Структурные подразделения центрального аппарата фнс россии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Российская Федерация является страной с интенсивно развивающимся налоговым законодательством, но с утраченным опытом и неординарными условиями его использования. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Федеральная налоговая служба как федеральный орган исполнительной власти 5
1.1. Место и роль Федеральной налоговой службы России в системе органов исполнительной власти РФ 5
1.2 Структура Федеральной налоговой службы России 10
Глава 2. Характеристика основных полномочий Федеральной налоговой службы России 22
2.1. Функции ФНС России 22
2.2. Взаимодействие ФНС России с государственными органами власти 26
Глава 3. Основные направления совершенствования уровня налогового администрирования 35
Заключение 44
Список использованной литературы 47

Содержимое работы - 1 файл

Федеральная налоговая служба ее структура задачи и функции.docx

Элементами системы налоговых органов являются структуры Федеральной налоговой службы различного уровня, в совокупности образующие определенную иерархию.

Структура Федеральной налоговой службы – внутренняя организация и совокупность управленческих связей между подразделениями налогового органа, обеспечивающая выполнение функций конкретного налогового органа.

Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Высшую ступеньку в иерархии налоговых органов занимает центральный аппарат ФНС.

Структура центрального аппарата ФНС утверждается ее руководителем.

Руководитель федеральной налоговой службы:

1. Управление кадров

2. Группа советников и помощников

3. Заместитель Руководителя:

- Управление урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства

- Территориальные органы ФНС России, входящие в Центральный федеральный округ

- Территориальные органы ФНС России, входящие в Южный и Северо-Кавказский федеральные округа

- Территориальные органы ФНС России, входящие в Приволжский федеральный округ

- Управление имущественных налогов

- Территориальные органы ФНС России, входящие в Уральский федеральный округ

- Подведомственные организации ФГУП ГНИВЦ ФНС России

- Межрегиональная инспекция ФНС России по ЦОД

- Территориальные органы ФНС России, входящие в Дальневосточный федеральный округ

- Межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №№ 1-9

- Территориальные органы ФНС России, входящие в Сибирский федеральный округ

- Управление досудебного аудита

- Территориальные органы ФНС России, входящие в Северо-Западный федеральный округ

В функции центрального аппарата ФНС РФ входят изучение и анализ практики применения действующего законодательства, участие в подготовке законодательных актов, разработка инструкций, методических рекомендаций, указаний о порядке взимания того или иного налога 4 .

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации. 6 апреля 2010 года Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина № 507-р "О руководителе Федеральной налоговой службы" Мишустин Михаил Владимирович назначен руководителем Федеральной налоговой службы.

Руководитель Федеральной налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач и функций.

Руководитель Федеральной налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

Установлены следующие виды территориальных органов Федеральной налоговой службы России:

1) Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам;

2) Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных;

3) Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по федеральному округу;

4) Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации;

5) инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекция Федеральной налоговой службы межрайонного уровня.

В непосредственном подчинении Федеральной налоговой службы находятся первые четыре вида территориальных органов. Инспекции ФНС по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции ФНС межрайонного уровня подчиняются Управлениям ФНС по субъекту РФ.

Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам призвана вести учет крупнейших налогоплательщиков, оперативно-бухгалтерский учет сумм налогов, подлежащих уплате ими и фактически поступивших в бюджет, полный налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками, их налоговое администрирование (т.е. система управления налоговым процессом) возврат и зачет налогов, предоставление отсрочки и т.д.

В целях отнесения налогоплательщика к категории крупнейшего применяются следующие категории: показатель финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации и взаимосвязь между организациями 5 .

Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных осуществляет автоматизированный контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, ведение федеральных информационных ресурсов и информационное обслуживание ФНС России. Эта структура отвечает за прием и входной контроль данных налоговой, бухгалтерской отчетности, получаемой от налоговых органов и налогоплательщиков, проводит их автоматизированную обработку. Соответственно, к ее компетенции отнесено ведение Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН), реестров лицензий, разрешений, свидетельств, архивное хранение ресурсов на основе электронных хранилищ данных и бумажных носителей. Всю собираемую информацию Межрегиональная инспекция по централизованной обработке данных будет предоставлять по запросам органов государственной власти и местного самоуправления, а также доводить до сведения территориальных органов ФНС России в касающейся их части. Помимо этого, инспекция на основании имеющихся информационных ресурсов будет осуществлять автоматизированный отбор налогоплательщиков для проведения проверок.

Межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу проверяют эффективность работы территориальных органов ФНС России и организаций, находящихся в ведении ФНС России, в соответствующем федеральном округе. При этом межрегиональные инспекции по федеральному округу призваны взаимодействовать с полномочными представителями Президента РФ и принимать участие в организуемых ими проверках. Помимо этого, на них возложена функция по проведению анализа схем уклонения от налогообложения, подготовка предложения по их выявлению, пресечению и предупреждению. Также представители межрегиональных инспекций по федеральному округу оказывают территориальным налоговым органам помощь при представлении интересов государства в арбитражных судах.

Управления ФНС России по субъектам РФ являются территориальными органами 6 . Они призваны контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах, полноту уплаты налогов, производство и оборот этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, а также валютного законодательства. К их компетенции отнесена выдача лицензий на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции. Кроме того, управления регистрируют юридических лиц и предпринимателей, контролируют правильность применения контрольно-кассовой техники, представляют государство в делах о банкротстве. В их функции входит также и бесплатное информирование налогоплательщиков о действующем законодательстве о налогах и сборах. Возврат и зачет излишне уплаченных сумм также отнесен к компетенции УФНС России по субъектам.

Помимо этого, инспекция на основании имеющихся информационных ресурсов осуществляет автоматизированный отбор налогоплательщиков для проведения проверок.

Инспекции ФНС России по району, району в городе, городу без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня напрямую подконтрольны управлениям ФНС России по субъектам РФ и осуществляют их функции на местах. Так, к их компетенции относятся контроль за соблюдением налогового законодательства и уплатой налогов, объемами производства и реализации этилового спирта, валютными операциями, полнотой учета выручки денег, учет налогоплательщиков на подведомственной территории, регистрация юридических лиц и предпринимателей. Помимо этого, инспекции на местах ведут оперативно-бухгалтерский учет по каждому налогоплательщику и виду платежа, проводят налоговые проверки и занимаются взысканием недоимки, пеней, а также налоговых санкций, представляют в соответствии с законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам.

Основное бремя работы с налогоплательщиками лежит на инспекциях ФНС России по районам, районам в городах, городах без районного деления и межрайонного уровня. Инспекция непосредственно подчиняется Управлению ФНС России по субъекту федерации. Будучи юридическим лицом, инспекция самостоятельно от своего имени приобретает и осуществляет гражданские имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает в суде истцом, ответчиком. Именно инспекции непосредственно реализуют перечисленные выше функции налоговых органов.

Районные (городские) государственные налоговые инспекции выполняют основную нагрузку по непосредственному контролю за исполнением налогового законодательства всеми физическими и юридическими лицами на обслуживаемой территории. В соответствии со ст. 18 Положения о Государственной налоговой службе Российской Федерации они:

- обеспечивают своевременный и полный учет плательщиков налогов и других обязательных платежей, правильность начисления платежей гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также поступление этих платежей в бюджет;

- контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет,

- проверяют достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налогов и обязательных платежей;

- производят осмотр, фиксацию, содержание и изъятие у организаций документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов от налогообложения;

- получают от предприятий, учреждений, организаций, финансовых органов и банков документы, на основании которых ведут оперативно- бухгалтерский учет по каждому плательщику и виду платежа сумм доходов и других платежей, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм финансовых санкций и административных штрафов;

- приостанавливают операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово- кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить) налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 13 апреля 2020 года N ЕД-7-4/251@

О структуре центрального аппарата Федеральной налоговой службы

1. Создать в структуре центрального аппарата Федеральной налоговой службы:

1.1. Управление налогового мониторинга в составе:

отдел нормативного правового и организационного обеспечения налогового мониторинга;

отдел внедрения информационных технологий в налоговом мониторинге;

отдел развития систем внутреннего контроля и управления рисками.

1.2. Управление информационной безопасности в составе:

отдел правовой защиты информации и организации деятельности территориальных подразделений;

отдел криптографической защиты информации и организации работы удостоверяющего центра ФНС России;

отдел технической защиты информации и специальной связи.

1.3. Управление регистра населения в составе:

отдел методологии единого государственного реестра записей актов гражданского состояния;

отдел методологии единого регистра населения;

отдел контроля технологических процессов;

отдел анализа и контроля качества данных.

1.4. Управление электронного документооборота в составе:

отдел методологии взаимодействия с налогоплательщиками по телекоммуникационным каналам связи;

отдел методологии применения электронной подписи и хранения электронных документов хозяйствующими субъектами;

отдел методологии организации и развития электронного документооборота между хозяйствующими субъектами.

2.1. В структуре Управления камерального контроля отдел налогового мониторинга.

2.2. В структуре Управления информационных технологий:

отдел информационной безопасности;

отдел технической защиты информации и специальной связи.

2.3. В структуре Управления регистрации и учета налогоплательщиков:

отдел методологии ведения единого реестра записей актов гражданского состояния;

отдел методологии ведения единого реестра населения.

3.1. Управлению налогового мониторинга - функции Управления камерального контроля в части осуществления функций налогового мониторинга.

3.2. Управлению информационной безопасности - функции Управления информационных технологий в части осуществления функций информационной безопасности.

3.3. Управлению регистра населения - функции Управления регистрации и учета налогоплательщиков в части методологии ведения реестра населения и единого государственного реестра записей актов гражданского состояния.

4. Утвердить в структуре центрального аппарата 26 управлений по основным направлениям деятельности ФНС России.

5. Установить следующую предельную численность:

Руководство - 133 единицы;

Управление информационных технологий - 41 единица;

Управление регистрации и учета налогоплательщиков - 37 единиц;

Управление камерального контроля - 42 единицы;

Управление налогового мониторинга - 22 единицы;

Управление информационной безопасности - 20 единиц;

Управление регистра населения - 22 единицы;

Управление электронного документооборота - 20 единиц.

6. Заместителю руководителя Федеральной налоговой службы А.В.Егоричеву установленным порядком представить на утверждение:

проект положения об Управлении налогового мониторинга с учетом пунктов 1, 3 настоящего приказа;

проект штатного расписания Управления налогового мониторинга, с учетом пунктов 1, 5 настоящего приказа;

проект положения об Управлении камерального контроля и штатного расписания с учетом пунктов 2, 3, 5 настоящего приказа.

7. Заместителю руководителя Федеральной налоговой службы А.С.Петрушину установленным порядком представить на утверждение:

проект положения об Управлении информационной безопасности с учетом пунктов 1, 3 настоящего приказа;

проект штатного расписания Управления информационной безопасности с учетом пунктов 1, 5 настоящего приказа;

проект положения об Управлении информационных технологий и штатного расписания с учетом пунктов 2, 3, 5 настоящего приказа.

8. Заместителю руководителя Федеральной налоговой службы В.Г.Колесникову установленным порядком представить на утверждение:

проект положения об Управлении регистра населения с учетом пунктов 1, 3 настоящего приказа;

проект штатного расписания Управления регистра населения с учетом пунктов 1, 5 настоящего приказа;

проект положения об Управлении регистрации и учета налогоплательщиков с учетом пунктов 2, 3, 5 настоящего приказа.

9. Заместителю руководителя Федеральной налоговой службы А.В.Егоричеву установленным порядком представить на утверждение:

проект положения об Управлении электронного документооборота с учетом пунктов 1, 3 настоящего приказа;

проект штатного расписания Управления электронного документооборота с учетом пунктов 1, 5 настоящего приказа.

10. Начальнику Финансового управления И.Е.Балашовой внести изменения в штатное расписание центрального аппарата ФНС России с учетом пунктов 1, 2, 4, 5 настоящего приказа.

11. Признать утратившим силу приказ ФНС России от 10.04.2020 N ЕД-7-4/246@ "О предельной численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, структурных подразделений центрального аппарата ФНС России".

Читайте также: