Осада вышгорода 1173 кратко

Обновлено: 03.07.2024

Поход против Изяслава Мстиславича на Волынь (1149 год). Овладел Дорогобужем на Волыни (1149). Осада Чернигова Юрием Долгоруким (1152). Поход на Киев (1169). Сражение на реке Дуба. Поход на Новгород (1170). Осада Вышгорода (1173). Поход на волжских булгар (1164). Второй поход на волжских булгар (1171).

Великий князь Владимирский (1157—1174)

Внук Владимира Мономаха, сын Юрия Долгорукого и дочери половецкого хана Аспы.

Когда Андрей вырос, отец выделил ему в управление недавно возникший городок Владимир на Клязьме. Там и прошла первая половина его жизни.

О его деяниях в ту пору известно то, что в 1147 году Андрей вместе с братом Ростиславом по требованию отца участвовал в походе против рязанского князя. А когда в 1149 году Юрий Долгорукий вступил в борьбу за владение киевским великокняжеским престолом, захваченным его племянником Изяславом, Андрей принял деятельное участие в этой войне. Андрей провел несколько лет на юге, участвуя во всех военных походах отца. Так, во время похода в Волынскую землю, принадлежавшую Изяславу, двинувшись на соединение с отцом под Луцком, Андрей около Муравицы во время ночного переполоха был оставлен своими союзниками — половцами. Испуганный брат его Ростислав несколько раз советовал ему отступить, но Андрей решил дождаться рассвета, несмотря на настояния Ростислава и даже собственной дружины. Когда наступил день, Андрей бросился на противника, вышедшего из Луцка, и был окружен его превосходящими силами. С Андреем была только младшая дружина. Во время боя он получил два ранения, и ему едва удалось отбиться и ускакать. Затем он отличился в битве под Киевом в 1151 году, в сражении на реке Дубе и при осаде Чернигова, которая длилась двадцать дней.

Захватив великокняжеский престол в Киеве, Юрий оставил сына около себя и посадил его княжить в Вышгороде под Киевом. Но не по сердцу пришлось это княжение Андрею, и он в 1155 году ушел в ростово-суздальские земли. Из Вышгорода он взял с собой икону Божьей матери, ставшую потом главной православной святыней под именем Владимирской.

После смерти Юрия в 1157 году Андрей должен был по старому порядку перебраться в Киев, предоставив Ростово-Суздальскую землю младшим братьям. Но он сам принимает власть в Ростове и Суздале. Он делает столицей земли город Владимир, обустраивает и укрепляет его, превратив тем самым в неприступную крепость. Князь Андрей становится властным правителем, привнеся в правление новые методы. Он стал первым князем, решившим начать борьбу с удельной системой. К 1162 году он изгнал со своей земли младших братьев и племянников, не раздав им уделов, как это было принято раньше. Гонениям подверглась и старшая дружина его отца: одну часть ее он также изгнал, другую — заключил в темницу. Совет бояр им не собирался, и все вопросы он решал единолично.

Поход Андрея на болгар в 1164 году был последним походом, в котором он принимал личное участие. Он выступил против них со своим сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием. Этот поход был удачным для Андрея. Болгары были разбиты, уничтожено было несколько их селений и город Бряхимов.

Объявив себя великим князем Владимирским и Суздальским, Андрей подчинил себе соседних князей — рязанских, смоленских, муромских и полоцких, которые, став его союзниками, начали принимать участие в устраиваемых им походах.

Основными задачами своей политической деятельности Андрей Боголюбский ставил принижение значение Киева и перенесение главенства над русскими землями во Владимир, а также подчинение своей власти вольного Новгорода. В эти города он желал сажать на княжение верных людей, которые признавали бы его, Андрея, старшинство над русскими землями.

В попытках объединить под своей властью русские земли князю Андрею не хватало гибкости и дипломатичности в отношениях с другими князьями. С годами Андрей, гордый, властный и вовсе не мягкосердечный, становился еще более тяжелым для окружающих, которые становились все неувереннее в своей судьбе. Его суровость и деспотизм вызывали к нему ненависть не только бояр, но и домашних. Удалив от себя старых бояр, он окружил себя новыми любимцами, людьми безвестными, сомнительного происхождения. Все это привело к тому, что против него был составлен заговор. Причиной его стало появление нового любимца — Прокопия и казнь одного из Кучковичей, родственников первой жены Боголюбского.

В ночь с 28 на 29 июня 1174 года князь Андрей был предательски убит боярами-заговорщиками в своем дворце в Боголюбове. Его смерть не вызвала в народе взрыва негодования, так как в последние годы он не пользовался большой народной любовью.

Князь создал фактически независимое Владимирское княжество — ядро будущего российского государства, альтернативу южнорусскому Киеву.

Варяги Рюриковичи, исходя из политической конъюнктуры, через династические союзы смешивались с соседями: скандинавами, греками или половцами. Через княжеские браки можно проследить внешнеполитические интересы Руси. Внешность Боголюбского, восстановленная по черепу князя антропологом Герасимовым, наглядно показывает геополитические устремления Владимира Мономаха — деда Андрея: к европеоидным чертам отца Боголюбского, Юрия Долгорукого, добавились типично азиатские, а точнее монголоидные раскосые глаза и высокие скулы матери-половчанки. И хотя современные исследователи относят облик Андрея Боголюбского к среднеевропейскому типу, его происхождение могло бы наилучшим образом продемонстрировать евразийскую концепцию будущего Русского государства, да и современной России.

1.jpg

Сын Долгорукого

Андрей был третьим сыном Юрия Владимировича Долгорукого. Историки считают середину 1120-х годов приблизительным временем его рождения. Предположительно, в начале 1140-х Андрей Юрьевич женился на дочери московского боярина Кучки Улите. Достоверно неизвестно, была ли она единственной женой и матерью четырёх сыновей князя. Двое его старших братьев — Ростислав и Иван — умерли ещё при жизни знаменитого отца. Таким образом, к 1151 году Андрей оказался старшим из наследников Юрия Долгорукого.

Молодой Андрей принимал участие в междоусобицах вместе с отцом, воевавшим за киевский стол на стороне родичей из черниговского дома Рюриковичей. В 1149 году Юрий Долгорукий изгнал своих племянников Мстиславичей из Киева и стал великим князем. Но битва за престол не могла быть окончена, пока другие князья не отказывались от своих претензий на великокняжеский стол или же не уничтожались. Киев переходил то к Изяславу Мстиславичу, то обратно к Юрию Долгорукому; черниговские и рязанские князья постоянно меняли сторону.

Наконец, в 1155 году Юрий Долгорукой в третий и последний раз занял стольный град Руси. В этом же году Андрей, посаженный в Вышгороде, вопреки воле отца уехал во Владимир, прихватив с собой будущую русскую святыню — чудотворную икону Богородицы. Перспектива борьбы за престижный киевский престол была Андрею не по душе, ведь для удержания города требовались колоссальные силы и постоянное лавирование межу княжескими группировками. Всё это он видел на примере своего отца, предположительно отравленного киевскими боярами в 1157 году перед очередной междоусобицей.

2.jpg

Самовластец всей Суздальской земли

После смерти Юрия Долгорукого два главных города Ростово-Суздальской земли — Ростов и Суздаль — выбрали Андрея Боголюбского своим правителем. Столицей княжества стал Владимир, близ которого князь возвёл резиденцию — город-замок Боголюбый. Во время правления князя Боголюбского Владимир получил не только столичный статус, но и соответствующие ему великолепные постройки, которые можно увидеть и сегодня: Успенский собор, церкви, монастыри и Золотые ворота, аналогичные киевским врата Ярослава Мудрого, повторившие, в свою очередь, царьградские. Владимир был значительно укреплён и расширен, превратившись в один из самых защищённых городов Древней Руси. Под непосредственным контролем Андрея Боголюбского были построены и укрепления в Москве, бывшей тогда форпостом на границе с беспокойной Южной Русью.

В 1159 году в Киеве началась междоусобная борьба за великокняжеский стол, который занимал Изяслав Давыдович. В развернувшейся схватке Андрей Юрьевич поддержал изгнанного из Киева Изяслава Давыдовича. Тогда же Андрей Юрьевич отправил ультиматум Новгороду, в котором правили два сына Ростислава Мстиславича, занявшего Киев. Князь Боголюбский заставил новгородцев изгнать братьев и отправил княжить в Новгород своего племянника Мстислава Ростиславича, поставив новгородские земли под контроль потомков Юрия Долгорукого. В феврале 1161 года Изяслав Давыдович вернул себе Киев, а Ростислав Мстиславич отступил в Белгород, который вскоре был осаждён киевским князем. Однако на помощь к Ростиславу шли союзники; Изяслав отступил, а преследующему его теперь Ростиславу удалось князя нагнать и убить. Потеря союзника свела на нет все усилия Андрея Боголюбского: новгородцы прогнали его племянника, вернув себе на княжение сына Ростислава Киевского. С последним князь Боголюбский заключил мир.

Переносом центра Ростово-Суздальской земли во Владимир были, что неудивительно, крайне недовольны в Ростове и Суздале. Ко всему прочему, князь не принимал во внимание вечевые традиции этих древних центров, не прислушивался к боярам, заправлявшим делами в городах ещё при его отце. Вкупе с присутствием в его землях младших Юрьевичей, как единокровных, так и родных, создавалась видимость угрозы княжеской централизованной власти. Князь Боголюбский решил вопрос кардинально: в 1161—1162 гг. племянники Ростиславичи, братья Мстислав, Василько и Всеволод, вместе с матерью были высланы в Византию. Более никто не мог помешать самодержавию владимирского князя.

Единственными походами, которые Андрей Боголюбский возглавлял лично, стали две военные экспедиции против вражеской, мусульманской Волжской Булгарии, бывшей при этом важным торговым соседом, соединявшим Русь с Востоком. Несколько булгарских городов в 1164 году были уничтожены с особой жестокостью, причём уже при триумфальном возвращении во Владимирское княжество. Точные причины военных действий неизвестны, как и результаты мирного договора с булгарами. Возможно, православный князь хотел таким образом внести свою лепту в борьбу христиан с исламом, как это делали в то время европейские монархи в крестовых походах, но что важнее — византийские императоры.

Бегство остатков болгарского войска после поражения от Андрея Боголюбского.

Взятие Киева

В 1167 году умер киевский князь Ростислав Мстиславич. Как всегда, смерть великого князя вскрыла противоречия между его родственниками; началась борьба за княжеский стол и перераспределение волостей. Великим князем стал старший племянник Ростислава Мстиславича Мстислав Изяславич, правивший тогда в Волынском княжестве. У нового великого князя возник конфликт с детьми своего почившего дяди — смоленскими Ростиславичами, поддержавшими ранее кандидатуру Владимира Мстиславича. Мстислав прогнал своего дядю Владимира Мстиславича, скитавшегося после по всей Руси и нашедшего в итоге приют в Рязани. Один из Ростиславичей занимал тогда Новгородский стол, но был изгнан оттуда вечевым собранием; горожане попросили себе в правители сына киевского князя Романа Мстиславича. Новгородская земля имела для князя Боголюбского особое значение, и терять контроль над ней он не желал. Тогда Андрей Юрьевич, опасавшийся объединения власти над Киевом и Новгородом в одних руках, решил сформировать военную коалицию.

В 1168 году Мстислав Изяславич одержал значительную победу над половцами, серьёзно угрожавшими Киеву. В походе великого князя участвовали черниговские и новгород-северские Ольговичи. В какой-то момент между ними и Мстиславом возникло недопонимание, переросшее в конфликт. К владимирскому князю и его младшим братьям, помимо Ростиславичей, теперь присоединилась часть Ольговичей, муромцы и рязанцы. Всего же в походе, который возглавил сын Андрея Мстислав, участвовало одиннадцать князей. На стороне Мстислава Изяславича оказались лишь его сыновья, галицкий князь Ярослав Осмомысл и несколько других мелких феодалов. В том же году Роман Мстиславич стал княжить в Новгороде, но ситуация с его соседями требовала военной помощи, которую киевский князь вскоре отправил сыну. Этим и поспешил воспользоваться Андрей Боголюбский.

Поход владимирского войска под предводительством Мстислава Андреевича на Киев.

На следующий год часть коалиции отправилась покорять Новгород, которым управлял Роман Мстиславич. Однако на этот раз удача оказалась на стороне осаждённых. Войско в панике бежало, оставив новгородцам много пленных. Но после введения экономической блокады в Новгороде начался голод, и горожане предпочли избрать себе нового князя, заключив с князем Боголюбским мир. Сначала им стал Рюрик Ростиславич, а уже через год сын Андрея Боголюбского Юрий — будущий супруг-соправитель грузинской царицы Тамары.

Южная смута

Тем временем беспокойному Мстиславу Изяславичу удалось вновь занять Киев, оставленный Глебом Юрьевичем. Однако через полтора месяца, при поддержке Ростиславичей, брат князя Боголюбского вернул себе киевский стол. Отступивший Мстислав Изяславич неожиданно заболел и в августе 1170 года умер. Через полгода преставился и Глеб Юрьевич. Андрей Боголюбский посчитал, что брата отравили киевские бояре. Киев занял Владимир Мстиславич, но уже через три месяца он скончался. Новым ставленником на киевском престоле стал старший из смоленских князей Роман Ростиславич. То время было пиком политической карьеры князя Боголюбского: князь распоряжался чужими столами по своему усмотрению.

Бывшие союзники Ростиславичи после смены князей в Новгороде превратились во врагов. Более того, Андрей Юрьевич требовал выдать ему тех киевских вельмож, которых он подозревал в убийстве брата, а Ростиславичи это делать отказывались. Тогда князь Боголюбский приказал братьям покинуть города, которыми он их ранее наделил. Старший, Роман Ростиславич, покинул киевский стол и вернулся в Смоленск, а вот трое других братьев — Давыд, Рюрик и Мстислав — решили ослушаться. Освободившийся Киев князь планировал отдать своему младшему брату Михаилу, но тот принять стол отказался, направив в 1173 году в город их самого младшего брата Всеволода. Давыд, Рюрик и Мстислав захватили Всеволода, а заодно и киевский стол, назначив князем Рюрика Ростиславича. Черниговские Ольговичи во главе со Святославом Всеволодовичем приняли сторону владимирского князя, не забывая, правда, своей главной цели — возврат контроля над Южной Русью.

Почти весь север Руси двинулся на юг во главе с совсем ещё юным новгородским князем Юрием Андреевичем. К владимиро-суздальцам присоединились рязанцы, муромцы, ростовские полки и смоленские. То была слишком разнородная армия, воины которой не совсем понимали цель своего участия в походе на Киев; они были вовлечены в экспедицию насильно, часто не преследуя собственные интересы.

Киевляне открыли ворота коалиционному войску. Ростиславичи разбежались по разным городам: Рюрик — в Белгород, Мстислав — в Вышгород, а Давыд отправился за помощью к галицкому князю Ярославу Осмомыслу. Началась осада Вышгорода, продлившаяся девять недель. В ноябре 1173 года к Киеву подошли войска Ярослава Изяславича, брата некогда киевского князя Мстислава Изяславича. Ранее он договорился с Давыдом Ростиславичем о передаче ему Киева в обмен на помощь братьям в войне с княжеской коалицией. Объединившись с силами Рюрика, Ярослав Мстиславич двинулся к осаждённому Мстиславу.

Весть о приближении сильной, по слухам, рати вызвала панику среди разношёрстного войска, начавшего отступление. Мстислав атаковал их в спину, довершив разгром. Уже второй раз войска князя Боголюбского бежали при значительном численном превосходстве.

Трагическая гибель

К 1174 году некогда могущественный князь Андрей Боголюбский оказался в одиночестве: все его сыновья и родные братья умерли, а сводных он изгнал из своих земель и возвращать не планировал. Неудачный поход на Киев и поражение под Новгородом сделали князя ещё более непопулярным среди отстранённых от власти бояр. Дружины, которыми князь Боголюбский не руководил в походах лично, не были преданы князю. Жители крупных городов Северо-Восточной Руси, лишённые возможности влиять на политику через вече, также были недовольны узурпатором. Словом, союзников у Андрея Юрьевича не осталось.

Отсечение левой руки и убийство Андрея Боголюбского заговорщиками.

В ночь с 28 на 29 июня 1174 года недовольные князем заговорщики ворвались в спальню Андрея Юрьевича. Меч, который ранее принадлежал святому князю Борису, из опочивальни заранее выкрал ключник Анбал Ясин, оставив правителя беззащитным. Князь долго сопротивлялся, но в итоге, весь в крови, он пал. Похоронили князя только на третьи сутки. Его замок был разорён; погромы и грабежи продолжились затем и во Владимире. Как всегда, после смерти авторитарного правителя началась анархия.

Деспотичный стиль правления князя Боголюбского, единоличная узурпация власти, отстранение от неё аристократии, попытка формирования централизованного государства — всё это превратится в московскую концепцию самодержавия, последовательно реализованную родственниками Андрея Боголюбского.

Осада Вышгорода (1173) — неудачный военный поход войск Андрея Боголюбского и его союзников, ставший последним из походов, инициированным Андреем, вслед за неудачной осадой Новгорода (1170) и непопулярным у знати походом против волжских булгар (1171).

Содержание

Смена власти в Киеве

После смерти на киевском княжении Глеба Юрьевича (1171) Киев по приглашению младших Ростиславичей и втайне от Андрея и от другого главного претендента на Киев — Ярослава Изяславича Луцкого занял Владимир Мстиславич, но вскоре умер. Андрей отдал киевское княжение старшему из смоленских Ростиславичей — Роману. В 1173 году Андрей потребовал от Романа выдачи киевских бояр, заподозренных в отравлении Глеба Юрьевича, но тот отказался. В ответ Андрей приказал ему вернуться в Смоленск, тот послушался. Андрей отдал Киев своему брату Михаилу Юрьевичу, но тот вместо себя послал в Киев брата Всеволода и племянника Ярополка. Всеволод просидел в Киеве 5 недель и был взят в плен Давыдом Ростиславичем. В Киеве ненадолго вокняжился Рюрик Ростиславич.

Переформирование коалиций

Ростиславичи осадили в Торческе Михаила, и тот подчинился им, за что они обещали ему Переяславль, в котором тогда сидел сын Глеба Юрьевича Владимир.

Поход

Итоги

Бесславный поход на Киевщину, по выражению академика Рыбакова Б.А., ускорил трагическую развязку, то есть стал одной из причин убийства Андрея Боголюбского боярами в 1174 году. Дальнейшие события показали наличие во Владимиро-Суздальском княжестве двух влиятельных групп с резко различающимися политическими позициями.

См. также

Напишите отзыв о статье "Осада Вышгорода (1173)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Осада Вышгорода (1173)


В Лысых Горах, имении князя Николая Андреевича Болконского, ожидали с каждым днем приезда молодого князя Андрея с княгиней; но ожидание не нарушало стройного порядка, по которому шла жизнь в доме старого князя. Генерал аншеф князь Николай Андреевич, по прозванию в обществе le roi de Prusse, [король прусский,] с того времени, как при Павле был сослан в деревню, жил безвыездно в своих Лысых Горах с дочерью, княжною Марьей, и при ней компаньонкой, m lle Bourienne. [мадмуазель Бурьен.] И в новое царствование, хотя ему и был разрешен въезд в столицы, он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что ежели кому его нужно, то тот и от Москвы полтораста верст доедет до Лысых Гор, а что ему никого и ничего не нужно. Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум. Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развивать в ней обе главные добродетели, до двадцати лет давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях. Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении. Так как главное условие для деятельности есть порядок, то и порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности. Его выходы к столу совершались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один и тот же час, но и минуту. С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек. Несмотря на то, что он был в отставке и не имел теперь никакого значения в государственных делах, каждый начальник той губернии, где было имение князя, считал своим долгом являться к нему и точно так же, как архитектор, садовник или княжна Марья, дожидался назначенного часа выхода князя в высокой официантской. И каждый в этой официантской испытывал то же чувство почтительности и даже страха, в то время как отворялась громадно высокая дверь кабинета и показывалась в напудренном парике невысокая фигурка старика, с маленькими сухими ручками и серыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз.

Андрей Боголюбский

Андрей Юрьевич Боголюбский. Родился около 1111 года - убит 29 июня 1174 года. Князь Вышгородский (1149, 1155), Дорогобужский (1150-1151), Рязанский (1153), великий князь Владимирский (1157-1174). Сын Юрия Долгорукого. Святой Русской православной церкви.

Отец - Юрий Долгорукий (1090-1157), князь ростово-суздальский и великий князь киевский, основатель Москвы.

Мать - дочь половецкого хана Аепы Осеневича (посредством этого брака отец Юрия Владимир Мономах намеревался упрочить мир с половцами).

О годах детства и молодости Андрея Боголюбского почти ничего не известно.

Первое значимое упоминание о нем в 1146 году, когда Андрей вместе со старшим братом Ростиславом изгнали из Рязани союзника Изяслава Мстиславича - Ростислава Ярославича, тот бежал к половцам.

Личная жизнь Андрея Боголюбского:

Женился в 1148 году на Улите - дочери казнённого боярина Степана Ивановича Кучки. Такова была воля отца. Улита отличалась необыкновенной красотой.

Улита родила ему пятерых детей.

- Изяслав, участник похода против волжских болгар, умер в 1165 году;
- Мстислав, умер 28.03.1173;
- Юрий, князь Новгородский в 1173-1175 гг., в 1185-1189 годах муж грузинской царицы Тамары, умер ок. 1190 года;
- Ростислава, была замужем за Святославом Вщижским;
- Глеб Владимирский (1155-1175), святой. Неизвестен по летописям. Согласно позднейшим источникам, с 12-летнего возраста стал усердно читать духовную литературу, любил беседовать с монахами, отличился христианскими добродетелями, скончался в 20-летнем возрасте незадолго до убиения своего отца.

Улита участвовала в заговоре против Андрея Боголюбского и за это в 1175 году была казнена. Хотя по другой версии казнили не Улиту, а вторую неизвестную жену Андрея Боголюбского.

Внешность Андрея Боголюбского:

В 2007 году по инициативе Московского Фонда международного сотрудничества имени Юрия Долгорукого, созданного Распоряжением Правительства Москвы № 211-РМ от 16 марта 1999 года, ФГУ Российский центр судебно-медицинской экспертизы Минздравсоцразвития России произвёл новое медико-криминологическое исследование черепа князя. Исследование было проведено профессором В. Н. Звягиным с использованием программы СranioMetr. Оно подтверждает краниологическую экспертизу черепа князя, выполненную коллегой Герасимова В. В. Гинзбургом, добавляя к ней такие детали как горизонтальная профилировка лица, седловидная деформация темени и поворот плоскости лица на 3-5° вправо, однако относит облик князя к среднеевропейскому варианту большой европеоидной расы и отмечает, что признаки североевропейской или южноевропейской локальных рас отсутствуют в нём с вероятностью Pl > 0,984, в то время как монголоидные особенности полностью исключаются (вероятность Pl ≥ 9 х 10-25).

Облик Андрея Боголюбского

Облик Андрея Боголюбского

В 1149 году, после занятия Юрием Долгоруким Киева Андрей получил от отца Вышгород, участвовал в походе против Изяслава Мстиславича на Волынь и проявил удивительную доблесть при штурме Луцка, в котором был осаждён брат Изяслава Владимир. Луцк взять не удалось. После этого Андрей временно владел Дорогобужем на Волыни.

Осенью 1152 года Андрей вместе со своим отцом участвовал в 12-дневной осаде Чернигова, закончившейся неудачей. По сведениям поздних летописцев, Андрей получил тяжелое ранение под стенами города.

В 1153 году Андрей был посажен отцом на рязанское княжение, но вернувшийся из степей с половцами Ростислав Ярославич изгнал его. Андрей бежал в одном сапоге.

После смерти Изяслава Мстиславича и Вячеслава Владимировича (1154) и окончательного утверждения Юрия Долгорукого в Киеве Андрей снова был посажен отцом в Вышгороде, но уже в 1155 году вопреки воле отца уехал во Владимир-на-Клязьме. Из Вышгородского женского монастыря он увёз с собой чудотворную икону Богородицы, которая впоследствии получила название Владимирской и стала почитаться как величайшая русская святыня. По дороге в Ростов, ночью во сне князю явилась Богородица и велела оставить икону во Владимире. Андрей так и поступил, а на месте видения основал каменный город Боголюбый (ныне Боголюбово), который стал его резиденцией.

Великое княжение Андрея Боголюбского

По известию Лаврентьевской летописи, Юрий Долгорукий взял крестное целование с главных городов Ростово-Суздальского княжества на том, что княжить в нём должны его младшие сыновья, по всей вероятности, рассчитывая на утверждение старших на юге.

Андрей на момент смерти отца уступал в старшинстве по лествичному праву обоим главным претендентам на киевское княжение: Изяславу Давыдовичу и Ростиславу Мстиславичу. Удержаться на юге удалось лишь Глебу Юрьевичу (с этого момента Переяславское княжество обособилось от Киева), с 1155 года женатому на дочери Изяслава Давыдовича, и ненадолго - Мстиславу Юрьевичу (в Поросье до окончательного утверждения в Киеве Ростислава Мстиславича в 1161 году). Остальным Юрьевичам пришлось покинуть Киевскую землю, но незначительный удел (Кидекша) на севере получил только Борис Юрьевич, умерший бездетным уже в 1159 году.

В 1159 году Изяслав Давыдович был изгнан из Киева Мстиславом Изяславичем Волынским и галицким войском, киевским князем стал Ростислав Мстиславич, чей сын Святослав княжил в Новгороде. В том же году Андрей захватил новгородский укрепленный пункт Волок Ламский, основанный новгородскими купцами, и праздновал здесь свадьбу своей дочери Ростиславы с князем вщижским Святославом Владимировичем, племянником Изяслава Давыдовича. Изяслав Андреевич вместе с муромской помощью был послан на помощь Святославу под Вщиж против Святослава Ольговича и Святослава Всеволодовича.

В 1160 году новгородцы пригласили на княжение племянника Андрея, Мстислава Ростиславича, но ненадолго: в следующем году Изяслав Давыдович погиб при попытке овладеть Киевом, и в Новгород на несколько лет вернулся Святослав Ростиславич.

В 1160 году Андрей предпринял неудачную попытку учредить на подвластных землях независимую от киевской митрополию. Но Константинопольский патриарх Лука Хрисоверг отказался посвятить Феодора, Андреева кандидата, и в митрополиты, и в ростовские епископы, поставив епископом византийца Леона. Некоторое время в епархии имело место фактическое двоевластие: местопребыванием Феодора являлся Владимир, Леона - Ростов.

Андрей Боголюбский приглашал для строительства владимирских храмов западноевропейских зодчих. Тенденция к большей культурной самостоятельности прослеживается и во введении им на Руси новых праздников, не принятых в Византии. По инициативе князя, как предполагают, были учреждены в Русской (Северо-восточной) церкви праздники Всемилостивому Спасу (1 августа) и Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября по Юлианскому календарю).

Поход Андрея Боголюбского на Киев (1169)

После смерти Ростислава в 1167 году старшинство в роду Рюриковичей принадлежало прежде всего Святославу Всеволодовичу черниговскому, правнуку Святослава Ярославича (старшими в роду Мономаховичей были правнуки Всеволода Ярославича Владимир Мстиславич, затем сам Андрей Боголюбский).

Мстислав Изяславич Волынский занял Киев, выгнав своего дядю Владимира Мстиславича, и посадил в Новгороде своего сына Романа. Мстислав стремился сконцентрировать управление Киевской землёй в своих руках, чему воспротивились его двоюродные братья Ростиславичи из Смоленска.

Андрей Боголюбский воспользовался разногласиями и послал войско во главе со своим сыном Мстиславом, к которому присоединились союзники: Глеб Юрьевич, Роман, Рюрик, Давыд и Мстислав Ростиславичи, Олег и Игорь Святославичи, Владимир Андреевич, брат Андрея Всеволод и племянник Андрея Мстислав Ростиславич. Среди союзников Андрея, участвовавших в походе, были князь полоцкий и дружины муромо-рязанских князей.

Союзники Мстислава Киевского (Ярослав Осмомысл галицкий, Святослав Всеволодович черниговский, Ярослав Изяславич луцкий, Иван Юрьевич туровский и Всеволодовичи городенские) не предприняли деблокирующего удара под осаждённый Киев.

Деятельность Андрея Боголюбского оценивается большинством историков как попытка произвести переворот в политическом строе Русской земли. Андрей Боголюбский впервые изменил представления о старшинстве в роду Рюриковичей. До сих пор звание старшего великого князя нераздельно соединено было с обладанием старшим киевским столом. Князь, признанный старшим среди родичей, обыкновенно садился в Киеве. Князь, сидевший в Киеве, обыкновенно признавался старшим среди родичей: таков был порядок, считавшийся правильным. Андрей впервые отделил старшинство от места: заставив признать себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской волости и не поехал в Киев сесть на стол отца и деда. Таким образом, княжеское старшинство, оторвавшись от места, получило личное значение.

Поход Андрея Боголюбского на на Новгород (1170)

В 1168 году новгородцы призвали себе на княжение Романа, сына Мстислава Изяславича Киевского. Первый поход был проведён против полоцких князей, союзников Андрея. Земля была разорена, войска не дошли до Полоцка 30 вёрст. Затем Роман атаковал Торопецкую волость Смоленского княжества. Посланное Мстиславом на помощь сыну войско во главе с Михаилом Юрьевичем и чёрные клобуки были перехвачены Ростиславичами по дороге.

Хронологически между взятием Киева и походом на Новгород летопись ставит рассказ о столкновении новгородцев с суздальцами в Заволочье, победа в котором досталась новгородцам.

Зимой 1170 года пришли под Новгород Мстислав Андреевич, Роман и Мстислав Ростиславичи, Всеслав Василькович Полоцкий, рязанский и муромский полки. На 4-й день осады, 25 февраля, был предпринят штурм, продолжавшийся целый день. К вечеру Роман с новгородцами победил суздальцев и их союзников. Новгородцы пленили так много суздальцев, что продавали их за бесценок (по 2 ногаты).

Однако вскоре в Новгороде наступил голод, и новгородцы предпочли заключить мир с Андреем на всей своей воле и пригласили на княжение Рюрика Ростиславича, а ещё через год - Юрия Андреевича.

Осада Андреем Боголюбским Вышгорода (1173)

После смерти на киевском княжении Глеба Юрьевича в 1171 году Киев по приглашению младших Ростиславичей и втайне от Андрея и от другого главного претендента на Киев - Ярослава Изяславича Луцкого занял Владимир Мстиславич, но вскоре умер. Андрей отдал киевское княжение старшему из смоленских Ростиславичей - Роману.

В 1173 году Андрей потребовал от Романа выдачи киевских бояр, заподозренных в отравлении Глеба Юрьевича, но тот отказался. В ответ Андрей приказал ему вернуться в Смоленск, тот послушался. Андрей отдал Киев своему брату Михаилу Юрьевичу, но тот вместо себя послал в Киев брата Всеволода и племянника Ярополка. Всеволод просидел в Киеве 5 недель и был взят в плен Давыдом Ростиславичем. В Киеве ненадолго вокняжился Рюрик Ростиславич.

Кроме войска Владимиро-Суздальского княжества, в походе участвовали полки из Муромского, Рязанского, Туровского, Полоцкого и Городенского княжеств, Новгородской земли, князья Юрий Андреевич, Михаил и Всеволод Юрьевичи, Святослав Всеволодович, Игорь Святославич; численность войска оценивается летописью в 50 тыс. чел.

Ростиславичи избрали другую стратегию, нежели Мстислав Изяславич в 1169 году. Они не стали защищать Киев. Рюрик заперся в Белгороде, Мстислав в Вышгороде со своим полком и полком Давыда, а сам Давыд поехал в Галич просить помощи у Ярослава Осмомысла. Всё ополчение осадило Вышгород, чтобы взять в плен Мстислава, как приказал Андрей. Спустя 9 недель осады Ярослав Изяславич, чьи права на Киев не признали Ольговичи, получил такое признание от Ростиславичей, двинул волынские и вспомогательные галицкие войска на помощь осаждённым. Узнав о приближении противника, огромное войско осаждавших стало беспорядочно отступать. Мстислав совершил успешную вылазку. Многие, переправляясь через Днепр, утонули.

Киевским князем стал Ярослав Изяславич. Но на протяжении последующих лет ему, а затем и Роману Ростиславичу пришлось уступить великое княжение Святославу Всеволодовичу Черниговскому, с помощью которого после гибели Андрея во Владимире утвердились младшие Юрьевичи.

Походы Андрея Боголюбского в Волжскую Булгарию

В 1164 году Андрей провёл первый после похода Юрия Долгорукого поход на волжских булгар с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием. Противник потерял много людей убитыми и знамёна. Был взят булгарский город Бряхимов (Ибрагимов) и сожжено три других города.

Зимой 1171 года был организован второй поход, в котором участвовали Мстислав Андреевич, сыновья муромского и рязанского князей. Дружины соединились при впадении Оки в Волгу и ждали рати бояр, но не дождались. Бояре идучи не идяху, потому что не время воевать зимою болгар. Эти события свидетельствовали о крайней напряжённости взаимоотношений между князем и боярством, доходившей до такой же степени, до какой дошли в это время княжеско-боярские конфликты на противоположном краю Руси, в Галиче. Князья со своими дружинами вошли в булгарскую землю и начали грабежи. Булгары собрали войско и выступили навстречу. Мстислав предпочёл избежать столкновения из-за неблагоприятного соотношения сил.

В русской летописи не содержится известий об условиях мира, но после удачного похода на волжских булгар в 1220 году племянника Андрея Юрия Всеволодовича мир был заключён на выгодных условиях, по-прежнему, как при отце и дяде Юрия.

Андрей Боголюбский

Убийство Андрея Боголюбского

Поражение войск Андрея Боголюбского при попытке захватить Киев и Вышгород в 1173 году усилило конфликт Андрея с видными боярами (недовольство которых проявлялось ещё во время неудачного похода войск Боголюбского против волжских булгар в 1171 году) и привело к заговору приближённых бояр против Андрея Боголюбского, в результате которого он в ночь с 28 на 29 июня 1174 года был убит своими боярами.

Предполагаемое место убиения князя Андрея, находящееся под лестницей лестничной башни, соединённой переходом с Богородице-Рождественским собором Боголюбского монастыря, сохранилось до настоящего времени.

Тело князя лежало на улице, пока люд грабил княжеские хоромы. Согласно Ипатьевской летописи, тело князя остался взять лишь его придворный, киевлянин Кузьмище Киянин, который отнёс его в церковь. Только на третий день после убийства игумен Арсений отпел великого князя.

Игумену Феодулу (настоятель владимирского Успенского собора и предположительно наместник епископа Ростовского) с клириками Успенского собора было поручено перенести тело князя из Боголюбова во Владимир и похоронить в Успенском соборе. Другие представители высшего духовенства, видимо, не присутствовали на службе, по предположению Игоря Фроянова, из-за недовольства князем, сочувствуя заговору.

Вскоре после убийства Андрея в княжестве развернулась борьба за его наследство, причём его уже единственный в то время сын не выступал в качестве претендента на княжение, подчинившись лествичному праву.

В 2015 году при реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском была открыта надпись XII века, содержавшая имена 20 заговорщиков - убийц князя (начиная с имён Кучковичей) и описание обстоятельств убийства.

Череп был отправлен в 1939 году в Москву Михаилу Герасимову, затем возвращён во Владимир в 1943 году; в конце 1950-х мощи оказались в Государственном историческом музее, где оставались до 1960-х. В 1982 году они были осмотрены судебно-медицинским экспертом Владимирского областного бюро СМЭ М. А. Фурманом, который подтвердил наличие множественных рубленых повреждений скелета князя и преимущественную их левостороннюю локализацию.

23 декабря 1986 года Совет по делам религий принял решение о целесообразности передачи мощей в Успенский собор города Владимира. 3 марта 1987 года произошла передача мощей. Они были переложены в раку на то же место в Успенском соборе, где они находились в 1174 году.

Андрей Боголюбский был прославлен Русской православной церковью в 1702 году, когда его мощи были обретены и положены в серебряную раку (сооружённую на вклад патриарха Иосифа) во владимирском Успенском соборе, почитание установлено было в день памяти чтимого на Руси святителя Андрея Критского - 4 июля по юлианскому календарю.

икона Андрея Боголюбского

Образ Андрея Боголюбского в кино:

1998 - Князь Юрий Долгорукий - в роли Андрея Боголюбского актер Евгений Парамонов.

Читайте также: