Реформация в швейцарии жан кальвин кратко

Обновлено: 05.07.2024

Особенности политического устройства Швейцарии и их влияние на Реформацию

В XV веке Швейцария только формально входила в состав Священной Римской империи. Фактически она была независимой, и ее государственное устройство резко отличалось от типичного в то время для Европы.

Швейцарские кантоны представляли собой самоуправляющиеся и самоорганизовывающиеся общины, почти независимые друг от друга. Общие вопросы решались коллегиально, собранием представителей кантонов. То есть, Швейцария представляла собой конфедерацию на республиканских началах.

При этом среди 13 кантонов наблюдались заметные различия в уровне экономического и общественного развития. Если некоторые из них находились еще на патриархальной стадии, то городские (например, Базель или Цюрих) развивали ремесла и торговлю, там уже появлялись мануфактуры. Соответственным было и управление – важную роль играл городской патрициат, состоящий в основном из крупных купцов и банкиров-ростовщиков.

Из-за этих различий в Швейцарии имелась социальная база как для Реформации, так и для католической реакции. Развитые городские кантоны тяготели к новому, а отсталые не видели причин отказываться от привычных религиозных норм.

Основные направления швейцарской Реформации

Хотя лидеры швейцарской Реформации контактировали с Лютером и его последователями, они не переняли учение Лютера буквально. В Швейцарии обнаружились свои проповедники-реформисты, и учение их получило даже большее распространение, чем лютеранство. Базой для развития этих учений стали богатые города с развитой буржуазной прослойкой – Цюрих и Женева.

Учение У. Цвингли и первая попытка утверждения реформации в Швейцарии

В 1523 году городской магистрат Цюриха предложил провести реформирование церкви в кантоне священнику Ульриху Цвингли (1484-1531). Он имел университетское образование и немалый практический жизненный опыт, общался с Лютером, но не во всем согласился с ним.

У. Цвингли

Религиозная община по Цвингли организовывалась на республиканских основах, проповедники и руководство избирались среди достойных ее членов. Община сама решала все вопросы, связанные с религией – в известном подчинении светским властям и под их контролем. Такую реформу Цвингли провел в Цюрихе, затем еще в нескольких кантонах.

Однако укреплению и дальнейшему распространению цвинглианства помешал известный радикализм его основателя. Цвингли во многом походил на чешских таборитов – он был сторонником республиканской формы правления, защищал права мелких собственников, требовал проведения не только церковных, но и некоторых социальных реформ. Из-за этого цвинглианские кантоны не были поддержаны протестантскими германскими князьями, когда у них разгорелся конфликт с лесными кантонами, оставшимися приверженцами католицизма. Цвингли погиб в этом конфликте, а его учение начало приходить в упадок.

Кальвинистская Реформация в Швейцарии

В 1536 году центр Реформации в Швейцарии переместился из Цюриха в Женеву, куда прибыл из Франции богослов-протестант Жан Кальвин (1509-1564). В отличие от Цвингли, он был выходцем из богатой семьи, однако вел аскетический образ жизни. Кальвин имел хорошее образование, а из Франции уехал, опасаясь преследований.

Ж. Кальвин и основы его учения

Этот проповедник разработал собственное учение, отличное от лютеровского. По Кальвину, человек не может спасти свою душу верой и безгрешным поведением, ибо божьим промыслом заранее предопределено, чья душа спасется, а чья – нет (догмат о предопределении). Однако человеку не дано постичь этот промысел, и потому он должен вести себя так, будто является божьим избранником и обязательно будет спасен. Недовольство не следует проявлять в любом случае, ибо это возражение божьей воле.

Церкви Кальвина не требовались священники и епископы. Верующие должны были избирать пресвитеров для руководства общиной, дьяконов для сбора и распределения благотворительных пожертвований и пастырей для чтения проповедей. В значительной степени Кальвин ставил светские власти в зависимость от пресвитеров.

собрание кальвинистских пресвитеров

В разных странах кальвинизм обретал разные отличия от собственно учения Кальвина – возникали более жесткие и более мягкие его варианты. Способствовало разнообразию и то, что остатки цвинглианцев влились в кальвинистские общины. К примеру, в Англии кальвинисты-пуритане опирались скорее на цвинглианство, чем на кальвинизм в чистом виде. Вскоре кальвинизм стал едва ли не более популярным и распространенным реформационным учением, чем лютеранство.

Контрреформация и религиозные конфликты в Европе

Католичество не собиралось просто так делиться своим влиянием с протестантами – это относится и к церковному руководству, и к монашеству, и к верующим мирянам. Кампания противодействия католиков распространению Реформации известна под названием Контрреформации.

Первым ее актом считается официальное отлучение папой Львом Х от церкви Лютера (1520 год). О завершении кампании говорить не приходится, хотя основной накал борьбы спал уже в конце XVI века.

В первые годы Реформации католическое руководство относилось к ней, как к очередной ереси – с уверенностью, что это учение можно будет быстро подавить силой и уговорами. Однако все же церковь отреагировала ограниченной критикой некоторых проступков своих служителей (в том числе пап) в далеком прошлом, а также созданием новых монашеских орденов. Они должны были послужить символами обновления церкви и укрепить ее авторитет.

Игнатий Лойола - основатель ордена иезуитов

В 1542 году появилась папская булла, расширяющая полномочия римского инквизиционного трибунала. После этого в католических странах усилились преследования протестантов, а в Италии было казнено несколько скептически настроенных ученых (самый известный пример – Дж. Бруно).

С 1545 по 1562 год (со значительными перерывами) заседал Тридентский церковный собор. Он был призван разработать меры по реформированию церкви. Собор отменил торговлю индульгенциями, ограничил возможности продажи церковных должностей и получения доходов с них. Однако и речи не шло о пересмотре основных католических догматов и об ограничении роли папского престола. Впрочем, набравшие силу светские правители (в том числе католики) уже не позволили папству восстановить свою светскую власть.

Кроме собственно церковных мероприятий, Контрреформация проявилась в открытых вооруженных конфликтах в Европе. Борьба католической Испании с реформаторскими движениями в Нидерландах стала толчком к Нидерландской буржуазной революции. Францию во второй половине XVI века раздирали религиозные войны между католиками и кальвинистами-гугенотами. Варфоломеевская ночь 24 августа 1572 года, когда в Париже состоялась массовая резня протестантов, стала символом силового противостояния религий.

Варфоломеевская ночь в Париже - апогей Контрреформации

Религиозный фактор имел значение и в межгосударственных войнах – Тридцатилетней войне и войне Англии с Испанией, завершившейся разгромом Непобедимой армады. Нетерпимость ко всем верованиям, кроме католичества, в Речи Посполитой, стала одним из поводов для начала войны под предводительством Б. Хмельницкого на Украине – в это конфликт было втянуто Крымское ханство и Московское царство.

Итоги Контрреформации

В результате длительного противостояния католиков и протестантов в Европе сложилось региональное распределение религий. В ряде стран (Испания, Италия, Франция, южногерманские княжества, Речь Посполита) сохранились позиции католичества. Северная Европа, Швейцария, Северная Германия, Англия стали протестантскими государствами.

После периода религиозных войн отношения католиков с протестантами стали несколько спокойнее, хотя взаимная напряженность сохранялась довольно долго. Католики в протестантских странах и протестанты в католических подвергались ограничениям и преследованиям.

Зародившийся в Швейцарии кальвинизм стал одним из самых популярных протестантских учений. Его популярность вскоре догнала и даже превзошла популярность лютеранства и англиканства.

Орден иезуитов из-за своих методов вскоре был признан нежелательным во многих государствах и изгнан. Однако орден существует и сегодня. Кроме политических интриг, он известен организацией школ, где давали качественное образование и весьма специфическое, жестокое воспитание.

В начале XVI в. Швейцария представляла собой конфедеративное государство. В состав швейцарской конфедерации входили кантоны и союзные земли. Каждый кантон обладал автономией. Общие дела конфедерации решались на союзных собраниях. Военные силы страны составлялись из отдельных ополчений разных кантонов. Кантоны Швейцарской конфедерации делились на лесные и городские.

Лесные кантоны были отсталыми в экономическом и политическом отношении, и в XVI в. они сохраняли патриархальные пережитки.

В городских кантонах власть находилась в руках патрицианских фамилий, которые владели землями и торгово-ремесленными предприятиями.

Общая внешняя опасность всегда была одной из причин образования государства или стремления его сохранить. Бедствием для Швейцарии и ее населения являлась система наемничества, широко распространенная в это время в Западной Европе. Наемные войска швейцарцев служили в самых разных европейских государствах, не имеющих своих постоянных регулярных войск. Система наемничества начала развиваться с тех пор, как швейцарцы одержали победу над рыцарскими войсками Габсбургов и швейцарские воины получили репутацию лучших воинов Европы.

Реформация в Швейцарии имела несколько направлений, определивших новую духовно-политическую картину Западной Европы – картину протестантского мира. Как и в немецких землях, Реформация в Швейцарии проходила в условиях политической раздробленности и сначала охватила не все кантоны, а только их часть. Центром Реформации стал город Цюрих, один из крупных городских кантонов, претендующий на лидерство в конфедерации.

Основоположником швейцарской Реформации был Ульрих Цвингли (1484-1531). Он родился в зажиточной крестьянской семье. Окончил университет в Вене, а затем довольно долго занимался преподавательской деятельностью в Базеле, примыкая к кружку базельских гуманистов. Реформаторы и гуманисты на первых порах являлись единомышленниками. С базельским кружком были связаны гуманисты Англии (Томас Мор) и немецких земель (Ульрих фон Гуттен), глава европейских гуманистов – Эразм Роттердамский.

Затем в жизни Ульриха Цвингли наступает перелом, и он, как и Лютер, принимает духовный сан. В 1515 г. Цвингли в чине полкового священника участвует в битве при Мариньяно, в которой швейцарские наемники миланского герцога потерпели жестокое поражение от французских войск – в это время шли тяжелые франко-итальянские войны. Принимая участие в войнах, Цвингли имел возможность наблюдать наемное войско в действии, и эти наблюдения послужили обоснованием для протеста против наемничества, выраженного в его реформационном учении. Так же как и Лютер, Цвингли начинает борьбу против индульгенций и обосновывает тезис об оправдании верой, т.е. уходит глубже и в богословские проблемы. После выступления Лютера Цвингли становится горячим его приверженцем. Однако вскоре Лютер и Цвингли расходятся в трактовке догмата о пресуществлении. Если Лютер говорил о реальном присутствии Христа в таинстве Евхаристии, то Цвингли придавал этому таинству чисто символическое значение.

Цвинглианская церковь была намного демократичнее лютеранской. Она имела республиканское устройство. Проповедники и пастыри избирались общиной. Каждая община ведала церковными делами и подчинялась городскому магистрату. Учение Цвингли широко распространилось среди ремесленников Цюриха. В начале 1523 г. городской совет Цюриха поручил Цвингли провести в городе и кантоне церковную реформу. Из всех католических церквей Цюриха и прилегающих к нему кантонов Цвингли и его приверженцы убрали иконы, распятия, статуи святых. Фрески в церквях были замазаны, стены побелены, а вместо алтарей поставлены простые столы. Богатый, красивый католический храм превратился в обычный молельный дом, где вместо пышного богослужения с органной музыкой произносились пастырские проповеди.

В результате Реформ, которые провел Цвингли, отменялись многочисленные церковные праздники, закрывались монастыри, была проведена секуляризация церковно-монастырской собственности. Надзор за соблюдением реформированного вероисповедания осуществлял городской магистрат и специально созданный для этого суд. Таким образом, контроль религиозной жизни в Цюрихе и прилежащих к нему кантонах осуществляли не духовные, а преимущественно светские должностные лица.




Получившие власть цвинглианцы не ограничились религиозной реформой, они осуществили и некоторые социально-политические преобразования. Социально-экономические и политические взгляды Цвингли характеризовались определенным радикализмом. Он отрицал наемничество, выступал против крепостного права, защищал мелкую собственность крестьян и ремесленников, был сторонником республиканского строя и противником монархии.

Магистрат Цюриха состоял почти целиком из представителей бюргерства, в основном ремесленных гильдий. В городе и кантоне было запрещено ростовщичество, наемничество и получение иностранных пенсий.

Цвинглианская Реформация распространилась и на другие кантоны, такие как Берн, Базель, Сен-Галлен и др. Протестантские кантоны создали союз и распространили Реформацию по всей Швейцарии. Однако между Цюрихом и Берном в это время вспыхнула борьба за первенство в реформационном движении. В начавшейся войне с католическими лесными кантонами Цюрих потерпел поражение, а сам Цвингли погиб в сражении в 1531 г. После этих событий центр швейцарской Реформации переместился в Женеву.

Создателем наиболее последовательного, крайне радикального реформационного движения в Швейцарии был Жан Кальвин (1509-1564). Его учение послужило основой для создания протестантских учений многих стран (Англии, Южной Франции и др.), а также идеологии раннебуржуазных революций в Европе. Кальвин родился в г. Нуайоне на севере Франции в семье секретаря епископа. Он окончил юридический факультет Буржского университета. Получил также хорошую богословскую и филологическую подготовку. До 1534 г. Кальвин примыкал к гуманистам, был членом придворного гуманистического кружка сестры французского короля Франциска I Маргариты Наваррской. В начальном периоде французской Реформации Франциск I оказывал покровительство французским реформаторам, но под давлением Сорбонны был вынужден начать против них репрессии. Кальвин отходит от гуманистических позиций и переходит на позиции реформационные. По признанию самого Кальвина, этот переход произошел внезапно. Он не собирался становиться реформатором, и все же стал им под воздействием тяжелых внешних обстоятельств.

Согласно кальвинистскому учению, участь человека в земной жизни раз и навсегда предопределена со времени творения, и ничто ее изменить не может.

В отличие от Лютера, Кальвин считал Бога неумолимым и карающим. Бог Кальвина был страшен и грозен. Страх перед Ним должен был заставить верующего каяться, хотя спасение даруется не самим покаянием, а искупительной жертвой Христа.

В Женеве, в 1536 г., Кальвин практически установил теократию, причем в самой жесткой форме. Это вызвало недовольство влиятельной буржуазии, заставившей его покинуть Женеву. Тем не менее в 1541 г. те же круги, которые изгоняли Кальвина из Женевы, вынуждены были попросить его вернуться обратно. Это означало, что кальвинистская Реформация одержала там полную и окончательную победу. До конца своей жизни Кальвин пользовался самой неограниченной властью над городом и близлежащими кантонами, и над всей кальвинистской церковью, которая все шире распространялась и на самые удаленные кантоны Швейцарской конфедерации.

В начале XVI в. Швейцария представляла собой конфедеративное государство. В состав швейцарской конфедерации входили кантоны и союзные земли. Каждый кантон обладал автономией. Общие дела конфедерации решались на союзных собраниях. Военные силы страны составлялись из отдельных ополчений разных кантонов. Кантоны Швейцарской конфедерации делились на лесные и городские.

Лесные кантоны были отсталыми в экономическом и политическом отношении, и в XVI в. они сохраняли патриархальные пережитки.

В городских кантонах власть находилась в руках патрицианских фамилий, которые владели землями и торгово-ремесленными предприятиями.

Общая внешняя опасность всегда была одной из причин образования государства или стремления его сохранить. Бедствием для Швейцарии и ее населения являлась система наемничества, широко распространенная в это время в Западной Европе. Наемные войска швейцарцев служили в самых разных европейских государствах, не имеющих своих постоянных регулярных войск. Система наемничества начала развиваться с тех пор, как швейцарцы одержали победу над рыцарскими войсками Габсбургов и швейцарские воины получили репутацию лучших воинов Европы.

Реформация в Швейцарии имела несколько направлений, определивших новую духовно-политическую картину Западной Европы – картину протестантского мира. Как и в немецких землях, Реформация в Швейцарии проходила в условиях политической раздробленности и сначала охватила не все кантоны, а только их часть. Центром Реформации стал город Цюрих, один из крупных городских кантонов, претендующий на лидерство в конфедерации.

Основоположником швейцарской Реформации был Ульрих Цвингли (1484-1531). Он родился в зажиточной крестьянской семье. Окончил университет в Вене, а затем довольно долго занимался преподавательской деятельностью в Базеле, примыкая к кружку базельских гуманистов. Реформаторы и гуманисты на первых порах являлись единомышленниками. С базельским кружком были связаны гуманисты Англии (Томас Мор) и немецких земель (Ульрих фон Гуттен), глава европейских гуманистов – Эразм Роттердамский.

Затем в жизни Ульриха Цвингли наступает перелом, и он, как и Лютер, принимает духовный сан. В 1515 г. Цвингли в чине полкового священника участвует в битве при Мариньяно, в которой швейцарские наемники миланского герцога потерпели жестокое поражение от французских войск – в это время шли тяжелые франко-итальянские войны. Принимая участие в войнах, Цвингли имел возможность наблюдать наемное войско в действии, и эти наблюдения послужили обоснованием для протеста против наемничества, выраженного в его реформационном учении. Так же как и Лютер, Цвингли начинает борьбу против индульгенций и обосновывает тезис об оправдании верой, т.е. уходит глубже и в богословские проблемы. После выступления Лютера Цвингли становится горячим его приверженцем. Однако вскоре Лютер и Цвингли расходятся в трактовке догмата о пресуществлении. Если Лютер говорил о реальном присутствии Христа в таинстве Евхаристии, то Цвингли придавал этому таинству чисто символическое значение.

Цвинглианская церковь была намного демократичнее лютеранской. Она имела республиканское устройство. Проповедники и пастыри избирались общиной. Каждая община ведала церковными делами и подчинялась городскому магистрату. Учение Цвингли широко распространилось среди ремесленников Цюриха. В начале 1523 г. городской совет Цюриха поручил Цвингли провести в городе и кантоне церковную реформу. Из всех католических церквей Цюриха и прилегающих к нему кантонов Цвингли и его приверженцы убрали иконы, распятия, статуи святых. Фрески в церквях были замазаны, стены побелены, а вместо алтарей поставлены простые столы. Богатый, красивый католический храм превратился в обычный молельный дом, где вместо пышного богослужения с органной музыкой произносились пастырские проповеди.

В результате Реформ, которые провел Цвингли, отменялись многочисленные церковные праздники, закрывались монастыри, была проведена секуляризация церковно-монастырской собственности. Надзор за соблюдением реформированного вероисповедания осуществлял городской магистрат и специально созданный для этого суд. Таким образом, контроль религиозной жизни в Цюрихе и прилежащих к нему кантонах осуществляли не духовные, а преимущественно светские должностные лица.

Получившие власть цвинглианцы не ограничились религиозной реформой, они осуществили и некоторые социально-политические преобразования. Социально-экономические и политические взгляды Цвингли характеризовались определенным радикализмом. Он отрицал наемничество, выступал против крепостного права, защищал мелкую собственность крестьян и ремесленников, был сторонником республиканского строя и противником монархии.

Магистрат Цюриха состоял почти целиком из представителей бюргерства, в основном ремесленных гильдий. В городе и кантоне было запрещено ростовщичество, наемничество и получение иностранных пенсий.

Цвинглианская Реформация распространилась и на другие кантоны, такие как Берн, Базель, Сен-Галлен и др. Протестантские кантоны создали союз и распространили Реформацию по всей Швейцарии. Однако между Цюрихом и Берном в это время вспыхнула борьба за первенство в реформационном движении. В начавшейся войне с католическими лесными кантонами Цюрих потерпел поражение, а сам Цвингли погиб в сражении в 1531 г. После этих событий центр швейцарской Реформации переместился в Женеву.

Создателем наиболее последовательного, крайне радикального реформационного движения в Швейцарии был Жан Кальвин (1509-1564). Его учение послужило основой для создания протестантских учений многих стран (Англии, Южной Франции и др.), а также идеологии раннебуржуазных революций в Европе. Кальвин родился в г. Нуайоне на севере Франции в семье секретаря епископа. Он окончил юридический факультет Буржского университета. Получил также хорошую богословскую и филологическую подготовку. До 1534 г. Кальвин примыкал к гуманистам, был членом придворного гуманистического кружка сестры французского короля Франциска I Маргариты Наваррской. В начальном периоде французской Реформации Франциск I оказывал покровительство французским реформаторам, но под давлением Сорбонны был вынужден начать против них репрессии. Кальвин отходит от гуманистических позиций и переходит на позиции реформационные. По признанию самого Кальвина, этот переход произошел внезапно. Он не собирался становиться реформатором, и все же стал им под воздействием тяжелых внешних обстоятельств.

Согласно кальвинистскому учению, участь человека в земной жизни раз и навсегда предопределена со времени творения, и ничто ее изменить не может.

В отличие от Лютера, Кальвин считал Бога неумолимым и карающим. Бог Кальвина был страшен и грозен. Страх перед Ним должен был заставить верующего каяться, хотя спасение даруется не самим покаянием, а искупительной жертвой Христа.

В Женеве, в 1536 г., Кальвин практически установил теократию, причем в самой жесткой форме. Это вызвало недовольство влиятельной буржуазии, заставившей его покинуть Женеву. Тем не менее в 1541 г. те же круги, которые изгоняли Кальвина из Женевы, вынуждены были попросить его вернуться обратно. Это означало, что кальвинистская Реформация одержала там полную и окончательную победу. До конца своей жизни Кальвин пользовался самой неограниченной властью над городом и близлежащими кантонами, и над всей кальвинистской церковью, которая все шире распространялась и на самые удаленные кантоны Швейцарской конфедерации.


XVI век стал в Европе эпохой Реформации. Она началась в 1517 году, и одним из её направлений стал кальвинизм, то есть учение Кальвина, французского теолога, закончившего свой жизненный путь в швейцарском городе Женева в 1564 году. В современном мире это направление протестантизма существует в виде пресвитерианства, реформаторства и конгрегационализма.

Возникновение и распространение

Религиозную реформацию в Европе в 1517 году начал Мартин Лютер. В Швейцарии её проводником стал богослов Ульрих Цвингли. В 1529 году его последователи откололись от немецких протестантов.

Жан Кальвин

Рис. 1. Жан Кальвин.

Цвингли погиб в 1531 году, и его дело продолжил переехавший в Швейцарию француз Жан Кальвин. Его взгляды формировались во время обучения в Париже и Орлеане. В 1532 году он проявил интерес к реформе католической церкви. Тем не менее, ещё несколько лет Жан оставался католиком и не выступал против папства.

В Женеве Реформация началась с мая 1536 года, за несколько недель до прибытия Жана Кальвина. Вскоре он получил назначение на должность пастора женевской церкви. После трехлетнего изгнания в Страсбург, Жан вернулся в город в 1541 году, где и работал до самой смерти в 1564 году. Богослов жил скромно, после него осталась библиотека и 250 золотых крон.

Помимо Швейцарии, кальвинизм получил распространение во Франции. Местных кальвинистов называли гугенотами, их численность достигла 2 млн человек к 1560 году, что составляло 10 % населения королевства. В 1685 году власти отменили эдикт о веротерпимости, и французские протестанты вынуждены были эмигрировать. В Речи Посполитой кальвинисты проиграли католикам в ходе контрреформации в конце XVI века. Также к кальвинистам относится Венгерская реформаторская церковь и пресвитериане в Англии и Шотландии.

Кальвинизм

Рис. 2. Кальвинизм.

Основные положения

  • Толкование Библии только на её основе, других мест священного Писания.
  • Признание богодухновенности Библии, а следовательно, решение о погрешимости идей церковных соборов.
  • Отсутствие монастырей и монашества.
  • Ликвидация в церквях обрядности. В них не должно быть икон, духовной музыки и свечей.
  • Духовенство не должно помогать людям в спасении.
  • Доктрина о предопределении.
  • В церкви признаются только два обряда: причастие и крещение.

Устройство кальвинистской церкви отличается развитым самоуправлением. Она не подчинялась светским властям. Община кальвинистов также контролировала своих руководителей — проповедников и пасторов. Они избирались из числа грамотных прихожан и имели право вмешательства в частную жизнь членов общины.

Учение Жана Кальвина способствовало развитию капитализма в Новое время, а также формированию некоторых современных протестантских церквей, к таковым относятся: баптисты, пуритане, пятидесятники, методисты, евангельские христиане и даже мормоны, которых можно классифицировать как парахристианское учение.

Кальвинисты на карте Европы

Рис. 3. Кальвинисты на карте Европы.

Что мы узнали?

Кратко учение Жана Кальвина проходят в школьном курсе истории 7 класса. Для понимания истории Реформации в Европе XVI следует знать, в чём суть этого направления, а также каковы основные идеи его создателя. Основными идеями можно считать: доктрину о предопределении, упрощение церкви и толкование Библии только на её основе.

С учением Жана Кальвина школьники знакомятся в 7 классе на уроках истории. Французский правовед и богослов Жан Кальвин (1509 - 1564 гг.) окончил университеты в Париже и Орлеане.

Жан Кальвин

Помимо реформистской деятельности, в биографии Жана Кальвина присутствует научная и преподавательская деятельность, посредством которой он распространял свои главные идеи.

Основные идеи Жана Кальвина

Основой взглядов Кальвина является учение об абсолютном (Божественном) предопределении, по которому судьба каждого человека предопределена Богом.

Идеи Жана Кальвина

Кальвинизм прижился во многих странах Западной Европы (Швейцария, Франция, Нидерланды), потому что провозглашал главными ценностями христианства: неустанный труд, осторожность в делах, сведение к минимуму расходов.

Если следовать положениям теории кальвинизма, то каждый верующий служит своим трудом Богу, и своими стараниями он должен раскрыть в полной мере предначертания Бога.

В своих религиозных идеях Кальвин убрал из церкви всё, что не определено Библией. Он призывал соблюдать морально-этические принципы мирского аскетизма, что требовало от человека посвящать свою земную жизнь труду.

Реформы Жана Кальвина

Подвергшись гонениям во Франции за свои религиозные взгляды, Кальвин в 1533 г. обосновался в Швейцарии. Среди Альпийских гор, в городах Базель и Женева, он преподавал, писал книги и распространял свои идеи.

Основные идеи Кальвина

Хотя в Женеве богослов занимал пост советника правительства, он имел огромное влияние на жизнь города. Городской совет разрешил ему провести Реформацию в духе его взглядов, и принимал по его настоянию законы, делающие из Женевы обитель протестантизма.

Так сложилось новое вероучение кальвинизм, и была создана Кальвинистская церковь. Религиозное обновление Женевы возложило на проповедников обязанность строго следить за нравственностью горожан:

горожане обязаны были посещать проповеди только в той церкви, к приходу которой они были прикреплены;

все религиозные обряды были сокращены до минимума – разрешалось только крещение и причащение;

праздником признавалось только воскресенье.

Жан Кальвин (1509-1564)

Реформатор поспособствовал установлению правил, по которым регулировались прически, цвет и покрой платьев женщин. Если говорить кратко, то запрещались веселье и громкий смех, танцы и песни, яркие одежды.

За любой проступок, независимо от классовой принадлежности, горожане отправлялись в тюрьму и подвергались лишениям.

Проповедь Кальвина

Деспотизм Кальвина породил волну сопротивления. Самыми смелыми его противниками стали ученые, которые вступали с ним в дискуссии по вопросам его учения. С этого периода начинается период догматизма, нетерпимости и жестокости Кальвина в отношении непримиримых оппонентов.

Будучи человеком с блестящим образованием, Кальвин за пять лет до своей смерти создал в Женеве университет. В нем начали обучать богословов-проповедников протестантского направления, которые служили во всех европейских странах.


Интересные факты из жизни известного реформатора

Жан Кальвин

Несколько любопытных фактов о Кальвине:

Жан Кальвин прожил 55 лет, был высокообразованным человеком;

в возрасте 18 лет он вел проповеди в своем приходе;

он был женат на вдове с двумя детьми, а его единственный сын родился недоношенным и вскоре умер;

в период внедрения реформистских взглядов, в Женеве приговорили к смертной казни 58 жителей, 76 человек изгнали из города;

образованные Кальвином учебные заведения впоследствии стали колледжем (Collegt Calvin) и Женевским университетом.

Читайте также: