доверие и недоверие. При отсутствии должного ухода и любви у младенца вырабатывается недоверие к окружающему миру, которое он переносит в другие стадии своего развития.

Каждая последующая стадия развития начинается с вопроса, – какое начало одержит верх.

Вторая стадия охватывает второй и третий год жизни ребенка и по Фрейду совпадает с анальной фазой. С одной стороны на этой фазе устанавливается соотношение между самостоятельностью и с другой стороны – стыдливостью и неуверенностью. Если ребенок выносит из этой стадии самостоятельности больше, чем стыда, то это означает, что в дальнейшем он будет хорошо подготовлен к развитию этой самостоятельности.

На 4-х и 5-ти летний возраст приходится третья стадия, в возрасте от 6 до 11 лет ребенок проходит четвертую стадию, которая соответствует латентной фазе, а пятая стадия начинается от 12 до 18 лет.

Теория развития личности (теория социализации личности), разработанная Зигмундом Фрейдом, в какой-то мере противоположна концепции Мида, поскольку основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом.

Теории развития личности / Теории социализации личности - 2

Согласно Фрейду, биологические, и в частности сексуальные, побуждения противоречат нормам культуры, а социализация ни что иное, как процесс, призванный обуздать эти побуждения.

Эти три компонента активно воздействуют на формирование и дальнейшее развитие личности ребёнка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несёт ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины.

Стадии сексуального развития. Согласно теории Фрейда, процесс формирования личности проходит четыре стадии. Каждая из этих стадий связана с определённым участком тела – той или иной эрогенной зоной. На каждой стадии возникает конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, установленными сначала родителями, а в дальнейшем и Суперэго.

В самом начале жизни ребёнка эрогенной зоной является рот. Вся энергия младенца направлена на то, чтобы получить удовлетворение через рот – не только от приёма пищи, но и от процесса сосания как такового; таким образом, источником удовольствия для ребёнка является рот. Данный период жизни малыша Фрейд назвал оральной стадией.

На второй, анальной стадии главной эрогенной зоной становится задний проход. В это время дети стремятся к самостоятельности, а родители стараются приучить их просится на горшок. В этот период важное значение приобретает умение контролировать процессы экскреции.

Третья стадия названа фаллической стадией. На этой стадии главным источником удовольствия для ребенка является пенис или клитор. Именно в этот период, как считает Фрейд, начинают проявляться различия мальчиков и девочек. Мальчики вступают в так называемую Эдипову стадию – подсознательно они мечтают занять место своего отца рядом с матерью; девочки же осознают, что у них отсутствует пенис, поэтому они чувствуют себя неполноценными по сравнению с мальчиками.

После окончания латентного периода, когда девочки и мальчики еще не обеспокоены проблемой половой близости, в жизни юношей и девушек наступает генитальная стадия. В этот период сохраняются некоторые особенности, характерные для ранних стадий, но главным источником удовольствия становится половое сношение с представителем противоположного пола.

Социализация представляет собой многоуровневый долгоиграющий процесс, поэтому создание различных теорий социализации было закономерно. Сейчас их существует огромное количество, но базовыми стали следующие рассмотренные мнения.

Она гласит, что основное влияние на формирование человеческой личности оказывает большое количество разного рода взаимодействий с внешним миром. В свою очередь в этом пространстве ключевую роль играют первичные группы взаимодействия – друзья, семья и другие.

Дж.Мид расширил первоначальную теорию и предположил, что сформированная в детстве возможность человека примерять иные социальные роли стала необходимым пунктом правильных здоровых взаимоотношений в социуме. Базой для ее создания служат детские игры, ведь именно в них у каждого малыша есть возможность испытать на себе разные социальные позиции и роли.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Соответственно теории зеркального Я, для появления полноценной личности человеку важно пройти три этапа:

Непрестанный конфликт человека с обществом – теория З. Фрейда

Теория З. Фрейда гласит, что социализация представляет собой сложный процесс взаимного дополнения социального и биологического. Он считал, что социализация есть ничто иное как контроль физиологических побуждений, выступающих в противостоянии с социальными и культурными нормами. Как следствие, индивид остается в постоянном конфликте с окружающим его макромиром.


З. Фрейд предполагал, что личность человека состоит из трех элементов:

В результате человек постоянно конфликтует с социумом. С одной стороны, индивидом движут потребности и желания, с другой – нормы и ценности социума, которые подавляют эти желания.

Также теория З. Фрейда гласит, что человек в развитии проходит 4 этапа, которые в свою очередь связываются с определенной эрогенной зоной:

  • оральная стадия – получение ребенком удовлетворения через рот. Процесс сосания приносит ему максимальное удовольствие и закрывает все потребности;
  • анальная стадия – приучение к горшку, стремление малыша к самостоятельности во всем;
  • фаллическая стадия – самоидентификация себя как мальчика или девочки, изучение их различий;
  • генитальная стадия – централизация половых отношений как основного способа получения удовольствия.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Социализация как непрекращающийся рост согласно Э. Эриксону

Э.Эриксон предполагал, что личность проходит определенные периоды развития на протяжении всей жизни. Поэтому ученый выделил 8 стадий этого развития, каждая из которых отличается наличием кризиса Преодолевая кризисы, индивид выходит на следующий уровень развития:

  1. Грудничковый возраст, стадия доверия-недоверия. Ребенок познает мир через степень удовлетворения своих запросов;
  2. Автономия, стыд и сомнение, совпадает с возрастом 1-2 года. Ребенок хочет быть самостоятельным. С расширением знаний о мире, возможностей ребенка родители предъявляют ему больше требований. Последние могут вызывать у малыша чувство стыда, особенно, если задания даются не по возрасту и возможностям;
  3. Инициатива, чувство вины, припадает на 3-5 лет. Дети становятся очень подвижными, желают изучать мир, много фантазируют. Проявление первого соперничества и половой идентификации;
  4. Трудолюбие, неполноценность, соответствует младшему школьному возрасту. Ребенок обучается выполнению групповых и самостоятельных заданий, устанавливать межличностные связи с учителем, изучает и осознает суть социальных ролей;
  5. Становление индивидуальности и ролевая диффузия. Совпадает с юностью человека, выбором профессии, супруга;
  6. Интимность и одиночество. Появляется желание постоянных отношений, брака;
  7. Творческой активации и застоя. Припадает на средний и зрелый возраст. Человек осваивает роль родителя, профессию, совершенствуется в своем деле;
  8. Умиротворение и отчаянье, приходится на старость. Период угасания, подведения итогов и передачи опыта.

Теория Ж. Пиаже о развитие познания как процесса обучения человека

Теория Ж. Пиаже гласит, что в процессе когнитивного развития можно выделить несколько этапов. Каждый из них обозначает создание и освоение новых навыков. Они проходятся в детском возрасте в строгой очередности, но скорость их прохождения может быть разной, как и итоги:

  • сенсомоторная стадия – предполагает освоение способности долговременного запоминания объектов окружающей действительности;
  • предоперационная стадия – формирование способности к разделению отдельных символов и понимания их значения;
  • стадия конкретных операций – развивается способность мысленно совершать манипуляции, которые раньше проводились исключительно руками;
  • стадия формальных операций – осваиваются решения логических заданий, наделяются смыслом идеалы и ценности социума.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

Читайте также: