Вожодыр удмуртский праздник кратко

Обновлено: 05.07.2024

Страшные, но желанные гости

— Тут и вожо-баба, и пляшут, угошшают эти, хозяева: кто-то пивом напоит даже и самогоном. Конфеты там. И потом уж уходят, добра желают. Этому хозяину уже добра желают: “Ну, штобы вам жить богато, штобы урожай был хороший, и всё, и штобы дома было всё хорошо!”. А если кто не встречают дак —ой, обругают-уйдут: “Штобы у вас ничего не было!”

Круги на дороге, кости в подоле

Вожо келян (проводы вожо)

После 19 января ряженых в дом больше не пускали.

Выбор постельного белья - важный и ответственный шаг. Ведь белье создает уют и комфорт в вашем доме. Постельное белье Beverly Hills Polo Club в магазине issi - это высокое качество, отличая цена. К тому же очень много расцветок.

Удмуртский праздник вожодыр.

Вожодыр - Удмуртские святки, время гаданий и гуляний по улицам ряженых, период с 7 по 19 января.Если перевести дословно,вожо - ряженые, а дыр это время, значит время ряжнеых.

В те давние дохристианские времена с надеждой на неминуемую весну, на лучшие урожайные годы, в самые темные дни года в попытке договориться с всемогущими духами природы устраивали эти веселые празднества, вожояськон дыр (вожодыр).

Все традиции, обряды, языческие, советские, христианские, давно перемешались, поэтому молодежи, не знающей истории своего края сложно отделить старые, народные языческие обрядовые мероприятия от советских или церковных праздников.

Так же и с Удмуртскими святочными празднованиями “вожодыр”, в дни, когда духи мертвых выходят в мир живых, вожояськон, портмаськон очень схожи с русскими рождественскими колядками, гуляниями ряженых и гаданиями.

Гуляния вожодыр.

И ВСЕ-ТАКИ, КТО ЖЕ ТАКИЕ “ВОЖО”?

Вожоёс - грозные духи, могут принимать различные виды и появляться перед людьми то столбом, то пнем, то углом дома и даже могут принять облик человека.

Живут Вожоёс в заброшенных после смерти хозяев, домах, старых банях и сараях, под мостами через реки и ручейки, Вожо олицетворяли души умерших предков.

Сезонные Удмуртские духи вожо и инвожо приходили в мир людей в дни зимнего и летнего солнцеворота и обладали способностью оборотня, могли заморочить, запутать, увести и погубить одинокого человека.

Самыми сильными и опасными считались зимние вожо, которые приходят по воде и туда же уходят, в этот период строго запрещалось стирать, ходить в баню, стричь волосы, ногти, мыть полы, ходить по кладбищу и тревожить мертвых. Поэтому все эти работы должны были завершены хозяйками к Рождеству.

Угощения для вожо.

Во время летнего солнцеворота, в период цветения ржи считались днями инвожо и Вумурта (водяного) и в этот период не разрешалось полоскать белье на речке и обрабатывать землю острыми инструментами.

Земля считалась беременной будущим урожаем и, потревожив духов можно было накликать много бед, Вумурт и Инвожо могли разозлиться и отомстить.

Вечером и ночью Вожо активизировались и, проходя мимо их мест обитания, под мостами, мимо заброшенных домов, бань, непременно нужно было произнести: "Господи, Боже! (Остэ, Инмарэ!)".

Моя бабушка строго-настрого запрещала детям по вечерам выходить на улицу, чтобы избежать встречи с Вожо, а дома сидеть тихо не привлекать шумом и криками к себе злых духов.

КАК ПРАЗДНОВАЛИ ВОЖО, КАК ПРОХОДИЛИ ГУЛЯНЬЯ.

Празднования и гуляния Вожояськон, как я говорил ранее, напоминают колядки, с гаданиями, теми же хождениями ряженых из дома в дом, и с обильными угощениями.

Ряженые (вожоёс) старались, кто на что горазд, разодеться и намазаться как можно страшнее обвешивались разнообразными колокольчиками, побрякушками, привязанными вениками и вместо посоха кухонная утварь, кочерга, ухват или лопата, пройтись по улицам и зайти к кому-нибудь в дом.

Чтобы невозможно было узнать, женщины одевались в мужские наряды, мужчины в женские, надевали вывернутые наизнанку шубы, тулупы, шапки, шкуры животных и причудливые наряды, разрисовывали сажей лица.

Все эти наряды должны были сбить с толку злых, темных духов.

Веселой шумной компанией, с плясками, песнями, шумелками вваливались в избу и начинали хороводить, кто молча прыгать, плясать, кто может, пели песни куплеты славя этот дом, а своим видом и действиями выгоняя нечисть, находящуюся в доме и предвещая счастливую, благополучную, удачную, сытую жизнь в наступившем году.

Звонко колотя в печные заслонки и чугунки, крутя в воздухе трещотки, то что имели при себе, гоготали и выли на все лады из-под звериных и ведьминских масок не даваясь хозяевам быть узнанным, показать лицо.

Получив за свои старания угощения в виде пирожков, шанежек, перепечей, любой другой вкусной выпечки, сладостей и конфет от щедрых хозяев, а где пива подадут или чарочку самогонки, с таким же шумом уходили в следующий дом.

Считалось, что ряженые изгоняют злых духов, беды и приносят удачу, способствуют рождению здоровых детей, увеличению поголовья скота, богатому урожаю, поэтому их радушно встречали в каждом доме.

Ряженых, вожоёсты, не пускали в дом с новорождёнными и маленькими детьми дабы не напугать своим видом детей. Обходили так же стороной дома с больными эти страшные, но желанные гости.

Затем, придя домой и, сняв свои наряды, часть собранного угощения, выпечку, скармливали скотине, чтобы она была здоровой и плодовитой, а детвора с радостью уплетала сладости.

В святочные дни, вожодыр, проводились гадания и занимались этим в основном молодежь, собираясь компанией, ближе к полуночи в чьем-то доме либо в клубе или другом удобном помещении.

Девичьи гадания во время празднования вожодыр.

Гадали - у кого ожидается свадьба в этом году, девушки, гадали на жениха, парни интересовались, какая будет невеста, какая жизнь предстоит впереди - богатая или бедная.

Способов заглянуть в будущее много, каждый приходил со своими вариантами гадания,а устав сидеть в душном помещении, гадания продолжались на улице.

Вставали под окнами и прислушивались к разговору в доме. Слова услышанные проецировались на загаданное, жизнь, деньги или любовь. Кидали валенок через ворота, с какой стороны приедет жених, вывешивали на улице, за окна полотенце со словами:"суженый, ряженый приди ко мне вытрись". Если полотенце окажется к утру мокрым, то скоро вы найдете свою половину.

Даже вернувшись домой и, ложась спать находили возможности погадать - что приснится, то и сбудется или под подушку что-либо клали, например записки с именами суженого и проснувшись утром доставали первую попавшуюся бумажку.

Вместе с гаданиями молодежь веселилась, катались с горки на санках, устраивали всевозможные игры и вся эта весельба, вожояськон дыр заканчивалась 18 числа, после которого ряженых в дом не пускали.

Вожокелян нунал (день проводов вожо) запрещалась всякая работа, с утра нельзя было даже воды в дом принести, говорили, что даже и кур нельзя утром кормить.

Провожали Вумурта и вожо, пели обрядовые песни, вели мирные разговоры, ходили с угощениями из дома в дом, а на следующий - наступает христианский церковный праздник крещение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Эти веселые уличные гуляния с хождением из дома в дом, радуя жителей и принося счастье, удачу и достаток со временем стали угасать, а кое-где даже стали забывать народные обрядовые традиции.

В наше время остаются еще кое-где инициативные люди, библиотечные, клубные работники пытающиеся возродить, вспомнить кто такие “Вожо” и как проходил период празднования вожодыр.

Наши ужастики вожо.

Не нужны нам заморские хэллоуины, у нас есть свои праздники с ужастиками и страшилками похлеще иностранных и наши праздники намного красивее и веселее нужно только вспомнить и возродить, одним из которых и является Вожодыр.

Спасибо Всем кто дочитал статью до конца. Любите себя, ведь любовь к себе влияет на обогащение во всех сферах жизни. Будьте здоровы, счастливы и веселы.

Если по статье появились вопросы, замечания, предложения, пишите в комментариях.

(6 января 2019) Под влиянием христианства в быту удмуртов утвердились элементы рождественско-новогоднего празднества, объединенного традиционным названием Вожодыр, которым стали именовать период от рождества до крещения.

Зимний цикл календарной обрядности в дни зимнего солнцестояния назывался Вожодыр. Характерными элементами этого периода были ряженье и гадание. Начинался он праздником, который назывался раньше Толсур, позже — Ымусьтон, Рошво (Рождество). На него приглашали гостей, а также назначали свадьбы. Хозяева приглашали гостей и на крещение.

59d2e9e3022aa4755f23b6dc64e969ea

Ряженые надевают вывернутые наизнанку тулупы, лица мажут сажей или надевают маски и ходят так из дома в дом, а хозяева должны их ублажать. Ряженые пляшут, показывают разные действа не произнося при этом ни звука — они просто создают много шума. А хозяева в этот момент должны узнать их. Это их знакомые — соседи, родственники, живущие на соседней улице. Хозяева пытаются сорвать маску или ущипнуть ряженого так, чтобы он заорал и выдал себя. Считается, что если узнаешь ряженого, то в этот год все будет хорошо в твоей семье.

Наступление нового года — это время перехода. Из старого года в новый, из зимы в лето. Переходное состояние таило опасность. В удмуртской традиции есть особое божество этого перехода — Вожо. Это божество злое, а отсюда появились предостережения и запреты. Во время обрядов-переходов нельзя было греметь, издавать громкие звуки железными предметами. Персонажи ряженых — это представители мира предков, представители иного, потустороннего. Они не говорят или пытаются говорить на каком-либо странном языке.

234460611

Шевыряловский Культурный Центр

Шевыряловский Культурный Центр

Шевыряловский Культурный Центр запись закреплена

Вожодыр Вожодыр – период времени, несколько дней после зимнего солнцестояния, когда согласно верованиям древних удмуртов, по земле ходит нечистая сила (вожо). Этим Вожодыр сильно напоминает православные Святки. Так же как и в христианской вере принято было рядиться в костюмы медведей, коней, стариков с бородой. Ряженые проходили по поселению со страшными криками, воем, ударяли палками по стенам жилых построек. Считалось, что ряженые пугают нечистую силу, избавляют от хвори, приносят удачу в делах, способствуют повышению урожайности земель, увеличению поголовья домашнего скота. Каждому ряженому, вошедшему в дом, предлагали какое-либо угощение. Вечерами молодежь играла в святочные игры и гадала. В этот период времени удмуртам запрещалось работать.

Вӧй
Вӧй – праздник напоминающий Масленицу. Празднование проводили через 7—8 недель после Нового года, в конце февраля — начале марта. В эти дни проводились народные гуляния: катались с горок. Водили хороводы, катались на санях и жгли солому и факелы. Лошадей украшали колокольчиками и разноцветными ленточками.

🐑

Шорт миськон
Этот праздник приурочен к завершению цикла заготовки пряжи, которое приходилось на начало весны. В честь этого события организовывали гуляния шорт миськон. Символом праздника были прялки, которые женщины носили с собой.

Лудэ лэзён
Этот праздник связан с культом домашнего скота. Все совершаемые на него ритуальные действия были направлены на сохранение поголовья от болезней и хищников, а также увеличение плодовитости животных.

Гербер, Гырон быдтон, Гершид
В эти дни удмурты совершали обряды, призванные обеспечить богатый урожай. Праздник проводили на цветущей поляне. Молодые удмурты играли и водили хороводы, соревновались в силе и скорости.

Сизьыл юон
Сuзьыл юон – осенний пир, приходившийся на конец осени. В этот день пекли хлеб совершали ритуалы для хорошего урожая зерновых на следующий год.

Читайте также: