Индоарии в долине ганга кратко

Обновлено: 06.07.2024

Ключевые слова конспекта: Хараппская цивилизация, дравиды, арийское вторжение, индоарии, арии, индоарийцы, санскрит, стратификация.

Хараппская цивилизация (середина III — 1-ая половина II тыс. до н. э.) — древнейшая цивилизация долины Инда. Названа вероятно по имени крупнейшего города — Хараппы. Другими известными центрами являлись Мохенджо-Даро и Калибанган). Хараппцы строили благоустроенные каменные города, прежде всего с развитой системой канализации. В этническом плане хараппцев часто причисляют к дравидам — современному неиндоевропейскому населению Индии.

Города имели регулярную застройку, прямоугольные кварталы, водопровод и канализационную систему. Одно- и двухэтажные дома из 4-6 помещений с туалетом группировались как правило вокруг центрального дворика и колодца. Цитадель города укреплялась стеной с башнями. Сохранились руины морских портов, пограничных крепостей, остатки сельских поселений. Основной строительный материал — сырцовый кирпич. А также для возведения фундаментов крепостей использовался камень.

Хараппская цивилизация

Основой экономики было скотоводство (буйволы, свиньи) и ирригационное земледелие. О развитии ремесла свидетельствуют находки медных и бронзовых орудий (ножи, серпы, долота, пилы и другие), оружия (наконечники стрел и копий, короткие мечи и прочее), разнообразной керамики. Находки гирь, вещей из стран Передней Азии, а с другой стороны — печатей, характерных для Хараппы, в городах Месопотамии указывают на международные торговые связи, осуществлявшиеся караванными и, возможно, морскими путями.

Духовная сфера хараппцев известна не очень хорошо, наиболее ценным источником по мифологии религии являются печати с изображениями различных божеств и животных. Например, рогатое божество со скрещенными ногами в окружении зверей, напоминающее шумерских богов. Глиняные статуэтки из хараппских городов сильно напоминают шумерские образцы.

Погребальный обряд относится к ямному типу. Носители этой культуры поклонялись богине-матери, богу — прототипу Шивы, огню, деревьям, животным.

Хараппская цивилизация. Индоарии

Закат индской цивилизации приходится на XVIII-XV века до н. э. В это время дравидское население сдвигается на юго-восток и утрачивает былой уровень развития. Вероятно, что это было вызвано ухудшением природных условий, оскудением и заболачиваем почв, распространением малярии и других болезней.

Письменность протоиндийской цивилизации остается нерасшифрованной.

Индоарии

Индоарии — одна из ветвей народов индоевропейской языковой семьи, по самой распространенной версии: пришли на полуостров Индостан с северо-востока. Индоарийцы (также индоарии) наряду с иранцами одна из двух основных арийских ветвей. Носители цыганских наречий распространились по странам Ближнего Востока, Средней Азии и Европы.

История индоариев претерпела большое количество интерпретаций. Например, в XIX в. получила развитие модель арийского вторжения; согласно которой аборигенное население долины Инда состояло из темнокожих, миролюбивых дравидийцев, следы которых запечатлены в останках Хараппской цивилизации.

Индоарии

Оппоненты теории вторжения считают,, что арийского завоевания никогда не было. Они опираются на ряд открытий, осуществленных как западными, так и индийскими учеными.

Хараппская цивилизация. Индоарии

Цивилизация возникла 41 в. назад.

Цивилизация остановилась 25 в. назад.

Цивилизация долины реки Ганг со столицей в городе Хастинапура.

Индоарии пришли в долину Ганга из Ирана в конце III тыс. до н.э.

К середине 1-го тыс. до н.э. завершается освоение основных районов Гангской долины, процесс расселения индоариев по Северной Индии. Этим Временем можно датировать окончание ведийско-арийского периода ганга и начало следующего, магадхско-маурийского.

И ндоарии ушли из Ирана раньше создания своего древнейшего литературного памятника — Ригведы, которую обыкновенно относят к 1500—2000 годам до н.э. Время создания Ригведы соответствует времени сложения Цивилизации долины реки Ганг.

Д анные ведийских текстов и некоторые археологические материалы позволяют в общих чертах проследить продвижение арийских племен на восток и освоение ими областей Гангской долины. Это был продолжительный процесс, занявший несколько столетий. В этот период происходили военные столкновения с местными племенами, враждовали между собой и арийские племена.

В ведийских теистах неоднократно говорится, что владение скотом составляет главное богатство человека. Авторы гимнов постоянно обращаются к богам с просьбой наделить людей коровами; война воспринималась как стремление получить коров. Захват скота являлся основной причиной столкновений между ведийскими племенами. Специальные церемонии имели целью защитить скот и урожаи от различных бедствий.

П ока неизвестно, в какой области Индии впервые появились индоарии. Одни считают, что они пришли из Ирана, другие ведут их из Северного Белуджистана и Афганистана. Вторая точка зрения представляется более правильной: в ее пользу говорят, например, данные топонимики и гидронимики Афганистана. На основании письменных текстов самих индоариев можно сделать вывод, что они обитали в областях Восточного Пенджаба и в верховьях Ганга.

Э то показывает, что индоарийские племена не были территориально связаны с главными городами Хараппской цивилизации, а данные хронологии свидетельствуют и о значительном временном разрыве между упадком центров на Инде и приходом индоариев в Индию. Упадок хараппских центров, как показал радиокарбонный анализ, произошел в XIX— XVII вв. до н. э., проникновение же индоариев имело место на несколько веков позднее.

А реной культурной истории Индии в продолжение всей ведийской эпохи была западная половина Мадья-деса. В старинных индийских трактатах упоминается только об одной реке — Синд (Инд); только в одном из гимнов упоминается о Ганге. Наоборот, в брахманическую эпоху цивилизация расцветает на берегах Ганга, а вся западная часть страны превращается в дикую область.

В долине Ганга, в среднем выпадает несколько больше дождя, чем в долине Инда, но все же количество влаги и здесь недостаточно, чтобы обеспечить урожай хлебов. В урожайные годы плодородие почвы здесь не меньше, чем в долине Нила и в Месопотамии; благодаря этому восточная часть устья была с незапамятных времен населена наиболее густо и, следовательно, наи¬более сильно страдала от засух и голодовок. Целая сеть заботливо поддерживаемых каналов является здесь на¬стоятельно необходимой, для того чтобы полностью эксплуатировать в целях земледелия капризные течения Ганга.

Г олодовки в Индии являются постоянной угрозой не только для населения Синда и Пенджаба, но и для населения всего бассейна реки Ганг и восточных берегов Индостана. Вся эта местность периодически лишалась бы всего населения, умиравшего от голода, если бы здесь нельзя было устраивать каналов и искусственного орошения. Собственно, земледелие тут возможно только при помощи этих искусственных каналов. Но достаточно какой-либо реке, питающей эти каналы, высохнуть или изменить свое русло, и вся окружающая местность становится пустыней.

Х арактерной чертой индусской жизни явилось факирство — это своеобразное явление, самопроизвольно выросшее на почве, оплодотворенной Гангом.

Н екоторые авторы относят эту цивилизацию долины регги Ганг к цивилизациям восточного полушария, которая находится вблизи тектонических разломов. Эта близость могла быть решающей в развитии цивилизации долины реки Ганг. Кроме этой цивилизации вблизи тектонических разломом находятся ещё 12 древних цивилизаций:
1 . Ассирия.
2 . Греческая (Коринф и Микены).
3 . Древний Рим.
4 . Египетская со столицей в Мемфисе.
5 . Иерусалим - Западно-азиатская культура города-государства Иерусалим.
6 . Инд - Долина реки Инд со столицей в Мохенджо-Даро.
7 . Китайская.
8 . Месопотамия.
9 . Минойская.
10 . Персидская.
11 . Тир - Западно-азиатская культура города-государства Тир.
12 . Этруски.

Третья древнейшая цивилизация, связанная с реками Инда и Ганга развивалась немного позднее первых двух. Особенностей их развития тоже хватает и по мнениям некоторых историков, например Л.С.Васильева, Индию можно сравнить в чём-то с античной культурой, в большей степени, чем с восточной из-за большого количества уникальностей, несвойственных восточному миру. Некоторые примеры Индской дравидской письменности до сих пор полностью не расшифрованы. Одной из особенностей письменных источников является то, что они не говорят о привычных вещах для источников того времени — политики, царях, истории, обществе и экономике. Для них больше свойственны — религия и философия.

Список царей и исторических заметок жители Древней Индии, как уже говорилось, предпочитали не оставлять, зато эпос, пусть и появившийся гораздо позже, оставил нам мифические легендарные предания о царях, которые перещеголяли шумерских с их тридцатишестилетним периодом правления. Согласно, этим преданиям Индией раньше правили шесть царей-полубогов. Каждый из них удостоился по четыре миллиона лет власти. Данный период назван жителями Индской цивилизации Манватара . Каждый царь-полубог носил имя-титул Ману. Миф начинает немного пересекаться с историей с седьмого Ману, правившего с 3102 году до н.э. По преданию, он спас рыбку от другой крупной рыбы, пытающейся её съесть и та в благодарность предупредила его о большом потопе. Он построил большой деревянный ковчег, посадил туда семь мудрецов, названных Риши . Он приплыл к горе на севере и высадился там, а Риши позже стали звёздами Большой Медведицы. Миф здесь значительно преобладает, но с историей он связан с датой, которая, к удивлению, иногда указывается в Индийских источниках, чего они не любили делать.

Культура Хараппы и Мохенджо-Даро

Во времена возвышения Киша у Шумеров , постройки Мемфиса в Египте жители долины реки Инд и Ганг жили в скромных маленьких деревнях. Будучи прежде кочевниками, они переселились туда из Центральной Азии, из Африки. Расположение деревень разделилось на три района, отделяемые горами и равнинами. Деревни на северо-западе первыми выросли в города на расстоянии в миле от Инда (современная территория Пакистана). И произошло это ни когда-нибудь, а в районе того самого 3102 года. Люди стали строить двухэтажные дома, здания, изготавливать повозки на колёсах, делать инструменты из меди, рубить лес, обжигать глину, с целью получения обожжённого кирпича для большей его устойчивости к наводнениям. У них даже была своя письменность, канализация, водопровод и верфь, все постройки совершались согласно планировке, что говорит об уникальном уровне развития цивилизации в то время. Жители Инда торговали с Месопотамией драгоценными камнями, такими как бирюза и ляпис-лазурь. Образцами данной развитости служили города Хараппа и Мохенджо-Даро , в честь которых, была названа целая культура индской цивилизации. Об общественной структуре говорить сложно, так как исчерпывающе описывающих социум источников не нашли, а что-то вообще не переведено. Наличие дворцов и огромных зернохранилищ, может говорить о схожей с Месопотамскими обществами структурой, т.е. власть, владеющая землями и людьми, берущая ренту-налог на землю и распределяющая полученные ресурсы в соответствии с нуждами городов и элит. Однако, источники этого периода не говорят ни о варнах, ни о кастах, которые проявились, когда на эти территории поселились индоарии; ни о рабах; ни о примерах частной собственности.

Период благосостояния Индской долины в Хараппский период закончился и историки до сих пор спорят о причинах этого события. Города этой культуры просуществовали с XXIV века до XVIII века до н.э. Одни говорят об упадке той самой культуры и развитости, нарушении нормальной жизни, ослаблением порядка и администрации, другие об изменении русла реки Инда и затоплениии городов. Третьи говорят о постоянных войнах, истощении почвы, упадке иммунитета к тропическим болезням. Тем временем в долине Ганга собирались и строили свои жилища другой народ — индоарии , мигрировавшие из района Причерноморья и Прикаспия. После конца цивилизации Хараппы и Мохенджо-Даро, они пришли на эти территории, несмотря на отделяющих их тысячи километров и создали новый очаг Индской цивилизации.

Прибытие в долину Инда ариев и их наследие

Индоевропейские племена с начала II тысячелетия до н.э. начали отправляться из мест своего обитания в различных направлениях. Первый поток осел в Малой Азии в виде хеттов, одомашнив лошадей и изготовив боевые колесницы, пусть и не без влияния миттанийцев. Другая ветвь направилась в Иран и Индию. Индийские арии оказались в долине Ганга раньше своих иранских соплеменников, основавших позже Мидию, а потом Иран. Обосновавшись в Ганге, они ассимилировали местное аборигенное население мунда и дравидов, продвигаясь всё дальше и дальше, осваивая земледельческий уклад. Индоарии обладали достаточно высокой материальной культурой — они были знакомы с металлами, использовали плуг, удобрения, ирригационные устройства и средства транспорта, имели развитое ремесло. Это помогло им осваиваться на этих территориях. Кроме материальной культуры индоарии принесли то, что впоследствии станет важной отличительной чертой Индии и по сей день — религиозная и духовная культура. Они уделяли огромное внимание религиозной символике и мифологии, к культам и жертвоприношениям.

Духовно-религиозная культура индоариев

Священными книгами ариев служили веды , главным из которых была Ригведа . Важное значение имело их комментирование и толкование, которым занимались специальные жрецы, обладающие огромным влиянием. Они занимали высочайшее положение в индийской сословной системе варн , представляющей собой основу индоарийского общества. Она состояла из двух высших сословий, пользовавшихся большим влиянием и властью — брахманы , т.е. жрецы и кшатрии , т.е. воины-аристократы, а также из двух низших - вайшья , т.е. земледельцы и скотоводы, которые всё-таки пользовались какими то правами, и шудры , низшая не полноправная варна, состоящая из слуг, рабов, наёмных рабочих, представителей грязных профессий и так далее. Хотя позже, ближе к середине I тысячелетия до н.э. последние две варны немного сравнялись за счёт повышения прав низшей и понижения прав третьей варны, а также появления касты "неприкасаемых" - парии . Особенности варновой системы заключались в том, что рождение человека в определенной варне предопределяла его жизнь. Существует очень мало примеров, когда человек из низшего сословия мог подняться на более высокую ступень. Согласно Ригведе, варны произошли от первочеловека Пуруши . От его уст появились брахманы, от рук — кшатрии, от бедер вайшьи, а от ступней шудры. Рождение человека в определённой варне, согласно ведам, результат его поведения в прошлой жизни — кармы . Чтобы в следующей жизни родиться в более привилегированном сословии нынешнюю жизнь нужно прожить правильно и соответствовать своей варне, выполняя свои функции. Это и обеспечило обществу Индии саморегулирование и отсутствие каких-либо серьёзной классовой борьбы. Брахманы не платили налогов, освобождались от повинностей и телесных наказаний. 9-летний брахман считался отцом 90-летнему кшатрию, что говорит о более высоком статусе жреца, чем аристократа. Согласно ведам, позже ставшим основой для религии брахманизма , еще позднее трансформирующегося в индуизм — основную роль играли три бога. Создателем мира был Брахма — бог добра, бог-охранитель. Верховным богом был Вишну , а доарийским богом "хозяином животных" был Шиву . Последнего иногда называли богом зла. Однако, этими богами Ригведа не ограничивается. Там также рассказывается об Индре — воинственном боге, на колеснице истребляющий своих темнокожих противников, что может говорить о скрытых человеческих порядках и обычаях. И возможно, это относится к завоеванию ариями местного населения. Некоторые тексты, указывают на негативное отношение пришельцев к некоторым традициям доарийского населения, связанным с откровенными эротическими обрядами, что может намекать на религиозный конфликт, победителями в котором оказались новоприбывшие жители, установившие свои правила. Правителя протогосударства ариев называли раджа ( магараджа для союза древнеиндийских протогосударств). Раджа собирал 1⁄6 урожая в качестве ренты-налога за пользование землёй с общинников, возглавляли аппарат администрации, состоящий из близких родственников правителя. В некоторых местах правители ещё выбирались в совете знатных жителей, в других уже сформировался наследственный переход власти, а совет старших становился паришадом, советом знати при царе с консультативными функциями. В этой элите и находились брахманы и кшатрии.

Индоарии привнесли огромный пласт изменений в культуру жителей долины Инда. Политика, социальная структура, религиозно-духовная жизнь. Это стало отличительной чертой Древней Индии, выделяющей её из восточных государств, несмотря на близость её культуры с иранцами с их "Авестой”, представляющими, по сути, один и тот же, разделившийся народ. Но всё-таки, уникальность Индии нельзя отрицать. Но что бы было, если бы Хараппская цивилизация не вымерла, какой бы след оставили они?

А как вы думаете, почему погибла культура Хараппы и Мохенджо-Даро? Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь, если было интересно. Спасибо за внимание.

Приход индоариев в Индию некоторые ученые рассматривали как покорение отсталых аборигенов (высокоразвитыми арийцами, которые принесли с собой в Индию цивилизацию и создали развитое общество. Защитники расовой теории привносили в эту проблему и расовое различие, существовавшее будто бы между расовополноценными ариями и народами Индии, совершенно отрицая возможность самостоятельного развития и прогресса местного населения. Согласно этим антинаучным теориям только с приходом ариев в Индии появилось классовое общество и образовалось государство.

В настоящее (время все большее число ученых защищают кавказский путь движения ариев но вполне возможно предположить, что длительное проникновение шло двумя или несколькими путями и несколькими волнами.

К сожалению, до сих пор лет ответа на вопрос, в какой области Индии впервые появились индоарии. Некоторые ученые считают, что они пришли из Ирана, другие ведут их из Северного Белуджистана и Афганистана. Вторая точка зрения представляется более травильной: в ее пользу говорят, например, данные топонимики н гидронимики Афганистана. На основании письменных текстов самих индоариев можно сделать вывод, что они обитали в областях Восточного Пенджаба и в верховьях Ганга. Это показывает, что индоарийские племена не были территориально связаны с главными гоодами Хараппской цивилизации, а данные хронологии свидетельствуют и о значительном временном разрыве между упадком центров на Инде и приходом индоариов в Индию. Упадок хараппских центров, как показал радиокарбонный анализ, произошел в XIX— XVII вв. до н. э., проникновение же индоариев имело место на несколько веков позднее.

Приход индоариев в Индию некоторые ученые рассматривали как покорение отсталых аборигенов (высокоразвитыми арийцами, которые принесли с собой в Индию цивилизацию и создали развитое общество. Защитники расовой теории привносили в эту проблему и расовое различие, существовавшее будто бы между расовополноценными ариями и народами Индии, совершенно отрицая возможность самостоятельного развития и прогресса местного населения. Согласно этим антинаучным теориям только с приходом ариев в Индии появилось классовое общество и образовалось государство.




В настоящее (время все большее число ученых защищают кавказский путь движения ариев но вполне возможно предположить, что длительное проникновение шло двумя или несколькими путями и несколькими волнами.

К сожалению, до сих пор лет ответа на вопрос, в какой области Индии впервые появились индоарии. Некоторые ученые считают, что они пришли из Ирана, другие ведут их из Северного Белуджистана и Афганистана. Вторая точка зрения представляется более травильной: в ее пользу говорят, например, данные топонимики н гидронимики Афганистана. На основании письменных текстов самих индоариев можно сделать вывод, что они обитали в областях Восточного Пенджаба и в верховьях Ганга. Это показывает, что индоарийские племена не были территориально связаны с главными гоодами Хараппской цивилизации, а данные хронологии свидетельствуют и о значительном временном разрыве между упадком центров на Инде и приходом индоариов в Индию. Упадок хараппских центров, как показал радиокарбонный анализ, произошел в XIX— XVII вв. до н. э., проникновение же индоариев имело место на несколько веков позднее.

Читайте также: