Возрастная периодизация по фельдштейну кратко

Обновлено: 04.07.2024

В процессе онтогенеза эмпирически выделяется ряд сме­няющих друг друга периодов, качественно различающихся с точки зрения строения, функционирования и соотношения различных психических процессов и характеризующихся особыми личностными образованиями. Поэтому поиск на­учных основ периодизации психического развития ребенка выступает как коренная проблема современной возрастной психологии, от разработки которой во многом зависит стра­тегия построения целостной системы воспитания растущих людей.

В настоящее время в психологии, педагогике, физиоло­гии, педиатрии, антропологии имеется несколько видов воз­растной периодизации.

Так, в педиатрии одной из наиболее распространенных является периодизация детского развития, выделяющая:

а) внутриутробный период;

б) период новорожденности;

в) период вскармливания грудью;

г) период молочных зубов;

д) период отрочества;

е) период полового созревания (см.: Возрастные особен­ности. 1975. С. 7).

Широкое распространение получила следующая схема периодизации: новорожденный — 1—10 дней, грудной ребенок — 10 дней — 1 год; раннее детство — 1—2 года; первый пе­риод детства — 3—7 лет, второй период детства — 8—12 лет (мальчики), 8—11 лет (девочки); подростковый возраст — 13—16 лет (мальчики), 12—15 лет (девочки); юношеский возраст — 17—21 год (юноши), 16—20 лет (девушки) (см.: Гримм, 1964. С. 137). Эта схема затем была несколько видоизменена: раннее детство очерчивалось 1—3 годами, а первый период детства — 4—7 годами (Маркосян, 1974).

Границы отдельных периодов по-разному обозначаются в некоторых схемах периодизации. Так, в периодизации Дж.Биррен период юности охватывает 12—17 лет (Birren, 1964). А. Гезел время с 10 до 16 лет подразделяет на семь сту­пеней взросления (Gesell, 1956). Д.Б.Брамлей рассматрива­ет циклы — утробный, детства и юности. При этом в цикл детства она включает три стадии:

1) младенчество — от рождения до 18 месяцев;

2) дошкольное детство — от 18 месяцев до 5 лет;

3) раннее школьное детство — от 5 до 11—13 лет.

Цикл юности подразделяется на две стадии:

1) половое созревание — старшее школьное детство — от 11 до 15 лет;

2) поздняя юность — 15—21 год (Вromley, 1966).

Помимо вышеупомянутых в истории психолого-педаго­гической науки было сделано множество и других попыток, создать периодизацию психического развития. При этом разные авторы — Э.Шпрангер (Spranger, 1966), Ш. Бюлер (Buhler, 1933), К. Левин (Lewin, 1935), Г. Салливен (Sallivan, 1953), Дж. Коулмен (Соleman, 1978, 1980) и др. строили ее по разным критериям.

Значительная группа периодизаций психического разви­тия строилась на основе вычленения какого-либо одного признака детского развития как условного критерия для раз­деления его на отдельные периоды. Так, 3.Фрейд (1923), рас­сматривая развитие ребенка лишь через призму его полового созревания, выделял в связи с этим стадии — оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную, соответ­ствующие бесполому, нейтрально-полому, двуполому и по­ловому детству. П.П.Блонский (1961) за основу периодиза­ции брал иной признак созревания организма — развитие зу­бов ребенка. Отсюда периоды беззубого, молочно-зубого и постояннозубого детства.

И.А.Аршавский (1982), особое внимание уделяя скелетно-мышечной деятельности как фактору, способствующему накоплению энергетических потенциалов, вывел энергетическое правило скелетных мышц в качестве одного из основных критериев периодизации жизненного пути. В.Д.Роза­нова (1968) за ведущий критерий членения онтогенеза на возрастные периоды приняла такую форму взаимодействия со средой, которая выражается в смене видов питания. Е. Шмидт-Кольмер (Внешняя среда. 1984) разделяла возра­стные периоды на основе характеристик поведения: ребенок начинает сидеть, ходить, что меняет его биологические и фи­зиологические показатели.

Г. Салливен (8аШуап, 1953) создал периодизацию возра­стного развития по аналогии с фрейдовской: как и у Фрейда, источником развития ребенка является определенная, несводимая к другим, первичная потребность, но, в отличие от него, в качестве таковой принимается потребность в меж­личностных отношениях.

Известны попытки построения схемы периодизации раз­вития по психологическим критериям, когда в основу выде­ления возрастного периода ставилось преобладающее разви­тие какой-либо психической функции. А.Дистервег (1956), например, устанавливал три возрастные стадии:

1) господства ощущений;

2) господства памяти;

3) господства разума.

Все эти попытки классификации периодов онтогенеза не получили достаточного подтверждения в конкретных ре­зультатах изучения психического развития детей, хотя в ряду тех ученых, которые работали над построением периодиза­ции психического развития, были крупнейшие психологи и педагоги — Б.Г.Ананьев, П.П.Блонский, Л.С. Выготский, Ш.Бюлер, А.Валлон, А.Гезелл, Р.Заззо, Ж.Пиаже, 3.Фрейд, Э.Эриксон и многие другие.

Нельзя признать удовлетворительным и то деление дет­ского развития, которое приводится в ряде учебников педа­гогики и психологии, где определяются следующие периоды онтогенеза:

1) младенческий — от рождения до 1 года;

2) период преддошкольного детства — от 1 до 3 лет;

3) период дошкольного детства — от 3 до 7 лет;

4) период младшего школьного возраста — от 7 до 11-12 лет;

5) период среднего школьного возраста (подростко­вый) — от 13 до 15 лет;

6) период старшего школьного возраста — от 15 до 18 лет (см.: Люблинская, 1959. С.74).

Эта периодизация основана, во-первых, на разных прин­ципах — по возрасту (младенчество), по роду деятельности (дошкольный, школьные); во-вторых, не базируется, как справедливо отмечали еще А. А. Маркосян и Д. Б. Эльконин (Маркосян, 1974; Эльконин, 1971), на результатах научных исследований, а лишь отражает существующую систему вос­питания и обучения, т. е. детерминирована внешними крите­риями (см.: Выготский, 1984. Т. 4. С. 24).

Кстати, известно, что на основе именно внешних детер­минант психического развития строил в свое время периодиpацию детства Р.Заззо (см.: Zazzo, 1960. С. 131 — 161), кото­рый располагал периоды детства в соответствии с приняты­ми во Франции ступенями обучения и воспитания растущих детей: от 0 до 3 лет, с 3 до 6 лет, с 6 до 9 лет, с 9 до 12 лет, с 12 до 15 лет и с 15 до 18 лет.

Следует заметить, что такие периодизации, где рубежами, границами соответствующих возрастных периодов служат сроки воспитания в дошкольных учреждениях, начало обу­чения в школе, переход из начальной в неполную среднюю, а затем в среднюю школу, близки к истине, потому что зиждятся на богатом жизненном опыте. Формальные границы воз­растов, диктуемые практикой, выделяются достаточно ста­бильно и однообразно (сдвиг в ту или иную сторону в преде­лах года). Однако отсутствие должных теоретических обоснований мешает решению вопроса о главных движущих силах психического развития, о том, каково фактическое психологическое содержание соответствующего возраста, каковы внутренние критерии для периодизации, выделения границ возрастов, какие реальные перемены в психике ре­бенка происходят под влиянием изменения его социальной ситуации.

Во-первых, он рассматривал возрастное развитие как об­щее изменение личности, формирование нового плана отра­жения действительности, изменение деятельности и жиз­ненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок. При этом Д.Б.Эльконин исходил из того, что понятие возраста, возрастных границ и особенно­стей имеет не абсолютное, а относительное значение.

Возрастные изменения здесь могут происходить или рез­ко, критически, или же постепенно, плавно, литически. В литические периоды в течение длительного времени не происходит резких фундаментальных сдвигов и перемен. Изменения накапливаются медленно, затем происходит скачок и обнаруживается возрастное новообразование. Результаты переломных изменений в личностных характе­ристиках отчетливо выступают лишь при сравнении особен­ностей детей в начале и в конце возрастного этапа.

Критические возрастные периоды отличаются тем, что на протяжении относительно короткого времени происходят выраженные психологические сдвиги, изменения в лично­сти ребенка. Развитие принимает бурный характер револю­ционного процесса. Основные особенности таких периодов:

1) неотчетливость начала и конца кризиса;

2) появление трудностей в воспитании детей.

Чередуясь со стабильными, литическими, критические периоды являются поворотными пунктами в развитии, подтверждая, что развитие ребенка происходит по диалектиче­ским законам. Возникновение нового в развитии всегда связано с отмиранием элементов старого. Однако значение критических периодов состоит не только в известной кон­центрации процессов отмирания — здесь всегда происходят и конструктивная работа, и позитивные изменения; именно они и составляют главный смысл каждого критического пе­риода.

В-третьих, Д. Б. Эльконин базировался на конкретно-ис­торическом понимании природы детства, с учетом социаль­но-исторических условий развития ребенка, потому что нет и не может быть какого-то единого основания, имеющего смысл и значение для периодизации детства разных времен и народов. Каждая историческая эпоха, каждое общество по­рождают собственную периодизацию психического разви­тия детства, границы и содержание которого определяются конкретно-исторической ситуацией развития ребенка, ак­кумулирующей требования определенного общества к детст­ву и его периодам.

Каждая эпоха детства состоит из закономерно связанных между собой двух периодов. Она открывается периодом, в котором идет преимущественное усвоение задач, мотивов и норм человеческой деятельности и развитие мотивацион­но-потребностной сферы. Здесь подготавливается переход ко второму периоду, в котором происходит преимуществен­ное усвоение способов действий с предметами и формирова­ние операционно-технических возможностей.

Теперь скажем в заключение, как Д. Б. Эльконин содер­жательно интерпретировал ведущие деятельности, характер­ные для разных периодов.

Разработанная Д. Б.Элькониным периодизация позволи­ла раскрыть многие важные особенности психического развития ребенка, прежде всего закономерности смены ве­дущих типов деятельности, появление основных новообра­зований на разных возрастах и др.

к сожалению, в психологии до сих пор более или ме­нее подробно изучены только 2—3 типа деятельности, отно­сящиеся к психическому развитию в детстве — игра, учение, просоциальная деятельность. Между тем целостный процесс развития психики нельзя понять без глубокого изучения со­держания и функций других типов деятельности, без выяс­нения того, с какими сторонами действительности взаимо­действует ребенок в той или иной деятельности и, следова­тельно, ориентация в каких сторонах действительности при этом формируется.

Закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе

Целостный по своему содержа­нию и характеру, перспективно направленный процесс становления личности в онтогенезе, совершающийся по особым внутренним закономерностям, выступает как спе­цифическая форма социального движения, социального развития, субстратом которого является интегрированная социальная сущность индивида.

Выявление и раскрытие особенностей разных позиций ребенка по отношению к об­ществу позволили выделить два типа закономерно проявля­ющихся рубежей социального развития личности, обозна­ченных нами как промежуточные и узловые (поворотные) (рис.1).


И промежуточные и узловые рубежи возникают в процес­се социального развития не однажды — они, закономерно чередуясь, следуют один за другим. Однако при сохранении общего характера и принципов однотипные рубежи качест­венно разнятся на разных уровнях развития личности по ем­кости и по содержанию, развертываясь в соответствующих формах, т. е. идет процесс постоянного насыщения социаль­ных позиций детей.

Становление личности происходит в процессе деятель­ности ребенка. Развитие этой деятельности предстает в рас­сматриваемом плане как сложный процесс, в котором, во-первых, происходит постоянное насыщение, рост, увеличение объема, что может быть графически изображено в виде расширяющейся по вертикали воронкообразной спирали (рис. 1). Во-вторых, в этом спиралевидном процессе каждый следующий момент снимает и содержит достижения преды­дущих периодов, обеспечивая формирование новых образо­ваний. В-третьих, при дифференциации процесса происхо­дит, что важно, одновременное расширение и одной и другой сторон деятельности, во взаимодействии и чередую­щейся актуализации которых обеспечиваются разные уров­ни развития личности.

В конце первого года жизни происходит резкий переход от интимно-личностного общения, смысл которого состоит, по данным М. И. Лисиной, в обмене положительными эмо­циями (Развитие. 1974; Возрастные особенности. 1982), к предметно-манипулятивной деятельности. Ее развитие го­ворит о возникновении под прямым влиянием взрослого но­вого типа отношения ребенка к миру — объектного отношения. через опосредование предметного мира речью, т. е. через со­циальное, возникает возможность сознательного действия, актуализируются предметы-объекты, которыми манипули­руют взрослые во взаимоотношениях с детьми, что и подго­тавливает годовалого ребенка к овладению предметными действиями.

Разноуровневое состояние социальной зрелости, фикси­руемое главными узлами развития личности, отражается в трех этапах онтогенеза.

1. До 3 лет, когда на доступном ребенку уровне происходит его социализация (и условная индивидуализация) в фор­ме освоения наличия других.

Названные крупные уровни социального движения обра­зуют базовые основания для превращения психических про­цессов в системообразующие свойства личности, для нового развития имеющихся количественных и качественных пока­зателей, определенного усложнения целей и мотивов, имею­щих свои возможности развития, т. е. для достижения более высокой степени такого особого системного образования, как личность, в которой фиксируется процесс социализа­ции — индивидуализации как единства противоположно­стей. Поэтому выделение уровней социального движения, находящихся между собой в отношении органичной целост­ности, позволяет наиболее полно раскрыть суть развития личности, ступени повышения ее организации.

Рассмотрение процесса социального развития личности в разные периоды онтогенеза показывает, что внутри каждо­го периода оно проходит через три закономерно чередующи­еся стадии.

Первая стадия характеризуется появлением тенденций развития определенной стороны деятельности, когда ранее накопленные смысловые нагрузки вычленяют новые воз­можности функционирования ребенка, создавая соответст­вующее поле для его развернутой деятельности.

Вторая стадия отличается максимальной реализацией, кумуляцией развития ведущего типа деятельности.

Третья — насыщением ведущего типа деятельности при невозможности дальнейшей реализации его потенций, что ведет к актуализации другой стороны деятельности.

Итак, поступательное социальное развитие идет от осоз­нания ребенком своих социальных возможностей через ста­новление личностных новообразований к появлению, укреплению, качественному изменению социальной пози­ции в результате собственной творческой активности. Наиболее выпукло эта позиция проявляется при переходе ребенка с одной ступени онтогенеза на другую.

Д.И.Фельдштейн исследует закономерности и строит перио­дизацию развития личности в онтогенезе на основе выявления ха­рактера, особенностей и этаповсоциального развития индивида.Личностью ребенок становится только в результате осуществле­ния деятельности, совершаемой вначале с помощью взрослых, а затем и самостоятельно. Одной из важнейших закономерностей социального развития является изменение социальной позиции личности.

Различаются два типа рубежей межуровневого социального развития индивида — промежуточные и узловые. Промежуточные рубежи развития связаны с переходом ребенка из одного периода онтогенеза в другой. Узловые рубежи представляют собой качест­венные сдвиги в социальном развитии, переход ребенка на новый этап онтогенеза.

В социальном развитии автор выделяет три этапа: 1) до трех лет — социализация в форме освоения предметных действий дру­гих; 2) с трех лет — осознание своего Я, первые моменты самоут­верждения, освоение норм человеческих отношений, ориентация на оценку общества; 3) с 10 лет — стремление подростка утвердить свое Я в системе общественных отношений. Эти этапы составляют две фазы становления личностив период от рождения до зрелос­ти. На первой фазе — детства (от 0 до 10 лет) — происходит станов­ление личности на уровне еще не развитого самосознания. На второй фазе – подростничества (от 10 до 17 лет) – происходит активное формирование самосознания, становление социальной позиции общественно ответственного субъекта.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ

ПЕРИОД МЛАДЕНЧЕСТВА (ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ)

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попада­ет в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воз­душная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, р-ку помогают наследственно закрепленные механизмы — безусловные рефлексы. Какие же безусловные ре­флексы имеет новорожденный?

БЕЗУСЛОВНЬЕ РЕФЛЕКСЫ НОВОРОЖДЕННОГО

Раздражители Рефлексы
Действие яркого света Глаза закрываются
Шлепок по переносице Глаза закрываются
Хлопок руками возле головы ребен­ка Глаза закрываются
Поворот головы ребенка направо Подбородок поднимается, правая ру­ка вытягивается, левая сгибается
Разведение локтей в стороны Руки быстро сгибаются
Нажатие пальцем на ладонь ребенка Пальцы ребенка сжимаются и раз­жимаются
Нажатие пальцем на подошву ребен­ка Пальцы ног сжимаются
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются
Укол булавкой подошвы Колено и стопа сгибаются
Поднимаем лежащего ребенка живо­том вниз Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери, у него возникают сосательные движения. Но в целом образование усл. рефл-в характерно для более позднего времени.

Важные события в психической жизни ребенка — возникнове­ние слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, скажем, хлоп­нувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3—4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зри­тельное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоя­нии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выде­ляться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слу­ховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию ак­тивный характер.

Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощ­ным. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику (социальной ситуации развития младенца.

Развитие – это закономерное изменение направленного характера, которое происходит под воздействием внешних и внутренних факторов.

Особенности и основные положения теории Фельдштейна

Д. И. Фельдштейн подчеркивал потребность в выделении единого образующего начала, поскольку имеющиеся для разных стадий детства показатели взросления в виде отдельных психических новообразований не могут соотноситься с интегрирующим свойством. Последнее одновременно представляет собой общий, постоянно развивающийся и саморазвивающийся в онтогенезе феномен, в отношении которого нужно определить совокупность приобретаемых новообразований.

Чаще всего, давая характеристику генерального направления, подчеркивают такой компонент, как усвоение детьми социальных норм, ценностей, уровня организации общественной жизни. В этом случае индивидуализацию ребенка рассматривают вне социальных связей. Она определяется в качестве реакции индивида, который противопоставлен фактически тем социальным отношениям, где формируется его индивидуальность.

Особенности периодизации Фельдштейна

Готовые работы на аналогичную тему

В этой системе присутствует чередование позиций при сохраняющемся их единстве. Далее автор нашел возможность определить два типа рубежей социального взросления ребенка:

Фельдштейн показал, что в социальной позиции, которая формируется на промежуточном рубеже развития (в год, в шесть и пятнадцать лет), происходит реализация потребности развивающейся личности в рамках приобщения себя к обществу. Этот процесс начинается с рассмотрения себя среди других и завершается утверждением себя среди других (стремлением к самореализации).

На узловом, поворотном рубеже развития (в три года, десять и семнадцать лет), происходит реализация потребности растущего человека, который желает определить собственное место в обществе, ищет общественное признание. Он осознает наличие своего Я и начинает стремиться к реальному выделению Я в системе равноправных отношений с другими.

Такой рубеж способен зафиксировать радикальные сдвиги в социальном развитии, осуществляющемся с помощью индивидуального развития личности. Это отражает стадии, на которых акцент необходимо переносить именно на индивидуализацию в качестве необходимой стороны социализации.

Социальное развитие индивида по Фельдштейну

По данным, которые получил Д. И. Фельдштейн, каждый рубеж одного и того же типа разных возрастных этапов предназначен для открытия нового пространства именно в области действия господствующей позиции. Здесь наращиваются возможности проявления ребенком себя в данной позиции, осуществляется процесс непрерывного насыщения, увеличивается емкость социально освоенного.

Фельдштейн сформулировал в своей периодизации важный принцип. Психология включает два противостоящих подхода к пониманию процесса развития личности:

  1. Развитие в качестве присвоения социального опыта, норм и ценностей;
  2. Развитие в качестве индивидуального раскрытия своего Я (совершается через внутренние законы становления личности).

На основании этого, Д. И. Фельдштейн разработал социально-нормативную периодизацию современного детства. Она отлично согласуется и соответствует периодизации Д. Б. Эльконина, которая основана на изменении ведущего типа деятельности. Все это дает возможность рассмотреть содержательные аспекты процесса взросления и его уровни в виде стадий, периодов, этапов и фаз.

К интересным выводам пришел в своих работах Д.И. Фельдштейн. По его мнению, активизация одной стороны деятельности не вытесняет, не заменяет другую ее сторону, обеспечивая лишь новые возможности для развития личности. В этом процессе четко прослеживаются закономерности обратного действия. Она имеет место на всех этапах онтогенеза. Например, у младшего школьника в процессе учебной деятельности активизируется предметно-практическая, познавательная сфера. В процессе познавательной активности ребенка появляются такие новообразования, как произвольность, рефлексия, а они вызывают потребность осознать собственное поведение и овладеть нормами взаимоотношений, что характерно для подростка. У него активно формируется самосознание, развивается социальная активность. Поскольку активность развивается в общественно полезной деятельности, где подросток реализует себя для других, то он начинает стремиться к практической деятельности, которой занимается старший школьник.

Д.И. Фельдштейн вводит представление о чередующемся развитии двух личностных позиций ребенка: Я в обществе и Я и общество. Первая позиция характеризуется преобладанием процесса социализации. Новые отношения с людьми делают неопределенными контуры личности ребенка, он податливо отзывается на влияние общества. Вторая позиция выступает как процесс индивидуализации. Ее содержанием является осознание себя в качестве субъекта общественных отношений. Позиция субъекта, согласно Фельдштейну, возникает уже у трехлетнего ребенка, в шесть лет она сменяется его установкой на новые социализирующие воздействия. Однако у подростка в период от 10 до 15 лет, на основе развития сознания и самосознания, вновь преобладает позиция Я и общество.

В целом в исследованиях подчеркивается, что на протяжении всего развития личности в онтогенезе имеют место различные уровни социальной зрелости личности, но главные узлы этого развития отражаются в трех этапах:

1. До трех лет, когда малыш осознает наличие других людей.

2. С трех лет, когда ребенок осознает свое Я. Самоутверждается Я сам, осваивает нормы человеческих отношений, пытаясь уже ориентироваться на оценку взрослых, что в первую очередь определяется потребностью в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

3. С десяти лет, когда подросток стремится утвердить свое Я в системе общественных отношений. Этот этап уже предполагает и осознание общения, и самоуправление в процессе общения, т.е. развитую личность.

Именно уровни социального развития наиболее благоприятны для формирования личности, ее стержневых качеств, а значит, для системы воспитательных воздействий, которые должны обеспечить школа и общество в целом.

43. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития

Вопросы возрастной периодизации развития психики подробно рассматривались в работах А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, М.И. Лисиной, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна и других.

В построении любой человеческой (со-бытийной) общности участвуют по крайней мере двое, и смена формы и содержания общности сопровождается сменой партнера. В самом общем виде интегральная периодизация психического развития представляет собой ступени развития человека как субъекта собственного развития в разных типах базисных общностей. Каждая ступень имеет сложное строение: выделяются стадия становления событийности и стадия становления самобытности, кризисы рождения (переходы в новую общность) и кризисы развития (освоения новой общности). Не претендуя на полноту раскрытия подхода, кратко перечислим выделенные стадии:

1. Оживление (от рождения до 12 месяцев) — общность с родным взрослым. Ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность.

3. Персонализация (5,5 — 18 лет). Партнером растущего человека становится общественный взрослый в таких культурных позициях, как учитель, мастер, наставник и др. Человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми.

4. Индивидуализация (17—42 года). Партнером человека становится (в пределе) человечество, с которым он вступает в деятельностные отношения, опосредствованные системой общественных ценностей и идеалов. Суть данной ступени развития субъекта — индивидуализация общественных ценностей по мерке личностной позиции человека. Человек становится ответственным за собственную самость.

В последние годы получила дальнейшее теоретическое и экспериментальное изучение идея кризисов в психическом развитии. Новообразования критических периодов были проанализированы Л.И. Бершедовой как формы психологической готовности к переходу на новый этап возрастного развития. В работах К.Н. Поливановой показано, что в онтогенетическом развитии в критические возрастные периоды происходит взаимопереход реальной и идеальной форм, вскрыт сложный внутренний механизм этого взаимодействия. В этой логике критический возраст с необходимостью включает целый ряд последовательных этапов.

Некоторые исследователи в качестве альтернативы периодизационному подходу предлагают развивать психологию жизненных событий.

Многое в этой проблеме остается еще не изученным, но путь ее исследования теоретически освещен достаточно отчетливо.

44. Проблема периодизации взрослости

Пестрота терминологии и разнообразие временных рамок отдельных этапов взрослости указывают на сложность проблемы периодизации взрослости и становящийся характер этого раздела психологии развития. Одна из первых периодизаций принадлежит III. Бюлер, которая выделила пять фаз развития взрослого человека на основании осуществления самоопределения.

— Первая фаза (16 — 20 лет) — предшествует собственному самоопределению.

— Вторая фаза (с 16 — 20 лет до 25 — 30 лет) — фаза проб и поиска (профессии, спутника жизни и т.п.). Жизненные цели часто нереалистичны и подвержены изменениям.

— Третья фаза (с 25—30 до 45—50 лет) — пора зрелости: человек находит свое дело в жизни, обзаводится семьей. Субъективно этот возраст переживается как апогей жизни, желания становятся реалистичными, оценки трезвыми. К 40 годам устанавливается самооценка личности, в которой отражаются результаты жизненного пути как целого.

— Четвертая фаза (с 45 — 50 до 65 — 70 лет) — стареющий человек: завершение профессиональной деятельности, исчезновение активного самоопределения и постановки целей.

— Пятая фаза (старше 70 лет) — старый человек: обращение к прошлому и желание покоя.

Известный голландский психолог и психотерапевт Б. Ливехуд приводит в качестве примера периодизацию Уотеринга, который выделяет семилетние фазы в жизни взрослого человека:

— 21—28 лет — завоевание жизненного базиса,

— 28—35 лет — подтверждение и сличение найденных основ жизни,

— 35—42 года — вторая половая зрелость, переориентация в профессиональных целях,

— 42—49 лет — маниакально-депрессивный период,

— 49—56 лет — борьба с собственным закатом,

— 56 — 63 года — мудрость,

Однако эти периодизации жизненного пути человека носят скорее описательный характер и не опираются на сколько - нибудь серьезные эмпирические основания. Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и зависят от времени завершения юности и начала периода старения.

Нижняя граница взрослости связывается антропологами и физиологами с возрастом 17 лет (Д. Биррен), 21 год (Д. Б. Бромлей), 20 лет для женщин и 21 год — для мужчин (по международной классификации), 25 лет (В. В. Бунак) и т.д.

Некоторые ученые начало зрелости называют юностью, другие — ранней взрослостью или молодостью; одни выделяют юность как отдельную фазу, а другие рассматривают ее как часть молодости.

Читайте также: