Медицина в арабских халифатах кратко

Обновлено: 05.07.2024

В середине 7 века начались крупные завоевательные войны арабов, и одним из первых объектов их нападения была Византия. К арабам отошли многие страны и территории, входившие в состав Византийской империи, и вследствие этого образовалось новое обширное государство - Арабские Халифаты, которое существовало до 13 века.

В Халифатах сложилась разносторонняя культура народов Востока, получившая название арабской.

Именно в Халифатах впервые получила распространение рукописная книга, сменившая пергаментный свиток. Развитию книжного дела способствовало знакомство арабов с секретом изготовления китайской бумаги, которая оказалась гораздо дешевле египетского папируса и производство которой было сразу же налажено арабами.

Именно арабы создали десятичную систему исчисления, положили начало алгебре и тригонометрии, научились определять географические широты и долготы, получили различные кислоты и спирт, которому дали название “алкоголь”.

Арабоязычная медицина в течение 8 веков занимала ведущее место в Средиземноморье. Она сохранила, дополнила и возвратила в Европу в усовершенствованном виде все важнейшие знания, накопленные к периоду раннего средневековья.

Развитие медицинских знаний началось с перевода на арабский язык сочинений Гиппократа и Галена, затем в течение 9 и 10 вв. была переведена практически вся доступная литература, представлявшая интерес для арабских врачей.

В области теории болезни арабы развили древнегреческое учение о 4-х стихиях и 4-х телесных соках, при лечении внутренних болезней уделяли большое внимание установлению правильного режима, достигли высокого совершенства в приготовлении простых и сложных лекарств; в городах стали открываться аптеки.

Наиболее выдающимся врачом Халифата был АЛЬ-РАЗИ (9 век), в европейской литературе он известен как Разес. Узбек по национальности, он родился недалеко от Тегерана. Медициной стал заниматься относительно поздно
– когда ему было около 30 лет. Большую часть жизни провел в Багдаде, где основал и возглавил больницу, которая всегда была переполнена учениками. Как практик он известен тем, что изобрел инструмент для извлечения инородных тел из гортани, при перевязке ран первым применил вату, а при наложении швов использовал нитки из скрученных кишок барана.

Аль-Рази составил первый в арабской литературе энциклопедический труд “Вместилище медицины” в 30 томах. В него были включены сведения, заимствованные у Гиппократа, Галена, Павла Эгинского и Орибазия, которые Рази дополнил своими наблюдениями. Этот знаменитый трактат был переведен на многие языки, постоянно переиздавался в средневековой Европе и в течение нескольких столетий был одним из главных источников медицинских знаний.

Другой капитальный труд Аль-Рази – “Медицинская книга” в 10 томах, в котором он обобщил знания того времени в области теории медицины, патологии, лекарственного врачевания, хирургии, диететики, гигиены и косметики, токсикологии и инфекционных заболеваний.

Но среди многочисленных сочинений Аль-Рази одно представляло особую ценность - небольшой трактат “Об оспе и кори”, в котором он на основе собственного клинического опыта дал описание клиники и лечения этих двух опасных заболеваний, уносивших в то время немало человеческих жизней. Аль-Рази знал о заразности этих болезней и о невосприимчивости к повторному заболеванию оспой; для профилактики этого заболевания он предложил применять вариоляцию ( т.е. прививать здоровым содержимое оспенных пустул). Эта блистательная работа считается самым оригинальным трудом араб
ской медицинской литературы и даже сегодня она могла бы быть великолепным учебным пособием для студентов.

Аль-Рази написал более 200 трудов по медицине и его книги долго служили учебниками на медицинских факультетах в средневековых университетах Западной Европы.

Одним из крупнейших ученых средневековья и наиболее выдающимся врачом в мировой истории был ИБН СИНА, известный в Европе под именем Авиценна. Имя у него было очень длинным и состояло из 13 слов (Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн аль Хасан ибн Али ибн Сина), а жизнь очень короткой - он прожил всего 57 лет.

Родился Ибн Сина в 980 г. в небольшом селении Афшана близ Бухары. Отец его был человеком образованным и состоятельным, служил сборщиком податей в Бухаре. По делам службы он бывал в селении Афшана, там построил себе дом и женился.

Когда Ибн Сине было 5 лет, семья переехала в Бухару, там он начал посещать мусульманскую школу, где изучал коран и словесные науки. Очень рано проявил необычайные способности к наукам, которые не остались незамеченными. Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец взял его из школы и дальше он продолжал заниматься с приходящими на дом учителями. Он изучал логику, математику, геометрию, астрономию, особенно усердно занимался философией. Учение шло очень успешно и в 16 лет Ибн Сина достиг вершины изучаемых им наук.

Медициной Ибн Сина заинтересовался с 15 лет. Он прочел труды своих предшественников, в том числе Гиппократа и Галена, после чего занялся врачебной практикой. Лечил он бесплатно и толпы больных собирались по утрам к его дому, чтобы получить совет и помощь. Вскоре он стал известным врачом.

Через год, в возрасте 16 лет, Ибн Сина становится лейб-медиком при дворе султана, а в 17 лет излечивает тяжелобольного правителя Бухары эмира ибн Мансура, которого долгое время безуспешно лечили опытные врачи. В виде вознаграждения за это Ибн Сина получил разрешение пользоваться обширной библиотекой эмира “Хранилище мудрости”. В библиотеке были собраны огромные книжные богатства. Книги по каждому разделу знаний находились в отдельных комнатах и хранились в сундуках. Возможность пользоваться этой уникальной библиотекой сыграла большую роль в дальнейшем образовании Ибн Сины.

К 18 годам Ибн Сина становится выдающимся ученым своей эпохи. Наука поглотила его без остатка. Семьи Ибн Сина не имел и всю свою жизнь провел в научной работе, с книгами, в общении с больными и в окружении многочисленных учеников.

В 19 лет у Ибн Сины умер отец, и на его плечи легла забота о семье.

Свободомыслие Ибн Сины, его вольнодумные философские выступления, привели к жесточайшим преследованиям со стороны султана Махмуда. Положение его с каждым днем становилось все труднее, и на 21-м году жизни Ибн Сина, переодевшись в нищенскую одежду, тайком вынужден был покинуть родину.

Уезжая из Бухары, он даже не предполагал, что больше никогда туда не вернется и будет похоронен далеко на чужбине. Всю свою дальнейшую жизнь Ибн Сина, преследуемый султаном Махмудом, скитался из одного города в другой, от одного правителя к другому.

Судьба его круто менялась – несколько раз его дом подвергался разгрому, а сам Ибн Сина был арестован и посажен в крепость, где провел несколько месяцев. Однако невзгоды не сломили этого великого ученого – он продолжал работать. С рассветом он садился за свои труды, утром принимал больных, днем занимался с учениками, а до поздней ночи писал.

Непрерывный напряженный труд, преследования реакционного духовенства и султана Махмуда, жизненные лишения и тревоги подорвали здоровье Ибн Сины. После 12 лет скитаний он приехал в Иран, где в 1037 г. умер и где до сих пор сохранилась его могила. На месте могилы сооружен мавзолей с 12-ю колоннами, которые символизируют 12 научных дисциплин, над которыми работал и которые развивал этот великий ученый.

Умирал Авиценна в сознании и перед смертью произнес следующие слова: “Мы умираем, и с собой уносим лишь одно - сознание того, что мы не знаем ничего”.

Народное предание гласит: почувствовав приближение смерти, Ибн Сина решил победить ее. Приготовив 40 особых лекарств в сорока сосудах и призвав любимого ученика, он передал ему их, взяв слово, что тот после его смерти применит их в строгой последовательности. Когда Ибн Сина умер, ученик приступил к выполнению воли учителя.

Лекарства произвели чудесное действие. Тело Ибн Сины теряло старческую дряблость, оживало, молодело. Надо было применить последнее, сороковое лекарство. Но превращение мертвого Ибн Сины в прекрасного юношу, готового проснуться, настолько потрясло ученика, что он не смог совладать с волнением – сосуд с чудесным составом выпал из его рук и разбился.

Ибн Сина был необычайным человеком. Ученый-энциклопедист, философ, талантливый врач, одаренный поэт, он сумел показать, какие возможности таились в его народе, какую разностороннюю культуру он создал.

В Европе средних веков никого нельзя поставить рядом с ним ни по талантливости и трудолюбию, ни по объему разнообразных знаний. Современники называли его “Князь врачей”.

Наследие Ибн Сины велико и точно еще не определено. Известно, что он написал 456 сочинений на арабском языке и 23 - на таджикском, многие из них - многотомные.

Трудно перечислить все области знаний, в которых Ибн Сина оставил свои труды - легче перечислить те, которых он не касался. Астрономия и физика, химия и зоология, геология и география, поэзия и музыка - всюду Ибн Сина оставил свой след.

Но особенно велико значение его трудов в философии и медицине. Написанный им “Канон врачебной науки” - выдающееся произведение, которое формировало медицинское мышление врачей многих поколений.

“Канон врачебной науки”. Для того, чтобы понять величие основного медицинского труда Ибн Сины, чтобы представить знания того времени, следует забыть многое из того, что мы знаем, Надо забыть о том, что земля круглая, что она вращается, что сердце гонит кровь по телу, что существует два круга кровообращения и многое, многое другое.

В те времена с врачами успешно конкурировали звездочеты и колдуны, гадалки и кликуши. Более того, многие врачи пользовались их средствами и приемами. Талисманы и гороскопы, магические заклинания и мистические поверья, заговоры и молитвы использовались вместо лекарств при лечении любых заболеваний.

Безоговорочно признавалось, что корень мандрагоры кричит по ночам человеческим голосом и исцеляет падучую (так тогда называли эпилепсию); все знали, что летучая мышь, убитая ровно в полночь и высушенная - это самое лучшее средство против беременности; никто не сомневался, что судьба человека, его здоровье и возможность излечения в случае болезни зависит от расположения светил на небесном своде.

Астрология и кабаллистика, доставшиеся в наследство от Древнего Востока, обрели в средневековой Европе как бы вторую родину. Во многих европейских университетах были созданы кафедры астрологии. Средневековые правители содержали придворных астрологов (эта должность считалась почетной в придворных кругах). Врач, не следующий духу и букве астрологии, встречался так же редко, как священник, который сомневается в истинности веры и Священного писания.

В медицинских трудах описывалась связь пораженных органов и частей тела с движением определенных планет и расположением созвездий. Например, от Сатурна зависело состояние правого уха, селезенки, берцовых костей, плеча и мочевого пузыря; от Юпитера – состояние легких, печени и стоп; от Марса – левого уха, кровеносных сосудов, половых органов и т.д.

На основании расположения созвездий определялось наиболее благоприятное время для кровопусканий, приготовления лекарств и их приема. Таблетки считались наиболее действенными, если они были приготовлены во время наибольшего сближения Юпитера и Сатурна; прием слабительных средств считался противопоказанным, если Луна находится в созвездии Овна, Козерога или Тельца.

Надо только представить себе весь этот бред, весь этот клубок заблуждений,
чтобы понять величие “Канона”.

Ибн Сина начал писать “Канон” в 1000 г., а закончил в 1020 г., когда ему исполнилось 40 лет и уже был накоплен и врачебный, и жизненный опыт. Впервые “Канон” вышел в свет в 1473 г. в Венеции, издавался около 40 раз полностью и много раз в сокращенном виде. Наиболее полное издание вышло в свет в
1980 г. (к 1000-летию со дня рождения Ибн Сины). Перевод этого издания осуществлялся с самого древнего арабского подлинника 12 века, который насчитывает 1200 листов убористого текста.

“Канон” - это целая медицинская энциклопедия. В ней, в пределах знаний того времени, рассматривается все, что относится к здоровью и болезни человека. Сотни лет врачи всех стран учились по этой книге не только распознаванию, лечению и предупреждению болезней, но и теории медицины, самому подходу к больному человеку.

В “Каноне” опыт и наблюдение ставятся превыше всего. В нем нет обязательных для медицинских сочинений того времени астрологических рассуждений о влиянии звезд и планет на здоровье и болезни людей, нет цитат из корана.

“Канон” – труд огромный и по значению, и по объему; в нем около 200 печатных листов. Состоит “Канон” из 5-и книг, изложенных в 14 томах.

Книга первая содержит общие принципы и теоретические основы медицины (учение о соках и различных телосложениях, сжатое, но содержательное изложение анатомии человека, взгляды автора на причины болезней, симптомы некоторых заболеваний, советы, как сохранить здоровье).

Книга вторая и пятая посвящены лекарствоведению. Во второй описаны “простые” лекарства, в пятой – “сложные” лекарства, яды и противоядия. Всего в “Каноне” приведено 811 лекарственных средств животного, растительного и минерального происхождения с указанием их действия, способов при
менения, правил сбора и хранения. Многие из них были несправедливо забыты и только около 150 используются в современной медицине.

В книге третьей описаны “местные болезни” (головы, ушей, носа, глаз,
языка и далее по органам “от головы до пят”), их диагностика и лечение.

Книга четвертая посвящена хирургии (лечению вывихов, переломов, опухолей, гнойных воспалений) и общим заболеваниям организма (лихорадке, заразным болезням, кожным болезням, косметике).

В первых строках “Канона” Ибн Сина дает определение медицины, которое гласит, что изучение человеческого тела подчинено, прежде всего, умению сохранить здоровье и возвратить его, если оно утрачено.

При изучении больного и болезни Ибн Сина указывает:

на взаимодействие среды и человека

на важность целительных сил природы в восстановлении нарушенного здоровья

на связь между заболеванием отдельных органов и всего организма (это важное положение служит у него исходным пунктом при наблюдении за больным и назначении лечения)

дает представление о единстве организма как основе жизнедеятельности отмечает роль психических факторов в возникновении болезней
Особое место в “Каноне” занимают правила сохранения здоровья. По мнению Ибн Сины сохранение здоровья - это искусство и существует семь причин, которые должны быть предметом постоянной заботы врача. К ним относятся:

уравновешенность натуры выбор пищи очистка тела от излишков

сохранение правильного телосложения улучшение того, что вдыхается через нос приспособление одежды уравновешенность физического и душевного движения

Кроме того, большое значение Ибн Сина придавал:

воспитанию здорового ребенка режиму пожилых и старых людей здоровью путешественников роли физических упражнений в сохранении здоровья

значению сна и бодрствования

Эти советы Ибн Сины на протяжении столетий служили основой охраны здоровья многих поколений.

Таким образом, основной медицинский труд Ибн Сины “Канон врачебной науки” не имеет себе равных по серьезности содержания и полноте охвата материала. Он является как бы мостом между античной и современной медициной.

В истории медицины роль “Канона” потому так велика, что он был не просто суммой знаний, перечнем лекарств и симптомов – он учил пониманию жизни человеческого тела, пониманию влияния внешних условий на человека, роли таких факторов, которые создают здоровье; в нем утверждалась гигиена как основа деятельности врача.

Ибн Сина прожил бурную жизнь, полную борьбы, тревог, трудов и славы. Преследования и угрозы, запугивания и тюрьма – ничто не могло заставить его отказаться от своих убеждений или изменить их в угоду “сильным мира сего”, был ли это всесильный и жестокий султан Махмуд или изуверы из среды фанатичного мусульманского духовенства.

Ибн Сина не признавал астрологию, считал ее лженаукой, отрицал влияние звезд на здоровье и был одним из тех, кто содействовал разоблачению этого ложного учения – для этого в те времена требовалась большое мужество.

Он смело отбрасывал из наследия древних то, что противоречило его взглядам, отвергал богословские догмы и схоластику современных ему ученых, решающее значение придавал наблюдению и опыту. Потребовались долгие столетия для того, чтобы передовые люди Европы пришли к взглядам, которых придерживался этот гениальный ученый.

В честь Авиценны К. Линней, выдающийся натуралист 18 века, назвал авиценией вечнозеленое растение из рода вербеновых, и это название можно считать символическим, потому что творения Авиценны так же бессмертны, как вечно зелены его листья.

Таким образом, врачи средневекового Востока, как в период Византийской империи, так в особенности в период Арабских Халифатов, не только сохранили для потомков наследие медицины древнего мира, но и самостоятельно развивали дальше медицинские знания. Их сочинения становились учебными пособиями в университетах и источниками, которые обогатили медицинскую науку эпохи Возрождения.

В средние века, когда Европа длительный период находилась в состоянии экономического и культурного застоя, значительного развития достигла арабоязычная культура. Вобрав в себя культуру многих народов (персов, таджиков, узбеков, туркмен, сирийцев, египтян, арабов и многих других), она внесли большой вклад в развитие науки, философии, литературы и искусства.

Образование Халифата, мусульманской феодальной державы, началось в VII веке и было обусловлено сначала освободительными (под знаменем ислама), а затем — завоевательными походами арабов.

Арабы создали ряд центров науки и просвещения, из которых особенно выделялись Дамаск (VII век), Багдад (VIII—IX века) и Кордова (X век).

В Кордовском халифате во времена его расцвета было 10 высших школ, тогда как в Западной Европе имелось только 2—Салернский и Парижский университеты. Некоторым из арабских школ посвящены специальные почтовые выпуски. Так, в Марокко в 1960 г. серией почтовых марок отмечено 1100-летие Сарацинского университета в Фесе; в Египте в 1975 г. были выпущены конверт и серия марок, посвященные 1000-летию университета в Аль-Азхаре и произведено гашение марок специальным штемпелем.

Наравне с философией, математикой, географией, историей, естествознанием и филологией медицина составляла часть общего образования ученых в арабских халифатах. Видными деятелями медицины явились представители многочисленных народов, населявших халифаты, или связанных с ними экономически и культурно: сирийцы — основатели крупных медицинских школ и больниц с IV века, хорезмийцы, персы, армяне, азербайджанцы, египтяне, евреи, мавры, отчасти индусы и многие другие. В Бухаре, Хорезме, Самарканде, Дамаске, Багдаде, Каире, Кордове жили и работали выдающиеся врачи. Они сыграли большую роль в сохранении наследия древней медицины и дальнейшем ее развитии. Врачи халифатов оказали значительное влияние на развитие медицины Западной Европы. Восточная средневековая медицина обогатила медицинскую науку эпохи Возрождения и явилась одним из ее ценных источников.

Фараби (Аль-Фараби), Абу Наср Мухаммед ибн-Тархан (875—950) — философ, ученый-энциклопедист, один из главных представителей восточного аристотелизма. Родился в Отраре на территории нынешней Чимкентской области Казахстана.


Ибн Сина, Абу Али Аль-Хусейн ибн-Абдуллах ибн-Хасан Али ибн-Сина (латинизированное Авиценна, 980—1037) — самый знаменитый врач, ученый-энциклопедист средневекового арабоязычного Востока. Родился в городке Афшана вблизи Бухары.



Много внимания уделил воспитанию здорового и больного ребенка. Описал большое количество лекарственных средств и различные хирургические вмешательства, настойчиво проводил мысль об индивидуальном подходе к больным.

Ибн Сина целыми днями лечил больных, а вечерами участвовал в философских дискуссиях, поэтических и музыкальных состязаниях.


До нас не дошел ни один достоверный прижизненный портрет Ибн Сины. Каждый художник последующих эпох писал великого медика в меру своей фантазии: то в чалме, то в одежде ученого, то в виде добродушного бухарского купца. А французский живописец придал ученому черты одного из Людовиков, нарядив его в костюм с кружевным воротником. Лица на всех картинах различаются. Каким же образом был у нас в стране создан наиболее достоверный портрет великого ученого?

В СССР, кроме марки (1980) в 1953, 1959, 1979, 1980 гг. выпущены 2 конверта, в 1983 г. появился конверт с изображением памятника Авиценне в Бухаре. В 1984 г. вышла цветная карточка со скульптурой сидящего ученого, установленной в Ташкенте. В 1980 г. в Москве, Бухаре и Душанбе проводилось спецгашение, посвященное 1000-летию со дня рождения Ибн Сины. В Самарканде в 1962 г. по случаю 925-летия со дня смерти ученого конверты гасились непочтовым штемпелем (общества коллекционеров) с портретом Ибн Сины. Известен также оригинальный штемпель с портретом ученого, которым гасились марки в венгерском городе Печ 10 октября 1980 г.

Аль-Бируни, Абу Рейхан Мухаммед ибн-Ахмед Аль-Бируни (973 —1050) жил и трудился одновременно с Ибн Синой.Он родился в Кяте (Хорезм). Аль-Бируни настолько опередил свое время, что самые яркие его открытия казались непостижимыми для многих ученых.


На арабских территориях (в Арабских халифатах) в период Средневековья медицина и фармация достигли высоких для того времени показателей.

Первоначальной территорией, заселенной арабскими племенами, былполуостров Аравия, в южной части которого в настоящее время расположено государство Йемен.

Активному развитию медицинских знаний и умений на данных территориях способствовало наличие значительных водных ресурсов, развитие земледельческой культуры, в том числе возникновение ирригационного земледелия, производство благовоний, добыча золота, развитие различных ремесел и посреднической торговли между восточными странами (Эфиопией, Индией) и Средиземноморьем.

Значительное развитие получила организация больничного дела. Назывались больницы бимаристанами. Основание первой известной больницы датируется 705-715 годами. Мусульманские больницы этого периода подразделялись на три вида:

  • Первый тип больниц учреждали халифы или известные мусульманские деятели, они рассчитывались на широкие слои населения. Финансирование их осуществлялось государством, в них имелся штат врачей и обслуживающего немедицинского персонала. При таких больницах организовывались медицинские школы и библиотеки. Обучение подразумевало теоретические и практические аспекты: обучающиеся посещали больных на дому вместе с врачом- учителем, а также сопровождали его во время обхода в больнице. Больницы имели женскую и мужскую половины, а больные в них распределялись по нескольким отделениям, соответствующим их заболеваниям.
  • Второй вид больниц финансировали известные врачи и религиозные деятели, как правило, они были небольшими.
  • Третьим видом больниц являлись военные лечебные учреждения. Они размещались в палатках, цитаделях, замках и перемещались вместе с армией.

Готовые работы на аналогичную тему

Арабская фармация в период Средневековья

Основные достижения лекарствоведения и аптечного дела в Арабских халифатах:

Во времена раннего Средневековья арабская медицина была очень широко распространена, чему способствовали военные завоевания и образование огромного государства (Багдадский и Кордовский халифаты). В халифатах создавались образовательные учреждения, в том числе и медицинские, создавалось большое количество больниц. Арабская медицина во многом обогатила медицину того времени. Но есть одно но… Меньше всего получила хирургия. Согласно мусульманским традициям, операции на живом человеке и даже на его мертвом теле были фактически запрещены. Поэтому большинство арабских врачей было вынуждено игнорировать хирургию. Все таки деятельность лучших врачей того времени — Альбукасиса и Авиценны обогатила средневековую хирургию, преодолев религиозные запреты.

Альбукасис

albukasis

Альбукасис (Аз-Захрави) (около 936 — около 1010) — самый известный из арабских врачей, занимавшихся хирургией. Он родился недалеко от Кордовы, столицы Кордовского халифата (территория современной Испании), в семье состоятельного араба, связанного с окружением халифа.

Kordovskiy halifat

Сейчас это территория Испании и Португалии

Предполагают, что медицинское образование он получил в действовавшей в Кордове академии, где впоследствии он и преподавал. Известно, что в течение всей своей жизни он пользовался трудами крупнейшей в средневековые времена Кордовской библиотеки, насчитывавшей тогда более 250 000 рукописей.

Альбукасис очень ценил хирургию (в отличие от большинства врачей того времени) и довольно часто применял хирургические методы лечения. В книге Альбукасис предупреждал, что хирург должен хорошо знать анатомию. В связи с этим он цитировал Гиппократа, который, говорил, что врачей по званию много, а по умению — мало, и особенно в хирургии.

Первую главу великий арабский врач посвятил прижиганиям (каутеризации). Этот лечебный метод в то время отнюдь не преследовался мусульманскими канонами, в отличие от других. Показаний для прижигания было чрезвычайно много (около 50 разных болезней). Сами прижигания имели различные методики и выполнялись с помощью особых инструментов — пакеленов.
Во второй главе говорилось о методах лечения ран, кровопусканиях, рассечениях (в описании около ста операций), а в третьей главе — учение о переломах и вывихах.

При проведении хирургических вмешательств Альбукасис применял самые различные хирургические инструменты. Он описал (а также довольно хорошо зарисовал) около 200 различных инструментов и приспособлений.

Альбукасис, являясь своеобразным символом средневековой арабской хирургии, связал античную хирургию и хирургию средневековой Европы. Его труды оставались авторитетным руководством для всех врачей в течение нескольких столетий.

Авиценна

Авиценна за многие столетия предугадывал о существовании неизвестных, невидимых возбудителей лихорадок, что возможна передача через воду, почву и прежде всего воздух. Конечно это было не предвидение, а смутная догадка, основанная на повседневном опыте. Скорее всего опыт подсказал, что нужна особая чистота места операции и инструментов, которые использует врач.

Самая большая группа заболеваний того времени, как на Западе, так и на Востоке, составляли ранения. Войны и вооруженные конфликты не заканчивались никогда.
Известно, что Авиценна придерживался двух главных принципов лечения ран: сначала нужно препятствовать нагноению, а при кровоизлиянии в ткани при помощи тепла и мягчительных средств добиться нагноения с последующим его вскрытием. Такое эмпирически рациональное решение было в основе хирургической деятельности в течение многих столетий.

Авиценна разделял раны на поверхностные и глубокие, отравленные и проникающие. Лечение таких ран было различным.
Чаще всего ему приходилось сталкиваться с ранениями, осложненными нагноением. Поэтому так детально описал он клиническую картину, течение и методы лечения гнойных ран. В начальных стадиях воспаления применялся холод, а при наличия гнойника — тепло, а также прикладывать к ранам специальные тампоны с настоями.

Большое место в хирургической практике Авиценны занимало лечение различных повреждений (травм), прежде всего вывихов и переломов. В этой области Авиценна сделал немало. Достаточно упомянуть, что ему принадлежит оригинальный способ вправления вывиха бедра, отличающийся от классических способов Гиппократа. При переломах он применял вытяжение органа с приданием ему прежнего положения и накладывал компрессы и повязки. Основным в лечении переломов было своевременное и правильное сопоставление отломков и надежная фиксация до образования мозоли.

Методы хирургии применял Авиценна и при лечении камней в почках и мочевом пузыре. Описан гибкий катетер из кожи барана, который он с успехом применял для катетеризации мочевого пузыря.

Вклад Авиценны в средневековую хирургию не подлежит сомнению. Если говорить об успехах в хирургии других представителей средневековой арабской медицины, то они вряд ли могут сравниться с достижениями Ибн-Сины.

Если вы нашли опечатку в тексте, пожалуйста, сообщите мне об этом. Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: