Возможности социализации для лиц с аутизмом кратко

Обновлено: 05.07.2024

Социализация детей с расстройствами аутистического спектра — это многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни. Социализация включаете себя основные нормы человеческих отношений, социальных норм поведения, видов деятельности, форм общения. Процесс социализации в значительной степени зависит от общества, которое образует социальную среду. Основными источниками социализации являются семья, образовательные учреждения, формальные и неформальные общественные объединения, различные социальные институты. Учитывая разнообразие аутистических расстройств у детей и их проявлений, необходим комплексный подход к процессу социализации детей с аутизмом.

ВложениеРазмер
sotsializatsiya_detey_s_autizmom1.docx 19.49 КБ
sotsializatsiya_detey_s_autizmom1.docx 19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Авторы статьи: Бобейко Татьяна Николаевна

Иващенко Людмила Валерьевна

Пояркова Надежда Евгеньевна

Социализация детей с расстройствами аутистического спектра.

Социализация детей с расстройствами аутистического спектра — это многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни. Социализация включаете себя основные нормы человеческих отношений, социальных норм поведения, видов деятельности, форм общения. Процесс социализации в значительной степени зависит от общества, которое образует социальную среду. Основными источниками социализации являются семья, образовательные учреждения, формальные и неформальные общественные объединения, различные социальные институты.

Учитывая разнообразие аутистических расстройств у детей и их проявлений, необходим комплексный подход к процессу социализации детей с аутизмом.

С чего начать социализацию ребенка с аутизмом?

Постепенно увеличивайте продолжительность нахождения ребенка в группе по мере роста терпимости ребенка к подобным условиям. Желательно принести в группу все любимые поощрения ребенка, по крайней мере, в первое время, чтобы установить сочетание между поощрениями и группой.

Роль помощника часто повышает самооценку типично развивающегося ребенка, который гордится тем, что помогает другим. Кроме того, это помогает ему понять, что все люди очень разные и особенные.

Чем больше людей вокруг будут понимать поведение ребенка, тем легче будет предотвратить возможные проблемы. Кроме того, мы наблюдали, как между детьми возникает настоящая и продолжительная дружба, которая предоставляет детям с аутизмом новые социальные возможности для развития, например, посещение вечеринок в честь дня рождения и совместные вылазки в выходные.

Для детей, у которых пока очень низкий уровень навыков, или тех, кому сложно переносить присутствие других детей, социализация должна быть крайне медленным и осторожным процессом. Хотя мы мечтаем о том, чтобы в будущем все дети смогли учиться вместе, мы должны быть уверены, что ребенок с аутизмом попадет в ту среду, которую он может переносить и в которой он в состоянии учиться.

Иногда это очень непросто, но это то, что стоит любых усилий!

  1. Детский аутизм: хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицына. СПб., 2001.

2. Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р. и др. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М., 1985.

3. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 1997.

9. Карвасарская И. Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми – Москва.


8 (495) 120-07-03

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

Социализация детей с аутизмом — это многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни. Социализация включаете себя основные нормы человеческих отношений, социальных норм поведения, видов деятельности, форм общения. Процесс социализации в значительной степени зависит от общества, которое образует социальную среду. Основными источниками социализации являются семья, образовательные учреждения, формальные и неформальные общественные объединения, различные социальные институты.

Учитывая разнообразие аутистических расстройств у детей и их проявлений, необходим комплексный подход к процессу социализации и, социальной адаптации детей с аутизмом. Исключительную важность приобретает обоснование новых подходов и создание оптимальных условий для успешного развития ребенка, его воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество.

На протяжении многих десятилетий в нашей стране детям с нарушениями в психическом и физическом развитии предлагалось пребывание в специализированных учреждениях. Такой подход в настоящее время подвергается серьезной критике мирового сообщества. В мировой практике социальным показателем качества жизни лиц с ограниченными психическими и физическими возможностями является комплекс факторов, не зависящих от психофизических особенностей ребенка. К таким факторам относятся:

• здоровье (знание правил здорового образа жизни и их реализация);

• образование и профессиональное обучение (практическая готовность к бытовому и производственному труду);

• коммуникабельность, умение поддерживать отношения с окружающими и близкими людьми (умение поддерживать родственные отношения и самостоятельность контактов);

• социальная безопасность (знание и выполнение норм безопасности в общественных местах, в собственном жилище, в экстремальных ситуациях);

• непосредственное участие в общественной жизни, определение своего места в сообществе (осознание собственной социальной роли и готовность ее выполнять во взаимодействии с разными группами людей);

• нравственные устои, социальная значимость (понимание собственных ощущений, чувств, эмоций других людей, умение контролировать свои эмоции и адекватно выражать их вербальными и невербальными способами).

Создание в социуме условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка с проблемами в развитии является важной социальной задачей нашего общества.

Социализация детей с аутизмом зависит также от особенностей семейного воспитания ребенка, отношения родителей к проблемам ребенка.

Социализация детей с аутизмом в условиях семейного воспитания — это сложная задача, успешное решение которой определяет перспективу дальнейшего психического развития ребенка и психотерапевтическую атмосферу в семье.

Как уже было показано, рождение больного ребенка является своеобразным стрессом для семьи, а воспитание и уход за ребенком-инвалидом заставляют родителей находиться в состоянии хронического стресса, длящегося годами и десятилетиями. Стрессовые состояния родителей обусловлены не только тяжестью психического дефекта у ребенка, но и определенными стереотипами, имеющими место в нашем обществе относительно лиц с ограниченными психическими и физическими возможностями, возникающими материальными трудностями и пр. (см. гл. 10). Нередко такие семьи оказываются изолированными от окружающих в связи с неадекватным поведением ребенка. Соответственно, родители могут испытывать депрессию не только в связи с болезнью ребенка, но и ввиду оторванности от общих привычных видов профессиональной активности. В специальных исследованиях, направленных на изучение семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом, подчеркиваются нарушения взаимодействия внутри таких семей, наличие искаженных, деструктивных стилей семейного воспитания больного ребенка, стрессовое состояние у родителей, особенно у матерей [Howlin, 1989; Wolf, 1989].

На сегодняшний день практически неразработанной остается проблема социальной адаптации детей с аутизмом в семье в различные возрастные периоды. Это обусловлено, с одной стороны, трудностями психологической оценки эмоционального состояния ребенка с аутизмом, особенно в преддошкольный и дошкольный периоды, с другой стороны — отсутствием объективных психологических критериев его адаптационных возможностей.

Психологическая поддержка семей, имеющих детей с аутизмом, должна начинаться с момента обращения родителей к специалисту. Перед специалистом (врачом, психологом, логопедом или социальным работником) стоит задача обучения родителей уходу за ребенком с аутизмом и общению с ним.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Современные представления возможности социализации для лиц с аутизмом

Выполнила: А.Н. Подлесная

2. Особенности процессов социализации детей с РАС……………………..……6

3. Условия позитивной социализации детей с РАС………………………….…. 8

5. Список используемой литературы……………………………………………..11

Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития мозга и характеризующееся отклонениями в социальном взаимодействии и общении, а также ограниченным, повторяющимся поведением. Все указанные признаки появляются в возрасте до 3 лет. Родственные состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.

Причины аутизма во многом связаны с генами, однако генетика заболевания сложна и в настоящий момент не ясно, что больше влияет на возникновение расстройств аутистического спектра – взаимодействие множества генов либо редко возникающие мутации. В редких случаях обнаруживается устойчивая ассоциация болезни с воздействием веществ, вызывающих врожденные дефекты. Другие предполагаемые причины спорны, в частности, не получено каких-либо научных доказательств гипотезы, связывающей аутизм с вакцинированием детей. [8]

Необходимо отметить, что детей, больных аутизмом, значительно меньше, чем с болезнью Дауна: от 4 до 26 на 10000 детей в разных странах. Во внешнем проявлении эта болезнь в некотором роде является противоположностью болезни Дауна. Ребенок с аутизмом не только не стремиться к общению с другими детьми, но тщательно избегает его, как, впрочем, избегает и общения со взрослыми, даже самыми близкими. Ребенок погружается в мир собственных переживаний, уходит от действительности, теряет внешнюю выразительность в проявлении чувств и эмоций. Появляется четко выраженное стремление избавиться от всяких внешних воздействий, в том числе и от положительных. Такое поведение резко отличает этих больных от других с органическими поражениями мозга и умственной отсталостью. Недаром многие врачи твердо убеждены в том, что, несмотря на многочисленные научные споры по терминологии, аутизм – это вариант детской шизофрении.

Если не принять своевременных мер по реабилитации, то около 75 % детей, страдающих аутизмом, переходят в разряд умственно отсталых, причем у 50 % коэффициент IQ не достигает уровня 50, т. е. у них развивается глубокая инвалидность. Поэтому проблеме лечения аутизма во всем мире придается особое значение. Как правило, основной упор делается на поведенческие методики, которые применяются с первых проявлений патологических симптомов в поведении и нарушений речи. Однако и применению психофармакологических средств уделяется должное внимание. [8]

Дети с расстройствами аутистического спектра сталкиваются с серьезными сложностями в сфере социального взаимодействия и коммуникации. Особенности паттернов коммуникации отличают детей с аутизмом и от нейротипичных сверстников, и от детей, имеющих другие виды ментальных нарушений (детей с синдромом Дауна, детей с ЗПР и т.д.). Многие исследователи отмечают барьеры в овладении ребенком с РАС социальными навыками, которые заключаются в отличительных чертах поведения, характерных для расстройств аутистического спектра, а именно в неумении выражать собственные эмоции, а также определять эмоциональные состояния собеседника, уходе в себя; дискомфорте и страхе перед зрительным и телесным контактом с другими людьми, в сопротивлении изменениям в окружающей обстановке (Е.Р. Баенская, В.Е. Каган, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, М.М. Либлинг, О.С. Никольская и др.).

Второе направление, не менее актуальное, но в меньшей степени осмысленное в современной науке, изучает факторы воспроизводства субъектом социализации совокупности социальных норм и правил. В этом направлении обсуждаются вопросы, связанные с пониманием того, как это происходит у людей с разными возможностями и характеристиками. Именно в рамках изучения обратной стороны социализации, которая предполагает уже активный отклик субъекта на усвоенные модели социального поведения, возникает большое количество дискуссионных вопросов: о соотношении биологических и социальных факторов, о предпосылках социализации с точки зрения филогенеза и онтогенеза, о возможностях и особенностях людей с ОВЗ в трансляции и воспроизводстве социально-коммуникативного опыта.

При этом различные ученые подчеркивают, что социально-коммуникативные умения, качество социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья являются основой его адаптации в этом мире, качества жизни в будущем [3; 4; 5; 6;].

Есть множество подходов, предлагающих свое видение этапов социализации и развития социальных навыков в процессе онтогенеза, но, к сожалению, такие периодизации освещают основные вехи развития в основном нейротипичных детей, в то время как специфика социального развития детей с РАС изучена не так подробно.

В большинстве публикаций, посвященных детям с аутизмом, авторы лишь обозначают проблему социализации детей данной категории, не всегда выделяя механизмы и конкретные методические приемы сопровождения этого процесса. В литературе встречаются статьи по формированию социальных умений детей с аутизмом, однако их количество, к сожалению, ограничено. С различным успехом в регионах Российской Федерации внедряются некоторые модели и отдельные практики сопровождения социализации детей с РАС [7].

Особенности процессов социализации детей с РАС

Между тем, социализация ребенка с РАС качественно отличается от схожих процессов, происходящих в развитии детей без нарушений в развитии. Например, было выявлено, что для нейротипичных детей характерна следующая закономерность: чем больше количество социальных интеракций, ситуаций взаимодействия с другими людьми, тем меньше они чувствуют свое одиночество. Среди детей с аутизмом такой закономерности не прослеживается. Даже при наличии большого количества контактов дети с РАС отмечают свою изолированность и одиночество, что свидетельствует о необходимости не столько количественного подхода, увеличивающего интенсивность социального взаимодействия этой группы детей, сколько качественного изменения этих контактов для социального развития ребенка с РАС, необходимости создания особых условий для этого процесса [1].

В рамках различных теорий социализации выявлены основные агенты и механизмы этого процесса. Остается с сожалением констатировать, что наиболее мощные механизмы социализации: традиционный, институциональный, межличностный, рефлексивный, стилизованный в отношении детей с РАС также редко являются предметами рассмотрения в научной и научно-методической литературе. А ведь каждый из вышеперечисленных механизмов социализации имеет серьезные ресурсы для развития социально-коммуникативного потенциала ребенка с РАС.

Позитивная же социализация является базой для успешного развития ребенка, в том числе и для ребенка, который имеет особые потребности. Потенциал особого ребенка может быть максимально раскрыт только в благоприятных условиях, при помощи механизмов позитивной социализации, — а именно прочной и безопасной привязанности между ребенком и агентами социализации (педагогами, родителями), которая выступает надежной базой для гармоничного развития и своевременного освоения различных навыков, в том числе социальных. Позитивная социализация — тип социального развития, основанного на приятных, интересных и ненасильственных способах развития ребенка. Позитивная социализация позволяет воспитывать любовь и доверие к людям, которые наполняют процессы обучения и развития ребенка позитивным взаимодействием, принятием и полезными навыками. [8]

Позитивная социализация в сочетании с ценной информацией о бытовых и социальных навыках, необходимых для того, чтобы хорошо жить, может быть мощным инструментом для содействия развитию человеческого потенциала, в том числе потенциала ребенка с аутизмом [5].

Условия позитивной социализации детей с РАС

При организации уроков, занятий важно также помнить, что тормозимость, неуверенность ребенка делают для него крайне трудной ситуацию самостоятельного выбора или принятия решения. Необходимость ответить на простой вопрос (что ты хочешь? что будешь делать?) заставляет его испытывать дискомфорт, часто он говорит что-то наугад, чтобы просто выйти из неприятной напряженной ситуации. Поэтому вопрос самостоятельного выбора при начале обучения учитель или воспитатель должен решать за ребенка сам и постепенно, учитывая особенности ребенка и его интересы, ставить вопрос выбора таким образом, чтобы ребенок выбирал из того, что ему знакомо или нравится.

К базовым условиям позитивной социализации личности ребенка с РАС, на наш взгляд, можно отнести следующие:

* укрепление психического здоровья;

* обеспечение эмоционально комфортной среды развития ребенка;

* создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребенка, в частности для формирования базовых социальных навыков;

* обеспечение тесного взаимодействия ребенка, психологов, педагогов, родителей, социальных партнеров;

* организация мониторинга в динамике совокупных показателей социальной компетентности и развития ребенка.

Расстройства аутистического спектра представляют собой крайне неоднородную группу, что затрудняет создание единой комплексной модели сопровождения (К.С. Лебединская, С.А. Морозов, О.С. Никольская). Каждый ребенок с расстройством аутистического спектра имеет свои проблемы, свои возможности и сложности в развитии и требует определенного подхода, специфических методик и технологий сопровождения.

По мнению В.Л. Акатова, при создании моделей и программ социализации для групп детей, соответствующих категориям ограничений возможностей здоровья, следует решать особые задачи:

* сохранение достоинства и уважения в процессе включения ребенка в продуктивную деятельность;

* обеспечение толерантности как способа решения важных задач социальной помощи и социального обслуживания;

* гуманизацию межличностных отношений как фасилитационную основу создания проектно-ориентированных продуктов социализации конкретного ребенка специальной группы;

* выявление особых дарований, талантов среди детей; взаимодействие с родителями или опекунами особенных детей;

* готовность специалистов способствовать преодолению возникающих повседневных трудностей [2].

Все эти закономерности необходимо рассматривать при создании программ сопровождения социализации и технологий развития социальных навыков детей с РАС. Таким образом, процесс позитивной социализации детей с ОВЗ, и в частности, детей с РАС, требует комплексного подхода — взаимодействия сопровождающих и сопровождаемого, направленного на решение жизненных проблем ребенка, на его социальное развитие и повышение уровня адаптивности.

Список используемой литературы

1. Айсина Р.М. Подростковый возраст как период повышенной уязвимости при аутизме: факторы риска и стратегии профилактики дезадаптивных расстройств /[Текст]/ Р.М. Айсина / Медицина: актуальные вопросы и тенденции развития: Материалы VI междунар. научно-практич. конференции. 28 октября 2015 г.: Сб. научн. трудов. Краснодар, 2015. С. 82—87.

2. Акатов Л.И. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности /[Текст]/ Л.И. Акатов. М.: Просвещение, 2002.

3. Волосовец Т.В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом /[Текст]/ Т.В. Волосовец, А.В. Хаустов // Логопедия. 2005. № 1. С. 70—75.

4. Дмитриева Е.Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития /[Текст]/ Е.Е. Дмитриева / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004. № 6. С. 11—17.

5. Нестерова А.А. Сопровождение позитивной социализации детей с расстройствами аутистического спектра: практическое руководство для педагогов: /[Текст]/ Учебное пособие / А.А. Нестерова, Р.М. Айсина, Т.Ф. Суслова. М.: РИТМ, 2016.

6. Психолого-педагогическое сопровождение социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования /[Текст]/ Ефремова Г.И., Ковалева М.А., Нестерова А.А., Серегина А.А., Некрасова М.В., Янцен К.А. Монография. М.: РГСУ, 2010.

Возможности развития, образования и социализации детей с аутизмом.

Первый слайд презентации: Возможности развития, образования и социализации детей с аутизмом

Подготовил : Тузов Павел Алексеевич, ПК-301

Возможности развития, образования и социализации детей с аутизмом.

Слайд 2: Что такое аутизм?

Что такое аутизм?

Слайд 3: Как воспринимает окружающий мир ребенок аутист ?

Как воспринимает окружающий мир ребенок аутист ?

Слайд 4: Возможности развития, образования и социализации

Уже по достижению ребенком годовалого возраста родители могут отмечать первые проявления аутизма. Легкой формой заболевания считается нарушение контакта глаза в глаза, то есть, когда малыш не смотрит на взрослого при обращении к нему и не реагирует на речь. Кроме этого, такой ребенок может совершенно не улыбаться при любой попытке родителя его насмешить или, наоборот, смеяться тогда, когда для этого нет никаких оснований. Дети с аутизмом чаще всего в общении используют жесты и то, только с той целью, чтоб обозначить свои нужды и получить желаемое. Ребенок с подобной проблемой не способен находить контакт с одногодками, другие дети его просто не интересуют. Малыш аутист всегда находится в стороне от других детей и предпочитает играть самостоятельно, а любые попытки присоединиться к его играм заканчиваются истериками и капризами. Еще одним отличием ребенка- аутиста от обычного здорового малыша возрастом 2-3 года является то, что они не играют в ролевые игры и не способны придумывать сюжет игры. Игрушки не воспринимаются, как целостные предметы, например аутиста может интересовать только колесо от машинки, и он будет часами его крутить, вместо того, чтоб катать машину. Ребенок с аутизмом не отвечает на эмоциональное общение родителей, но если мама пропадает из виду, такой малыш начинает проявлять беспокойство.

Возможности развития, образования и социализации.

Слайд 5: Возможности развития, образования и социализации:

По данным Института коррекционной педагогики РАО, при своевременной правильной коррекционной работе: 60 % аутичных детей получают возможность учиться по программе массовой школы; 30 % - по программе специальной школы; 10 % адаптируются в условиях семьи. Когда коррекция не проводится: 75 % вообще социально не адаптируются; 22-23 % адаптируются относительно (нуждаются в постоянной опеке); 2-3 % достигают уровня социальной адаптации; Известны случаи, когда аутисты профессионально и успешно занимались искусством, наукой, становились людьми обычных профессий: садовниками, дворниками, почтальонами, сапожниками.

Возможности развития, образования и социализации:

Слайд 6: Возможности развития, образования и социализации:

Возможности социализации лиц с аутизмом определяются многими факторами, основными из которых являются: тяжесть, глубина аутистических расстройств; ранняя диагностика; возможно более раннее начало специализированной коррекции, её комплексный медико-психолого-педагогический характер; адекватный и гибкий подход к выбору методов коррекции, её последовательность, продолжительность, достаточный объём; единство усилий специалиста и семьи.

Возможности развития, образования и социализации:

Слайд 7: В коррекционной работе необходим нестандартный подход к таким детям:

Учет их особого темпа работы и трудности в организации внимания; Устройство школьной жизни с тщательно продуманным функциональным пространством класса, рабочего места; Устойчивый порядок занятий.

В коррекционной работе необходим нестандартный подход к таким детям:

Слайд 8: Нарушение социального взаимодействия

Уже по достижению ребенком годовалого возраста родители могут отмечать первые проявления аутизма. Легкой формой заболевания считается нарушение контакта глаза в глаза, то есть, когда малыш не смотрит на взрослого при обращении к нему и не реагирует на речь. Кроме этого, такой ребенок может совершенно не улыбаться при любой попытке родителя его насмешить или, наоборот, смеяться тогда, когда для этого нет никаких оснований. Дети с аутизмом чаще всего в общении используют жесты и то, только с той целью, чтоб обозначить свои нужды и получить желаемое. Ребенок с подобной проблемой не способен находить контакт с одногодками, другие дети его просто не интересуют. Малыш аутист всегда находится в стороне от других детей и предпочитает играть самостоятельно, а любые попытки присоединиться к его играм заканчиваются истериками и капризами. Еще одним отличием ребенка- аутиста от обычного здорового малыша возрастом 2-3 года является то, что они не играют в ролевые игры и не способны придумывать сюжет игры. Игрушки не воспринимаются, как целостные предметы, например аутиста может интересовать только колесо от машинки, и он будет часами его крутить, вместо того, чтоб катать машину. Ребенок с аутизмом не отвечает на эмоциональное общение родителей, но если мама пропадает из виду, такой малыш начинает проявлять беспокойство.

Слайд 9: Образовательные потребности, связанные с особой организацией образовательного процесса

а) Потребность в компетентности специалистов Для обучения ребенка с РАС педагогическим работникам и специалистам необходима специальная подготовка, включающая: — знания об особенностях развития и особых образовательных потребностях обучающихся с РАС; — умение использовать эти знания для организации и осуществления образовательного процесса с обучающимися с РАС, для создания специальных образовательных условий для этих детей̆; — умение адаптировать общеобразовательные программы в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с РАС ; — знание эффективных обучающих и коррекционных технологий, использующихся в мировой практике при работе с детьми с РАС; — умение использовать эти технологии в процессе обучения детей с РАС.

Слайд 10: Образовательные потребности, связанные с особой организацией образовательного процесса

Образовательные потребности, связанные с особой организацией образовательного процесса

Слайд 11: Образовательные потребности, связанные с особой организацией образовательного процесса

в) Потребности в адаптации образовательной̆ среды предполагают необходимость: — создания визуально структурированной среды Эта потребность связана с трудностями переработки у детей с РАС сенсорной информации, которые приводят к непониманию ребенком окружающих явлений, к трудностям усвоения последовательности повседневных событий, и в итоге, к поведенческим нарушениям. — создание четко организованного и упорядоченного пространства, визуальной временной̆ структуры занятий и всего пребывания ребенка в школе, обеспечивающих предсказуемость событий; — создания мотивирующей̆ комфортной̆ среды Часто дети с РАС не мотивированы на обучение в школе и/или испытывают значительную сенсорную перегрузку, находясь в классе, что обычно приводит к выраженным поведенческим нарушениям.

Образовательные потребности, связанные с особой организацией образовательного процесса

Слайд 12: Образовательные потребности, связанные с особой организацией образовательного процесса

Создание мотивирующей̆ среды включает: — эмоциональный̆ контакт с педагогом; — толерантное, доброжелательное отношение со стороны всех участников образовательного процесса, обеспечивающее эмоциональный̆ комфорт ребенку с РАС; — предупреждение и избегание ситуаций, вызывающих сенсорную перегрузку ребенка; — использование в процессе обучения дидактических и учебных материалов, видов деятельности, к которым ребенок с РАС испытывает интерес; — дополнительное поощрение и подкрепление.

Образовательные потребности, связанные с особой организацией образовательного процесса

Слайд 13: Образовательные потребности, связанные с особой организацией образовательного процесса

г) Потребность в предварительнои ̆ подготовке к фронтальному обучению В связи с несформированностью у детей̆ с РАС адаптивных форм социального по- ведения, взаимодействия и коммуникации, с наличием когнитивных и эмоциональных нарушений, они нуждаются в систематической̆ подготовке к фронтальному обучению. Подготовка к фронтальному обучению включает поэтапную работу по формированию у ребенка с РАС стереотипа учебного поведения, навыков социального взаимодействия и начальных учебных навыков на индивидуальных занятиях, затем — на занятиях в мини-группе, подгруппе и группе.

Образовательные потребности, связанные с особой организацией образовательного процесса

Слайд 14: Образовательные потребности, связанные с особой организацией образовательного процесса

д ) Потребности в адаптационном периоде на начальном этапе школьного обучения Детей с РАС характеризуют выраженные трудности в адаптации к новым условиям, связанные с их сенсорными, эмоциональными нарушениями, с недостаточной̆ гибкостью мышления. Поэтому при поступлении в школу обучающимся с РАС необходим адаптационный̆ период. Потребности в адаптационный̆ период включают необходимость: — установления эмоционального контакта между учителем и ребенком; — усиления учебной мотивации ребенка; — индивидуально дозированного введения ребенка в ситуацию обучения в классе. е ) Потребность в комплексном психо -лого-педагогическом сопровождении при освоении адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) и/или адаптированной̆ образовательной̆ программы (АОП).

Читайте также: