Возрастная периодизация по давыдову кратко

Обновлено: 04.07.2024

При изучении развития человека, его индивидуальных и возрастных особенностей в анатомии и других дисциплинах руководствуются научно обоснованными данными о возрастной периодизации.

Древнейшие периодизации развития человека принадлежат античным ученым. Философ Пифагор (VI в. до н.э.) выделил четыре периода жизни человека: весну (до 20 лет), лето (20-40 лет), осень (40-60 лет) и зиму (60-80 лет), соответствующие становлению, молодости, расцвету сил и угасанию. Гиппократ (V-IV вв. до н.э.) разделил индивидуальную жизнь на 10 семилетних циклов. В многочисленных современных схемах выделяют от 3 до 20 и более периодов в жизни человека.

Русский статистик и демограф первой половины XIX в. А.П. Рославский-Петровский выделил:

подрастающее поколение – малолетние (от рождения до 5 лет) и дети (6-15 лет);

цветущее поколение – молодые (16-30 лет), возмужалые (30-45 лет) и пожилые (45-60 лет);

увядающее поколение – старые (61-75 лет) и долговечные (75-100 лет и старше).

Близкая схема была предложена немецким физиологом М. Рубнером (1854-1932 гг.).

Постнатальный онтогенез подразделен им также на семь этапов: младенчество (от рождения до 9 месяцев);

раннее детство (от 10 месяцев до 7 летнего возраста);

позднее детство (от 8 до 13-14 лет);

юношеский возраст (от 14-15 до 19-21 лет);

зрелость (до 41-50 лет);

старость (50-70 лет);

почетная старость (старше 70 лет).

В педагогике нередко используется подразделение детского и подросткового периода на:

младенчество (до 1 года),

преддошкольный возраст (1-3 года),

дошкольный возраст (3-7 лет),

младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет),

средний школьный возраст (до 15 лет)

старший школьный возраст (до 17-18 лет).

Широкое практическое применение находят схемы возрастной периодизации, предложенные А.В. Нагорным, И.А. Аршавским, В.В. Бунаком и другие. В них выделяется от 3 до 15 стадий и периодов.

Конечно, большинство схем имеют сходство в общих чертах. Часто в них используются одинаковые названия периодов, возрастные пределы которых также часто совпадают. Отличия же связаны с тем, какому аспекту развития человека автор уделяет большее внимание и насколько удачно удается отразить в дробной схеме комплексность проблемы.

В 60-х гг. XX в. в работах А.В. Нагорного и учеников его школы была предложена общая фундаментальная схема, по которой полный цикл индивидуального развития млекопитающих и человека разделяется на два этапа:

пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (внеутробный), а последний подразделен на следующие периоды:

период роста – формирование морфологических, физиологических и биохимических особенностей организма;

период зрелости – все особенности организма достигают своего полноценного (дифинитивного) развития и остаются в основном неизменными;

период старости – уменьшение размеров тела и ослабление физиологических функций.

Подробная схема возрастной периодизации человека была представлена В.В. Бунаком в 1965 г. По ней всё развитие человека разделено на три крупные стадии:

прогрессивная – включает в себя внутриутробный период, детство и юность, в течение прогрессивной стадии идет собственно продольный рост тела и функциональных параметров;

стабильная – идет увеличение жирового слоя, продолжается нарастание веса тела, уровень функциональных показателей стабилен;

регрессивная – происходит падение веса тела, снижение функциональных показателей, изменение покровов тела, осанки, скорости движений.

В свою очередь эти крупные стадии подразделяются на 24 этапа

Периодизация индивидуального развития человека

Основная схема возрастной периодизации, предназначенная для студентов

Широкое применение в науке получила схема периодизации онтогенеза человека, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР в Москве (1965).

Данная периодизация в настоящее время признана наиболее удачной, считается, что она наилучшим образом описывают основные закономерности развития человека и именно она используется для решения вопросов возрастной антропологии, педиатрии и педагогики. Дадим более подробную характеристику ее периодам.

Краткая характеристика возрастных периодов постэмбрионального развития

В течение периода новорожденности происходит приспособление структурно и функционально органов и систем плода к новым условиям существования: дыханию атмосферным воздухом, питанию, меняющейся температуре окружающей среды. В этом периоде выявляются последствия родовых процессов (родовые травмы), врожденные пороки развития.

Слабая сопротивляемость кожи и внутренних органов гнойной инфекции требует строгого соблюдения правил гигиены, тем более что новорожденный пока мало приспособлен к адаптации в окружающей среде в связи с незрелостью его нервной системы. В месте с тем у новорожденного отмечается высокая способность к регенерации – заживлению ран, переломов и т.д.

В грудном возрасте отмечается максимальная интенсивность ростового процесса. По мере появления новых положений и первых движений (ползание, сидение, стояние, первые шаги), начинают формироваться изгибы позвоночника. Ярко выражена неравномерность в росте тела. В первом полугодии грудные дети растут быстрее, чем во втором.

3. Период раннего детства длится от 1 года до 3 лет. В конце второго года жизни заканчивается прорезывание зубов. Продолжается рост организма, хотя и несколько замедленно. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются. Созревают желудочно-кишечный тракт, дыхательная система. Интенсивно развивается нервная система, обеспечивающая психическое развитие ребенка, формируется система условнорефлекторных связей, закрепляющихся и сохраняющихся на протяжении всей жизни. Ребенок узнает картинки, фантазирует, одушевляет предметы, выбирает объекты привязанности и выделяет "Я". Появляетя взрослая речь.

4. С 4 лет начинается период первого детства, который заканчивается в 7 лет. Продолжается развитие аппарата движения, нервной системы, что ведет к обеспечению повышающейся двигательной и психической активности, формированию трудовых навыков. Вместе с тем недостаточная зрелость ряда систем может приводить к быстрой утомляемости, поэтому важное значение имеет режим дня. В связи с недостаточной зрелостью иммунной системы и уменьшающейся изоляцией детей важен гигиенический режим для предупреждения инфекционных и респираторных вирусных заболеваний.

Начиная с 6 лет, появляются первые постоянные зубы: первый моляр (большой коренной зуб) и медиальный резец на нижней челюсти.

Возраст от 1 года до 7 лет называют также периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга размерами и формой тела. Только в самом конце периода отмечаются первые проявления полового диморфизма и начало половой идентификации (осознание пола).

Уровень интеллектуального и физического развития в этот период позволяет начать обучение большинства детей в школе с 6 лет.

Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Усиление секреции половых гормонов (особенно у девочек) обусловливает развитие вторичных половых признаков. Последовательность появления вторичных половых признаков довольно постоянна. У девочек вначале формируются молочные железы, затем появляются волосы на лобке, потом – в подмышечных впадинах. Внутренние половые органы развиваются одновременно с формированием молочных желез. В гораздо меньшей степени процесс полового созревания выражен у мальчиков. Лишь к концу этого периода у них начинается ускоренный рост внутренних и наружных половых органов. Начинает активизироваться и функция половых желез.

В этом периоде заканчивается прорезывание постоянных зубов (кроме третьих маляров – "зубов мудрости").

К концу младшего школьного возраста заканчивается морфологическая дифференцировка коры головного мозга и проводящих путей. Следствием этого является переход от наглядно-образного к логически- оперативному мышлению, проявление истинных волевых актов и социальной адаптации. Идет развитие внимания и произвольной памяти.

6. Следующий период – подростковый – называется также периодом полового созревания, или пубертатным периодом. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет. В этот период отмечается усиленный рост тела в длину и половое созревание.

Увеличение скорости роста – пубертатный скачок касается всех размеров тела. Наибольшие прибавки в длине тела у девочек имеют место между 11 и 12 годами, по массе тела – между 12 и 13 годами. У мальчиков прибавка в длине наблюдается между 13 и 14 годами, а прибавка в массе тела – между 14 и 15 годами.

В связи с повышением активности гипоталамо-гипофизарной системы продолжают формироваться вторичные половые признаки. У девочек продолжается развитие молочных желез, наблюдается рост волос на лобке и в подмышечных впадинах. Наиболее четким показателем полового созревания женского организма является первая менструация.

Интенсивное половое созревание мальчиков проявляется в изменении (мутации) голоса к 13 годам и появлении волос на лобке, в 14 лет появляются волосы в подмышечных впадинах. В 14 – 15 лет у мальчиков отмечаются первые поллюции (непроизвольные извержения спермы). Развивающиеся вторичные половые признаки, связанные с гормональной перестройкой организма и его основных физиологических систем, к концу периода по своим характеристикам приближаются к таковым у взрослых.

У мальчиков, по сравнению с девочками, более продолжителен пубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок роста, в результате чего в 13,5 – 14 лет они обгоняют девочек по длине тела.

В связи с явлениями акселерации подростковый возраст может начинаться раньше указанных сроков – частично смещаться в младший школьный возраст. Вместе с тем окончание этого периода жизни не имеет резкой границы и с юношеским возрастом.

В подростковом возрасте особенно важно соблюдение режима быта и гигиенического режима в связи с перестройкой кожных желез, чувствительностью созревающей нервной системы, половых желез к алкоголю, никотину, наркотическим и токсическим веществам.

С другой стороны, следует отметить в данном периоде интенсивное интеллектуальное развитие (самоанализ, самовоспитание), высокую половую идентификацию, личностную и эмоциональную нестабильность.

7. Юношеский возраст продолжается у юношей от 17 до 21 года, а у девушек – от 16 до 20 лет. В этот период в основном заканчиваются процессы роста, окостенения скелета и формирование организма. Завершается созревание тканей всех органов и систем. Все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (окончательной) величины, хотя темпы формирования организма зависят от конституциональных особенностей человека.

В юношеском возрасте завершается формирование половой системы, созревание репродуктивной функции. Окончательно устанавливаются овуляторные циклы у женщины, ритмичность секреции тестостерона и выработка зрелой спермы у мужчины.

В юношеском возрасте происходит стабилизация личности, самоопределения и формирования мировоззрения.

8. Зрелый возраст I период (22-35 лет мужчины, 21-35 лет женщины). Отмечается относительная стабильность дифинитивных параметров организма, окончание формирования "типично женских" и "типично мужских" черт строения и психики. Ведущее значение приобретает циркадная, бициркадная, недельная, сезонная и др. ритмичность физиологических функций. Вариабельность темпов развития, а затем и старения в значительной степени определяется наследственными (генетическими) факторами, условиями окружающей среды (общеэкологическими, связанными с профессиональными и бытовыми вредностями), социальными условиями, вредными привычками (курение, алкоголизм, наркомания).

9. Зрелый возраст II период (36-60 лет мужчины, 36-55 лет женщины). Собственно зрелость. Форма и строение тела изменяются мало. Между 30 и 50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает постепенно уменьшаться. В конце периода – окончание женского репродуктивного цикла – менопауза и комплекс психо-физиологических изменений (климакс). В данном возрастном периоде отмечается продолжение оптимальной социальной активности.

10. Пожилой (61-74 лет мужчины, 56-74 лет женщины) возраст

11. Старческий (75-90 лет) возраст. В данные периоды происходят постепенные инволюционные изменения организма. Дезинтеграция функций организма на всех уровнях организации. Обычно, окончание мужского репродуктивного периода. Структурные и функциональные изменения центральной нервной системы, а в конце этапа, обычны яркие признаки "психического старения".

Вопросы для самоконтроля

1. Кем были предложены самые первые периодизация этапов роста и развития человека?

2. В чем заключается периодизация А.П. Рославского-Петровского?

3. Каковы этапы возрастной периодизации М Рубнера?

4. Какая периодизация используется в педагогической практике?

5. Какие периоды выделил А.В.Нагорный в своей периодизации?

6. Сколько крупных стадий и какие выделял В.В.Бунак в схеме возрастной периодизации?

7. Какие периоды включает прогрессивная стадия возрастной периодизации по В.В.Бунаку?

8. Какие периоды включает стабильная стадия по В.В.Бунаку?

9. Что относится к регрессивной стадии по В.В.Бунаку?

10. Какая классификация наиболее широко используется в современное время?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Процесс периодизации и кризисы развития

Все мы знаем, что жизнь человека-это отрезок времени от рождения до смерти, по которому каждый из нас должен пройти свой жизненный путь. Нам не дано знать, сколько лет проживёт каждый из нас, но при этом время жизни имеет важное значение. Структура, возрастные периоды жизненного пути состоят из постоянно происходящих в человеке возрастных процессов, свойств и стадий. Развитие каждого человеческого организма индивидуально и в каждого из нас заложена определённая филогенетическая программа. В процессе онтогенеза происходит его деление на периоды, ведь человеческий организм состоит из целой взаимосвязанной цепочки таких возрастных процессов, как рост, созревание, развитие, старение или можно ещё сказать детство, подростковый возраст, зрелость, старость. Каждый из этих процессов в отдельности тоже протекает совершенно по – разному в развитии отдельно взятого человека. Это зависит от множества разных факторов, от окружения человека, среды, которые оказывают своё влияние на данном этапе развития человека. Но в результате всех этих различий и формируются соответствующие индивидуальные возрастные свойства. Этот процесс развития известен с древних времен.
В своей теории периодизации Д.Б. Эльконин опирался на социально-исторические условия развития ребёнка. Ведь каждая историческая эпоха, каждая культура закладывают свои собственные законы и правила развития детской психики. Это зависит от требований того общества, в котором развивается ребёнок.
По Эльконину, источником процесса формирования психики является окружающая среда. Ведь в ней содержатся идеалы, которые являются целью действий ребёнка, такие, как принципы, эмоции, потребности. Противоречия выступают движущей силой этого развития. Это противоречия, существующие между общественно-мотивационной и предметно-операционной сторонами развития .
В современной отечественной психологии человек считается существом биосоциальным. Наша психологическая наука исходит из материалистического понимания психики как свойства мозга, что заключается в субъективном отражении объективного внешнего мира. Поэтому она рассматривает действия биологического и социального факторов развития в единстве. Если так подходить к решению проблемы развития человека, то здесь требуется обязательный учет зависимости психического развития от природных данных человека, от его биологических, физиологических, анатомических особенностей. Вся психическая деятельность человека напрямую зависит от развития высшей нервной деятельности головного мозга
Биологический фактор - это то, что унаследовал ребёнок от родителей при своем появлении на свет. Конечно, в первую очередь, мы наследуем общие для всех людей физиологические признаки .Все мы ,родившись, имеем руки, ноги, туловище, голову и другие части тела. В процессе развития у всех нас появляется прямолинейная походка, начинает свою работу речедвигательный аппарат, наши руки уже с рождения помогают нам познавать окружающий мир, а далее помогают на него ещё и воздействовать. Кроме этого мы получаем по наследству особенности строения нервной системы, точнее особенности типа высшей нервной деятельности, головного мозга, органов чувств, инстинктивные потребности (потребность в пище, тепле). На основе всех этих прирождённых особенностей впоследствии начинают формироваться и развиваться способности человека, в том числе и творческие, и интеллектуальные ,и другие, которые обычно мы называем задатками. Обычно, уже в детском возрасте мы начинаем замечать у детей склонности к каким - либо видам деятельности, например к рисованию или пению.
Природная среда - ещё один фактор, оказывающий влияние на развитие психики человека. Её влияние, конечно, может быть только косвенным, опосредованным, т.е. поступающим через социальную среду и трудовую деятельность. Это воздух, вода, солнце, особенности климата, растительного мира, электромагнитное поле и земное притяжение. Эти факторы не определяют развитие, но они очень важны.
Периодизация Д. Б. Эльконина — наиболее распространенная в отечественной психологии, основанием для неё служит ведущая деятельность.
Повторимся, что эта концепция была разработана на основе развития идей культурно-исторической концепции Л.С. Выготского о возрастном развитии, учитывая ещё и деятельный вариант А.Н.Леонтьева. Эльконин полагал, что формирование детской психики происходит не во время взаимодействия ребёнка с окружающими его предметами, а во взаимодействии его с элементами общества: предметами и взрослыми, как членами общества. Он рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир — мир предметов и человеческих отношений, включая его при этом в две системы отношений: "ребенок — вещь" и "ребенок — взрослый". Но ведь каждая вещь несёт в себе возложенные на неё людьми функции, она предназначена для определенных действий человека относительно её и обладает определенными физическими свойствами, заключает в себе и общественно выработанные способы действий с нею. Значит вещь-это общественный предмет и ребенку нужны определённые навыки обращения с этой вещью. А взрослый? Разве он не является кем-либо по профессии, не занимается различными видами деятельности в обществе, разве не является представителем какой-либо культуры, что накладывает на него определённую форму поведения. Получается, взрослый тоже не только человек, имеющий конкретные индивидуальные качества, но ещё и общественный взрослый. Деятельность ребенка внутри систем "ребенок — общественный предмет" и "ребенок — общественный взрослый" представляет единый процесс, в котором формируется его личность.
По мнению Эльконина, с момента рождения ребёнок уже является социальным существом и все виды его деятельности уже, по своему происхождению, являются общественными. Ребёнок познаёт окружающий мир активно, при этом он не просто воспринимает всё вокруг, он воспроизводит способности других людей. Среди всех видов ведущей деятельности, которые оказывают наиболее сильное влияние на развитие ребенка, Д.Б.Эльконин выделяет две группы.
Первая группа- это виды деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Они существенно отличаются друг от друга по своему содержанию и глубине, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело главным образом с системой отношений "ребенок — общественный взрослый", или "человек — человек".
Вторая группа- это такие ведущие деятельности, через которые усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны: предметно - манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника. Для маленького ребенка овладевание предметными действиями с ложкой или стаканом –большая победа, для более старшего ребенка — освоение математики и грамматики, особенно успешное ,тоже победа и шаг вперед в своем развитии. Внешне деятельность детей имеет мало общего. Но успешна она или нет, по существу, и то и другое — освоение элементов человеческой культуры. Деятельности второго типа имеют дело с системой отношений "ребенок — общественный предмет" или "человек — вещь". Если в деятельности первого типа в первую очередь развивается мотивационно-потребностная сфера, то в деятельности второго типа формируются операционно-технические возможности ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная сфера. Эти два вида деятельности, как две цепочки, которые образуют единый процесс развития личности. Но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие только одна из них. Ведь ребенок поочередно осваивает системы отношений "человек — человек" и "человек — вещь", поэтому происходит закономерное чередование и сфер, наиболее интенсивно развивающихся: в младенчестве развитие мотивационной сферы опережает развитие сферы интеллектуальной, потом, в раннем возрасте мотивационная сфера отстает и более быстрыми темпами развивается интеллект и т.д.
И ещё хочется сказать, что Д. Б. Эльконин считал, что возраст и возрастные особенности –это довольно относительные понятия. Можно просто выделить некоторые наиболее общие возрастные особенности. Возрастное развитие ребенка он относит к общему изменению личности, которое сопровождается изменением жизненной позиции, изменением отношения к окружающим людям, формирование на каждом этапе новых ценностей и мотивов поведения.
Д.Б.Эльконин так формулирует закон периодичности: "К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек — человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек — предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой". Д.Б. Эльконин открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности, вот перед нами стадии психического развития по Д.Б.Эльконину:

Эмоциональное общение с матерью

(освоение предметов культуры)

Освоение социальных позиций – профессиональная группа и семья

Самореализация и творчество

Сохранение социального статуса и уход на заслуженный отдых

Характеристика периодов развития

Вашему вниманию предлагается работа на тему: "Периодизация возрастного развития детей". Надеемся, что даная работа пригодится вам в работе или в учёбе.

ВложениеРазмер
periodizatsiya_vozrastov.docx 20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Существуют всевозможные точки зрения на процесс возрастного развития детей. Одни ученые считают, что процесс возрастного развития детей - непрерывный, другие считают его дискретным.

Приверженцы непрерывного возрастного развития детей утверждают, что это процесс развития, у которого нет границ, отделяющих один этап от другого. По мнению сторонников дискретного развития, процесс развития имеет стадии и этапы, которые качественно выделяются друг от друга. Так как данный процесс идёт неритмично, то замедляется, то ускоряется, но при этом развивается. При дискретном развитии дети одолевают все стадии развития последовательно, поэтапно.

На сегодняшний день выбор педагогов и психологов падает на дискретную позицию развития детей, вследствие этого, проанализируем ее более подробно. Существуют стихийные и нормативные подходы к периодизации возрастного развития детей. Приверженцы первого подхода считают, что процесс развития детей формируется под влиянием массы случайных обстоятельств и факторов. При правильной организации воспитания и обучения детей с учётом всех воздействующих факторов идеальный процесс развития считается нормативным.

В основу современного дошкольного образования положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, для которого характерны своя структура и динамика. Однако необходимо четко осознавать, что выделение этих этапов условно, а развитие ребенка во многом зависит от способов, форм и содержания его общения с взрослым и сверстниками.

В.В. Давыдов считал, что общение детей с взрослыми и присущие для каждого возрастного этапа виды детской деятельности очень важны для решения образовательных задач в дошкольном возрасте. Дети раннего возраста осуществляют разные виды свободной деятельности: играют, лепят, рисуют, конструируют, экспериментируют, помогают взрослым, слушают сказки, стихотворения, рассказы и др. И в этом состоит ценность раннего детства.

Целесообразным считается такая периодизация развития детей, при котором учитывается вся совокупность детских анатомо-физиологических особенностей и условий жизни, воспитания, обучения детей.

Границы этапов периодизации возрастного развития детей весьма условны, они зависят от социальных, климатических, этнических и других факторов. При изучении возможностей каждого ребёнка огромное значение имеет различия темпов в созревании организма и условий развития детей, следуя из того, что физиологический возраст человека и паспортный (календарный) часто не совпадают, и каждый ребёнок имеет индивидуальный вариант развития. Следовательно, совокупность индивидуального и возрастного подхода к исследованию особенностей функционирования детей может привести педагогов-психологов к разработке адекватных гигиенических и психолого-педагогических мер, которые окажут содействие в здоровом и прогрессивном развитии организма и личности каждого ребёнка.

Возрастную периодизацию в разное время исследовали по различным критериям. Периодизация психического развития детей Л.С. Выгодского отражает внутренние закономерности самого процесса развития. Реальной основой классификации по Л.С. Выгодскому есть только внутренние (психологические) изменения самого развития, ибо только внутренние изменения, а не внешние, которые позволяют определить объективно периоды развития ребенка. На сегодняшний день схема Л.С. Выгодского по периодизации детского развития вполне современна для детской психологии (таблица 1). По мнению Л.С. Выгодского, появление психологических новообразований в жизни детей, связанных с определенной ситуацией развития, является главным критерием периодизации развития.

Возрастная периодизация развития детей имеет несколько классификаций, каждая из которых ставит своей целью выделить некие закономерности физического и психологического взросления. Подобное деление жизни детей и подростков на определенные этапы помогает понять особенности развития и скорректировать специфические проявления их негативных сторон.


Некоторые педагогические деятели считают процесс взросления непрерывным действием, которое не имеет границ, аргументируя это текучестью и изменчивостью жизни. Однако современная педагогика путем многочисленных исследований доказала необходимость выделения возрастных этапов, так как каждый из них качественно отличается.

Несмотря на неравномерность каждого этапа, границы которого зависят от индивидуальных особенностей детей, каждый ребенок проживает все периоды взросления последовательно.

Некоторые определения

Возрастная периодизация детства до сих пор не имеет четкого определения.

Так, существует деление на развитие физиологических, социальных и психологических признаков взросления. Однако на сегодняшний день нет критериев, способных объединить социальные и биологические показатели.

Более того, существует два подхода к любым классификациям: стихийный и нормативный.


Последователи стихийного подхода считают, что периодизация детства и особенности развития формируются бессознательно под влиянием множества случайных факторов, предусмотреть которые невозможно.

Нормативный подход предусматривает организацию такого воспитательного процесса, который сможет учесть все случайные обстоятельства и обеспечить оптимальные условия для развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Считается, что оптимальной классификацией различных возрастных групп станет та, которая будет максимально учитывать не только факторы физиологии и психологии, но и условия и особенности воспитания, обучения и социальной адаптации ребенка.

Виды периодизации

Несмотря на большое разнообразие вариантов периодизации, принято выделять 2 вида классификации: физиологическую и психологическую.

Что касается физиологической периодизации, то она была принята еще в 1965 году во время Международного симпозиума, на котором обсуждались вопросы возрастной физиологии. Было принято решение выделять всего 7 периодов развития детей и подростков:

  • Этап новорожденности, который длится всего 10 дней от рождения;
  • Период грудного вскармливания, который заканчивается в 1 год;
  • Ранний возраст предусматривает развитие ребенка с года до 3 лет;


  • Начало детства длится с 3 до 8 лет;
  • Окончание детства знаменуется у мальчиков в 12, а у девочек в 11 лет;
  • Подростковый период заканчивается у девочек к 15, а у мальчиков к 16 годам;
  • Этап юношества длится с 17 лет до 21 года у юношей, тогда как у девушек он заканчивается к 20 годам.


Психологических периодизаций несколько, однако, несмотря на их разные критерии, большинство из них базируются на одних и тех же возрастных этапах. Рассмотрим особенности некоторых из них.

Эриксон. Этапы

Эрик Эриксон, известный американский психолог, считает, что стадии развития ребенка связаны с психосоциальными аспектами. Им была разработана периодизация, основанная на этом принципе.

Э. Эриксон считает, что правильное психосоциальное развитие ребенку должны обеспечить семья и учреждения образования.

Закономерности взросления по Выготскому.

Известный советский психолог Л. Выготский не только предложил свою классификацию этапов возрастного развития, но и выделил особые закономерности, которые сопровождают взросление детей и подростков.

  • Наличие цикличности. Каждый этап характеризуется индивидуальными временными границами, особым темпом и содержанием, которые имеют способность видоизменяться во время всего периода взросления. Одни периоды интенсивны и ярко выражены, тогда как другие могут проявляться достаточно незаметно.
  • Скачкообразность развития доказывает неравномерность развития психологических функций. Во время каждого возрастного этапа на передний план выходит новая функция психологического сознания. Таким образом, в сознании ребенка происходит постоянная перестройка связей между функциями.
  • Метаморфозы взросления проявляются из-за цепи качественных преобразований в психике ребенка. При этом их количественная составляющая отходит на задний план. Психическое состояние малыша абсолютно разное на всех возрастных этапах.
  • Регулярная комбинация эволюции и инволюции, которые, взаимодействуя, выводят ребенка на новый уровень психологического и социального развития.


Выготский считал, что единственная движущая сила развития любого ребенка – обучение. Для того чтобы обучение смогло выполнить возложенную на него функцию, оно должно быть ориентировано не на те этапы развития, которые подходят к завершению, а на те, что еще не начались. Таким образом, ориентация обучения должна быть направлена на перспективу.

Не менее важное место в зоне ближайшего развития занимает психологическое взаимодействие с взрослыми, которое должно стать проводником в мир дальнейшего самостоятельного взросления.

Психологический возраст по определению Выготского

Свою возрастную периодизацию психолог базировал на психологическом возрасте детей, который раскрывает социальную адаптацию на том или ином этапе взросления.

По мере того, как ребенок взрослеет, старые предпосылки развития вступают в противоречие с новыми, более важными факторами, которые ломают уже сложившееся отношение к миру и выводят на новый этап взросления. Таким образом, меняется психологический возраст.

Психолог считал, что типы возрастных преобразований бывают двух видов: устойчивые и кризисные. Исходя из этого определения, им была выделена такая возрастная периодизация:

  • Кризис новорожденного ребенка;
  • Младенческий возраст до 1 года;
  • Кризис первого года жизни;
  • Начало периода детства, который продолжается до трех лет;
  • Кризис трех лет;
  • Возраст до школы до 7 лет;
  • Кризис семилеток;
  • Время обучения в школе включает в себя возраст до 11-12 лет;
  • Кризисный период тринадцатилетних подростков;
  • Половозрелые годы, которые длятся до 17 лет;
  • Кризис идентичности семнадцати лет.

К тому же Выготский считал, что периодизация детского возраста должна базироваться на трех факторах:

  • Внешние проявления взросления (например, по наличию или отсутствии зубов, их смена с молочных на постоянные);
  • Характеристика какого-либо критерия (к примеру, периодизация Ж. Пиаже, которая основана на умственном развитии);
  • Существенные факторы психомоторного развития (в качестве примера можно привести классификацию Л. Слободчикова).


Современная психология и педагогика придерживается периодизации Д. Эльконина, которая базируется на выводах Л. Выготского. Отличительная черта данной классификации в выделении основных закономерностей деятельности у растущего человека. То есть, психолог предполагал, что психическое развитие детей обусловлено непрерывной сменой деятельности.

Свойства кризисных периодов

Периоды кризисов, которые впервые были определены Выготским, по-разному трактуются психологами. Одни считают их естественными показателями адаптациями к новым условиям, во время которых ребенок развивается и переходит на новый этап развития. Другие – отклонением от нормального развития. Третьи считают кризисы факультативным проявлением, то есть, необязательным в развитии ребенка.

В любом случае, отрицать наличие кризисных периодов в жизни детей было бы бессмысленно. В это время происходит формирование новых свойств психики, закладывание норм и устоев, изменение общего мировоззрения.

Несмотря на то, что каждый кризисный этап характеризуется индивидуальным проявлением, существует ряд признаков, которые объединяют все переломные периоды в жизни детей.


  • Желание добиться полной самостоятельности, с которой, как правило, не представляют, что делать.

Во время кризиса дети теряют интерес к учебе, у них кардинально меняются интересы, возможны конфликтные ситуации с окружающими их людьми.

Возникновение кризиса, так же как и остроты его протекания, связано с множеством факторов. При этом определить, какой из них сыграл главную роль, иногда не представляется возможным.

В момент преодоления кризисного периода происходит переход личности на новую ступень физического, психологического и социального развития.

Рассмотрим с помощью таблицы основные проявления кризисных периодов на разных возрастных этапах.


Во время протекания всех возрастных периодов основные рекомендации родителям сводятся к следующему:

  • Сохраняйте спокойствие;
  • Умейте выслушать;
  • Дайте ценный совет;
  • Не навязывайте свое общество;
  • Уважайте выбор своего ребенка;
  • Дайте ему разумную свободу действия, соответствующую возрасту;
  • Любите своего ребенка;
  • Говорите ему о своей любви как можно чаще.

Соблюдая эти простые правила, взрослые не только смогут легче пережить эти непростые времена, но и помогут в этом нелегком деле своим детям.

Подведем итоги

Любая возрастная классификация очень условна, так же как расплывчаты ее границы. Нельзя оценивать степень развития своего ребенка сухими среднестатистическими данными.

Однако, зная основные периоды развития детей, родители смогут подготовиться к грядущим изменениям в поведении и мироощущении своих наследников и избежать очень серьезных ошибок в процессе их воспитания.

Читайте также: