Этническое самосознание это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Этническая идентичность – ядро этнического самосознания.

Козлов выдвинул этническое самосознание на первое место среди признаков этнической группы.

Бромлей . Этническое самосознание в узком смысле – самоотнесение себя к тому или иному этносу, т. е. этническая идентичность = этническому сомасознанию; в широком – не только самоотнесение, но и осознание всего комплекса этнической культуры, т.е. осмысление человеком культурного окружения.

Психологи выделяют следующие аспекты этнического самосознания :

  • Когнитивный (познавательный) – играет наиболее важную роль в идентичености;
  • Эмоциональный (чувственный);
  • Регулятивный (волевой).

2. Этничность в структуре социальных идентичностей и структура этнического самосознания.

В социологии изучаются главным образом социальные идентичности , т.е. отождествления человека с его социальными статусами и ролями (мужчины, отца, представителя профессии, члена этнической группы, гражданина и др.). Каждый человек, по мнению социологов, имеет множество идентичностей, которые образуют в его сознании суммарную идентичность (идентификационную матрицу). В структуре суммарной идентичности существуют ведущие категории — наиболее важные, базисные идентичности (чаще всего это половые, семейные, профессиональные, этнические, гражданские). Они определяют параметры сравнения "себя" с "другими". Место тех или иных идентичностей в этой структуре меняется в зависимости от ситуации, поэтому базисными могут становиться то одни, то другие идентичности.

Как правило, социальные идентичности определяются самоидентификациями личности, т.е. выражаются через самоописание. Возможны несоответствия между самоидентификациями и идентификациями, производимыми другими людьми (типизацией). Выработанные в таких условиях идентичности будут противоречивыми и неустойчивыми. Прочная идентичность возникает тогда, когда самоидентификация совпадает с типизацией.

Самоидентификации делят на:

• социальные (общественные, универсальные) -

самоидентификации, связаные с социальным статусом, например, самоидентификации с видовым, политико-правовым или этническим статусом: "Я — человек", "Я — россиянин, гражданин России", "Я — русский" и т.п.;

• индивидуальные (уникальные)

самоидентификации, возникшие в результате неповторимых личных обстоятельств, например, "Я — работяга", "Я — грешник", "Я — счастливчик" и т.п.

Социологам интересны социальные (универсальные) самоидентификации, в которых человек определяет себя как сходного со всеми людьми или некоторыми их группами. Психологам интереснее индивидуальные (уникальные) самоидентификации, раскрывающие индивидуальность того или иного человека.

Все социальные идентичности — это результат социализации, инкультурации и индивидуальной истории. Они оформляются последовательно на протяжении всей жизни человека. Идентичности, понимаемые в узком смысле, являются элементами сознания. Идентичности, понимаемые в широком смысле, объединяют в себе как осознаваемые, так и бессознательные составляющие.

3. Формирование этнического самосознания.

В процессе социализации и через СМИ люди получают определённое представление о символах и знаковых системах своего народа, о национальных героях и исторических событиях, т.е. о том, что единство интересов общности и групповую солидарность.

Этнический стереотип - характерное явление обыденного сознания, выражающееся в относительно устойчивых представлениях о моральных, умственных, физических и других качествах, присущих представителям различных этнических групп.

Может быть неоднородным по структуре. Состоит из:

  • констатации особенностей своей или чужой этнической группы,
  • эмоционально-окрашенной оценки этих особенностей,
  • определенного типа поведения по отношению к представителям того или иного народа.

Виды этнических стереотипов:

  • Позитивные ("немцы — трудолюбивые")
  • негативные ("русские — ленивые"),
  • автостереотипы (стереотипы в отношении своей этнической группы),
  • гетеростереотипы (стереотипы в отношении других этнических групп).

Особенности этнических стереотипов:

  • отражают не действительность, а упрощенную и искаженную "этикетку" действительности;
  • предельно устойчивы, но все же изменяемы;
  • не могут быть истинными, но могут основываться на близких к действительности представлениях;
  • могут быть в значительной степени ложными и служить основанием для новых еще более ложных стереотипов.

Интересы заведомо разделяются членами этнической группы.

Основные понятия:

этническая идентичность – (в английском языке identity — подлинность, тождественность)

этническое самосознание – чувство принадлежности к тому или иному этносу, выражающееся в этническом самоопределении, т.е. в отнесении индивидом себя к данной этнической группе.

- отражение сознания этнической группы в индивидуальном сознании её членов, выражающее результат усвоения последними представлений об историческом опыте, состоянии и перспективах развития своего народа (этноса), его ценностях и нормах, а также его место и роли среди других народов и взаимоотношение между ними.

этнические интересы – заведомо разделяемые группой нужды, потребности, выгоды.

автостереотипы – стереотипы в отношении своей этнической группы.

гетеростереотипы - стереотипы в отношении других этнических групп.

Этническое самосознание - понимается как осознание принадлежности людей к нациям, которое объединяет представителей этнической группы разных социальных классов под одним понятиям (немцев, американце, японцев). Этническое самосознание - это такая система взглядов, представлений, идей этнической группы , которые отображают знание о собственной этнической группе и отношении к этой группе.

еловек, который признал свою этническую принадлежность не изменяет ее на протяжении всей жизни. Проявлением этнического самосознания есть способность этнической группы к самовыражению: язык, систематически традиционная кухня, стиль.

Этническое самосознание может оказываться и как осознание себя субъектом этнической общности, или говоря об этнической самоидентификации.

Этническое самосознание возникает тогда, когда снует противопоставление этнической группы мира, который ее окружает. Этническое самосознание возникает в ситуации приобщения к культуре предков. В этом случае срабатывает фактор коллективного, несознательного.

При рождении ребенка, родители которого принадлежат к разным этническим группам национальная идентификация ребенка находится на границе двух этнических культур. Маргинал - это индивид, который является носителем вместе с тем двух культур.

Этнокультурная маргинальность оказывается на двух уровнях: характер наличием объективной двоякости внешних атрибутов (язык, традиции, стереотипы поведения учреждения). Не сопровождаются кризисом этнической идентичности.

  • Этни́ческое самосозна́ние или этни́ческая иденти́чность — эмоционально-когнитивный процесс осознания принадлежности человека в какой-либо этнической общности; является проекцией на сознание людей существующих этнических связей, и проявляется в виде этнонима. Один из видов социальной идентификации. В переписях населения и других видах массового статистического учёта используется как основной этнический определитель.

Связанные понятия

Национа́льная иденти́чность или национа́льное самосозна́ние — одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определённому этносу или нации. Национальная идентичность не тождественна понятиям национальности или гражданства, хотя они могут быть факторами, оказывающими на неё сильное влияние.

Э́тнос (греч. ἔθνος — народ) — в некоторых теориях этничности, исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединённых общими объективными либо субъективными признаками, в которые различные авторы включают происхождение, единый язык, культуру, хозяйство, территорию проживания, самосознание, внешний вид, менталитет и другое.

Этничность — свойство этнической общности, обозначающее её особенные отличия от других общностей, а также синоним более широко распространённого в российской науке понятия этнос. Термин употребляется в русле представления о полиэтническом характере большинства современных обществ.

Народность — исторически общность людей, возникающая из отдельных племён при распаде родоплеменных отношений, на ранней стадии феодализма, основанного на натуральном хозяйстве, до возникновения прочных экономических связей и единой экономики.

Языкова́я ситуа́ция — социолингвистическая характеристика определённого населённого пункта, исторической или географической области, этнического региона, государства или его административных единиц, группы государств и любых других территорий, в пределах которых рассматривается ареальное и социальное взаимоотношение, а также функциональное взаимодействие форм (и стилей) того или иного языка или нескольких языков. Описание языковых ситуаций отражает конкретный временной период существования языков.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Субэ́тнос (также субэтни́ческая гру́ппа) — компактно проживающее сообщество людей, которые принадлежат к большему народу (этносу), но отличаются особенностями своей культуры, языком (диалект), более поздним, чем в момент зарождения общего этноса географическим происхождением, и осознают это отличие.

Ассимиляция, или языковой сдвиг, — процесс прекращения использования тем или иным языковым сообществом своего родного языка и переход на другой, как правило, более престижный язык. Чаще всего языковая ассимиляция происходит в том случае, когда какое-либо языковое сообщество оказывается в меньшинстве в иноэтничном окружении. Различаются два типа ассимиляции: с сохранением знания языка своей национальности и с полной потерей знания его.

Ассимиля́ция (лат. assimilatio — уподобление, усвоение) в социологии и этнографии — потеря одной части социума (или целого этноса) своих отличительных черт и их замена на позаимствованные у другой части (другого этноса). В целом, это этнокультурный сдвиг в самосознании определённой социальной группы, ранее представлявшей иную общность в плане языка, религии или культуры.

Этни́ческая гру́ппа — многозначный термин, обозначающий различные типы этнических общностей. В русском языке понятие этнической группы разрабатывала Г.В. Старовойтова, которая подчеркивала несводимость этнической группы к нации или народу. Этническая группа предполагает древнее родство, а также "определенную лингвистическую, религиозную и психологическую общность". Так этническая группа не всегда имеет возможности обеспечить свое самоопределение и возвыситься до нации (курды или иные национальные.

Этнографи́ческая гру́ппа — часть этноса, обладающая определёнными особенностями в сфере традиций, хозяйства и быта. Образуется в результате ассимиляции этносом иноэтнических групп, либо вследствие обособленности группы от основного этнического массива в течение длительного времени. В отличие от субэтнической группы, как правило, не осознаёт себя в качестве обособленной общности в составе своего народа, и выделяется исследователями искусственно, после этнографического изучения. Этнографическая группа.

Этноязыковая общность — общность этносов, сложившаяся в результате их этногенетической близости или длительного культурного взаимодействия и политических связей. К этноязыковым общностям относятся арабы, германцы, славяне, тюрки и т. п..

Многонациональное государство или полиэтническое государство — государство, на территории которого проживают различные этносы — нации, народности, национальные и этнографические группы. Исторически многонациональные государства образовывались там, где государственное сплочение более или менее обширных территорий происходило до того, как начиналось формирование наций и развивались национальные движения (ряд стран Восточной Европы, в том числе Россия, и Азии), а также в ходе колониальной экспансии.

Идиоле́кт — это вариант языка, используемый одним человеком. Он выражается в особых принципах подбора слов и грамматических особенностях, а также в словах, выражениях, идиомах или произношении, которые характерны исключительно для данного человека.

Ти́тульная на́ция — часть населения государства или субъекта федерации, национальность которой определяет официальное наименование данного государства.

Культурная идентичность — осознание принадлежности человека к той или иной культурной общности путем самоотождествления с ее культурными образцами. Культурная идентичность формируется в результате наложения разнообразных культурных влияний, которым подвержен отдельный человек. Если культурные влияния не вступают в противоречия, то происходит полная идентификация личности со сложившейся вокруг него культурой.

Языковая политика — система мероприятий и законодательных актов, проводимая властями и/или общественными институтами страны, которые ставят перед собой определённые социально-языковые цели. К последним относятся: изменение или сохранение существующих функционально-языковых норм, а также поддержка языков. Языковая политика, как и любой другой вид политики отражает ценности определённого класса, партии, этноса, часто в ущерб интересам других партий, классов, народов или субэтнических групп. Идеологи.

Транскультурация – термин, введённый в 1940 году кубинским антропологом Фернандо Ортисом для описания феномена слияния и сближения культур.

Примордиали́зм (от лат. primordialis — первоначальный) или эссенциали́зм — одно из теоретических направлений в гуманитарных науках, рассматривающее культурно отличительные и социальные группы (например, этнические и расовые) как изначальное, обязательное и всеобщее объединение людей. Получило распространение в антропологии, этнологии и социологии.

Конвергенция (от лат. convergo — приближаюсь, схожусь) — сближение или совпадение двух и более лингвистических сущностей. Понятие конвергенции имеет два аспекта.

Интерференция (Лингвистическая интерференция) (лат. interferens, от inter — между + -ferens — несущий, переносящий) — обозначает в языкознании последствие влияния одного языка на другой, т.е. применение норм одного языка в другом в письменной и/или устной речи.

Наре́чие — крупное подразделение языка, объединяющее группу говоров (и даже диалектов), связанных между собою рядом общих явлений, неизвестных другим наречиям того же языка.

На́ция (от лат. natio — племя, народ) — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи.

Слова́цкие культу́рные интердиале́кты (также словацкие интердиалекты, словацкие культурные диалекты, варианты словацкого культурного языка; словацк. kultúrna slovenčina, kultivovaná slovenčina, kultúrna predspisovná slovenčina) — стихийно формирующиеся в XVI—XVIII веках словацкие языковые идиомы (наддиалектные формации, образования), представляющие собой результат взаимодействия чешского литературного языка с говорами словацких диалектов или же взаимодействия словацких говоров, языка народной словесности.

Упоминания в литературе (продолжение)

Этносоциологи изучают влияние национальных факторов на социальную структуру населения, этническое разделение труда, социальные факторы формирования этнического самосознания , социальные аспекты межнациональных отношений и межэтнических конфликтов. В современной этносоциологии выделяются два направления исследований: изучение этнической специфики общих социальных явлений (например, института семьи) и исследование социальных факторов этнических элементов культуры (например, языка, обычаев, ритуалов и т. д.).

Итак, в многочисленных определениях этноса общим является рассмотрение его как социальной группы, члены которой имеют общую страну происхождения и осознают себя носителями общей культуры. Имеются разные уровни характеристик этноса: этнообразующие факторы (общность территории, эндогамия), этнические признаки, отражающие реальные различия (язык, культура) и – как высший уровень – этническое самосознание . Этнос представлен различными общностями (племенем, народностью, народом, нацией), которые сформировались в результате этногенеза. Одни племена в силу похожести перерастали в народности и крупные этносы (народы), другие, чаще малочисленные, ассимилировались среди других народов, утрачивая при этом свой язык, культуру, традиции, самосознание и этническую идентичность.

• характеристика этнического самосознания русского народа на самом раннем этапе его развития, включая решение вопросов о происхождении его самоназвания и об особенностях формирования его религиозных воззрений;

Этнополитика советской номенклатуры привела к последовательному разрушению русского самосознания, размыванию этнокультурного образа власти (и страны в целом), усилению этнической дифференциации за счет искусственного возвышения этнического самосознания нерусских народностей (в особенности среднеазиатских народов и украинцев), возникновению искусственных административных границ между этносами, по которым в дальнейшем была расчленена страна.

самосозна́ние этни́ческое, одна из форм социальной идентичности, чувство принадлежности к этнической группе (народу), проявляющееся на индивидуальном и групповом уровнях. Самосознание этническое является основным условием возникновения и существования этнической общности. Оно имеет различное содержание и меняется исторически, его основным компонентом служат признаки, которыми члены общности определяют границы своего отличия от других. Это может быть общее название (этноним), язык, религия, представление об общих происхождении, истории, территории (см. Этническая территория), государственности и др. Самосознание этническое представляет собою результат социализации индивида, особенно семейного воспитания, образования и последующего свободного или навязанного выбора. Оно формируется под воздействием внутригрупповых или внешних факторов, в том числе влияния государственной политики и идеологии. Самосознание этническое может усиливаться или ослабляться в зависимости от социально-политической ситуации, носить множественный невзаимоисключающий характер, особенно среди потомков смешанных браков и лиц, проживающих в смешанной среде или сменивших этническую среду проживания. В зависимости от ситуации и интереса индивид может менять самосознание этническое (см. Ассимиляция). Самосознание этническое сосуществует с другими формами социальной идентичности, в том числе гражданской и территориальной (например, индивид может считать себя в этнокультурном отношении кубачинцем и даргинцем, в территориальном — дагестанцем, в общегражданском — россиянином. См. также Нация.

Народы и религии мира. - М.: Большая Российская энциклопедия . В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский . 1998 .

Смотреть что такое "самосознание этническое" в других словарях:

Самосознание этническое — Этническое самосознание одна из форм социальной идентичности, чувство принадлежности к этнической общности (народу), проявляющееся на индивидуальном и групповом уровнях. Источник: ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 03.08.2006 N 201 О КОНЦЕПЦИИ… … Официальная терминология

САМОСОЗНАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЕ — – осознание людьми своей принадлежности к определенному этносу, этнической группе, один из неотъемлемых компонентов самоидентификации личности. Не осознав себя представителем одного из многих этносов, носителем одной из др. культур, человек будет … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

САМОСОЗНАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЕ — чувство принадлежности к определенному этносу, важный признак этноса, являющийся отражением в сознании людей реально существующих этнич. связей и внешне проявляющийся в форме самоназвания или этнонима. С.э. связано с этнич. самоопределением людей … Российская социологическая энциклопедия

Самосознание — Самосознание сознание субъектом самого себя в отличие от иного других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний … Википедия

Национальное самосознание — Самосознание есть сознание субъектом самого себя в отличие от иного других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. В психологии самосознание понимается как психический… … Википедия

Православие и русское национальное самосознание. — Этническое (национальное) самосознание является сложным и многогранным компонентом духовной жизни русского народа. В его структуре выделяются: во первых, осознание людьми своего группового единства, этнической принадлежности; во вторых,… … Религии народов современной России

Национальное самосознание — самосознание нации; сущностью (в более широком смысле этнического) Н.с. является внутригрупповая идентификация; члены этнического коллектива осознают собственную идентичность, определенную тождественность, одинаковость всех членов этноса и в… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Национальное (этническое) и религиозное — В российском обществознании нет общепринятого понимания этноса, нации, их классификации. Автор исходит из того, что этнос исторически устойчивая социальная общность, образовавшаяся на базе общности территории, языка, материальной и духовной… … Религии народов современной России

ЭТНОС — (от греч. ethnos народ) особый, возникший исторически вид соц. группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией или др. образованиями. Основным условием возникновения Э. является общность территории как естественная база для… … Российская социологическая энциклопедия

Читайте также: