Возникновение научного подхода к изучению благотворительности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Развитие российского общества в настоящее время характеризуется существенными изменениями в политической, социально – экономической и культурных сферах. К ним, в частности можно отнести появление безработицы, увеличение категорий нуждающегося населения, недостаточное финансирование со стороны государства науки, образования и культуры. Все это приводит к развитию негосударственных форм поддержки социальной сферы. В силу этого, требует особого осмысления такого российского феномена российского общества как благотворительность.

С начала девяностых годов началось активное развитие негосударственных форм благотворительности. В настоящее время меняются масштабы, характер и состав участников благотворительного движения. В России вообще и в Алтайском крае в частности, появляются новые благотворительные организации и фонды, проводятся различные благотворительные акции.

Возрождение в Российском обществе благотворительности вызывает потребность в научном осмыслении этого феномена – его основных форм, технологий и перспектив развития.

Все это обуславливает актуальность исследования благотворительности в современном обществе.

Цель исследования: выявить основные технологии развития благотворительности в Алтайском крае.

Данная цель обуславливает необходимость решения следующих основных задач:

1. Проанализировать основные подходы к анализу благотворительности в Алтайском крае.

2. Выявить основные направления благотворительности.

3. Охарактеризовать основные технологии благотворительности в Алтайском крае.

Объект исследования: благотворительность как социокультурное явление в российском обществе

Предмет исследования: закономерности и особенности развития благотворительности в регионе (на примере Алтайского края).

Гипотезы исследования:

1. Наиболее адекватный анализ благотворительности осуществляется в контексте социологического знания, что предполагает возможность анализа, с одной стороны основных характеристик благотворительности, так и характеристики, обусловленные современным состоянием общества.

2. Благотворительность является социокультурным явлением, включающим как характеристики, соответствующие прежним общественно – историческим периодам, так и характеристики, обусловленные современным общественным состоянием.

3. Существуют как общие тенденции развития благотворительности, характерные для российского общества, так и те, которые формируются и развиваются на уровне региона.

4. На уровне региона в настоящее время благотворительность развита, в первую очередь в форме добровольческого движения, причем проявляющегося в форме одноразовых акций.

Методы исследования:

-анализ научной литературы и Интернет – источников;

-вторичный анализ социологических данных.

Теоретико – методологическую основу исследования составляют:

- теория социкультурной динамики;

-концепция жизненных сил человека, его индивидуальной социальной субъектности;

В научной литературе, за исключением работ Антонович[1] отсутствуют специальные исследования, объектом которых являются природа и сущность благотворительности как социокультурного явления. Вместе с тем, имеются работы, посвященные отдельным проблемам благотворительности, которые осуществляют специалисты из разных областей знания. Так, исследование данного феномена ведется историками, философами.

Имеющуюся в нашем использовании литературу можно, с достаточной степенью условности разделить по отраслевому признаку: монографические работы, учебная литература и публицистическая литература.

Глава 1. Теоретические аспекты характеристики благотворительной деятельности как социокультурного феномена

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Важнейшим компонентом системы научных знаний любой науки является ее понятийный аппарат - совокупность понятий, посредством которых представляется возможным выразить в научных теориях выявленные закономерности, тенденции, принципы, правила. Понятие - это отражение в обобщенной форме явлений и событий действительности, связей между ними посредством фиксации их общих и специфических признаков и свойств.

В процессе исторического исследования необходимо вычленить понятийное поле проблемы, корректно оперировать понятиями, правильно и адекватно действительности раскрывать их значение и давать полное определение их содержания. Это зависит от глубины и широты знаний, особенностей мышления исследователя, культуры оперирования категориально-понятийным аппаратом.

Предпринятая нами попытка изучения и анализа состояния научной разработки проблемы российской благотворительности показала, что историки овладевают искусством оперирования понятиями и категориями в основном в процессе исследовательской практики, что происходит интуитивно и нередко приводит к разным трактовкам одного и того же понятия. Конечно, разные подходы не только допустимы, но и желательны, т.к. являются, по сути, средством разрешения противоречий. В нашем исследовании мы придерживались следующего правила: объем понятий, трактовка заключенного в них содержания должны быть соотнесены с историческими условиями анализируемого феномена благотворительности и должны учитывать контекст рассматриваемых исторических событий.

Все сказанное побуждает нас сделать свою критическую оценку некоторых определений благотворительности и подходов к ее изучению.

П.Д. Павленок полагает, что благотворительность, наряду с покровительством неимущим, социально незащищенным, является формой филантропии.

Выделяют две основных формы благотворительности: неорганизованную (милостыню) и организованную (общественное, государственное и церковное призрение).

В нашем исследовании мы будем затрагивать также проблемы меценатства. Происхождение термина - от латинского собственного имени Меценат - приближенного императора Августа, богатого покровителя поэтов, искусства вообще. Его имя стало нарицательным в обозначении добровольных пожертвований богатых людей, организаций на развитие и поддержку искусства и его ярких представителей (актеров, художников, поэтов и др.).

Отношения между государством и благотворителями были своеобразными. Государство высоко оценивало усилия благотворителей не только как дополнительный источник финансирования для решения государственных задач, но и как своего рода социальную инициативу, которая компенсировала недостаточную социальную политику государства. Благотворительность, как социальная инновация, опережает социальные стандарты, существующие в деятельности государства и общественном сознании. Однако сама по себе благотворительность не способна решить ни одну из ею же поставленных задач только собственными силами. В российской истории есть немало примеров, когда благотворительные учреждения по истечении некоторого времени либо прекращали свою деятельность, либо оказывались не в состоянии существовать без государственного финансирования. Этот процесс связан не только с периодами экономического спада и политическими препятствиями в осуществлении благотворительной деятельности, но и с иссякшим энтузиазмом благотворителей, переключением их внимания на решение других проблем. В нашем исследовании мы рассмотрим конкретные примеры подобных случаев. Представляется, что учет этих разнонаправленных устремлений государства и частной благотворительности, даже в тех случаях, когда цели их совпадали (например, в создании системы призрения военнослужащих), чрезвычайно важен для изучения и понимания истории российской благотворительности.

Помощь нуждающимся оказывалась специальными благотворительными организациями. В некоторых случаях помощь осуществлялась учреждениями, для которых благотворительность являлась лишь одной из второстепенных сторон их деятельности. Специальные благотворительные учреждения включали в себя две группы: благотворительные общества и благотворительные заведения.

Преобразование отдельных благотворительных обществ в заведения, как простых в более сложные формы благотворительности была закономерной: если благотворительные общества помогали просителю в момент обращения, то благотворительные заведения, помимо разовой помощи бедным, давали приют, пропитание тем, кто в них нуждался каждодневно. В благотворительных заведениях многие обездоленные проживали постоянно.

Все благотворительные организации, действовавшие на территории дореволюционной России, несмотря на их общественный характер, находились в ведении и под надзором соответствующих министерств и ведомств. Эти министерства и ведомства делились на две большие группы. В первую группу входили организации, преследующие исключительно или преимущественно благотворительные цели, например: Ведомство учреждений императрицы Марии, Российское Общество Красного Креста, Императорское Человеколюбивое Общество, Попечительство о домах трудолюбия и работных домах. Во вторую - министерства и ведомства, не имеющие специального благотворительного назначения: Министерство внутренних дел, Ведомство православного исповедания, Министерство финансов, Министерство юстиции.

Благотворительные учреждения России оказывали помощь и взрослым, и детям и обеспечивали дешевое (бесплатное) обучение (школы, мастерские, классы), условия проживания (ночлежки, квартиры, комнаты, общежития), питание (столовые, чайные), занятость (работные дома, рукодельни), лечебную помощь (больницы, амбулатории, врачебные пункты). Как правило, одна и та же благотворительная организация оказывала сразу несколько видов помощи.

Благотворительность - это многоаспектная человеческая деятельность, социальный, психологический и экономический феномен, который имеет древнюю историю. Милосердие и благотворительность характерны для многих стран и народов и имеют свою специфику в силу государственного устройства и национальных традиций. Поэтому тенденции функционирования и развития благотворительности как социального феномена в масштабах одной огромной страны, какой была Российская империя, в различных ее частях и в разные исторические эпохи определялись системой общественного устройства и менталитета.

Одной из общероссийских тенденций была благотворительность как проявление милосердия, сострадания и сочувствия. Еще одной тенденцией была благотворительность как средство духовного спасения и самосовершенствования. Другой тенденцией являлся нравственный характер благотворительной деятельности как средства воспитания чувства социальной справедливости. Следующей тенденцией было осмысление милосердия и благотворительности с позиций правдолюбия и честности. Пожертвования ради выгоды или корысти, либо благотворительные деяния несправедливого и безнравственного человека в российском менталитете осуждались и отвергались.

Не менее важным источником благотворительной деятельности была народная традиция взаимопомощи, которая диктовалась не столько моральными и религиозными мотивами, сколько здравым смыслом человеческого общежития: любой, кто помогал ближнему в беде, предоставлял ему работу или деньги, был уверен, что, окажись в подобной ситуации, он мог рассчитывать на помощь со стороны других. Взаимопомощь обусловливает принцип равенства дающего и принимающего: и тот, и другой равны перед ударами судьбы. Только такой взгляд на благотворительность не унижает принимающего помощь.

Мы солидарны с оценкой Т.Е. Покотиловой перспективности парадигмального подхода к изучению благотворительности, предложенного М.В. Фирсовым, который считает, что под парадигмой в данном случае следует понимать системы, модели помощи и взаимопомощи, существующие в тот или иной исторический период в иной или иной стране. Для парадигмы помощи характерно: доктрина помощи; организационные формы; субъект- субъекты помощи в их культурно-исторической индивидуальности; объект помощи.

Итак, основные разногласия среди исследователей и ученых заключаются не только в специфических взглядах на сущность феномена, но и в специфическом выделении субъекта и объекта благотворительности.

Анализ подходов к определению благотворительности показывает, что среди исследователей нет единого представления о сущности явления. С одной стороны - единодушное признание того, что благотворительность - безвозмездная помощь нуждающимся. С другой - нет единого представления о том, какую помощь следует относить к благотворительной, кто является субъектом и объектом благотворительности, каковы место и функции благотворительности в обществе.

В нашем исследовании нам представляется важным обратиться к классификации видов благотворительности как необходимому условию воссоздания исторических условий и морально-этических корней феномена благотворительности. Система благотворительной помощи в XIX - начале ХХ вв. представляла собой различные направления. Ряд исследователей предлагают свою классификацию российской благотворительности:

- по источникам финансирования - общественную, общественно - государственную и частную;

- по субъектам благотворительности - государственную, общественную, частную и церковную ;

- по ведомственной принадлежности - учреждения, относящиеся к ведомствам, преследующим только благотворительные цели, и ведомства, не имеющие благотворительного назначения ;

- по характеру помощи - благотворительные заведения, благотворительные общества и частная индивидуальная помощь и поддержка.

Классификация исторических форм благотворительной деятельности на КМВ в XIX - начале XX вв. по источникам не имеет перспективы по причине малочисленности и однообразия источников финансирования благотворительности в регионе; классификация по историческому развитию, подходящая для реконструкции генезиса благотворительной деятельности - ввиду того, что согласно данной классификации было бы необходимо выйти за рамки нашего исследования, т.к. нами взят определенный отрезок времени, укладывающийся в концептуальную схему исторического процесса возникновения и развития курортов КМВ; классификация по ведомственной принадлежности - из-за чрезвычайной ограниченности количества ведомств, действовавших в регионе; классификация по характеру помощи - поскольку на КМВ разнообразие форм организации благотворительной деятельности наблюдалось только со второй половины XIX в.

Наиболее удачной классификацией видов благотворительности для данного исследования нам представляется классификация по субъектам благотворительности: государственная, общественная, частная и церковная благотворительность. Классификация построена на логичности подразделения субъектов благотворительности, которые поставлены в прямую зависимость от объектов. Объекты, в свою очередь, формируются объективно под влиянием социально-экономических условий жизни в обществе. Субъекты, возникающие под влиянием тех же объективных условий, формируются политическими и социальными институтами (государством, церковью, семьей и др.).

Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа), источник активности, направленной на объект. Разнообразие субъектов благотворительности предопределяется имеющимися у объектов проблемами. Субъект-объектные отношения характеризуют благотворительность как практический вид деятельности. Проблемы субъект-объектных отношений в благотворительной деятельности с позиций классификации по субъектам следует рассматривать в зависимости от характера действий, совершаемых субъектами благотворительности: а) действие и бездействие; б) одностороннее или двустороннее действие; в) антагонистическое или солидарное действие; г) действие шаблонное или нестандартное; д) действие длительное или временное; е) действие сознательное или бессознательное; ж) действие интеллектуальное, чувственно-эмоциональное или волевое.

Рассмотрение благотворительности по субъектам поможет выявить мотивацию благотворителя, его социальную значимость, историческую роль в развитии региона, а также проследить взаимодействие или противопоставление субъектов благотворительной деятельности, либо компенсаторную функцию одного из субъектов по отношению к другому. Благодаря данной классификации возможна, на наш взгляд, наиболее полная реконструкция форм организации благотворительной помощи в регионе, в том числе инновационных, определение их перспективности и устойчивости к неблагоприятным политическим и социально-экономическим условиям.

Ф62 История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ.

высш. учеб. з аведений. — М.: Гуманит. изд. центе ВЛАДОС, 1999. - 256 с.

В учебном пособии прослежен процесс становления в России

общественной помощи и п оддержки на главных этапах ее социально-

исторического развития, исследован генезис государств енных и

негосударственных форм защиты различных категорий нуждающихся,

выявлены и обоснованы исторические тенденции развития социальной работы.

© Фирсов М.В., 1999 © МГСУ, 1999 © «Гуманитарный издательский

ГЛАВА 1. АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. РОДОПЛЕМЕННЫЕ И ОБЩИННЫЕ ФОРМЫ ПОМОЩИ И

1. Д РЕВНЕЙШИЕ ВИДЫ ПОМОЩИ И ВЗАИМОПОМОЩИ У СЛАВЯНСКИХ ПЛЕМЕН КАК ОТРАЖЕНИЕ ОБЩИННЫХ

2. О СНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОМОЩИ И ВЗАИМОПОМОЩИ В ДРЕВНЕЙШИХ СЛАВЯНСКИХ ОБЩИНАХ . . . . . 15

ГЛАВА 2. КНЯЖЕСКАЯ И ЦЕРКОВНО-МОНАСТЫРСКАЯ ПОДДЕРЖКА НУЖДАЮЩИХСЯ В Х-

Х111 ВВ. ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОМОЩИ. . . .26

1. О СНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ КНЯЖЕСКОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА . . 27

2. Ц ЕРКОВНО - МОНАСТЫРСКАЯ СИСТЕМА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ . . . . . 33

3. И ДЕИ МИЛОСЕРДИЯ В ПЕРЕВОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ПЕРВЫХ Д РЕВНЕРУССКИХ СБОРНИКАХ . . . 37

ГЛАВА 3. ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ В XIV - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В.. . . .. . .51

1. Р АЗВИТИЕ МОНАСТЫРСКОЙ СИСТЕМЫ ПОМОЩИ И ПОДДЕРЖКИ НУЖДАЮЩИХСЯ . . .51

2. О ФОРМЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОДХОДОВ К ПРИЗРЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ НУЖДАЮЩИХСЯ . .. . .. .. . . .55

ГЛАВА 4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИЗРЕНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII -ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ

1. С ТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО И ЧАСТНОГО ПРИЗРЕНИЯ В Р ОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ . . . .. 73

2. О ФОРМЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОБЩЕСТВЕННОМУ И ЧАСТНОМУ ПРИЗРЕНИЮ . . . 90

ГЛАВА 5. ОБЩЕСТВЕННОЕ И ЧАСТНОЕ ПРИЗРЕНИЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. ПО 1917 Г.. .105

1. Р ОССИЙСКИЕ РЕФОРМЫ 60-70- Х ГОДОВ XIX В . И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ,

2. Р АЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОБЩЕСТВЕННОМУ И ЧАСТНОМУ ПРИЗРЕНИЮ НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ ВВ .

ГЛАВА 6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ С 1917 ПО 1991 ГГ. . .133

1. Ф ОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ . . . . . 133

2. С ИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В 1950-1991 ГГ . . . . . .142

3. Н АУЧНАЯ ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ . . . . . . .. 144

ГЛАВА 7. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. . . . .151

1. С ОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ В Р ОССИИ В 90- Х ГОДАХ . . . . . . 151

2. О БЩЕСТВЕННАЯ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД . .. . .. 156

3. О ФОРМЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В Р ОССИИ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ . . . . 165

КРАТКИЙ ИСТОРИКО-ПОНЯТИЙНЫЙ СЛОВАРЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. ..185

Синхроническая таблица становления социальной помощи в цивилизационном пространстве мира. . . . .197

Vladislav Erokhin at Moscow State Regional University

В данной работе раскрываются этапы развития теории и практики благотворительности в России. Рассматриваются теоретико-методологические основы благотворительности. Анализируются теоретические, практические и научные подходы к благотворительной деятельности. Осмысляются и раскрываются функции, цели и принципы благотворительности в России. Целью курсовой работы является усовершенствование теоретической стороны благотворительной деятельности в государственных, общественных и других структурах на базе исторических знаний.

Читайте также: