Возрастная периодизация по фельдштейну кратко
Обновлено: 04.07.2024
В процессе онтогенеза эмпирически выделяется ряд сменяющих друг друга периодов, качественно различающихся с точки зрения строения, функционирования и соотношения различных психических процессов и характеризующихся особыми личностными образованиями. Поэтому поиск научных основ периодизации психического развития ребенка выступает как коренная проблема современной возрастной психологии, от разработки которой во многом зависит стратегия построения целостной системы воспитания растущих людей.
В настоящее время в психологии, педагогике, физиологии, педиатрии, антропологии имеется несколько видов возрастной периодизации.
Так, в педиатрии одной из наиболее распространенных является периодизация детского развития, выделяющая:
а) внутриутробный период;
б) период новорожденности;
в) период вскармливания грудью;
г) период молочных зубов;
д) период отрочества;
е) период полового созревания (см.: Возрастные особенности. 1975. С. 7).
Широкое распространение получила следующая схема периодизации: новорожденный — 1—10 дней, грудной ребенок — 10 дней — 1 год; раннее детство — 1—2 года; первый период детства — 3—7 лет, второй период детства — 8—12 лет (мальчики), 8—11 лет (девочки); подростковый возраст — 13—16 лет (мальчики), 12—15 лет (девочки); юношеский возраст — 17—21 год (юноши), 16—20 лет (девушки) (см.: Гримм, 1964. С. 137). Эта схема затем была несколько видоизменена: раннее детство очерчивалось 1—3 годами, а первый период детства — 4—7 годами (Маркосян, 1974).
Границы отдельных периодов по-разному обозначаются в некоторых схемах периодизации. Так, в периодизации Дж.Биррен период юности охватывает 12—17 лет (Birren, 1964). А. Гезел время с 10 до 16 лет подразделяет на семь ступеней взросления (Gesell, 1956). Д.Б.Брамлей рассматривает циклы — утробный, детства и юности. При этом в цикл детства она включает три стадии:
1) младенчество — от рождения до 18 месяцев;
2) дошкольное детство — от 18 месяцев до 5 лет;
3) раннее школьное детство — от 5 до 11—13 лет.
Цикл юности подразделяется на две стадии:
1) половое созревание — старшее школьное детство — от 11 до 15 лет;
2) поздняя юность — 15—21 год (Вromley, 1966).
Помимо вышеупомянутых в истории психолого-педагогической науки было сделано множество и других попыток, создать периодизацию психического развития. При этом разные авторы — Э.Шпрангер (Spranger, 1966), Ш. Бюлер (Buhler, 1933), К. Левин (Lewin, 1935), Г. Салливен (Sallivan, 1953), Дж. Коулмен (Соleman, 1978, 1980) и др. строили ее по разным критериям.
Значительная группа периодизаций психического развития строилась на основе вычленения какого-либо одного признака детского развития как условного критерия для разделения его на отдельные периоды. Так, 3.Фрейд (1923), рассматривая развитие ребенка лишь через призму его полового созревания, выделял в связи с этим стадии — оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную, соответствующие бесполому, нейтрально-полому, двуполому и половому детству. П.П.Блонский (1961) за основу периодизации брал иной признак созревания организма — развитие зубов ребенка. Отсюда периоды беззубого, молочно-зубого и постояннозубого детства.
И.А.Аршавский (1982), особое внимание уделяя скелетно-мышечной деятельности как фактору, способствующему накоплению энергетических потенциалов, вывел энергетическое правило скелетных мышц в качестве одного из основных критериев периодизации жизненного пути. В.Д.Розанова (1968) за ведущий критерий членения онтогенеза на возрастные периоды приняла такую форму взаимодействия со средой, которая выражается в смене видов питания. Е. Шмидт-Кольмер (Внешняя среда. 1984) разделяла возрастные периоды на основе характеристик поведения: ребенок начинает сидеть, ходить, что меняет его биологические и физиологические показатели.
Г. Салливен (8аШуап, 1953) создал периодизацию возрастного развития по аналогии с фрейдовской: как и у Фрейда, источником развития ребенка является определенная, несводимая к другим, первичная потребность, но, в отличие от него, в качестве таковой принимается потребность в межличностных отношениях.
Известны попытки построения схемы периодизации развития по психологическим критериям, когда в основу выделения возрастного периода ставилось преобладающее развитие какой-либо психической функции. А.Дистервег (1956), например, устанавливал три возрастные стадии:
1) господства ощущений;
2) господства памяти;
3) господства разума.
Все эти попытки классификации периодов онтогенеза не получили достаточного подтверждения в конкретных результатах изучения психического развития детей, хотя в ряду тех ученых, которые работали над построением периодизации психического развития, были крупнейшие психологи и педагоги — Б.Г.Ананьев, П.П.Блонский, Л.С. Выготский, Ш.Бюлер, А.Валлон, А.Гезелл, Р.Заззо, Ж.Пиаже, 3.Фрейд, Э.Эриксон и многие другие.
Нельзя признать удовлетворительным и то деление детского развития, которое приводится в ряде учебников педагогики и психологии, где определяются следующие периоды онтогенеза:
1) младенческий — от рождения до 1 года;
2) период преддошкольного детства — от 1 до 3 лет;
3) период дошкольного детства — от 3 до 7 лет;
4) период младшего школьного возраста — от 7 до 11-12 лет;
5) период среднего школьного возраста (подростковый) — от 13 до 15 лет;
6) период старшего школьного возраста — от 15 до 18 лет (см.: Люблинская, 1959. С.74).
Эта периодизация основана, во-первых, на разных принципах — по возрасту (младенчество), по роду деятельности (дошкольный, школьные); во-вторых, не базируется, как справедливо отмечали еще А. А. Маркосян и Д. Б. Эльконин (Маркосян, 1974; Эльконин, 1971), на результатах научных исследований, а лишь отражает существующую систему воспитания и обучения, т. е. детерминирована внешними критериями (см.: Выготский, 1984. Т. 4. С. 24).
Кстати, известно, что на основе именно внешних детерминант психического развития строил в свое время периодиpацию детства Р.Заззо (см.: Zazzo, 1960. С. 131 — 161), который располагал периоды детства в соответствии с принятыми во Франции ступенями обучения и воспитания растущих детей: от 0 до 3 лет, с 3 до 6 лет, с 6 до 9 лет, с 9 до 12 лет, с 12 до 15 лет и с 15 до 18 лет.
Следует заметить, что такие периодизации, где рубежами, границами соответствующих возрастных периодов служат сроки воспитания в дошкольных учреждениях, начало обучения в школе, переход из начальной в неполную среднюю, а затем в среднюю школу, близки к истине, потому что зиждятся на богатом жизненном опыте. Формальные границы возрастов, диктуемые практикой, выделяются достаточно стабильно и однообразно (сдвиг в ту или иную сторону в пределах года). Однако отсутствие должных теоретических обоснований мешает решению вопроса о главных движущих силах психического развития, о том, каково фактическое психологическое содержание соответствующего возраста, каковы внутренние критерии для периодизации, выделения границ возрастов, какие реальные перемены в психике ребенка происходят под влиянием изменения его социальной ситуации.
Во-первых, он рассматривал возрастное развитие как общее изменение личности, формирование нового плана отражения действительности, изменение деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок. При этом Д.Б.Эльконин исходил из того, что понятие возраста, возрастных границ и особенностей имеет не абсолютное, а относительное значение.
Возрастные изменения здесь могут происходить или резко, критически, или же постепенно, плавно, литически. В литические периоды в течение длительного времени не происходит резких фундаментальных сдвигов и перемен. Изменения накапливаются медленно, затем происходит скачок и обнаруживается возрастное новообразование. Результаты переломных изменений в личностных характеристиках отчетливо выступают лишь при сравнении особенностей детей в начале и в конце возрастного этапа.
Критические возрастные периоды отличаются тем, что на протяжении относительно короткого времени происходят выраженные психологические сдвиги, изменения в личности ребенка. Развитие принимает бурный характер революционного процесса. Основные особенности таких периодов:
1) неотчетливость начала и конца кризиса;
2) появление трудностей в воспитании детей.
Чередуясь со стабильными, литическими, критические периоды являются поворотными пунктами в развитии, подтверждая, что развитие ребенка происходит по диалектическим законам. Возникновение нового в развитии всегда связано с отмиранием элементов старого. Однако значение критических периодов состоит не только в известной концентрации процессов отмирания — здесь всегда происходят и конструктивная работа, и позитивные изменения; именно они и составляют главный смысл каждого критического периода.
В-третьих, Д. Б. Эльконин базировался на конкретно-историческом понимании природы детства, с учетом социально-исторических условий развития ребенка, потому что нет и не может быть какого-то единого основания, имеющего смысл и значение для периодизации детства разных времен и народов. Каждая историческая эпоха, каждое общество порождают собственную периодизацию психического развития детства, границы и содержание которого определяются конкретно-исторической ситуацией развития ребенка, аккумулирующей требования определенного общества к детству и его периодам.
Каждая эпоха детства состоит из закономерно связанных между собой двух периодов. Она открывается периодом, в котором идет преимущественное усвоение задач, мотивов и норм человеческой деятельности и развитие мотивационно-потребностной сферы. Здесь подготавливается переход ко второму периоду, в котором происходит преимущественное усвоение способов действий с предметами и формирование операционно-технических возможностей.
Теперь скажем в заключение, как Д. Б. Эльконин содержательно интерпретировал ведущие деятельности, характерные для разных периодов.
Разработанная Д. Б.Элькониным периодизация позволила раскрыть многие важные особенности психического развития ребенка, прежде всего закономерности смены ведущих типов деятельности, появление основных новообразований на разных возрастах и др.
к сожалению, в психологии до сих пор более или менее подробно изучены только 2—3 типа деятельности, относящиеся к психическому развитию в детстве — игра, учение, просоциальная деятельность. Между тем целостный процесс развития психики нельзя понять без глубокого изучения содержания и функций других типов деятельности, без выяснения того, с какими сторонами действительности взаимодействует ребенок в той или иной деятельности и, следовательно, ориентация в каких сторонах действительности при этом формируется.
Закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе
Целостный по своему содержанию и характеру, перспективно направленный процесс становления личности в онтогенезе, совершающийся по особым внутренним закономерностям, выступает как специфическая форма социального движения, социального развития, субстратом которого является интегрированная социальная сущность индивида.
Выявление и раскрытие особенностей разных позиций ребенка по отношению к обществу позволили выделить два типа закономерно проявляющихся рубежей социального развития личности, обозначенных нами как промежуточные и узловые (поворотные) (рис.1).
И промежуточные и узловые рубежи возникают в процессе социального развития не однажды — они, закономерно чередуясь, следуют один за другим. Однако при сохранении общего характера и принципов однотипные рубежи качественно разнятся на разных уровнях развития личности по емкости и по содержанию, развертываясь в соответствующих формах, т. е. идет процесс постоянного насыщения социальных позиций детей.
Становление личности происходит в процессе деятельности ребенка. Развитие этой деятельности предстает в рассматриваемом плане как сложный процесс, в котором, во-первых, происходит постоянное насыщение, рост, увеличение объема, что может быть графически изображено в виде расширяющейся по вертикали воронкообразной спирали (рис. 1). Во-вторых, в этом спиралевидном процессе каждый следующий момент снимает и содержит достижения предыдущих периодов, обеспечивая формирование новых образований. В-третьих, при дифференциации процесса происходит, что важно, одновременное расширение и одной и другой сторон деятельности, во взаимодействии и чередующейся актуализации которых обеспечиваются разные уровни развития личности.
В конце первого года жизни происходит резкий переход от интимно-личностного общения, смысл которого состоит, по данным М. И. Лисиной, в обмене положительными эмоциями (Развитие. 1974; Возрастные особенности. 1982), к предметно-манипулятивной деятельности. Ее развитие говорит о возникновении под прямым влиянием взрослого нового типа отношения ребенка к миру — объектного отношения. через опосредование предметного мира речью, т. е. через социальное, возникает возможность сознательного действия, актуализируются предметы-объекты, которыми манипулируют взрослые во взаимоотношениях с детьми, что и подготавливает годовалого ребенка к овладению предметными действиями.
Разноуровневое состояние социальной зрелости, фиксируемое главными узлами развития личности, отражается в трех этапах онтогенеза.
1. До 3 лет, когда на доступном ребенку уровне происходит его социализация (и условная индивидуализация) в форме освоения наличия других.
Названные крупные уровни социального движения образуют базовые основания для превращения психических процессов в системообразующие свойства личности, для нового развития имеющихся количественных и качественных показателей, определенного усложнения целей и мотивов, имеющих свои возможности развития, т. е. для достижения более высокой степени такого особого системного образования, как личность, в которой фиксируется процесс социализации — индивидуализации как единства противоположностей. Поэтому выделение уровней социального движения, находящихся между собой в отношении органичной целостности, позволяет наиболее полно раскрыть суть развития личности, ступени повышения ее организации.
Рассмотрение процесса социального развития личности в разные периоды онтогенеза показывает, что внутри каждого периода оно проходит через три закономерно чередующиеся стадии.
Первая стадия характеризуется появлением тенденций развития определенной стороны деятельности, когда ранее накопленные смысловые нагрузки вычленяют новые возможности функционирования ребенка, создавая соответствующее поле для его развернутой деятельности.
Вторая стадия отличается максимальной реализацией, кумуляцией развития ведущего типа деятельности.
Третья — насыщением ведущего типа деятельности при невозможности дальнейшей реализации его потенций, что ведет к актуализации другой стороны деятельности.
Итак, поступательное социальное развитие идет от осознания ребенком своих социальных возможностей через становление личностных новообразований к появлению, укреплению, качественному изменению социальной позиции в результате собственной творческой активности. Наиболее выпукло эта позиция проявляется при переходе ребенка с одной ступени онтогенеза на другую.
Д.И.Фельдштейн исследует закономерности и строит периодизацию развития личности в онтогенезе на основе выявления характера, особенностей и этаповсоциального развития индивида.Личностью ребенок становится только в результате осуществления деятельности, совершаемой вначале с помощью взрослых, а затем и самостоятельно. Одной из важнейших закономерностей социального развития является изменение социальной позиции личности.
Различаются два типа рубежей межуровневого социального развития индивида — промежуточные и узловые. Промежуточные рубежи развития связаны с переходом ребенка из одного периода онтогенеза в другой. Узловые рубежи представляют собой качественные сдвиги в социальном развитии, переход ребенка на новый этап онтогенеза.
В социальном развитии автор выделяет три этапа: 1) до трех лет — социализация в форме освоения предметных действий других; 2) с трех лет — осознание своего Я, первые моменты самоутверждения, освоение норм человеческих отношений, ориентация на оценку общества; 3) с 10 лет — стремление подростка утвердить свое Я в системе общественных отношений. Эти этапы составляют две фазы становления личностив период от рождения до зрелости. На первой фазе — детства (от 0 до 10 лет) — происходит становление личности на уровне еще не развитого самосознания. На второй фазе – подростничества (от 10 до 17 лет) – происходит активное формирование самосознания, становление социальной позиции общественно ответственного субъекта.
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
ПЕРИОД МЛАДЕНЧЕСТВА (ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ)
Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, р-ку помогают наследственно закрепленные механизмы — безусловные рефлексы. Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?
БЕЗУСЛОВНЬЕ РЕФЛЕКСЫ НОВОРОЖДЕННОГО
Раздражители | Рефлексы |
Действие яркого света | Глаза закрываются |
Шлепок по переносице | Глаза закрываются |
Хлопок руками возле головы ребенка | Глаза закрываются |
Поворот головы ребенка направо | Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается |
Разведение локтей в стороны | Руки быстро сгибаются |
Нажатие пальцем на ладонь ребенка | Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются |
Нажатие пальцем на подошву ребенка | Пальцы ног сжимаются |
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке | Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются |
Укол булавкой подошвы | Колено и стопа сгибаются |
Поднимаем лежащего ребенка животом вниз | Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги |
К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери, у него возникают сосательные движения. Но в целом образование усл. рефл-в характерно для более позднего времени.
Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3—4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.
Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.
Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику (социальной ситуации развития младенца.
Развитие – это закономерное изменение направленного характера, которое происходит под воздействием внешних и внутренних факторов.
Особенности и основные положения теории Фельдштейна
Д. И. Фельдштейн подчеркивал потребность в выделении единого образующего начала, поскольку имеющиеся для разных стадий детства показатели взросления в виде отдельных психических новообразований не могут соотноситься с интегрирующим свойством. Последнее одновременно представляет собой общий, постоянно развивающийся и саморазвивающийся в онтогенезе феномен, в отношении которого нужно определить совокупность приобретаемых новообразований.
Чаще всего, давая характеристику генерального направления, подчеркивают такой компонент, как усвоение детьми социальных норм, ценностей, уровня организации общественной жизни. В этом случае индивидуализацию ребенка рассматривают вне социальных связей. Она определяется в качестве реакции индивида, который противопоставлен фактически тем социальным отношениям, где формируется его индивидуальность.
Особенности периодизации Фельдштейна
Готовые работы на аналогичную тему
В этой системе присутствует чередование позиций при сохраняющемся их единстве. Далее автор нашел возможность определить два типа рубежей социального взросления ребенка:
Фельдштейн показал, что в социальной позиции, которая формируется на промежуточном рубеже развития (в год, в шесть и пятнадцать лет), происходит реализация потребности развивающейся личности в рамках приобщения себя к обществу. Этот процесс начинается с рассмотрения себя среди других и завершается утверждением себя среди других (стремлением к самореализации).
На узловом, поворотном рубеже развития (в три года, десять и семнадцать лет), происходит реализация потребности растущего человека, который желает определить собственное место в обществе, ищет общественное признание. Он осознает наличие своего Я и начинает стремиться к реальному выделению Я в системе равноправных отношений с другими.
Такой рубеж способен зафиксировать радикальные сдвиги в социальном развитии, осуществляющемся с помощью индивидуального развития личности. Это отражает стадии, на которых акцент необходимо переносить именно на индивидуализацию в качестве необходимой стороны социализации.
Социальное развитие индивида по Фельдштейну
По данным, которые получил Д. И. Фельдштейн, каждый рубеж одного и того же типа разных возрастных этапов предназначен для открытия нового пространства именно в области действия господствующей позиции. Здесь наращиваются возможности проявления ребенком себя в данной позиции, осуществляется процесс непрерывного насыщения, увеличивается емкость социально освоенного.
Фельдштейн сформулировал в своей периодизации важный принцип. Психология включает два противостоящих подхода к пониманию процесса развития личности:
- Развитие в качестве присвоения социального опыта, норм и ценностей;
- Развитие в качестве индивидуального раскрытия своего Я (совершается через внутренние законы становления личности).
На основании этого, Д. И. Фельдштейн разработал социально-нормативную периодизацию современного детства. Она отлично согласуется и соответствует периодизации Д. Б. Эльконина, которая основана на изменении ведущего типа деятельности. Все это дает возможность рассмотреть содержательные аспекты процесса взросления и его уровни в виде стадий, периодов, этапов и фаз.
К интересным выводам пришел в своих работах Д.И. Фельдштейн. По его мнению, активизация одной стороны деятельности не вытесняет, не заменяет другую ее сторону, обеспечивая лишь новые возможности для развития личности. В этом процессе четко прослеживаются закономерности обратного действия. Она имеет место на всех этапах онтогенеза. Например, у младшего школьника в процессе учебной деятельности активизируется предметно-практическая, познавательная сфера. В процессе познавательной активности ребенка появляются такие новообразования, как произвольность, рефлексия, а они вызывают потребность осознать собственное поведение и овладеть нормами взаимоотношений, что характерно для подростка. У него активно формируется самосознание, развивается социальная активность. Поскольку активность развивается в общественно полезной деятельности, где подросток реализует себя для других, то он начинает стремиться к практической деятельности, которой занимается старший школьник.
Д.И. Фельдштейн вводит представление о чередующемся развитии двух личностных позиций ребенка: Я в обществе и Я и общество. Первая позиция характеризуется преобладанием процесса социализации. Новые отношения с людьми делают неопределенными контуры личности ребенка, он податливо отзывается на влияние общества. Вторая позиция выступает как процесс индивидуализации. Ее содержанием является осознание себя в качестве субъекта общественных отношений. Позиция субъекта, согласно Фельдштейну, возникает уже у трехлетнего ребенка, в шесть лет она сменяется его установкой на новые социализирующие воздействия. Однако у подростка в период от 10 до 15 лет, на основе развития сознания и самосознания, вновь преобладает позиция Я и общество.
В целом в исследованиях подчеркивается, что на протяжении всего развития личности в онтогенезе имеют место различные уровни социальной зрелости личности, но главные узлы этого развития отражаются в трех этапах:
1. До трех лет, когда малыш осознает наличие других людей.
2. С трех лет, когда ребенок осознает свое Я. Самоутверждается Я сам, осваивает нормы человеческих отношений, пытаясь уже ориентироваться на оценку взрослых, что в первую очередь определяется потребностью в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.
3. С десяти лет, когда подросток стремится утвердить свое Я в системе общественных отношений. Этот этап уже предполагает и осознание общения, и самоуправление в процессе общения, т.е. развитую личность.
Именно уровни социального развития наиболее благоприятны для формирования личности, ее стержневых качеств, а значит, для системы воспитательных воздействий, которые должны обеспечить школа и общество в целом.
43. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития
Вопросы возрастной периодизации развития психики подробно рассматривались в работах А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, М.И. Лисиной, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна и других.
В построении любой человеческой (со-бытийной) общности участвуют по крайней мере двое, и смена формы и содержания общности сопровождается сменой партнера. В самом общем виде интегральная периодизация психического развития представляет собой ступени развития человека как субъекта собственного развития в разных типах базисных общностей. Каждая ступень имеет сложное строение: выделяются стадия становления событийности и стадия становления самобытности, кризисы рождения (переходы в новую общность) и кризисы развития (освоения новой общности). Не претендуя на полноту раскрытия подхода, кратко перечислим выделенные стадии:
1. Оживление (от рождения до 12 месяцев) — общность с родным взрослым. Ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность.
3. Персонализация (5,5 — 18 лет). Партнером растущего человека становится общественный взрослый в таких культурных позициях, как учитель, мастер, наставник и др. Человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми.
4. Индивидуализация (17—42 года). Партнером человека становится (в пределе) человечество, с которым он вступает в деятельностные отношения, опосредствованные системой общественных ценностей и идеалов. Суть данной ступени развития субъекта — индивидуализация общественных ценностей по мерке личностной позиции человека. Человек становится ответственным за собственную самость.
В последние годы получила дальнейшее теоретическое и экспериментальное изучение идея кризисов в психическом развитии. Новообразования критических периодов были проанализированы Л.И. Бершедовой как формы психологической готовности к переходу на новый этап возрастного развития. В работах К.Н. Поливановой показано, что в онтогенетическом развитии в критические возрастные периоды происходит взаимопереход реальной и идеальной форм, вскрыт сложный внутренний механизм этого взаимодействия. В этой логике критический возраст с необходимостью включает целый ряд последовательных этапов.
Некоторые исследователи в качестве альтернативы периодизационному подходу предлагают развивать психологию жизненных событий.
Многое в этой проблеме остается еще не изученным, но путь ее исследования теоретически освещен достаточно отчетливо.
44. Проблема периодизации взрослости
Пестрота терминологии и разнообразие временных рамок отдельных этапов взрослости указывают на сложность проблемы периодизации взрослости и становящийся характер этого раздела психологии развития. Одна из первых периодизаций принадлежит III. Бюлер, которая выделила пять фаз развития взрослого человека на основании осуществления самоопределения.
— Первая фаза (16 — 20 лет) — предшествует собственному самоопределению.
— Вторая фаза (с 16 — 20 лет до 25 — 30 лет) — фаза проб и поиска (профессии, спутника жизни и т.п.). Жизненные цели часто нереалистичны и подвержены изменениям.
— Третья фаза (с 25—30 до 45—50 лет) — пора зрелости: человек находит свое дело в жизни, обзаводится семьей. Субъективно этот возраст переживается как апогей жизни, желания становятся реалистичными, оценки трезвыми. К 40 годам устанавливается самооценка личности, в которой отражаются результаты жизненного пути как целого.
— Четвертая фаза (с 45 — 50 до 65 — 70 лет) — стареющий человек: завершение профессиональной деятельности, исчезновение активного самоопределения и постановки целей.
— Пятая фаза (старше 70 лет) — старый человек: обращение к прошлому и желание покоя.
Известный голландский психолог и психотерапевт Б. Ливехуд приводит в качестве примера периодизацию Уотеринга, который выделяет семилетние фазы в жизни взрослого человека:
— 21—28 лет — завоевание жизненного базиса,
— 28—35 лет — подтверждение и сличение найденных основ жизни,
— 35—42 года — вторая половая зрелость, переориентация в профессиональных целях,
— 42—49 лет — маниакально-депрессивный период,
— 49—56 лет — борьба с собственным закатом,
— 56 — 63 года — мудрость,
Однако эти периодизации жизненного пути человека носят скорее описательный характер и не опираются на сколько - нибудь серьезные эмпирические основания. Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и зависят от времени завершения юности и начала периода старения.
Нижняя граница взрослости связывается антропологами и физиологами с возрастом 17 лет (Д. Биррен), 21 год (Д. Б. Бромлей), 20 лет для женщин и 21 год — для мужчин (по международной классификации), 25 лет (В. В. Бунак) и т.д.
Некоторые ученые начало зрелости называют юностью, другие — ранней взрослостью или молодостью; одни выделяют юность как отдельную фазу, а другие рассматривают ее как часть молодости.
Читайте также: